Проект «Здоровая семья»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
ПРОЕКТ
«Здоровая семья»
« Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…»- эта фраза принадлежит академику Н.М. Амосову.Чтобы сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровое развитие, необходимо усилить внимание к занятиям физкультурой, проводить систематическую работу по здоровьесбережению в ДОУ. Но для этого нужно, чтобы родители стали нашими единомышленниками в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.С этой целью в подготовительной группе был создан проект « Здоровая семья». Главный принцип, которым мы руководствовались при его создании: « Здоровый образ в семье- залог здоровья ребёнка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek_zdorovaya_semya.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Солнышко» г. Ртищево Саратовской области
« Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…»- эта фраза принадлежит академику Н.М. Амосову.
Чтобы сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровое развитие, необходимо усилить внимание к занятиям физкультурой, проводить систематическую работу по здоровьесбережению в ДОУ. Но для этого нужно, чтобы родители стали нашими единомышленниками в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.
С этой целью в подготовительной группе был создан проект « Здоровая семья». Главный принцип, которым мы руководствовались при его создании: « Здоровый образ в семье- залог здоровья ребёнка».
В « Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается:
« Семья и ДОУ в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй о ДОУ, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Мы в своей работе стремимся к расширению контактов со всеми социальными институтами и прежде всего с семьёй.
Актуальными оказываются анализ, обобщение и укрепление взаимодействия семьи ДОУ в интересах развития личности ребёнка.
В своей деятельности мы разделяем воздействие и взаимодействие.
Воздействие — однонаправленность влияния одного человека или группы на другого или других с целью его ( их) изменения в определённом направлении.
Взаимодействие- влияние поведения, мнения, действий родителей, педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщение их к физкультуре и спорту.
Взаимодействие предусматривает равную активность и равную степень взаимовлияния.
Основное средство воздействия- пропаганда здорового образа жизни. Она осуществляется в наглядной форме:
— через оформление различных стендов;
— организацию специальной передвижной выставки;
и в устной форме:
— через индивидуальные беседы;
— организацию встреч с различными специалистами.
Эффективным средством воздействия является посещение родителями открытых физкультурных занятий. Определённый эффект воздействия наблюдается и при ознакомлении родителей с данными заболеваемости детей группы. Экран заболеваемости помогает выявить семьи, в которых дети практически не болеют. С согласия родителей изучается их опыт семейного воспитания и освещается в фотогазете с комментариями. С семьями, в которых дети часто болеют, намечается план индивидуальной работы.
Взаимодействие родителей и педагогов в процессе формирования у детей навыка здорового образа жизни происходит сложнее. Мы понимаем, что это во многом зависит от организационно- педагогической культуры ДОУ, степени доверия родителей, их удовлетворённости пребывания ребёнка в ДОУ.
Поэтому программа физкультурно-оздоровительной работы детского сада имеет продуманную концепцию. Идеология здоровья, которая является стержнем этой концепции, совместная деятельность ДОУ и семьи понятна родителям воспитанников. Но самое главное, они регулярно информируются о том, каких результатов следует ожидать от реализации программы.
В настоящее время коллективом ДОУ разработана модель взаимоотношения семьи и детского сада. При этом особенности такого сотворчества определяются прежде всего спецификой деятельности педагогического коллектива. Воспитателей и родителей объединяет забота о сохранении и укреплении здоровья ребёнка, его развитие, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Для этого используется трёхступенчатая модель взаимодействия ДОУ и семьи:
I ступень — создание общей установки на совместное решение задач по сохранению и укреплению здоровья детей;
-II ступень — формирование единой стратегии сотрудничества для выработки у ребёнка навыки здорового образа жизни;
III ступень- построение единого здоровьесберегающего образовательного пространства для развития ребёнка.
Первая ступень взаимодействия обеспечивает базовые условия сотрудничества. Для нас было важно найти подход к членам семьи ребёнка, создать атмосферу доверия, изучить микроклимат, определить тип семьи, круг семейных ценностей, традиции физического воспитания.
Вторая ступень взаимодействия предполагает выработку у его субъектов единства подходов к физкультурно- оздоровительной работе.
Родители получают возможность познакомиться с условиями, созданными в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья детей, и увидеть, как реализуется система физкультурно- оздоровительной работы. Основой взаимодействия становится активное сотрудничество педагогов и родителей.
