Зеркало для артикуляционной гимнастики детям

Консультация логопеда»Как выполнение ребёнком артикуляционной гимнастики перед зеркалом сделать занятием интересным и увлекательным»
консультация по логопедии на тему

Скачать:

Вложение Размер
kak_vypolnenie_rebyonkom_artikulyatsionnoy_gimnastiki_pered_zerkalom_sdelat_zanyatiem_interesnym_i_uvlekatelnym.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как выполнение ребёнком артикуляционной гимнастики перед зеркалом сделать занятием интересным и увлекательным?

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

-улучшить подвижность артикуляционных органов (губ, языка);

-укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

-научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

-увеличить амплитуду движений;

-уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно перед зеркалом: взрослый показывает, как выполнить то, или иное упражнение (для губ, языка), ребенок повторяет. Артикуляционная гимнастика делится на общую и специальную.

Упражнения для губ:

— Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу.

— Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу.

— Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы.

— Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы.

— Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удержать эту позу.

— Надуть обе щеки («толстушки»), затем втянуть их, губы вытягиваются вперед («худышки»).

Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении.

Взрослый и ребенок садятся перед зеркалом так, чтобы ребёнок хорошо видел свое лицо и лицо взрослого. Малыши не могут выполнять артикуляционные упражнения перед зеркалом, собственное изображение отвлекает их, они не могут сосредоточиться на выполнении упражнений, быстро утомляются. В этом случае посадите малыша напротив себя и предложите поиграть в «обезьянки». Дети, для которых важен зрительный образ, охотно выполняют упражнения, рассматривая Незнайку, который очень хорошо справляется с артикуляционной гимнастикой. Детям, ориентированным на слуховое восприятие, особенно важно прослушать стихотворение описание. Например:

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Я слегка прикрою рот,

Губы — «хоботком» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке у-у-у.

Важно помнить, что упражнения для губ, языка необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребенка и ни в коем случае не высказывайте недовольства, если что-то не получается.

Упражнения для развития движений мышц щек:

— Надуть левую щеку, удержать позу в течение 3 секунд.

— Надуть правую щеку, удержать позу в течение 3 секунд.

— Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 секунд.

Упражнения для развития движений языка:

— Упражнение «Змейка» — показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три счета.

— Упражнение «Дразнилки» — показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета.

— Упражнение« Часики» — переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта.

— Упражнение «Орешек» — кончик языка упирается в правую щеку, а затем в левую.

— Упражнение «Вкусное варенье» — медленно кончиком языка облизать верхнюю губу от угла до угла, затем облизать нижнюю.

— Упражнение «Почистим зубки»- кончиком языка дотрагиваться поочередно до зубов, рот открыт, нижняя челюсть не двигается.

— Упражнение «Ловкий язычок» — рот открыт, губы в положении «улыбка», узкий язык упирается то в верхние зубы, то в нижние:

— Упражнение «Карусель» — рот открыт, язык выполняет круговые движения сначала под верхней губой, затем за нижней.

— Упражнение «Лошадки» — открыть рот, пощелкать (поцокать) языком.

— Упражнение «Грибок» — открыть рот, присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опустить язык с характерным щелчком.

При выполнении упражнений для губ, языка не допускать переутомления.

Таким образом, если вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 4 лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5-6 лет — подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.

Специальная артикуляционная гимнастика

Для постановки свистящих, шипящих и соноров используем специальные упражнения для губ, языка, работаем над развитием диафрагмального дыхания, составляем индивидуальную программу для каждого ребенка.

Например: устраняем недостатки произношения звука Л.

« Часики» — губы в положении «улыбка», рот приоткрыт, кончиком языка касаться правого и левого уголков рта. Взрослый напоминает ребенку: язык должен быть узким, как «иголочка».

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

«Путешествие язычка» — рот открыт, кончик языка касается верхней губы, верхних зубов и «прячется» за нижние зубы. Взрослый следит, чтобы язык был узким, как иголочка.

«Болтушка» — язык узкий между губами быстро делает движения вперед-назад, получается бл-бл-бл, затем язык в том же положении: бла-бла, затем узкий язык оттачивается за зубы: ла-ла. Вызванный звук Л закрепляется в слогах.

При губном произношении звука Л — взрослый предлагает произносить звук при сильно оскаленных зубах, губы в положении «улыбка»; если нижняя губа подтягивается к языку, придерживать шпателем или чисто вымытым пальцем.

