Йоги вегетарианцы или нет

Йога и вегетарианство

Обязательно ли вегетарианство при занятиях йогой, или это добровольный выбор? Ведь многие практикующие йогу отказываются от продуктов животного происхождения.

Отношение к йоге у всех разное, кто-то считает, что это модный фитнес, другие связывают йогу с эзотерикой.
Но мы будем говорить о йоге как о физической и ментальной практике, которая учит управлять умом и телом, отслеживать и контролировать эмоции, избавляет от телесных и психологических зажимов. К вегетарианству йога не имеет никакого отношения, к отказу от мяса человек приходит сам в процессе освоения асанов.

Йоги осознанные вегетарианцы

Один из основополагающих принципов йоги — ахимса, то есть отказ от насилия и причинение вреда всем живым существам. Когда человек начинает осознанно подходить к практике, у него возникает потребность следовать этому правилу во всем, включая питание. Кроме того в специальных текстах по йоге даже перечислены продукты, которые можно и нельзя есть.

Например, из текстов по хатха-йоге (древняя система, помогающая привести в единство и гармонию противоположные начала, существующие в человеке):
«Пища для йогина: рис, ячменный или пшеничный хлеб, фасоль – чистая и без стручков».

«Йогин должен есть огурцы, плоды хлебного дерева, манакачу, каккола, зизиф, бананы и фиги».
«Для хорошего настроения пища йогина должна быть легко перевариваемой, нежгучей и подходящей, чтобы образовывать основные вещества тела» и т. д.

Читайте также:  Медитация чтобы увидеть будущее с собой

Так же йоги верят об обмене энергией между живыми существами, поэтому отказываются не только от мяса, но и от натурального меха и кожаных ремней, косметики протестированной на животных. Основатели стиля «Дживамукти йоги» Шерон Геннон и Девид Лайф не просто веганы, но и активисты, борющиеся за права животных, таким образом, понимание ахимсы не заканчивается только на питании.

Добровольное вегетарианство

А что делать тем, кому сложно отказаться от привычного питания? Не отказывайтесь, ведь это должно происходить не насильно и точно без вреда для здоровья.

Переход к вегетарианству при освоении асанов йоги происходит очень легко и осознанно. А разнообразие видов вегетарианства поможет выбрать, то, что подходит именно вам:
Сыроедение – растительная пища без термической обработки.
Веганство – только растительная пища.
Лакто-вегетарианство – растительная пища, молоко, мед.
Лакто-ово-вегетарианство – растительная пища, молоко, яйца, мед.
Ово-вегетарианство – разрешены яйца и мед.

Шутки в сторону

Всем известно, что родина йоги – Индия, где самый высокий процент вегетарианцев. Этот факт не обязывает, но заставляет задуматься о взаимосвязи духовной практики и питания. Не стоит считать каждого вегетарианца йогом или наоборот, обойдемся без ярлыков, но для тех, кто серьезно занимается изучением асанов, переход на вегетарианскую систему питания неизбежен.

Независимо от того йог ты, вегетарианец, спортсмен или танцор, самое главное заниматься любимым делом, совершать добрые поступки и жить в гармонии с собой и миром!

Источник

Йога и веганство. Ищем точки соприкосновения

Репост

Зачастую практикующие йогу люди становятся лакто-вегетарианцами, реже сыроедами. Это легко объяснить как с физической, так и с моральной точек зрения. Во-первых, мясо — слишком тяжелый продукт для организма человека, и мешает занятиям. Во-вторых, один из основополагающих принципов йоги — ахимса, то есть ненасилие, максимальное непричинение вреда всем живым существам. Когда человек начинает осознанно подходить к практике, у него возникает потребность следовать этому правилу во всем, включая питание. Но почему тогда йоги не идут дальше и не отказываются от молока, продуктов эксплуатации животных в одежде, быту и так далее? В нашем материале – 5 главных вопросов, которые может задать себе вегетарианец, практикующий йогу

Для начала стоит дать определение самой йоге. Учитывая, сколько «просветленных» шарлатанов и лжепророков странствует сейчас по миру, у некоторых людей, особенно мало знакомых с философскими концепциями Азии, сложилось весьма нелестное представление об этой традиции. Случается, что между йогой и сектантством ставят знак равенства.

В данной статье под йогой подразумевается, прежде всего, философская система, физическая и ментальная практика, которая учит управлять умом и телом, отслеживать и контролировать эмоции, избавляет от телесных и психологических зажимов. Если рассматривать йогу в этом ключе, опираясь при этом на физиологические процессы, которые возникают в организме при выполнении той или иной асаны, то вопрос о сектантстве или религиозной экзальтированности отпадет сам собой.

