Елена Рерих
Биография
Елена Рерих, супруга художника и путешественника Николая Рериха, запомнилась миру как философ, специализирующийся на эзотерике, и исследователь. Ее перу принадлежат серия книг об учении Живой этики, или Агни-Йоге, трактат «Основы буддизма», перевод «Тайной доктрины, синтеза науки, религии и философии» Елены Блаватской и писем Махатм. Благодаря труду Елены Рерих в России начало развиваться движение нью-эйджа.
Детство и юность
Рерих, в девичестве Елена Ивановна Шапошникова, родилась 12 февраля 1879 года в имперском Санкт-Петербурге в семье академика архитектуры Ивана Ивановича и Екатерины Васильевны. По материнской линии девочка принадлежала старинному роду Голенищевых-Кутузовых, представителем которой является полководец Михаил Илларионович, главнокомандующий русской армии во время Отечественной войны 1812 года.
Окружение родителей Елены Ивановны составляли писатели, музыканты, художники. Под их влиянием девочка рано увлеклась философской литературой и религией, научилась играть на фортепиано и рисовать.
Всесторонние знания помогли Шапошниковой в 1895 году с отличием окончить Мариинскую женскую гимназию и поступить в Санкт-Петербургскую музыкальную частную школу. Затем девушка собралась в консерваторию, но родители не позволили: тогда в студенческой среде гуляли революционные настроения, и они, люди высшего класса, боялись, что дочь «заразится».
Кто знает, как сложилась бы биография Елены Шапошниковой, которую родители старательно прятали под крылом, если бы не встреча с художником и археологом Николаем Константиновичем Рерихом в 1899 году.
Личная жизнь
Елена и Николай познакомились в Бологом Новгородской губернии, где Шапошникова с матерью отдыхали летом. В 2001 году на месте встречи влюбленных воздвигли «Памятник любви» — камень, на котором установлена табличка со словами Рериха:
«. в Бологом, в имении князя П. А. Путянина, я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!».
Молодые люди полюбили друг друга — за живость ума, творческую жилу, тягу к приключениям. Несмотря на запреты родителей Шапошниковой, в 1901 году девушка стала женой Николая Рериха. Венчание состоялось в церкви Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.
Памятник Елене Рерих и Николаю Рериху в Москве / Международный Центр Рерихов
Елена Рерих — мать двоих детей: в августе 1902 года родился Юрий, в октябре 1904-го — Святослав. Старший сын пошел по стопам матери, став ученым-востоковедом, исследователем учения Агни-Йоги, а младший — по стопам отца, покорив холст красочными пейзажами и чувственными портретами.
Как и сама Елена Ивановна, мальчики росли в окружении «сливок общества»: в доме Рерихов часто бывали Михаил Врубель, Архип Куинджи, Валентин Серов, Игорь Стравинский, Александр Блок.
Философские взгляды и творчество
Недаром говорят: муж и жена — одна сатана. Личную жизнь Елены и Николая Рерихов эта присказка описывала максимально точно. Супруги вместе создавали шедевры — на некоторых картинах Николая Константиновича указано двойное авторство, путешествовали, воспитывали сыновей. Поэтому, когда в 1903 году Рерих отправился в поездку по России в поисках национального колорита, Елена Ивановна не осталась в стороне.
Пока муж занимался раскопками, Рерих изучала местную архитектуру и роспись, обучалась искусству реставрации. Навык со временем пришелся кстати — в поездках Рерихи собирали уникальные предметы старины, которые требовали восстановления. Их коллекция насчитывала более 300 предметов искусства и быта. Сегодня она хранится в Эрмитаже.
В 1916 году здоровье Николая Рериха заставило семью переехать в Финляндию. Спустя 2 года эта страна объявила о независимости и опустила «железный занавес». Россия оказалась закрыта. Не в силах вернуться домой, Елена Ивановна с супругом и детьми переехали в Англию.
В Лондоне Рерих сблизилась с Теософским обществом, которое основала Елена Блаватская. В ее труде «Тайная доктрина, синтез науки, религии и философии» объясняется, что цель общества состоит в исследовании различных религий, философий и наук в сравнении. В июле 1920 года Елена и Николай Рерихи официально вступили в ряды организации.
Главный труд Елены Рерих, который отвечал задачам Теософского общества — книги об учении Агни-йоги, или Живой этики. Сборник состоит из расшифровок спиритических сеансов, которые Рерихи проводили с 1900 года.
Цель сеансов заключалась в общении с «Учителем Мудрости» Махатмой Мории. Сведения, полученные в «разговорах», фиксировались методом «автоматического письма», то есть бессознательно, в состоянии гипноза. Этим навыком обладали Николай и Юрий Рерихи, а Елена Ивановна якобы владела даром ясновидения. Согласно дневникам Елены Рерих, первый «разговор» с Махатмой состоялся в 1920 году и длился на протяжении 20 лет. В результате появились 14 книг Агни-йоги.
