Жнани йога что это такое

Джняна-йога

0 Comments

Джняна-йога — это йога знания. Джняна-йога ведёт человека к истине посредством изменения его знаний, относящихся к самому себе и окружающему миру.
Это йога людей интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной.

Джняна-йога использует те же методы, что и раджа-йога . Она начинается с утверждения, что слабый человеческий ум, занятый созерцанием иллюзий, никогда не разрешит загадки жизни, что такая задача требует лучшего орудия, специально приспособленного к её решению. Поэтому вместе с изучением принципов, лежащих в основе вещей, джняна-йога требует особой работы по воспитанию ума.

Сознание человека подготавливается к созерцанию и сосредоточению, к умению мыслить в новых категориях, в непривычном направлении и на новых планах, связанных не с внешними аспектами вещей, а с их фундаментальными принципами; прежде всего ум приучают думать быстро и точно, обращать внимание на существенное и не тратить время на внешние и маловажные детали.

Джняна-йога исходит из того, что главная причина человеческих бед и несчастий — незнание. Задача джняна-йоги состоит в том, чтобы победить авидью и приблизить человека к брахмавидьи, божественному знанию.
С точки зрения джняна-йоги, человек должен прежде всего научиться правильно мыслить. Правильное мышление и расширение идей и понятий должно привести к расширению представлений, а расширение представлений, в конце концов, приведёт к изменению ощущений, т.е. к уничтожению ложных иллюзорных ощущений.

Индийские учителя (гуру — Гуру йога ) ни в малейшей степени не стремятся к тому, чтобы их ученики накапливали как можно больше разнообразных знаний. Наоборот, они хотят, чтобы ученики видели во всех явлениях, какими бы малыми они ни были, принципы, которые составляют всеобщие основы бытия. Обыкновенно ученику дают для медитации какое-нибудь изречение из древних писаний или какой- нибудь символ, и он медитирует на нём целый год, два года, а то и десять лет, время от времени делясь с учителем результатами своих медитаций.

Читайте также:  Сколько времени нужно делать тренировку

Это покажется необычным для западного ума, стремящегося всё вперёд; однако, возможно, именно здесь и находится правильный метод для проникновения в глубину идей вместо поверхностного скольжения и схватывания их внешней стороны посредством создания колоссальной коллекции из слов и фактов.
Изучая джняна-йогу, человек ясно видит, что йога не может быть только методом. Правильный метод непременно приведёт к известным истинам и, излагая метод, невозможно не коснуться этих истин.

Пользуясь йогой как методом, человек сам должен найти, почувствовать, реализовать те истины, которые составляют содержание философии йоги . Истины, полученные в готовом виде от другого человека или из книг, не произведут такого же воздействия на ум или душу, как истины, найденные самим человеком, истины, которые он долго искал и с которыми долго боролся, прежде чем принял их.

Джняна-йога учит тому, что истиной для человека может быть только то, что он ощутил как истину. Кроме того, она учит человека, проверяя одну истину другой, медленно восходить к вершине знания, не теряя из виду точку отправления и то и дело возвращаясь к ней, чтобы обеспечить правильную ориентацию.
Джняна-йога учит, что истины, которые выявлены логическим путём, воспитанным на наблюдениях этого трёхмерного мира, вовсе не являются истинами с точки зрения высшего сознания.

Джняна-йога учит человека не верить себе, не верить своим ощущениям, представлениям, понятиям, идеям, мыслям и словам; и более всего не верить словам, проверять всё и осматриваться на каждом шагу, сопоставляя с показаниями опыта и с фундаментальными принципами.

Джняна-йога или Веданта начинается сознательного принятия того факта, что всё происходящее с нами происходит не само по себе – случайно или волею каких-то неведомых нам сил. Всё, что случается с нами, делаем мы сами – каждым своим помыслом, словом и поступком, теми решениями или нежеланием принимать решения, которые исходят из того Центра, что находится где-то внутри нас.
Путь начинается с того момента, когда человек не может больше оправдывать себя наличием любых внешних сил и обстоятельств, когда он начинает видеть себя одиноким, цельным, единым, ответственным за всё, произошедшее с ним в прошлом, и за всё то, что может произойти.