Если звук Л смягчается, ребенку предлагается высунуть широкий язык между зубами и, слегка прикусив его, произносить звук Л, затем резко отпустить язык.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика очень нравится детям. Рекомендую использовать эти несложные упражнения как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата раз.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика.Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Рекомендации к проведению упражнений.Сказка о Веселом язычке.

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции.Органы артикуляции (органы речи, .

Артикуляционная гимнастика является основой формирования основных звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, .

Представлены фотографии выполнения детьми артикуляционной гимнастики («Сказка о весёлом язычке») и комплекс артикуляционной гимнастики с описанием упражнений.

Рыбка. Губы вытянуть вперёд трубочкой, щёки втянуть во внутрь, удерживать 2 секунды, затем отпустить, при этом должен получиться характерный щелчок.Рыбка говорит. Губы сжать вместе и резко отпустить. .

Источник

Пособия для проведения артикуляционной гимнастики

Марина Федорова
Пособия для проведения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика – это не скучно!

учитель-дефектолог ТОГБУ «Центр по оказанию психолого-педагогических услуг «Планета любви», учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Аленка»

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц, Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Что же важно знать, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики?

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

• Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут.

Артикуляционную гимнастику следует выполнять в медленном темпе сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.

• Некоторые упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

Разнообразить занятия помогут различные картинки, игры, связанные с выполнением артикуляционных упражнений. Я предлагаю свою серию пособий, которые помогут превратить артикуляционную гимнастику в игру. А если упражнения подаются в форме игры, ребенок будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков, так как игра – самое интересное, что есть в жизни малышей.

Использование данных игровых пособий позволяет не только развивать артикуляционную моторику, но и расширять словарный запас (ребенок вспоминает названия животных, фигур, цветов, сказочных героев, а также тренировать зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, навык счета.

Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Красочность, занимательность данных игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, ведь ребенок не просто выполняет артикуляционные упражнения, а помогает животным сделать запасы на зиму, кормит смешной мячик пирожками, мастерит бусы, собирает пирамидку, делает ромашку, собирает капельки в ведерко, раскладывает фигуры и сказочных героев по домикам.

Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики Федеральные государственные требования побуждают нас специалистов к поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим.

Методика проведения артикуляционной гимнастики АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая.

Правила проведения артикуляционной гимнастики Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие.

Конспект проведения артикуляционной гимнастики в старшей логопедической группе Старшая логопедическая группа Цель: Вырабатывать полноценные движения губ, языка. Добиваться гибкости. Развивать мелкую моторику. Воспитывать.

Значение артикуляционной гимнастики для дошкольников Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Комплексы упражнений для артикуляционной гимнастики Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны.

Комплекс артикуляционной гимнастики для группы шипящих звуков [Ш] и [Ж] Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Л] Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики Очень важные упражнения артикуляционной гимнастики, которые позволяют: 1. Стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно.

Памятка для воспитателя «Правила организации и проведения артикуляционной гимнастики» Памятка для воспитателя Правила организации и проведения артикуляционной гимнастики Все упражнения выполняются под счет,.

Источник

Артикуляционная гимнастика для детей

Что такое артикуляционная гимнастика

Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Она позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Специальные упражнения позволяют сформировать их согласованные и четкие действия.

Гимнастика состоит из:

  • Статических упражнений. Они направлены на удержание губ, языка и щек в правильном положении. Помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата.
  • Динамических упражнений. Они развивают гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи. Результат достигается при помощи регулярных занятий, подразумевающих многократные повторения отдельных положений.

Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями звукопроизношения – это уже необходимость. Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звуков.

У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Большинство из них имеют временный характер. Связано это с тем, что у детей в раннем возрасте недостаточно хорошо функционируют речевой и слуховой аппараты, что приводит к тому, что движения речевых органов недостаточно согласованы. Поэтому необходимо выполнять упражнения для развития их подвижности и формирования навыков владения ими.

Основные цели гимнастики артикуляционных органов:

  • выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков);
  • тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;
  • формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.

Комплекс упражнений для языка

Комплекс артикуляционной гимнастики отличается спецификой проводимых упражнений, которые зависят от возраста ребенка.

Дети в раннем возрасте плохо концентрируются на какой-то задаче длительный период времени. Они быстро теряют интерес, утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 динамических и статических упражнения.

