- Нейрогимнастика для детей: упражнения для мозга
- Особенности нейрогимнастики для детей
- Как работает наш мозг
- Чем полезны упражнения для мозга
- Когда лучше начать заниматься
- Классификация упражнений
- Примеры упражнений
- Родители сосчитали плюсы и минусы художественной гимнастики
- «+» Раннее начало
- «-» Жалобы
- «+» Физическое развитие
- «-» Где тонко , там и рвется
- «+» Грация и музыкальность
- «-» Экипировка «от кутюр»
- «+» Самообладание и раскрепощенность
- «-» Ценник за мастерство
- «+» Сильный характер
- «-» Большие нагрузки = отставание в школе
- «+» Занятия для себя
- «-» Равнение на других
- «+» Соблазны по боку
- «-» Без сна и отдыха
- Сколько это стоит*
Нейрогимнастика для детей: упражнения для мозга
Гимнастика по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Мало кто будет спорить с тем, что регулярное проведение гимнастических упражнений благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма.
Но важно понимать, что в таком разогреве нуждается не только наше тело, но и мозг, которому тоже необходима тренировка. Именно с этой целью проводится нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью.
Особенности нейрогимнастики для детей
Гимнастика мозга (нейрогимнастика) разработана американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон базе образовательной кинезиологии.
Кинезиология – это прикладная наука, которая помогает развивать умственные способности через выполнение определенного комплекса заданий. Данное направление было развито в 60-е годы прошлого столетия, поэтому его можно считать относительно молодым.
Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста, которая помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте.
Как работает наш мозг
Перед тем как перейти к описанию комплекса упражнений, рассмотрим, как работает человеческий мозг. Его составляют 2 полушария, каждое из которых отвечает за определенные виды деятельности:
- Правое. Оно отвечает за действие левой половины тела, т.е. когда мы шевелим левой рукой, то активизируется правое полушарие, и наоборот. Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства и креативное развитие.
- Левое. Это полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, за развитие логики, математических способностей и речи.
Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.
Происходит постоянное распределение активности между полушариями. При этом наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны оба полушария.
Но при возникновении проблем с мозолистым телом (отвечает за координацию деятельности полушарий) происходит нарушение взаимосвязи между левым и правым полушарием, в результате чего одно из них берет на себя основную нагрузку. Второе полушарие оказывается блокированным, и оно перестает развиваться, что ведет, в частности, к нарушению пространственной ориентации.
В связи с этим основными задачами для настройки мозга к работе будут восстановление связи и баланса активности между полушариями, а также восстановление связи между передней и задней частью мозга.
Чем полезны упражнения для мозга
Сама суть комплекса, который включает в себя 26 упражнений, заключается в идее тесной взаимосвязи мышления и движения.
Проведение нейрогимнастики дает следующие результаты:
- получение необходимой энергии для обучения;
- повышение работоспособности;
- снижение утомляемости детей;
- активизация мыслительной деятельности и развитие памяти;
- развитие общей и мелкой моторики;
- благоприятное влияние на процессы чтения и письма;
- формирование внутренней уверенности в своих силах, особенно при публичных выступлениях (это очень важный момент, потому что ребенку в школе часто придется выступать перед классом с различными докладами).
Проведение упражнений благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка: он становится более общительным, не так подвержен стрессу, он учится проявлять свои творческие способности в игре, а затем и в процессе обучения в школе.
Развивается и физическая активность ребенка. Регулярные упражнения позволяют четко выполнять симметричные и ассиметричные движения, сохранять равновесие, улучшать подвижность конечностей и плечевого пояса. Дети дошкольного возраста учатся сидеть ровно, при этом не испытывая дискомфортных ощущений.
Когда лучше начать заниматься
Наиболее благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т.е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.
При этом упражнения следует проводить с соблюдением определенных рекомендаций, чтобы эффективность занятий была максимально высокой.
Следует выполнять ряд несложных правил:
- Средняя продолжительность занятий – 5-7 минут.
- Важна регулярность нейрогимнастики, т.е. упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская.
- Тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. Для этого можно периодически менять дислокацию: дома, на улице и т.д.
- Можно постепенно усложнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений.
- Важно следить за правильностью выполнения упражнений.
