Дыхатательная гимнастика на уроке физической культуры
материал по физкультуре на тему
На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической работы, которая требует усиленного притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких во время занятий необходимо выполнять дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной системы, мускулатуры.
В данном материале приведены несколько видов дыхательных упражнений, а также памятка по проведению дыхательной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhat._gimnastika_na_uroke_fiz.kultury.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дыхательная гимнастика на уроке физической культуры».
Добрый день, уважаемые коллеги!
Прежде чем перейти к мастер-классу, ответьте, пожалуйста, на вопрос:
«Для чего нужен кислород?».
Кислород участвует во всех процессах, которые проходят внутри человека. Особенно опасно, когда дефицит в питании кислородом ощущает именно детский организм. Потому что он активно растет и развивается.
Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему:
«Дыхательная гимнастика на уроке физической культуры».
Цель данного мастер-класса ознакомить педагогов с вариантами проведения дыхательной гимнастики на уроке физической культуры, обучение приёмам проведения дыхательной гимнастики.
Задачи состоят в следующем:
— использовать приёмы проведения дыхательной гимнастики в работе с учащимися.
— показать значение дыхательной гимнастики, как одно из средств профилактики заболеваний.
Многие школы хотят идти в ногу со временем и значительно расширяют программу занятий, факультативов и различных семинаров. В то же время, не все школьники, могут приспособиться к школьной нагрузке.
Причиной данного состояния может быть возраст, так как учащиеся младших классов еще не полностью адаптировались в школьной среде, значит, большая учебная нагрузка приводит к перенапряжению систем организма.
С таким явлением сталкиваются не только младшие школьники, но и их более старшие товарищи. Ведь усложнение школьной программы автоматически приводит к тому, что на дом задается больше заданий, на выполнение которых требуется дополнительное время. Значит, школьник пренебрегает прогулками и физкультурными занятиями. Получается, что недостаток кислорода ему обеспечен.
Дыхательные упражнения для школьников несут несколько важных функций. Во время проведения такой гимнастики организм успокаивается, насыщается кислородом, обменные процессы в мозговой ткани усиливаются и ускоряются. Благодаря дыхательным упражнениям школьники быстрее растут и правильно развиваются. Регулярное выполнение таких комплексов помогает школьникам избежать и противостоять стрессам, подготовиться к экзаменам и занятиям, спокойно справляться с учебной нагрузкой.
Хочу добавить, что упражнения на дыхание улучшают аппетит и поднимают настроение у детишек. Уже спустя несколько занятий будет заметен положительный результат.
Поэтому я считаю, что дыхательная гимнастика является обязательной на уроке физической культуры.
Но стоит заметить, что неправильная техника выполнения дыхательной гимнастики может дать противоположный результат, а именно навредить здоровью ребенка. Интенсивные физические нагрузки, создаваемые при занятиях дыхательной гимнастикой, важно правильно дозировать. Т.е. нельзя злоупотреблять дыхательными упражнениями. Так, например, чрезмерное учащение и углубление дыхания может повлечь за собой нежелательные последствия – слабость, головокружение и даже обморок.
Для закрепления выше сказанного предлагаю вашему вниманию несколько дыхательных упражнений, которые я использую на своих уроках.
Но для начала мы разделимся на 2 группы: команда № 1, команда № 2.
(Деление на группы. Каждая команда выбирает капитана. Каждый капитан получает карточку с заданиями).
По характеру движений разделила упражнения на три группы:
1 группа – неподвижные (выполняются в неподвижном положении стоя или сидя).
а. “Звуки животных”.
(Проводит команда №1)
Учащиеся делают глубокий вдох через нос, задерживают дыхание на несколько секунд, на длительном выдохе через рот произносят звук животного, которого назовет учитель (например: пчелы – ззззззз…, коровы – мууууу…).
Выполнить 5-6 раз .
(Проводит команда №2)
Педагог предлагает повторять за ним текст эхом. Каждый раз количество слов во фразе увеличивается. Дети должны произносить фразу на одном дыхании.
