Йога тибетских пульсаций что это

Тибетские пульсации: обучение, отзывы. Йога тибетских пульсаций

С древних времен человек пытался осознать себя как часть Вселенной, понять свой внутренний мир и механизмы его функционирования. Оттого на свете сегодня существует множество практик, секреты которых передаются из поколения в поколения. Одной из таких являются тибетские пульсации. Что и для чего это? Где начинается их история и каковы особенности?

История

Тибетские пульсации зародились в древние времена. Они пришли к нам из центров ламаизма – Лхасы и Джоканга. Многие века практика их была сокрыта от непосвященных. Лишь в 20 веке она достигла западной цивилизации.

В 70-е годы нищий и больной хиппи Шантам Дирадж бродил по Индии. Из одежды у него были единственные штаны. Они были настолько широки, что ему приходилось завязывать их на поясе огромным узлом. Однако при движении этот узел начинал натирать кожу в районе поджелудочной железы, которая как раз была уязвимым местом Дираджа. Натирание это сопровождала приятная пульсация, и боль постепенно стихала. Индус-хиппи обратил на это внимание и стал экспериментировать с акупунктурой и дыхательной практикой. Его наблюдения вкупе с выводами из бесед с тибетскими монахами воссоздали сакральный комплекс работы с телом. Всем этим Дирадж поделился с Ошо – известным мистиком и индийским духовным лидером. Именно в его учении идея использовать в качестве движущей силы биение сердца получила доработку и широкое освещение. Именно Ошо она была названа тибетскими пульсациями. Он считал, что подобная практика помогает человеку постоянно совершенствоваться, открывать нечто новое в себе. Сердце – всегда живое и «свежее», пока оно бьется, энергия бесконечна.

Читайте также:  Тренировки со связыванием манга

Тибетские пульсации Ошо также связывал с сексуальной энергией, говоря о том, что любовь в близости мужчины и женщины происходит не только телесно. Она тоже помогает избавиться от страданий и психологических проблем. Однако необходимо научиться управлять этой энергией. Только в этом случае можно пробудить в себе целительные силы и стереть негативные программы. Наряду с динамическими медитациями, мистик активно практиковал групповую технику пульсаций, применяя различные способы дыхания и непосредственное воздействие на проблемные зоны тела человека.

Сегодня практика тибетских пульсаций распространилась далеко за пределы Индии. Ее успешно используют в Америке и Европе вот уже более десятка лет.

Суть практики

Тибетские пульсации – это комплекс сакральных техник, пришедший к нам из китайских монастырей. Уникальность древней практики заключена в продолжительной работе с энергетическими центрами человека. Тибетская медицина утверждает, что гармоничное развитие и жизнедеятельность человека зависят от того, насколько в нем правильно и синхронно «пульсируют» сердце, разум и жизненная энергия. Если в этих трех компонентах присутствует разлад, человек страдает, болеет.

Философия практики заключается в понимании ума как магнита проблем. Он делит мир на добро и зло, белое и черное. Сердце же – невинно. Оно живет в моменте и создано для любви и удовольствия. В повседневной жизни человеком управляет ум, поэтому в силу его полярности все радости воспринимаются и переживаются лишь наполовину. Тибетские пульсации – практика, направленная на освобождение от внутренних блоков и зажимов. Они помогают максимально расслабить тело и разум, совершить прыжок в сознание, в сердце.

