Задания по разделу гимнастика

Домашние задания по разделу «Гимнастика» для учащихся I—III классов

Домашние задания по разделу «Гимнастика» для учащихся I—III классов

Просмотр содержимого документа
«Домашние задания по разделу «Гимнастика» для учащихся I—III классов»

Домашние задания по разделу

Практика показывает, что основная масса учащихся младших классов справляется с тре­бованиями учебной программы, даже изучая учебный материал только на уроках физической культуры. Однако это не может служить основанием для того, чтобы не практиковать домашние задания в начальной школе. Напротив, делать это лучше с I класса. Таким образом младшие школьники сразу же приучаются к регулярным занятиям физическими упражне­ниями, прочнее осваивают учебный материал, среди них практически исчезают отстающие.

В средней школе № 10 мы применяем домашние задания двух видов: а) комплексы для укрепления и развития мышечных групп, для увеличения гибкости и под­вижности в суставах; б) комплексы подготови­тельных и подводящих упражнений для освоения гимнастических элементов.

Упражнения домашних заданий, призванные оказывать общее воздействие на детей, целе­сообразно планировать не только на период прохождения раздела «Гимнастика». Прежде чем включать их в задания на дом, эти упраж­нения нужно разучить с детьми на уроках. Поскольку упражнения достаточно просты и наг­рузка при их выполнении невысока, можно советовать ученикам выполнять их по утрам. Кроме того, ребята могут заполнять ими паузы во время приготовления уроков.

Желательно дать перечень упражнений до­машних заданий воспитателям групп продленно­го дня, чтобы школьники на «спортивном часе» выполняли физические упражнения так же, как и задания по другим предметам.

Чтобы процесс внедрения домашних заданий по физической культуре проходил для млад­ших школьников продуктивнее, учителю физи­ческой культуры надо обязательно привлечь себе в помощь родителей учащихся. На первой же встрече с ними педагог разрабатывает для отцов и матерей своих учеников совместную программу действий. Осуществляя ее, родители напоминают детям о необходимости выполнять дома заданные упражнения. Именно напомина­ют, но ни в коем случае не принуждают. В этом возрасте дети не уклоняются намерен­но от движений, они могут лишь случайно забыть о заданиях. Принуждая их, наказывая, можно очень быстро отбить у младших школьников охоту заниматься физическими упражне­ниям.

Читайте также:  Лучшие гимнастки мира по художественной гимнастике список

На первых порах учитель не оговаривает количество повторений упражнений общеразвивающей направленности. Пусть каждый из ребят — занимается в свое удовольствие: сколько кому хочется. Проведенный нами специальный анализ показал, что первоклассники-семилетки в тече­ние дня в среднем при такой ориентации делают 35 наклонов, 80 подскоков на месте, 30 раз сгибают и разгибают руки в упоре лежа (руки на возвышении), 20 раз выполняют упражнение «волна» (упор лежа согнувшись — упор лежа прогнувшись). Значительная часть наг­рузки падает на то время, когда дети нахо­дятся дома. Учитель обязан довести эту инфор­мацию до сведения родителей, которых нужно убедить в том, что от них требуется лишь поддержать интерес детей, стимулировать его. Например, сын сделал без напоминания 10 наклонов, надо это «заметить» и похвалить: «Молодец, сам вспомнил, ноги почти не сгибаешь и пальчиками уже достаешь до пола».

Однако мало начать дело. Самое трудное развить его, не дать ему угаснуть.

Периодически, раз в месяц, мы определяем гибкость детей. На гимнастическую скамейку или на пол кладем метровую линейку или предварительно заготовленную бумажную ленту с делениями. Ученик садится на скамейку — ноги на ширине ступни, пятки у нулевой отметки линейки — и делает наклон вперед, стараясь обеими руками коснуться как можно более даль­них линейных отметок. Если школьник не дотя­гивается даже до нулевой линии, учитель делает запись: сколько сантиметров (со знаком минус) он до нее не достает. Если ученик касается пальцами линейных отметок дальше за нулевой линией, результат записывают со знаком плюс. Во время наклона ученика нужно следить за тем, чтобы ноги его были прямые. Порой самому учителю приходится прижимать рукой колени ребенка к скамейке. При наличии помощ­ника, фиксирующего результаты, в классе, где занимаются 35 учеников, вся эта процедура длит­ся 5—7 мин.