- Не нужно перегружать ребенка, стремясь выполнить максимальное количество упражнений за раз – достаточно 5-6.
Классификация упражнений
Все упражнения разделены на четыре группы, которые направлены на развитие трех видов сенсомоторных навыков.
Первая группа – упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Они направлены на одновременную работу двух ног, рук, глаз, т.е. на интеграцию деятельности обоих полушарий. Их проведение дает достаточно неплохие результаты: ребенок может двигаться и думать одновременно, улучшаются навыки чтения и письма, он может обрабатывать информацию как от целого к частому, так и наоборот.
Вторая группа – энергетические упражнения. Они обеспечивают необходимую скорость протекания нервных процессов между клетками головного мозга. Улучшают эмоции и саморегуляцию. Регулярные занятия позволяют улучшить мышление, способствуют повышению скорости осознанного чтения, а также улучшают внимание ребенка.
Третья группа – растягивающие упражнения. Они направлены на расслабление сухожилий и снятие мышечного напряжения. Способствуют снятию стресса, улучшению внимания и концентрации.
Четвертая группа – упражнения для повышения позитивного мышления. Они стабилизируют нервные процессы, в результате чего ребенок учится сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Данные упражнения позволяют ребенку перестать нервничать перед важными мероприятиями (контрольными, диктантами, перед публичными выступлениями).
Примеры упражнений
Упражнения, пересекающие среднюю линию тела:
- Упражнение «Перекрестные шаги». Ребенок становится прямо, его голова находится по средней линии тела. Нужно одновременно поднимать правую руку и левую ногу, при этом слегка касаясь локтем руки левого колена. Далее возвращаем руку и ногу в исходную позицию, поднимаем левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до другого колена. При выполнении упражнения голова должна оставаться на месте. Выполнять нужно в течение одной минуты.
- Упражнение «Двойной рисунок». Берем в каждую руку карандаш и рисуем на бумаге что угодно, двигая руками одновременно: вверх-вниз, навстречу друг другу и т.д.
- Упражнение «Энергетическая зевота». Изображаем зевание, при этом плотно закрывая глаза и массируя зоны соединения челюстей. Данные действия нужно сопровождать глубоким звуком зевания. Продолжительность – пара минут.
- Упражнение «Кнопки мозга». Кладем правую руку на пупок, левую – на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Левой рукой массируем основание ключицы, держа другую руку на пупке. Затем меняем руки и повторяем действие.
- Упражнение «Сова». Левой рукой захватываем мышцы правого плеча. Далее поворачиваем голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, делая вдох, сохраняя при этом плечи прямыми. Затем опускаем подбородок на грудь, делаем вдох и расслабляем плечи. Повторяем упражнение с другой рукой.
- Упражнение «Заземлитель». Стоим, разведя ноги в стороны. Правую ступню направляем вправо, а левую прямо вперед. На выдохе сгибаем правое колено, на вдохе – выпрямляем его. Во время упражнения руки должны быть плотно прижаты к пояснице. Количество повторений – 3 раза (для каждой ноги).
Упражнения для повышения позитивного мышления:
- Упражнение «Шляпа мышления». Большими и указательными пальцами рук оттягиваем уши немного назад, расправляя их. Массируем уши, начиная с верхнего края и заканчивая мочкой. Количество повторений – не менее 3
- «Упражнение «Позитивные точки». Прикасаемся кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Прикосновения должны быть легкими (держим пальцы до появления легкой пульсации).
Источник
Родители сосчитали плюсы и минусы художественной гимнастики
Увлечение зрелищным видом спорта — дорогое удовольствие , но эта игра стоит свеч.
В сентябре детей принято отдавать в спортивные секции и центры дополнительного образования. При этом родители , вдохновленные всесторонним развитием ребенка , не всегда понимают уровень затрат — сил , времени и денег, — которых потребует тот или иной вид занятий. Введем в курс дела тех , кто спит и видит свою девочку в красивой роли художественной гимнастки.
Плюсами и минусами занятий этим видом спорта с аудиторией shopping.altapress.ru делится Анастасия Рудик. Ее дочь увлеченно занимается гимнастикой уже шестой год , в прошлом сезоне получила первый взрослый разряд. Как говорит Анастасия , «мы не капли не жалеем , что художественная гимнастика есть в нашей жизни».
