Йога терапия для детей

Использование элементов оздоровительной гимнастики хатха –йоги в оздоровлении детей

Рыжкова Лариса Викторовна

МАДОУ детский сад № 132 города Тюмени

Семинар-практикум для родителей старшего дошкольного возраста

Цель. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья родителей и детей.

Задачи.

  • Формировать у детей и родителей потребность в здоровом образе жизни в семье;
  • оказать практическую помощь в овладении знаниями об укреплении и сохранении здоровья ребенка, через элементы оздоровительной гимнастики хатха-йоги, самомассажа.

Физкультурный инвентарь. Гимнастические коврики, музыкальное сопровождение: «Звуки природы»,«Шум моря», медленная инструментальная музыка.

Место проведения. Спортивный зал.

ход

Здравствуйте, уважаемые родители!

Арабская пословица утверждает: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все».

Нашу с вами встречу, мы начнем с разговора о здоровье. Здоровье детей – это наше будущее. Однако здоровья не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неуклонно уменьшается число здоровых детей, растет число детей, страдающих заболеванием сердечно сосудистой системы, органов чувств и опорно-двигательного аппарата. Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так как семья-это среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью.

Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционными методами оздоровления детей, которые я использую в работе с детьми, т.е с элементами оздоровительной гимнастики хатха-йоги.

Что такое Хатха –йога? В переводе с санскрита ХА означает Солнце, ТХА – Луну, т.е. дословный перевод понятия хатха – йога звучит как солнечная и лунная йога. Хатха –йога — самая низшая ступень йоги, это йога хорошего физического самочувствия.

Хатха – йога доступна людям любого возраста. Она не имеет отношения к какой – либо определенной религии или национальности, а потому она применима и приносит пользу везде и всегда.

Для детей йоговские упражнения – это профилактика сколиоза, остеохондроза, астмы и простудных заболеваний.

Йога для детей очень похожа на игру, в которой они изучают своё тело, превращаясь в животных, растения или предметы. Большинство асан (поз) хатха – йоги естественны, физиологичны. Они копируют зверей, животных и насекомых. Многие асаны названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, верблюда, змеи и т.д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому дети лучше запоминают асаны и легче их осваивают.

Упражнения хатхи-йоги :

  • Развивают гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок, исправляет сутулость;
  • Укрепляет мышечный корсет, что является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, развивает крупную и малую моторику;
  • Улучшается координация движений, тренируется вестибюлярный аппарат;
  • Активизируют работу внутренних органов, укрепляют нервную систему, способствуют концентрации внимания, развивают воображение, сенсорный аппарат.

Упражнения хатха-йоги выполняются без снарядов, что позволяет независимо то внешних условий задавать организму необходимый объём физической нагрузки

Таким образом, хатха – йога комплексно воздействует на физическое и нервно – психическое развитие ребенка.

Статическая поза или асана хатха – йоги означает устойчивое положение тела, поэтому исполняющий должен почувствовать себя в ней удобно и комфортно. Для того, чтобы дети освоили асаны, сначала мы их выполняем в динамическом варианте (т.е. повторяем несколько раз), затем ребенок учится сосредоточению на ощущениях в некоторых участках тела. Разученные асаны я использую в утренней гимнастике, в гимнастике после сна, в физкультминутках , дети самостоятельно используют их в свободной деятельности, даже на прогулке.

Требования к условиям выполнения асан хатха – йоги:

  • Одежда должна быть легкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком;
  • Асанами не следует заниматься после еды, наиболее правильным будет их выполнение через один час после приема пищи;
  • Нельзя выполнять асаны при повышенной температуре тела, ОРЗ, заболеваниях сердца.
  • Перед началом выполнения упражнений необходимо провести динамическую разминку или самомассаж. Это разогреет мышцы и подготовит организм к нагрузке.

А сейчас я предлагаю вам выполнить некоторые асаны вместе со мною в игровой форме, как мы это делаем вместе с детьми.

