Первые сертифицированные инструктора хатха-йоги в СССР
Да было и такое. Особенно парадоксально звучит сейчас. Когда, последние лет десять, сертифицируют все кому не лень. За рубли или доллары денег естественно.
Итак, Анато́лий Никола́евич Зубко́в (3 июля 1924, Киев — 30 декабря 1997, Москва) — советский и российский лингвист, специалист по хинди, полиглот (12 языков), пропагандист эсперанто, первый дипломированный йог высшей квалификации в Советском союзе, популяризатор и пропагандист Хатха-Йоги, президент Всесоюзной Ассоциации Развития Человека (восточных оздоровительных систем) и почётный представитель от СССР в Международном Всемирном Союзе Йоги. Анатолий Николаевич был очень разносторонним и талантливым человеком. До поездки в Индию имел уже богатую биографию фронтовика, научного сотрудника, в течении многих лет был радиолюбителем. Но остановимся подробней на его поездке в Индию и знакомством с древней дисциплиной. Индия
В 1963 году от Министерства высшего и среднего образования его, вместе с семьёй на 4 года по культурному обмену направляют работать в Индию. Его задача преподавать русский через хинди в Университете г. Лакхнау (столице штата Уттар-Прадеш, примерно в 200 км от Дели).
А спустя примерно месяц — полтора после приезда Зубковых в Индию один из преподавателей Лакхнаусского университета, биолог, кандидат наук Чананг Синх рассказывает Анатолию Николаевичу о том, что занимается йогой (причем, что удивило Анатолия Николаевича, не философией, а практикой). Он приглашает Анатолия с женой в ближайшие же дни посетить (с чисто ознакомительной целью) место, где проходили занятия. И эта простая экскурсия существенно скорректировала всю дальнейшую жизнь Зубковых.
Впечатление произвело не только, и даже не столько увиденное и услышанное, сколько личность самого их будущего Гуруджи — Шри Рам Кумар Шармы.
Вопрос преемственности этого знания теперь скрыт туманом времени. Сам Шарма-джи утверждал, что считает своим Учителем Свами Шивананду (на первой странице его книги, вышедшей в 70-х на хинди имеется только иконографическое изображение с короткой надписью «сампарна» — учитель).
Семья Зубковых стала учиться йоге. И через 4 года, в 1967, после сдачи непростых и очень строгих экзаменов, они вернулись на Родину с сертификатами: Анатолий Николаевич с сертификатом йога, дающим право учить йоге и лечить с помощью йоги и Роза Васильевна — с правом преподавать. Теперь перед первым в нашей стране дипломированным йогом высшей квалификации встала непростая задача — передать (с разрешения своих учителей) полученные знания людям. Отныне значительная часть жизни Зубковых была неразрывно связана с йогой.
В том же 1967 г. Анатолий Николаевич случайно встречается в Нальчике с корреспондентом журнала «Сельская молодёжь» г. Полковниковым. И вот, несмотря на то, что «Хрущёвская оттепель» уже фактически заканчивалась, журнал решился… Были напечатаны вводная статья и четыре «Урока» (из шести запланированных), пока журнал «Человек и закон» не начал вести борьбу с «вредоносным учением». Это разительно изменило жизнь А. Н. Зубкова.
Пошёл поток писем. Люди приезжали в Москву, звонили (зачастую в три часа ночи, изъявляя готовность приехать к ним домой прямо сейчас на такси), приходили по месту работы и ждали у аудитории окончания лекций. Кто для консультации, а кто и просто чтобы поблагодарить, сказать: «Вы спасли меня и мою семью».
Его приглашали вести лекции во многих городах страны, «и делал он это блестяще». Он читал их по 4 — 5 часов без перерыва (со своим знаменитым стаканом воды для питья «по йоговски»). И конечно вёл «группы». По той методике, с которой приехал из Индии, опираясь на три основных, «золотых» правила йоги: последовательность, постепенность, чувство меры во всём. У Анатолия Николаевича учились такие известные впоследствии преподаватели йоги, как С. В. Кукалев, А. П. Очаповский, В. А. Бабушкин.