Биоэлектрическая энергия и пульсации

По принципу работы и технике тибетские пульсации можно назвать медитативной практикой. Отдельного освещения заслуживает биоэлектрическая энергия. В понимании восточных целителей — тело человека живет благодаря ей. Она может быть положительно и отрицательно заряженной, все зависит от внешних факторов и особенностей человека принимать их. Эта энергия является связующим мостиком между органами чувств и процессами, происходящими в сознании. Так, например, многие переживания сохраняются в памяти. При столкновении с аналогичной ситуацией (предметом, запахом и т. п.) возникает сигнал, который трансформируется в отрицательные заряды и по нервам передается в мозг. Таким образом, нервная система постоянно находится в статическом напряжении, снять которое способна йога тибетских пульсаций. Работая изнутри, она использует силу биения сердца как мотора. Звуковые частоты создают при этом потоки позитивной биоэлектрической энергии, направленные на определенный нервный узел и снимающие с него напряжение. Параллельно происходит работа с воспоминаниями. Прежний опыт по кадрам проходит мимо, но уже он не наполнен грустью, страхами или ненавистью, а по-новому осмысливается человеком, разрывая связь с негативными рефлексами.

Откуда берется напряжение?

Тибетская медицина рассматривает тело и душу как единое целое, которое питают энергетические потоки. В этой связи каждый физический орган соответствует определенному чувству или переживанию. Например, почки отвечают за желание человека принимать. Их негативной проекцией является страх.

Человеку свойственно воспринимать окружающую действительность субъективно, через призму собственного опыта. Часто он бывает негативным, поэтому картинка реальности искажается в сознании. Мысли создают целую систему представлений и верований. Все это находит физическое проявление или создает напряжение. Например, по мнению тибетских целителей, проблемы с ногами связаны с неумением человека принимать решения, быть настойчивым. Слабость мочевого пузыря обычно связывают со стрессом и страхами, а постоянное чувство вины уязвимой делает печень. Таким образом, любая болезнь – это отражение внутреннего дисбаланса. Поэтому сначала необходимо найти причину физического недуга.

Чтение по глазам

Помимо внешних проявлений организма, в восточной медицине существует еще один вид диагностики физического и духовного здоровья человека. Отталкиваясь от постулата, что душа и тело – это единое целое, древние тибетские целители и их последователи полагают, что радужная оболочка глаза человека позволяет следить за изменениями в организме. Каждый ее участок соответствует определенному органу. Все, что человек видит и переживает, воздействует на внутренние ткани, а потом ответным сигналом отпечатывается на радужке глаз, меняя ее рисунок, форму. Кроме того, внимание уделяется симметричности зрачков. Благодаря всему этому можно рассказать человеку о его прошлом и настоящем. И, в соответствии с особенностями поведения и опыта, сделать прогноз на будущее.

Но речь здесь не идет о знакомой многим иридодиагностике. Тибетская медицина имеет собственное представление о чтении по глазам. Специальная карта позволяет увидеть не только физические проблемы, но и умственную, эмоциональную и духовную сферу человека. Она отличается глубиной и детализацией. Тибетские пульсации в данном случае выступают решением определенных в ходе диагностики проблем, переосмыслением старых моделей поведения и формированием новых.

Практика тибетских пульсаций

Так как болезнь воспринимается в данной практике как следствие отрицательного энергетического заряда, то главной задачей человека является трансформировать этот заряд в положительный. Сделать это возможно с помощью специальных дыхательных упражнений и акупунктуры.

Как правило, сеансы представляют собой парные или групповые занятия. Каждый человек при этом выступает активным и принимающим партнером. Сначала участники проходят диагностику, в ходе которой специалисты отмечают им на теле точки, которые соответствуют проблемным зонам, органам. Затем с каждой точкой начинает работать партнер по сеансу, такой же практик. Его целью является почувствовать пульсацию в отмеченной точке, при этом она должна совпадать с биением собственного сердца. Таким образом, возникает резонанс. Удвоенная биоэлектрическая энергия создает определенную звуковую частоту, которая и стремится к блокам и «зажатым» органам. В теории тибетских пульсаций она получила название прохладного огня. Его сила активна только в едином ритме сердец. Она исцеляет, объединяет, открывает в человеке новые грани. Парные занятия происходят обычно лежа, групповые же предполагают принятие определенных позиций и совершение определенных движений. Все зависит от проблемы конкретного участника.