— Представьте, что вы очутились на очень красивой полянке и шагая по ней начали наслаждаться красотой природы (ходьба по залу). Вот вы увидели много красивых цветов, чтобы вам их не притоптать, нужно аккуратно перешагивать через них (ходьба по залу, высоко поднимая колени и вытягивая носочки вниз ). Любуясь цветами, вы услыхали красивую птичью песенку, вам стало очень интересно откуда доносятся такие красивые звуки (повороты головы вправо, влево несколько раз). Шагая поближе к птичьей песенке у вас на пути оказался мостик.

Поза «Мостик»

И.п. — лежа на спине, согнуть ноги в коленях, не отрывая ступни от поверхности.

Т.в. — Опираясь на руки, плавно приподнять таз как можно выше. Плечи, шея, голова при этом прижаты к полу, руки лежат на полу вдоль туловища.Сохранять положение 6 — 8 секунд. Дыхание произвольное. Затем, не допуская резких движений, на выдохе медленно опуститься, расслабиться.

Эффект. Упражнение помогает увеличить гибкость позво­ночника, укрепить мышцы живота, устранить вздутие кишечника, боли в пояснице .


Когда вы перешли через мостик, вы услыхали шипение, оказалась это приближается к вам змея…

Поза «Змея»

И.п. — лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони расположены на уровне гру­ди.

Т.в. — на вдохе, медленно выпрямляя руки, поднять верхнюю часть туловища, плавно прогнуться. Нижнюю часть туловища от пола не отрывать. Задержаться в этом положении на 5-10 се­кунд. Затем на выдохе плавно опуститесь, положив голову набок, руки опустите вдоль туловища. Расслабиться в позе крокодила.

Эффект. Поза увеличивает гибкость позвоночника, улуч­шает осанку. Кроме того, она повышает умственную работо­способность, позволяет избавиться от головной боли.

Вы очень напугались и растерялись, но вдруг появляется охотник с собакой.

Поза «Собака»


И.п. – стоя на четвереньках.

Т.в. – на выдохе выпрямить ноги в коленях, отталкиваясь руками от пола, чтобы переместить таз назад и вверх. Пятки стремиться опустить на пол. Ноги выпрямлены в коленях. Пальцы рук разведены широко и плотно прижаты к полу. Голову опустить вниз. Удерживать позу 5-10 секунд и плавно перейти в позу ребенок.

Эффект. Укрепляются и растягиваются задние мышцы, подколенные сухожилия, суставы и связки плечевого пояса, мышцы спины. Укрепляет лодыжки.

У охотник в руках держал лук, которым он змею обезвредил.

Поза «Лук»

И.п. — лежа на животе, согнуть ноги в коленях и обхватите руками ноги на уровне лодыжек.

Т.в. — спокойно, плавно поднять верхнюю часть туло­вища и колени от пола, прогнуться в пояснице. Шею тянуть вверх, голову держать прямо, колени немного разведены, дыхание свободное. Удерживать позу несколько секунд, затем вернуться в исходное положение и расслабиться.

Эффект. Поза развивает гибкость позвоночника, укрепляет мышцы живота, исправляет сутулость, улучшает осанку, улучшает работу органов брюшной полости. Укрепляет ноги, руки, де лает подвижным плечевой пояс, нормализует обмен веществ.

Вы очень напугались, пора возвращаться, но вы увидели очень красивую бабочку, которая сидела на красивом цветке и пила сладкий нектар.

Поза «Бабочка»

И.п. – сидя, ноги прямые.

Т.в. – соединить подошвы ступней, развернуть колени в стороны и подтянуть пятки как можно ближе к телу. Сомкнуть руки вокруг носков, вытянуть позвоночник вверх и опустить колени на пол.

Эффект. Укрепляет мышцы спины, развивает гибкость в тазобедренных суставах, тонизирует коленные и голеностопные суставы .

