- Атлетическая гимнастика: виды, цели, программы
- История гимнастики
- Виды гимнастики
- Качества, которые развивает гимнастика
- Атлетическая гимнастика без снарядов
- Гимнастика с весами
- Уличный воркаут и паркур
- Культуризм как явление
- Женский бодибилдинг
- Комплекс упражнений по атлетической гимнастике: работа с руками
- Упражнения с отягощениями: подключаем ноги
- Методический материал. «Атлетическая гимнастика»
Атлетическая гимнастика: виды, цели, программы
Атлетической гимнастикой принято называть целый спектр видов различной физической активности. К ней относятся как упражнения без какого-либо отягощения, так и занятия с дополнительными весами и снарядами. Цели атлетической гимнастики включают как формирование внешне привлекательного тела, так и развитие человека в физическом плане. Данная статья познакомит вас с деталями этого вида спорта.
История гимнастики
Зарождение и развитие атлетической гимнастики началось еще в античные времена. Само слово «гимнастика» происходит от греческого «гимназо» — «тренировать, упражнять». Различные спортивные упражнения входили в систему физического воспитания в Древней Греции и были представлены на Олимпийских играх древности. Кроме этого, гимнастические системы существовали в других древних культурах, многие из них известны до сих пор как индийская йога или китайский цигун. Изначальная цель существования гимнастики заключалась в военно-физической подготовке мужчин, и только спустя некоторое время стали проводиться состязания в качестве развлекательного мероприятия.
Упадок Олимпийских игр и спорта в целом сделал последующее развитие гимнастики тихим и незаметным на протяжении всей истории — вплоть до возрождения Олимпийских игр в 1896 году. Тогда же был создан и Международный Олимпийский комитет, а спортивная гимнастика учреждена как один из официальных видов спорта.
Виды гимнастики
В рамках данного направления принято отдельно рассматривать спортивную и оздоровительную гимнастику. Если оздоровительная направлена на поддержание тела в оптимальном состоянии и не ставит за цель достижение каких-либо нормативов, то занятия спортивной гимнастикой подразумевают движение к какому-либо определенному результату и даже участие в соревнованиях. К спортивной гимнастике относятся бодибилдинг, пауэрлифтинг, тяжелая атлетика и даже уличный воркаут. Упражнения по атлетической гимнастике могут выполняться с дополнительным оборудованием — в тренажерном зале, на турниках, с помощью гантелей, или же подразумевать использование только веса собственного тела как инструмента его формирования.
Качества, которые развивает гимнастика
Чаще всего занятия атлетической гимнастикой в первую очередь направлены на развитие силовых характеристик, комплексные упражнения рассчитаны на все группы мышц. Немаловажно развивать не только силу, но также и другие качества:
- выносливость — способность мышц не только работать в полную силу, но и делать это на протяжении достаточно долгого времени;
- скорость реакции мышц — умение быстро включиться в режим работы;
- гибкость — возможность выполнения движения с максимальной амплитудой;
- ловкость и координация — способность к сложному движению с непредсказуемой траекторией.
Влияние атлетической гимнастики на организм человека прежде всего выражено в улучшении общей физической формы. Занимающийся человек становится сильнее и выносливее, а значит, обладает большим запасом энергии. Это важно не только для людей, спортивная форма которых непосредственно влияет на их занятость и востребованность, но также и для представителей любых других профессий.
Атлетическая гимнастика без снарядов
В спорте под термином «легкая атлетика» понимают бег, спортивную ходьбу, а также прыжки и метание, объединяемые термином «технические дисциплины». Когда мы смещаем акцент на сочетание элементов этих дисциплин с выполнением упражнений, то применяем термин «атлетическая гимнастика». По сути, бег или ходьбу к самой гимнастике чаще всего не относят, но это уже детали восприятия терминов. Тем не менее бег включают в программу тренировок в качестве хорошей аэробной разминки к гимнастическим упражнениям.
Гимнастика без снарядов станет подготовкой к работе с отягощениями. В нее должны входить комплексные упражнения, вовлекающие все основные группы мышц, а также могут добавляться изолированные упражнения на отдельные части тела.
Гимнастика с весами
Программа атлетической гимнастики чаще всего состоит из упражнений со снарядами. Для усложнения тренировки используются гантели, эспандеры, утяжеленные палки. Занимающийся должен стремиться выполнить комплекс подобных упражнений с такой же скоростью и темпом, как и без отягощения — это развивает силу и выносливость одновременно.