«+» Раннее начало
Идеальный возраст для начала занятий художественной гимнастикой — от 4 до 6 лет , когда связки и суставы у детей ещё очень подвижны и легко переносят необходимую для этого вида спорта принудительную растяжку. Кроме того , гимнастика не столь травмоопасна , как многие другие виды спорта , и поэтому разрешена для малолеток.
«-» Жалобы
Родители должны быть готовы к тому , что ребёнок будет уставать , жаловаться на вялость , боли в спине и ногах. Со временем жалоб может стать меньше , в зависимости от характера и выносливости конкретного ребёнка.
«+» Физическое развитие
Врачи считают , что занятия художественной гимнастикой на начальных этапах полезны для молодого организма: базовые упражнения формируют мышечный корсет и правильную осанку , развивают ловкость и координацию. Ребёнок растет гибким , сильным , и выносливым.
«-» Где тонко , там и рвется
Больше всего у художественных гимнасток от высоких нагрузок страдают спина , колени и голеностопы. Ребенку может потребоваться специализированная помощь — массажи , обезболиваюшие аппликации , чтобы организм справлялся с физическими нагрузками.
«+» Грация и музыкальность
Художественная гимнастика — один из самых ярких и женственных видов спорта. Девочек с первых занятий учат чувствовать мелодию и ритм , красиво двигаться. Их пластика и отточенные движения на выступлениях вызывают невероятный отклик у зрителя! Уже через некоторое время гимнастку можно отличить среди сверстниц по прекрасной осанке , точеной фигурке и особой грации.
«-» Экипировка «от кутюр»
Купальники и предметы ( мячи , обручи , булавы , скакалки) для выступлений нужны профессиональные — эффектные и качественные , а поэтому весьма дорогие.
Купальники шьют из специальных тканей , с замысловатым узором из стразов , жемчуга и ручной росписью. На костюм с «приличной» отделкой уходит более 2 тыс. стразов Сваровски ( простые «стекляшки» не котируются): чем больше блеска , тем лучше смотрится купальник во время вступления. Материалы для костюмов покупают за евро. Технологией их моделирования и пошива обладают единицы швей , в ателье с этим заказом не пойдёшь.
«+» Самообладание и раскрепощенность
Занятия в многолюдных группах , бесконечные выступления бок о бок с незнакомыми соперниками перед очень разной публикой социально адаптируют ребёнка , формируя у него более стабильную , нежели у сверстников , психику. Родители могут не беспокоиться о том , что он застесняется или испугается в незнакомой обстановке.
«-» Ценник за мастерство
Предъявить миру и подтвердить свои успехи и мастерство гимнастка может только на соревнованиях , которые проходят достаточно часто. В большинстве случаев это турниры коммерческие ( не финансируемые из краевого бюджета), что предполагает уплату участниками стартового взноса — от тысячи рублей.
Участие в выездных турнирах — крайне желательно , причем не реже четырех раз в год. Тренеры там подмечают новые тенденции , дети тянутся за более сильными соперниками и зарабатывают баллы , необходимые для получения разряда. Хорошо , если выездной турнир проходит в крае или соседних областях , а ведь приглашают и в европейскую часть страны! Естественно , родители самостоятельно оплачивают дорогу , проживание и питание. В ряде случаев — не только своего ребенка , но и часть поездки тренера , если за него не платит спортшкола.
«+» Сильный характер
Вряд ли кто-то возьмется оспаривать тот факт , что ребёнок , с детства приученный к работе и дисциплине , вырастает сильной личностью. Конечно , любой вид спорта формирует силу воли и терпение. Но в гимнастике известны случаи , когда усердие помогает «выстрелить» даже тем , кто в первые годы занятий не блистал особыми успехами или поздно начал заниматься.
Скажем , нынешнего вице-президента Всероссийской федерации художественной гимнастики Евгению Канаеву бабушка привела в секцию гимнастики в 9 лет с формулировкой «нам бы ножки выпрямить». Девочка сильно косолапила , а позанимавшись , выиграла в большом спорте всё , что только можно , став многократной чемпионкой Европы и мира и Олимпийских игр.
