Йога Сукшма-Вьяяма
Такие упражнения, как Сукшма-Вьяяма, могли появиться только из безупречного знания о теле человека. Я не знаю лучших упражнений, чем эти. Йогином можно стать, даже если практиковать только Сукшма-Вьяяму.
Рейнхард Гамельтхаллер, ученик Гуру Дхирендры Брахмачари
Значение слова Вьяяма (vyāyāma — санскр.) – упражнение.
Вьяямы – целостный раздел упражнений йоги, создателями которого считаются святой йогин Шри Махариши Картикейя и его преемник, Свами Дхирендра Брахмачари, который популяризировал это учение, а также в книгах «Йога-Сукшма-Вьяяма» и «Йогасана Виджняна», созданных в традиции йоги-Брахмачари, подробно описал эти практики. Первая его книга появилась в 1956 году. Стоит отметить, что Дхирендра Брахмачари – создатель Центрального Института в Дели, а также наставник Индиры Ганди.
В настоящий момент наиболее известными последователями Школы Брахмачари-йоги считаются Бал Мукунд Сингх и Рейнхард Гаментхаллер, ученики Свами Дхирендры Брахмачари, распространяющие традиции его школы по всему миру.
Здесь было бы уместно привести тот факт, что во времена СССР Дхирендра Брахмачари обучал советских космонавтов этой системе, и, возможно, используя именно силы, накопленные благодаря практикам, Владимир Джанибеков смог осуществить полет в космос продолжительностью в целый год.
Традиции Брахмачари-йоги
Практики Брахмачари-йоги включают несколько направлений, помогающих проработать физическое и тонкие тела.
- Йога Сукшма-Вьяяма: (sūkṣma – санскр. – “тонкий”) – физически несложные действия, направленные непосредственно на проработку энергетических центров, каналов и всех структур тонкого тела. Это набор асан, дыхательных техник, бандх, крий, оказывающих эффект на физическое тело не напрямую, а путем воздействия в первую очередь на энергетическую, тонкую составляющую человека.
- Йога Стхула-Вьяяма: (sthūla – санскр. – “грубый”) – упражнения, имеющие мощное воздействие на грубое, физическое тело. Этот раздел Брахмачари-йоги считается дополнительным к направлению Сукшма-Вьяяма.
- Набхи-Чакра: практика, направленная на работу с пупочным центром, восстанавливающая его гармоничное функционирование.
- Шаткармы: очистительные техники для грубого тела, позволяющие освободить его от токсинов и паразитов, подготавливающие тело к дальнейшей практике.
Все эти разделы практики направлены на очищение как физического, грубого тела, так и энергетических каналов («нади») в тонком теле.
Необходимо понимать, что невероятно простые по выполнению упражнения Сукшма-Вьяямы – истинное сокровище как для духовных искателей, совершенствующих своё сознание и ищущих тонкий опыт, так и для тех, кто хотел бы иметь здоровое, подтянутое, красивое тело, а также для исцеления людей от хронических заболеваний. Стоит учесть, что возраст практикующего не имеет значения.
На физическом уровне упражнения Сукшма-Вьяямы активизируют парасимпатическую нервную систему, ответственную за процессы расслабления ума и тела, которые человек не контролирует сознательно. Благодаря этому воздействию, человек погружается в состояние внутреннего баланса и гармонии, и негативные процессы, вызванные перенапряжением, вызывающие ряд недугов и преждевременный износ и старение организма, останавливаются.
Йога сукшма вьяяма: упражнения
Рассмотрим выборочно основные упражнения Сукшма-Вьяямы.
Напомню, что люди всех возрастов и типов телосложения, а также даже физически слабые и немощные, способны выполнять эти упражнения.
Вы можете заниматься упражнениями Сукшма-Вьяямы в виде отдельной самостоятельной практики или же включить в основное занятие йогой в качестве разминки.
Очищение горла (Уччарана-стхала-татха-вишуддха-чакра шуддхи)
Это упражнение подходит для очищения горла от слизи, укрепления и очистки голосовых связок.
Исходная поза:
Встаньте в тадасану. Поднимите подбородок на 6 см выше ключичной ямки (расстояние, равное четырем пальцам). Потяните затылок назад.
Упражнение:
Выполните дыхание «Бхастрика» (санскр. «Кузнечные меха») – вдохи и выдохи глубокие, сильные и быстрые, концентрация внимания на голосовых связках.
