Жестокие тренировки по каратэ

Самые жесткие тренировки каратэ. «Black Belt» сентябрь 1966 года

Известный журнал Black Belt не очень жаловал своими публикациями Масутацу Ояма и киокушинкай.

Но в сентябрьском номере 1966 года киокушину Оямы была отдана обложка и опубликована большая статья, на целых десять страниц, о тренировках в экстремальных условиях.

Просим учесть, что дело происходит в 1966 году, когда Масутацу Ояме было всего 43 года.

Масутацу Ояма не жалеет себя в каратэ. Он работает на пределе возможностей. Дважды в год он проводит выездные тренировки, на которых четко видно, через что приходится пройти мастеру и его ученикам, чтобы максимально отточить свое искусство боя.

Мас Ояма, кажется, обладает комплекцией и силой быка. История японского каратэ изобилует примерами его подвигов силы, он прославился на весь мир своими сенсационными поединками с быками и свирепыми собаками, которых убивал голыми руками.

Сейчас, когда ему напоминают об этих днях, он слегка вздрагивает. Теперь он стал старше, Ояма перешагнул сорокалетний рубеж и возглавил собственную школу каратэ – Киокушинкай. Его организация имеет отделения по всему миру. Сегодня Ояма предпочитает быть наставником, учителем каратэ, а поражающие воображение выступления на публике он оставляет молодым.

Но в чем Ояма не изменился – так это в своей любви к насыщенным тренировкам на свежем воздухе, на которых мужчины и женщины, занимающиеся каратэ, доходят до предела, испытывают свою выносливость. Ояма никогда не жалел себя на тренировках, и того же он требует от своих учеников и последователей.

Пусть он стал старше и тяжелее, чем был некогда, мастер по-прежнему дважды в год вывозит самых отчаянных и смелых учеников на тренировки, которые должны закалить их еще больше. Сегодня за пределами Японии такое встретишь нечасто.

Читайте также:  Для чего после тренировки едят банан

Каждую зиму, сразу после нового года, Ояму можно встретить на заснеженных склонах горы Мицумине. Учитель размеренно бежит во главе группы своих последователей, таких же босоногих, как и он сам.

Летом отважные последователи Оямы либо продолжают свои горные тренировки, либо спускаются на побережье и сражаются с морскими волнами, накатывающимися на песок.

Вера в силу и мощь


Группа бежит сквозь сосновый лес на склоне горы


Каратисты выстраиваются в линию, прежде чем погрузится в морские волны

Взгляды мастера на тренировки вне Хонбу крепко переплетены с его пониманием философии каратэ. Вплоть до самого недавнего времени Ояма твердо верил в силу и мощь. Это никак не соотносилось с мягким годзю-рю, который он изучал.
Масутацу основал свою школу на трех столпах: силе, скорости и технике.

Только позже, став более опытным и умудренным, Ояма понял, что не только грубая сила рождает мощь. Чтобы прийти к своей цели, нужно концентрироваться в первую очередь на разуме.

Впрочем, в этих тренировках под открытым небом Ояма ведет себя как в старые времена: он руководствуется простой и понятной философией, которая требует от него идти в горы, и тренировать свое тело до полного изнурения, и снова испытывать границы человеческих возможностей.
Ояма полюбил горы, когда ему было чуть больше двадцати – тогда он провел полтора года в крайне примитивных и суровых условиях.

В то время он искал способы улучшить самодисциплину и довести свое каратэ до абсолютного совершенства. Он художественно описал все испытания, которые выпали на его долю, подробно изложив детали своих невероятных одиноких тренировок на горе Киосуми.

Молодым ученикам это не повторить

Сначала Ояму сопровождал в горах один из его первых учеников, но через несколько месяцев молодой последователь не мог больше выносить такую жизнь и сбежал. Может быть, это краткое описание Оямой своих тренировок поможет понять – почему.

«Мы вставали в 5 утра, бегали вверх и вниз по крутому склону, две тысячи раз били сэйкен-цуки в пни деревьев, а ветви сбивали шуто – мы использовали их как противников».

«Так жестко мы тренировались каждый день. Более того, чтобы укрепить и развить силу рук, мы ежедневно несколько сотен раз жали от груди каменную глыбу весом в 130 фунтов (около 60 кг). Мы наносили тысячи ударов в мешки с песком и практиковали джиу-кумите».

