Йога сколько всего асан

Сколько существует асан?

Нет точного понимания, когда именно зародилась йога, но большинство ученых относят её возникновение к ведическим временам (около 1700—1100 гг. до н. э). Такое мнение основано на упоминании йоги в «Ригведе», где она представляла собой чтение мантр и пение гимнов. Об асанах в те времена речи не было.
Также есть версия, что йога существовала и в доведический период, но знания тогда передавались из уст в уста, поэтому никаких письменных источников не сохранилось.

Что касается современной йоги, то её истоки принято относить к трактату «Йога Сутры» Патанджали (5 век до н.э.), в котором впервые были изложены основные принципы йоги в письменном виде. Однако, придя на занятие йогой сегодня, вы увидите множество замысловатых поз, в самых разных положениях тела: стоя, лёжа, сидя, вверх ногами и т.д. А в вышеуказанном тексте об асане говорится только, что это «неподвижная и удобная поза». Таким образом, в «Йога Сутрах» не называется ни одна конкретная асана.

Есть ещё одна теория, согласно которой, практика Хатха-йоги является ответвлением традиции натхов («шиваизм Горакшанатха»), корни которой также уходят в глубокую древность (2500—1500 г. до н. э.). В Индии традиция натхов окончательно сформировалась с 7 по 12 века н. э., её основателем считается мудрец Горакшанатх. Некоторые тексты натхов, такие как «Хатха-йога-прадипика», «Гхеранда-самхита», «Шива-самхита», «Горакша-шатака» признаны классическими, на них ориентируются йогины во всем мире. В этих текстах уже можно встретить небольшое количество асан, но оно всё равно на порядок меньше, чем практикуется сегодня.

Читайте также:  Что характерно для равномерного метода спортивной тренировки

Так в «Горакша Самхите» («Горакша Паддхати»), одном из самых ранних текстов данной традиции, написано: «Существует так много поз, как много разновидностей живых существ. Все различия между ними понимает только Шива. Каждая из 8,4млн. поз была объяснена Шивой. Из них он выбрал 84».

То есть, существуют 8,4млн. живых существ (заметьте, что эта цифра мало чем отличается от подсчётов современных учёных, по оценкам которых на Земле обитают 8,7млн. видов живых организмов), но описано в тексте всего 2 асаны — сиддхасана и падмасана.

В «Шива Самхите» (авторитетный и высоко почитаемый текст, целиком посвящённый йогической практике) приводится всего 6 поз: сиддхасана, падмасана, свастикасан, уграсана, ваджрасана, гомукхасана.

В «Хатха-йога Прадипике» описано 16 асан: свастика, гомукха, вира, курма, кукута, уттана курма, дханура, матсья, пасчима, маюра, шава, сиддха, падма, симха, бхадра, уткатасана

Другой текст – «Гхеранда Самхита»(17век) — повторяет утверждение из «Горакша Самхиты»: «Из сотен тысяч асан, 84 объяснены Шивой», и до-полняет его небольшим уточнением — «32 из них можно использовать людям в этом мире» (сиддха, падма, бхадра, мукта, ваджра, свастика, симха, гомукха, вира, дханур, мрита, гупта, матсья, матсиендра, горакша, пасчимоттана, утката, самката, маюра, кукута, курма, уттана, врикша, мандука, гаруда, вриша, салабха, макара, уштра, бхуджанга, йогасана, сукхасана).

Есть ещё несколько текстов по йоге, в которых есть упоминания об асанах.
«Тирумандирам» Тирумулара (12век) — классический текст Йоги и Тантры освещает 8 асан: бхадрасана, гомукхасана, падмасана, симхасана, сотхирасана, вирасана, сукхасана и свастикасана В «Хатхаратнавали» Шринивасы (17 век) – 36 асан: сиддха, бхадра, ваджра, симха, шилпасимхасана, бандхакара, сампутита, шуддха (4 варианта падмы), данда, паршва, сахаджа, бандха, пинда, маюра, экападамаюра, (6 вариантов маюрасаны), бхайрава, камадахана, панипатра, кармука, свастика, го-мукха, вира, мандука, маркатасана, матсиендра, паршва матсиендра, паршва матсиендра, бандха матсиендра, нираламбанасана, чандра, кантхва, екападака, пханиндра пасчиматана, шайита пасчиматана, вичитракарани, йога мудра, видхунана, падапиндана, хамса, набхитала, акаша, утпадатала, набхиласитападака, врисчика, чакра, утпхалака, уттана-курма, курма, баддха курма, кабандха, горакша, анпгустха, мустика, брахмапрасадита, панчачули, куккута, экападака куккута, акарита, бандха чули, паршва куккута, ардханаришвара, бакасана, чандраканта, судхасара, вьягхра, раджа, индрани, шарабха, ратна, читрапитха, баддхапакшисвара, вичитра, налина, канта, судхапакши, сумандака, чауранджи, краунча, дридха, кхага, брахмасана, нагапитха, шавасана.

