Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Гимнастика мозга.»
статья на тему
Статья о пользе проведения гимнастики мозга в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_mozga_statya.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Гимнастика мозга».
Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка (авт. Пол Деннисон).
Программа «Гимнастика Мозга» была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом И. Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии. В течение 20 лет помогал детям и взрослым с помощью разработанной системы быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. По мнению автора Пола И. Деннисона [ 1] гимнастика мозга оказалась эффективна в отношении детей, у которых проблемы с чтением и детей диагностированных, как «неспособных к обучению».
Деннисон задумался над тем, что связывает человека с чтением? Наблюдая за детьми от раннего возраста до школьного, он заметил, что очень многие «вещи», которые понадобятся при чтении, осваиваются на телесном уровне, в обыкновенном движении ребенка (например, ползание).
Во время чтения глаза двигаются последовательно: слева — направо, сверху – вниз, слово за словом, строка за строкой, страница за страницей. Т.е в определенных плоскостях. Когда мы слышим речь, мы дешифруем её так же по горизонтали. Идет сканирование, фокусировка. Когда ребенок, еще не умеющий читать раскладывает на полу игрушки, он фокусируется на том, как он их кладет (пирамидкой, башней или просто вряд). Разглядывает комнату — шкаф, картину, лампу, маму. Если глаза не научились сканировать в реальности мира, то и на бумаге это так же может и не произойти. Будут спонтанные всплески внимания в отдельные точки, и текст будет распадаться. Если представить книгу, то это — двухмерная плоскость, и для того, чтобы в ней ориентироваться, нужно освоить на уровне тела верх-низ, лево-право, серединную линию. Нельзя читать часть с одной страницы, часть — с другой.
В работе Мухиной В.С.[2] утверждается, что начальное освоение левого-правого происходит при грудном вскармливании. Когда ребенка перекладывают с одной стороны на другую, он чувствует, что у него есть сторонность, и начинает различать правое и левое на телесном уровне. Эту сторонность он объединяет, когда начинает ходить. Появляется контрлотеральность. Первый раз это соединяется в ползании. Ребенок начинает ползти к цели. Происходит соединение понимания левого-правого, серединной линии, направления движений, целеполагание, подлинное достижение и оценка достижения.
Все это происходит в раннем младенческом возрасте. И если эта фаза по какой-то причине была пропущена, ребенок не работал в двухмерном пространстве пола, не научился последовательно распределять внимание между объектами, не освоил систему координат (верх-низ и т.д.) на телесном уровне, в тот момент, когда он возьмет книгу, он не поймет, что он должен делать. Т.о. существует прямая корреляция между ползанием ребенка и проблемой чтения.
Сегодня я хочу представить вам «Антистрессовую гимнастику для взрослых и детей» («Троицкую гимнастику мозга») психолога Троицкой Ольги Иосифовны. Её комплекс основан на работе психолога Пола И. Деннисона. Комплекс упражнений доступно обоснован с точки зрения физиологии, нейропсихологии. По словам автора Троицкой О.И. [3] несколько минут занятий дают высокую умственную энергию.
- Оптимизация деятельности мозга.
- Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
- Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти.
- Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
- Повышение эффективности выполняемых действий при работе на компьютере.
- Восстановление работоспособности и продуктивности.
- Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
- Формирование абстрактного мышления.
Комплекс упражнений «Троицкая гимнастика мозга»
ВНИМАНИЕ! Каждое упражнение делается не более 1 минуты!
Упражнение 1. КРОСС КРОЛЫ (перекрестный шаг).
Движения имитируют обыкновенное детское ползание. При этом головной мозг включает, соединяет и синхронизирует работу левого и правого полушария.
И.п.: Стоя, ноги на ширине плеч. Несем плечо к бедру, а не локоть к коленке!
Голова чуть-чуть поворачивается по ходу движения.
Тело как будто складывается, а руки и ноги только подставляются.
Рот не зажимать. Губы свободны. Зажата нижняя часть лица — зажаты все остальные мышцы тела.
Можно делать стоя, сидя, лежа – доставать локтем коленки. Можно просто маршировать.
Скорость – для детей не ограничена. Взрослым, для того, чтобы они услышали свое тело, первое время делать медленно, чувствовать, как плечо идет к бедру, и включаются косые мышцы живота.
Делайте «КРОСС КРОЛЫ» или просто маршируйте когда:
— Чувствуете упадок сил, вялость, ничего делать не хочется;
— Надо включиться в работу;
— Надо почувствовать себя более бодрым и живым
Упражнение 2. КНОПКИ МОЗГА
Два пальца одной руки под ключицами – там две ямочки. Вторая рука лежит на пупке. Мягко массируете подключичные ямки. Меняем руки.
