Шивананда-йога: для тех, кто ищет от йоги большего
Шивананда-йога получила свое название от имени своего создателя – Свами Шивананда. Этот человек родился в Индии в 1887 году, по профессии был хирургом, свою врачебную практику вел в Малайзии. С йогой же его познакомил один монах, которого Свами Шивананда излечил от тяжелого недуга. Древняя индийская философия настолько увлекла хирурга, что он переехал в мировую столицу йоги – город Ришикеш, расположенный у подножья Гималаев. Здесь Свами Шивананда нашел своего учителя, долгие годы изучал древнюю индийскую философию, написал сотни книг на эту тему и основал собственный ашрам и школу йогу.
Однако Западному миру Шивананда-йога стала известна не благодаря ее создателю, а благодаря его ученику и верному последователю — Свами Вишнудевананду. Именно он организовал первый курс обучения учителей йоги в Канаде в 1969 году и открыл первый Шивананда-йога центр в Вене в 1974 году.
На сегодня в живых нет уже ни Свами Шивананда, ни его ученика Вишнудевананду. Однако их школа йоги все больше набирает популярности. В мире уже открыто около сотни Шивананда центров и ашрамов, а количество ежегодно выпускающихся учителей Шивананда-йоги — более тысячи.
В чем же секрет растущей популярности Шивананда-йоги, и почему в заголовке статьи мы советуем ее для тех, кто ищет от йоги большего? Дело в том, что школа Шивананда-йоги наряду с такими традиционными для большинства направлений йоги позициями, как выполнение асан, пранаям и расслабления в Шавасане, предлагает своим ученикам вегетарианство и духовное развитие не только с помощью медитаций, но и с помощью чтения текстов священных книг, пения мантр и т.п. То есть Шивананда-йога тяготеет не к тем упрощенным западным школам йоги, которые концентрируются исключительно на физическом аспекте – разучивании асан. По своему стилю Шивананда-йога больше схожа с такими известными духовными школами йоги как Патанджали, Раджа Йога, Карма Йога, Джняна и Бхакти, в которых духовная составляющая является основополагающей. Вот почему мы говорим о том, что Шивананда – школа для тех, кто с хатха-йогой и ее традиционными асанами знаком и готов дальше развиваться не только физически, но и духовно — вместе с древней индийской философией.
В целом, занятие по Шивананда-йоге строится следующим образом:
— начинается с пения мантр, чтения священных текстов, выполнения медитационных техник. Это необходимо для того, чтобы расслабиться и переключиться с бытовых проблем и повседневной суеты;
— далее выполнятся различные пранаямы (капалабхати, анулома-вилома и т.п.), упражнения на концентрацию и расслабление;
— в качестве разминки перед выполнением основной последовательности асан предлагается несколько кругов разогревающей гимнастики Сурья Намаскар;
— физическая кульминация тренировки представляет собой последовательность из 12 асан, при выборе которых Свами Шивананда применил свои знания врача и выбирал асаны с выраженным терапевтическим эффектом;
— расслабляющая Шавасана выполняется несколько раз за занятие;
— завершается практика пением мантр.
Но остановимся детальнее на основной последовательности асан Шивананда, включающей следующие 12 поз:
1. Ширшасана – это классический Баланс на голове. Если для Вас пока сложно выполнять данную асану без поддержки, выполняйте его с опорой на стену.
2. Сарвангасана – это более простой Баланс на плечах, знаменитая перевернутая поза свечи. Ее выполнение едва ли вызовет затруднения, однако на первых порах ее также можно выполнять у стены для достижения максимально ровного перпендикуляра тела к полу.
3. Халасана – это так называемая Поза плуга, переход в нее после Сарвангасаны наиболее логичен, так как вам просто необходимо опустить прямые ноги за голову.
4. Матсиасана – в переводе с санскрита это Поза рыбы. Для перехода в нее аккуратно верните прямые ноги из-за головы на пол, соедините вместе стопы и прогнитесь в пояснице, приняв упор на макушку головы.
