Йога сутрах сколько ступеней

Ступени йоги

0 Comments

Ступени йоги — 8 основополагающих принципов, которые дал нам великий йог Патанджали. Чтобы быстро и уверенно достигнуть какой-либо цели, нужно позаботиться не только о конечном результате и о плодах достижения. Так же нужно принять во внимание и средства достижения поставленной задачи, потому что благодаря средствам она достигается. Патанджали выделяет средства, которые он называет восемью ступенями йоги, ведущими по пути духовного совершенствования.

Они следующие:

1. Яма (моральные законы общего характера)

2. Нияма (контроль над речью, телом, умом и поведением в целом)

4. Пранаяма (контроль и накопление энергии в теле посредством дыхательных упражнений)

5. Пратьяхара (ступень йоги освобождение сознания от желаний и чувственных удовольствий)

6. Дхарана (концентрация)

7. Дхьяна (медитация)

8. Самадхи (определенное состояние сознания, которое наступает благодаря глубокой концентрации и медитации на объекте, когда индивидуальное сознание человека сливается с объектом медитации).

Две первые Ступени йоги ( Яма и Нияма) направляют ум на контроль эмоций и страстей, способствуют жизни в гармонии с окружающими, вести себя гибко и адекватно в любой ситуации.

К ступени йоги Яма относятся следующие принципы:

К ступени йоги Нияма относятся следующие принципы:

Ступень йоги Асана направлена на развитие тела, обретение контроля над низшей природой (тамас) и развитие божественной (саттва). Обретя контроль над телом, человек обретает контроль над энергиями в нем; это дает возможность выполнять более сложные и продвинутые практики, при выполнении которых, взятое под контроль тело становиться помощником, а не помехой. Со временем тело должно стать храмом, в котором обитает душа. Яма, Нияма и Асана являются внешними ступенями (балиранга садхана).

Следующие Ступени йоги, Пранаяма и Пратьяхара, помогают регулировать дыхание и контролировать ум. Способность накопления праны и ее последующий контроль способствуют завершению духовного поиска и обретению освобождения от сансары. Они именуются духовным поиском (антаратма сахдана).

Правильная Дхарана и наступающая за ней Дхьяна — данные Ступени йоги приводят ищущего к единству познающего, познания и познаваемого. Созерцание, созерцающий и созерцаемое нераздельны и не существуют одно без другого. В процессе практики йогин сливается с Творцом, обретая свою естественную природу. Это именуется Самадхи.

Подробнее: Яма, Нияма, Пратьяхара

Яма – символической нагрузкой данной ступени йоги Патанджали является имя бога смерти в индийской мифологии – Ямы . Говорится именно о нанесении смертельного удара порокам, позаимствованным из социума (курение, брань, алкоголь, наркотики, поведение, неправильное мышление). Данная ступень подразумевает установление гармонии с внешним миром, так как социум играет основную влиятельную роль воздействия на человека.

Для того, чтобы освободится от всяческого влияния извне, следует начать с принятия себя и всего окружающего. Благодаря избеганию психологических срывов, эмоционально-отрицательных ситуаций, практикующий постепенно устанавливает необходимую ему «связь». Он, со временем, откидывает все приобретенные ранее комплексы, не стыдливо переносит сделанные им поступки, освобождается от «служения» вредным привычкам. Тело и сознание ученика пребывают в равновесии.

Данная Яма-ступень подразделяется на 5 этапов:

— Ахимса – никого не обижая (слова, дела, мысли), Вы должны избегать проявления злости и ненависти. Относитесь ко всем так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам. Проявляйте Любовь всему миру, препятствуя лишь проявлению зла внутри человека, не борясь именно с ним.

— Сатья — Соблюдение искренности во всем – в делах, словах, возникающих мыслях. Исходящие от человека ложь, оскорбление, клевета способны искажать реальность, не давая ученику полностью осознавать происходящее. Не обманывайте – поступайте правильно и именно поступками «говорите» о возможности разрешения того или иного вопроса.

