- Формы двигательной активности как средство оздоровления детей. презентация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Использование элементов художественной гимнастики в организации двигательной активности детей дошкольного возраста методическая разработка ( группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Формы двигательной активности как средство оздоровления детей.
презентация на тему
Консультация для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_dvigatelnoy_aktivnosti.doc | 698 КБ |
formy_dvigatelnoy_aktivnosti.pptx | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»
для воспитателей на тему:
«Формы двигательной активности
как средство оздоровления детей»
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет — это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду.
Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.
Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей .
Двигательная активность способствует:
- повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
- росту физической работоспособности;
- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
- появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы и т.д.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, все форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.
Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:
- Традиционный комплекс утренней гимнастики
- Утренняя гимнастика в игровой форме
- С использованием полосы препятствий
- С включением оздоровительных пробежек.
Проводиться в перерыве между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.
Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.
Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцебросс», «Узнай по голосу», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Бой петухов», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий.
Игровые упражнения должны хорошо быть знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительными по времени (10-12 мин.), доступны детям с разным уровнем ДА.
Детям можно в любой момент войти и выйти из игры. В конце двигательной разминки нужно детям предложить дыхательные упражнения.
Продолжительность двигательной разминки не более 10минут. Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.
Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Физкультминутка между двумя занятиями может проводиться в виде подвижной игры и упражнений. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). По окончании упражнения, непродолжительной ходьбы, педагог напоминает детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагает спокойно занять свои места.
Педагог должен помнить, что на занятиях таких, как лепка, аппликация, рисование, физкультминутка может отвлечь детей от их творческих замыслов.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
— дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
— совершенствование имеющихся у детей навыков основных движений путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
— развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;
— воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр («Запуск ракеты», «Пожарные на учении», «Спортивные состязания» и т.д.).
Оздоровительный бег на воздухе.
Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к детям. Детям 5-6 лет с высоким и средним уровнем ДА предлагают пробежать два круга (500м), а детям с низким уровнем ДА – один круг. Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем ДА пробегают 3-4 круга, а малоподвижные – 2 круга.
Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. В самом начале дети бегут «стайкой». Первые один-два круга педагог бежит с ними, следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Педагог находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям предлагают самостоятельно пробежать еще один-два круга. При этом педагог контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.
Гимнастика после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:
— разминка в постели и самомассаж;
— гимнастика игрового характера;
— с использованием тренажеров или спортивного комплекса;
— пробежки по массажным дорожкам.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе).
Основные типы физкультурных занятий:
- традиционное
- тренировочное
- игровое
- сюжетное
- с использованием тренажеров
- по интересам
- тематическое
- комплексное
- контрольно-проверочное
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.
Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.
Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада.
В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые дополнительные виды занятий и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения).
Таким образом, предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течении всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формы двигательной активности как средство оздоровления детей
повышению устойчивости организма к различным заболеваниям; росту физической работоспособности; нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем; появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья. Двигательная активность способствует:
Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах: Традиционный комплекс утренней гимнастики. Утренняя гимнастика в игровой форме. С использованием полосы препятствий. С включением оздоровительных пробежек.
Двигательная разминка. Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа: — « Кольцебросс », — «Узнай по голосу», — «Закати в лунку шарик», — «Удочка», — «Бой петухов», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются : дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями; совершенствование имеющихся у детей навыков с основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях; развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости; воспитание самостоятельности, активности , положительных взаимоотношений со сверстниками.
Оздоровительный бег на воздухе. Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников.
Гимнастика после дневного сна. разминка в постели и самомассаж; гимнастика игрового характера; с использованием тренажеров или спортивного комплекса; пробежки по массажным дорожкам.
З анятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Основные типы физкультурных занятий: традиционное тренировочное игровое сюжетное с использованием тренажеров по интересам тематическое комплексное контрольно-проверочное
Самостоятельная двигательная деятельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В консультации перечислены формы двительной активности. Указываются способы их проведения, какое место в режиме дня занимают.
Описаны:Обеспечение здорового ритма жизниФизические упражненияПсихогигиенические мероприятияГигиенические и водные процедурыСпецзакаливание.
Описание физкультурно-оздоровительной деятельности через активизацию двигательной активности.
Консультация для воспитателей на тему: «Формы двигательной активности как средство оздоровления детей».