Дождь поет песню…
Дождь поет песню осени
Дождь поет песню осени: «кап-кап-кап»
Парк, слушай песню…
Парк, слушай песню ветра…
Парк, слушай песню ветра: «у-у-у-у»
Выполнить 2 раза .
2 группа – движения на месте (выполнятся на месте без продвижения вперед).
(Проводит команда №1)
И.П.: стоя на носках прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх — назад, пальцы сплетены. Опускаясь на стопу, наклониться быстро вперед, хлест руками вперед, вниз, назад, как рубка топором, с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в исходное положение (естественный вдох).
Выполнить 4 раза.
(Проводит команда №2)
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
Руки на поясе. Приседаем — вдох, выпрямляемся – выдох.
Выпрямляясь произносить – «с-с-с».
Выполнить 4 раза.
3 группа – с продвижением вперед (выполняются при ходьбе).
Шаг правой вперед, руки согнуты впереди на уровне живота, ладони верх – вдох через нос; шаг левой вперед, руки опустить, ладони вниз – выдох через рот звук «Ха». Выполнять в среднем темпе. Повторить 6-8 раз.
Показ упражнения (видеоролик).
Руки к плечам, ноги скрестно – вдох; задней ногой шаг в сторону, руки опустить – выдох. Выполнять в медленном темпе. Повторить 6-8 раз.
Показ упражнения (видеоролик).
Эти полезные упражнения помогают мне сохранить здоровье детей и делают процесс обучения более эффективным. Я считаю, что необходимо научить детей управлять своим дыханием, выработать привычку. Ведь правильное дыхание – это лучшая профилактика многих заболеваний.
Но все – таки, главным принципом в этом процессе должен быть постулат «Не навреди!» . И поэтому предлагаю Вам памятки по подготовке к проведению дыхательной гимнастики. Спасибо за внимание!
По сигналу руководителя капитан проводит упражнение на своей команде.
Учащиеся делают глубокий вдох через нос, задерживают дыхание на несколько секунд, на длительном выдохе через рот произносят звук животного, которого назовет учитель (например: пчелы – ззззззз…, коровы – мууууу…).
Выполнить 5-6 раз.
По сигналу руководителя капитан проводит следующее упражнение на своей команде.
И.П.: стоя на носках прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх — назад, пальцы сплетены. Опускаясь на стопу, наклониться быстро вперед, хлест руками вперед, вниз, назад, как рубка топором, с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в исходное положение (естественный вдох).
Выполнить 4 раза.
По сигналу руководителя капитан проводит упражнение на своей команде.
Педагог предлагает повторять за ним текст эхом. Каждый раз количество слов во фразе увеличивается. Дети должны произносить фразу на одном дыхании.
Дождь поет песню…
Дождь поет песню осени
Дождь поет песню осени: «кап-кап-кап»
Парк, слушай песню…
Парк, слушай песню ветра…
Парк, слушай песню ветра: «у-у-у-у»
Выполнить 2 раза.
По сигналу руководителя капитан проводит следующее упражнение на своей команде.
- Упражнение « Насос ». В стихотворной форме.
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
Руки на поясе. Приседаем — вдох, выпрямляемся – выдох.
Выпрямляясь произносить – «с-с-с».
Выполнить в среднем темпе 4 раза.
Памятка по проведению дыхательной гимнастики :
1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении.
2. Не рекомендуется проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок.
3. Не выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в плохом настроении или болен.
4. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям:
- учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох;
- затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри.
5. Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды.
6. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить по середине языка, щёки при этом не надуваются).
7. При выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка (длительность выполнения упражнений не больше 5 минут), следите за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.
8. Ребёнок должен быть в свободной одежде, не стесняющей движения.
9. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, музыку.
10. Дозируйте количество и темп проведения упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Ритмическая гимнастика2. Содержание упражнений ритмической гимнастики3. Технология конструирования комплексов упражнени.