1. Предполагает ли йога вегетарианство?

Согласно индуистким первоисточникам, отказ от продуктов насилия носит преимущественно рекомендательный характер. Далеко не все индусы на сегодняшний день вегетарианцы. Более того, не все йоги вегетарианцы. Это зависит от того, в какой традиции человек практикует и какую цель он себе ставит.

Часто от людей, долгое время проживших в Индии, приходится слышать, что большинство ее жителей придерживается вегетарианского образа жизни скорее по причине бедности, чем из религиозных соображений. Когда у индуса появляются лишние деньги, он может себе позволить и мясо, и спиртное.

— Индусы вообще очень практичные люди, — уверят инструктор хатха-йоги Владимир Чурсин. —Корова в индуизме является священным животным, скорее всего, потому, что она кормит и поит. Что же касается практики йоги, здесь важно не нарушать принцип ненасилия по отношению к себе же самому. Желание отказаться от мяса должно прийти само собой. Я стал вегетарианцем не сразу, и это вышло естественным путем. Я даже не обратил на это внимания, заметили мои близкие.

Еще одна из причин, по которой йоги не употребляют мяса и рыбы, заключается в следующем. В индуизме есть такое понятие, как гуны — качества (силы) природы. Упрощенно – это три аспекта любого существа, их суть — движущая сила, механизм построения мира. Есть три основные гуны: саттва — ясность, прозрачность, благость; раджас — энергия, пыл, движение; и тамас — инертность, косность, тупость.

Согласно этой концепции, пищу можно разделить на тамасическую, раджасическую и саттвическую. В первой преобладает гуна невежества, также ее называют заземленной едой. Сюда можно отнести мясо, рыбу, яйца и всю несвежую пищу.

Раджасическая пища наполняет тело человека желаниями и страстями. Это еда правителей и воинов, а также людей, стремящихся к телесным утехам: чревоугодников, прелюбодеев и прочих. Сюда обычно относят слишком пряную, соленую, пережареную, копченую пищу, спиртное, лекарства и опять-таки все блюда животного происхождения из мяса, рыбы, птицы.

И, наконец, саттвическая пища дает человеку энергию, облагораживает, наполняет благостью, позволяет идти по пути самосовершенствования. Это все сырые растительные продукты, фрукты, овощи, орехи, злаки.

Практикующий йог стремится жить в саттве. Для этого он избегает привычек невежества и страсти во всем, включая пищу. Только так возможно добиться ясности, научиться различать истинное и ложное. Поэтому любая вегетарианская еда связана с очищением существования.

2. Бывают ли йоги веганами?

— В йогических текстах я не встречал упоминаний о веганстве, если не считать описаний экстремальных практик, — рассказывает инструктор хатха-йоги, йога-журналист, целитель Рэйки Алексей Соколовский. — Например, существуют прямые указания, что самым совершенным йогам-отшельникам, проводящим целый день в медитации в пещере, нужно всего три горошины черного перца в сутки. Согласно Аюрведе, этот продукт сбалансирован по дошам (видам жизненных энергий). Так как тело по 20 часов находится в своего рода анабиозе, калории, по сути, и не нужны. Это легенда, конечно — я лично не встречал подобных людей. Но уверен, что нет дыма без огня.

Что касается отказа от продуктов эксплуатации и насилия над животными, то принципов веганства придерживаются приверженцы джайнизма (конечно, термин «веган» они к себе не применяют, так как веганство — явление, в первую очередь, западное и светское). Джайны стараются не причинять излишнего вреда даже растениям: едят в основном плоды, избегают клубней и корней, а также плодов, содержащих много семян (ибо семя — это источник жизни).

3. Обязательно ли йогу пить молоко и едят ли йоги яйца?

— Молоко рекомендовано в Йога-сутрах в главе про питание, — продолжает Алексей Соколовский. — Причем, видимо, имеется в виду именно парное молоко, а не то, что продается в магазинах в картонных коробках. Это, скорее, яд, чем лекарство. С яйцами несколько сложнее, поскольку в деревне они живые, оплодотворенные, а следовательно, это ребеночек или зародыш курицы. Есть такое яйцо – участвовать в убийстве младенца. Поэтому йоги избегают яиц. Мои учителя из Индии — Смрити Чакраварти и ее гуру Йогирадж Ракеш Пандей — оба строгие вегетарианцы, но не веганы. Они употребляют молоко, молочные продукты, сливочное и особенно часто топленое масло.

По словам инструкторов, молоко йогам пить нужно, чтобы в организме вырабатывалось нужное количество слизи, которая необходима для нормальной работы мышц, связок и суставов. Веганы-йоги могут заменить молоко рисом, так как он обладает аналогичными вяжущими свойствами.