Между 1 и 2 ребром под ключицами ямочки – там с двух сторон от сердца идут крупные сосуды. Это мощная нейро-лимфатическая зона.
Слегка массируем (могут быть болезненные ощущения, т.к. эта зона чаще всего зажимается при стрессе).
Делайте «КНОПКИ МОЗГА», когда:
- плохо видите или появилась пелена перед глазами;
- за рулем автомобиля, когда перестали видеть боковой обзор
(остановиться у обочины и сделать упражнение);
- трудно включиться в какую-то работу;
- появилась усталость или что-то не ладится.
Упражнение 3. КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНЬЯ
- Берем себя за уши – за верхнюю часть уха: большой палец сзади, указательный впереди , мягко массируем уши, как будто немного растягивая назад и выворачивая. Массируем несколько раз сверху вниз каждую точку на кромке ушной раковины.
- Поворачиваем голову влево до предела. Берем себя за уши и массируем, позволяя своей голове, глядя назад, уходить все дальше и дальше. Массируем несколько раз сверху вниз. Когда голова повернется до предела – достаточно.
- Поворачиваем голову вправо. И повторяем действия пункта 2.
Делайте « КОЛПАК для ДУМАНИЯ», когда:
- голова отказывается работать;
- нужно быстро собраться с мыслями;
- активизировать работу головного мозга
Упражнение 4. СОВА
Берем правой рукой за левое плечо посередине.
Немного поворачиваем голову влево.
Начинаем массировать на выдохе, сжимаем пальцы и говорим — «УХ».
Глаза расширить – смотреть как сова. Голову немного поворачиваем из стороны в сторону. Затем берем левой рукой за правое плечо и делаем то же самое.
Делайте «СОВУ», когда:
- хотите спокойно общаться (помогает расслабить плечевой пояс);
- нужно быстро снять стресс и восстановить дыхание.
Упражнение 5. ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ
И.п.: Ноги на ширине плеч. Стопы параллельны, колени по направлению большого пальца ноги. Колени слегка согнуты. Тело расслаблено.
Сгибаем одну руку в локте и выставляем вперед, большой палец вверх, на котором фиксируем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела. Мысленно перед собой представляем круг, в котором рисуем знак бесконечности – ленивую восьмерку, главное чтобы она была круглая.
1. Левая рука свободно свисает вдоль тела. Правой рукой спокойно и вольно рисуем: вверх по серединной линии тела, влево – вниз-вправо до серединной линии дела и по ней вверх до середины и в другую сторону: вверх-вправо-вниз-влево-сер.линия — вверх.
2. Меняем руки. И рисуем левой рукой. Начало влево вверх.
3. Рисуем двумя руками вместе. Начало влево вверх.
Делайте «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ» когда:
- плохо видите (повышает эластичность и кровоснабжение глазодвигательных мышц);
- нужно восстановить целостность работы организма;
- улучшить координацию движений.
Упражнение 6. КРЮКИ ДЭНИСОНА
В крюках хорошо думать о каких-то проблемах
1 часть: Ноги переплетаем.
Руки вытягиваем вперед, ладошки поворачиваем наружу, складываем ладошки, пальцы переплетаем, затем руки выворачиваем к груди.
Язык поднять и прижать к небу.
Глаза поднять вверх.
Стоим или сидим столько , сколько комфортно.
2 часть. Ноги поставить на ширину плеч, руки опустить вниз и сцепить лодочкой на уровне низа живота. Глаза опустить вниз. Язык к небу. Чувствуем, как уходят остатки напряжения.
Упражнение КРЮКИ рекомендуется выполнять, когда:
- надо быстро снять стресс и успокоиться;
- нужно обдумать сложную проблему;
- подумать, что лучше сейчас делать;
- хотите понять себя и принять взвешенное решение.
Таким образом, выполняя каждый день гимнастику мозга, мы научим детей самоконтролю, улучшим психоэмоциональное, физическое и интеллектуальное состояние детей. Упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
1. Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон. «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей. 2015 год.
2. Мухина В. С. М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.:
Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с. ISBN 5-7695-0408-0
3. Троицкая О.И. «Здоровье школьника» 2009 г Цикл статей в журнале «Здоровье школьника» 2008 – 2013 г.г. в рамках проекта журнала и Центра межличностных коммуникаций «Азбука чувств».