В зависимости от целей тренировки подбирается нужный вес отягощений. Если вы хотите, чтобы тренировка была более динамичной, то вес должен быть небольшим, а повторений — много: такой режим занятий помогает похудеть. Если же вы работаете на силу и наращивание мышечной массы, то используйте тогда более крупный вес, но с выполнением меньшего количества повторений.
Уличный воркаут и паркур
Ответвлениями атлетической гимнастики могут считаться такие направления, как уличный воркаут (упражнения на турниках), а также паркур и фриран, в основе которых лежит преодоление препятствий. Все эти дисциплины развивались как любительский спорт — занимающиеся создавали программы тренировок для себя лично, используя то, что было под рукой.
Уличный воркаут стал рассматриваться как отдельное направление в 2000 годы. Конечно, турники во дворах, как и занимающиеся на них люди, существовали и в советское время, но именно развитие интернета и соцсетей способствовало оформлению воркаута в отдельное движение — стрит воркаут или гетто воркаут. Для занятий используются перекладины, шведские стенки, брусья, рукоходы и скамьи для качания пресса. Упражнения воркаута могут быть статическими, с фиксированным удержанием позиции, и динамическими.
Паркур и фриран возникли во Франции и на самом деле изначально развивались как единое целое, но позже пути разошлись — создатель паркура Дэвид Белль считал, что данное направление должно оставаться вне коммерциализации, а его соратник Себастьян Фукан предпочел зарабатывать деньги с помощью своего умения и назвал свой стиль по-другому — фриран. Направления действительно отличаются стилистически — если паркур стремится к максимальной эффективности, то фриран допускает более эстетическое выполнение трюков. Также во фриране нет цели переместиться из одной точки пространства в другую — можно сказать, занимающийся просто бежит в свое удовольствие, разнообразив свое передвижение эффектными трюками.
Культуризм как явление
Культуризмом или бодибилдингом называют целенаправленное наращивание мышечной массы не только с помощью большого количества физических упражнений, чаще всего с дополнительными весами, но и благодаря энергетически насыщенному питанию, а иногда — приему специальных препаратов, называемых стероидами.
В отличие от других видов атлетической гимнастики, в бодибилдинге много внимания уделяется именно эстетической стороне и внешнему виду мускулатуры. Соревнования по культуризму заключаются не только в выполнении вольной программы упражнений, но и в демонстрации мышц в наиболее эффективных положениях. Судьи оценивают пропорции всего тела, их симметричность и баланс.
Развитие культуризма как отдельного направления началось не столь давно — примерно с середины XIX века. Одним из основателей бодибилдинга является русский атлет Евгений Сандов (1867-1925). Будучи слабым и болезненным в детстве, Евгений решил превозмочь себя и в студенческие годы занялся саморазвитием. Он достиг такого уровня, что стал выступать цирке в качестве атлета и занялся борьбой. Но вскоре понял, что борьба сама по себе ему не интересна, и сосредоточился на дальнейшем развитии собственного тела, издав несколько книг и популяризовав свою методику развития силы.
Другой спортсмен, сделавший весомый вклад в развитие бодибилдинга — Чарльз Атлас (1892-1972), ставший образцом совершенного мужского тела в США. Он также сумел преодолеть свою природу и развить физические качества с помощью собственной системы упражнений.
В настоящее время существует несколько всемирно известных конкурсов и соревнований по бодибилдингу, среди которых — «Мистер Вселенная», «Мистер Олимпия». Набирает популярность так называемый «натуральный» или естественный бодибилдинг, который предполагает занятия культуризмом и наращивание мышечной массы без использования стероидов.
Женский бодибилдинг
Первые профессиональные соревнования по бодибилдингу для женщин появились в 1970-е годы. До этого женские мероприятия в сфере культуризма больше напоминали конкурсы красоты и не сосредотачивались на оценке главного показателя в бодибилдинге — параметров мышц. И сегодня в женском культуризме есть несколько категорий: наиболее фанатичные женщины занимаются по классической программе, наравне с мужчинами наращивая мускулатуру и принимая стероиды. Другие ограничиваются категорией «фитнес» или «фитнес-бикини», где оцениваются параметры фигуры с учетом особенностей женского тела.
