Йога сутры патанджали pdf

Йога-сутры Патанджали. Прояснение

О книге «Йога-сутры Патанджали. Прояснение»

С пониманием древних текстов всегда возникают сложности. Они не только написаны на древнем языке, но даже и слова, которые теперь кажутся понятными, тогда могли иметь другое значение. В связи с этим может возникнуть путаница. В этой книге Б. К. С. Айенгар даёт своё толкование положениям древнего индийского трактата. Он преподавал йогу почти всю свою жизнь, был одним из лучших йогов в мире и основателем айенгар-йоги. В этой книге он постарался доступным языком передать содержание текстов древнего мудреца Патанджали.

Примерно 2,5 тыс. лет назад на санскрите был написан трактат о йоге, который с тех пор передавался из уст в уста. По нему было написано много монографий и докладов. В этой книге автор учитывает их содержание, добавляет свои мысли и даёт собственное толкование. Есть значение терминов на санскрите, чтобы читатели могли лучше понять текст. Он лаконичен и доступен для понимания. Из него можно узнать о том, какие ступени нужно пройти на пути к возвышенному существованию. Рассказано, что такое самадхи, как обрести негаснущий свет души, как отличать голос эго от голоса разума. Б. К. С. Айенгар даёт в своей книге самое необходимое, ту информацию, которую он посчитал переданной наиболее точно. Книга будет интересна всем, кто начинает изучать йогу, её философию и разные трактовки древних текстов по йоге.

Читайте также:  Комплекс упражнений для развития слухового восприятия

Произведение относится к жанру Эзотерика. Парапсихология. Оно было опубликовано в 2008 году издательством Альпина нон-фикшн. Книга входит в серию «Йога». На нашем сайте можно скачать книгу «Йога-сутры Патанджали. Прояснение» в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 3.52 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Источник

Йога-сутры Патанджали комментарии Свами Сатьянанда Сарасвати

Йога-сутры — базовый текст индийской философской школы йоги, оказавший, зачастую опосредованно, огромное влияние на восприятие йоги в Индии и остальном мире.

Их автором традиционно считается Патанджали, отождествляемый некоторыми исследователями с известным лингвистом. Если принять такое тождество (как делает Сурендранат Дасгупта), то создание текста нужно датировать II веком до н. э. Однако чаще текст датируют позднее, вплоть до IV века н. э. (на основании текста IV 16, где находят полемику с виджнянавадой, сутры либо датируют не ранее V века, либо считают этот стих интерполяцией).

Текст сутр носит монологический характер, но в комментарии иногда появляются диалоги с условным учеником.

Йога-сутры Патанджали с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати.

Аудио формат книги Йога-сутры Патанджали в переводе Т.К.В. Десикачара

Структура текста

Состоит из четырёх разделов (глав) и 196 сутр.

  • Глава 1. О сосредоточении (самадхи-пада)
    • Определение йоги, трех гун и пуруши
    • источники познания (праманы), сон и память
    • сознательное сосредоточение
    • бессознательное сосредоточение
    • Ишвара, то есть бог-творец
    • девять препятствий сосредоточению
    • семь способов очищения сознания
    • объекты и ступени сосредоточения (самапатти), санскары.
  • Глава 2. О способах осуществления (садхана-пада)
    • Йога действия, пять базовых аффектов и их устранение
    • проявление кармы и её связь с добродетелью и пороком
    • страдание, его причина и освобождение от него (15-24), высшее избавление (хана)
    • вспомогательные средства йоги, названы её 8 средств
    • йогические совершенные способности
    • йогические позы (асаны), регуляция дыхания (пранаяма), концентрация манаса-разума и подчинение органов чувств.
  • Глава 3. О совершенных способностях (вибхути-пада)
    • Три внутренних способа йоги: дхарана, дхьяна и самадхи; санъяма
    • Санъяма на различных объектах и достижение различных сверхспособностей
    • различение содержания сознания и пуруши
    • продолжение характеристики сверхспособностей (в частности, всеведения, телесного совершенства и бесстрастности), их достижения.
  • Глава 4. Об абсолютном освобождении (кайвалья-пада)
    • Классификация сверхспособностей
    • карма и её следы
    • проблема прекращения бессознательных впечатлений
    • достижение состояния «облака дхармы» и абсолютного освобождения.

Источник

Йога-сутры Патанджали. 11 синхронных переводов

Что такое «Йога-сутры Патанджали»

Й ога-сутры Патанджали — это величайшее произведение, считающиеся в наше время классическим и описывающее восьмиступенчатый путь йоги. Они были систематизированы и написаны Патанджали, поэтому иногда они называются «йога-сутры Патанджали». Стоит отметить, что эти знания не были придуманы или изобретены автором, он всего лишь облёк их в форму, доступную для понимания практика в эпоху Кали-юги.