5. Пашчимоттанасана — это наклон к ногам сидя. Для перехода в асану после выполнения Матсиасаны верните поясницу на пол, сядьте, соедините стопы вместе и наклоните корпус к ногам. Тянитесь грудью к ногам.
6. Бхуджангасана — Поза кобры. Для ее выполнения перевернитесь на живот, примите упор на локти, корпус поднимите над полом, прогнитесь, раскройте грудной отдел позвоночника. Данную асану можно также выполнять с опорой на ладони, а не на локти.
7. Шалабхасана — Поза кузнечика. Переход в нее с Позы кобры наиболее логичен. Лежа на животе, просто поднимите над полом прямые ноги, а прямые руки вытяните вдоль головы. Тело должно представить из себя плавную симметричную дугу.
8. Дханурасана — Поза лука также является логичным продолжением и дополнением предыдущей асаны. Ноги для этого согните в коленях и ухватитесь за них отведенными назад прямыми руками. Голову при этом «не роняйте», тянитесь подбородком вверх.
9. Ардха Матьсиендрасана — Поза царя рыб. Для ее выполнения садитесь на пол. Обе ноги согните в коленях. Одну ногу положите на пол (внешней боковой стороной), стопу второй ноги разместите за коленом противоположной нижней конечности. Удерживать колено строго вертикально помогите себе локтем разноименной руки, ее ладонь при этом устремите вверх, развернув внутренней стороной вперед. Данная асана, в отличие от всех предыдущих, является ассиметричной, поэтому скручивание нужно будет повторить на другую сторону. Спину держите ровно, макушкой головы тянитесь вверх.
10. Бакасана – более сложная асана, с санскрита переводится как Поза журавля. Это баланс на руках с фиксацией коленей на линии плеч. После его выполнения поднимайтесь на ноги.
11. Падахастасана– это ни что иное, как наклон к ногам стоя с захватом стоп. Тянитесь при этом к коленям грудью.
12. Триконасана – завершающая асана основной последовательности Шивананда. Это так называемая Поза вытянутого треугольника. Для ее выполнения выпрямитесь после выхода в предыдущую асану. Прыжком разведите ноги в стороны, затем разведите в стороны прямые руки, расположив их параллельно полу – получилась Поза Звезды. Стопу одной ноги разверните в сторону и выполните наклон корпуса к ней, ладонью одноименной рук упритесь в пол, взгляд устремите вверх к ладони верхней руки. Асана также является ассиметричной, поэтому скручивание нужно будет повторить на другую сторону. Корпус располагайте параллельно полу, а руки на одной линии перпендикулярно линии горизонта. Таким образом ваше тело действительно будет напоминать треугольник.
Как видите, в Шивананда-йоге имеются как несложные асаны, выполнить которые под силу будет даже новичку, так и более сложные балансы на голове и руках, которые потребуют определенной подготовки. Кроме того, у каждой из 12 асан комплекса Шивананда йоги имеются более сложные вариации, которые не дадут заскучать продвинутому йогу.
По большей части физическая часть Шивананда строится на работе с позвоночником. Благодаря регулярным занятиям улучшается его гибкость. Перевернутые асаны Шивананда способствуют обращению механизмов старения вспять и общему омоложению организма. Также благодаря комплексу Шивананда-йоги улучшается работа таких важных для организма систем, как кровеносной, дыхательной и эндокринной.
Основная же идея занятий Шивананда состоит в том, что физическому этапу, на котором выполняются асаны, предшествует основательный этап расслабления. Мастер Свами был убежден, что только физическая нагрузка в состоянии полного релакса, спокойствия и осознанности способна принести максимальную пользу практикующему. Для этих целей и поются мантры, и читаются священные тексты, и выполняются медитации в начале занятия. Также на протяжение тренировки ученики несколько раз выполняют расслабляющую Позу мертвеца – Шавасану.
Физическое и ментальное спокойствие помогает избавиться практикующим от физических зажимов на различных участках тела и устранить эмоциональные блоки. На смену же им приходит гибкость тела и ума.