После подведения итогов учитель называет имена тех, кто лучше всех наклонялся — кто самый гибкий. После таких проверок у детей рез­ко повышается интерес к упражнениям домаш­них заданий, причем особенно к упражнениям с наклонами, которые включают в комплексы зада­ний на дом.

Детей сложно увлечь отдаленной целью: «Будешь делать наклоны, станешь гибким» или «Отжимание от стены поможет тебе развить силу рук». Такие задачи для детей абстрактны. Они способны в младшем возрасте воспринимать лишь то, чего реально можно достичь в самое ближайшее время на одном занятии, а еще луч­ше — сию же минуту. Помогает увлечь их и сам процесс выполнения чего-либо. Мы попы­таемся коротко рассказать о работе, которую в этом направлении ведем.

Удивительно, но на первых порах привлека­тельным моментом для самых маленьких школь­ников является подсчет. Им интересно сосчитать, сколько они сделали, например, наклонов, под­скоков, сгибаний и разгибаний рук. Мы просим родителей записывать в тетради со слов детей количество повторений упражнений за день. Со своей стороны, учитель не упускает случая, чтобы поинтересоваться на уроке, как идут дела с домашними заданиями. Спрашиваем школьни-

ков, кто сколько раз вчера отжался, прыгнул, наклонился и т. п. Нет ничего страшного в том, что ребенок ошибется в подсчетах — не это ведь главное. Также не следует раз­жигать ажиотажа вокруг количества повторений. Ведь подсчет лишь повод, чтобы привлечь вни­мание ребят к домашним занятиям физической культурой. Позже, а также при выполнении упражнений подготовительных и подводящих, будет уже другое отношение к дозировке и у учеников, и у учителя.

Итак, какие же конкретно упражнения мы ис-пользуем’в качестве домашних заданий?

I класс (семилетние дети). Материал учебной программы предполагает овладение учащимися данного класса различными видами лазаний и перелезаний, группировкой и перекатами в группировке, упражнениями в равновесии и танцевальными упражнениями. Помимо того, на каждом уроке надо давать упражнения на осанку.

Комплекс домашних заданий общеразвивающей направленности.

1. Наклоны вперед, касаясь руками пола, наклоны влево, вправо, назад (для развития гиб­кости).

2. Упор лежа согнувшись — упор лежа прог­нувшись. Упражнение направлено на укрепле­ние мышц туловища, способствует развитию гиб­кости, формированию и сохранению правильной осанки. Оно крайне необходимо детям, по не­скольку часов в день сидящим за партами, испытывающим большие статические нагрузки на мышцы туловища.

3. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя у стола (для развития силы рук).

4. Прыжки на обеих на месте (со временем это упражнение заменяется прыжками на одной, поочередно левой и правой, ноге). Упражнение направлено на развитие прыгучести и коорди­нации движений (одновременное отталкивание двумя ногами для детей 7-летнего возраста представляет определенную трудность), способ­ствует укреплению мышц стопы.

5. Ходьба и ее разновидности. Применяется для постепенного успокоения организма после прыжков.

Помимо упражнений общеразвивающей на­правленности желательно давать задания для повторения и закрепления материала, ранее изученного на уроке.

Для освоения группировки.

1. И. п.— о. с. Согнуть правую, подтянув колено к груди, взяться правой рукой за голень и прижать пятку к ягодице, голову опустить. То же левой ногой (рис. 1).

Упражнение дает возможность прочувствовать важный для группировки момент (подтягивание пятки к ягодице), на котором в других условиях ученик сосредоточиться на может. Применяет­ся и как средство развития устойчивости.