Но, уже со второй половины 18 века количество асан начинает увеличиваться, и в тексте «Джогапрадипика» Джаятарамы (18 век) уже описывается 84 асаны.
Так скандинавский историк йоги Гудрун Бюнеманн исследовал все существующие на сегодняшний день доступные источники по йоге, и сделал вывод, что практика асан развивалась столетиями. Все асаны, которые ему удалось отыскать в тех или иных текстах, учёный объединил в своей работе — «84 асаны йоги».

В трактате «Шри Таттва Нидхи» (19-й век) Муммади Кришнараджа Водияра насчитывается уже 122 асаны, причем, есть асаны, которые выполняются на канате и на перекладине (т.е. данный текст послужил прародителем современных «пропсов»).
Предполагается, что именно этот трактат сильно повлиял на Кришнамачарью, с которого, по сути, и началась вся современная йога.
Сам Кришнамачарья в обосновании своего стиля йоги ссылался на два текста: «Йога Курунта» и «Йога Рахасья».

«Йога Курунта» Вамана Риши — древний трактат, излагающий систему динамических практик, которую Кришнамачарья познавал в устной передаче у своего тибетского гуру Рама Мохана. Позже Кришнамачарья случайно обнаружил этот текст в калькуттской библиотеке и обучил по нему Паттабхи Джойса. К сожалению, текст таинственным образом исчез, предположительно его «съели муравьи».

Другой текст «Йога Рахасья» Шри Натхамуни также был утрачен еще в средние века. Однако Кришнамачарье этот трактат чудом был явлен во время медитации. И сейчас «Йога Рахасья» существует в записи Кришнамачарьи. Здесь приводится большое количество асан, в том числе и таких, которые до этого в йогических текстах не встречаются.
Сам Кришнамачарья в своей книге «Йога Макаранда» приводит всего 38 асан. Но, начиная с середины 20 века, в книгах по йоге количество асан исчисляется уже сотнями.
В Йога Дипике Айенгара можно найти описания 200 поз.
А в 1975 году Шри Дхарма Миттра «перерыл» все трактаты, обратился за помощью ко всем известным йогам Индии, и в итоге у него получилось 908 асан (вместе с вариациями – 1300).

Но откуда же взялось целых 1300 асан?
Здесь может быть несколько источников.
Некоторые положения тела на протяжении тысячелетий практиковались в качестве тапаса — формы крайнего аскетизма или самодисциплины, которая, согласно древним представлениям, порождала огромную силу и сверхъестественные возможности. Вплоть до 18 века натхи-саньясины также практиковали аскезу и сложные асаны. Считалось, что йогин, практикующий тапас, мог стать могущественнее богов.
Возможно, поэтому некоторые асаны йоги носят имена великих мудрецов древности, которые практиковали тапас: васиштхасана, маричиасана, вишвамитрасана и др.

Ещё один вариант — откуда появились разнообразные асаны — они могли «прийти» из традиций воинского искусства.
«Мы мало знаем о развитии традиции асаны с течением времени, — пишет Бюнеманн, — тексты натхов учат относительно немногим позам, но в кругах практикующих, которые хотели получить пользу от асан для физического тела, их количество постепенно увеличилось. Позы были отделены от общей системы йоги и объединены с физическими упражнениями. В современной Индии асаны также включены в системы подготовки спортсменов, в частности борцов (малла)».