Вот так, глубоко в горах, в полном одиночестве они несколько месяцев испытывали собственное мужество.

«Ночами» — говорит Ояма: «ветер завывал, как шаги Сатаны. Нам снились кошмары, мы проводили много часов без сна. Каждую ночь мы чувствовали одиночество и ужас, как будто мы были покинуты на самом краю земли и низвергнуты в бездну преисподней».

Но когда Ояма спустился с гор в тот самый первый раз, он обладал невероятной физической силой. Его противостояние дикой природе научило его самодисциплине и дало ему совершенную технику, и вскоре он все это продемонстрировал.

Вскоре после своего возвращения он принял участие в соревнованиях в Японии, и победил всех своих соперников. (Ояма родился в Корее, но в 15 лет переехал в Японию, и именно эта страна с тех пор навсегда стала его родиной).

Теперь и зимой, и летом он возвращается в горы, чтобы тренироваться. В этот раз он выбрал гору Мицуминэ, где он основал Додзё в Храме Мицуминэ.

Храм и Додзё расположены в 90 милях западнее Токио в сосновом лесу. Говорят, первый храм был основан там 2500 лет назад.

На свои летние тренировки Ояма обычно приглашает около 125 мужчин и женщин. Каждое утро они совершают многокилометровые пробежки по узким тропинкам крутых гор. Дни проходят в изнурительных тренировках и кумитэ, прерываемых медитациями дзадзен.

«Каратэ дисциплинирует и тренирует не только тело, но и разум», — говорит Ояма: «Ни один из этих аспектов не отходит на второй план в наших выездных тренировках».

Ученики спят в специальных помещениях Храма. Женщины и мужчины располагаются в разных частях храмовой территории. С другой стороны, во время летних тренировок женщины участвуют в программе наравне с мужчинами, они выполняют такую же норму упражнений и кондиции.

День начинается еще до рассвета: ученики встают и готовят себе завтрак. Затем они убирают Додзё прежде, чем отправиться на утреннюю пробежку и приступить к ежедневным тренировкам.


. будь готов к чему угодно

Ояма твердо верит в пользу тренировок в реках и горных потоках. Он считает, что это учит учеников держать баланс, придает им силы выдерживать жесткие кумитэ, течение и волны формируют умение преодолевать сопротивление.

Благодаря своей любви к водным тренировкам, Ояма начал приводить летом свою группу на морское побережье, чтобы ученики могли сразиться с мощными волнами бушующего океана.

Вот тренировка в воде в самом сложном варианте.

Высокие волны могут раздавить любого, кто не находится на пике физической формы. Потоки воды, накатывающиеся на берег, развивают мышцы ног учеников и учат держать баланс. Человек, умеющий сохранять равновесие в кумитэ в воде и концентрироваться на противнике, справится с чем угодно на твердой земле.

Волны накатывают с такой силой, что членам группы приходится привязывать себя друг к другу длинной веревкой, чтобы никого не унесло в море.

Летние тренировки для Оямы и его последователей – всего лишь увеселительные прогулки, именно зимние тренировки отличают мальчиков от мужчин. Тренировки чрезвычайно сложные, только около тридцати самых упорных каратэк вместе с Оямой проходят неделю жестких испытаний.

Иногда одна-две женщины принимают участие в зимних тренировках, но для них нагрузка ограничена. Территория храма почти не отапливается, каратисты спят под тонкими одеялами, а ночи в горах очень холодные. Это все входит в программу закаливания тела и духа, последователи Оямы должны стойко переносить трудности и не обращать внимания на физический дискомфорт.

Группа встает около пяти утра, и затем с 5.30 до 6.30 молится вместе с храмовыми монахами. Незачем и говорить, что когда медитация начинается – на улице еще очень холодно, но каратисты должны сохранять полную неподвижность и ни одним жестом не показывать, что они мерзнут или испытывают дискомфорт.

Затем наступает время завтрака и уборки Додзё и храмовых территорий. Оставшееся время до обеда группа практикует упражнения и кумитэ на снегу. Спортсмены одеты только в тонкое кимоно, ни пальто, ни свитера носить нельзя, и конечно, каратэки занимаются босиком.