2. Группировка в упоре присев.

3. Группировка в положении лежа на спине.

Для подготовки к прыжкам с высоты.

Прыжок вверх, мягко приземлиться и, не теряя» равновесия, выпрямиться, сделать шаг в сторону.

Для освоения прыжков через короткую скакалку.

1. Прыжки на месте, вращая одной рукой

сложенную вдвое скакалку (в тот момент, когда ученик подпрыгнул, скакалка должна удариться о пол).

2. Прыжки через короткую скакалку на обеих ногах.

Одно, максимум два из приведенных выше упражнений учитель включает в домашние за­дания на короткий срок (1—3 дня), чтобы уже на следующем уроке проверить, как учащиеся справились с заданием. Учеников, освоивших уп­ражнение, поощряют, а тем, у кого еще не все получается, предлагают продолжать выпол­нение домашнего задания.

II класс. Учащиеся-второклассники должны ознакомиться со смешанными висами и упорами, научиться делать кувырок вперед и стойку на лопатках согнув ноги. В связи с этим им рекомендуют в качестве домашних заданий следующие упражнения.

Комплекс домашних заданий общеразви-вающей направленности.

1. Наклон -вперед, касаясь руками пола, выпрямиться, наклон назад.

2. Лежа на животе, прогнуться, руки в стороны.

3. Лежа на спине, поднимание прямых ног, касаясь носками пола за головой.

4. Подтягивание в висе лежа.

5. Прыжки ноги врозь, ноги скрестно.

6. Ходьба, ее разновидности. Упражнения для подготовки к смешанным упорам.

1. В упоре лежа передвижение на прямых руках влево и вправо. Спину не прогибать, держать прямо, носки ног стараться с места не сдвигать. Оценивая упражнение, учитель обра­щает внимание на умение учащихся повторить передвижение не менее двух раз вправо и вле­во, а также на качество исполнения — внеш­нюю легкость, непринужденность, осанку.

2. Из основной стойки наклониться вперед, коснуться руками пола и, переставляя их впе­ред, принять упор лежа. Тем же способом вер­нуться в и. п. Ноги в коленях не сгибать. Для проверки качества выполнения домашнего за­дания можно установить количественный норма­тив, например максимальное число повторе­ний за 10 сек. (рис. 2).

Упражнения для освоения кувырка вперед.

1. Из упора присев перекат назад в поло­жение группировки, затем перекатом вперед в и. п. Все время удерживать колени возле груди, голову назад не отводить. Уметь повто­рить упражнение не менее трех раз подряд, не отталкиваясь от пола руками. Трехкратное безошибочное повторение переката является проверочным упражнением. Советовать уча­щимся, подстелив коврик, выполнять перекаты на полу, а не на кровати (диване). Слишком мягкая поверхность не позволяет добиться правильного исполнения. Акцентировать вни­мание школьников на возвращение в и. п. после переката на спину, не помогая себе руками. 2. Из положения лежа на спине сесть, под-

тянуть ноги, взявшись за голени, прижать пятки к ягодицам и, подав плечи вперед, встать. Секрет правильного выполнения упражнения в том, что все действия следуют одно за другим без оста­новки. Это сложное и очень важное умение. Оно необходимо для хорошего освоения ку­вырка вперед. Задание — научиться безоши­бочно выполнять упражнение 5 раз подряд. Упражнения для освоения стойки на лопатках.

1. Прислонившись плечами и шеей к стене (рис. 3), поставить ладони на поясницу, локтя­ми упереться в стену. Таким образом отраба­тывается в облегченных условиях умение пра­вильно ставить руки в стойке на лопатках. Для детей обычно трудно даже сохранять равно­весие в положении лежа на спине согнувшись. Задача усложняется вдвое, если им в неустой­чивом состоянии приходится еще думать о пра­вильной постановке рук. Когда же они научатся уверенно ставить руки, находясь в положении стоя и упираясь локтями в стену, им легче будет впоследствии разучить стойку на ло­патках.