Практика пульсаций подходит людям разного возраста и пола. Но так как она (с подачи Ошо) является еще и тантрическим направлением и предполагает определенный физический контакт с партнером по сеансу, то занятия происходят обычно по половым группам. Широкую популярность практика получила среди женщин. По статистике, именно они больше мужчин страдают от невыраженности чувств, эмоциональных привязанностей, стресса, страхов и комплексов. Безусловно, из-за вороха таких «надуманных» сложностей возникают реальные и серьезные физические проблемы (опухоли, гормональный дисбаланс, бесплодие и т. п.). Тибетские пульсации для женщин направлены на расслабление внутренних органов. В результате ощущается мягкость, сброс ненужного эмоционального груза, переосмысление себя и действительности.

Одиночная практика

Основатель современной системы пульсаций Шантам Дирадж практиковал одиночные занятия. Они также возможны, но имеют иную реализацию. Согласно восточной философии, тело человека включает несколько энергетических центров. Самым главным является Хара. Он располагается внизу живота, немного ниже пупка. Именно медитативное сосредоточение на нем и практикуют тибетские пульсации.

Одиночная практика заключается в простом упражнении. Необходимо положить руку, сжатую в кулак, на место расположения центра, второй обхватить первую. Затем в такой фиксации нужно занять положение лежа на животе. Сначала такая позиция с упором на кулак может показаться неудобной. Но следует постараться максимально расслабиться и почувствовать биение своего пульса. Сопутствующим явлением такой практики должен быть жар. Продолжать необходимо до тех пор, пока позиция и ощущения терпимы. После нескольких дней сеансов нужно наблюдать за своим самочувствием. Первым положительным проявлением является улучшение пищеварения.

Сложно с точностью сказать, эффект от каких сеансов (одиночных или групповых) выше. С одной стороны, коллективное сознание, коллективные медитации всегда имели больший успех за счет объединения энергий. С другой стороны, одиночная практика способствует большей концентрации внимания и погружению внутрь себя.

Занятия, независимо от того, групповые они или одиночные, проводятся примерно за час-полтора перед приемом пищи. Среди противопоказаний: беременность, послеоперационный период и менструальный цикл.

Центры в Москве

Одиночная практика рассчитана на самостоятельное выполнение. Парные и групповые занятия обязательно должны проходить под присмотром инструктора. Тибетские пульсации в Москве активно используются относительно недавно. Они проводятся в рамках йога-центров. Одним из таких, например, является «Центр Пульсаций» на Ленинском проспекте (недалеко от Английской Игровой школы). Помимо классических сеансов, он предполагает тематические семинары и тренинги в качестве подробного знакомства с практикой «Тибетские пульсации». Обучение включает восемь ступеней или специализаций: от базисной квалификации до интенсива йоги тибетских пульсаций. Каждый человек по желанию может пройти курс до определенного уровня. Среди направлений есть и тибетские пульсации для женщин. Преподавателями являются дипломированные и опытные инструкторы, которые проходили практику в буддийских центрах Индии. По окончании обучения ученики получают дипломы.

Литература

Разумеется, восточная целительная практика доступна не только москвичам, но и людям из других городов России, где периодически проводятся тематические семинары и занятия. Однако можно приступить к изучению и самостоятельно. Как было уже сказано, широкое освещение практика получила в трудах Ошо. В Интернет-порталах довольно много статей и философских трактатов духовного лидера Индии, в которых описаны не только теоретические воззрения на механизмы действия и описание взаимосвязей человека с внешним миром, но и даны рекомендации к медитативной практике. Ценность их заключается еще и в том, что, говоря о тантрической йоге как об особой системе любви, автор указывает, насколько и почему важны тибетские пульсации для женщин. Как делать техники и управлять сексуальной энергией, чтобы гармонизировать отношения с самой собой, с мужчинами и окружающим миром.