Укрепление разума и силы воли (Буддхи-таттха-дхрипш-шакти-викасака)
Исходная поза:
Встаньте в тадасану. Как можно сильнее отклоните голову назад, широко раскройте глаза.
Упражнение:
Выполните дыхание «Бхастрика» – вдохи и выдохи глубокие, энергичные, концентрация внимания на макушке головы. Для начинающих достаточно сделать 25 циклов дыхания «Бхастрика».
Укрепление памяти (Смарана-шакти-викасака)
Это упражнение в значительной степени полезно для работников умственного труда: оно очень действенно при нервном и умственном напряжении и истощении.
Исходная поза:
Встаньте в тадасану. Расположите голову прямо, макушка тянется вверх. Сосредоточьте взгляд в точке на полу, удалённой от пальцев ног на 152 см.
Упражнение:
Выполните дыхание «Бхастрика». Концентрация внимания на макушке головы. Для начинающих достаточно сделать 25 циклов дыхания «Бхастрика».
Укрепление интеллекта (Медха-гиакти-викасака)
Центр ментальной энергии человека, согласно йоге, находится под затылком, в верхней части шеи. Это упражнение стимулирует нервы в шейном отделе и приток крови к голове и нормализует питание тканей мозга. Происходит воздействие на шишковидную железу и гипофиз, а также на щитовидную железу, вследствие чего повышается метаболизм многих систем организма. Техника способствует оздоровлению и омоложению.
Исходная поза:
Встаньте в тадасану. Закройте глаза, подбородок опустите максимально близко к ключичной выемке.
Упражнение:
Концентрация внимания – на углублении в верхней части шеи (под затылком). Выполните дыхание «Бхастрика». Для начинающих достаточно сделать 25 циклов дыхания «Бхастрика».
Укрепление зрения (Нетра-шакти-викасака)
Это упражнение – в своём роде очистительная техника “Тратака”, помогает улучшить зрение, очистить слезные каналы, снять нервное напряжение.
Исходная поза:
Встаньте в тадасану. Запрокиньте голову назад как можно сильнее. Глаза широко раскройте и скосите взгляд в точку межбровья.
Упражнение:
Концентрируйтесь в точке межбровья, старайтесь не моргать. Если в какой-то момент начали отделяться слёзы, сделайте короткий отдых, после чего продолжайте упражнение.
Укрепление плечевого пояса (Скандха-татха-баху-мула-шакти-викасака)
Это упражнение снимает напряжения в плечевом поясе, помогает обрести тонус всей верхней части тела. Значительно улучшает кровоснабжение мышц, нервов, костей и сосудов.
Исходная поза:
Встаньте в тадасану. Руки вдоль туловища, ладони сжаты в кулаки, большие пальцы рук внутри ладоней. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. На задержке потяните подбородок вниз, к ключичной ямке. Глаза прикрыты.
Упражнение:
Интенсивно поднимайте плечевые суставы вверх и бросайте их вниз на задержке вдоха. Как только вы захотите выдохнуть, откройте глаза, расправьте плечи и поднимите голову.
Проработка грудной клетки (Вакша-стхала-шакти-викасака)
Это упражнение развивает и расширяет грудную клетку и показано при заболеваниях лёгких и сердца.
Исходная поза:
Встаньте в тадасану. Руки вдоль туловища, ладони направлены назад.
Упражнение:
Со вдохом поднимайте руки вверх и назад, за голову; ладони направлены вперёд. Вслед за руками прогнитесь всем корпусом назад, раскрывая всю переднюю сторону тела. С выдохом опускайте руки и становитесь в исходное положение. Повторите 5 раз.
Укрепление живота (Удара-шакти-викасака)
Это упражнение массирует все внутренние органы брюшной полости и укрепляет мышцы живота.
- Встаньте в тадасану. Руки на пояснице, корпус тела наклоните вперед на 60 градусов.
- Так же как в предыдущем положении, корпус тела наклоните вперед на 90 градусов.
- В каждом из положений тела (60 и 90 градусов) выполните интенсивное дыхание «Бхастрика» со втягиванием живота на вдохе и выталкиванием живота на выдохе. Количество циклов дыхания – на ваше усмотрение.
- В каждом из положений тела (60 и 90 градусов) выполните задержку на выдохе. Во время этой задержки выполняйте колебательные движения животом – толкайте стенки живота вперед и подтягивайте их внутрь. Затем вдохните и сделайте серию восстановительных дыханий.