Используются следующие динамические упражнения для языка:

  • «Змейка». Ребенок должен высунуть язык вперед максимально дальше. При этом нужно сделать его узким, чтобы он стал похож на маленькую «змейку».
  • «Часы». Предполагает имитацию часового маятника. Нужно приоткрыть рот, затем кончиком языка касаться то левого, то правого уголка.
  • «Качели». Занятие напоминает предыдущее, но направление движений меняется – напряженный язык нужно поднимать и опускать вниз, имитируя качели.
  • «Катушка». Нужно открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы. Боковые края прижимаются к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвигать вперед, затем убирать вглубь рта.
  • «Лошадка». Язык присасывается к нёбу. Далее нужно цокать им сильно и медленно.
  • «Варенье». Нужно поочередно облизывать языком верхнюю и нижнюю губу.
  • «Бегемот». Нужно расслабить язык, уложив его на нижнюю губу. Необходимо попеременно открывать и закрывать рот, при этом язык должен находиться в одном и том же положении.
  • «Птенец». Нужно широко открыть рот, при этом язык должен быть расслаблен.
  • «Грибочек». Открыть рот, после чего присосать язык к верхнему нёбу.

Комплекс упражнений для губ

Следующие упражнения для губ можно проводить как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с ребенком в домашних условиях:

  • «Улыбка». Нужно растянуть губы в улыбке, при этом не обнажая зубы.
  • «Бублик». Губы округлены, немного вытянуты вперед. Через образовавшийся «бублик» должно быть хорошо видно сомкнутые зубы.
  • «Трубочка». Губы нужно вытянуть вперед в форме трубочки. Есть похожее занятие «Пятачок», которое также подразумевает вытягивание губ трубочкой, но здесь уже нужно вращать ими по кругу.

Для развития мышц щек

Упражнений достаточно много, поэтому опишем некоторые из них:

  • «Сытый хомячок». Нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать поочередно левую и правую щеку.
  • «Голодный хомячок». Щеки втягиваются внутрь. На первых занятиях можно помогать ребенку руками.
  • «Шарик». Щеки надуваются, потом нужно слегка ударить по ним кулачками.

Для мышц мягкого нёба и глотки

Регулярно нужно выполнять следующие упражнения:

  • «Зёвушка». Представляет собой обычное позевывание, при этом нужно шумно втягивать воздух.
  • «Полоскание». Нужно запрокинуть голову назад и имитировать полоскание горла.
  • Резкое отрывистое произношение звуков «а-а-а», «э-э-э»

Основные рекомендации и советы родителям

При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий:

  • Занятия должны быть регулярными, чтобы необходимые навыки формировались и закреплялись быстрее. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику ежедневно спустя 1-2 часа после приема пищи.
  • Занятия для детей лучше подавать в игровом стиле. В раннем возрасте ребенок не осознает важность гимнастики, поэтому нужно его заинтересовать этим процессом. Можно распечатать красочные картинки, которые сделают занятия еще интереснее.
  • Нужно проводить артикуляционную гимнастику не более 10 минут. При этом не нужно стараться выполнять много упражнений – на первых порах достаточно 2-3 за одно занятие.
  • Каждое упражнение нужно повторять не менее 5 раз. При этом нужно следить за качеством – если оно ухудшилось, то вполне вероятно, что ребенок устал.
  • При проведении статических упражнений нужно соблюдать определенную продолжительность одной артикуляционной позы – порядка 7-10 секунд.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому занятия лучше проводить перед большим зеркалом.
  • Занятия предполагают, что взрослый сначала сам показывает, как выполнять то или иное упражнение. Далее он контролирует выполнение со стороны малыша.
  • Если малыш не справляется с упражнением, то ему нужно помогать. Движения можно корректировать с помощью ложки, ручки или другого чистого предмета.
  • Работу нужно строить от простого к сложному, чтобы у ребенка постепенно формировались навыки.
  • Помните о том, что дети в раннем возрасте очень чутки к похвале. Не стесняйтесь выражать свои эмоции, хвалить ребенка за правильное выполнение занятий.

Постоянные тренировки помогут укрепить органы речевого аппарата в любом возрасте. Конечно, работу лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок еще не пошел в школу. Занятия позволяют сделать речь четкой, чистой и ритмичной, а для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика и вовсе является необходимостью.

Важны не только занятия с логопедом, но и самостоятельная работа родителей с ребенком. Помните о том, что для малыша это, прежде всего, игра, а придание этой игре коррекционного смысла – это ваша задача. Поэтому важно соблюдать все рекомендации специалиста, касающиеся периодичности и специфики артикуляционной гимнастики.

Источник

Читайте также:  Что такое психологическая тренировка это
Оцените статью