«Служи, люби, дари, очищайся, медитируй, реализуйся!», — призывал своих учеников Шивананда. На наш взгляд этот призыв не потерял актуальности и в наши дни. Попробуйте самореализоваться благодаря Шивананда-йоге. Возможно, это именно тот путь развития, который вы давно искали, зациклившись лишь на физическом аспекте йоги.
Источник
Шивананда-йога
Шивананда-йога – это одно из современных направлений йоги. Название происходит от имени индийского гуру Свами Шивананды, который родился в Индии в 1887 году. По профессии Шивананда был хирургом, но однажды он вылечил одного монаха, который начал обучать его йоге, с тех пор начался его путь саморазвития. Шивананда переехал в Ришикеш, нашёл своего гуру, на протяжении долгих лет самосовершенствовался, обрёл своих учеников, написал много книг по йоге и распространил этот стиль йоги на Западе в конце 1950-х годов, отослав туда своего ученика Свами Вишнудевананду.
Шивананда-йога направлена на развитие духовности и близка по своей сути к стилю йоги Патанджали – автора одного из основных текстов по йоге – «Йога сутр».
Шивананда-йога – это комплексный подход к саморазвитию и самопознанию. Самое главное отличие этого стиля йоги от всех остальных в том, что вся практика происходит только в расслабленном состоянии и, занимаясь Шивананда-йогой, практики учатся прежде всего расслабляться и только потом переходят к асанам.
Шивананда йога – путь к спокойствию и осознанности
Человек обретает физическое и ментальное спокойствие, практикуя Шивананда-йогу. Данный вид йоги позволяет развить силу воли, оставаться спокойным в сложные моменты жизни, помогает обрести ясность и осознанность в повседневной жизни. Каждая практика начинается и заканчивается пением мантр. Как известно, пение мантр – это очень мощная техника изменения энергии. После пения мантр начинается сама практика, которая включает в себя концентрацию, упражнения на дыхание и на расслабление. Далее идёт выполнение асан, причём каждая асана отстраивается согласно физиологии каждому человеку в отдельности с учётом всех анатомических особенностей. Кто-то выполняет простые асаны, кто-то – посложнее. Всего практикуется 12 асан, которые могут быть дополнены на усмотрение преподавателя. Используются различные варианты асан, в зависимости от группы практикующих. Этот стиль йоги, как и большинство других стилей, рассчитан на любого человека любого возраста.
Основные пять принципов Шивананда йоги
- Общеизвестно, что данный стиль йоги базируется на основных пяти принципах:
- Правильное дыхание, или пранаяма. Овладев своим дыханием, мы овладеваем своим сознанием.
- Правильные упражнения, или асаны. Выполняя асаны, мы раскрепощаем своё тело, делаем его гибким и здоровым.
- Правильное питание. Исключив все вредные продукты, мы очищаем своё тело, становимся здоровыми, осознанными и энергичными.
- Позитивное мышление, или веданта и медитация, или дхьяна. Медитируя, мы успокаиваем свой ум и смотрим на мир трезво и осознанно. Практикуя позитивное мышление, мы излучаем счастье и делимся им с окружающим миром.
- Правильное расслабление, или шавасана. Практикуя технику расслабления, мы обретаем душевный покой.
Структура класса Шивананда-йоги
- Внутренняя настройка на практику, практика расслабления.
- Выполнение пранаям (капалабхати, анулома-вилома).
- Комплекс для разогрева «Сурья намаскар».
- Последовательность из 12 асан: ширшасана (стойка на голове), сарвангасана («берёзка»), халасана (поза плуга), матсиасана (поза рыбы), пашчимоттанасана (наклон сидя с прямыми ногами), бхуджангасана (поза кобры), шалабхасана (поза саранчи), дханурасана (поза лука), ардха матсиендрасана (половинное скручивание позвоночника), кагасана (поза ворона) или маюрасана (поза павлина), падахастасана (наклон, кисти под стопами) и триконасана (поза треугольника). Завершение практики – шавасана.
Как видно из описания Шивананда-йоги, данный стиль подходит абсолютно всем людям, не требует специальной подготовки или специальных средств. Можно сказать, что Шивананда-йога – это мягкий стиль йоги, с силовой точки зрения, так как все направлено, прежде всего, на расслабление и успокоение ума, и это верно, так как, приобретая спокойствие ума, мы по-другому смотрим на реальность. Хорошей практики! ОМ!