При этом его интересы не ограничивались одной Хатха-йогой. Он писал книги и статьи (далеко не только по йоге — всего у него более 30 печатных работ), преподавал, выступал с лекциями, был автором сценария нашумевшего в своё время фильма «Индийские йоги — кто они?», занимался радиолюбительством (начинал ещё в 1937 г., а примерно с 1980 был председателем КДК секции наблюдателей, а одновременно и казначеем этой секции в Московском городском спортивно-техническом радиоклубе), много читал, пропагандировал эсперанто (был членом Комиссии по координации межкультурных связей советских эсперантистов при СОД’е, а находясь ещё в Индии, основал Всеиндийскую Ассоциацию Эсперанто), вёл большую общественную работу (по партийной и профсоюзной линиям, был лектором общества «Знание», руководил Советом Ветеранов института), принимал участие в международных программах (являлся членом Исполкома Общества Советско-индийских культурных связей при Союзе Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами). И при этом оставался человеком, внимательным и заботливым по отношению к другим.
Источник
Зубков Анатолий Николаевич
Сообщение [Страница 1 из 1]
Зубков Анатолий Николаевич
SaTorY
В средине шестидесятых отношения Советского Союза с дружественной Индией продолжали неуклонно набирать обороты, и на работу по строительству промышленных предприятий, а также в рамках культурного обмена в республику выезжали тысячи советских специалистов. Сроки командировок бывали разными, иногда — достаточно длительными, и тогда инженеры и рабочие брали с собой семьи, включая детей. Детям надо было учиться, поэтому вместе с инженерами и рабочими выезжали и учителя. В самой Индии интерес к русской культуре также был немалым, и наши приглашенные преподаватели учили индийских студентов русскому языку прямо на их родине. Среди них оказался и филолог Анатолий Зубков.
Несмотря на довольно молодой возраст, здоровье у него было среднего качества, он с трудом приспосабливался к смене климата и питания. Кто-то посоветовал для улучшения адаптации заняться йогой, и Зубков начал регулярно посещать одну из множества ее школ с достаточно громким названием, которые и тогда, и сегодня найдутся в любом из больших городов Индии. Конечно, в результате регулярной практики он стал чувствовать себя лучше, что усилило его энтузиазм в занятиях. Все время, пока не кончился срок командировки, Зубков систематически занимался, и при отъезде на Родину получил диплом об успешном окончании курсов йоги. Подобные дипломы и сегодня выдают любому европейцу — по его желанию — в любом из многочисленных Центров, школ или ашрамов йоги в Индии, а если курсы платные, то в обязательном порядке. Поэтому история с защитой диплома, изложенная в начале приведенного ниже оригинала статьи, не более чем легенда. Но не это главное.
Необычность дальнейшего поведения А.Зубкова состояла в том, что он настолько проникся верой в полезность практики йоги в любых климатических условиях, что, вернувшись в Советский Союз стал, по сути, первым несгибаемым ее пропагандистом в нашей стране. Конечно, вторая предпосылка состояла в том, что общество было крайне заинтриговано йогой, как справедливо пишут Вайль и Генис: “Фильм: индийские йоги, кто они?” держал в напряжении страну.
Зубков точно уловил уровень заинтересованности общества в этих специфических знаниях и сумел толково, не дразня идеологов, упирая только на терапевтический эффект воздействия асан получить определенную трибуну в средствах массовой информации. В частности долгое время его статьи по йоге систематически печатались в массовом журнале “Сельская молодежь”, а множество отдельных материалов — в самых разных периодических изданиях. Более того, А.Зубков первым начал чтение лекций о йоге на различных предприятиях, в научно-исследовательских институтах и т. д., причем — опять-таки оставаясь в основном неуязвимым для партийных критиков, поскольку принципиально не затрагивал в связи с йогой проблем “духовности” и морали, и проводил свои лекции бесплатно.