Укрепление спины (Кати-шакти-викасака)
Это упражнение работает над мышечным корсетом спины и оказывает общетонизирующий эффект.
Исходная поза:
Расставьте ноги широко. Поставьте ладони на таз так, чтобы большие пальцы были обращены вперёд.
Упражнение:
Со вдохом отклонитесь назад в глубокий прогиб. Останьтесь в этом положении на какое-то время, а затем, выдыхая, склонитесь вперёд и попытайтесь коснуться макушкой пола. Для начального уровня достаточно сделать упражнение 5 раз.
Укрепление всего тела (Сарванга-пушти)
Это упражнение придаст телу гибкость, выведет накопившиеся отложения солей.
Исходная поза:
Расставьте ноги широко. Сложите кисти рук крест-накрест в запястьях, правое запястье сверху. Сожмите кулаки, большие пальцы внутри ладоней. Наклонитесь вперёд, положите перекрестье рук на подъем правой стопы.
Упражнение:
Со вдохом поднимитесь и отклонитесь назад в глубокий прогиб, потянитесь перекрестьем рук за головой. Описав туловищем полукруг, с выдохом наклонитесь к другой ноге – левой, коснитесь подъема левой стопы перекрестьем рук, но теперь уже левое запястье сверху. Повторяйте упражнение медленно и с привязкой к дыханию: вверх – вдох, вниз – выдох.
Эти и другие упражнения Сукшма-Вьяямы, описанные в первоисточнике, помогут вам содержать ваше тело в здоровье и долголетии, мысли – в спокойствии, а душу – в чистоте.
Ничего нет более вечного, чем потоки временного, но мы должны бережно относиться к тому временному, что выпало на нашу долю.
Источник
Йога-сукшма-вьяяма
Представляем Вашему вниманию книгу Дхирендры Брахмачари: «Йога-сукшма-вьяяма».
«Йога-сукшма-вьяяма» (скачать)
Предисловие к первому английскому изданию:
Йога — это учение о душе и теле. Оно предназначено не для ограниченного круга посвященных. Занимающемуся йогой вовсе не надо быть отшельником, не надо вести уединенную жизнь в горах. Йога предназначена для обычных людей, ведущих нормальный образ жизни, независимо от их профессии, классовой принадлежности, религиозных убеждений, национальности и возраста. В йоге нет ничего таинственного, и она не является религией или религиозным обрядом. Йога не претендует на объяснение конечного смысла жизни. Целью йогического учения является постепенное совершенствование человеческого разума, способного постичь действительность и познать самого себя через здоровое функционирование ума и чувств. Этого можно достичь с помощью следующих известных ступеней развития йоги:
- Яма — правила социального поведения;
- Нияма — правила личного поведения;
- Асаны — позы и упражнения;
- Пранаяма — ритмичное дыхание;
- Пратъяхара — способность полного управления органами чувств;
- Дхарана — концентрация;
- Дхъяна — медитация;
- Самадхи — просветление.
Эта книга посвящена только уровню асан и пранаямы — упражнениям, позам и дыханию. Йога придерживается мнения, что здоровое тело является необходимым для умственного и духовного развития, и если вы понимаете и признаете конечные цели йоги, то сможете извлечь огромную пользу от рациональной системы упражнений и дыхания.
Иногда возникает вопрос, имеет ли эта система научную основу. Древние риши (вдохновенные мудрецы) не имели в своем распоряжении лабораторий, но с помощью наблюдений сумели понять все жизненные функции организма. Предложенные ими упражнения построены таким образом, что не только развивают мышцы, как все прочие системы упражнений, но и укрепляют кости, а также стимулируют деятельность тех органов тела, которыми человек не может сознательно управлять, — таких, как органы пищеварения, железы внутренней секреции, нервная система. Среди этих упражнений важное место занимает пранаяма, или дыхательные упражнения. По нашим представлениям, кроме физического тела у человека имеется тело астральное, и йогические упражнения (асаны и пранаяма) позволяют достичь совершенного владения ими обоими. Такое владение является необходимым условием духовного роста.
Эти упражнения позволяют предотвратить или излечить болезнь, но еще более они ценны тем, что способствуют обретению крепкого здоровья, увеличению запаса жизненной энергии, что не под силу никакой медицинской системе. Рассказывая ниже об этих упражнениях, я буду коротко останавливаться на том, как они воздействуют на органы и мышцы, для развития которых предназначены.
