Йоги это сектанты или нет

Секта ли йога? Или чего боятся ваши близкие?

Представим: новоиспечённый адепт йоги возвращается домой после занятия, семинара или йога-тура и с горящими глазами начинает пламенную риторику среди домочадцев, котов и грязных кастрюль, проповедуя высокие идеалы духовного самосовершенствовании. Кастрюли остаются невымытыми, коты голодными, а близкие и родственники крутят пальцем у виска и на всякий случай запоминают телефон ближайшей психиатрической клиники наизусть.

Чего же хотят все эти люди от адепта и чего они боятся?

Хотят они большой любви, ни с кем, кроме них, не разделённой. Еще они хотят стабильного, предсказуемого будущего, полного финансового благополучия. Это всё понятно, такова природа человека, а объяснять прелести плодов духовного развития на отдельно взятой кухне следует все-таки не так самоотверженно и безоглядно. Всему свое время и место.

Боятся эти люди неопределённости своего будущего в связи с новым увлечением адепта, боятся возможного ухудшения условий своего существования, потери кормильца или защитника для себя или своих детей. Любой мало-мальски грамотный психолог вам это подтвердит.

Страхи эти реальные, т.е. не беспочвенные. И история знает тому множество подтверждений. Следовательно, для обеспечения себе возможности практиковать «свою йогу» адепт не должен активно наступать на больные мозоли общества, а именно:

— не надо резко менять сложившийся ритм и стиль жизни как свой (это вредно для здоровья), так и людей вокруг (они не поймут, обеспокоятся и возмутятся);

— надо продолжать давать нуждающимся людям вокруг любовь, заботу, стабильность и т.п.;

Иными словами, как раз здесь, в реальной обстановке повседневной жизни, в социуме новоиспечённому адепту и предстоит лучше усвоить и отпрактиковать первые две ступени йоги: яму и нияму, прежде чем углубляться уже в асаны или пранаямы.

Так как же объяснить своему окружению, что йога – это не секта? Самое лучшее объяснение – продолжать свою адекватную жизнь в социуме и уверенно двигаться по пути самосовершенствования. Со временем ваши успехи на этом пути станут настолько очевидны окружающим вас людям, что и объяснять уже ничего не надо будет. «Нужные» люди увидят и поймут, «ненужные» — отвалятся сами, как ступени ракетоносителя при старте в стратосферу.

А для особо обеспокоенных «неадекватностью» йога граждан, навскидку, можно предложить поставить галочки напротив трёх основных отличительных признаков тоталитарной секты:

1. Беспрекословный авторитет лидера или основателя секты.

2. Постоянный отъём денег у адептов.

3. Попасть в секту очень легко, выйти из секты значительно труднее.

Теперь рассмотрим каждый пункт подробнее. Представьте себе: заходите вы в йога-клуб OUM.RU, а там на входе потрет Андрея Вербы, большой такой, весь в гирляндах из праздничных цветов. Под портретом разложены подношения, рядом на пьедестале – книга крылатых изречений того же автора в переплёте с золотым тиснением… Книг других авторов поблизости нет. После ваших слов: «А вот мой учитель говорит, что …», вас предают анафеме с публичным избиением возле позорного столба, потом снисходительно разрешают остаться, чтобы вы смогли вымолить прощенье. Ставим минус напротив первого пункта и двигаемся дальше.

Отъём денег. За занятия все платят, везде, и это норма в нашу эпоху. Размер оплаты адекватный. Принуждают ли тебя дополнительно что-то отдавать? Нет. Стоит ящик для сбора средств: захотел – опусти купюру и иди дальше. Никто не стоит возле этого ящика, не объявляет громогласно, что вот, дескать, слава очередному агнцу, принёсшему свои кровные для процветания нашего клуба. Никто не угрожает муками ада, если до конца месяца не завещаешь всё своё имущество клубу. Платить или не платить – добровольный выбор каждого. Видишь потребность клуба, имеешь желание помочь финансово, тогда можешь заплатить. Если не видишь или не имеешь – никто тебя не четвертует. Ставим минус напротив второго пункта и идём дальше.

Попасть в клуб действительно легко, т.к. рекламы достаточно много, помещения чистые и светлые, люди приветливые, преподаватели отзывчивые, сама йога адекватная. Люди приходят, им нравится, они остаются. В клубе представлены разные стили и направления йоги, нет узкой зазомбированности на чём-то одном, нет ортодоксальности: хочешь получить свой опыт — пожалуйста, получай, это твой выбор. Это радует. Уйти из клуба еще легче, чем попасть сюда. Никто тебя не будет держать, если ты не хочешь развиваться внутри парадигмы клуба. Никто здесь не говорит, что другие йога-студии плохие. Здесь делают акценты на различиях в подходах и предоставляют тебе самому подумать и сделать свой выбор. В общем, я и здесь ставлю минус.