По сути «Живая этика» — это религиозное учение. Как христианство основано на вере в Бога, центр притяжения Агни-йоги — Агни, то есть духовный огонь, благодаря которому появилась Вселенная. Она, согласно учению, состоит из 4 уровней: человеческий земной мир, потусторонний тонкий мир и его усовершенствованная форма огненный мир, а также высшие сферы, которые человек может познать лишь на высшем уровне развития.
Последователи Агни-йоги верят в реинкарнацию: человеку даруется вечная жизнь в разных телах, чтобы тот смог достичь «высших сфер». Важнейшим законом учения считается карма. В годы активного распространения Агни-йоги Русская православная церковь выступила с заявлением, что учение Елены Рерих наравне с мыслями Елены Блаватской несовместимы с христианством. Их последователи отлучают себя от Бога.
В апреле 1925 года Елена Ивановна взялась за перевод «Писем Махатм», которые посвящены истории основания Теософского общества. Так родилась новая книга «Чаша Востока», выпущенная в том же году под псевдонимом Искандер Ханум. В 1926 году Елена Рерих в книге «Основы буддизма» изложила суть фундаментальных понятий учения Будды.
Свои философские идеи писательница активно продвигала в переписке с деятелями искусства и политики, учеными, последователями — более чем с 140 корреспондентами. Она раскрывала суть космизма, Живой этики, говорила о сложнейших философских и научных проблемах. Полное собрание сочинений писем вышло в 1940 году в двухтомнике «Письма Елены Рерих».
К слову, именно из этого сборника известно о личной философии Рерих, которая основана на «трех ключах» — любви, красоте и знании. В одном из писем писательница дает советы, как заполучить эти «три ключа»: не врать, быть чистым, мыслить позитивно и так далее.
Экспедиции
Рерихи неустанно исследовали мир. В 1920 году семья оказалась в США, куда Николая Константиновича пригласили представить свое творчество. В ожидании Елена Ивановна времени не теряла — она открыла музей супруга, организовала несколько художественных центров.
В декабре 1923 года Елена, Николай и Юрий Рерихи отправились в Индию — как оказалось позже, их духовную обитель. Цели экспедиции объясняются цитатами из дневников участников похода: «ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев», «создание живописной панорамы земель и народов Внутренней Азии», «сбор этнографического и лингвистического материала, характеризующего древние культуры региона».
Впрочем, имеются и иные версии назначения экспедиции — от выполнения миссии Объединенного государственного политического управления при СНК СССР до поиска Шамбалы, мифической страны в Тибете.
Маршрут движения Рерихов пролегал по Индии, Китаю, Алтайскому краю России, Монголии и Тибету. Судя по записям в дневнике Николая Рериха, поход был непростым, приходилось голодать и мерзнуть, но Елена Ивановна подавала мужчинам «пример бодрости. Чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее она была».
Елена Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции / Международный Центр Рерихов
В результате 4-летнего похода семья нанесла на карты мира новые географические точки, собрала десятки редчайших манускриптов и лингвистических материалов. После официального завершения экспедиции Рерихи остались в Индии и основали Институт гималайских исследований «Урусвати», главная цель которого состояла в исследовании районов Азии. Елене Ивановне отводилась роль знатока в области религии Востока.
Рерихи так беспокоились о культуре мира, что составили Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Елена Ивановна направила все усилия на привлечение сторонников. В итоге в 1935 году под договором подписались главы 22 стран.
Смерть
До последних дней Елена Рерих считала своим домом Россию и имела российское гражданство. После смерти Николая Константиновича в январе 1948 года женщина с сыном хотели вернуться, но им отказали в визах.
Источник
Рерихи. Мистическое учение
Живая этика, родившаяся на заре 20 века из смешения религий и культур, продолжает приковывать к себе внимание и в 21 веке.
Россия на рубеже 19−20 столетий была охвачена спиритической манией. Ей удалось стать не просто развлечением для завсегдатаев салонов крупнейших городов страны, но превратиться в один из кирпичиков в основании Серебряного века. Благодаря спиритической мании и родилось учение Живой этики (Агни-йоги). Вместе с ним возникло сообщество почитателей — рериховское движение.
«Живая этика»
Николай Константинович Рерих — художник, философ и археолог — с юности был поглощён мистическими идеями. Своё отражение в «Живой этике» найдут и другие его интересы, например, любовь к русской древности и восточным мотивам. Елена Ивановна Рерих — философ, автор дневников, ставших основой для учения. Глубокая заинтересованность супругов в теософии и традиционных восточных текстах, таких как Бхагават-гита и Ламрим Ченмо, была решающей для создания собственной концепции.