4. Равны ли человек и животные, и есть ли у животного душа?

— Спросите у животных, особенно когда их отправляют на бойню, — говорит инструктор йоги, доцент МГУ Евгений Автандилян. — Когда одного индийского гуру спросили, за кого он молится в своих молитвах: только за людей или и за животных тоже, он ответил, что за всех живых существ.

С точки зрения индуизма, все воплощения, то есть все живые существа, едины. Не бывает хорошей или плохой судьбы. Даже если тебе посчастливилось родиться в теле человека, а не коровы, все может измениться в любой момент.

Порой нам трудно примириться с тем, что происходит в мире, когда мы видим страдание. В этом плане научиться сопереживать, отличать истинное, занимая при этом позицию наблюдателя — главное для йога.

5. Так почему же все-таки йоги не веганы?

— Думаю, йоги вообще не склонны следовать правилам, даже установленным самими йогами, — говорит Алексей Соколовский. — И проблема не в том, плохие они или хорошие. Если применять правила бездумно, не проверяя на своем опыте, они неизбежно превращаются в догмы. Все концепции на тему кармы, правильного питания и веры так и остаются концепциями, не более, если человек их не испытает на себе. К сожалению, мы не можем очистить карму прямолинейными способами, поскольку, даже потребляя растительную пищу, мы ежесекундно уничтожаем миллионы живых существ — бактерий, вирусов, микробов, насекомых и так далее.

Поэтому вопрос заключается не в том, чтобы не причинять вреда, хотя это и первое правило Ямы, а в том, чтобы достичь самопознания. И без этого все остальные правила пусты и бесполезны. Применяя их и навязывая их другим людям, человек еще больше запутывается. Но, возможно, это необходимый для некоторых этап становления. В начале процесса очищения сознания отказ от продуктов насилия необходим.

В йоге сегодня множество школ и традиций. Каждая из них может давать те или иные рекомендации относительно пищи, которую можно и нельзя употреблять. Важно понимать, что предела духовного и нравственного совершенствования не существует. Достаточно вспомнить, что кроме веганства существуют более здоровые и экологичные сыроедение и фрукторианство, и, в конце концов, праноедение. Быть может, не стоит не останавливаться на достигнутом, не делая при этом культа из своих поступков и взглядов на мир? Ведь, исходя из индуистского мировоззрения, все мы — частицы единого целого. Сложного, красивого и бесконечного.

Источник

Йога и вегетарианство – обман, созданный для отбирания денег и здоровья

О пользе мяса и вреде йоги

В рассуждениях о вреде мяса, которые я часто слышу от вегетарианцев есть некоторые вещи, с которыми можно смело согласиться, наряду с аргументами, не имеющим ничего общего с реальностью. Поскольку у меня был пятилетний опыт полного вегетарианства (ни мяса, ни рыбы, ни яиц) в течение которого я прочитал все фундаментальные восточные трактаты, касающиеся индийской космологии, философии буддизма и даосизма, включая труды по аюрведе, акупунктуре, йоге и другим знания, я могу об этом сказать пару слов. Естественно, долгое время я практиковал разные оздоровительные психофизические практики от Випассаны и хождения по углям, до ритритов и дыхательный техник. Не буду подробно вдаваться в те системы, которые мне удалось на себе испытать, скажу, что это были практически все методы известные в эзотерических кругах пятнадцать лет назад.

Свои наблюдения, для удобства, я сведу к тезисам
Аюрведа и типы пищи

1. Говоря о пользе или вреде какого-то продукта для здоровья со ссылкой на Аюрведу, мы должны помнить несколько вещей. Первое – это варны (у нас более распространенное слово «касты») существующие в Индии до сей поры. Это аналог дореволюционных российских сословий, где высшую ступень занимали брамины (жрецы, представители религиозного культа). Чуть ниже располагались кшатрии (воины, цари). Далее шли вайшьи (купцы и крупные землевладельцы). Первые три касты назывались «двиджи», что означало дважды рождённые.

Далее следовали шудры (батраки, слуги и бедные крестьяне) и замыкали социальную лестницу «неприкасаемые» – презираемый и бесправный социальный слой. Даже случайная встреча двиджи с неприкасаемым вела к серьезным процедурам очищения.

2. Второе -это гуны, т.е. качества, свойства.

саттва – основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
раджас – основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
тамас – основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Питание согласно Аюрведе делится на:

Тамасическое – т.е. вызывающее отупление, куда входила речная рыба, корнеплоды (пища крестьян и неприкасаемых) а так же любая несвежая еда.