Известно, что в средние века натхи были очень влиятельны. В своем исследовании «Тело йоги» Марк Синглтон отмечает, что натха-йогины времен империи Великого Могола и ранней Британской Индии были, возможно, первой крупной религиозной группировкой, основанной на идее военной организации. Это были священные воины, аскеты-боевики. Слава о «мистической броне» натхов, их физической неуязвимости приравнивала их к бессмертным богам.
Вот почему часть асан могла прийти из воинской подготовки (к слову сказать, боевому искусству посвящена одна из шести Упавед – Дханурведа). Возможно, именно из традиций малла пришли в йогу такие асаны как «лук», «всадник», «герой» и др.
Другой возможный источник асан – это богатейшая индуистская иконография. Существуют многочисленные изображения высших существ, например, 84 махасиддхов и 64 йогини. Махасиддхи почти все изображаются сидящими в медитативных позах, а йогини, наоборот, — стоя.

Также, 108 изображений Шивы, исполняющего Танец творения и разрушения – Тандава, где движения божества напоминают современные асаны. Например, lalaadathilagam – Шива стоит с поднятой вверх ногой; sakramandalam — похожа на маласану, athikrantham — мост, sagadasyam — дханурасана и др.
Впрочем, и классический индийский танец, основы которого изложены в трактате «Натьяшастра» Бхараты Муни, вполне мог стать прародителем некоторых асан. Например, натараджасана, капотасана, врикшасана, часто встречаются в классическом индийском танце бхаратанатьям.

Все это говорит о том, что ничто не постоянно: меняется жизнь, меняется человек, меняется мир вокруг, а вместе с этим меняется и йога, адаптируясь к потребностям современного человека.
Есть более древние асаны, которые упоминаются в писаниях, а есть и более современные, введенные в практику мудрецами. Некоторые асаны имеют названия животных, предметов, а другие названы в честь создавших эти позы йогов. Также существуют асаны, названные по сходству (например, Триконасана).
Как говорил один из исследователей йоги Норман Сьоман: «Традиция йоги — это живая традиция. Она жива до той поры, пока пускает новые побеги».

Но важно помнить, что, сколько бы асан ни существовало, и откуда бы они ни появились, это — всего лишь позы, которые являются частью целостной системы саморазвития. А истинная йога подразумевает, в первую очередь, работу с сознанием.
Помните об этом.
Ом!

Источник

Нестыдный вопрос: сколько асан в йоге?

Сегодня йога практикуется во всем мире миллионами людей. И, несмотря на столь масштабное распространение, учение все равно вызывает немало вопросов. Отвечаем на один из них.

Ольга Мешкова,

инструктор по йоге Funny Studio

Традиционный образ йогина — худощавый, со спутанными волосами и в набедренной повязке (а иногда и без) мужчина, сидящий в позе лотоса. Это представление будет верным, если говорить про йогу средневековую. До Х века нашей эры гуру йоги изображался как коренастый мужчина со снарядами или оружием. Йоги были развиты и физически, и духовно. Они были знакомы с основами традиционной системы индийской народной медицины — аюверды — и лечили людей. Но уже после Х века, когда Индию завоевали мусульмане, начались гонения на йогов. Те, кто остался в живых, ушли в горы Тибета и унесли с собой остатки своих библиотек и знаний.

Возможно, именно поэтому в средневековых текстах есть описание лишь 17 асан йоги.

Только в 1950-х, после освобождения Индии от англичан, сообщество местных йогов смогло получить из разных стран какие-то другие части древних текстов. Тирумалай Кришнамачарья привез из Тибета, где провел несколько лет, еще около 80 асан. Тогда и появились привычные нам нога за голову, хануманасана и другие. В середине прошлого века начали создаваться такие направления йоги, как аштанга-виньяса, которую в дальнейшем разложили на отдельные виньясы. На сегодняшний день зафиксировано почти 1000 асан.

Источник

Описание асан в 4-х основных классических текстах по хатха йоге

Автор: Киселёв Алексей
2018.09.24

Оглавление

1. Цель исследования

2. Цитаты из текстов

2.1. Йога сутры Патанджали

ЙСП.2.29
(пер.Ригин) Йама, Нийама, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана, Самадхи – восемь ступеней (Йоги).
(ССС) Самообуздание, установленные правила, позы, контроль дыхания, удаление чувств, концентрация, медитация а самадхи устанавливают восемь частей дисциплины йоги.
(пер. Е.Островская и В.Рудой) Самоконтроль, соблюдение [религиозных] предписаний, [Логические] позы, регуляция дыхания, отвлечение [органов чувств], концентрация [на объекте], созерцание и сосредоточение – [таковы] восемь средств [осуществления] йоги 1.