2. Из седа на полу перекат назад, коснуться ногами пола за головой и, задержавшись в этом положении, поставить руки локтями на опору, а ладонями упереться в поясницу.

3. Повторяя упр. 2, продолжить его так: мед­ленно поднять согнутые ноги до положения стойки на лопатках. Не разрешать второклас­сникам делать стойку на лопатках, пока они не освоят упр. 2, не добьются быстрой и пра­вильной по отношению к туловищу постановки локтей на опору.

Выполнять стойку на лопатках, особенно на стадии разучивания, следует только под наблю­дением учителя, чтобы у школьников не сфор­мировался неправильный навык.

4. Прыжки через короткую скакалку с одной ноги на другую.

В III классе школьники осваивают лазанье по канату в три приема, учатся делать стойку на лопатках, «мост», кувырок назад, упражня­ются в висах и упорах на гимнастической стен­ке, бревне, скамейке.

Комплекс домашних заданий общеразви-вающей направленности.

1. Наклоны назад, в стороны, вперед.

2. Лежа на животе, прогнуться, приподнять туловище от пола и вернуться в и. п. Упраж­нение можно выполнять, опираясь руками о пол или закрепив ноги, например, под батареей отопления, кроватью, диваном; прогибаться, держа руки в стороны, за головой или вверху.

3. Лежа на животе, опираясь руками о пол, поднимание и опускание прямых ног. Вариантами выполнения упражнения могут быть такие: не опираться руками о пол, а держаться за что-либо, ухватившись на уровне головы; то же, лежа животом на стуле. В последнем вариан­те появляется возможность большего размаха ногами, что немного упрощает упражнение,

4. Лежа на спине, поднимание прямых ног, касаясь носками пола за головой.

5. Подтягивание из виса (мальчики) и из виса лежа (девочки).

Для учащихся, которые пока не справля­ются с выполнением упр. 5, не могут изыс­кать возможностей для подтягивания в домаш­них условиях, надо рекомендовать упражне­ние, отчасти заменяющее по воздействию под­тягивание: стоя левым (затем правым) боком к закрытой двери, ноги вплотную к ней и дер­жась за ее ручку, сгибание и разгибание по­очередно левой, правой руки (рис. 4).

6. Прыжки ноги врозь левой, ноги врозь пра­вой.

Упражнения для освоения кувырка назад.

1. Сидя спиной вплотную к стене, поставить руки на стену, как для кувырка назад. Задача — научиться быстро и правильно ставить руки на стену.

2. Из седа на полу перекат назад, коснуться носками пола за головой и поставить руки на опору как можно ближе к плечам, пальца­ми к туловищу. Учащихся следует ориентиро­вать, чтобы они стремились к выполнению упраж­нения без остановок, с правильной и своевре­менной — в момент касания пола лопатками — постановкой рук.

Упражнения для подготовки к освоению «моста» из положения лежа,

1. Лежа на животе, держась руками за го­лени согнутых назад ног, пружинистые проги­бания, оттягивая ноги назад (рис. 5).

2. «Мост» из положения лежа. После объясне­ния техники выполнения «моста», опробования и закрепления его на уроке это акробатичес­кое упражнение можно задавать учащимся на дом для повторения с обязательным присут­ствием кого-либо из родителей. Следует обра­тить внимание школьников на необходимость хорошей разминки перед выполнением «моста», а также на тщательную подготовку места заня­тия, чтобы, в частности, исключить возможность проскальзывания ног. Родителям предваритель­но надо сообщить, что дети должны научиться

удерживать положение «моста» в течение 3 сек. Более длительное сохранение этой позы неже­лательно.

Из упражнений для освоения стойки на лопат­ках на дом мы задаем такое: из седа на полу перекатом назад коснуться носками пола за го­ловой и, задержавшись в этом положении, поста­вить руки локтями на опору, а ладонями упе­реться в поясницу, лишь после этого медленно поднять ноги в вертикальное положение.