Раджасическое – способствующие силе и энергии, это были мясо и острые специи (пища воинов)

Саттвические –употребление которых приводило к благости и созерцательности. Такими продуктами считалось все молочные продукты, сладкие фрукты, мёд, каши, орехи и рис (пища жрецов)

Заметим, что массового употребления алкоголя ни тогда, ни сейчас в Индии не было.

Влияние климата и продуктов на человека

3. Индостан и тогда и сейчас представлял собой климатическое место, которое можно разделить на две условных области: там, где жарко и там, где очень жарко. Любая тяжелая физическая работа или упражнения в таком климате просто противопоказана. Поэтому любимым занятием индийцев на протяжение тысячелетий является болтовня с соседями возле раскидистого баньяна или какого другого дерева.

Поэтому индусы падки на различные проповеди и выступления местных гуру, попрошайничество и абсолютное наплевательство на бытовые удобства. В этом у нас с ними есть определенная схожесть.

4. Вряд ли я кого-то удивлю, если скажу, что в России, и в Советском Союзе основными продуктами 85 процентов населения являлись зерновые, озерная или речная рыба, курица, яйца, овощи, консервы, сало, хлеб.

Мясо в рационе крестьян было крайне редким явлением. В СССР, если мы берем брежневский период, ситуация немного изменилась к лучшему, как альтернатива мясу появились всевозможные колбасы и колбасные изделия, тушенка, пресервы и консервы, то есть пища представляющая из себя чистый яд. И до сей поры, даже свиной шашлык остаётся в России деликатесом.

По сути, рацион среднестатистического россиянина не сильно расширился. Да, в стране стали больше потреблять курицы и рыбы. Совершенно обыденными на столе стали бананы, макароны из твёрдых сортов пшеницы и некоторые другие продукты. Весь этот продуктовый набор совершенно чётко относит наше население к низшей касте развивая в нем тупость и инертность на уровне физического тела.

5. Суровые климатические условия России, длинная зима и короткое лето несмотря на очевидную разницу с климатом Индостана, все же имеет с ним сходство по степени воздействия на менталитет народа. В обоих случаях, человек долгое время предоставлен самосозерцанию (лежать на печи и в потолок плевать). В обоих случаях, нематериальное в человеке довлеет над материальным.

Есть одно «но» физическое состояние северного человека нуждается в крепости и ригидности. Он распахивает трудную почву, валит лес, носит тяжёлую одежду. Его рацион крайне нуждается в жирах. Чтобы поддерживать тепло в теле. Человек Юга гибок и менее крепок. Он почти не носит одежды, и не занимается интенсивным физическим трудом.

Что такое Йога?

6. Теперь мы плавно подходим к йоге. Я уже неоднократно писал о том, что из-за искажения понятий слово «йога» абсолютно утратила своё первостепенное значение. Для продвинутых рекомендую бессмертный труд переведённый на десяток языков под названием Сутра Йоги Живого Пива.

Если в двух словах, то Йога – это практика остановки колебаний ума. Три основных условия для практикующих Йогу – это наличие наставника, полная неподвижность в течении длительного времени и уединение.

То, что у нас подразумевается под «йогой», есть ни что иное, как система гимнастических упражнений, появившаяся чуть более ста пятидесяти лет назад. За это время эти упражнения обросли мифами, легендами, были дополнены дыхательными и очистительными практиками, сдобрены мистикой и утверждены в своей незыблемости самозваными Гуру. Сейчас количество школ такой «йоги» насчитывает несколько сотен.

Распространение такой «йоги» в самой Индии, с одной стороны, было связано с нахлынувшим потоком американцев и европейцев жаждавших прозрений и откровений. С другой было обусловлено многомиллионной армией бездельников, пытавшихся на этом заработать.

Сексуальная энергия

7. Ещё несколько моментов, которым следует уделить внимание. Это секс и поведение желудочно-кишечного тракта. Не будем углубляться в дебри происхождения, накопления и выброса (сублимации) сексуальной энергии, просто представьте следующее. Человек – это чайник, стоящий на плите.

Накопление энергии (пара) происходит в самом низу (муладхаре), откуда она имеет два выхода. Часть выходит через носик (свадхистану), часть через крышку (сахасрару). Поскольку крышка может сидеть довольно плотно, весь пар уходит через носик, пока чайник не выключили. В народе есть такие выражения «спустить пар», «вскипеть», «разгорячиться», «накипело». Если заткнуть носик, и приподнять крышку, весь пар пойдет через верх.