Но наибольший интерес для современных практиков представляет авторское произведение основателя (Шантам Дираджа) современного целительного направления, которое мы называем «тибетские пульсации». Книга «Откуда происходит мир?» — это подробное описание электрической природы тела человека, внутренних органов, взаимосвязи с сознанием и влияния на повседневную жизнь. Фундаментальный труд объясняет и то, как устроена нервная система и как техника тибетских пульсаций может помочь человеку в его самореализации. По сути, это емкое руководство, включающее не только теоретическое объяснение метода, но и практическое.

Отзывы

Как бы фантастично ни звучала теоретическая база и прогнозы, которые обещают тибетские пульсации, отзывы о практике действительно обезоруживают скептиков. Многие люди, посетившие семинары и тренинги, отмечают значительные перемены в своем мировосприятии, сознании. Некоторым даже настолько нравится этот духовный рост, что они буквально не могут остановиться и вновь и вновь практикуют тибетские пульсации.

Также отмечено, что есть люди, которые не обнаруживают в себе никаких проблем ни со здоровьем, ни с взаимоотношениями с окружающим миром. Любопытства ради либо в силу других причин они приходят на занятия. И уже здесь, в едином биении сердец, начинают открывать в себе нечто новое, ранее непостижимое. Профессиональные духовные практики называют это «Новым умом». И эта энергия бесконечна.

Но чаще всего на такие сеансы приходят отчаявшиеся люди, которые буквально загнали себя в тупик негативными программами поведения, страхами и стрессами. И вот тут тибетские пульсации совершают истинное чудо, помогая стать сильнее, увереннее, выше…

Для новичков же в групповых занятиях единственной сложностью является непривычный физический контакт с партнерами по занятиям. Некоторые технические элементы предполагают касание не просто рук и ног, но и полностью тел. Поэтому далеко не каждый человек вот так сразу способен открыться и довериться новому партнеру. Но тибетские пульсации направлены на снятие не только внутренних зажимов, но и внешних. Поэтому данная проблема с регулярной практикой постепенно разрешается сама собой.

Источник

Йога тибетских пульсаций что это

В практике тибетской медицины не существовало и не существует объективных или инструментальных (таких как томография, рентген, ультразвуковые исследования, сфигмография, кардиография и т.д.) методов исследования и постановки диагноза. Поэтому диагностика производилась исключительно на основе данных, полученных с помощью органов чувств и, соответственно, результаты диагностики полностью зависели от уровня развития чувствительности этих органов и, прежде всего, пальцев рук при пульсовой диагностике. Кроме того, такого рода диагностика требует многолетней практики и опыта, и только сочетание этих двух факторов позволяет врачу тибетской медицины достаточно надежно распознавать болезни. В противном случае этот субъективный метод может привести к неправильному диагнозу и, соответственно, к неадекватному лечению болезней. Иначе говоря, в практическом плане диагностика в тибетской медицине представляет собой, с одной стороны, особый вид искусства, а с другой, тщательно разработанный и систематический метод распознавания болезней.

Целью настоящей работы является обобщение исследований по объективизации и автоматизации метода диагностики по пульсу инструментальными средствами.

Материалы и методы исследования

Работа над комплексной проблемой по объективизации и автоматизации методов диагностики (опрос, осмотр, пальпация) тибетской медицины проводится по трем направлениям: 1) информационные и экспертные системы, 2) объективизация и автоматизация пульсовой диагностики, 3) объективизация биологически активных точек (БАТ) тибетско-монгольской медицины и разработка на их основе электропунктурного метода диагностики. Конечная цель исследований – создание интеллектуального информационно-вычислительного диагностического комплекса тибетской медицины, представляющего собой синтез автоматизированного пульсодиагностического комплекса (АПДК) с экспертной диагностической системой (ЭДС).