Практика джняна-йоги требует отвергнуть «психологический» взгляд на самого себя, который представляет человека совокупностью множества противоречивых «я». Ученик джняна-йоги должен опознать внутри то единое Я, где воспринимается, наблюдается и собирается воедино весь опыт бытия. Джняна-йога обращает или, точнее, возвращает внимание от разнообразия «внешнего и внутреннего мира» туда, в этот один-единственный Центр, последовательно разоблачая всё воспринимаемое вовне: Я – не это, не это, не это. Neti, neti, neti…

Ученик учится быть тут, в этом абсолютном Центре, как Я – сознавая себя в повседневности, принимая решения, медитативно созерцая поток мыслей и то неизменное, неподвижное, вездесущее, что сокрыто за ним. Все внешние и внутренние объекты, неживые сами по себе, в том числе тело, эмоции и чувства, мыслящий ум, аналитический разум – являются переменчивыми и «погодозависимыми», они рождаются, страдают и радуются, увядают, а затем мучительно уходят из жизни. Первостепенной задачей джняна-йоги является обнаружение внутри этих «сфер» личности той сокровенной сердцевины, ядра, средоточия, которая остаётся неизменной всегда, безначально и бесконечно, при любых обстоятельствах, чтобы, пребывая в этом Центре, взирать на всё бытие только оттуда.

Джняна-йог должен на собственном опыте убедиться в том, что, как утверждают его учитель и все учителя древности, оставившие нам веды, упанишады, сутры и позднейшие философские тексты, этот Центр существует, это реальность, это источник всё объясняющего знания, исходящего изнутри, и неиссякаемого блаженства. Для джняна-йоги, для Веданты – этот Центр вовсе не эго, взращиваемое, исцеляемое от пороков, совершенствующееся, не пустота или ничто, не душа, безвольно ожидающая спасения, не жалкий, несчастный грешник.

Центр, Я, Атман – это самобытие, один без иного, единственно существующий, совершенный, изначально свободный, всеведущий и блаженный Абсолют, один и тот же – всегда и повсюду, для каждого живого существа, для каждой страны, нации, планеты, вселенной. Джняна-йога (Веданта) заключается в сознательном восприятии этой реальности и в пребывании, в «стоянии» в этом. Пребывание где бы то ни было ещё, всякий иной тип самосознания или восприятия – полностью отвергается джняна-йогой как абсурдный, безумный, коренящийся в «неведении».

Джняна-йога (Веданта) – это путь знания окончательного, завершённого, навсегда достигшего своей цели, она имеет мало общего со спекулятивной философией – поиском или угадыванием Истины, – а также с любого рода самосовершенствованием. Но в своей практике она сливается с бхакти-йогой в конечной самоотдаче той Истине, которая и является единственным созерцаемым, созерцающим и путём созерцания. Видя во всём Одно, джняна-йог преисполнен не равнодушием, не скукой, но любовью и экстатической радостью единения.

Источник

Джняна-йога

Высший мотив, руководящий человечеством, есть милосердие ко всем людям, ко всем живым существам. Но оно во всех его различных формах, ни есть ли выражение вечной истины: «Я это вселенная, вся эта вселенная – одно».

В древности практики склонны были видеть человека как часть чего-то более масштабного, часть великого Целого. Известное всем изречение: «Как наверху, так и внизу» может натолкнуть нас на мысль, что, возможно, в нас отражается высший мир. Поэтому, если человеку интересно было узнать, как устроен этот мир, ему предлагали прежде всего познать самого себя.

Что такое джняна-йога

Джняна-йога это именно такой путь, путь познания и обретения мудрости. Этот путь предлагается людям, стремящимся всем своим существом познать Истину и способным посвятить этому поиску всю свою жизнь. Считается, что путь этот непростой, требующий очень сильной воли и полной самоотдачи. Закаляя волю, последователь пути Джняны старается растворить своё эго в беспредельной энергии высшего «Я». Если ему это удастся, он сможет добиться воссоединения «Я» с Духом. И тогда он увидит: «Его десять чувств (пять органов восприятия и пять инструментов действия) и пять энергий жизни автоматически погружаются в Космический Огонь, сжигающий все физические и психические беспокойства», – так поэтически описывает Джняну Йогананда Парамаханса. И он же потом пишет о том, что это долгий и трудный путь для исключительно сильных людей. Сам он считал крия-йогу наиболее быстрым и надёжным средством воссоединения с божественным.

Однако не зря же существует так много разных дорог, ведущих нас к истине. Каждый может выбрать то, к чему более склонна его Душа. Если это ваша дорога, то именно она и будет самой короткой и надёжной именно для вас. Так же как при выборе профессии или дела жизни, могут спросить вас, чтобы облегчить выбор. Чем вы могли бы заниматься всю жизнь с воодушевлением, радостью, интересом, от чего бы вы не устали? Без чего вы не можете прожить ни одного дня? Считается, что если вы можете отыскать такое дело и заниматься им, то будете счастливы. Думаю, здесь похожая ситуация.