Любуясь красотой бабочки, вы услышали звуки жужжащей пчелы…

«Дыхание жужжащей пчелы»

Закройте глаза и медленно вдохните через нос, а во время выдоха представьте, что вы жужжащая пчела и:

  1. Издайте долгий высокий жужжащий звук.
  2. Издайте долгий низкий жужжащий звук.
  3. Издайте долгий громкий жужжащий звук.
  4. Издайте долгий мягкий и приятный жужжащий звук.
  5. Теперь не издавайте никаких звуков, а просто послушайте…

«Учимся правильно дышать».
С помощью правильного дыхания человек накапливает и восстанавливает жизненную энергию. А что значит правильно дышать? Каждый чело-век должен с детства выработать привычку дышать носом, а не ртом, т.к. воздух, проходя через нос, очищается от пыли, прогревается до температуры тела. Таким образом, с помощью правильного дыхания человек защищает себя от болезней.

Хатха-йога- это система и способ жизни, единство тела, души и духа. Это система, которая ставит целью научить человека управлять своим телом, добиваться улучшения здоровья, способствовать долголетию, активной жизни и работоспособности. Здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим физическое воспитание и закаливание дома и в детском саду.

Я заканчиваю сегодня нашу с вами встречу и хочу быть уверенной в том, что мои практические советы и рекомендации помогут вам растить детей здоровыми, крепкими и успешными. Спасибо за понимание и сотрудничество!

« Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Используемая литература

  1. Латохина Л.И. Хатха – йога для детей. – М.: Просвещение. 1993. – 160 с.

Интернет – ресурсы

Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004894

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Источник

ХАТХА-ЙОГА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

ХАТХА-ЙОГА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Маклаков В.А.*

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно, Республика Беларусь

* Корреспондирующий автор (ma1407[at]mail.ru)

Аннотация

Лидирующей формой детского церебрального паралича в Республике Беларусь является спастическая диплегия (3/4 всех спастических форм), сопровождающаяся двусторонним поражением преимущественно нижних конечностей. Преодоление спастичности – основная задача большинства реабилитационных методик при данном недуге. В статье рассматривается возможность использования в комплексной реабилитации детей-инвалидов нетрадиционных форм в виде занятий по системе хатха-йога, в основе которой лежат специальные упражнения (асаны), направленные на работу разных групп мышц и весь спектр подвижности суставов. Статистическое сравнение результатов педагогического эксперимента в опытных группах позволило подтвердить эффективность применяемых средств.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, спастическая диплегия, статические асаны, хатха-йога.

HATHA YOGA AS AN EFFECTIVE MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE
FOR CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

Maklakov V.A.*

Yanka Kupala State University of Grodno, Grodno, Republic of Belarus

* Corresponding author (ma1407[at]mail.ru)

Abstract

The leading form of infantile cerebral palsy in the Republic of Belarus is spastic diplegia (3/4 of all spastic forms) accompanied by a bilateral lesion, mainly of the lower extremities. Overcoming spasticity is the main task of most rehabilitation methods for this disease. The current article examines the possibility of using non-traditional forms in the complex rehabilitation of disabled children in the form of classes in the hatha yoga system, which is based on special exercises (asanas) aimed at the work of different muscle groups as well as the entire range of joint mobility. Statistical comparison of the results of the pedagogical experiment in the experimental groups allowed for confirming the effectiveness of the tools used.

Keywords: cerebral palsy, spastic diplegia, static asanas, hatha yoga.

Введение

Детский церебральный паралич (далее ДЦП) – актуальная проблема детской неврологии во всем мире. ДЦП относится к заболеваниям, которое практически невозможно вылечить полностью [2,4]. Однако это еще не означает, что церебральный паралич – это приговор. Многие больные ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры были приняты в детском возрасте по минимизации ущерба для здоровья от данной болезни.