После Ивана Антоновича Ефремова Зубков как никто другой способствовал пропаганде йоги в нашей стране, особенно на периферии, и здесь его приоритет не подлежит никакому сомнению. Все последующие московские “учителя” йоги по преимуществу выросли “из” Зубкова. Дело в том, что он не мог удовлетворить потребность массы народа в информации несмотря ни на какую интенсивность своей просветительской работы. И поскольку на преподавателей по йоге был сильнейший спрос, а наши люди всегда отличаются быстрой смекалкой, то вс5коре появилось и предложение, — самиздатовские инструкции и самозванцы, вначале работающие “под Зубкова”, а затем уже и “выбивающиеся в люди” под своим собственным именем. Тем не менее, та йоготерапия, которой был обучен в Индии Зубков, не отличалась глубиной теоретического обоснований. Главным оставался в общем-то замечательный принцип “не навреди”, но дальше воспроизведения того, что преподали ему, Зубков в силу ограниченности полученных когда-то в Индии знаний пойти не мог. И в этом была его слабость, потому что годы шли, и сквозь “железный занавес” постепенно просачивалась новая, более значимая и глубокая информация по данному предмету. Кроме того, накапливался опыт и рос уровень притязаний у самозванных “учителей”, многие из которых были совсем не глупыми людьми, и через много лет Зубков постепенно и как бы уже в силу возраста оттеснился на обочину йоговского движения в Союзе. Не так давно он, будучи уже в преклонных годах, ушел от нас, но светлая память и признание первому в России пропагандисту йоги останется с нами на все времена.
Приводимая ниже копия статьи из журнала “Наука и техника” датируется срединой семидесятых годов.
25.12.11 13:09 автор SaTorY
ХАТХА-ЙОГА — ИСТИНА И ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ
Старший преподаватель кафедры индийской филологии Института стран Азии и Африки при Московском государственном университете индолог Анатолий Николаевич Зубков в течение четырех лет жил и работал в Индии. Наряду с основной работой в качестве преподавателя русского языка в университете города Лакхнау, он все это время занимался в Институте йоготерапии и культуры, после окончания которого защитил диплом йога высшей квалификации. Получению такого диплома способствовало и то, что еще до начала своего востоковедческого образования, Зубков длительное время изучал медицину. Сейчас он считается первым и пока единственным дипломированным йогом в нашей стране. По возвращении из Индии А.Н. Зубков опубликовал ряд статей в нашей прессе об индийских йогах и выступил в качестве соавтора сценария кинофильма “Индийские йоги: кто они?”, прошедшего с большим успехом на экранах нашей страны.
Еще несколько лет назад все, что было связано с йогами, поднималось на смех, встречалось в штыки. И только в последние годы широкие круги советских людей стали проявлять все больший интерес к древнему учению индийских йогов. Многие хотят ближе познакомиться с этим учением, испытать его рекомендации на себе. Ничего удивительного этом нет: ведь каждому хочется быть здоровым и трудоспособным, продлить годы жизни и молодость, подольше оставаться в строю, быть максимально полезным Родине, народу. Заинтересовались учением йогов и представители нашей классической медицины. Примером могут служить недавние выступления в печати видных советских ученых — медиков и биологов, убедительно высказавших свое положительное отношение к одному из аспектов учения йогов — к Хатха-йоге, как к дополнительному ресурсу здоровья. В нашей стране широкое распространение получил так называемый аутотренинг, одна из разновидностей издавна рекомендованной йогами методики самовнушения или психорегулирующей регулировки. Научные эксперименты в этой области проводятся в Москве, Ленинграде, Киеве, Алма-Ате и других городах Советского Союза. В Кисловодском санатории “Крепость” уже течение нескольких лет с успехом, обучают больных этой методике!
Большое внимание обучению правильному дыханию больных, страдающих различными заболеваниями, уделяют в литовском курортном городе Друскининкай, в парке лечебной физкультуры. Комплексы дыхательных упражнений содержат значительное число упражнений, рекомендованных индийскими йогами. Проводится в нашей стране и лечение больных дозированным голоданием, корни которого уходят в глубь истории, к индийским йогам. | В последнее время в нашей центральной и периферийной печати было опубликовано значительное количество статей об индийских йогах. На экранах кинотеатров стал демонстрироваться научно популярный фильм “Индийские йоги: кто они?”, являющийся первым кинофильмом о йогах не только в советской, но и в мировой кинематографии.