Многие подвергают женский культуризм критике: добиться ярко-выраженных мышц женщинам довольно тяжело из-за недостатка гормона тестостерона. Из-за этого некоторые профессионально занимающиеся бодибилдингом женщины принимают гормоны и другие пищевые добавки. Это существенно разрушает их здоровье.
Комплекс упражнений по атлетической гимнастике: работа с руками
Упражнения с отягощениями можно выполнять как в спортивном зале, так и в домашних условиях. Для этого вам понадобится приобрести гантели или утяжелители — поначалу небольшие, а затем вес можно будет увеличить. Сам комплекс должен начинаться небольшой разминкой, чтобы ваше дыхание стало быстрее, а мышцы включились в режим работы. Это могут быть вращательные движения во всех суставах последовательно, повороты, махи. Включайте также прыжки и бег, а в конце разминки — приседания и даже отжимания.
Чаще всего упражнения с гантелями предназначены для развития верхней части тела — мышц рук, спины, грудной клетки. Базовое движение в работе с ними — это жим, поднятие веса из положения лежа на спине наверх. В условиях спортивного зала обычно используют штангу с возможностью добавления дополнительных весов.
Исходное положение для жима с гантелями — лежа на спине, руки разведены, гантели лежат рядом с плечами. Обхватите их и вытолкните наверх, держа ладони в сторону от себя. Максимально выпрямите руки и, согнув локти, опустите гантели вниз. Сделайте 8-10 повторений.
Вариацией жима лежа может стать жим с широким хватом — тогда акцент в нагрузке сместится с трицепсов на грудную клетку. Исходное положение — лежа, руки в стороны, локти согнуты, гантели держите на весу. Восемь-десять раз поднимите руки вверх, чувствуя, как работают ваши грудные мышцы.
Из этого же положения — лежа на спине с руками в стороны — можно сделать сведение-разведение рук. Для этого из начального положения просто сведите выпрямленные руки вместе наверху над собой. Для полного эффекта руки можно не опускать до конца в сторону, а оставлять на весу, не выключая мышцы из работы.
В положении стоя самое простое из упражнений с гантелями, какое только можно придумать — это сгибание рук в локтях. Держа гантели, вы просто несколько раз поднимаете к плечам ладони, развернув их к себе. Это классическое упражнение для тренировки бицепса.
Дополнительно задействовать мышцы спины и грудной клетки можно с помощью поднятий гантелей наверх. Согните руки в локтях, поднеся гантели к плечам. Из этого положения поднимите руки наверх. Чтобы усложнить упражнение, не опускайте локти ниже уровня плеч — это даст вам по-настоящему почувствовать силу ваших рук.
Вариация упражнения «сведение-разведение рук» — выполнение его в наклоне. Для этого из положения стоя наклонитесь вперед. В идеале ваше тело должно быть параллельно полу, но чаще всего это чревато провисанием поясницы, а значит — неправильным положением спины и «выключением» пресса из работы. Вы должны нагнуться так, чтобы ваш корпус удерживался в наклонном состоянии мышцами живота. Исходное положение — руки опущены вниз, ладони обращены друг к другу. Разведите руки в стороны до уровня параллельно полу и сведите обратно. Старайтесь минимизировать паузы между повторами. Из этого же положения можно отводить локти назад, сгибая руки — это больше задействует спину.
Упражнения с отягощениями: подключаем ноги
Гантели могут пригодиться и при работе с нижней частью тела, хотя гораздо удобнее будет использовать надевающиеся на ноги утяжелители на липучке.
Дополнительный вес можно просто держать в руках и выполнять с ним базовые упражнения на ноги — приседания или выпады. Приседания со штангой являются классическим элементом женской программы проработки тела — считается, что они позволяют создать идеальную форму бедер и ягодиц. Но приседания с отягощением требуют идеальной техники выполнения упражнения — они не должны быть слишком глубокими, чтобы не травмировать коленный сустав. Также значительную роль играет положение таза — в идеале его нужно отвести немного назад, и ни в коем случае не провисать в пояснице.
Для тренировки пресса подойдет следующее упражнение: сядьте, выпрямив ноги вперед и зажав между ними гантель. Спину старайтесь держать прямой. Согните ноги в коленях и подтяните их к груди, удерживая гантель. Постарайтесь сделать 10-15 повторений. Следите, чтобы поясница не провисала, а пресс не выпадал из работы из-за чрезмерной включенности мышц спины.