После обеда наступает кульминация дня, момент, когда людям требуется все их мужество и выносливость. Во главе с Оямой, вся группа отправляется на пробежку сквозь лес к водопадам, находящимся на расстоянии в несколько миль от храма.

Группа погружается в ледяную воду на краю озера, чтобы начать упражнения и кумитэ. Мужчины один за другим снимают куртки кимоно и переходят озеро вброд, чтобы встать под водопад. Струи ледяной воды колотят по ним, но они стараются стоять твердо и стойко переносить холод, сохраняя концентрацию и медитируя, не обращая внимания на дискомфорт.

Само собой разумеется, не так-то просто игнорировать холод, и только некоторым ученикам удается успешно справиться с задачей. Этот опыт достается нелегко.

Один из учеников Оямы, Тадаши Накамура, рассказал журналу «Black Belt», каково это – нырять под водопад.

«Это довольно больно – стоять под водопадом, и дело не только в холоде. Вода обрушивается на тебя сверху со всей своей мощью. Тебе уже холодно так, что кожа синеет, и струи бьют тебя, как тысячи игл, впивающихся в тело».

Даже если женщины участвуют в водных упражнениях, они не отправляются стоять под водопадом. Это – только мужское дело.

Выйдя из-под водяных струй, мужчины переодеваются в сухое кимоно, которое приносят с собой, и группа возвращается в горы.

Все путешествие туда и обратно занимает около двух часов, и в течение этого времени люди ни разу не заходят в помещение и не разводят огонь, чтобы отогреть замерзшие кости и плоть. Это просто чудо, считают некоторые, что после таких жестких тренировок никто не подхватывает пневмонию. Но самое удивительное, что даже простужаются обычно всего несколько человек.

Одна из причин этого чуда заключается в том, что большинство тренирующихся достигают своей пиковой физической формы еще до восхождения на гору Мицуминэ.

Но обычно в группе есть несколько белых поясов, которые хотят испытать себя наравне с остальными, и вот они-то жестоко страдают. Основная опасность для новичков – получить обморожение. Из-за тренировок на снегу и в ледяной воде, кто-нибудь из начинающих обязательно получает эту травму.

В группе всегда есть медик, который заботится о тех, кто получил обморожения, и оказывают другую медицинскую помощь. Это либо сопровождающий группу доктор, либо студент-старшекурсник или интерн из университета или госпиталя.

«Но продвинутые ученики – черные пояса – никогда не страдают от обморожения» – говорит Накамура: «Они привыкли к таким тренировкам, и они укрепили свои тела, и натренировали разум. Их «Ци» развита и сильна».

Максимальные испытания человеческих возможностей


Обувь на тренировках никогда не носили. Каждый год насчитывается 4-5 случаев обморожения, но уже через пару дней все в порядке.




Вернувшись после водопадов к храму, группа не заходит сразу внутрь и не греется. Вместо этого, они занимаются каратэ на снегу, чтобы «охладить» разгоряченные после трудного путешествия тела.

Конечно, те, кто получил обморожения, немедленно отправляются внутрь и принимают теплую ванну. Если обмороженные места воспаляются – ученики получают медицинскую помощь. Каждый год 4-5 учеников получают обморожения. Но это не является причиной прервать испытания и вернуться домой.

Обычно, получают только легкие повреждения, так что вполне достаточно остаться на пару дней в храме и оттачивать свою технику и ката. Но уже через день или два они снова выходят на снег и ныряют под водопад.

После изнурительных дневных тренировок, каратисты не отдыхают вечером. Они принимают ванну, готовят ужин, едят. С 8 до 9 члены группы собираются вместе и еще немного медитируют перед отходом ко сну. Наступает следующее утро, и все повторяется сначала.

Именно такие тренировки Ояма всегда любил и ценил больше всего. Именно они требуют от каратиста полной отдачи до последней капли, до мельчайшей частицы, до самой крохотной крупицы усилия. Человек совершает то, что всегда считал невозможным.

Несомненно, Ояма будет подниматься на эту гору снова и снова, пока у него будут на это силы, он будет заново искать и находить в себе что-то лучшее, чем было прежде.

Источник

Окинаватэ — убить с одного удара

В наши дни вновь возник интерес к острову Окинава в целом, и в частности к окинавскому каратэ, или окинаватэ. В свое время из-за гигантского наплыва спортивных стилей каратэ окинаватэ, и прежде себя не рекламирующее, ушло в тень.