Основное назначение комплекса – имитация действий и мышления тибетского врача в течение всего цикла лечебного процесса: диагностика – нозология – лечение. При этом первое реализует два метода постановки диагноза – опрос и осмотр – посредством построения экспертной диагностической системы. Второе направлено на реализацию метода диагностики по пульсу путем построения компьютерного пульсодиагностического комплекса. Третье направление для данной работы является вспомогательным. Постановка диагноза по БАТ выполняет функцию контрольной диагностики, основанного на другой методологической платформе и, поэтому в работе не рассматривается.

На рис. 1 представлена структурная схема поэтапной научно-методической подготовки (уровни 1–10) и приборной реализации (уровни 11–15) методов постановки диагноза на практике. Эта схема в целом отражает фундаментальные проблемы диагностики тибетской медицины (уровень 1), базирующиеся на ее теоретической основе (уровень 2). Уровни (1–2) являются базовыми для всех трех способов диагностики.

Результаты исследования и их обсуждение

Приведенная на рисунке схема является результатом исследований, в процессе которых выяснено, что пульсовая диагностика принципиально невычленима из самой системы тибетской медицины и для продвижения работ по объективизации и автоматизации пульсовой диагностики необходимо изучить всю систему тибетской медицины – ее язык, философию, теорию и другие, кроме пульсовой диагностики, методы обследования пациента, а также методы лекарственной и нелекарственной терапии. Только в контексте вышеуказанных составляющих возможно понять и объективизировать пульсовую диагностику.

Рассмотрим вначале схему реализации постановки диагноза по пульсу, представленную в средней части рисунка (уровни 3–15). Этап научно-методической подготовки (уровни 3–10) включает в себя изучение семантики научных терминов (уровень 3) и анализ текстов (уровень 4. Далее слово «уровень» опускаем).

Для этого осуществлены переводы ряда важнейших текстов тибетской медицины, включая описания способов диагностики, проведен терминологический и текстологический анализ, как самих текстов, так и переводов этих текстов, изложена теория тибетской медицины (5), основу которой составляют учения о махабхутах, трех началах, трех каналах, тканях и выделениях, теплых и холодных свойствах (6).

В результате проведенной работы выяснены физиологический смысл пульсаций и его материальная основа (7). Исходя из физического и физиологического смысла пульсаций, обоснован выбор математической модели движения крови в режиме повышенной текучести (8) и математической модели пульсовой волны (8), с помощью которой проводится оценка насосной функции сердца (8). Далее, на основе методологии исследований пульсаций (9) разработан способ измерения пульса (10), составлен словарь пульсовых характеристик (10), включающий 108 номенклатурных знаков. По результатам анализа текстов было составлено техническое задание (10) на изготовление автоматизированного пульсодиагностического комплекса (11) и экспертную диагностическую систему (уровни 3–4 на левой части рисунка).

Приборная реализация комплексного (опрос, осмотр, пальпация) способа постановки диагноза на практике представлена на рисунке уровнями 11–15. Основной его особенностью является возможность количественной оценки характеристик пульсовой волны, дифференцирования по этим характеристикам пульсограмм и создание каталога пульсов (11), являющегося основным блоком, связывающим автоматизированный пульсодиагностический комплекс – АПДК (11) (метод диагностики – пальпация) с экспертной диагностической системой (11) – ЭДС (метод диагностики – опрос и осмотр).

Экспертная система по опросу имитирует мышление тибетского врача и позволяет определять причины и условия заболевания, симптоматику заболевания, тип и класс заболевания, конкретную нозологическую форму и рекомендуемые питание и образ жизни, конкретные лекарства и методы нелекарственной терапии. Методика опроса подробно изложена в [2]. К настоящему времени создана экспертная система по опросу на основе новой редакции перевода III части Чжуд-ши [5]. Предложена бальная оценка [3] состояния трех начал (ветра, желчи, слизи).