Другое упражнение для тренировки пресса: сядьте на край стула, закрепив гантели на стопах. Поднимите ноги до уровня параллельно полу максимальное количество раз. Для того чтобы хорошо проработать пресс, вы должны сидеть на самом краю. Если вы отодвинетесь назад на сиденье, то механика движения изменится: вы будете сгибать-разгибать ноги в коленях, и это больше включит в работу мышцы бедер.
Упражнение «римский стул», при котором ноги закреплены, а корпус отклоняется назад, итак требует хорошей координации и немалой силы пресса, а при использовании дополнительного отягощения в виде гантелей, удерживаемых у плечей, оно становится еще сложнее. К этому упражнению нужно отнестись с особым вниманием, если у вас есть какие-либо проблемы с поясницей, так как здесь она испытывает чрезмерную нагрузку.
Источник
Методический материал. «Атлетическая гимнастика»
Лекция по гимнастике для учащихся 11 классов
Определение, средства и задачи атлетической гимнастики.
Физиологические основы атлетической гимнастики.
Врачебный контроль и самоконтроль.
Методы развития силы.
Урок атлетической гимнастики.
1 . Определение, средства и задачи атлетической гимнастики.
Как много мы знаем и как мало понимаем.
Атлетическая гимнастика- это научно обоснованная система упражнений с различными отягощениями (масса собственного тела, гантели , штанга, гири, амортизаторы, тренажеры), развивающих силу, в сочетании со всесторонней физической подготовкой, направленная на укрепление здоровья и развития основных физических качеств.
Следует различать понятия «атлетизм» и «атлетическая гимнастика». Атлетизм — производное от слова «атлет», то есть спортсмен высокого класса подразумевает высокий уровень развития физических качеств или процесс достижения наивысших результатов в занятиях физическими упражнениями конкретной направленности (вид спорта). Атлетическая же гимнастика — более объемное понятие, отражающее систему оздоровительно-развивающих воздействий с целью укрепления здоровья человека и улучшения его жизнеспособности.
Например, что такое бодибилдинг? Это система физических упражнений, направленных на увеличение объемов отдельных мышечных групп и их гипертрофированное развитие, формирование рельефной мышечной массы с целью реализации результатов тренировок в соревновательных или конкурсных условиях. Этот вид занятий физическими упражнениями близок к понятию «культуризм».
Пауэрлифтинг — вид физиче-ских упражнений, направленных на преодоление максимального веса штанги в силовом троеборье: жим штанги лежа, приседание со штангой на плечах, тяга штанги в положении наклона, то есть основная задача заключается в максимальном развитии силы тех групп мышц, которые обеспечивают выполнение соревновательных упражнений . Армрестлинг (или армспорт) — силовое единоборство в конкретной статической позе, требующее максимального силового напряжения в действиях рабочей руки.
Не умаляя значимости и популярности занятий различными видами силовых упражнений, следует подчеркнуть, что атлетическая гимнастика — это один из оздоровительных видов гимнастики, представляющий собой систему гимнастических упражнений силового характера, направленных на гармоничное физическое развитие человека и решение конкретных частных задач силовой подготовки. Занятия атлетической гимнастикой в школе являются наиболее пригодным направлением для массового оздоровления детей. Упражнения атлетической гимнастики могут включаться в подготовительную и основную части урока гимнастики со школьниками всех возрастов и любого уровня подготовленности.
Задачи атлетической гимнастики
Способствует достижению высокого уровня гармонического физического развития и укрепления здоровья.
Повышает надежность функционирования нервной и мышечной систем, вырабатывает хорошую осанку.
Позволяет дать нагрузку на отстающие в развитии отдельные группы мышц, исправить или даже устранить приобретенные и врожденные дефекты телосложения (О- или Х-образное искривление ног, впалая грудь, тонкие или толстые бедра, плоский таз и т.д.).
Совершенствует дыхательный аппарат, работу сердечно-сосудистой системы и улучшает обмен веществ.
В силу разнообразия применения нагрузок позволяет молодым и пожилым людям, разных физических данных, заниматься активно и с большой пользой.
Воспитывает устойчивый интерес и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Воспитывает такие качества, как готовность к нагрузке, высокая работоспособность, умения делать большие усилия над самим собой, упорство, принятие решения к риску.