Чем же вызван интерес к йогам и их учению? По этому поводу академик П.К. Анохин недавно писал: “Человечество вступило в эру чрезвычайных эмоциональных перегрузок. Мы можем противостоять этому, лишь воспитывая волю, научившись управлять эмоциями и разумно преодолевать так называемые “эмоциональные стрессы”. Гимнастическая система йогов с ее методикой научно обоснованных и контролируемых тренировок, по моему мнению, могла бы стать хорошим подспорьем в деле сохранения здоровья”.
Тем не менее, еще до сих пор многие люди находятся в плену предубеждении, считая, что учение йогов — это чистейшая идеалистическая философская система. Но это не совсем так. И следовало бы внести ясность в этот вопрос. Да, действительно, многие философские аспекты йоги неприемлемы для нас. Но существует и рациональная часть их учения, которая носит название Хатха-йога, и которая занимается исключительно вопросами физической закалки и тренировки человеческого организма, вопросами борьбы со всякого рода недугами. Слово “йога” в переводе на русский язык означает “связь, соединение, единение”. “Связь, единение” чего с чем? Философы-идеалисты утверждают, что это якобы связь души человека с так называемым Абсолютом, всемирным духом. Сторонники же диалектического и исторического материализма понимают термин “йога”, как связь, единение физического состояния тела с сознанием человека. Иными словами, речь идет о гармонии тела и психики. Именно эта рациональная часть учения йогов больше всего заинтересовала наших людей. Именно она может и должна быть взята на вооружение нашим советским здравоохранением. Хатха-йога трактует, как человеку стать полновластным хозяином своего тела, как он может подчинить работу различных органов своей воле, научиться сознательно вмешиваться и регулировать даже биохимические процессы, происходящие в организме. Хатха-йога — это тот аспект учения йогов, который способствует выработке человеком невосприимчивости к различного рода заболеваниям, создает благоприятные условия для продления жизни, молодости и выносливости при сохранении трудоспособности, энергии и жизнерадостности. Хатха-йога включает в себя несколько разделов. Перечислю главные из них. Во-первых, это специфическая система гимнастических упражнений, не похожая ни на одну из гимнастик мира. Большая часть упражнений — “асаны”, то есть статичные пазы, хотя имеется и значительное количество так называемых “вьяям” (динамичных упражнений). В большинстве своем все упражнения носят статико-динамичный или динамико-статичный характер. Упражнения эти йогами не выдуманы, а взяты из самой природы, после многовековых наблюдений за естественным поведением разнообразные животных, птиц, рыб и т. д. Сила йоговских упражнений — в их естественности.
Во-вторых, это необычная, до тонкостей разработанная система дыхательной гимнастики под названием “Пранаяма”. Очевидно, никто в мире не уделял такого огромного внимания дыханию, какое уделяли ему йоги. Йоги неоднократно повторяют: “Жизнь — это дыхание, а дыхание — это жизнь”. Представителями современной медицины уже проверено на практике, что отдельными, специальными дыхательными упражнениями, без применения лекарственных препаратов, можно лечить множество различных болезней.
В-третьих, это оригинальная система гидротерапевтических средств, включающая в себя применение воды не только как средства закаливания организма, но и с терапевтическими целями. Йоги уделяют огромное внимание всевозможным очистительным процедурам и придают здесь воде первостепенное значение. Они обращают большое внимание и на достаточное ежесуточное потребление воды каждым человеком. Современное человечество, по их мнению, утеряло естественное, природой данное чувство жажды, которое может быть утолено только регулярным потреблением достаточного количества чистой воды. Многие же люди в настоящее время приучили себя утолять жажду неестественными средствами.
В-четвертых, это элементы самовнушения, которые сопутствуют каждому упражнению, повышая тем самым его эффективность. Психотерапевтическое воздействие на организм человека находят все большее признание в современной медицинской практике.
В-пятых, это — правильное питание и лечебное голодание. Современные специалисты-диетологи не могут не согласиться со многими рекомендациями, даваемыми индийскими йогами.
В-шестых, это разнообразные гигиенические процедуры и советы, которые должны занимать не последнее место в жизни людей. Йоги всегда являлись поборниками физической и моральной чистоты человека.
