A61C19/00 Зубоврачебные вспомогательные приборы и приспособления A61C5/04 приспособления для пломбирования зубов; способы или инструменты для лечения зубных каналов
Автор(ы):
Рехачев В.М. , Збарж Я.М.
Патентообладатель(и):
Рехачев Владимир Михайлович
Приоритеты:
Использование: изобретение относится к стоматологии и может быть использовано для тренировки стоматологов при пломбировании зубных каналов. Сущность изобретения: в модели зуба в виде макета реального зуба, закрепленного в фиксирующей массе и снабженного зубным каналом, новым является то, что зуб установлен в фиксирующей массе с зазором, а фиксирующая масса выполнена из рентгеноконтрастного материала. Это позволяет имитировать свойства костной ткани вокруг корня зуба, а после учебной операции провести визуальный контроль результатов по рентгеновскому изображению. 1 ил.
Формула изобретения
Модель зуба для тренировки стоматологов, содержащая макет зуба, снабженный каналом и закрепленный в фиксирующей массе, отличающаяся тем, что макет зуба установлен в фиксирующей массе с зазором, причем фиксирующая масса выполнена из рентгеноконтрастного материала.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к стоматологии и может быть использовано для тренировки стоматологов при пломбировании зубных каналов.
В настоящее время в учебной практике лечащих стоматологов при пломбировании зубных каналов используют макет зуба или натуральный зуб, жестко закрепленный в фиксаторе, например, в гипсе. Подобная модель не позволяет получить необходимые навыки при введении пломбировочной массы в зубной канал. В основном, это объясняется тем, что вершина зуба упирается в жесткую массу фиксатора и не создает имитации разрежения костной ткани, окружающей больной зуб. Правильно запломбированный канал должен содержать пломбировочную массу по всему каналу, без разрывов и выхода массы в околозубное пространство. Этого можно достичь только путем многократных повторений на модели, приближенной к реальной. На практике врачи после пломбирования канала зуба делают контрольный рентгеновский снимок и по рентгеновскому изображению осуществляют визуальный контроль качества лечения. Известные учебные модели не позволяют производить визуальный контроль, что делает учебный процесс далеким от реальных условий и снижает эффективность обучения.
Известно несколько решений, касающихся создания моделей зуба для тренировки стоматологов. Наиболее близким решением можно считать модель зуба для тренировки стоматологов по заявке Японии N 4-5456, кл. F 61 C 19/00, G 09 B 23/28//A 61 C 13/09, 1990 (ИСМ 7-15-93, с. 56). Модель представляет собой искусственный зуб, повторяющий натуральный. Зуб жестко закреплен в фиксаторе и жестко контактирует с ним по всему периметру контакта. Зуб выполнен из трех слоев разной проводимости, имитирующих соответственно слои реальных зубов: эмаль, дентин и пульпу.
Предлагаемое изобретение направлено на решение задачи создания модели зуба, наиболее приближенной к реальному, снабженной зубным каналом, который на выходе контактирует с материалом, имитирующим свойства костной ткани вокруг зуба. Обучение на такой модели повысит эффективность учебного процесса благодаря приближенности к реальным условиям лечения.
Сущность изобретения заключается в том, что в модели зуба для тренировки стоматологов, содержащей копию зуба, закрепленную в фиксаторе и снабженную зубным каналом, новым является то, что зуб установлен в фиксаторе с зазором, а фиксатор выполнен из рентгеноконтрастного материала.
Это приблизит учебную ситуацию к реальной, когда нет строго обозначенной границы вершины зубного канала, а также позволит проводить визуальный контроль по рентгеновскому изображению результатов учебной операции. Подобное усовершенствование сделает учебный процесс более эффективным.
На чертеже представлен общий вид модели в разрезе.
Предлагаемая модель содержит (чертеж) натуральный зуб 1 (или макет зуба) с каналом 2. Зуб закреплен в корпусе 3, заполненном фиксирующей массой 4. Фиксирующая масса 4 выполнена из рентгеноконтрастного материала. Зуб 1 установлен в фиксирующей массе 4 с зазором 5.
Приведен вариант решения предлагаемой модели. Корень натурального зуба 1 помещен в полиэтиленовую трубку, например, от системы переливания крови. Зуб 1 с трубкой закрепляются в фиксаторе 4 из рентгеноконтрастного материала, например, стенса термопластической слепочной массы, которая имеет способность переходить при определенных температурных условиях из вязкого состояния в твердое. Благодаря тому, что диаметр трубки, надетой на зуб, больше диаметра вершины зуба, между вершиной зуба (и зубного канала) и фиксатором 4 создается зазор 5. Для придания формы фиксатор помещен в корпус 3, например, из полиэтиленовой трубки от одноразового шприца.