Средства атлетической гимнастики
Атлетическая гимнастика использует шесть групп специальных упражнений:
1-я группа — упражнения без отягощений и предметов, связанные с преодолением сопротивления собственного веса тела (звена);
2-я группа — упражнения на снарядах массового типа и гимнастического многоборья;
3-я группа — упражнения с гимнастическими предметами определенной конструкции и тяжести (мячи, палки, амортизаторы и т. п.);
4-я группа — упражнения со стандартными отягощениями (гантели, гири, штанга);
5-я группа — упражнения с партнером (в парах, тройках);
6-я группа — упражнения на тренажерах и специальных устрой-ствах.
Вспомогательная группа упражнений. Она включает все средства основной гимнастики: ходьба, бег, прыжки, ОРУ (с предметами и без), упражнения направленные на растягивание и расслабление, а также на развитие «сопутствующих» физических качеств (гибкости, ловкости, быстроты), а при необходимости — переключение на более легкую работу, активный отдых.
2.Фзиологические основы атлетической гимнастики
П. Ф. Лесгафт писал: «Нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с весьма слабым телом, но такое нарушение гармонии в перестройке и отправлениях организма не остается безнаказанным,— оно влечет неизбежно за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике».
Среди компонентов веса тела человека мышцам пренадлежит большая часть. Их количество зависит от возраста и пола. Так, доля мускулатуры у женщин составляет от 30 до 35%, а у мужчин – около 42%. Доля мускулатуры может быть увеличена в результате силовой тренировки или уменьшена если мышцы бездействуют.
Различают следующие виды мышц: гладкие, сердечная мышца, скелетные мышцы.
Гладкие мышцы находятся внутри организма, работают медленно и практически не устают. Их работа практически не зависит от воли человека.
Сердечная мышца занимает промежуточное положение между скелетными (поперечно-полосатыми) и гладкими мышцами. Подобно гладким мышцам она чрезвычайно устойчива к усталости и не подчиняется непосредственно воле человека. Подобно скелетным мышцам она обладает способностью быстро сокращаться и интенсивно работать.
При помощи силовой тренировки можно оказывать влияние не только на развитие работоспособности, но и изменить структуру и улучшить функционирование как сердечной мышцы, так и гладких мышц. Сердечная мышца при помощи силовой тренировки на выносливость может быть увеличена и укреплена. При больших нагрузках сердце способно почти десятикратно увеличить свою производительность. Происходит это за счет увеличения количества крови, выбрасываемой каждым сокращением (увеличения ударного объема). Не тренированное сердце не может увеличить ударный объем, удовлетворяя потребность в крови за счет учащения пульса, тем самым уменьшая паузу для отдыха сердечной мышцы. В результате сердце быстро устает, процесс восстановления замедляется.
Систематические занятия силовой гимнастикой, улучшают обмен веществ, снижается уровень холестерина в крови, улучшается взаимодействие функцианальных систем организма, снижается число сокращения сердцебиений при относительно тех же нагрузках. В сердечной мышце происходит увеличение и расширение кровеносных сосудов, стенки сердца утолщаються, они делаются более гибкими и эластичными. Увеличенный поток крови получает более свободный проход, что позволяет сердцу снизить число сокращений.
Скелетная мышца состоит из множества волокон. Мышечные волокна соединяются в мышечные пучки, которые и составляют скелетную мышцу. Мышца переходит в сухожилие, через которые срастается с костями, где силовые усилия передаются на скелет. В результате целенаправленной тренировки объем мышц увеличивается за счет их утолщения и роста саркоплазмы.
Каждая мышца состоит из двух типов волокон: медленно сокращающихся (медленные волокна) и быстро сокращающихся (быстрые волокна). Медленные волокна (красные, от большого содержания гемоглобина) работают при не больших нагрузках- 20-25% от максимальной силы и обладают большой выносливостью. Быстрые волокна (белые, меньше гемоглобина) характеризуются высокой скоростью сокращения и могут развивать большую силу. У каждого человека доля участия в работе медленных и быстрых волокон индивидуальна и не может быть изменена с помощью специальной тренировки. В среднем человек имеет 40% медленных и 60% быстрых волокон (бегун на длинные дистанции в икроножных мышцах имеет значительно больше медленных волокон, чем спринтер, у которого преобладают быстрые волокна).
Виды работы мышц
Различают два вида работы мышц: статическую, когда мышца сокращается в изометрическом режиме (она напряжена, движение в суставе отсутствует) и динамическую , при которой происходит перемещения звена в суставе. Она может быть преодолевающая, направленная на преодоление силы тяжести, или уступающая, выполняемая под действием силы тяжести или иного сопротивления.