Из вышесказанного следует вывод, что йога в исполнении клуба OUM.RU — это не секта, а вполне себе достойный способ развития человека, вобравший в себя многие передовые методики. Способ этот, безусловно, не для всех, но ведь и волшебной таблетки для всех не существует.

Все вышеописанное для меня лично очевидно и может служить ответом «обеспокоенным» людям. А теперь посмотрим на вопрос «Секта ли йога?» глубже.

Начнём опять сначала: чего боятся люди вокруг на самом деле при встрече с йогом? Они боятся вероятности прекращения привычной жизни среди стереотипов и клише, жизни уютной и предсказуемой: «Украл, выпил, в тюрьму! Украл, выпил, в тюрьму! Романтика!» То есть они боятся периода нестабильности (вспоминаем проклятие китайцев: «Чтоб тебе жить в эпоху перемен!»). Нормальный йог для таких людей, как красная тряпка для быка на корриде. Они начинают обороняться, даже если ты просто существуешь рядом. Им не комфортно, потому что твоё счастливое лицо им смутно что-то напоминает: то ли позабытый опыт их прошлых жизней, то ли их душа узнаёт себя в тебе и просыпается навстречу новой жизни, а кругом-то ведь Кали-юга!

Они боятся, что ты не вернёшься к ним из своего «прекрасного далёко» и своим уходом уничтожишь их надежду на освобождение. Они ведь надеются, их душа, еле живая, трепыхается где-то глубоко под тяжестью быта, норм общественной морали и пр. Душа-то ведь еще живая, а живая душа тоскует, когда человек идет не туда.

И тут рядом появляется «йог — без головы, без ног». Это же чистой воды провокация! Он идет навстречу своей свободе. Он продирается через то, что останавливает многих. Он откуда-то черпает силы, когда другие обескровлены междоусобицей. Он ищет пути, а не оправдания, находит силы, а не отговорки и возрождает себя всеми доступными способами. Возрождает регулярной и осознанной практикой йоги: на коврике, во время мыть посуды или унитаза, возрождает, когда нянчит детей или закупает продукты в супермаркете. Всё является практикой. Его душа вспоминает дорогу, ведущую к Дому, а другие души беспризорничают. И этот путь домой, он, конечно, трудный, но у йога есть средства для его преодоления: аскезы в одной руке, яма и нияма — в другой, и много еще чего в заплечном рюкзаке.

У обычного человека всего этого нет. Обычный человек боится, что ты уйдешь и оставишь его совсем одного. Что впереди у такого (обычного) человека нашего возраста? Ничего хорошего: ну еще максимум 30 – 40 лет мучений и страха, а потом Старуха с косой в конце тоннеля. Представьте себе только состояние человека вне Йоги: ты вынужден идти совсем один, понуро, по дороге, с которой не свернуть, а впереди у тебя только смерть и ничего за ней. Пустота. Хотя пустота, это уже что-то… У тебя Небытие, отсутствие чего бы то ни было вообще! В общем, мрак и ужас!

А куда идёт йог?

Он возвращается домой. Йог возрождается к жизни.

Источник

Как объяснить своему окружению, что йога не секта?

Это выболевшая тема оставила навсегда след в моей жизни, как остается след от прививки туберкулеза на предплечье. Здесь мне бы хотелось поделиться практическим опытом выхода из не очень приятных ситуаций, которые могут случиться у начинающего заниматься йогой и у преподавателя в начале пути.

Когда много лет назад я попала на занятия йогой и начала регулярно заниматься асанами, никому из моих родственников, близких, друзей и в голову не пришло уличить меня в сектантстве или чем-то подобном. Занятия приносили мне пользу, это было очевидно, и потому препятствовать никто не стал. «Йога так йога, вы там тянетесь, да в узлы закручиваетесь, ерунда какая-то». Так обычно говорили мне в ответ на предложения заниматься вместе. И несмотря на активную жизнь в социуме, наличие многочисленных приятелей из университета, я продолжала ходить на занятия в одиночестве.