Источник
Гимнастика для мозга, как структурный элемент здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Елена Нужа
Гимнастика для мозга, как структурный элемент здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Помимо непосредственно образовательных задач, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) ответственно за выполнение своего важнейшего обязательства – сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Внедрение здоровьесберегающих технологий как комплекс мер бережного отношения к здоровью детей в вопросах физического развития выходит на первый план.
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологийимеет двустороннюю направленность:
формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);
физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.)
валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий в комплексе можно достигнуть успеха в здоровьесбережении Отдельно применении методики не даст должного эффекта. Поэтому в течении дня должна быть выстроена четкая система здоровьясберегающих приемов с учетом возраста и режимной нагрузке. Мы предлагаем вашему вниманию нашу работу по здоровьясбережению.
Я расскажу и покажу основные приемы «Гимнастики для мозга», которая включается в качестве структурного элемента в систему здоровьясберегающих технологий в нашем МАДОУ
Согласно исследованиям не только тело нуждается в «разогреве», но и мозг нуждается в настройке и подготовке к эффективной работе. Один из способов такой настройки называют «Гимнастику для мозга» Эти упражнения активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации.
Программа «Гимнастика мозга» разработана в 1970-х гг. американским ученым Полом Денисоном, в течение 20 лет помогал детям и взрослым в преодолении трудностей обучения.
Рассмотрим,подробнее как работает наш мозг.Условно разделим его на 4 части: левую и правую, переднюю и заднюю. Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга — левой, то есть, когда мы действуем правой рукой активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т. д. Так же левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое за пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим – активно правое полушарие.
Распределение активности между полушариями постоянно чередуется. Максимальная же эффективность работы мозга (творчество, интуитивные прозрения) достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий.
Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий. А сензитивным периодом для интеллектуального развития является возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована. Основной период развития приходиться на дошкольный возраст.
Главная идея гимнастики мозга – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению. Физическое и двигательное развитие ребенка идет параллельно с психическим и умственным развитием.
В движении ребенок получает информацию об окружающем мире через органы чувств, получает жизненный опыт, что дает толчок в развитии внимания, памяти, мышления и других высших психических функций, а также речи и интеллекта.
Одна из задач, на которые направлены упражнения гимнастики мозга — это восполнение навыков равновесия, движения или сенсомоторной координации.
Гимнастика мозга включает 26 упражнений, каждое из которых направлено на восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на высшие когнитивные способности (способности к обучению).
Все упражнения разделены на 4 группы,применение которых направлено на развитие трех видов сенсомоторных навыков:
Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела, что является необходимым требованием для свободного чтения, письма и множества других навыков.
Вторая группа – это упражнения энергетизирующие тело, т. е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. На уровне работы мозга, эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.
Третья группа – растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы головного мозга, эти упражнения способствуют связи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.
Четвертая группа – упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому.
Я вам предлагаю проделать несколько упражнений из комплекса «Гимнастика мозга», которые можно выполнять с детьми 4 – 7 лет.
В работе с детьми рекомендуется системно применять упражнения «Гимнастики мозга» для тренинга определенных функций. Ее можно применять как пятиминутку между занятиями в детском саду или как физкультурные занятие все будет зависеть, какой конечный результат планируете получить.
Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении, и решить проблему неуспешности ребенка. Высшим достижением педагога, работающего по данной методике, было бы обучение этим упражнениям ребенка, чтобы он мог выполнять их самостоятельно дома. Но поскольку речь идет о детях дошкольного возраста, то необходимо научить родителей применять эту методику дома вместе с ребенком.
«Я и моё тело». Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий Участники: дети подготовительной группы. Количество участников: подгруппа (6 человек). Автор и ведущий: Л. Г. Свинина, воспитатель. Форма.
«Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий «Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий. Цель Сохранять и укреплять здоровье детей, создавать положительный.
Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга для детей 4–5 лет Конспект открытого режимного момента » Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга.
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ из опыта работы Физическое воспитание детей — одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.
Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.
Конспект НОД на основе здоровьесберегающих технологий «Спасибо, но мне это не нужно!» «Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста здоровьесберегающей технологии – сказкотерапия». Тема: Спасибо, но мне это.
НОД по ФЭМП в средней группе с ИКТ и элементами здоровьесберегающих технологий Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе с ИКТ и элементами здоровьесберегающих технологий.
Отчет об использовании здоровьесберегающих технологий ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Сегодня.
Фотоотчёт о применении здоровьесберегающих технологий в ДОУ В каждом саду проводятся здоровьесберегающие технологии т. к в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психологического.
Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.
Источник