В процессе обучения на такой модели зубной канал пломбируется специальной пломбировочной пастой. При этом могут быть различные результаты: пломбировочная масса заполнит весь канал, часть канала, весь канал, но с пропусками, а также возможен случай, когда часть пломбировочной массы выходит из зубного канала в околозубное пространство. Результат учебного процесса можно проконтролировать на рентгеновском изображении.
Многократное повторение учебного задания на предлагаемой модели развивает навыки практической работы в условиях, приближенных к реальным, что повышает эффективность учебного процесса.
Источник
Трейнер для зубов
Показания к применению
Трейнер для зубов в большинстве случаев применятся с двух лет во время молочного и сменного прикуса. Конструкции позволяют минимизировать риск возникновения дефектов прикуса после смены зубов на постоянные. Основные показания для назначения детских трейнеров:
Дыхание через рот
Парафункция языка
Вредные привычки сосать пальцы или другие предметы
Неправильное расположение постоянных передних зубов
Сужение зубных рядов
Разнообразные аномалии прикуса
Скученность зубов из-за недостатка места на альвеолярном гребне
В некоторых случаях зубные трейнеры назначаются людям со сформированным постоянным прикусом. Распространенные причины:
в качестве ретенционного аппарата для закрепления результатов лечения брекетами или капами
ротовое дыхание
парафункция языка
Основная задача трейнеров – формирование правильного функционирования мышц в ротовой полости. Ни брекеты, ни ортодонтические пластинки не способны воздействовать на мышечные структуры.
В стоматологии «Smile» в Иваново индивидуально определяют показания к использованию ортодонтических трейнеров Записывайтесь на прием, и после обследования полости рта врач подберет оптимальный способ коррекции расположения зубов у взрослых и детей.
Противопоказания
Ортодонтические трейнеры хороши тем, что практически не имеют ограничений для использования. Поэтому они могут назначаться в ситуациях, когда пациенту по какой-либо причине нельзя проводить коррекцию брекетами или хирургическим способом.
Основное ограничение для применения трейнеров – слишком выраженный дефект расположения зубов, при котором конструкция будет неэффективна. Еще одно противопоказание – отсутствие возможности носового дыхания: хронический насморк, аденоиды. Во время ношения конструкции дыхание через рот становится невозможным.
Плюсы и минусы трейнер-систем
У каждой ортодонтической конструкции есть свои достоинства и недостатки, которые учитывают стоматологи. Трейнеры имеют множество преимуществ, если используются правильно.
Плюсы
Минусы
• Высокие показатели эстетики: прозрачность, приятный блеск, небольшой размер.
• Можно носить только ночью для получения положительного результата.
• Отсутствие дискомфорта во время использования (что особенно важно в детском возрасте).
• Умеренная стоимость конструкций в сравнении с брекетами и элайнерами.
• Простой уход за трейнером, не требуется специальных приспособлений.
• Простота в использовании: быстро надевается и снимается.
• Эффективны только при небольших изменениях расположения зубов, но не подойдут для выраженных аномалий прикуса.
• Длительный процесс лечения, первые результаты появляются не сразу.
• Большое внимание к времени и правильности ношения (у детей этим должны заниматься родители). При нарушении рекомендаций стоматолога может снизиться эффективность лечения.
Стоматологи «Smile» внимательно относятся к своим клиентам, поэтому выбор подходящей системы коррекции прикуса осуществляется совместно. Врач подробно расскажет все достоинства и недостатки конкретных конструкций, чтобы пациент смог определиться с лучшим вариант для себя.
Виды трейнеров
В зависимости от назначения ортодонтические трейнеры делятся на 2 подгруппы. Первая включает конструкции для брекетов:
Трейнеры Lingua. Цель применения — тренировка положения языка в ходе ортодонтического лечения. Можно комбинировать с брекетами. Также помогают уменьшить риск травмирования слизистых в ходе лечения брекет-системами.
Трейнеры Т4В. Используются совместно с брекетами. Способствуют налаживанию правильной работы мышц, что предотвращает рецидивы развития неправильного прикуса. Стимулируют рост нижней челюсти.
Трейнеры Т4СII. Обеспечивают не только выраженный миофункциональный, но и ретенционный эффект. Повышают стабильность результатов лечения брекетами.
Вторая подгруппа включает:
Трейнеры Т4К. Предназначены для преортодонтического лечения у детей. Позволяют, при незначительных дефектах и своевременном применении, избежать дальнейшей необходимости использования брекетов.
Трейнеры Т4А. Может использоваться у взрослых для коррекции незначительных эффектов путем устранения миофункциональных причин проблемы. Способствует хорошему закреплению результатов коррекции.
Trainer for Infant. Разработаны для детей 2-5 лет, помогают бороться с вредными привычками, перейти на носовой тип дыхания и снизить риск развития аденоидов. Также служат для тренировки мышц рта и способствуют правильному росту челюстей.