Как отечественные (А.Н. Белова, 1998; В.И. Козявкин, 1999; С.П. Евсеев, 2003; В.И. Дубровский, 2004; С.Н. Попов, 2008; О.В. Козырева, 2010; О.Н. Марченко, 2012; В.Т. Кожевникова, 2013; Е.В. Семенова, 2017; О.В. Никифорова, 2018 и др.), так и зарубежные авторы (B. Susan, 1981; S. Gregory, 2004; M. Freeman, 2007; M. Rahlin, 2016; H. Michelle, 2017 и др.) указывают на ведущую роль физической реабилитации в лечении детей, страдающих ДЦП.

Физическая реабилитация при ДЦП – это комплекс мероприятий, направленных на нормализацию патологического мышечного тонуса и снижение риска образования контрактур [1], [5].

На сегодняшний день в Республике Беларусь разработаны и активно функционируют множество программ, методик и систем физической реабилитации детей с церебральным параличом, но все же интегральные показатели эффективности реабилитационного процесса не достигают необходимого уровня, что, в свою очередь, требует разработки новых подходов, методик и алгоритмов физической реабилитации [2].

Лидирующей формой ДЦП в Республике Беларусь по состоянию на 2020 год является спастическая диплегия (3/4 всех спастических форм), также известная под названием «болезнь Литтла». Для данной формы характерна двустороннее поражение конечностей (в большей степени ног, чем рук), раннее формирование деформаций и контрактур. Поэтому актуальной является задача по восстановлению всевозможных церебральных нарушений путем снижения повышенного мышечного тонуса, увеличение подвижности суставов, устранение патологических синкинезий и т.п.

На наш взгляд, решению поставленных задач в значительной мере будет способствовать использование в комплексной реабилитации нетрадиционных форм в виде занятий по системе хатха-йога, в основе которой лежат специальные упражнения (асаны), направленные на работу разных групп мышц и весь спектр подвижности суставов.

На данный момент накоплено немало экспериментальных и клинических данных: А.Ф. Григорян, 2003; С.П. Рябин, 2005; А.А. Приймаков, 2009; П.А. Шишкин, 2011; Ж.А. Беликова, 2012; Е.В. Мудриевская, 2014 и др. свидетельствующих о значительном потенциале хатха-йоги как метода, способного улучшать здоровье человека.

Однако ни в одной из источников не представлена методика занятий по системе хатха-йога с детьми, страдающими ДЦП в форме спастической диплегии, что составляет актуальный аспект проблемы реабилитации детей с данным недугом. Ко всему прочему уместным будет отметить, что арсенал хатха-йога содержит множество специфических приемов – техник висцеральной и вегетативной стимуляции, всестороннего воздействия на опорно-двигательный аппарат, методы глубокой мышечной и ментальной релаксации. Многие подобные приемы отсутствуют в других телесно-ориентированных системах. Это позволяет рассматривать хатха-йогу как перспективную систему физической реабилитации.

Основная часть

С целью определения эффективности применения статических асан хатха-йоги на функциональное состояние суставов верхних и нижних конечностей детей со спастической диплегией был проведен педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент проводился на базе ГУЗ «Гродненский областной центр медицинской реабилитации детей-инвалидов и больных психоневрологического профиля» на протяжении трех месяцев. В эксперименте приняли участие дети 4-6 лет со спастической диплегией в количестве 18 человек, которые регулярно проходят реабилитационное лечение в данном учреждении.