Мастер класс Тема: «Использование малых форм двигательной активности для оздоровления детей».
Консультация для воспитателей «Формы двигательной активности как средство оздоровления детей».
Формирование двигательной активности — средство оздоровления детей.
Источник
Использование элементов художественной гимнастики в организации двигательной активности детей дошкольного возраста
методическая разработка ( группа) по теме
Обеспечить соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям гармоничное физическое развитие ребенка. Совершенствовать средствами художественной гимнастики и акробатики двигательные умения и навыки. Формировать привычки и потребности в здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elementov_hudozhestvennoy_gimnastiki_v_organizatsii_dvigatelnoy_aktivnosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение двигательной активности детей средствами спортивных игр и использование элементов художественной гимнастики детей дошкольного возраста.
А. Луначарский говорил, что базой для всего остального в жизни является физическое образование. Мы никогда не сможем получить здорового поколения, если не введем правильно физкультуру и спорт, в процесс развития ребенка. Чем раньше дети будут приобщаться к занятиям гимнастикой, тем, естественно, лучше.
Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад. Для нас стала актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности «как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека».
Одним из приоритетных направлений работы детского сада является оздоровление воспитанников. В настоящее время значительно возросло количество детей с ослабленным здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Уровень заболеваний опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы в целом неуклонно растёт. Причина кроется в гиподинамии ребёнка, недостатке двигательной активности.
По мнению П.Ф. Лесгафта, основные элементы развивают «кинестетические ощущения, которыми ребенок постепенно научается владеть и руководствоваться при всех своих действиях».
Одним из возможных подходов к повышению эффективности процесса физического воспитания в ДОУ является применение известных и положительно зарекомендовавших себя средств, например, различных видов гимнастики, на основе теоретико-методологических положений развития кинезиологического потенциала в онтогенезе человека и концепции конверсии избранных элементов технологий спортивной подготовки в системе физического воспитания. Как указывает В.К.Бальсевич, интеграция избранных элементов спортивной тренировки в физическое воспитание имеет достаточно глубокий методологический смысл, поскольку она инициирует поиск путей их взаимного обогащения, позволяющего получить нечто значительно большее, чем просто сумму новых технологических возможностей.
Наряду с традиционными формами физкультурно-оздоровительной работы такими, как утренняя гимнастика, физкультурные занятия в зале и на спортивной площадке, совместные с родителями досуги, развлечения, дни здоровья, спортивные праздники, в детском саду широко используются вариативные формы и методы укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
Одним из таких методов работы с детьми является художественная гимнастика.
Красота и грация – два слова, которыми можно описать детскую художественную гимнастику. Гимнастика появилась у древних греков в период расцвета древнегреческой (эллинской) культуры в 7 веке до нашей эры и до сих пор живет и процветает этот красивый и удивительный вид спорта.
Средства художественной гимнастики соответствуют анатомо – физиологическим и психологическим особенностям женского организма. Детская гимнастика, по мнению врачей, для развивающегося организма очень полезна. Особенно благотворное влияние она оказывает на сердечно — сосудистую, дыхательную и вегетативную систему организма. Кроме того, детская гимнастика способна укрепить иммунитет, повысить работоспособность и выносливость организма.
В основу работы заложена динамика развития двигательно-игровых навыков у детей 3— 7лет:
- основные движения (ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, метание, ползание, лазанье);
- упражнения на спортивных снарядах (гимнастической стенке, турнике, канате-шесте, кольцах, веревочной лестнице, школьном козле, гимнастической скамейке, буме, батутах, горизонтальной и наклонной лесенках);
- зимние спортивные упражнения (катание на санках с ледяных горок и на дорожках и др.);
- летние спортивные упражнения (катание на самокате, велосипеде);
- корригирующие упражнения, дыхательная гимнастика, упражнения на индивидуальных массажерах и тренажерах, упражнения на гимнастической стенке с эспандером и жгутом, подражательные движения в ползании, ходьбе, прыжках и беге, релаксация и точечный массаж;
- акробатические упражнения, перекаты, группировки и кувырки;
- развивающие игры с физкультурными пособиями: кеглями, мячами, палками, летающими тарелками, обручами и др.;
- подвижные и малоподвижные игры, хороводы без использования предметов;
- игровые упражнения с элементами спорта: волейбол, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, большой теннис, городки.