Великий немецкий поэт Шиллер писал: «Искусство – изваять из мрамора Венеру и Аполлона. Еще более великое искусство – сделать человека таким, каким он должен быть». А каким должен быть человек? Ответ и.
Методическая разработка урока по физической культуре для детей 10-12 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии.
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике).
Материал можно использовать на выступления на родительском собрании, при изучении теоретических сведений. Материал содежит теоретические сведения онарушениях осанки, меры профилактики и коррекции.
Источник
Конспект занятия «Урок дыхательной гимнастики» с использованием здоровьесберегающих технологий
Виктория Пищулина
Конспект занятия «Урок дыхательной гимнастики» с использованием здоровьесберегающих технологий
Цель занятия:
1. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
2. Привлечение внимания родителей к учебно-воспитательному процессу в детском саду.
3. Повышение роли родителей в реализации образовательных и профилактических программ.
4. Попумеризация занятий, как средства неспецифической профилактики бронхо-легочных заболеваемости.
5. Выработка правильного полного дыхания с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха, тренировка ритма дыхания и полноценного удлиненного выдоха.
Задачи занятия:
1. Применение новых методик ведения и планирования занятия.
2. Применение новых способов и приёмов подачи учебного материала.
3. Внедрение в структуру занятия элементов дыхательной гимнастики, для тренировки ослабленной дыхательной системы на основе методик, рекомендованных учреждениями здравоохранения к применению без медицинского контроля (в домашних условиях).
1. Оздоровление детей.
2. Повышение интереса родителей к профилактике бронхолегочных заболеваний, через процесс привлечения детей к занятиям.
3. Участие в конкурсах социально-значимых проектов.
— Доброжелательное партнерство, сотрудничество с детьми; с ребенком и его семьей.
— Вовлечение ребенка по средством игры в структуру занятия.
— Соблюдать санитарные нормы и владеть методикой обучения.
Урок дыхательной гимнастики.
Появление медвежонка Мишутки (он одет в теплую шапочку, шарфик, но все равно кашляет, хлюпает носом и у него печальный, больной вид) .
— Мишутка: Дети, я пришел из леса, т. к слышал, что вы занимаетесь дыхательной гимнастикой, которая помогает вам быть здоровыми и веселыми. Научите меня, пожалуйста, а то из-за насморка и кашля я не могу спокойно спать в берлоге до весны.
— Муз. рук. : Да, Мишутка, упражнения которые мы делаем очень полезны при застойных процессах в дыхательных путях и носоглотке, оказывают очищающий эффект при гайморитах, фарингитах, бронхитах. Но чтобы добиться лечебного эффекта выполнять их надо регулярно. После выполнения наших упражнений отходит мокрота, дыхательные пути освобождаются, становится легче дышать. (Обращается к детям)
— Дети, давайте покажем Мишутке и научим его делать наши волшебные упражнения. (дети соглашаются.)
— И так, начинаем «Урок дыхательной гимнастики». Его всегда следует начинать с выработки правильного носового дыхания.
— Дети выполняют упражнение «Носик». (Исходное положение – стоя, медленно вдыхать и выдыхать, воздух то правой, то левой ноздрей. Рот закрыт, при этом другую ноздрю надо прижать пальцем.
— Поглаживайте нос от кончика вверх средними пальцами, делайте вдох, затем при выдохе похлопывайте этими же пальцами по ноздрям (3раза).
Освоив методику носового дыхания, можно перейти к специализированной звуковой дыхательной гимнастике, задача которой – овладение полным смешанным дыханием, уменьшение застойных явлений в области верхних дыхательных путей).
1. «Трубач». Исходное положение-сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдохнуть и произнести П-Ф-Ф-Ф, по окончании вдох (3 раза) .
2. «Светофор». Исходное положение -сидя, ноги вместе, поднять руки в стороны, с длительным выдохом произнести С-С-С-С, по окончании – вдох (3 раза).
3. «Рубка дров». Исходное положение –стоя, ноги в стороны (на ширине плеч, руки над головой сложить в замок – вдох. На выдохе наклон вперед, одновременно произнести У-Х-Х-Х! (3 раза) .