Все участники исследования были разделены на две равнозначные группы: контрольную (КГ, n=9) и экспериментальную (ЭГ, n=9). В КГ дети занимались по традиционной программе реабилитационного центра, предлагающую лечебный массаж, лечебную физическую культуру и физиотерапию. В ЭГ дети также занимались по традиционной программе, однако дополнительно в конце основной части занятия по лечебной физкультуре отводилось 20 минут от его общего времени на выполнение растягивающих статические асан хатха-йоги. Асаны предлагались комплексно: 1 комплекс выполнялся 1 месяц, 2 комплекс – 2 месяц, 3 комплекс – 3 месяц исследования. Структуру каждого комплекса составляли 10 асан: 3 асаны на растягивание мышц рук и плечевого пояса, 3 йогических асаны на осанку, 3 асаны на раскрытие тазобедренных суставов и растягивания мышц ног, 1 асана – расслабляющая (поза отдыха). Каждая асана предполагала статическое растягивание, т е. медленное увеличение длинны мышцы (либо мышц) до возникновения ощущения легкого дискомфорта. После достижения этого момента положение удерживалось в течение 30 секунд. Удержание непривычных для детского тела поз вовлекало в работу незадействованные мышечные волокна, которые в свою очередь, стимулируют нейромышечные связи, оказывающие благотворное влияние на внутримышечную и межмышечную координацию. Примерные комплексы асан хатха-йоги представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Примерные комплексы растягивающих статических асан хатха-йоги для детей
со спастической формой ДЦП

КОМПЛЕКС №1
Асаны на растягивание мышц рук и плечевого пояса Поза приветствия с руками назад Пасчимонамаскарасана
Поза стрекозы Бхуджа Свастикасана
Поза благополучия на плече Эка Бхуджа Свастикасана ⅠⅠ
Йогические асаны н осанку Поза сфинкса Ардха Бхуджангасана
Поза полумоста Ардха Чахрасана
Поза скрутки лежа Супта Матсиендрасана
Асаны на раскрытие тазобедренных суставов и растягивания мышц ног Поза лягушки Бхекасана
Поза полулука Ардха Дханурасана
Поза гирлянды Маласана
Расслабляющая асана Поза ребенка Баласана
КОМПЛЕКС №2
Асаны на растягивание мышц рук и плечевого пояса Поза школьного ушка Сусирандрасана
Поза вытянутых рук сидя Хаста Уттанасана
Поза головы коровы (облегченная версия) Гомукхасана
Йогические асаны н осанку Поза щенка Уттана Шишасана
Поза верблюда Уштрасана
Поза счастливого ребенка Ананда Баласана
Асаны на раскрытие тазобедренных суставов и растягивания мышц ног Поза бабочки Баддха Конасана
Поза гирлянды Маласана
Поза ящерицы Уттхан Приштхасана
Расслабляющая асана Поза согнутой свечи Випарититакарани
КОМПЛЕКС №3
Асаны на растягивание мышц рук и плечевого пояса Поза печати йога сидя Мудрасана
Поза дыбы Дандасана
Поза краба Катуспадапитхам
Йогические асаны н осанку Поза кобры Бхуджангасана
Поза оленя Мригасана Ⅰ
Поза полумоста Кандхарасана
Асаны на раскрытие тазобедренных суставов и растягивания мышц ног Поза наклон к ногам сидя Пашчимоттанасана
Поза наездника Ашва Санчаласана
Поза лягушки Бхекасана
Расслабляющая асана Поза трупа Шавасана

Для определения используемых средств в комплексной реабилитации детей-инвалидов до и после исследования было проведена гониометрия суставов верхних и нижних конечностей (лучезапястного, локтевого, плечевого, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов). С помощью специального инструмента – гониометра, оценивалась величина максимально достигаемого угла в сагиттальной плоскости: при сгибании и разгибании сустава (флексия и экстензия); во фронтальной плоскости: при отведении и приведении (абдукция и аддукция); ротационные движения: вокруг продольной оси (наружная – супинация; внутренняя – пронация).

Анатомическая позиция 0º являлась исходной для проведения всех измерений, за исключением ротации в плечевом и тазобедренном суставах и пронации/супинации лучелоктевого сустава. При невозможности установить сустав в анатомическую позицию, определялся угол отклонения, что учитывалось при исследовании объема движений в этом суставе.

Результаты исследования и их обсуждение.

Сравнение исходных данных, отражающих межгрупповые различия величины объема движений в суставах верхних и нижних конечностей у пациентов опытных групп показало, что в начале исследования группы были однородны по всем показателям (p≥0,05) (таблица 2, 3).