— Астейя – нестяжательство. Искоренение алчности, уход от соблазнов, прекращение «дружбы» с завистью – огромный положительный эффект. Необходимо навсегда избавиться от мыслей (слов, дел) о воровстве – присвоении чего либо.

— Брахмачарья – сдержанность, отказ, умеренность в каждом проявлении (мысль, слово, дело). Достижение гармонии возможно лишь при освобождении от служения собственным чувствам-эмоциям.

— Апариграха – отказ от дара, в котором вы не нуждаетесь. Не следует принимать, хотеть чего-либо, в чем нет необходимости. Принимая незаслуженные подарки (поощрение, похвала,…) мы становимся зависимыми от предлагающего их человека.

Несоблюдение данных описанных истин несет за собой порождение воровства, лживости, насилия, жадности, привнося лишь разрушительный хаос.

Нияма – пути (качества), по которым необходимо, с максимальной продуктивностью, плодотворно продвигаться.

После освоения первой ступени (опустошенное сознание), ученик начинает познавать Нияму – пять ее основных принципов: Шаучу – чистоплотность, Сантошу – довольствие, Тапасью – самоограничение, Свадшаучухьяю – интроспекцию, Ишвара пранидхану — набожность.

Существуют также и семь » вспомогающих » уровней Ниямы:

— Мантра-вид – обознанность в области заклинаний;

— Дамсанавант – обладание неземной силой;

— Нишпратидвандва – неимение врагов;

Основные принципы Ниямы:

Соблюдение чистоты в уме, теле и окружении дает возможность говорит о гармонизации энергии ученика. Свами Читананда посещая Ананду, увидев лейку с ржавчиной, сказал: «Вам необходимо покрасить ее. Низшим сущностям свойственно притягиваться к мусору». Достижение безупречной чистоплотности говорит о приобретении качества безразличия к материальным вещам.

Второй принцип Ниямы — Сантоша

Принимая вещи такими, какими они есть, довольствоваться этим – Вы обретаете силу высшей степени блаженства (безупречное довольствие).

Третий принцип Ниямы — Тапасья

Необходимо взять контроль над постоянно-возникающими «хочу — не хочу» или «буду — не буду», а также – всегда заканчивать все свои начинания. Данный этап предназначен для развития способности самосовершенствования.

Четвертый принцип Ниямы — Свадхъяя

Постоянная, повседневная интроспекция даст возможность разглядеть, принять Бога в самом себе. Не следует подвергаться осуждению своих чувств и поступков, нужно лишь быть осознанным в каждом действии. Интроспекция должна присутствовать ежедневно, ей необходимо уделять около 15 минут.

Пятый принцип Ниямы — Ишвара Пранидхана

Путь к Богу – набожность. Благодаря достаточно сильной вере в Бога, возможен вариант достижения цели не прибегая к определенной технике. При безупречно «развитом» пятом принципе мы говорим о состоянии самадхи.

Пратьяхара, на санскрите, образуется из двух слов: прати (противоположность) и ахара (возвращать). Учитывая данный перевод, значение Пратьяхары будет следующим: отказ восприятия внешних проявлений посредством органов чувств (зрение, обоняние, вкус, прикосновение, слух). Они способны дестабилизировать уравновешенное состояние ума, вызывая ненужное волнение практикующего.

Изначальной сутью пратьяхары является контроль с последующим отказом от принятия извне поступающих чувственных данных. Чувственное восприятие, таким образом, остается без всякого рода «подпитки» – «отключение чувств».

Практически все время наш ум и восприятие заняты анализом–реагированием на поступающую «чувственную» информацию (раздражитель) посредством соответствующих органов. При достижении йогом пратьяхары, его восприятие «уходит» внутрь ума, что дает возможность практикующему воспринимать ум на разных уровнях. При пратьяхае отключения внешнего восприятия йог овладевает первой стадией антар мауны (дословно: молчание внутри).

Смысл пратьяхары не заключается лишь в уходе от внешнего чувственного восприятия. Всеобъемлющей сутью данной ступени выступает состояние полного отсоединения восприятия от мыслительных процессов. Достижение совершенства на «пятом» этапе говорит о превосхождении над процессами мышления и чувственным восприятием. После достижения выше описываемого, практикующий переходит к следующей ступени – дхаране (концентрация).