Осмотр – это, прежде всего осмотр языка и мочи. Экспертная система по осмотру позволяет уточнять диагноз в случае, когда данные ощупывания и опроса не дают полной картины заболевания и не позволяют поставить окончательный диагноз. Особенно это относится к заболеваниям полых органов, поскольку болезни плотных органов лучше распознаются по пульсу, болезни же полых органов лучше распознаются по анализу мочи.

В результате реализации такого метода диагностики постановка диагноза осуществляется тремя основными методами одновременно в автоматическом режиме. Первый вариант диагноза ставится с помощью АПДК по количественным характеристикам пульсовой волны. Второй – с помощью ЭДС по осмотру, включая осмотр мочи. Третий – с помощью ЭДС по опросу. В информационно-вычислительном диагностическом комплексе все три варианта диагноза сопоставляются между собой, анализируются и, в случае их совпадения, заключительный диагноз, методы и средства лечения сообщаются врачу. В случае несовпадения всех диагнозов между собой или одного из них процедура постановки диагноза уточняется и повторяется.

Блок-схема практической реализации способа диагностики

Отметим, что с помощью АПДК можно ставить диагноз в автономном режиме (усеченный вариант диагностики), то есть без постановки диагноза с помощью ЭДС по опросу и ЭДС по осмотру. В этом режиме диагноз ставится по количественным характеристикам пульсовой волны. С помощью каталога пульсов (после его составления), приводящего в соответствие количественные характеристики пульса с качественными, будет производиться обращение к экспертной системе, позволяющей интерпретировать диагноз в терминах тибетской медицины с последующим предложением метода и средства для лечения.

Параллельно с традиционными методами диагностики (осмотр, опрос, пальпация) проводится постановка диагноза по биологически активным точкам тибетской медицины [уровни (3–15) на правой стороне рисунка], топологический атлас которых отличается от соответствующего атласа китайской медицины.

Таким образом, выше рассмотрена схема практической реализации основных способов (опрос, осмотр, пальпация) постановки диагноза техническими средствами. Показано, что диагноз может быть поставлен как всеми тремя способами, так и с помощью измерения и анализа только пульсовой волны, как это часто бывает в клинической практике.

В практическом плане в настоящее время продолжается работа по созданию каталога пульсов. Данная работа проводится совместно и на базе АУ РБ «Республиканский клинический госпиталь для ветеранов войн» и ГУЗ «Центр восточной медицины» МЗ РБ. Обследования проводятся с привлечением экспертов, специалистов по пульсовой диагностике. Вначале апробация метода по созданию каталога пульсов была проведена на 98 больных госпиталя. Последние два года работы по созданию каталога пульсов проводятся на практически постоянной группе испытуемых в количестве 30 человек с периодичностью четыре раза в год согласно сезонам года по восточному календарю. Группа подобрана таким образом, что в ней присутствуют испытуемые с психофизиологическим типом (конституцией) – ветер, желчь и слизь – по градации тибетской медицины, определяемой с помощью специально разработанного теста. Согласно полученным данным, совпадение диагноза, поставленного экспертами, и диагноза, поставленного на комплексе, отмечается в 76 % случаев.

На первом этапе клинических исследований начато создание базы данных для составления каталога пульсов по двум основным типам болезней, болезням жара и болезням холода. Данный каталог позволит в дальнейшем подойти к созданию расширенного и дифференцированного каталога пульсов для выявления конкретных заболеваний.

Приведенные данные позволили на данном этапе исследований для определения пульсаций жара и холода по пяти плотным и шести полым органам ограничиться не двенадцатипозиционными, а шестипозиционными датчиками. Регистрируя пульсацию плотных органов в режиме оптимального прижима датчиков к лучевой артерии (регистрация максимального пульсового сигнала), можно, согласно известным соотношениям [1, 4, 5] жар (сердца, . ) – холод (тонкого кишечника, . ) и наоборот, делать заключение и о состоянии полых органов. Результаты постановки диагноза сверяются с данными, получаемыми с применением других методов обследования пациента – осмотра и опроса.