Подобрать оптимальный вид трейнера способен только профессиональный ортодонт. Врач осматривает ротовую полость, при необходимости назначает дополнительные обследования. Только потом подбирается оптимальный способ ортодонтической коррекции и модель конструкции.
Цена услуги
Трейнеры считаются одним из самых бюджетных методов исправления прикуса. Если пациент может обойтись исключительно этими конструкциями, то врач обязательно их порекомендует. Точную стоимость лечения заранее сказать нельзя, так как нужно подобрать правильный трейнер, а цены у них отличаются.
Мнение стоматолога-терапевта
Трейнеры не настолько распространены во взрослой ортодонтии, а применяются в основном у детей в молочном и сменном прикусе. Конструкции оказывают специфическое воздействие на мышечный аппарат рта, способствуют минимизации риска формирования неправильного постоянного прикуса. Ортодонты назначают ношение этих конструкции при небольших дефектах, так как трейнеры оказывают незначительное влияние на смещение зубных рядов и отдельных зубов.
Следует понимать, что трейнеры требуют большой ответственности от родителей. Конструкции нужно ежедневно снимать и надевать, промывать. Важное значение имеет, сколько часов в сутки ребенок носит трейнеры: должно быть не менее 2 часов днем и во время ночного сна. В противном случае эффективность лечения сильно снижается.
Отзывы пациентов
«Трейнеры – очень хороший способ убрать небольшую кривоватость зубов, как оказалось. Записавшись на прием, я рассчитывал на длительное ношение брекетов или элайнеров, но в итоге полностью выровнял зубы достаточно комфортным и бюджетным способом. Спасибо врачам клиники за то, что вообще предложили этот метод, о котором я раньше и не слышал.» Кирилл, 26 лет
«У моего ребенка наблюдалась не очень хорошая привычка сосать пальцы, уже даже начал формироваться неправильный прикус из-за этого. На приеме у стоматолога порекомендовали трейнеры. Первое время я сомневалась в эффективности, так как не замечала особых изменений. Через несколько месяцев, помимо того, что сын избавился от вредной привычки, я начала замечать, что зубы постепенно становятся на место. Спустя еще полгода отметила, что зубной ряд полностью выровнялся. Очень довольна результатом и спасибо врачам клиники.» Оксана, 45 лет
«Слишком поздно заметила смещение зубов у дочери, поэтому начала готовиться к длительному ношению брекетов. Но врач посоветовал, пока прикус меняется, использовать трейнеры. Главная задача была – не усугубить ситуацию. Но должна сказать, что за 8 месяцев ношения, зубы у дочери стали выглядеть гораздо лучше. Отдельно отмечу отсутствие неприятных ощущений при ношении, так как дочка каждый день спокойно надевала трейнеры и не боялась в них ходить.» Марина, 40 лет
Заключение: Трейнеры – специфические ортодонтические конструкции для исправления незначительных дефектов прикуса или профилактики их образования. Применяются в основном в детском возрасте, но могут использоваться и у взрослых. Стоматологи клиники «Smile» предлагают эффективное лечение трейнерами по показаниям с гарантией положительного результата.
Источник
Методологические подходы к моделированию зубов из пластичных материалов
Л. М. Ломиашвили д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА
С. В. Вайц аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА
«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.
Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!
Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.
Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.
Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.
Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.
При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.
Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.
Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины
Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1) .
Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара
Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3) , намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).
Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели
Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.
Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4) , соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.
Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности
Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.
Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора
До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6) .
Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала
Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8) .
Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3)
Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9) .
Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы
Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.
После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.
Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке
Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка
Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба
Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность
Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности
Моделирование из пластики
Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.
Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.
Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.
Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность
На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).
Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19) .
Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.
Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность
Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти
Моделирование 36 зуба из пластилина: основные этапы
Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.
Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23) .
Рис. 23. Придание материалу формы шара
Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).
Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная
С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).
Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина
Клинический случай
Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28) .
Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31) .
Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004)
Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка
Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32) .
Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки
Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33) .
Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки
Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.
Сведения об авторе
Ломиашвили Лариса Михайловна, д. м. н., завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск
Lomiashvili L. M., Doctor of Medicine, Head of the Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk
Михайловский Сергей Геннадьевич, врач-интерн ОмГМА, Россия, Омск
Mikhailovsky S. G., intern doctor OmGMA, Russia, Omsk
Вайц Сергей Владимирович, аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск
Weitz S. V., PhD student, Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk
Methodological approaches to modeling teeth from plastic materials
Аннотация. К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии! Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.
Annotation. Unfortunately, in higher education institutions, students of the Faculty of Dentistry are given limited knowledge about the forms of teeth, not enough hours are devoted to reproducing teeth from improvised materials (clay, plasticine, plastic). But the correctness of the newly created forms is a way to unravel harmony! The ability to properly restore the shape of missing hard tooth tissues in clinical dentistry is of paramount importance.