В семье Рерихов воспитывались два сына: Юрий и Святослав. Оба связали свои жизни с культурой востока и продолжали дело родителей. Юрий Рерих пошёл по научному пути и стал известным во всём мире востоковедом, специалистом по культуре и языку Тибета. Святослав Рерих посвятил себя искусству, много работал в Индии и активно поддерживал концепцию защиты культурного наследия.
Агни-йога. Суть учения
Движение приобрело свои очертания после революции 1917 года. Семья Рерих встретила её в Финляндии, закрывшей свои границы от России. Семья была отрезана от родины. В дальнейшем Рерихи обосновались в Англии, а затем в США. Однако сидеть на месте им не приходилось. Период с 1920 по 1930 год оказывается вплотную связанным с формированием теоретической базы «Живой этики», с книгами Елены Рерих. Вместе со своим мужем она отправляется в Центрально-Азиатскую экспедицию. Их путь лежит через Индию, Тибет, Монголию, Китай и, наконец, через Алтай. Именно тогда Елена Рерих начинает «общаться» с Махатмой Мориа и создаёт свои основные труды.
В основе учения «Живой этики» лежит смешение различных культурных и религиозных направлений. Древнерусская культура сталкивается с восточными религиями, а после этого разбавляется элементами православия.
Главной целью Агни-йоги считается стремление к развитию человечества, достижение им некоего внутреннего обновления, постижение энергии Агни. Учение предлагает путь, правила жизни для всех желающих достигнуть этой цели. Согласно его теории, Вселенная не имеет ни конца, ни предела. Она, как и каждая человеческая жизнь, находится в цикле распада и возрождения. В Агни-йоге есть всё: карма и реинкарнация, почитание христианских святых и миф о спасении, философия и поэзия. Это и делает её привлекательной для последователей.
Несмотря на вкрапления религиозных элементов в Живую этику, большинство последователей не относят её к религиям. Исследователи отмечают, что для движения вообще не свойственны обрядность, догматизм или церковность.
Рериховское движение
В зарубежных странах рериховское движение начало развиваться ещё в 20-х годах XX века. Пионерами были США, Латвия, Франция и Маньчжурия. Далее последовало усиление движения в этих и многих других странах мира, включая постсоветское пространство. Общества, посвящённые Рерихам и их учению, продолжают существовать до сих пор.
В СССР рериховское движение не приветствовалось. Виной тому была антирелигиозная политика государства, под которую попали не только религии, но и разные околорелигиозные сообщества. Поэтому впервые «Живая этика» появилась в России только в 1957 году. Тогда в страну вернулся старший сын семьи Рерих, Юрий. Он обосновался в Новосибирске, активно выступал и там же в 1960 году организовал первую в Советском Союзе выставку, посвящённую Николаю Рериху. Конечно, не обошлось без осуждения движения в прессе, но крупных гонений не было.
По-настоящему популярной Агни-йога стала в период с конца 1980-х до начала 2000-х годов. Тогда, сначала благодаря деятельности Святослава Рериха, а после из-за заинтересованности в рериховских организациях представителей российской науки и культуры, течение распространилось и среди населения.
Грани агни-йоги. Последователи
Подсчитать количество человек, считающих себя последователями учения Агни-йоги, невозможно. Учение позволяет им не указывать собственную идентичность. Определённые выводы можно сделать по сообществам социальных сетей. Так, к примеру, в крупнейшей группе по теме Живой этике «ВКонтакте» состоит чуть более двадцати тысяч человек. О числе последователей также можно судить по распространённости организаций, связанных с учением и творчеством Рерихов, по всему миру. Крупные центры располагаются в Нью-Йорке, Риге, Минске, Москве и в других городах.
Организации, придерживающиеся учения Рерихов, отличаются в интерпретации текстов. Поэтому существует множество групп, основой для которых послужило учение Агни-йоги, однако в целом они имеют не слишком много общего между собой.
В настоящий момент рериховское движение можно условно разделить на два направления: культурно-просветительское и оккультное. Преобладающим можно назвать первое из них. В его рамках участники занимаются издательской деятельностью, проводят вечера, лекции, выставки и семинары, изучают наследие Николая Рериха. На оккультное направление обращается гораздо меньше внимания. Оно содержит в себе огромное множество ответвлений. В них осталось не столь многое от изначальной идеи, прописанной в книгах Елены Рерих.
Разнообразен и состав участников движения. Они принадлежат к разным религиозным конфессиям, имеют разный достаток и социальный статус. Живая этика не имеет единого штаба или сайта, регулярных конференций или лекций. Объединяющим звеном для всех членов движения является чтение книг Елены Рерих и почтительное отношение к тем, кто стоял у истоков учения.
Источник