Таблица 2 – Показатели величины объема движений у пациентов КГ в начале исследования (M±m)

Сустав Движение M±m, градусы T P
Плечевой с плечевым поясом Сгибание 92,3±3,4 0,33 ≥0,05
Разгибание 17,1±2,7 0,21 ≥0,05
Отведение 94,2±2,8 0,24 ≥0,05
Локтевой Сгибание 91,2±3,1 0,19 ≥0,05
Разгибание 124,4±4,2 0,21 ≥0,05
Пронация 67,3±2,9 0,24 ≥0,05
Супинация 69,1±3,1 0,30 ≥0,05
Лучезапястный Сгибание 16,5±2,4 0,29 ≥0,05
Разгибание 17,3±2,6 0,38 ≥0,05
Тазобедренный Сгибание 130,1±4,5 0,32 ≥0,05
Разгибание 141,4±4,6 0,27 ≥0,05
Отведение 12,3±3,1 0,23 ≥0,05
Коленный Сгибание 117,1±3,7 0,25 ≥0,05
Разгибание 151,2±3,8 0,27 ≥0,05
Голеностопный Подошвенное сгибание 89,3±4,1 0,17 ≥0,05
Тыльное сгибание (разгибание) 92,4±4,3 0,22 ≥0,05

Таблица 3 – Показатели величины объема движений у пациентов ЭГ в начале исследования (M±m)

Сустав Движение M±m, градусы T P
Плечевой с плечевым поясом Сгибание 93,1±3,2 0,31 ≥0,05
Разгибание 18,0±2,5 0,24 ≥0,05
Отведение 96,1±2,9 0,22 ≥0,05
Локтевой Сгибание 92,4±3,3 0,19 ≥0,05
Разгибание 122,1±3,9 0,26 ≥0,05
Пронация 68,2±2,6 0,29 ≥0,05
Супинация 68,6±2,9 0,32 ≥0,05
Лучезапястный Сгибание 17,1±2,7 0,31 ≥0,05
Разгибание 18,5±2,8 0,33 ≥0,05
Тазобедренный Сгибание 131,1±4,7 0,37 ≥0,05
Разгибание 140,5±4,5 0,32 ≥0,05
Отведение 13,2±3,5 0,20 ≥0,05
Коленный Сгибание 119,2±3,8 0,28 ≥0,05
Разгибание 151,8±3,9 0,29 ≥0,05
Голеностопный Подошвенное сгибание 88,6±4,4 0,19 ≥0,05
Тыльное сгибание (разгибание) 93,2±4,5 0,23 ≥0,05

Как следует из таблицы 2 и 3, у детей опытных групп, страдающих ДЦП в форме спастической диплегии, до начала педагогического эксперимента наблюдается умеренное ограничение движений в суставах верхних конечностей и плечевого пояса. Средние значения:

а) плечевой сустав:

– сгибание: ЭГ – (93,1±3,2); КГ – (92,3±3,4) при норме 180º;

– разгибание: ЭГ – (18,0±2,5); КГ – (17,1±2,7) при норме 40º;

– отведение: ЭГ – (96,1±2,9); КГ – (94,2±2,8) при норме 180º.

б) локтевой сустав:

– сгибание: ЭГ (92,4±3,3); КГ (91,2±3,1) при норме 40º;

– разгибание: ЭГ (122,1±3,9); КГ (124,4±4,2) при норме 180º;

– пронация: ЭГ (68,2±2,6); КГ (67,3±2,9) при норме 180º;

– супинация: ЭГ (68,6±2,9); КГ (69,1±3,1) при норме 180º.

в) лучезапястный сустав:

– сгибание: ЭГ (17,1±2,7); КГ (16,5±2,4) при норме 75º;

– разгибание: ЭГ (18,5±2,8); КГ (17,3±2,6) при норме 60º.