В боевых искусствах сложилась классическая ситуация. Как только какое-то из них становится популярным, так сразу же приходят сотни и тысячи подражателей и начинают делать на этом бизнес, выдавая за реальное искусство суррогат. Сейчас на Окинаве лишь одна школа боевого староокинавского каратэ — кобудо синдо-рю. Ее название можно перевести, как «школа истинного пути». Эта закрытая система придерживается старых методов обучения, и ее отличительной особенностью является проведение поединков в полный контакт без каких-либо защитных приспособлений. Делается это потому, что только жесткий реальный поединок позволяет по-настоящему оценить эффективность усвоенной на тренировках техники и проверить силу духа бойцов. Для того чтобы избежать травм, применяются специальные методики подготовки, разработанные в течение столетий и позволяющие ученикам через полтора — два года успешно участвовать в таких поединках без ущерба для своего здоровья. Эта школа входит во Всемирную федерацию окинава-каратэ и кобудо и имеет представительство в г. Москве. В этой публикации мы приводим интервью с президентом Федерации окинава-каратэ России, техническим директором Всемирной федерации окинава-каратэ в Европе сэнсэем Валерием Вадимовичем Майстровым.

— Валерий Вадимович, посмотрев видеозаписи школы, трудно сказать, что это очень красивое зрелище по сравнению с западными боевиками.

— Не надо путать каратэ и кино. Когда я вижу, как Ван Дамм делает свой знаменитый урамаваши, мне смешно. Любой мой ученик за это время остановил бы его несколько раз. Он постоянно раскрыт. Настоящее каратэ, в особенности староокинавское каратэ, не зрелищно. Ведь его основной принцип — »убить с одного удара». Несколько незаметных движений — и противник падает. Эффективный удар еле уловим. Если удар видно, он не эффективен. Основа техники окинаватэ — концентрированный удар в правильно выбранный момент времени в нужную точку. И, естественно, все это должно выполняться на уровне подсознания. Если ты подумал, как ударить и куда, ты труп. Ты потратил время — в реальном бою такое не прощается.

— Насколько эффективен стиль окинаватэ по сравнению с другими стилями карате или видами боевых искусств?

— По эффективности аналогов нет.

— То есть человек, владеющий окинаватэ, непобедим?

— Да, бойца окинаватэ остановить может только пуля. Да и с ее помощью сделать это проблематично. Помнишь «В августе 44-го» Богомолова описание, как офицер СМЕРШа «качает маятник», захватывает вооруженного пистолетом противника, используя резкие диагональные перемещения и фактор засветки солнцем? Нечто подобное развивалось на Окинаве в течение столетий. Самураи кроме мечей, которыми они, кстати, могли наносить четыре удара в одну секунду, были вооружены мушкетами, а позже и более совершенным огнестрельным оружием. Человеку приходилось выходить против самурая с голыми руками. В результате техника отработана блестяще. Так что «качать маятник» — это не изобретение ХХ века.

— Кто у вас занимается в школе — по составу?

— Полный спектр — от мальчишек до бизнесменов и офицеров спецслужб. Приятно, что мы единственная школа в Москве, в которой даже японцы занимаются у наших инструкторов.

— А могут ли женщины заниматься окинаватэ?

— Прошлым летом на девушку, занимавшуюся в моей школе менее шести месяцев, напал вооруженный ножом маньяк. Благодаря полученным навыкам она смогла вначале обезоружить преступника, а при повторном нападении сломать ему руку. Факт зафиксирован в милицейском протоколе.

— Принимают ли бойцы окинаватэ участие в соревнованиях?

— По окинаватэ турниров не проводится. Но ученики школы неоднократно выступали на различных международных соревнованиях по тайбоксу, джиу-джитсу и «боях без правил». Причем еще ни одного раза не оставались без призовых мест.

— Вас не смущает, что вы готовите людей, которые могут убить одними руками?

— Не только одними руками, но и одними ногами. Шучу. В стиле окинаватэ существует свод правил, одно из которых гласит: «Ученик не должен применять свои умения в боевом искусстве на улице, за исключением экстремальной ситуации». Вообще главная цель в обучении боевому искусству — путь самопознания и духовного совершенствования.

Источник

Оцените статью