3.Врачебный контроль и самоконтроль
Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезней.
Приступая к занятиям силовой гимнастики, в первую очередь, надо определить состояние своего здоровья и получить разрешение врача. Затем тренируясь, регулярно (не реже одного раза в год) проходить обследование во врачебном кабинете.
Можно завести дневник самоконтроля и систематически записывать результаты: состояние самочувствия, аппетита, сна, работоспособности, веса, частоты дыхания и пульса, результаты тестирования силовых упражнений и физические нагрузки.
Частота пульса является основным мерилом физического состояния. Так у мужчин в положении стоя частота пульса считается нормальной 60-70 ударов в минуту, у женщин 70-80.
Начинающим тренироваться и пожилым людям следует пользоваться указаниями ВОЗ (Всемирной Организацией Здравоохранения) : максимальное значение ЧСС не должно превышать 80%, а минимальное 70% от разницы. 220- минус возраст.
ЧСС на физкультурно-оздоровительных занятиях
ЧСС минимум в минуту
ЧСС максимум в минуту
Улучшение регуляции сердечно-сосудистой системы выражается в более быстром снижении ЧСС после нагрузки.
Контроль за ЧСС необходимо осуществлять в следующих случаях:
Проверка пульса перед тренировкой
Непосредственно после окончания наиболее интенсивной нагрузки на тренировке (начинающим)
Непосредственно после тестирования силовых упражнений (начинающим)
Непосредственно после прохождения круга в круговой тренировке
Непосредственно после окончания тренировки и через 2-3 минуты.
Если восстановление пульса за период отдыха не происходит (пульс остается высоким), надо на следующим уроке снизить нагрузку.
Частота дыхания в средних значениях составляет 16-18 дыханий в минуту, после систематических занятий силовой гимнастикой может быть снижена до 10-14.
4.Методы развития силы
Мышцы позвоночных несут. двоякую функцию (кинетическую и статическую), что накладывает функциональный отпечаток и на самую мышечную ткань
Развитие силы в атлетической гимнастике осуществляется различными методами.
Метод повторных усилий. Упражнения выполняются с привычной скоростью без отягощения, с отягощением или с преодолением сопротивлением партнера, резинового амортизатора, тренажера до явно выраженного утомления мышц, которые осуществляют основную работу. Упражнение повторяется не более 10-12 раз. Если упражнение выполняется большее количество раз, то его надо усложнить, так как в этом случае преимущественное развитие получает силовая выносливость. Тренирующее воздействие в этом методе оказывают последние повторения. Данный метод является основным в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста.
Метод больших (максимальных) усилий. В данном методе применяются такие отягощения или упражнения, которые можно выполнить не более 3-4 раз (силовые упражнения до 90-100% МТ). Перерыв для отдыха 3-4 минуты. Развивает максимальную силу. Работа протекает в анаэробных условиях. Этот метод применяется преимущественно в спортивной практике и не рекомендуется для проведения занятий с оздоровительной направленностью. Преимущество этого метода заключается в уменьшении времени занятий и объема выполняемой работы. Самостоятельно этот метод может рекомендоваться школьникам старшего возраста, прошедшим предварительную специальную подготовку.
Метод динамических усилий. В данном методе максимальное силовое напряжение создается за счет перемещения какого-то непредельного отягощения 45-55% (массы своего тела) с максимальной скоростью. Упражнение необходимо выполнять максимальное количество раз за определенное время, например за10-30 секунд. Прекращать упражнение следует с наступлением замедления скорости выполнения, а иначе действие перейдет в развитие скоростной выносливости. При таком выполнении упражнения повышаются не только силовые, но и скоростные качества (скоростная сила). Этот метод может использоваться в занятиях с учащимися всех возрастных групп, так как дети и подростки обладают большими функциональными возможностями при выполнении кратковременной и скоростной работы.
Метод изометрических усилий. В упражнениях выполняемых в изометрическом режиме, можно сохранять напряжение сравнительно длительное время. Для этого применяются статические упражнения, а также динамические упражнения с остановками и удерживанием статических положений 5-6 с. Рост силы проявляется по преимуществу лишь при том положении тела, в котором выполнялось упражнение, Следовательно, выбирая положение тела для изометрических упражнений. Надо либо давать на одну и туже мышечную группу несколько упражнений при различных углах в суставе, либо находить положения, соответствующие наиболее трудным моментам изучаемого упражнения. Данный метод рекомендуется хорошо физически подготовленным учащимся старшего школьного возраста. Однако следует учитывать, что у нетренированных людей при выполнении изометрических упражнений повышается кровяное давление и нагрузка на ССС увеличивается.
