Комплекс зрительных гимнастик с предметами и без предметов
картотека по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Комплекс зрительных гимнастик с предметами и без предметов
С предметами
Без предметов
«Помоги животным»
Материал изображен на фото
Дети по словесной инструкции воспитателя следят глазами за указкой или лазером вправо, влево, вверх, вниз, по диагонали.
«Вторник»
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
«Волшебный лабиринт»
Материал изображен на фото
Детям предлагается проследить за указкой воспитателя. Этот тренажер можно повесить на стену, а также можно поставить на уровне ребенка и предложить ему пройтись по дорожке пальцами. Такой тренажер развивает не только глазодвигательные функции, но и мелкую моторику рук.
«Ослик»
(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу — свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва,
(Выполняются круговые движения глазами.)
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
(Закрывают глаза.)
«Подснежник»
Материал: картинка подснежника на палочке на каждого ребенка.
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)
В руки вы цветы возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз цветы вы опустите,
И опять на них взгляните.
«Нарисуйте» круг умело.
Цветок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас цветок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
«Заяц»
Вверх морковку подними,
На нее ты посмотри (смотрят вверх).
Вниз морковку опусти
Только глазками смотри:
Вверх – вниз, вправо – влево.
Ай да заинька умелый!
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали.
«Машины»
Материал на фото
По городу мчатся с утра и до ночи
Машины всех марок, красивые очень.
(Дети выполняют круговые движения глазами.)
Поедут направо, налево, кругом-
(Выполняют движения глазами влево, вправо.)
Свободны машины и ночью и днем.
(Хлопают глазами.)
«Послушные глазки»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (закрывают оба глаза).
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
И теперь мы их откроем, через речку мост построим (открывают глаза, взглядом рисуют мост).
Нарисуем букву О, получается легко.
Верх поднимем, взглянем вниз.
Вправо – влево повернем
Заниматься вновь начнем (глазами смотрят вверх – вниз).
Источник
«Подборка упражнений для глаз по тематике в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»
Венера Галимова
«Подборка упражнений для глаз по тематике в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»
Гимнастика для глаз (зрительная гимнастика) является одним из наиболее доступных видов деятельности. Она может быть использована в дошкольных учреждениях любой направленности.
Доказано положительное влияние упражнений для глаз на состояние органа зрения. Они способствуют активизации и восстановлению зрения.
Представленные зрительные гимнастики направлены на улучшение работы глазодвигательных мышц, снятие и предупреждение переутомления зрительного аппарата.
Основными принципами зрительных гимнастик являются:
— индивидуальный подход в зависимости от возраста;
— постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
— сочетание с двигательной активностью.
Тема Название гимнастики Текст рифмовки Описание действий и инструкций педагога
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет.
Тебе хвостик отгрызет.
Смотрят вправо, влево.
Моргают глазами.
(повторить 2 – 3 раза)
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем овощи искать.
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий.
Там редиска, там салат.
Наша грядка просто клад.
Моргают глазами
Смотрят влево – вправо.
Моргают глазами.
(повторить 2 – 3 раза)
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Моргают глазами.
Смотрят вправо, влево.
Смотрят вверх, вниз.
(повторить 2 – 3 раза)
В огороде мы гуляем,
За овощами наблюдаем.
К солнцу тянется лучок
И горошка стручок.
Вот морковка красная,
Справа – баклажан, капуста
Разрослась на грядке густо.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
Моргают глазами.
Закрывают глаза. (5- 10 секунд)
(повторить 2 – 3 раза)
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем фрукты мы считать.
Перед нами лежит груша,
Сочная, но нельзя скушать.
Слева, на столе — лимон,
Фруктовый кисленький барон.
Справа – яблоко в корзине.
Его купили в магазине.
Ну, а снизу апельсин,
На полу лежит один.
Сколько фруктов, посчитали?
Четыре фрукта – угадали.
Моргают глазами.
Смотрят перед собой.
Закрывают глаза.
Открывают глаза, отвечают – 4.
(повторить 2 – 3 раза)
Знают взрослые и дети:
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины,
И бананы, и гранаты
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
Быстро моргают глазами.
Сильно зажмуривают глаза.
(повторить 2 – 3 раза)
Будем мы варить компот –
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ. Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
Смотрят влево – вправо.
Смотрят вверх – вниз.
Зажмуривают глаза.
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз, затем вправо – вверх, влево – вниз.
Моргают глазами 8 раз.
(повторить 2 раза)
Ветер тихо клен качает.
Влево — вправо наклоняет,
Ветер дует, задувает,
Листья с дерева срывает.
Закрывают глаза.
Двигают глазами влево – вправо.
Двигают глазами вверх – вниз.
Быстро моргают глазами.
(повторить 2 – 3 раза)
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки
Вот такой ширины.
Есть над нашей ёлкой шишки,
Рядом есть – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Фиксируют взгляд наверху, затем смотрят вперёд.
Фиксируют взгляд справа, затем смотрят вперёд.
Фиксируют взгляд слева, затем смотрят вперёд.
Фиксируют взгляд внизу, затем смотрят вперёд.
Зажмуривают глаза.
(повторить 2 раза)
Может с крыши, может с неба
То ли вата, то ли пух,
Или, может хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка? Смотрят вверх, смотрят вниз.
Смотрят вправо, смотрят влево.
Моргают глазами.
Широко открывают глаза.
(повторить 2 раза)
Посмотри – ка вокруг, сколько опят!
Шляпки грибов, как монетки горят.