Можно по-разному переводить слова «йога» и «сутры», но чаще всего слово «йога» переводиться как «связь» или как «контроль», «сутра» — как «нить». То есть йога-сутры — это знания о связи с Абсолютом, нанизанные на нить повествования, или знания о контроле ума, что больше соответствует смыслу самого произведения. Сутры намекают, в свою очередь, на то, что эти знания представляют собой единую цепочку в виде бус с нанизанными на нить бусинами, в то время как без неё — это всего лишь набор бусин.

Книга в основном ориентирована на продвинутых практиков йоги, которая призвана помочь им сохранять достигнутый высокий уровень энергии и ума. Но не менее полезной она будет и для тех, кто только делает первые шаги в этом направлении. Это обусловлено структурой текста, мудро раскрывающего суть йоги: сначала засеваются в практика семена нравственности и дхармы; затем описываются системы, направленные на помощь в очищении от омрачений; в третьей главе раскрывается потенциал и даются глубинные наставления для обретших сиддхи (сверхспособностей, являющихся и одним из искушений на пути); завершается книга вызревшим плодом йоги — повествованием об освобождении.

В данной статье представлено 11 различных переводов на русский язык «йога-сутр Патанджали», выполненных с санскрита или с английского языка, и оригинальное написание сутр, а также приведена транскрипция для чтения. В текст внесены исправления орфографических и пунктуационных ошибок , в остальном же строфы остались авторские . Каждый из переводов имеет свой отпечаток субъективизма переводчика и комментатора, поэтому, собрав все доступные переводы, вам предлагается возможность сформировать собственное видение сути и смысла «йога-сутр Патанджали», отметив для себя острые углы различных переводов и их особенности .

Полную версию вы можете скачать по этой ссылке

Источник

Патанджали — Йога-сутра

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Йога-сутра»

Описание и краткое содержание «Йога-сутра» читать бесплатно онлайн.

П а т а н д ж а л и

«й о г а — с у т р а»

сосредоточение. Его духовное значение

Вот об’яснение сосредоточения.

1.2 Йога есть удержание материи мысли /читта/ от обличения в различные образы /вритти/.

В это время /время сосредоточения/ зрящий /пуруша/ покоится в своем собственном /естественном/ состоянии.

В остальное время /вне сосредоточения/ зрящий сливается со своими видоизменениями.

1.5 Есть пять форм видоизменений, связанных со страданием и не связанных.

Таковы: Правильное знание, неразличение, устное заблуждение, сон и память.

Прямое восприятие, заключение и свидетельство компетентного лица суть доказательства /правильное знание/.

Неразличение есть ложное знание, не подтверждаемое действительностью.

Устное заблуждение происходит от слов, не имеющих /соответствующей/ реальности.

Сон есть вритти, обнимающее чувство пустоты.

Память есть следствие не исчезновения /вритти/ воспринятых предметов /впечатления от которых вновь возникают в сознании/.

1.12 Власть над ними /вритти/ достигается упражнением и отречением /отсутствием привязанностей/.

1.13 Постоянное усилие держать их /вритти/ в совершенном подчинении есть упражнение.

1.14 Его почва укрепляется продолжительными и постоянными усилиями, сопровождаемыми страстной любовью к достигаемой цели.

1.15 Результат, получаемый теми, которые отвергли жажду воспринимаемых зрением или слухом предметов и достигли господства над этими предметами, есть отречение.

Это крайнее отречение, отвергающее даже качества, показывает пурушу /настоящую природу его/.

Сосредоточение, называемое правильным знанием, есть то, за которым следует рассуждение, распознавание, блаженство, безкачественное «я».

Есть другое самадхи, достигаемое постоянным упражнением в прекращении всякой умственной деятельности, в котором читта удерживает только непроявленные впечатления.

1.19 Самадхи, сопровождаемое крайним отречением, становится причиною новых явлений богов и тех, которые слились с природой.

Другими это самадхи достигается путем веры, энергии, памяти, сосредоточения и различения действительного.

Успех достигается быстро при наивысшей энергии.

1.22 Они /самадхи/ различны в зависимости от употребленных средств: Легких, средних и высших.

Или преданностью ишваре.

Ишвара /верховный правитель/ есть особый пуруша, непричастный страданию, следсвию действий или желаний.

1.25 В нем становится бесконечным то всеведение, которое в других только в зародыше.

Он, будучи неограничен временем, есть наставник самых древних учителей.

Выражающее его слово есть «ом».

1.28 Повторение и размышление о его значении есть путь /к освобождению/.

Отсюда приобретается наука интроспекции /умение смотреть внутрь/ и уничтожение препятствий.

Болезнь, умственная ленность, сомнение, апатия, перерыв, ложные восприятия, неуспех в сосредоточении и падение с достигнутой высоты суть заграждающие /путь/ препятствия.

Скорбь, опутанность мыслей, дрожание тела, неправильное дыхание сопровождают неудержание сосредоточения.

Для излечения от этого следует упражняться в сосредоточении на одном.

Дружба, милосердие, радость, спокойствие, делание себя предметом размышления в связи с предметами счастливыми или несчастливыми, добрыми или злыми, смотря по условиям, успокаивают читту.