Овладение пратьяхарой даст возможность говорить о дальнейшем продвижении на пути – готовности к медитации. Без прохождения пратьяхары, что довольно трудоемко, не возможен и переход к медитативной практике. Используя неверные методы, приемы Вам будет довольно сложно погрузиться в процесс медитации. Антар мауна – комплекс, позволяющий систематично заниматься и «укрощать» Ваш ум.

Для этого следует лишь обратиться к «запоминающей» функции вашего мозга и дать ей команду внести в «архив» данную последовательность: пратьяхара дхарана-дхьяна. Доводя каждую из восьми ступеней йоги до совершенства, Вы будете направляться по верному, приносящему результат, пути!

Источник

8 ступеней йоги по Патанджали: актуальность для нашего времени (Е. Никитина)

«Знание бывает 2-х видов: мирское и не от мира сего… Когда знание не от мира сего нисходит к душе, оно, как солнце, рассеивает пелену обмана и открывает видение вечной действительности»
Бхагавад Гита, 5.16

Й ога-Сутры Патанджали – фундаментальный труд, ценность которого раскрывается читателю по мере размышления над текстами и по мере накопления собственного опыта на пути познания самого себя. Толкования и разъяснения к данному произведению были даны многими именитыми учителями, такими как Свами Вивекананда, Т.К.В.Дешикачар, Б.К.С. Айенгар, С.С. Сарасвати и другими. И каждый из переводов является самобытным, ведь каждый из авторов дополняет содержание своим личным опытом и личным видением, хотя, по сути относится к одному и тому же тексту Йога-Сутр.

Б.К.С. Аенгар так определяет данное произведение: «Шедевр Патанджали следует рассматривать как сжатое изложение всего литературно-духовного наследия Индии. Несмотря на то, что это не шрути (откровения), подобно ведам или классической индийской музыке, тем не менее, он передает суть и глубину священных писаний. Это виртуозно составленное сочинение с прекрасным ритмом принято относить к литературным произведениям, конкретно к кавье (поэма). Между тем Йога-Сутры – это еще и собрание всех смрити (сохранившейся литературы), штихасы (Махабхарата и Шримад Рамаяна) и всех главных (маха-) и второстепенных (упа-) пуран». Йога-Сутры — самый древний и надежный источник по йоге, сохранившийся до наших дней. В наше время у практикующих может возникнуть вопрос «в чем же актуальность данного труда? И почему изложенные в нем положения не подвластны влиянию времени?»

На мой взгляд, Йога-Сутры Патанджали не подвластны влиянию времени, так как содержащиеся в них наставления относятся к категории вечных непреходящих ценностей, и актуальность данного произведения не утрачивается, а лишь возрастает по прошествии веков. Сменяются эпохи, политические режимы, социальные институты, но человека по-прежнему интересуют такие фундаментальные вопросы, такие как «Кто я такой? Что есть я? В чем высший смысл существования? Что есть счастье?» Йога-Сутры Патанджали могут стать путеводной звездой для тех, кто отправляется в путешествие к самому себе. Ведь, те, кто в поисках ответов на эти вопросы, в стремлении жить гармоничной и здравой жизнью, встал на путь йоги рано или поздно знакомятся с 8-ми ступенчатой системой йоги, являющейся универсальным руководством в практике.

Чтобы понять актуальность в наши дни текста Патанджали необходимо более подробно разобрать содержание данного текста и 8-ми ступеней йоги по Патанджали. Итак, «Йога сутры» содержат 195 строф (сутр), сгруппированных в 4 главы. 1 глава Йога-Сутр «Самадхипада» дает определение йоги и описывает состояние ума в йоге и вне ее. 2 глава «Садханапада» описывает йогу как практику. 3 глава описывает результаты, которых могут достичь практикующие йогу. 4 глава посвящена состоянию свободы, к которому ведет йога.