От шляпок рябит в глазах у ребят.
Выполняется с фиксацией взгляда на указательный палец (можно использовать элементы пальчикового театра – грибы, повторить 2 – 3 раза.
Смотрят влево – вправо. (2 раза)
Быстро моргают глазами.
(повторить 2 – 3 раза)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я – подосиновик.
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
Смотрят вдаль на точку фиксации (н-р: на окне или др.).
Закрывают глаза. (5- 10 секунд)
(повторить 2 – 3 раза)
«Грибы» На лесной полянке
Среди травы и пней
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Растут грибы, грибочки.
Готовим кузовочки! Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
Смотрят вперёд, вдаль.
Моргают глазами.
(повторить 2 – 3 раза)
Ах, листочки как летят,
Всеми красками горят.
Лист кленовый, лист резной,
Шу – шу – шу, шу – шу – шу,
Как я листьями шуршу.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш листок,
Полетел над головой
Красный, желтый, золотой!
Выполняется с реальным предметом или имитацией (лист клёна) в руке педагога.
Педагог выполняет действия с предметом, дети про-слеживают их взглядом.
Смотрят сверху вниз.
Смотрят снизу вверх.
Смотрят влево, вправо.
Смотрят влево, вправо.
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
Прослеживание траектории «полёта» листа.
(повторить 2 раза)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены.
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите, осень в золото одета!
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз,
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
Смотрят влево – вправо.
Смотрят вверх – вниз.
Зажмуривают глаза.
Открывают глаза.
(повторить 2 — 3 раза)
«Осенний лес» Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес.
Слева сосны, справа – дуб.
Дятел сверху тук да тук.
Глазки ты закрой, открой
И скорей бегом домой!
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз,
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
Смотрят влево – вправо.
Моргают глазами.
Закрывают, открывают глаза.
(повторить 2 — 3 раза)
Наше тело «Глазки»
Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной.
Моргают глазками.
(повторить 2 — 3 раза)
Нарядили ножки в новые сапожки.
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
В грязь не заходите.
Сапожки не порвите.
Выполняется у окна с видом на дорожку к детскому саду.
Смотрят вниз на ноги.
Смотрят вдаль – прослеживают путь по дорожке от детского сада вдаль и обратно.
Моргают глазами.
(повторить 2 — 3 раза)
«Части тела» Глазки вправо, глазки влево.
И по кругу поведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко отдохнём.
Посмотри на кончик носа
И на лоб свой посмотри.
Вправо – влево ты на руки,
Вниз на ноги посмотри.
Глазки закрываем.
А сейчас давай опять
Глазки заставляй моргать.
Смотрят вправо – влево.
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
Моргают глазами.
Смотрят на «кончик носа» — вниз.
Смотрят на «лоб» — вверх.
Руки в стороны — вперёд: смотрят на кончики паль-цев правой, затем левой руки.
Смотрят на педагога.
Закрывают глаза, спокойно дышат.
Моргают глазами.
Предметы гигиены «Мочалка»
Мочалка у Иринки
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовая стала.
Выполняется с реальным предметом или имитацией мочалки в руке.
Фиксируют взгляд на предмете в вытянутой вперёд руке, выполняют плавные движения – вверх — вниз, прослеживают их взглядом.
(повторить 2 — 3 раза)
Говорит дорожка – два вышитых конца.
Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в пол дня испачкаешь меня.
Смотрят влево, вправо.
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз
Моргают глазами.
(повторить 2 — 3 раза)
«Про зубную щетку»
Чтобы зубы были белыми
Нам зубную щетку сделали,
С выгнутою спинкой,
С твердою щетинкой.
Улыбайся во весь рот,
Пусть любуется народ.
Выполняется с реальным предметом или имитацией в руке педагога. Педагог выполняет действия с предметом,дети прослеживают их взглядом:
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
(Имитация чистки зубов)
Улыбнуться друг другу.
(повторить 2 — 3 раза)
Моя семья «Моя семья»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – бабушка моя,
И у нас разлада нет.
Моргают глазками.
(повторить 2 — 3 раза)
Бабушка очки надела,
У стола на стул присела.
Только в книжку заглянула,
Улыбнулась и … заснула.
Закрывают глаза на 5 – 10 сек.
(повторить 2 — 3 раза)
«Здесь живёт моя семья»
Стоит дом в два этажа,
Здесь живет моя семья.
Возле дома дивный сад.
Тут мы любим отдыхать.
Справа по дорожке мама с братиком любят гулять.
Слева – на скамеечке дедушка с бабушкой сидят.
Там вдали отец с сестрой я гляжу.
И с улыбкой с лавочки за всеми я слежу. Смотрят снизу вверх.
Смотрят сверху вниз.
Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.
Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.
(повторить 2 раза)
Один, два, три, четыре!
Кто живёт в моей квартире?
Один, два, три, четыре, пять!
Всех могу пересчитать.
Папа, мама, брат, сестрёнка
Мой щегол, сверчок и я.
Вот и вся моя семья! Моргают глазами.
Смотрят вправо, влево.
Моргают глазами.
Смотрят вправо, влево.
Смотрят вправо, влево, вверх, вниз.
Смотрят вправо, влево, вверх, вниз.
Моргают глазами.
(повторить 2 раза)
Детская гимнастика для глаз Детей уже с 2-х лет следует обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем — в привычку в них играть. Необходимо.
Зрительная гимнастика для дошкольников с нарушениями зрения Задачей образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения является не только проведение с детьми специальной коррек-ционной образовательной.
Источник