К сожалению, в России у людей крышка плотно закупорена, поэтому основные действия совершаются при помощи инстинктивно-двигательного центра. Работу такого центра определяет связка страх-агрессия, что в условиях социума всегда чревата проблемами, болезнями, запорами и другими проблемами. Кто бывал в Индии знает, что желудок там работает безукоризненно, раз. Сексуальная энергия легко сублимируется, два.

Две эти вещи также служат гибкости и ментальной, и физической. Если вы вспомните одну из самых загруженных улиц Мумбая, где шесть полос сумасшедшего трафика в одну сторону и шесть в другую, то вам будет понятно, о чем я говорю. Эту трассу могут переходить под прямым углом без светофоров и переходов калеки, верблюды, крестьяне на телегах, ишаки; её пересекают моторикши, велосипедисты, мотобайки, нищие, попрошайки и прочая разношерстная индийская публика. Ни у кого сей факт не вызывает приступов лютой злобы или неконтролируемой агрессии.

Признаки варн

8. И наконец последнее. Для каждой варны испокон веков установлены свои правила и психофизические упражнения.

Брамины читают мантры, занимаются изучением Вед, отправлением религиозных обрядов и устанавливают нормы поведения для всех остальных. Он употребляют саттвическую пищу в небольших количествах. Они не думают о хлебе насущном. Сексуальную энергию жрецы сублимируют в духовный рост.

Кшатрии поддерживают власть браминов, распоряжаются жизнями и доходами остальных каст, а также дают им защиту. Они упражняются в воинских искусствах, наращивают мышечный корсет, едят мясо, активно занимаются сексом. Религиозные ритуалы укрепляют власть воинов и царей.

Купцы и землевладельцы беспрекословно подчиняются жрецам и воинам. Они могут употреблять любую пищу, довольно активны в сексе и обладают балансом между физическим и умственным развитием.

Крестьяне существуют в прахе. В прахе рождаются и в прах обращаются. Они тяжело работают, получая за это кусок хлеба. Пища, секс, условия жизни, умственные способности, цели – все это делает четвертую Варну похожей на тягловый скот.

Неприкасаемые выключены из социума. Едят в основном отбросы, корнеплоды или фрукты. Бездельничают, попрошайничают, воруют, насилуют, убивают.

9.Что получается?

Получаются следующее:
1.Гимнастические упражнения, ошибочно называемые в нашей стране «йогой» даже в индийском социуме есть удел бездельников. Ведь им отводится значительная часть времени. В нашем обществе такая практика, под руководством доморощенных гуру, только усиливает человеческое Эго. Эго –главный враг Йогина.

2. Вегетарианство – это исторически сложившийся рацион у земледельцев всего мира. Однако он ни носит ни установленного характера, ни религиозного (индусы являются исключением ввиду того, что корова считается священным животным), а продиктован отсутствием выбора. Когда есть возможность, крестьяне с радостью употребляют мясо.

3. Поскольку Йога – есть упражнение в неподвижности ума при помощи неподвижности тела, а целью её есть достижение Самадхи, то никакие физические упражнения называться йогой не могут. Или точнее так: называться йогой может все и бодибилдинг, и биатлон, и шахматы. Как говорил Шри Ауробиндо – вся жизнь есть йога.

4. И мясо, и гимнастические упражнения необходимы, если у человека есть в жизни какие-то цели, кроме того, чтобы разорвать цепи Сансары.

5. Человека, практикующего Йогу (остановку ума посредством концентрации и медитации) для верности, следует называть Йогином.

6.Отказ от животной пищи вообще, имеет кратковременную пользу. Но польза эта проистекает ни из-за улучшения физического состояния человека, а из-за ментального контроля над своим телом.

7.Принципы питания европейца раз и навсегда сформулировал Гиппократ. И никто ничего нового после него не открыл:
а. Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей.
б. Всё хорошо, что в меру.
в. Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так и гимнастика очищает организм.
г. Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступить меру природы.
д. Действие диетических средств продолжительны, а действие лекарств – скоропреходящи.

Вред гимнастических упражнений, которые у нас ошибочно называют «йога», заключается в трёх вещах.
– В надуманной религиозно-философской подоплёке.
– В подаче этих упражнений, как некой панацеи от всех проблем.
– В навязывании паттернов поведения и питания.

Польза красного мяса заключается также в трех факторах:
– Оно даёт недостающие витамины и минералы человеческому организму.
– Оно способствует росту мышц, укреплению тела и готовности к самозащите.
– Оно даёт раджасическую энергию, энергию страсти и желание победы.

Откровения бывших вегетарианцев сыроедов

Правда о сыроедении и веганстве. Последствия. Болезни. Жертвы

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Источник

Оцените статью