На третьей ступени взаимодействия на основе полученной ранее диагностической информации совместно с родителями определяются: условия, которые можно создать в семье, чтобы активизировать потенциальные познавательные , физические возможности ребёнка, заложенные природой, компенсировать недостатки; содержание детской деятельности в семье в соответствии со склонностями ребёнка, реальными условиями жизни; наиболее эффективные приёмы педагогического воздействия.
Хочется подчеркнуть, что взаимодействие не имеет строгой линейности. Каждый шаг вначале совместно планировался , затем происходило параллельное и взаимопроникающее его осуществление в ДОУ и семье. Совместное подведение итогов , анализ реальных изменений , которые произошли ( или не произошли) у ребёнка по тем или иным причинам, становятся основой очередного этапа индивидуальной работы.
Для реализации модели взаимодействия ДОУ и семьи нами используется плановый подход.
Преимущество такого подхода состоит в поэтапном достижении поставленных целей, сообразности планируемых мероприятий ожиданиям и возможностям семей воспитанников, в обратной связи, а следовательно и своевременной коррекции деятельности ДОУ на этой основе.
Прежде чем начат работу с родителями, нами был определён социально- гигиенический скрининг условий и образа жизни семей воспитанников.
Проанализировав результаты, мы сделали вывод, что часть родителей ведёт или пытается вести здоровый образ жизни, а значит , у нас есть единомышленники, на которых можно опереться. Родители готовы к сотрудничеству, многие активно стремятся к психолого- педагогическому самообразованию, ждут квалифицированной методической помощи по вопросам воспитания и развития детей.
Естественно, что работа с родителями , тем более в такой области, как приобщение к здоровому образу жизни- задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам.
Успешность решения задач, поставленных в рамках физического воспитания дошкольников, развития у них положительной мотивации на сохранение и укрепление здоровья изначальной зависит от деятельности педагогов ДОУ, направленной на подготовку родителей к использованию технологий формирования здоровья.
Причиной формирования определённого отношения детей к своему здоровью является непосредственно взрослые, как носители определённых физических и психических качеств. Родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью , не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребёнка.
Мы провели целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключая дидактизм, так как ДОУ, выполняя многообразные функции, не только осуществляет пропаганду физической культуры, поддержания здорового образа жизни, но и активизирует « работу» по осуществлению обратной связи с родителями.
При анкетировании родителей на вопрос « Каким формам взаимодействия ДОУ с семьёй вы отдаёте предпочтение?» были предложены следующие варианты ответов:
— общие родительские собрания- 17%;
— групповые родительские собрания с воспитателями-30%;
— групповые родительские собрания с приглашением специалистов- 58%;
— совместные мероприятия ( в игровой и соревновательной форме) -35%;
-индивидуальные консультации, беседы с воспитателями, специалистами-76%;
-родительские собрания с включением открытых мероприятий -67%;
Исходя из полученных результатов мы сделали вывод, что наиболее приемлемые формы взаимодействия ДОУ с семьёй – родительские собрания с приглашением специалистов, открытые мероприятия, индивидуальные консультации, а также семинары- практикумы.
Выбранные родителями формы взаимодействия мы объединили и они вошли в основу проекта.
Таким образом , получить практическую помощь мамы и папы могут в ходе совместного проекта под названием « Здоровая семья».
— привлечь родителей к воспитательно- образовательному процессу, пробудить интерес к организации жизнедеятельности детей в ДОУ, активизировать участие родителей в различных мероприятиях;
— формировать знания родителей, позволяющие воспитывать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни;
— повышать роль семьи в физическом воспитании и развитии детей.
— обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие и эмоционального благополучия;
— осуществлять психолого- педагогическое просвещение родителей воспитанников подготовительной группы ДОУ с целью повышения педагогической компетенции;
— создать в семье условия для реализации потребности детей в двигательной активности;
— воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни;
— способствовать развитию творческой инициативы родителей;
— привлечь внимание родителей к проблемам физического образования и оздоровления детей;
— формировать общественное мнение о значимости физической культуры в ДОУ;
— развивать понимание необходимости опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с детства.
Дети, воспитатели подготовительной группы, родители.
Тип проекта: практика — ориентированный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный проект.