ЙСП.2.46
(пер.Ригин) Асана (поза тела) должна быть устойчива и приятна.
(ССС, пер.Нирмала Драсты) Поза должна быть устойчивой и удобной
(пер. Е.Островская и В.Рудой) Асана есть неподвижная и удобная [поза].
Комментарии Вьясы: Например: поза лотоса, поза героя, благоприятная поза, свастика, поза палки, поза со вспомогательной опорой, поза лежания, поза сидящего журавля, [поза] сидящего слона, [поза] сидящего верблюда, равновесная поза, неподвижная-и-удобная поза, наиболее легкая и прочие [позы] такого рода 1.

ЙСП.2.47
(пер.Ригин) Устранение напряжения (тела) (дает) достижение бесконечного.
(ССС) Путем ослабления напряжения и медитацией на змее Аканта, овладевается асана.
(пер. Е.Островская и В.Рудой) При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном.
Комментарии Вьясы: Опущенная часть предложения: [Асана] достигается. Совершенство асаны достигается при [полном] снятии напряжения, благодаря чему прекращаются [все] движения тела. Или же асана реализуется при сосредоточении сознания на бесконечном.

ЙСП.2.48
(пер.Ригин) Тогда прекращаются беспокойства от двойственности.
(ССС) Посредством этого пары противоположностей прекращают оказывать какое-либо воздействие.
(пер. Е.Островская и В.Рудой) Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей.
Комментарии Вьясы: В результате овладения асанами [йогин] становится неподверженным воздействию парных противоположностей – холоду, жаре и т. д.

ЙСП.2.49
(пер.Ригин) Будучи там (в избранной асане), прекращай движение вдоха и выдоха. Это Пранаяма.
(ССС) После принятия асаны пранаяма есть остановка выполнения (movement) вдоха и выдоха.
(пер. Е.Островская и В.Рудой) При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха].
Комментарии Вьясы: При овладении асаной [практикуется] пранаяма, [то есть регулирование дыхания] …

2.2. Хатха Йога Прадипика

Перевод Александра Ригина:
1.19. В Хатха-йоге на первом месте-Асаны. Это первая ступень Хатха-Видья. Нужно практиковать Асаны, которые сделают йогина стойким, свободным от недугов и придадут легкость телу.
1.20. Васиштха и другие мудрецы, Матсиендра и иные йогины — все они выполняли асаны. Я приступаю к описанию Асан.
1.21-34. Свастикасана, Гомукхасана, Вирасана, Курмасана, Кукутасана, Уттана Курмасана, Дханурасана, Матсьясана, Пасчимоттанасана, Маюрасана, Шавасана
1.35. Шива дал 84 Асаны. Я опишу 4 самых важных из них.
1.36. Сиддха, Падма, Симха, Бхадра. Из них самая удобная и самая лучшая — Сиддхасана.
1.37-45. Сиддхасана, 46-51 Падмасана, 52-54 Симхасана, 55-57 Бхадрасана

2.1. Когда Асаны освоены, пусть йогин, владеющий собой и соблюдающий диету, практикует Пранаяму согласно указаниям своего Гуру.

Комментарии Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананды Сарасвати. Перевод с английского А.Липатов:
1.17. Об асане прежде всего говорят как о первой части хатха-йоги. Практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и легкость тела.
1.18. Я продолжу описание некоторых из асан, принятых такими мудрецами, как Васиштха, и такими йогами, как Матсиендранатх.
1.19-32. Свастикасана, Гомукхасана, Вирасана, Курмасана, Кукутасана, Уттана Курмасана, Дханурасана, Матсьясана, Пасчимоттанасана, Маюрасана, Шавасана
1.33. (Всего) Шива учил восьмидесяти четырем асанам. Из них я сейчас опишу четыре наиболее важных.
1.34. Сиддхасана, падмасана, симхасана и бхадрасана — это четыре основные асаны. Из них самая удобная и самая лучшая — сиддхасана.
1.35-43. Сиддхасана, 44-49 Падмасана, 50-52 Симхасана, 53-54 Бхадрасана

2.1. Упрочившись в асане, приобретя контроль (за телом) и принимая сбалансированную диету, практикуй пранаяму в соответствии с инструкциями гуру.