Применение элементов художественной гимнастики в соответствии с образовательными задачами программы оказывает наиболее положительное влияние на физическое развитие воспитанников, прежде всего, на повышение адаптации организма к физическим нагрузкам, улучшение гибкости, растянутости мышц, повышение координации движений, увеличение времени выполнения равновесия, улучшение осанки. Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разной скоростью и различным напряжением мышц.
При проведении разных форм организации двигательной деятельности мы используем доступные элементы художественного движения:
- элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые и прикладные упражнения);
- упражнения с предметами (лентой, обручем, шарфом, платочками, мячом, скакалкой, булавами);
- упражнения без предметов (равновесие, вращение, перемещение, волны, круги, махи, наклоны, выпады, прыжки и др.);
- упражнения с элементами хореографии и танца;
- упражнения на согласованность движений с музыкой;
- ритмические упражнения;
- упражнения на релаксацию;
- элементы акробатических упражнений.
Именно художественная гимнастика создает условия, которые направлены на укрепление здоровья детей, развивает их двигательные способности, формирует чувства прекрасного, содействует гармоничному пропорциональному росту тела, стройности, хорошей осанке, изяществу, ловкости, грациозности, уверенности в движениях.
Прежде чем приступить к внедрению художественной гимнастики и использованию её элементов в образовательном процессе, был приобретен спортивный инвентарь (скакалки, обручи, мячи, ленты), который в этом году был пополнен. Двигательное творчество обогащается использованием обруча, скакалки, гимнастической скамейки, шведской стенки, каната. Упражнения включаются в сценарии спортивных праздников и развлечений. Показать свое мастерство и умение дети готовы на любых праздниках. Спортивные номера украшают утренник, делают его многограннее.
Для воспитателей были организованы консультации, мастер — классы, цикл занятий «Использование элементов художественной гимнастики в двигательной активности воспитанников»; подготовлена картотека подвижных игр, направленных на развитие двигательных качеств, ловкости, гибкости, быстроты, выносливости; разработан ряд физкультурных досугов с использованием элементов художественной гимнастики для дошкольников.
Применение методики художественной гимнастики оздоровительной направленности в процессе физического воспитания в условиях ДОУ способствует положительной динамике показателей, характеризующих состояние здоровья и физического развития детей 4-7 лет, что выражено в следующем: снижении простудной заболеваемости (с 60 до 32% у детей 5-6 лет и с 72 до 45% у детей 4-5 лет);
Использование методики художественной гимнастики оздоровительной направленности в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста обеспечивает позитивную динамику показателей их физической подготовленности, что заключается в следующем:
- улучшение результатов во всех двигательных тестах
- улучшении качества освоения двигательных умений, что характеризуется более выраженным снижением числа детей с низким уровнем (от 50 до 5%) и увеличением числа детей со средним (от 45 до 70%) и высоким уровнем (от 0 до 35%).
Создание в процессе выполнения упражнений художественной гимнастики педагогических ситуаций, стимулирующих развитие психических процессов, оказывает позитивное влияние на динамику показателей психического развития детей.
В результате проводимых работ воспитанники показывают высокие результаты на спортивных и хореографических соревнованиях, фестивалях.
Дети учатся выступать и самоутверждаться, особенно те, которые чувствуют себя неуверенно. Это видно в проводимых в ДОУ интересных, необычных физкультурно-оздоровительных мероприятиях: секционной работе с детьми по художественной гимнастике в рамках научно-практической конференции; «Веселых стартах»; соревнованиях по аэробике и акробатике; праздниках «Папа, мама, я – спортивная семья»; выставках детских творческих работ «Мы любим спорт», «Семья и активный отдых»; тематических комплексах утренних зарядок: «Зарядка для зверей», «Надо спортом заниматься».
Опыт работы показал, что занятия по художественной гимнастике в комплексе с другими мероприятиями по физической культуре (утренняя гимнастика, непосредственно-образовательная деятельность, дни здоровья, спортивные праздники и развлечения) дали хороший результат. Дети отличаются высокой работоспособностью, они стали сильными, выносливыми, гибкими. Это подтверждается ежегодным мониторингом..
Результатом эмоционального комфорта и психологической защищенности ребенка считаем, то, что дети каждый день с радостью идут в детский сад.
Источник