Джняна-йога начинается с воспитания ума. Человек, желающий познать истину, должен очистить свой ум от всего, что он прежде считал своим. От любых стереотипов, привычных суждений, истин, услышанных от других, пусть даже святых людей, всех представлений о боге, мироздании и подобных вещах. Всё, что ты просто услышал, прочитал, впитал с детства от родителей, всё нужно оставить как бесполезное.

Теперь нельзя ничему верить просто так, нужно убедиться на собственном опыте, прочувствовать. Тогда это будет действительно Знание, способное произвести глубокие изменения в уме и во всем вашем существе. Конечно, вас никто не будет заставлять проверять, горячий ли огонь, правда ли, что кобра ядовита, или действительно ли можно разбиться, прыгая со скалы! Нет, здесь совсем другое. Все чужие умозаключения должны быть отброшены, поиск начинается с чистого листа.

Один из ключевых вопросов: «Кто Я?» И это не ваше имя, профессия, национальность и т. п. Здесь используется принцип отрицания: нети-нети. Я это не моё тело, я это не мой ум, я это не мои эмоции и так далее. Также ученику может даваться какое-либо изречение из священных писаний или же некий символ, и он медитирует на него долгое время, стараясь вникнуть в суть. Это может продолжаться довольно длительный срок, иногда год и больше. Все, что приходит во время медитации, поверяется учителю, и тот решает, готов ли ученик идти дальше.

Следующий очень важный принцип выражается в таких словах: «В мире нет двух Я». Это означает, что Бог и живые души, и весь мир – это Одно. Все проявленное суть аспекты Единого. Все взаимосвязано и неделимо, нет ничего случайного. Божественное в нас заснуло и забыло себя. Человек забыл, что он частица Бога. Все его добрые и злые поступки объясняются уровнем глубины сна. В случае дурных устремлений сон более глубокий, а в случае благих – менее глубокий сон, или же это уже моменты пробуждения.

Поэтому далее важнейшим знанием, которое нужно подтвердить на практике, становится знание о том, что внутри нас есть некий Центр, источник знания и блаженства. В Евангелии об этом сказано «Царство божие внутри вас есть». Следует найти этот центр в себе и пребывать там постоянно. Пребывание в чем-либо другом является «авидьей», то есть неведением.

Известно, что знания об этом пути были даны очень давно такими мудрецами, как Вьяса, Васитштха и Яджнавалкья, но со временем были утрачены и искажены. Учителем, который восстановил и стал широко распространять джняна-йогу, является Шанкара, живший примерно две тысячи лет назад. Он написал очень много трудов, в том числе комментарии к священным текстам, чтобы сделать их вновь доступными для людей.

Три стадии освоения Джняна-йоги

  • Шравана (слушание),
  • Манана (созерцание),
  • Нидхидхьясана (утверждение в истинном знании).

Это означало, что сначала нужно услышать основы этого пути от реализованного мастера, затем, уединившись и предавшись созерцанию, познать эти истины на собственном опыте (для этого, как правило, требовалось сначала отказаться от всех мирских привязанностей) и, наконец, познав истину, нужно утвердиться в ней.

В наши дни вновь интерес к этому направлению йоги пробудил Рамана Махарши. Он как раз и проповедовал метод самопознания путём полного сосредоточения ума на вопросе «Кто Я?». Этого человека относят к десяти самым выдающимся Учителям Индии за всю ее духовную историю. Многие индуисты почитают его как божественное воплощение второго сына Шивы, Сканды.

Прекрасно, что знания о джняна-йоге опять стали доступны широкому кругу людей именно в наши дни. Думаю, это оттого, что современный человек очень склонен к интеллектуальному виду познания. Принятие на веру чего-либо становится все сложнее для нас. И путь Бхакти (преданности) будет проще освоить после Джняны для многих ищущих в современном мире. Особенно для людей с западным типом сознания. Это лишний раз доказывает, что Высшее всегда заботится о нас и предлагает лучшие пути для воссоединения с Ним, с учётом конкретной эпохи и состояния нашего сознания.