В домашние задания для закрепления умения прыгать через короткую скакалку включают уп­ражнение в чередовании прыжков через ко роткую скакалку на обеих ногах и с одной но­ги на другую.

Проверка домашних заданий является одним из сложных компонентов работы учителя физической культуры. Несколько проще в этом отношении обстоят дела с заданиями на дом по развитию двигательных качеств. Ведь здесь в основном упражнения, результаты выполнения которых поддаются измерению. Сравнивают исходные показатели учащихся с теми, которых они достигли через определенный промежуток времени. В начале статьи рассказывалось, как мы проверяли изменения в развитии гибкости. По такому же типу может быть организована про­верка прыгучести — прыжки в длину с места; силы — сгибание и разгибание рук в упоре или подтягивание и т. п.

Сложнее проверять домашние задания, нап­равленные на подготовку к освоению техники двигательных действий. Хотя и здесь для неко­торых упражнений можно устанавливать коли­чественные нормативы. Это касается прежде всего таких заданий, качественное выполнение которых ученик может самостоятельно контролировать. Но на уроке его нужно этому обучить и дать ему ориентиры, помогающие определять, выполнено упражнение или нет. Так, например, мы делали упражнение с перекатом назад и воз­вращением в присед. Ученики узнали, что упраж­нение считается выполненным, если после пе­реката удалось, не отталкиваясь руками, прий­ти в присед. Только после этого учитель физи­ческой культуры может дать задание — нау­читься дома выполнять это упражнение 5 раз подряд.

Однако есть и такие упражнения, которые подобным образом проверить нельзя. Как посту­пать в этом случае? Возьмем описанное в статье упр. 1, подводящее к кувырку назад: сидя спи­ной вплотную к стене, поставить руки на стену, как для кувырка назад. Практически любой уче­ник, внимательно выслушав учителя и попробо­вав выполнить упражнение 2—3 раза, в состоянии правильно поставить руки. И, казалось бы, не­возможно проверить, повторял ученик это уп­ражнение дома или нет. И все же и это зада­ние подвергается проверке. Постановка рук вхо­дит составной частью в следующее по слож­ности двигательное действие (упр. 2) — перекат назад и постановку рук на опору как можно ближе к плечам. Если упр. 1 не доведено до автоматизма в облегченных условиях, то при включении его в более сложное упражнение на первых же повторениях обнаруживаются огрехи в исполнении. Учитель, наблюдая за уче­ником, видит все это и вправе сделать вывод: либо ученик вообще не выполнял домашнего задания, либо он не сделал достаточного коли­чества повторений заданного упражнения.

Иногда можно проверить сразу серию домаш­них заданий и оценить результат, к которому с их помощью ученик должен был подготовиться. Допустим, для подготовки к освоению кувырка вперед задавались на дом группировка и пере­каты. Результатом этих упражнений является кувырок вперед. Ученик выполнил кувырок впе­ред на оценку и, к примеру, пришел не в упор присев, а в сед. Анализ причин не займет много времени, но позволит наглядно показать де­тям, что одна среди них — не закрепленная в свое время группировка или плохое выполне­ние переката, т. е. те упражнения, которые задавались на дом.

Можно проверять домашние задания, опра­шивая учащихся. В начальной школе этот прием играет определенную роль в стимулировании детей к выполнению заданий на дом, служит школьникам напоминанием о них и дает воз­можность в определенной степени выяснить, как ученики относятся к домашним заданиям.

Один из способов проверки заданий на дом — повторение упражнений учащимися во вводной части урока и визуальное определение педа­гогом (по количеству выполнения, по уверен­ности, с какой дети проделывают упражнения), как ученики готовились к уроку дома.

учитель физической культуры,

КГУ «СШ №10 с. Николаевка» Осакаровского р-на.

Источник

Оцените статью