1.34 /Упражняются/ выдыхая и удерживая дыхание.

Те формы сосредоточения, которые приводят к необыкновенным чувствам восприятия, делают сознание настойчивым.

1.36 Или /размышление/ о лучезарном, который недоступен никаким страданиям.

Или /размышление/ о сердце, отказавшемся от всех привязанностей к чувственным предметам.

1.38 Или /размышление/ о знании, которое приходит во сне.

Или /размышление/ о чем бы то ни было, что привлекает как добро.

Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится открытым как для атома, так и для бесконечного.

1.41 Йог, который вритти сделает таким образом бессильными /подчиненными/ достигает в получающем, посредствующем и полученном /сущем, сознании и внешних предметах/ сосредоточенности и тождества, подобно кристаллу /перед различными окращенными предметами/.

1.42 Звук, значение и вытекающее из них знание, будучи соединены, называется самадхи с рассуждением.

Самадхи, называемое «без рассуждения», приходит, когда память очищена или освобождена от качеств и заключает в себе только значение /предмета размышления/.

1.44 Этим путем /сосредоточения/ с распознаванием и без распознавания также достигается знание о более тонких предметах.

Более тонкие предметы исчезают с прадханой.

Эти виды сосредоточения имеют семя.

1.47 Когда сосредоточение «без рассуждения» очищено, спокойствие читты прочно устанавливается.

Знание этого называется «исполненное истины».

1.49 Знание, почрепнутое из свидетельств и заключений, относится к обыкновенным предметам. Знание же, получаемое от только что упомянутого самадхи, более высокого порядка: Оно способно проникать туда, куда заключение и свидетельство не могут достигать.

Впечатления, являющиеся следствием этого самадхи, исключают все другие впечатления.

Подавлением даже этого /впечатления, которое заграждает все другие впечатления/, когда все другие задержаны, достигается «лишенное семени» самадхи.

сосредоточение. Упражнение в нем

Самообуздание, изучение и посвящение плодов труда богу называется крийя-йога.

2.2 /Она служит подготовкой/ к упражнению в самадхи и уменьшает число препятствий, связанных со страданием.

2.3 Связанные со страданием препятствия суть: Неведение, ложное самосознание /пристрастие/ отвращение и привязанность к жизни.

2.4 Неведение есть источник всех остальных, в каком бы ни были они состоянии: Скрытом, ослабленном, подавленном или распространенном.

2.5 Неведение есть принятие невечного, нечистого, мучительного и не составляющего настоящего «я» за вечное, чистое, счастливое, атман /сущее «я»/.

2.6 Ложное самосознание есть отождествление зрящего с орудием зрения.

2.7 Пристрастие есть устремление сознания к удовольствию.

2.8 Отвращение есть реакция на страдания.

2.9 Привязанность к жизни проникает самую ее природу и присуща даже мудрому.

2.10 Посредством размышления устраняются видоизменения /вритти/.

2.11 Они, чтобы быть управляемы противоположными видоизменениями, должны быть тонкими.

2.12 Деяние /действующий/ имеет корень в связанных со страданием препятствиях, испытываемых в этой видимой жизни или в невидимой.

2.13 При наличии корня наступает плодоношение в виде чувственных образов, жизни, ощущения удовольствия и страдания.

2.14 Они приносят плоды в виде радости или страдания, производимых добродетелью или пороком.

Для распознающего все мучительно, как потому, что все приносит страдание, или своими последствиями, или опасением их, или состоянием, которое призводят в нем впечатления, так и вследствие противодействия качеств /борьбы противоположностей/.

Несчастье, еще не наступившее, должно быть устраняемо.

2.17 Причина того, что должно быть устранено, есть слияние зрящего со зримым /т.Е. Неведение, неразличение/.

2.18 Испытываемое /превращение/ состоит из элементов и органов и по своей природе /бывает/ просветленное, деятельное и инертное /саттва, раджас и тамас/. Его назначение приобретение опыта и освобождение /испытывающего/.

Состояния качеств суть: Определенное, не определенное, только намеченное и лишенное признаков.

Зрящий есть только разум и, хотя он чист, видит сквозь окраску сознания.

Природа испытываемого — для него.

2.22 Хотя она разрушается для того, кто достиг цели, она однако же не уничтожается, оставаясь присущею другим.

2.23 Слияние /»я» и «не-я»/ есть следствие осуществления природы обеих сил, как испытываемого, так и его владыки.

Неведение — его причина.

При отсутствии этого /неведения/ бывает отсутствие слияния, которое /слияние/ и есть то, чего следует избегать: В этом независимость зрящего.

Средство уничтожения неведения есть непрерывное упражнение в распознавании.

Знание его принадлежит семикратно высшему основанию.

С уничтожением, посредством упражнения в различных частях йоги, нечистоты, знание становится озаренным до распознавания.

Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхиана, самадхи — суть органы йоги.

2.30 Непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого и непринятие даров называется яма.

Похожие книги на «Йога-сутра»

Книги похожие на «Йога-сутра» читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Источник

Оцените статью