И, наконец, это здоровый, правильный режим работы, отдыха и сна. Вот вкратце тот круг проблем, которыми занимается Хатха-йога. Йоги неоднократно напоминают древнюю истину о том, что “в здоровом теле — здоровый дух”, что каждый должен заботиться об укреплении своего здоровья — самого ценного богатства не только для отдельно взятого индивидуума, но и для всего общества.
Специфика гимнастических упражнений Хатха-йоги и их сила воздействия на организм человека заключаются прежде всего в сочетании трех обязательных элементов: специальной позы (или упражнения), определенного типа дыхания и самовнушения.
Хатха-йога — это лечебная гимнастика внутренних органов. И если другие гимнастические системы развивают наружную мускулатуру человека, то гимнастика йогов создает напряжение или, наоборот, расслабление того или иного органа, благоприятные условия для большего притока крови к тому или иному органу, что способствует его оздоровлению, улучшению его функционирования, продлению его жизнеспособности. Хатха-йога — и в этом тоже ее огромная ценность — способствует развитию и укреплению воли.
Мне хочется подчеркнуть, что йога — это, прежде всего, практика, большой и упорный труд над собой. ‘Чтобы, занимаясь по системе Хатха-йоги, добиться успеха, необходимы самодисциплина, организованность, соблюдение правильного образа жизни. Замечу, кстати, что эти условия рекомендуются и другими системами физического воспитания.
Очень важно не забывать о главных принципах, соблюдение которых является обязательным для всех занимающихся Хатха-йогой: последовательность в разучивания упражнений, с постепенным переходом от простого к сложному; систематичность, регулярность в занятиях; умеренность во всем. От некоторых наших дилетантов в йоге мне часто приходятся слышать, что якобы никаких комплексов в этой системе не существует, и что каждый должен индивидуально подбирать для себя определенный набор “асан”. Это неправильное и, я бы сказал, даже вредное заблуждение.
Не кто иной, как йоги, еще в древности прекрасно знали о тесной взаимосвязи всех органов в человеческом теле. Возможно, именно они первыми стали думать о комплексном воздействии упражнений на организм человека. Вот почему у йогов имеются два главных комплекса: основной, обязательный, каждоутренний комплекс для здоровых и больных людей (это и есть начало начал) и усиленный комплекс (для лиц, уже продвинутых в йоге). Существует также бесчисленное множество так называемых лечебных комплексов, направленных против того или иного заболевания и построенных на базе основного или усиленного комплекса. Не могу не остановиться на одном вопросе, имеющем исключительную важность. В последнее время, в связи с интересом к занятиям йогой, в Москве и других городах появилось большое количество “специалистов” по йоге. Они охотно берутся за руководство многочисленными кружками любителей Хатха-йоги, проводят коллективные и индивидуальные занятия с больными и здоровыми людьми. Между тем многие из таких “специалис¶Іов” не имеют ни соответствующих знаний в этой области, ни подготовки, полученной в индийских институтах йоготерапии, ни званий, ни методики, тщательно разработанной настоящими йогами. Эти лжепедагоги подчас не располагают даже элементарными медицинскими знаниями и не в состоянии дать мало-мальски квалифицированный ответ на вопросы, касающиеся методики или теории учения йогов.
Мне известны случаи, когда такие “учителя” с первого занятия ставили человека на голову, не считаясь ни с его возрастом, ни с состоянием здоровья. В результате у некоторых людей, главным образом пожилых, страдающих повышенным кровяным давлением, произошли кровоизлияния в мозг с последующим параличом конечности и отнятием речи.
Невежественные “наставники” дают неправильные, вредные рекомендации, сами черпая свои “знания” из весьма сомнительных, перепечатанных на машинке источников, которые содержат многочисленные ошибки и описки. Как-то в руки мне попалось “руководство”, где рекомендовалось ежедневно проделывать клизму из горячей воды. К чему может привести такой совет, каждому должно быть ясно, тем не менее находятся простаки, которые следуют подобным советам, после чего быстро попадают в больницу. А в одном анонимном “пособии” по Хатха-йоге рекомендовалось ежедневно брать в рот подсолнечное масло и держать его во рту до тех пор, пока оно не загустеет. Затем советовали его выплевывать. Подобная “процедура” дает якобы избавление от всех существующих на земле болезней.