Первые «проблемы» начались в тот момент, когда я пошла на первый семинар, где помимо асан, нам читали лекции, обучали пранаямам, рассказывали о шаткармах, криях. Как правило, такие семинары длятся с раннего утра и до вечера несколько дней. Ты выпадаешь на это время из жизни, погружаешься в процесс и вглубь себя и несколько отстраняешься от привычных социальных дел. По простоте душевной всем, что происходило на семинаре, я делилась с мужем, родителями и близкими подругами. Это был этап первой волны непонимания, разочарования, конфликтов. На волне позитива, окрыленная новыми открытиями, я хотела поделиться и заинтересовать моих самых близких людей, заразить их йогой. Это было моей первой ошибкой, но в тоже время бесценным опытом, который очень помог в последующем выстраивать хорошие отношения с большинством встречающихся на моем жизненном пути людьми. Итак, по порядку.

Родители. Мама слушала без особого энтузиазма, но и без критики, с некоторым скептицизмом комментировала услышанное. Папа был более агрессивен, и высказывал предположения, что нам там голову задурили хорошо. Муж…с ним было тяжелее всего, и от него в первый раз и услышала, что я в секте. После разговоров, ссор и примирений с домашними, я уже очень расплывчато и без конкретики рассказывала подругам о семинаре, отвечала односложно, и (о чудо!), ни у кого не возникло желания поспорить или доказывать кто прав, кто нет.

Какие я сделала на тот момент выводы – нельзя «догонять и причинять добро», не нужно на радостях и эмоциях общаться с неподготовленной аудиторией. Если вы почувствовали вкус к йоге, прикоснулись к практике и заметили ее благотворное влияние на вашу жизнь, продолжайте заниматься…тихо, спокойно. И когда окружающие вас люди сами увидят ваше преображение, они начнут спрашивать: «Что, как, где, когда и как вам это удается?» Вот это и будет самый подходящий момент, чтобы поделиться какой-то начальной информацией, рассказать где вы занимаетесь, чем и почему вам нравится практика. И если вашему приятелю действительно это нужно, он сходит и попробует, сделает для себя выводы и вполне вероятно, что у вас появится соратник в зале. Или на стадии вопросов все и останется, если никаких действий более он совершать еще не готов. В этом варианте вы и информацией поделитесь, когда вас просят, и не потратите впустую энергию на никому не нужную агитацию, не вызовите негативных комментариев по поводу вашего нового увлечения, и вам не придется переходить к обороне своих интересов.

В процессе вашей практики вы накопите определенный опыт, сможете проследить результаты, и тогда, в подходящей ситуации, можно будет очень деликатно поделиться с близкими информацией, если вы будете убеждены, что им это поможет, и вы не можете оставаться в стороне.

В моем случае со временем папа начал практиковать асаны, причем ему приходилось ездить для этого три раза в неделю в другой город. Папа выступил катализатором начала моей деятельности в качестве инструктора йоги. Занимался вместе со мной и всячески помогал и поддерживал меня на пути. Мама начала заниматься тоже, пошла глубже и также посещала семинары, практикует шаткармы и пранаямы, крии. Мама со временем стала моей поддержкой и опорой, соратником, ближайшим товарищем. И это, несомненно, способствует моему развитию, моей практике, за что я безмерно благодарна ей! С мужем совместная жизнь закончилась спустя 10 лет брака и 8 лет практики йоги. Он до сих пор убежден, что я «йогонутая» и состою в секте. Отношения у нас теплые, дружеские, родственные, но не семейные. На момент развода мне не хватило знаний и опыта, чтобы сохранить семью, но я живу с убеждением, что все происходит так, как должно произойти. Поэтому ценю наши сегодняшние отношения, общение, и все это благодаря практике йоги, в процессе которой я смогла научиться определенной степени контроля своих эмоций, мыслей, речи.

Вторая сложность возникла в тот момент, когда я поняла, что больше не считаю нормальным свой образ жизни, свои социальные поведенческие привычки, свой рацион. В какой-то момент, я поняла, что в моей практике происходит сильный откат назад, когда я употребляю алкоголь. Надо сказать, что я не употребляла крепкие спиртные напитки, не злоупотребляла и по сегодняшним социальным меркам, можно сказать, что я почти «не пила». Но мне стало очевидно, что это мешает практике, мешает моему развитию. И я перестала. Могу сказать, что «не пить» в нашем обществе сложнее, чем просто заниматься йогой. Снова я слушала от родственников, что мне промыли мозг, что для здоровья вино полезно, что всегда все пили и ничего, жили по 100 лет. Но я-то уже научена горьким опытом, и здесь я ни с кем не спорила, просто не пила и все. Родные быстро привыкли и перестали акцентировать внимание на этом моменте. В последующем, я находила и делилась с ними информацией о насаждении алкоголя в нашей стране, и в какой-то момент мои близкие тоже смогли отказаться от алкоголя либо существенно сократить его потребление и стали постепенно укрепляться на пути отказа от этой пагубной привычки.