Сутра 2.29 говорит о 8-ми средствах или компонентах йоги:

Необходимо отметить, что все ступени (с 1 по 8) представлены в порядке перехода от внешних взаимодействий к крайне интенсивному и тонкому состоянию самонаблюдения. Однако, данный порядок не всегда строго связан с последовательностью выполнения практик. Проторенных путей и строгих рамок нет, что предполагает поиск практикующим своего собственного пути, который поможет привести к состоянию указанному в сутре 1.2 «йогаш читта-вртти-ниродхах» — «йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь».

Две первые ступени, «Яма» и «Нияма» представляя собой своеобразную этику, свод моральных законов, являются в то же время проверкой и тренировкой готовности практикующего следовать этим чистым помыслам. Яма – содержит свод ограничивающих действий, Нияма – свод рекомендуемых действий на уровне тела, ума, речи.

1. Яма — представляет собой свод заповедей воздержания, и содержит пять основополагающих принципов:

  • Ахимса – принцип непричинения вреда всем живым существам.
  • Сатья – принцип правдивости, воздержание от самообмана или иной лжи.
  • Астея – означает неприсвоение того, что не принадлежит нам.
  • Апариграха – принцип нестяжательства, ненакопительства.
  • Брахмачарья – принцип воздержания, или отстранение от чувственности.

2. Нияма – это принцип, обращающий внимание практикующего на его принципы взаимодействия с самим собой. По сути, это свод правил, основание, на котором выстраивается система внутренних ценностей:

  • Шауча – чистота внешняя и внутренняя.
  • Сантоша –удовлетворенность, предпочтение хороших, добрых эмоций.
  • Тапас – аскеза, усилия, самодисциплина в практике.
  • Свадхъяя – изучение священных текстов, духовной литературы, самопознание.
  • Ишвара-Пранидхана – осознание и приятие Бога, посвящение Богу плодов своей деятельности.

К дополнительным принципам Ниямы относятся:

  • Сауманасья (благонамеренность),
  • Нигара (беспристрастность),
  • Ман-дхатар (вдумчивость),
  • Аваща (независимость),
  • Мантра-видья (знание мантр),
  • Дамсанавант (владение силой),
  • Нишпратидвандва (неимение противников).

Данный свод этический правил легок и понятен, универсален. Более того, можно увидеть сходство между некоторыми пунктами сутр и известных священных писаний различных мировых религий, что еще раз подчеркивает фундаментальность и непреходящую ценность данных текстов. В современном мире каждому человеку необходимо руководствоваться четким и понятным сводом этических правил, обратившись к которым можно получить ответы на животрепещущие вопросы. В книге «Диагностика кармы» С.Н. Лазарев отводит этике главенствующую роль в становлении личности человека, сравнивая ее с роскошью вчерашнего дня, необходимостью дня сегодняшнего, и единственным условием для развития завтра.

3. Третья ступень системы — Асаны. Асаны – это инструмент познания и подготовки тела практикующего для дальнейшей более тонкой работы (с энергиями). Во время практики йоги в асанах, тело укрепляется и прорабатывается, снимаются застарелые блоки, становится возможно управлять и перенаправлять энергию в теле.

4. Пранаяма – данная ступень является четвертой, практикующий знакомится с техниками контроля дыхания с помощью специальной дыхательной гимнастики. Пранаяма позволяет накапливать жизненную энергию за счет использования и сочетания различных типов дыхания: глубокого, среднего и поверхностного.

5. Пратьяхара – следующая, 5-ая ступень классической восьмиступенчатой системы йоги, которая учит держать ум под контролем, оставаться наблюдающими, участвовать или наблюдать процессы, не вовлекаясь в них. То есть практикующий йогу перестает замечать не только внешний мир, но и свой, внутренний физический мир, и остается один на один со своим сознанием.

6. Дхарана – данная ступень предполагает практику концентрации ума в одном направлении за счет остановки потока мыслей. Данная ступень приближает практикующего к восприятию необусловленной природы своего «Я». Техника выполнения заключается в глубокой концентрации внимания на одной точке или предмете в течение 12 секунд. 12 циклов дхаран представляют собой следующую ступень — Дхьяну.