4. «Гуси летят». Медленная ходьба. На вдохе руки поднять в стороны, на выдохе – опустить вниз, сопровождая длительным Г-У-У-У!
5. «Свисток». Исходное положение – сидя. В одной руке – кружка с водой, в другой – трубочка. Выдохнуть через трубочку в воду, произнося длительный звук У-У-У-У! (3 раза)
6. «Петушок». Согните руки в локтях, разводя локти в стороны, делайте носом вдох. Сдавливая локтями боковую поверхность грудной клетки, делайте ртом выдох, активно, резко. Это упражнение укрепляет мускулатуру трахеи и бронхов.
7. «Цветок». Восстановительное дыхание, руки на плечи, медленно поднимаем руки вверх, потянулись, посмотрели на кисти рук (раскрывающийся цветок). Вдох, медленно опускаем руки на плечи и вниз – выдох.
Мишутка устал и предлагает детям физкультминутку. Дети с радостью соглашаются.
Музыкальная игра, песенка «Мишка с куклой»
(сопровождение фортепиано, под музыку).
Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают, посмотри. (дети ставят руки на пояс, поют и топают в ритм ногами)
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают, раз, два, три (дети поют и хлопают (в ритм) в ладоши и считают)
Мишке весело, мишке весело,
Вертит Мишенька головой (мальчики: руки на поясе, поют и поворачивают головой вправо и влево)
Кукле – весело, кукле – весело
Ой, как весело, ой, ой, ой! (девочки: руки держат юбочки и делают пружинки вправо и влево, затем поворот вокруг себя).
Муз. рук. : Ну что, отдохнули? Тогда продолжим. А теперь упражнения с произношением поэтических текстов. Наша задача – использование дыхания во время дикломации. (Материал для упражнений подбирается такой, в котором логические и грамматические паузы позволяют брать дыхание) .
1. Шла Лисица Вдоль Тропинки (вдох)
И Несла Грибы В корзинке (вдох)
Пять опят, И пять лисичек (вдох)
Для ребят и для сестричек (вдох, выдох)
2. Шар — у Маши (вдох)
Шар – у Яши (выдох)
Шар – у Саши (вдох)
Шар – у Даши (вдох, выдох)
3. Юра Гарин очень рад (вдох)
Юре нравится парад (вдох)
О ракетах на параде
Он рассказывает Наде (вдох, выдох) .
Муз. рук. : – Ну что, Мишутка, запомнил наши упражнения?
Мишутка: Спасибо, дети! Теперь я буду выполнять их каждый день, и не буду больше болеть. Мо мама медведица не будет за меня переживать. Я буду спокойно спать всю зиму в берлоге и мне не будет мешать насморк и кашель. Проснусь веселым и здоровым. (Мишутка прощается с детьми и уходит в лес.)
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ на примере дыхательной гимнастики В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического.
«Путешествие в царство Здоровья». Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе по теме:.
Конспект музыкально-валеологического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Ох и Ах» «Ох и Ах» конспект музыкально-валеологического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, музыкотерапия).
Конспект занятия по ФЭМП с использованием здоровьесберегающих технологий «Играем и считаем» НОД по ФЭМП в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Играем и считаем» Цель занятия: применение.
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Королевство Здоровья» Министерство труда и социального развития Краснодарского края государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского.
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие капельки» Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Путешествие капельки» Задачи: Воспитательные: — Воспитывать.
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Зимующие птицы» Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зимующие птицы» Коррекционно-образовательные задачи: • расширение.
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие к радуге» в средней группе Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Путешествие к радуге» Воспитатель Костина Татьяна Цель:.
Конспект занятия по физической культуре в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре в старшей группе» Муниципальное.
Конспект занятия кружка оздоровительной направленности «Здоровячки» с использованием здоровьесберегающих технологий Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 68 «Золотой петушок» г. Йошкар-Олы» КОНСПЕКТ открытого.
Источник