Хотелось бы ещё добавить, что если вы выберете для себя путь познания, путь джняна-йоги, то нелишним будет иметь в виду, что тяготея к чему-то определённому, мы все же имеем и другие аспекты личности, просто что-то одно может быть менее заметно, чем другое. Поэтому рекомендуют основное выбранное направление сочетать с другими методами. Я уже упоминала бхакти-йогу – путь преданности и веры. Эти качества понадобятся последователю джняна-йоги, когда ему нужно будет довериться и следовать всем указаниям своего Учителя. Непривязанность к результатам своего труда и бескорыстное выполнение любых дел, составляющие суть карма-йоги, также очень важная составляющая на пути мудреца. Ведь одним из требований для вставшего на этот путь является умение контролировать свой ум и чувства, а это достигается в результате практики уничтожения привязанности к чему-либо физическому или духовному. Асаны и пранаямы также будут очень кстати, поскольку этот путь требует напряжения всех ваших сил, и тело должно быть хорошо подготовленным. Иными словами, синтез всех этих методов может стать хорошим подспорьем и принести воодушевляющие результаты на пути джняна-йоги.

Источник

Жнани йога что это такое

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 065
  • КНИГИ 653 299
  • СЕРИИ 24 988
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 014

Чтение 1. Единый

Философия йогов может быть разделена на несколько больших отделов или областей. Та часть ее, которая называется «хатха-йога», говорит о физическом теле человека, о контроле над телом, о его благосостоянии, здоровье, сохранении, о законах его существования и т. п. Часть, называемая «раджа-йога», говорит о психическом мире, об уме, о контроле над ним, его развитии, расширении и т. п. «Бхакти-йога» рассматривает религиозную эмоцию, любовь к Абсолюту – к Богу. Часть же, носящая название «жнани-йога», трактует о научном и интеллектуальном изучении великих вопросов жизни и того, что скрывается за жизнью – о тайнах мира.

Каждая ветвь учения йогов является путем, ведущим к одной и той же цели – к расцвету, развитию и росту человека. Тот, кто хочет сначала развить и укрепить свое физическое тело, научиться управлять им, для того чтобы сделать его надлежащим орудием для выражения своего высшего Я, должен пройти путь «хатха-йоги». Кто хочет развить в себе силу воли и умственные способности, развернуть свои внутренние свойства и скрытые силы, пусть следует по пути «раджа-йоги». Кто желает путем «знания», путем изучения уяснить себе основные начала и изумительные, правящие жизнью истины, пусть вступит на путь «жнани-йоги»; и, наконец, кто хочет через любовь соприкоснуться с Единой Жизнью, – пусть идет по пути «бхакти-йоги».

Но не нужно думать, будто человеку, изучающему йогу, следует ограничиться каким-нибудь одним из этих путей к могуществу. Да, в действительности так поступают лишь очень немногие. Большинство стремится приобрести полное знание и знакомится с основоположениями всех отраслей йоги, извлекая полезное для себя отовсюду, но, конечно, останавливаясь преимущественно на том, что больше другого говорит уму и чувству. Такое влечение человека к той или другой стороне йоги является указанием на его нужды и потребности и служит для него как бы рукой, указывающей ему путь.

Чтобы очистить, укрепить, оздоровить свое тело и сделать из него более подходящее орудие для выражения своего высшего Я, всякому полезно будет ознакомиться с учением «хатха-йоги». – Следует также знать что-нибудь из «раджа-йоги», – это поможет понять, как нужно тренировать, контролировать в себе ум и пользоваться волей. Одинаково полезно изучить и мудрость «жнани-йоги», чтобы понимать изумительные истины, лежащие в основе жизни и постичь науку Бытия. И несомненно каждый должен изучить «бхакти-йогу», чтобы понять великое учение любви, правящее всякой жизнью.

«Хатха-йоге» и «раджа-йоге» посвящены отдельные книги. Кое-что говорили мы уже и о «жнани-йоге» в книгах «Основы миросозерцания индийских йогов» и «Пути достижения йогов». Там же мы касались и «бхакти-йоги», потому что не представляем себе, как можно преподавать или изучать какой-нибудь отдел учения йогов, не преисполняясь чувством любви и единения с Источником всякой жизни. Знать Подателя жизни – значит любить Его; и чем больше мы будем познавать Его, тем больше любви мы будем проявлять.

В этом курсе чтений мы будем говорить о «жнани-йоге», – йоге мудрости; мы постараемся выяснить самые главные и высшие из ее положений. И мы надеемся, что нам удастся пробудить в читателях еще более высокое сознание их сродства с Единым и вызвать в них соответствующую любовь к тому, чем люди живут, и движутся и существуют.