Раскрытие области таза
Для многих начинающих практиков очень остро стоит вопрос, как эффективно и безопасно раскрыть область тазобедренных суставов. При этом мотивация у людей может отличаться. Часто потребность в увеличении подвижности тазобедренных суставов возникает вследствие невозможности выполнить более сложные асаны. Также не секрет, что работая с областью тазобедренных суставов, можно значительно улучшить здоровье органов малого таза, что в сегодняшней ситуации очень актуально для людей, имеющих «сидячую» работу. И ещё одной причиной повышенного внимания к ротации тазобедренных суставов является то обстоятельство, что одной из лучших поз для дыхательных и медитативных практик является поза лотоса, или падмасана.
Тазобедренные суставы – одни из самых подвижных в нашем теле. Они могут двигаться и вращаться во всех плоскостях — фронтальной (сгибание и разгибание нижней конечности), саггитальной (отведение и приведение ноги (или ног) в сторону) и вертикальной (вращение внутрь и наружу). Во многих асанах мы задействуем тазобедренные суставы сразу в двух направлениях (например, разворачивая и отводя назад).
Условно можно выделить следующие цели в практике работы с тазобедренными суставами:
- Для освоения падмасаны – медитативной позы, лучше всего подходящей для практики большинства пранаям. Все базовые асаны йоги направлены на то, чтобы позволить нам длительное время сидеть с прямой спиной и концентрироваться на практике. Если нам больно и некомфортно, то медитировать или концентрироваться на дыхании будет сложно.
- Для укрепления нашего физического здоровья, поскольку от работы тазобедренных суставов зависит состояние позвоночника и функционирование органов малого таза.
- Для того чтобы суставы могли выдерживать ту нагрузку, которая приходится на них в течение дня.
В процессе выполнения любых подготовительных упражнений следует соблюдать технику безопасности.
Часто при освоении падмасаны, баддха конасаны и некоторых других, направленных на раскрытие тазобедренных суставов, происходит травма коленных суставов. Как причину можно указать повышенное желание выполнить асану, проявления чрезмерного усилия при освоении, незнание правильной техники выполнения, невнимательность к тому, что происходит с телом во время практики.
Основная и самая распространённая ошибка – это задействовать вместо бедра колено. Так обычно делают новички, осваивая позу лотоса. Тазобедренные суставы ещё не раскрыты, и движение происходит в коленном суставе. Последствия могут быть печальными – вплоть до травмы мениска. Так что не спешите с падмасаной, делайте подготовительные упражнения на раскрытие таза. Работая с тазобедренными суставами важно помнить, что упражнения должны включать в себя действия на «раскрытие» и на укрепление мышц тазобедренных суставов.
В «Хатха Йоге Прадипике» указано, что падмасана и баддха конасана, а также сиддхасана – главнейшие асаны из всех, данных Шивой. Эффект от их выполнения невозможно переоценить. Общим для падмасаны и баддха конасаны является то, что они развивают и укрепляют коленные и тазобедренные суставы, а также все органы, находящиеся в нижней части брюшной области и внутри таза. Являются эффективным средством повышения жизненного тонуса всего тела, их можно использовать для того, чтобы научиться чувствовать движение энергии в тонком теле и соответствующие ощущения в теле физическом.
Ниже описаны наиболее эффективные, на наш взгляд, упражнения, подготавливающие к падмасане и баддха конасане, способствующие раскрытию области таза.
Предварительно выполните любой разминочный комплекс, который вы освоили. Далее последовательно работаем с областью таза:
- Разрабатываем стопы и голеностопные суставы. Исходная позиция – сидя на ягодицах на коврике, ноги вытянуть, расстояние между стопами около 0,6 м. Хорошо тянем носочки на себя, затем от себя, около 10 повторений. Затем переходим к вращению по кругу вправо, продолжая вытягивать стопы. Выполнив 5 кругов, меняем направление движения; выполняем круги, двигая стопы навстречу друг другу и в обратном направлении.