Читаешь такой абсурд и удивляешься: как можно в наше время верить подобным рекомендациям и, что самое обидное, следовать им! Необходимо каждому проявлять максимум осторожности, воздерживаться от услуг сомнительных “наставников”.
К сожалению, иногда и в нашей периодической печати появляются статьи, написанные авторами, некомпетентными в вопросах Хатха-йоги. Такие статьи дезориентируют читателей, вносят сумятицу в их умы, мешают поискам дополнительных резервов их здоровья. Кандидат исторических наук Н. Р. Гусева — несомненный специалист в области этнографии Индии, но, как она сама признавалась в этом неоднократно, не является специалистом по йоге. Когда же в ее статье “Йога ради моды” появилось утверждение, будто ряд упражнений Хатха-йоги вызывает эпилепсию, это вызвало поток писем читателей с возмущением по поводу такого безапелляционного заявления.
В январе 1973 года в одной из газет была помещена статья кандидата медицинских наук Л. Авдыковича под названием “Йоги или Айога?”. Правильно возражая против имеющих хождение сомнительных машинописных переводов каких-то неизвестных книг по йоге, автор этой статьи в то же время обнаруживает свое незнание этой системы. Он, например, рассказывает, что один инженер обратился к нему с вопросом: “Полезно ли смотреть на солнце?” А. Авдыкович ни словом не обмолвился о том, что йоги рекомендуют смотреть на солнце, во-первых, в черных очках, во-вторых, в определенное время суток, а в-третьих, не всем людям, а лишь тем, кому по характеру их заболевания это необходимо. Тем не менее, в конце своей статьи он делает заключение: “Мне кажется, что для нашего образа жизни, нашего характера (!) и климата (!!) система йоги малопригодна. Это временное увлечение, массовым оно не станет, долго не продержится. ”. Совсем недавно, в марте, кандидат педагогических наук В. Голубев выступил со статьей “Осколки кривого зеркала. ”. Наряду с правильными мыслями о неприемлемости для нас философской стороны учения йогов и замечаниями против некоторых сомнительных и порою вредных рекомендаций и экспериментов в этой статье содержатся нелепые, путаные утверждения. Рациональной стороны Хатха-йоги, занимающейся исключительно вопросами здоровья человека, В. Голубев не хочет видеть. Он пишет, что учение Хатха-йога противоречит советской системе физического воспитания, его основе — всестороннему развитию человека. Он грешит против истины, заявляя, что Хатха-йога вообще отрицает спорт. На самом деле Хатха-йога — и это проверено тысячелетиями — как раз служит всестороннему физическому воспитанию людей; известно положительное отношение йогов к футболу, баскетболу, плаванию и многим другим видам спорта. Замечу еще одно: именно потому, что Хатха-йога служит физическому совершенствованию человека, в Индии принято постановление ввести Хатха-йогу в качестве обязательной системы физического воспитания в армии и во всех учебных заведениях страны. Мне думается, что, отметая те стороны учения йогов, которые действительно связаны с философским идеализмом, не следует выплескивать с водой и ребенка.
Куда правильней было бы серьезно и планомерно заняться изучением и детальным исследованием этой системы, взять на вооружение все то в Хатха-йоге, что содействует здоровью советских людей. И, конечно, издавать доброкачественную переводную и оригинальную литературу, в которой содержались бы правильнее, научно проверенные методические указания и советы.
В заключение приведу высказывание члена-корреспондента Академии медицинских наук СССР А. Н. Обросова: “. Через тысячелетия до нас дошла. богатейшая система физических упражнений, основанных не на каком-то мистицизме или идеализме, а на точном знании физиологии. Йога позволяет использовать скрытые возможности организма. А это очень важно, чтобы помочь людям справиться с перегрузками, порожденными цивилизацией. Сегодня йога, по-моему, необходима больше, чем когда бы то ни было”.
Источник