2.3. Гхеранда Самхита

Перевод Александра Ригина:
1.10. Составные элементы 7-частной садханы: Шесть действий (Шат-карма) дают очищение. Асаны дают силу. Мудры дают стойкость.
1.11.- Пратьяхара – покой. Пранаяма даёт лёгкость. Дхиана – восприимчивость своей Сущности. Самадхи даёт неокрашиваемость (незапятнанность, “нирлиптата”), которая есть освобождение (Мокша).
2.1. Гхеранда сказал: Сколько есть живых существ, столько же есть и положений тела (Асан). Из сотен тысяч их 84 объяснены Шивой.
2.2. Эти 84 – выдающиеся асаны, а 32 из них можно использовать людям в этом мире.
2.3. Сиддха, Падма, Бхадра, Мукта, Ваджра, Свастика, Симха, Гомукха, Вира, Дханур,
2.4. Мрита, Гупта, Матсья, Матсиендра, Горакша, Пасчимоттана, Утката, Самката,
2.5. Маюра, Кукута, Курма, Уттана, Врикша, Мандука, Гаруда, Вриша, Салабха, Макара, Уштра, Бхуджанга и Йогасана
2.6. являются этими асанами, которые приносят Сиддхи (совершенство) смертным в этом мире.
2.7 Сидхасана, 2.8 Падмасана, 2.9-10 Бхадрасана, 2.11 Муктасана, 2.12 Ваджрасана, 2.13 Свастикасана, 2.14-15 Симхасана, 2.16 Гомукхасана, 2.17 Вирасана, 2.18 Дханурасана, 2.19 Мритасана, 2.20 Гуптасана, 2.21 Матсьясана, 2.22 Пасчимотанасана, 2.23-24 Матсиендрасана, 2.25-26 Горакшасана, 2.27 Уткатанасана, 2.28 Санкатасана, 2.29-30 Маюрасана, 2.31 Куккутасана, 2.32 Курмасана, 2.33 Уттана-курмасана, 2.34 Мандукасана, 2.35 Уттана Мандукасана, 2.36 Врикшасана, 2.37 Гарудасана, 2.38 Вришасана, 2.39 Салабхасана, 2.40 Макарасана, 2.41 Уштрасана, 2.42-43 Бхуджангасана, 2.44-45 Йогасана

Перевод Дмитрия Дёмин:
1.10. Шаткарма очищает тело; асана делает его сильным; мудра приносит устойчивость; результат пратьяхары – спокойствие.
1.11. Лёгкость даёт пранаяма, дхьяна дарует постижение атмана, самадхи же ведёт к разотождествлению, а это – истинное освобождение.
1. Всего существует столько же асан, сколько пород животных. 8 миллионов 400 тысяч (восемьдесят четыре лакха) из них были названы Шивой.
2. Среди них восемьдесят четыре считаются важными, а из этих — тридцать две (достаточно) хороши в этом мире смертных.
3-6. Поистине, тридцать две асаны, упомянутые здесь, дают успех [даруют сиддхи] в этом мире смертных: сиддха, падма, бха- дра, мукта, ваджра, свастика, симха, гомукха, вира, дха- нура, мрита, гупта, матсья, матсиендра, горакига, паш- чимоттана, утката, самката, маюра, куккута, курма, уттанакурмака, уттанамандука, врикша, мандука, гаруда, вриша, шалабха, макара, уштра, бхуджанга и йога.
2.7 Сидхасана, 2.8 Падмасана, 2.9-10 Бхадрасана, 2.11 Муктасана, 2.12 Ваджрасана, 2.13 Свастикасана, 2.14-15 Симхасана, 2.16 Гомукхасана, 2.17 Вирасана, 2.18 Дханурасана, 2.19 Мритасана, 2.20 Гуптасана, 2.21 Матсьясана, 2.22 Пасчимотанасана, 2.23-24 Матсиендрасана, 2.25-26 Горакшасана, 2.27 Уткатанасана, 2.28 Санкатасана, 2.29-30 Маюрасана, 2.31 Куккутасана, 2.32 Курмасана, 2.33 Уттана-курмасана, 2.34 Мандукасана, 2.35 Уттана Мандукасана, 2.36 Врикшасана, 2.37 Гарудасана, 2.38 Вришасана, 2.39 Салабхасана, 2.40 Макарасана, 2.41 Уштрасана, 2.42-43 Бхуджангасана, 2.44-45 Йогасана

Источник

Оцените статью