- Разминаем колени. Исходная позиция: сидим на коврике на ягодицах, левую ногу отставляем чуть влево, правую стопу кладём на левое бедро. Придерживая стопу рукой, опускаем колено как можно ближе к коврику на выдохе и прижимаем его к плечу на вдохе. Выполняем так около 20 повторений. Затем переносим стопу на левое колено и продолжаем движения ещё столько же раз. Выполняем все то же самое с другой ногой.
- Исходное положение – стоя на стопах, носочки развёрнуты на 45 градусов во внешнюю сторону, ноги на расстоянии около 1 метра друг от друга. Сгибая правую ногу в колене, присаживаемся на правую стопу, правую пятку стараемся не отрывать от коврика; левую ногу вытягиваем, опускаем таз максимально близко к полу, носок тянем на себя. Из этого положения выполняем перекат на левую стопу, стараясь проносить таз как можно ниже. Выполняем серию перекатов, в зависимости от степени подготовки, от 10 до 20 раз. Затем продолжаем работать в перекатах, но теперь тянем носочек вытянутой ноги от себя. Повторяем такое же количество раз.
- Джану ширшасана. Сядьте на пол, вытянув ноги, согните правую ногу в колене и отведите колено в сторону. Положите пятку правой ноги к внутренней поверхности левого бедра рядом с пахом. Левая нога вытянута вперёд, носочек тянем на себя. Разверните торс так, чтобы оказаться лицом к вытянутой вперёд левой ноге. На вдохе через стороны потянитесь руками вверх, с выдохом потянитесь корпусом за руками вперёд вдоль левой ноги. На протяжении 11 дыхательных циклов вытягивайтесь от копчика за руками вперёд и вниз, сохраняя позвоночник в вытянутом состоянии. Левая нога все это время плотно прижата к коврику. Если вам позволяет тело, захватите стопу руками и продолжайте вытяжение ещё 11 дыхательных циклов, если это ещё сложно – заканчивайте практику и на вдохе приподнимайтесь за руками вверх; на выдохе опустите руки через стороны вниз. Затем выполните в другую сторону.
- Поза с вытягиванием тела по трём точкам. Сядьте на пол, вытянув ноги. Согните правую ногу в колене и положите голень сбоку от правого бедра, ступня правой ноги направлена назад. Ягодицы должны быть плотно прижаты к коврику. Если этого не происходит, положите свёрнутый плед под приподнимающуюся ягодицу. Вытянитесь руками вверх на вдохе и потянитесь на выдохе к вытянутой вперёд левой ноге. Вытянутая нога плотно прижата к коврику, носочек тянем на себя. Вытягивайтесь от копчика за руками вперёд и вниз в течение 11 дыхательных циклов, затем захватите левую стопу руками и продолжайте вытяжение ещё 11 циклов, если ваше тело это позволяет. В противном случае закончите практику, вытянувшись за руками вверх на вдохе и опустив их через стороны на выдохе. Повторите в другую сторону.
- «Игольное ушко», лёжа на спине. Согните левую ногу и поставьте стопу на коврик рядом с левой ягодицей. Правую стопу постарайтесь разместить на левом бедре как можно ближе к животу. Обхватите руками левое колено и аккуратно потяните его на себя, стараясь выложить его на левое плечо. Следите, чтобы поясница при этом оставалась на коврике, и не отрывайте вверх таз от коврика таз. Будьте в позиции на протяжении 11 дыхательных циклов, затем переместите правую стопу на середину левого бедра и продолжайте стремиться левым коленом к левому плечу. Продышите ещё 11 циклов и после переместите стопу на крайнюю верхнюю точку на левом колене, очень аккуратно продолжайте притягивать руками колено к плечу. Затем опустите левую стопу на коврик рядом с ягодицей, аккуратно освободите правую ногу и вытяните обе ноги на коврике. Выполните вытяжение: руки за головой в замке, замок вывернуть ладонями наружу, тело выровнено относительно позвоночника, стопы вместе, носочки тянем на себя. На вдохе максимально растянуть себя, с выдохом расслабьтесь. Выполните три таких дыхательных цикла. Затем повторите упражнение с другой ногой.