— организационно- деятельностная и психологическая игра;
— совместные практические занятия родителей и детей;
— родительские собрания с участием медицинских работников;
— индивидуальные задания родителям.
— повышение педагогической компетентности родителей как условие оптимизации влияния семьи на ребёнка;
— систематизация физкультурно- оздоровительной деятельности в семье;
— формирование у детей интереса к занятиям физической культурой;
— оптимальный эффект обратной связи « коллектив ДОУ- родители».
Данный проект отражает формы продуктивного общения ДОУ и семьи.
Эффективно организованное сотрудничество даёт импульс к взаимодействию с семьёй на качественной основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознанию общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Таким образом , поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает дальнейшее повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций физического воспитания в семье.
Можно с уверенностью сказать, что работа по данному проекту выступает в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье дошкольников и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Источник
Заседание семейного клуба «Любящие родители» на тему «Укрепление здоровья детей»
Наталья Бросова
Заседание семейного клуба «Любящие родители» на тему «Укрепление здоровья детей»
Цель: объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах укрепления здоровья детей.
Задачи: приобщать родителей к здоровому образу жизни.
Расширить знания родителей о здоровом образе жизни, о методах профилактики и укрепления здоровья каждого члена семьи.
Добиваться того, чтобы каждый родитель задумался над вопросом создания в семье условий для здорового образа жизни.
1. Анкетирование «Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни»
2. Консультация «Роль семьи в воспитании здорового ребенка»
3. Создание проекта «Благоустройство площадок для прогулок детей»
Добрый вечер, уважаемые родители!
Педагог-психолог: Нам приятно отметить, что вы откликнулись на просьбу и пришли на нашу встречу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы рады вам! Давайте расслабимся и немножко сблизимся.
Упражнение «По секрету»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, сближение в коллективе.
Все встают лицом в круг.Первый участник начинает: «Скажу по секрету: вчера я пришла в детский сад за ребёнком, ко мне подошла воспитательница в таком платье…»и должна добавить какой-то элемент в костюме воспитателя («На плече был такой бант», повторяя все элементы костюма придуманные соседом, добавляя свой придуманный элемент в костюм воспитателя.
— Вот теперь я вижу улыбки на вашем лице.
Послушайте стихотворение В. Крестова «Тепличное создание»
Болеет без конца ребёнок.
Мать в панике,в слезах: и страх, и грусть.
— Ведь я его с пеленок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боится – вдруг сквозняк,
С ним то в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так порой мы из детей
Растим тепличное созданье,
А не бойцов-богатырей.
Инструктор физкультуры: Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Народная мудрость гласит «В здоровом теле здоровый дух». Именно взрослый должен стать кузнецом своего здоровья и здоровья своих детей. Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Эти вопросы волнуют и вас, родителей, и нас, воспитателей, так как мы хотим, чтобы наши дети не болели, год от года становились здоровее, сильнее и входили в большую жизнь не только знающими и образованными, но здоровыми и закаленными. Есть ли ключи к решению этой задачи?Медицина давно пришла к выводу: нужна профилактика для здоровых людей.
Что же мы делаем в детском саду для профилактики:
1. Ежедневная зарядка.
2. Два раза в неделю физкультурные занятия, один раз оздоровительно-игровой час на свежем воздухе.
3. Ежедневные прогулки на свежем воздухе проводим подвижные игры на прогулке и в группе.
4. После сна гимнастика в постели, ходьба по дорожке здоровья, гимнастика пробуждения.
5. Используем разные виды закаливания (ходьба босиком, сон без маек, облегченная одежда в помещении и на улице, фитонциды – лук, чеснок, умывание холодной водой и др.)
Результаты анкетирования родителей (зачитать ответы на вопросы)
А сейчас наши дети напомнят нам «Правила здорового образа жизни»
Рано утром просыпайся,
Маме с папой улыбайся,
И зарядкой занимайся,
Водой холодной обливайся,
С мылом чисто умывайся,
И в квартире убирайся,
На друзей не обижайся,
В садик быстро собирайся!
Там играй, дружи, учись,
Спи и ешь, не торопись!
И здоровья набирайся.
Кто ими занимается,
Кто ими занимается,
Здоровья набирается.
А кто не занимается,
С болезнями намается.