В суставах нижних конечностей детей опытных групп наблюдалось значительное ограничение движений. Среднее значение и норма были следующие:

а) тазобедренный сустав:

– сгибание: ЭГ – (131,1±4,7); КГ – (130,1±4,5) при норме 75º;

– разгибание: ЭГ – (140,5±4,5); КГ – (141,4±4,6) при норме 180º;

– отведение: ЭГ – (13,2±3,5); КГ – (12,3±3,1) при норме 50º.

б) коленный сустав:

– сгибание: ЭГ (119,2±3,8); КГ (117,1±3,7) при норме 40º;

– разгибание: ЭГ (151,8±3,9); КГ (151,2±3,8) при норме 180º.

в) голеностопный сустав:

– сгибание: ЭГ (88,6±4,4); КГ (89,3±4,1) при норме 130º;

– разгибание: ЭГ (93,2±4,5); КГ (92,4±4,3) при норме 70º.

Внедрение в реабилитационную программу комплексов статических асан хатха-йоги на растягивание мышц детей со спастической диплегией привело к значительному преимуществу между занимающимся ЭГ и КГ.

Таблица 4 – Показатели величины объема движений у пациентов КГ в конце исследования (M±m)

Сустав Движение M±m, градусы T P
Плечевой с плечевым поясом Сгибание 93,5±3,6 0,36 ≥0,05
Разгибание 18,2±2,5 0,23 ≥0,05
Отведение 95,4±2,7 0,25 ≥0,05
Локтевой Сгибание 90,4±3,2 0,20 ≥0,05
Разгибание 126,1±4,4 0,23 ≥0,05
Пронация 67,7±3,1 0,26 ≥0,05
Супинация 68,2±3,3 0,31 ≥0,05
Лучезапястный Сгибание 17,1±2,6 0,28 ≥0,05
Разгибание 17,2±2,4 0,35 ≥0,05
Тазобедренный Сгибание 131,2±4,2 0,31 ≥0,05
Разгибание 143,1±4,4 0,29 ≥0,05
Отведение 12,5±3,4 0,24 ≥0,05
Коленный Сгибание 118,1±3,5 0,28 ≥0,05
Разгибание 150,7±3,5 0,28 ≥0,05
Голеностопный Подошвенное сгибание 89,9±4,2 0,21 ≥0,05
Тыльное сгибание (разгибание) 93,2±4,6 0,25 ≥0,05

Таблица 5 – Показатели величины объема движений у пациентов ЭГ в конце исследования (M±m)

Сустав Движение M±m, градусы T P
Плечевой с плечевым поясом Сгибание 99,3±3,9 1,12 ≥0,05
Разгибание 22,1±2,8 1,05 ≥0,05
Отведение 98,8±3,7 1,16 ≥0,05
Локтевой Сгибание 89,2±3,5 1,11 ≥0,05
Разгибание 138,6±4,5 1,23 ≥0,05
Пронация 81,9±4,3 1,59 ≥0,05
Супинация 82,7±4,5 1,31 ≥0,05
Лучезапястный Сгибание 21,2±3,4 1,29 ≥0,05
Разгибание 22,3±3,5 1,23 ≥0,05
Тазобедренный Сгибание 111,5±4,4 2,42 ≤0,05
Разгибание 161,2±4,7 2,31 ≤0,05
Отведение 23,1±4,6 2,27 ≤0,05
Коленный Сгибание 92,5±4,1 2,32 ≤0,05
Разгибание 175,9±4,2 2,37 ≤0,05

Окончание таблицы 5 – Показатели величины объема движений у пациентов ЭГ в конце исследования (M±m)

Сустав Движение M±m, градусы T P
Голеностопный Подошвенное сгибание 109,3±4,8 2,18 ≤0,05
Тыльное сгибание (разгибание) 80,1±4,6 2,25 ≤0,05