Проблемы возникли с приятелями. Пришлось воспользоваться хитростями на первых порах, приезжать на праздники на авто (за рулем), проходить плановые лечения (таблетки несовместимы с алкоголем), и т.п. В последующем как-то так сложилось, что круг близкого общения несколько поменялся, и сейчас мы встречаемся уже в кругу единомышленников. Друзья со времен университета остались до сих пор, но это те люди, которые принимали меня и мой путь йоги с самого начала и до сих пор, так же, как и я принимаю их. Наши несколько разные взгляды на жизнь не мешают нам поддерживать теплые близкие отношения. Но это все возможно в том числе и потому, что ни я, ни они не стремимся убедить друг друга в своей правоте, исключительно верном взгляде на жизнь и не пытаемся доказать что-либо друг другу или перевоспитать. Необходимо уважительно относиться к иным взглядам на происходящее вокруг и при этом выстраивать свою жизнь и практику в соответствии со своим чувствованием и пониманием мира. Помните, что спорить это не самое лучшее занятие, но очень энергозатратное, а споры на тему веры, религии обречены на провал.

Как следующий этап можно обозначить изменения в питании. По времени это происходило в тот же период, что и отказ от алкоголя. Ситуация аналогична. За исключением того момента, что пришлось потрудиться, чтобы собрать нужную информацию по переходу на здравое питание сначала для себя, потом для родственников, а в последующем и для занимающихся вместе со мной в группе. Мне особо хочется отметить, что людям, отказавшимся кушать продукты животного происхождения, на мой взгляд, нужно быть терпимее, чем их всеядные близкие. Для меня недопустимо критиковать традиционный для нашей местности стиль питания, в особенности находясь за общим столом с всеядными товарищами.

У каждого свой путь, вполне возможно, эти люди через какое-то время также придут к пониманию недопустимости убивать животных при наличии разнообразной растительной пищи. И считаю заблуждением ставить себя выше их только по причине того, что я не ем животных. На деле же часто сталкиваюсь с ситуациями, когда рушатся семейные связи из-за отказа члена семьи от мяса и его агрессивного поведения по отношению к мясоедам. Мне ближе вариант, когда мы, отказавшись от животной пищи, готовим вкусные блюда, угощаем близких, справляемся с разными недугами с помощью изменения стиля питания и с накоплением опыта на этом пути советуем им что-то в подходящих ситуациях. Для того чтобы быть до конца честной, мне необходимо сказать, что некоторые связи были потеряны, в связи с тем, что люди не смогли общаться со мной, по той причине, что я не ем шашлык и не пью вино. Да, несколько человек ушло именно так из моей жизни. И именно они рассказывали мне страшные истории про секты, про выманивание всех сбережений, про несчастных, оставшихся без жилья и средств к существованию. Мои попытки развенчать этот миф оказались безуспешными, и общение само по себе сошло на нет. Мы не спорили, не выясняли отношений, время все расставило по местам.

Это самые яркие моменты, связанные с изменениями в жизни, которые провоцировали разговоры о секте, зомбировании и т.п.

Теперь о возможных ситуациях у начинающего преподавателя. Вопрос: «Это не секта, случайно?» — вы можете услышать, приглашая кого-либо на занятия йогой. В бытовом понимании «секта» — это место где промывают мозги и превращают людей в послушных безвольных рабов. Здесь вам необходимо точно знать, чем вы занимаетесь, какие цели ставите на занятиях, какими инструментами пользуетесь, какие результаты от практики могут приобрести занимающиеся. И также немаловажно знать, что же такое секта на самом деле, чтобы при необходимости грамотно отвечать на вопросы. Также изучите вопрос касательно того, что йога — это не религия, не вид веры, а одна из философских школ. Разобравшись с помощью лекций преподавательского курса, что же такое йога, вы будете спокойнее и увереннее отвечать на неудобные вопросы занимающихся, если, конечно, они возникнут.

В моей практике инструктора йоги такие вопросы возникали. Как сейчас помню одно из занятий, примерно полгода спустя от начала набора первой группы, около 8 лет назад. На практику пришла женщина, около 40 лет, мы закончили занятие, самыми «сектанскими» в нем были позиция рук у груди «намасте» и шавасана. Я уже во время практики почувствовала, что сегодня что-то не так, еще не понимала что, но ощущения были нестандартными. В конце занятия все стало понятно, эта женщина никак не могла дождаться окончания занятия, ей особенно тяжело далась шавасана, и в конце она не выдержала и высказала, что у нас здесь секта, мы тронулись умом и что-то еще в таком духе.