Исходное положение – сидя на ягодицах, спина прямая, колени в стороны, стопы соприкасаются друг с другом, расстояние между стопами и пахом равно вытянутой руке. Вы начинаете одновременно давить пятками в коврик и притягивать их к себе. Это движение позволит раскрываться тазобедренным суставами глубже, важно, чтобы оно шло именно от движения в ногах, а не от раскачивания тазом. Затем вы сокращает расстояние между пятками и пахом наполовину и продолжаете движение. В итоге вы выкладывает стопы максимально близко к паху, в соответствии со своими возможностями. Теперь постарайтесь раскрыть стопы, а именно потянитесь большими пальцами вниз, а пятками вверх.
Через 5-7 дыхательных циклов расслабьте стопы и начинайте работать с коленями и тазобедренными суставами. Ваша задача – совместить дыхание с движением. Постарайтесь на выдохе тянуть колени и тазобедренные суставы вниз, а на вдохе полностью их расслабляйте. Если вам позволяет тело, находитесь на этом этапе около 7-10 минут. Затем пробуйте пойти глубже, чуть потянитесь торсом по центру вперёд и вниз, продолжайте при этом работать с суставами и совмещать движение с дыханием. Если вы сможете лечь грудью на коврик, опустить на коврик колени, это будет очень хорошо. Когда вы почувствуете необходимость закончить эту практику, приподнимитесь в исходное положение и аккуратно освободите ноги, дайте им отдохнуть.
Выполняя описанные упражнения через день, вы постепенно будете совершенствоваться в практике. Работайте осознанно и не спеша. В последующем вы сможете приступить к более сложным вариантам.
Помните о технике безопасности, о принципе ненасилия к своему телу и в то же время старайтесь мягко и постепенно выходить в упражнениях за зону своего комфорта.
В процессе работы на раскрытие органов таза важно помнить о существовании энергии апана-вайю и её влиянии на этот процесс. Для того чтобы на самом деле глубоко, качественно и эффективно работать в этом направлении, необходимо соблюдать принципы ямы и ниямы, это откроет возможность духовного развития в практике йоги. Желаем вам заниматься во благо!
Снятие напряжения
– Уже год собираюсь на йогу пойти, но все времени нет, – сетует моя знакомая, 35-летняя предпринимательница, и продолжает, оправдываясь. – Я пребываю в непрерывном цейтноте. С работы возвращаюсь никакая, а там «вторая смена» – семья…
– Приходи в выходные, – подсказываю я.
– А расслабляться когда, – возмущается она, – отдыхать-то надо!? К друзьям поедем или на природу на барбекю.
(Кстати, первое значение слова барбекю в «Википедии» – это решётка в племени индейцев Таино, на которой пытали пленников, медленно поджаривая их на костре. Но это я отвлеклась…)
Это стандартная ситуация для жителей мегаполиса. Как на выходных забыть о работе, куда податься, чтобы избавиться от назойливых мыслей и хронического напряжения? Как скрыться от бешеного городского ритма?
Как правило, под снятием напряжения понимается набор типичных мероприятий: друзья, вечеринки, рестораны, шашлыки… Опять активное общение, переедание, горячительные напитки, эмоции, зачастую неположительные. Вместо полноценного отдыха, так сказать, перезагрузки, мы получаем просто смену обстановки. Немного отвлеклись, не более.
Моя знакомая заработалась до того, что и поход в йога-класс считает чем-то вроде деятельности или моды, которой она для поддержания собственного статуса должна следовать. Между тем на практике йоги она могла бы куда эффективнее прийти в себя, избавиться от чувства «должна», отдохнуть от суеты и вновь ощутить, что живёт полной жизнью.