«-» Большие нагрузки = отставание в школе
Тренировки у детей младшего возраста проходят 3 раза в неделю и длятся по 1−1,5 часа. У старших часы занятий удваиваются. Если родители настроены на профессиональный спорт — выступления на соревнованиях и призовые места , то тренировок должно быть много , и они будут длительными.
В самом начале спортивного пути ребенок будет искренне стараться успевать и в школе , и в секции. Но , скорее всего , оценки будут медленно и верно снижаться. Родителям придется помогать чаду с уроками , на которые у него просто не будет оставаться времени и сил.
«+» Занятия для себя
Профессиональный спорт — не единственная возможность. Не всем дано стремиться к олимпийским высотам — можно заниматься и «для общего развития». Сегодня во многих школах гимнастики существуют оздоровительные группы , куда принимают и достаточно взрослых детей — до 9 лет. Девочки занимаются в свободное время получая хорошую физическую подготовку , развивая грацию и чувство ритма , поддерживая себя в хорошей форме.
«-» Равнение на других
Даже если родители не ставят цель вырастить из дочери чемпионку по художественной гимнастике , она может показаться себе «хуже других», если не поедет во время каникул на тренировочные сборы. В одних спортшколах подобные выезды в санаторий ( на базу отдыха/ в учебно-тренировочный комплекс) практикуют несколько раз в год , в других — только летом. Режим сборов — каждодневные многочасовые тренировки — заметно повышает уровень мастерства гимнасток , но и требует от родителей серьезных затрат.
«+» Соблазны по боку
Дурные компании и вредные привычки , как правило , обходят стороной тех , кто увлеченно занимается спортом. У гимнасток просто не остается времени на бесцельное блуждание по улице , поиск приключений «себе на голову», «баловство» энергетиками или алкоголем.
«-» Без сна и отдыха
В то время как другим детям на выходных обычно разнообразят досуг , юная гимнастка тренируется или выступает. Летние каникулы у нее дольше месяца продолжаться не могут , иначе пойдут насмарку приобретенная форма , гибкость и растяжка. А поскольку миссия поддерживать достаточно жесткий режим ложится на родителей , они его должны выдерживать в первую очередь сами и буквально «жить» художественной гимнастикой. Иначе толку не добиться.
Сколько это стоит*
- Форма для тренировок ( футболка-шорты/ леггинсы) — от 800 / 1,2 тыс.**
- Cпецобувь: получешки — от 200/ 1,4 тыс., пуанты в комплекте — 2,7 тыс.
- Командный спортивный костюм — от 1,8 тыс.
- Профессиональное оборудование***:
— скакалка — 1,1−3,2 тыс.,
— булавы — 1,9−4,7 тыс.
— лента в комплекте — 800−4,4 тыс.
— б/у — от 5 тыс. ( плюс затраты на подгонку по фигуре и доклейку отпавших стразов),
— новый для начинающих/ групповой — от 15 тыс.,
— новый для старших — от 25−40 тыс.,
- Дополнительные занятия с хореографом или приглашенным тренером — от 600/ час
- Аренда коммерческого зала — от 1,5 тыс./ мес.
- Выездной турнир — от 7,5 тыс./ Новосибирск: 3 дня ( проезд , проживание , питание).
- Выезд на сборы
— в окрестности Барнаула — от 15 тыс./ 3 недели
— в Казань — 23 тыс./ неделя ( без перелета),
— в Калининград — от 50 тыс./ 10 дней,
— за границу — от 100 тыс.
* Средние цены указаны в рублях. Действительны на момент подготовки материала.
**Требует регулярной замены. От интенсивных тренировок форма быстро истирается до дыр , а на сборах и соревнованиях периодически теряется.
*** Начинающие могут купить непрофессиональное оборудование , но работать с «аналогами» трудно: обручи деформируются , мячи не обладают нужным весом и поверхностью. Так что учиться лучше сразу на хорошем. При этом «вырасти» из обруча или скакалки можно уже в первый год , а гимнастические мячи от неаккуратного обращения легко приходят в негодность.
**** Старшим гимнасткам обычно шьют два купальника для одиночных выступлений , а если они задействованы еще и в групповых номерах — то уже три костюма. С учетом скорости роста ребенка и устаревания дизайна модели шить новый купальник приходится в среднем каждые 1,5−2 года.
Источник