По больницам не ходите,
Жизнь активную ведите,
Кто спортом занимается,
Здоровья набирается.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться,
Мы зарядкою с тобой
Предлагаем посмотреть комплекс гимнастики, которую вы можете использовать дома. комплекс «Весёлая прогулка»,
проводит инструктор по физической культуре
Игра с родителями «Продолжи предложение» (передается мяч по кругу. Взяв в руки, родители продолжают фразу)
здоровье – это…
— чтобы ребенок рос здоровым, нужно…
— здоровый образ жизни – это …
— вредные привычки – это …
По данным научных исследований наше здоровье зависит:
— на 10% от уровня развития медицины;
— на 20% от наследственных характеристик;
— на 50% от образа жизни (поведения самого человека).
Ученые всего мира утверждают, что желание вести здоровый образ жизни формируется у детей в возрасте до 12 лет.
Алгоритм формирования мотивации к здоровью:
З — — — У — — — Х — — — Б
Знаю — — -Умею — — -Хочу — — — Буду
Сейчас мы проведём Блицтурнир.
1) Как предупредить кариес зубов?
2) Какую одежду лучше использовать с учетом гигиенических и оздоровительных свойств?
3) Какие существуют меры по профилактике близорукости?
4) Вредно ли излучение, исходящее от телевизора?
4) Что необходимо для сохранения слуха ребёнка?
Упражнение «Семейные заповеди»
Предлагаю родителям составить небольшой список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов по здоровому образу жизни, которых придерживаются все члены семьи. Каждый зачитывает этот список.Вопрос для анализа: «Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет?» (обсуждение)
Конкурс «Что бы это значило?»
Рисунок: фрукты и овощи на столе. Самому остроумному вручается рукавичка для закаливающих процедур.
Народная мудрость гласит «Чай не пьешь – откуда силу возьмешь?»
Укрепим своё здоровье целебным чаем (предложить травяной чай без сахара). Родителям предлагается определить, какие травы добавлены в чай.
1. Таким образом, мы с вами пришли к единогласному выводу, что добиться положительных результатов в процессе формирования у детей устойчивой привычки к ЗОЖ можно только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи. И сотрудничество должно строиться на взаимоуважении и взаимодоверии.
2. Пусть в каждой семье господствует дух здоровья, культ здоровья.
3. Вести в семье здоровый образ жизни, отказавшись от вредных привычек самим и поддерживать у детей стремление к здоровому образу жизни.
Конспект семейного клуба «Возрастные особенности детей 2–3 лет» «Семейный клуб» в первой младшей группе «Ладушки». Круглый стол на тему: «Возрастные особенности детей от двух до трех лет». Воспитатель:.
Консультация для родителей на тему «Сохранение и укрепление здоровья дошкольника в образовательной деятельности» «Сохранение и укрепление здоровья дошкольника в образовательной деятельности» «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто!» Сократ Здоровье.
Материалы к интегрированному занятию «Заседание клуба «Любители природы» Цель: продолжать активизировать познавательные способности детей по теме «Птицы». Задачи: • закрепить знания о зимующих птицах; особенностях.
Заседание родительского клуба в младшей группе «Воспитание игрой» Заседание родительского клуба в младшей группе по теме «Воспитание игрой» Ляленкова В. В. – старший воспитатель МБДОУ детский сад № 4.
Встреча семейного клуба «Развитие мелкой моторики детей» Встреча семейного клуба. Тема «Развитие мелкой моторики детей». Дорогие коллеги спешу поделиться с Вами одной из важных форм работы с.
Заседание детско-родительского клуба «Лес волшебных слов» Тема: «Лес волшебных слов» Цель: • формировать у детей представление о вежливом обращении к сверстникам и взрослым людям, умение использовать.
Заседание спортивно-оздоровительного клуба «Здравствуй, осени пора!» МБОУ «Соколовская средняя общеобразовательная школа» Заседание клуба «Крепыш» Учитель: Мещерякова Н. И. 2014/2015.
Заседание спортивного клуба «Здоровая семья» Тема: «Осанка – стройная спина!» Цель: познакомить родителей и детей с упражнениями для поддержания правильной осанки; прививать любовь.
Заседание спортивного клуба «Здоровая семья» Тема: «Главная игрушка в жизни ребёнка — мяч!» Цель: познакомить родителей и детей с приёмами работы с мячом в практической деятельности,.
Источник