Давайте посмотрим, что в йоге понимается под «снятием напряжения». Вы приходите в зал на пустой желудок (но не голодный), странно дышите, принимаете какие-то позы, произносите странные звуки, повторяя за инструктором… В общем, половину занятия в голове много вопросов, невозможно ни о чём думать, кроме «нелепых» упражнений, вдобавок ничего не понятно, но постепенно напряжение уходит…
Его заменяет чувство удовлетворения от получившейся асаны, интерес к тому, что делаешь на коврике, постепенно меняется и настроение. В завершение всех манипуляций с телом, дыханием и вниманием вас будто где-то внутри отпускает, вы глубже можете вдохнуть и ярко почувствовать в себе тишину. Она там есть, да и никуда не девалась. Но вам кажется, что именно сейчас время как будто специально для вас вдруг замедлило свой неустанный бег. И так стало хорошо вокруг!
Это приятное состояние и ощущение, что все хорошо, будет приходить снова и снова, от занятия к занятию становясь все ярче и ярче. А самые любознательные из вас, наконец, зададут вопрос: «Что происходит? Ведь это несложные позы, я могу выполнять их дома, а быть может, уже и пытался выполнить некоторые, почитав описание в интернете, но не получил такого вау-эффекта».
В йоге множество техник, которые приведут нас к долгожданному расслаблению. На начальном этапе занимающемуся достаточно научиться технически верно выполнять несколько каких-то полюбившихся асан. Например, после бодрящих 12 упражнений Сурьи ненадолго замереть в позе ребёнка (баласана) или, сделав позу треугольника (триконасана), какое-то время побыть «тряпичной куклой».
В позе плуга (халасана) мы можем почувствовать, как в наших головах, хотя бы на 30 секунд, воцаряется приятное безмыслие. И уж совсем «хорошеет», когда на 5-10 минут получается принять позу трупа (шавасана), после которой события дня уже не оказывают такого сильного давления на психику. Давно подмечено, что и рабочий день у тех, кто таким образом действует, складывается по-другому: спокойнее, понятнее, радостнее и как-то лучше по всем показателям.
Теперь о том, как такое ненапряженное состояние достигается. Йогические позы дают благотворный физиологический, психотерапевтический и энергетический эффекты. Самая что ни на есть разносторонняя терапия, столь необходимая человеку в наше время. Напряжение, которое мы приобретаем за день, можно условно разделить на физическое (что-то болит), ментальное (пока неразрешимый вопрос/задача в голове), эмоциональное (беспокоящее или негативное чувство, нередко неосознаваемое).
Йога со всеми этими аспектами работает. На этапе активной разминки (Сукшма-Вьяяма) мы готовим тело к принятию статических поз. Растягиваются и приходят в тонус ослабленные мышцы, сухожилия, суставы – активно работает тело, зато отдыхает ум. Чтобы удержать ум в состоянии «недумания», мы меняем «микроклимат» в голове, особым образом дыша в позе (полное йоговское дыхание). Пока мы не размышляем, ум входит в ресурсное состояние; после, возвратившись к повседневным задачам, мы способны увидеть их как бы со стороны и куда легче находим варианты решения.
Пребывая в статической позе, стараемся думать не о предстоящих делах, а концентрироваться на испытываемом дискомфорте и о том, как снять напряжение в этой части тела. Одолевая ту или иную асану, мы изгоняем из тела деструктивные мысли и эмоции, и даже возможные физические недомогания. Приобретаем трезвый и свежий взгляд на события и явления, что даёт возможность легче приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни.
В заключение хочу напомнить ни то анекдот, ни то байку:
– А как вы расслабляетесь?
– А я и не напрягаюсь.
Желаю вам не напрягаться, идя по жизни. В этом вам поможет йога.
Мы привыкли постоянно находиться в действии, и нам нелегко выйти из этой роли. Можно не изменять своей привычке, а поставить её себе на службу. К выполнению дома предлагается крийя-йога: динамический комплекс для отдохновения и обновления тела, ума и эмоций.
На фото показана поза и траектория повторяющегося движения. Начать можно с выполнения 7 подходов, постепенно увеличивая их количество (7 – 9 – 11 – 13…). Оптимальным считается выполнить каждую крийю 21 раз. Последовательность не меняйте. После каждого круга крий несколько минут шавасаны. Хорошей практики!
Источник