В заключение отметим, что испытания АПДК в клинических условиях показали:

а) Неподходящее питание пациента, прием им лекарств, особенно на синтетической основе, а также несоблюдение требований к образу жизни существенно искажают картину болезни, что можно откорректировать до некоторой степени опросом. Именно так поступают практикующие тибетские врачи.

б) Регистрация пульса может проводиться практически в любое время дня. Ночные исследования пульса не проводились.

в) Конституциальный, или врожденный пульс, а также изменения в пульсации в связи со сменой времен года не столь существенны для постановки диагноза по пульсу, если принять общие характеристики пульсаций у пациента за норму, а все отклонения от нее считать показателями заболевания.

Полученные выводы снимают ряд ограничений на процедуру постановки диагноза по пульсу, изложенных в каноническом трактате тибетской медицины «Чжуд-ши», и способствуют широкому применению автоматизированного пульсодиагностического комплекса в клинической практике.

Однако следует учитывать то, что кроме отмеченных выше положительных моментов, клинические испытания выявили ряд существенных ограничений метода постановки диагноза по пульсу, не приемлемые для европейской медицины. В частности, не представляется возможным детализировать диагноз, например, в части локализации болезни в пределах одного внутреннего органа (месторасположение язв, камней, уплотняющих тканей, их размер и т.п.); невозможна количественная оценка кислотности желудка, а также диагностика заболеваний мозга, уха, горла, носа и т.д.

Из выявленных ограничений метода диагностики по пульсу можно сделать вывод о том, что этот метод ориентирован на особенности подхода тибетской медицины к объекту исследования – человеку и тем самым направлен, прежде всего, на установление класса болезней – жар или холод и выявление отклонения от равновесия трех физиологических начал – ветра, желчи, слизи двенадцати внутренних органов. Такой подход к постановке диагноза отличается от соответствующего подхода в европейской медицине и не требует детализации диагноза. Метод диагностики по пульсу в основном предназначен для скрининга состояния здоровья населения во время проведения диспансеризации.

Заключение

Реализация на практике инструментального метода постановки диагноза показала, что пульсовая диагностика болезней принципиально невычленима из самой системы тибетской медицины и для решения проблемы ее объективизации и автоматизации необходимо изучить всю систему тибетской медицины – ее язык, философию, теорию и другие, кроме пульсовой диагностики, методы обследования пациента.

Клинические испытания АПДК указывают на необходимость подготовки больного перед проведением диагностики состояния организма по пульсу согласно требованиям тибетской медицины. Выбор времени обследования пациента, определение врожденного пульса и изменения пульсаций в связи со сменой времен года не столь существенны для постановки диагноза болезни по пульсу как следовало ожидать. Полученные выводы снимают ряд ограничений на процедуру постановки диагноза болезни по пульсу и способствуют широкому применению АПДК в клинической практике.

Установлен ряд ограничений метода диагностики состояния организма по пульсу: отсутствие возможности детализации диагноза, например, в части локализации болезни в пределах одного внутреннего органа (месторасположение язв, камней, уплотняющих тканей и т.п.), а также их размер; количественной оценки кислотности желудка; косвенная диагностика заболеваний мозга, уха, горла, носа и т.д., не приемлемые для европейской медицины.

Показано, что метод диагностики болезни по пульсу «работает» в рамках системного подхода тибетской медицины к объекту исследования – человеку и направлен на установление класса болезни – жар или холод и выявление отклонения от равновесия трех физиологических начал – ветра, желчи, слизи двенадцати внутренних органов. Такой подход к постановке диагноза отличается от соответствующего подхода в европейской медицине и не требует детализации диагноза. Для повышения точности диагноза болезни по пульсу необходимо дополнить его двумя другими методами – опросом и осмотром, реализованными в экспертных диагностических системах. Метод диагностики по пульсу в основном предназначен для скрининга состояния здоровья населения во время проведения диспансеризации.

Источник

Оцените статью