Я прошу у читателя прощения за все возможные огрехи этой книги. Я надеюсь, что при всех ее недостатках она внесет свою лепту в дело укрепления здоровья и благополучия людей во всех уголках мира.
Читайте также и «Йогасана Виджняна — Наука Йоги» — эти две книги (вместе с Сукшма-Вьяямой) являются своеобразной «классикой» в мире йоги, т.к. в них изложены известные многим йогические практики.
Источник
Йога сукшма вьяяма простые упражнения брахмачари
Эта маленькая книга — настоящее сокровище не только для тех, кто рассматривает йогу как один из путей духовного совершенствования, но и буквально для каждого человека, кто хотел бы иметь здоровое, красивое, подтянутое тело, — для тех, кто хотел бы избавиться от изматывающих хронических болезней — таких, как астма, бронхит, аллергия, диабет, болезни позвоночника и многие другие. А также для тех, кто хотел бы стать выше ростом, улучшить осанку, укрепить сердце…
По своей невероятной простоте и точной подборке упражнений «Йога-сукшма-вьяяма» сравнима разве что со столь популярной у нас книгой Питера Кэлдера, хотя диапазон ее воздействия несколько отличается от этой широко известной работы, да и упражнений в ней предлагается не шесть, а во много раз больше. Но пусть это не пугает вас, потому что для определенных конкретных целей можно выполнять и всего три-четыре, а то и одно из них (что вовсе не значит, что не стоит попытаться выполнять их все). Это не отнимет слишком много времени: от пятнадцати минут до получаса в день — и прекрасное самочувствие вам обеспечено.
Это вовсе не рекламное заявление, скорее — моя личная благодарность автору моей самой любимой йоговской книжки с легендарных времен «самиздата».
Много лет назад, в середине семидесятых, эта книга, вернее, стопка так называемых «синек» — множительная техника тогда была не чета нынешней — с тусклым, почти невидимым текстом и сделанными от руки рисунками «случайно» попала к нам в дом, подаренная Павлу Васильевичу Старых совершенно незнакомым человеком, услышавшим, что моего мужа интересует йога.
Много лет подряд я, честно говоря, использовала эти упражнения весьма прозаически: когда наступала весна, мне хотелось привести в порядок свою фигуру, несколько расплывшуюся за зиму, и я недели две подряд довольно аккуратно выполняла несколько упражнений «из Брахмачари», в порядке «голова — руки — ноги — туловище».
Смею вас заверить, результат был просто потрясающим. Мгновенно прекращалось постоянное покашливание (застарелый бронхит с астматической компонентой каждую зиму давал о себе знать), исчезали аллергические реакции на все на свете (я тогда еще занималась органической химией) и, наконец, мигом сходил жирок с живота, становились упругими мышцы рук и ног.
Потом вихрь событий (ну и, конечно, какой-то особый вид лени — ведь работать приходилось невероятно много и выполнение этих упражнений по пятнадцать минут в день только увеличивало бы трудоспособность) заставил забыть об этой книге, хотя каждую весну я вспоминала об упражнениях Дхирепдры Брахмачари и собиралась «как-нибудь заняться» ими.
Когда у Андрея Костеико, заместителя главного редактора «Софии», обнаружился оригинал этой прекрасной книги (он же и предложил опубликовать ее, за что ему особая благодарность), я обрадовалась так, как если бы встретила любимого старого друга, исчезнувшего на долгие годы и внезапно появившегося — да еще при этом оказалось бы, что интересы ваши за прошедшие годы не только не перестали быть общими, но развивались в одном направлении, невероятно расширяющем пространство общения.
Результаты выполнения описанных в книге упражнений так скоро станут заметны, что вы не успеете устать от них и преисполнитесь нового энтузиазма. Мне очень хотелось бы — и видит Бог, не из коммерческих соображений, — чтобы эта книга была на почетном месте в каждом доме. Правда, признаюсь, это касается довольно большого числа наших «софиевских» книг. И все же эта — особенная.
Так что — «вперед, читатель!»
И. Старых, главный редактор «Софии»
I марта 2000 года, Киев
Краткое жизнеописание Махариши Картикейи
Его святейшество Махариши Картикейя
«Ambhoja kalpa-kalitdmbaka cdru divya
Yogena valgu-vacasd nava-bhaktibhis-ca
Yog-esvar-esvara-gurum pranat-osmi nityam»
Я преклонялся и преклоняюсь перед своим учителем, величайшим среди йогов, который излучал всепроникающие лучи из своих божественных и ласковых глаз, а также с помощью вдохновенных и чистых наставлений приносил людям освобождение от физических недугов и душевных страданий посредством освоения девяти ступеней йоги.