7. Дхьяна представляет собой медитативное состояние, в котором практикующий осознает себя и объект медитации. Дхьяна – это путь сознания, превосходящий содержание.

8. Самадхи — состояние сверхсознания. Достичь самадхи возможно благодаря совершенному созерцанию, когда практикующий сливается с предметом созерцания. В установившемся неразрывном единстве воспринимающего и воспринимаемого перестают ощущаться временные или пространственные рамки биологического тела. Считается, что это состояние слияния медитирующего с Божественной сущностью, в котором узы кармы перестают действовать.

Данная последовательность ступеней предполагает постепенное овладение навыками йоги с тем, чтобы помочь практикующему встать на путь самосовершенствования в максимально комфортом и деликатном виде, чтобы избежать того вреда, который по незнанию практикующей может причинить самому себе, стараясь «объять необъятное» или достичь максимальных результатов в короткие сроки. Нужно помнить, что йога – это целостная философская система, а не современный вид спорта. Здесь нет места соревновательному духу, а присутствует лишь ежедневный упорный труд по изучению самого себя.

Одно из главных достоинств йоги в том, что она предназначена для всего человечества. Это универсальная наука. Йога помогает человеку осознать то, что по каким-то причинам пока еще находится вне области его сознания, с тем, чтобы интегрировать данный опыт, использовать его во благо, либо предлагая способы преодоления различных слабостей: эмоциональных, интеллектуальных, бессознательных.

В условиях современной действительности следовать 8 ступеням йоги не так-то просто. Современный мир содержит много соблазнов, воздействуя на органы чувств и восприятия. Тем не менее следовать данной системе необходимо, и не только тем, кто стремится развиваться духовно, но также и тем, кто только начинает путь познания себя, выступая своеобразным ориентиром нравственности и этики.

Принципы восьмиступенчатой системы йоги не теряют своей актуальности. Ведь каждый день своей повседневной жизнедеятельности мы встречаемся с ситуациями, когда необходимо проявить те или иные качества: самодисциплину, воздержание от лжи, благожелательность, непричинение вреда, контроль над своими чувствами, отстраненность, концентрацию ума, и т.д. Важно, чтобы мы могли осознанно выбирать свои реакции, контролировать свои поступки и действия. Когда в ситуации выбора реакции мы склоняемся к добродетельному поступку, это не только способствует созреванию благоприятной кармы, но также способствует формированию данного вида добродетели в характере человека. Ведь давно доказано, что характер является не результатом самовнушения, а результатом повторения и закрепления ежедневного опыта.

Ниже приведен список благотворных изменений в сознании и жизнедеятельности человека, которого можно достичь, следуя 8-ми ступенчатой системе предписаний:

  • понимание того, что мы можем принять на себя ответственность за свою жизнь;
  • равновесие во всех сферах жизнедеятельности;
  • контроль чувств, с целью обретения внутреннего спокойствия;
  • практика отслеживания негативных мыслей и замена их на позитивные.

Те, кто познают йогу, и находятся в начале пути, но хотят знать все заранее, могут задать закономерный вопрос: «каково конечное состояние йоги?» Т.К.В. Дешикачар, комментируя сутру 4.34, дает такие разъяснения: «Когда достигнута высшая цель жизни, три основных качества не возбуждают отклика в уме. Это свобода. Другими словами, ум больше не накладывает отпечаток на Воспринимающего».

Итак, подводя итог, хочется еще раз отметить, если мы осознаем, что у каждого из нас есть свой уникальный путь, своя дхарма в этом мире, и так как мы все хотим следовать своей дхарме, то нам просто необходимо сделать ум своим союзником в этом. Чтобы справиться с поставленной задачей необходимо владеть инструментами и техниками, помогающими нам двигаться в верном направлении. Тексты «Йога-Сутр Патанджали», являясь основополагающим трудом по йоге, могут и должны стать путеводной звездой на пути самопознания каждого практикующего йогу.

Источник

Читайте также:  Медитации освобождения от прошлых отношений
Оцените статью