Начнем с рассмотрения того, что уже давно считается «вопросом всех вопросов» – с вопроса о том: «что есть реальность». Чтобы понять этот вопрос, нам стоит только бросить взгляд на окружающей нас видимый мир. Мы видим необъятные массы того, что наука называет «материей». Мы видим в бесчисленных формах и видах действие чего-то удивительного, что называется «силой» или «энергией». Мы видим вещи, составляющие «формы жизни», в полном разнообразии их проявлений, начиная с маленького комочка протоплазмы – клеточки, до той формы, которая носит название человека.

Но, изучая этот мир явлений при помощи науки и ученых изысканий, – какую бы громадную ценность ни заключало в себе такое изучение, – мы все-таки приходим к такому пункту, далее которого идти мы не можем. Материя расплывается в загадку, – сила претворяется во что-то иное, – тайна живых организмов лукаво прячется от нас. Но, теряя этот мир «внешности и проявления», мы видим себя стоящими перед чем-то иным, что, как мы находим, должно лежать в основе всех этих изменчивых форм, видов и явлений.

Это нечто мы и называем истинной реальностью, ибо оно – реально, неизменно и постоянно. И хотя люди расходятся, спорят, не соглашаются и враждуют во взглядах на эту реальность, но тем не менее есть один пункт, который все вынуждены признать; это – что реальность – одна, что в основе всех форм и явлений должна быть одна реальность, из которой и вытекают все вещи. Исследование этой реальности и составляет поистине вопрос всех вопросов мира.

Высший разум человека, так же как и самая глубокая его интуиция, – всегда говорили ему, что эта реальность или лежащее в основе всего существо, должно быть Едино, и что вся природа представляет из себя различные формы проявлений, эманаций или выражений этого единого начала. Все философы признавали, что жизнь есть река, текущая из одного великого источника, природа и имя которого нам неизвестны, а некоторые говорили даже – и непостижимы. Но как бы ни расходились люди в своих теориях относительно природы этого начала, все сходятся на том, что оно может быть только единым. Разногласие наступает только тогда, когда этому «единому» начинают давать названия и анализировать его.

Посмотрим же, что думали и говорили люди об этом едином начале; это поможет нам разобраться в самом характере нашей проблемы.

Материалисты утверждают, что начало всего есть материя, – самостоятельно существующая, вечная, бесконечная, заключающая в самой себе потенцию энергии и разума. Другая школа – энергическая, тесно примыкающая к материалистам, называет это начало энергией, считая материю и разум лишь видами ее проявлений. Идеалисты, наоборот, утверждают, что единое начало есть дух, и что материя и сила суть лишь идеи этого мирового духа. Теологи провозглашают единым началом личного Бога, всегда, при всем разнообразии своих учений и догматов, приписывая ему определенные свойства, характеристики и т. п. Натуралисты в основу всего кладут природу, которая беспрерывно проявляет из себя неисчислимые формы. Оккультисты различных школ, восточных и западных, учили всегда, что единое начало есть Бытие, жизнь которого образует жизнь всех живых форм.

Все философские учения, все науки, все религии говорят нам, что этот мир видов, форм и названий – лишь призрачный или кажущийся мир, мир феноменов, за которым скрывается настоящая сущность вещей, которой различные философы давали различные названия. Но помните, что в основе каждой имеющей значение философской системы лежит та или иная форма монизма, т. е. идея единого, известного или неизвестного Бога, постижимого или непостижимого начала, субстанции, энергии или духа. Основа всего существующего – одна; она может быть только одна; таково неизбежное заключение высшего человеческого разума, человеческой интуиции или веры.

Тот же разум говорит нам, что эта единая жизнь должна обусловливать собой и жизнь всех живых организмов; что все видимые вещественные формы, силы, энергии и принципы должны эманировать из этой единой основы.

Нам могут возразить, что учения о личном Боге не придерживаются такого взгляда, так как, согласно им, Бог является творцом мира, который он создал из себя, как создает новое произведение художник. Но это возражение ничего не значит, так как откуда же мог Творец мира взять материал для своей вселенной, как не из самого себя? Откуда взялась энергия, если не из того же источника? Откуда жизнь, если не из его собственной жизни? Итак, в конце концов, очевидно, что начало должно быть одно, а не два, даже и в том случае, если мы примем термины «Бог и Его вселенная», так как и тогда мир должен был возникнуть из Бога, и может существовать, двигаться, действовать и мыслить лишь в силу дозволяющей это сущности Божией.

Источник

Оцените статью