Все святые и пророки являются воплощениями Бога на Земле. Они появляются в моменты величайших человеческих несчастий и невзгод, чтобы воочию убедиться в несовершенном продвижении человечества вперед в материальной, интеллектуальной и духовной сферах и помочь ему. Живут они так, что жизнь их становится факелом надежды среди мрака и безысходности человеческого бытия. Они являют собой безупречный идеал самоотверженного и бескорыстного служения своему предназначению. Благодаря Божьей милости, эти выдающиеся личности способствуют обычному смертному в достижении более высокого и совершенного уровня существования. Однако только по воле Божьей становится возможным войти в тесный контакт с подобным великим человеком, который способен без каких-либо оговорок или особых предрассудков наделять каждого человека блаженством и просветлением.
Эти великие люди, подобно лоцманам, указывают единственно правильный путь через необозримый и непостижимо глубокий океан тайн жизни и переплетений запутанных ошибок обычных смертных.
Таким необыкновенным человеком, который вошел в жизнь автора и замечательно преобразил ее, и был Его Святейшество, покойный Шри Карти-кейяджи.
Великий пророк и святой Шри Махариши Картикейя родился в глубоко почитаемой и знатной семье брахмана из Уттар-Прадеш, штата в Северной Индии. Уже в свои юные годы он был наделен всеми признаками будущего гения, отличаясь также весьма достойным поведением. Он был одарен способностью предвидения, что давало ему возможность точно говорить, где в данный момент может находиться какой-то предмет или человек. Рассказывают, что, когда кто-нибудь, желая проверить способности ребенка, клал перед ним книгу, являющуюся великим классическим произведением санскритского эпоса — «Махабхарату» в оригинале, он читал без запинки главу за главой с безупречной легкостью и беглостью знатока. На церемонии надевания священного шнура этот необычный ребенок удивил всех, начав распевать священные звуки гайятри-мантры, которым его никто не учил.
Вскоре после этого праздника он покинул дом и отправился путешествовать в Гималайские горы. Особенно его привлекали такие необитаемые вершины, как Каилаша, Манасаровара, Дронадри, Гаидхамадана и Сумеру, которые испокон веков служили прибежищем для всевозможного рода мистиков, отшельников и почитателей духовной практики. Годы отшельничества и путешествий по горным дорогам помогли ему определить свой жизненный путь. Образ Господа Бадринараяна, что находится в святилище в лесах Бадринатхи, вдохновил Картикейю посвятить свою жизнь служению человечеству. Верностью своим идеалам, религиозными убеждениями, философскими взглядами, умением предаваться созерцанию, изучением йоги он был предназначен самим Богом для жизни, посвященной созданию лучшего и более счастливого мира на Земле.
Вся его святая жизнь была идеальным примером и источником вдохновения для всех, с кем он сталкивался. Он был необыкновенной личностью, способной зажигать своими идеями энтузиастов и духовных последователей. Им иногда было достаточно одних размышлений о нем, чтобы добиться исполнения всех своих желаний. О чем бы он ни говорил — иногда это было даже выше человеческого понимания, — во всем чувствовалось величие его души. Его послания, речи и даже просто его голос были настолько мелодичны и настолько убедительны и созвучны с сокровенными струнами внимавшей ему человеческой души, что слушавший не мог не испытать Космического Блаженства. Столь необычные свойства этой личности как сильный магнит воздействовали на окружающих, вызывая у них непреодолимое чувство волшебного очарования.
Автору этих строк посчастливилось встретиться с этим необыкновеннейшим человекам в одной деревне в индийском штате Бихар. Душевная экзальтация, восторженность чувств и экстаз, которые я испытал при этом, не поддаются описанию. В тот момент я понял, что чувства, испытанные мной, с этих пор будут для меня основными при встречах с ним. Чтобы увидеть его хотя бы мельком, отовсюду стекались многочисленные толпы народа. И все без исключения были при этом покорены его вдохновенными речами. При этом его личность настолько сильно захватывала окружающих, что всем начинало казаться, будто сам Великий Господь Рама или величайший из йогов Господь Кришна воплощен в нем.
Источник