Комбинированный метод развития силы. Этот метод является сочетанием нескольких, так как при использовании только одного метода показатели силы увеличиваются недостаточно или вовсе приостанавливаются, а методы максимальных и изометрических усилий применять отдельно в занятиях с детьми не рекомендуется, в сочетании же с другими методами они могут использоваться с успехом.
В комбинированном методе практически применяются все вышеперечисленные методы развития силы для одних и тех же групп мышц, выполняемых по круговому способу. Последовательность упражнений в комбинированном методе развития силы: упражнение методом динамических усилий (максимально быстрые движения с преодолением небольшого веса за определенное время, 10-30 с.), упражнения с большими усилиями (максимальное количество повторений не должно превышать 5-6раз), упражнения методом изометрических усилий ( динамические и статические упражнения с остановками и удержанием статических положений в каждом из них 5-6 с.), упражнения методом повторных усилий ( упражнения выполняемые до отказа, чтобы возможность повторений была не более 10-12 раз).
5.Урок атлетической гимнастики и методика проведения.
Типичными формами организации занимающихся атлетической гимнастикой являются: урок атлетической гимнастики, групповые занятия, индивидуальные уроки, круговая тренировка, игры, конкурсы и другие формы соперничества.
Урок атлетической гимнастики при сохранении общепринятой структуры (подготовительная, основная и заключительная части) может иметь различный характер: «комплексного типа» — с набором различных средств; «тренажерного типа» — с использованием различных устройств и тренажеров; «узкой направленности» — с акцентом на развитие отдельных мышечных групп или качеств.
Методика проведения основных частей урока атлетической гимнастики.
Подготовительная часть- разминка (6-10 мин.).
Рразновидности ходьбы (1,5-2 мин.), беговые упражнения с переходом на ходьбу (2-3 мин.), ОРУ без предметов и с предметами (скакалка, набивной мяч, гантели), игры, эстафеты, упражнения на растягивание, расслабления мышц и успокоение дыхания (5-6 мин.).
Основная часть (20-30 мин.)
Выполнение силовых упражнений по кругу. Они охватывают основные группы мышц и выполняются до значительного утомления с обязательными паузами для успокоения дыхания и измерения пульса.
Внимание : 1. При выполнении силовых упражнений, между подходами надо соблюдать паузу 60-180 сек. Во время паузы не сидеть и не лежать, медленно передвигаться, выполняя дыхательные упражнения и упражнения на растягивание и расслабление.
2. В каждом подходе упражнение повторяется в одном темпе, без пауз для отдыха.
3. Между упражнениями соблюдать паузы 2-3 мин.
4. Между кругами соблюдать активные паузы 3-5 мин.
5. После окончания круга проверить пульс и через 2-3 мин. Повторить проверку.
Заключительная часть (4-6 мин.)
По окончании основной части, для приведения организма в состояние, близкое донагрузочному, выполнить специальные упражнения: ходьба в медленном темпе или легкий бег с переходом на ходьбу в течение 30-60 с. Упражнение на расслабление и растягивание мышц, дыхательные упражнения (2-3 мин.).
Меры безопасности на уроке по атлетической гимнастике.
Соблюдать дисциплину и условий порядка при работе с силовыми снарядами.
Перед каждой силовой тренировкой следует проводить полноценную разминку.
Техника правильного дыхания должна входить в процесс обучения упражнения.
Силовые упражнения следует проводить при выпрямленном позвоночнике.
При появлении болей следует прекратить силовую тренировку.
Заниматься в спортивной одежде и твердой обуви.
Используемые силовые снаряды должны быть в безупречном состоянии.
Подход- выполнение упражнений без перерыва для отдыха.
Повтор- выполнение нескольких подходов одного и того же движения.
Серия- несколько повторов одного и того же упражнения или комплекса.
Комплекс- объединение нескольких различных упражнений или серий.
Круг- одноразовое выполнение комплекса упражнений на занятиях способом круговой тренировки.
Активная пауза- перерыв в тренировке для отдыха заполненный на 40-60% упражнениями на расслабление и растягивание мышц, принимавших участие в силовых упражнениях.
Источник