Показатели гониометрии (таблица 4, 5) имели более четкую динамику в ЭГ при определении объема движений в нижних конечностях: в тазобедренных суставах угол при сгибании уменьшился с 131,1±4,7 до 111,5±4,4 (≤0,05), при разгибании увеличился с 140,5±4,5 до 161,2±4,7 (≤0,05), угол отведения увеличился с 13,2±3,5 до 23,1±4,6 (≤0,05); в коленных суставах угол при сгибании и разгибании также претерпел изменения (с 119,2±3,8 до 92,5±4,1 и с 151,8±3,9 до 175,9±4,2, соответственно) (≤0,05); в голеностопных суставах угол при сгибании был 88,6±4,4 стал 109,3±4,8 (≤0,05), при разгибании в начале 93,2±4,5, в конце исследования 80,1±4,6 (≤0,05).

Показатели гониометрии верхних конечностей не имели достоверных различий в опытных группах (≥0,05). Однако они имели положительную динамику в ЭГ. В КГ исследуемые показатели не претерпели изменений и остались на прежнем уровне (≥0,05).

Стоит отметить, что в конце исследования в суставах нижних конечностей детей со спастической диплегией, составляющих ЭГ наблюдалось умеренное ограничение движений. У детей КГ ограничение движений осталось значительным.

Объем движений суставов верхних конечностей на момент окончания эксперимента у детей КГ – умеренный; у детей ЭГ – умеренное ближе к незначительному.

Таким образом, реабилитационная программа с использованием статических асан хатха-йоги на растягивание оказывает более выраженный эффект, характеризующийся увеличением амплитуды движений конечностей (в большей степени нижних конечностей), чем реабилитация по традиционной модели.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. Бруйков, А.А. Применение немедикаментозных методов в лечении детского церебрального паралича / А.А. Бруйков, А.В. Гулин, Ю.А. Бруйков // Вестник российских университетов. – 2017. – №6. – С. 11-12.
  2. Девятловская, М.Г. Последствия пре и перинатального поражения головного мозга у детей: диагностика, ранний прогноз, реабилитация : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / М.Г. Девятловская ; Ин-т физиологии НАН Беларуси. – Минск, 2017. – 49 с.
  3. Добрынина, Е.А. Физическая реабилитация детей с детским церебральным параличом / Е.А. Добрынина // Вестник науки и образования. – 2018 – №4. – С. 6-8.
  4. Долгих, В.В. Опыт применения высоких технологий в реабилитации детей со спастическими формами детского церебрального паралича / В.В. Долгих, А.В. Власенко, Н. П. Ледяева и др. // Вестник Росздравнадзора, 2014. – № 3. – С. 24-26.
  5. Кадыкова, А.С. Тесты и шкалы в неврологии: учебное пособие / А.С. Кадыкова, Л.С. Манвелова. – М.: МЕДпресс – информ, 2015. – 224 с.
  6. Коблев, С.Ю. Современные методы физической реабилитации детей с детским церебральным параличом / С.Ю. Коблев // Вестник луганского национального университета имени Тараса Шевченко. – 2018. – №1 (18). – С. 105–109.
  7. Крик, М. Хатха-йога для гибкости, силы и концентрации / М. Крик, Б. Брук. – М. : Диля, 2016. – 240 с.
  8. Налобина, А.Н. Влияние занятий лечебной гимнастикой на коррекцию нарушений психомоторного развития и формирование адаптационных процессов детей первого года жизни с перинатальным поражением центральной нервной системы / А.Н. Налобина, А.Г. Патюков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2013. – №. 3 (97) – С. 138-144.
  9. Немкова, С.А. Ранняя диагностика и комплексное лечение детского церебрального паралича / С.А. Немкова. // Практика педиатра, 2014. – №. 4 – С. 5-9.
  10. Фролов, А.С. Йоготерапия. Практическое руководство / А.С. Фролов. – М.: Ориенталия, 2016. – 375 с.

Список литературы на английском языке / References in English

Источник

Читайте также:  Лечебная гимнастика при поясничной грыже позвоночника картинках
Оцените статью