Я была растеряна и, наверное, даже несколько напугана, тем не менее мне удалось не допустить перепалки других занимающихся с ней, я поблагодарила ее за предостережения и попрощалась. После этого случая, я читала материалы о сектах и для себя определилась, как в будущем отвечать на подобные выпады. Что примечательно, на тот момент наша практика сводилась к асанам и все… Ни мантр, ни пранаям мы не практиковали, но еще пару раз такие ситуации возникали. Сейчас, когда мы поем мантру перед практикой и после, выполняем практику посвящения заслуг, выполняем практику простираний, ни у кого не возникает подозрений, что мы все в секте. Удивительно. Но и на этот вопрос я нашла ответ на нашем преподавательском курсе в лекции Андрея Верба. Он объясняет, почему случаются те или иные ситуации и как работать над собой, чтобы свести к минимуму влияние своей негативной кармы. Как же мне не хватало этих знаний в начале пути! Как же замечательно, что сейчас у ищущих есть возможность получать информацию и использовать ее на благо! Я благодарна каждому преподавателю, который читает нам лекции, в каждой из уже прочитанных я находила что-то ценное для себя и для своей практике на группе.

В заключение хочу сказать, что только ваша практика, ваш образ жизни, ваши успехи в практике являются для окружающих показателем, что вы на верном пути, и, соответственно, они, идя за вами, тоже. Не забывайте, что, встав на путь преподавателя, вы находитесь под наблюдением десятков глаз ваших учеников, они смотрят на вас, слушают вас и находятся в вашем энергопространстве отчасти. Вы взяли на себя ответственность и теперь необходимо быть более осторожными в желаниях, мыслях, действиях. Зал, где собираются люди, практикуют, меняют качество своей энергии, обсуждают глубокие темы, и при этом не принуждают, а делятся опытом, не заставляют что-либо менять, а вызывают желание разобраться, задуматься, трудно соотнести со штаб-квартирой секты. Искренне надеюсь, что читателям не придется столкнуться с описанными сложностями, но если вы будете к ним готовы, такая ситуация не сможет застать вас врасплох и вывести из равновесия.

Важно понимать, что каждый учитель становится таким, который необходим его ученикам в это время.

Есть люди, которые пытаются изменить весь мир под себя. И тогда возникают «сектоведы», которые начинают оценивать других, отличных от общей массы, и обвинять их в создании секты.

Для полноты картины обозначим, что такое секта. Можно применительно к себе разобрать каждый признак, чтобы знать, чем могут апеллировать ваши оппоненты. Выделяют следующие признаки сект:

1. В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает абсолютно точно, чего тебе не хватает.

2. Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи.

3. Мировоззрение группы очень просто объясняет любую проблему.

4. Трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твой новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить, ты должен пережить это — пойдем сейчас с нами в наш Центр».

5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.

6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.

7. Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты.

8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.

9. Твоя группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя.

10. Ты должен немедленно стать членом группы.

11. Группа отграничивает себя от остального мира, например, одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.

12. Группа желает, чтобы ты разорвал свои «старые» отношения, так как они препятствуют твоему развитию.

13. Группа заполняет все твое время, свободного не остается.

14. Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.

15. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.

Следует вывод, что секта — это пользующаяся манипуляторными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена.

Секты считают, что они сами или их лидер обладают особым статусом, который выносит их за рамки общества и/или семьи и противопоставляет им.

Секты скрывают свою истинную природу и цели от потенциальных или новообращенных адептов. Они пользуются обманными методами для вербовки и привлечения новых членов.

Решения относительно того, как члены должны мыслить, действовать или чувствовать, принимаются руководством группы: члены должны получать разрешение, чтобы пойти на свидание, переменить работу или вступить в брак; существуют правила, определяющие, как одеваться, каким образом воспитывать детей, где жить, и так далее.

Группа уделяет чрезвычайное внимание тому, как добыть побольше денег. Определенные приемы, например, сбор средств для фальшивой благотворительности, оправдываются как методы для достижения высших целей.

Лидер группы ни перед кем не несет ответственности ни за что и неподвластен никаким властям или авторитетам.

Члены часто порывают связи с семьей, близкими и друзьями; они отказываются от целей жизни и личных интересов, которые были у них до того, как они были завербованы в группу.

Руководство группы поощряет адептов, чтобы они жили совместно с другими адептами и общались только с ними, а зачастую и требует этого от них.

Вопросы, сомнения и недовольство искореняются или даже наказываются.

Это только малая часть теоретического материала по сектам, но если начинающий преподаватель будет знать признаки секты, то сможет грамотно и аргументированно объяснить, почему он не в секте и чем опасны такие организации.

Источник

Читайте также:  Тренировки по пауэрлифтингу 5х5
Оцените статью