Йога при плоскостопии для детей

Порядок осмотра ребенка и назначение упражнения для стоп.

Стопа ребенка не существует отдельно от него, не существует вне особенностей его развития, включая и возможные перенесённые проблемы в родах. Существенное значение имеет и наследственной фактор по линии отца и матери ребенка.

Осмотр ребенка на приеме

На врачебно-консультационном приёме обязателен полный осмотр ребенка с оценкой стоя, сидя и лежа следующий факторов:

  • Конституциональные особенности развития,
  • Наличие маркеров возможной недифференцированной (чаще всего) дисплазии соединительной ткани,
  • Проявление наследственной факторов, влияющих на индивидуальные особенности развития стопы, нижних конечностей,
  • Функциональные анатомические особенности установки стопы ребенка в фазы опорной и безопорной ходьбы,
  • Результаты плантоскопии,
  • Индивидуальные особенности износа обуви,
  • Анализ представляемых медицинских документов и обследований,
  • При наличии родных братьев и сестер проводится сравнительный анализ всех вышеуказанных факторов в их семейной совокупности.

Для назначения упражнений развивающих тонусно-силовые характеристики сводообразующих мышц стопы ребёнка желателен предварительный врачебно-консультационный прием.

Рис. 1 На Рис.1 представлены в искусственно гипертрофированной форме две разных установки стопы и коленного сустава – вальгусная (а) и варусная (б). Причины таких особенностей рассматриваются врачом совместно с родителями на с обязательным анализом всех возможных причинных факторов.Важно подчеркнуть, что обе формы установки стоп и коленных суставов могут следствием слишком раннего вставания ребенка в кроватки. Такая же картина может наблюдаться как временное явление у недоношенных детей, т.к. костная ткань недостаточно «набрала» солей гидроксиапатита кальцияпри достаточном количестве коллагена – костного матрикса, придающего детским костям некоторую гибкость и упругость.
Рис. 2 На Рис.2 представлена вальгусная установка стопы (а) на опорной поверхности со смещенным к внутренней части переднего отдела стопы и пятки пиковыми точками гравитационных нагрузок (б) имеющими свои специфические отрицательные последствия для растущей стопы и опорно-двигательной системы ребёнка.
Рис. 3 На Рис.3 представлена крайняя степень комбинированного продольного и поперечного плоскостопия с полной потерей всех сводов стопы и выраженный диффузной гравитационной перегрузкой всего внутреннего отдела стопы. Такая стопа лишена способности к амортизации и адаптации к двигательным нагрузкам. Меняется нагрузка на вышележащие отделы опорно-двигательного аппарата, походка становится шлепающая, нередко возникает болевой синдром в области связочно-сухожильного аппарата стопы и голеностопа; также страдает и коленный сустав, связанный со стопой в единую функциональную цепь.
Рис 3.1 На Рис. 3.1 представлена деформация (уплощение) арки поперечного свода стопы, характерная для детей более старшего возраста и подростков; точки пиковых гравитационных нагрузок смещены и сконцентрированы в центре переднего отдела стопы. Это место развития омозолелостей; изменяется походка, особенно в фазу опорной ходьбы с нагрузкой переднего отдела и отрыва от опоры. В этом же месте формируется и болевой синдром.
Читайте также:  Разминка рук для гантелей
Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6

Для лучшего понимания особенностей функциональной анатомии стопы стоит рассмотреть примеры так называемого сухожильного стремени стопы, образованного перекрестом сухожилий длинной малоберцовой мышцы и задней большеберцовой – главной стато-динамической опорой продольных сводов стопы (Рис. 4, 5, 6). Именно эти мышцы очень слабы у детей и подростков с плоскостопием, и именно эти мышцы необходимо тренировать для достижения должной поддержки костного скелета стопы.

Рис. 7

На Рис.7 вид стопы сбоку. Представлены так называемые пассивные затяжки сводов стоп. Это элементы связочного аппарата стопы, формирующего и поддерживающего его пространственную конфигурацию и чаще всего определяющиеся наследственными факторами.

Упражнения для стоп

На Рис.8-16 представлены простые и доступные упражнения для самостоятельного развития собственных мышц стопы и мышц, приходящих на стопу своими сухожилиями с голени.

Рис. 8 Рис. 9 Рис. 10
Рис. 11 Рис. 12 Рис.13
Рис. 14 Рис. 15 Рис. 16

Плохие привычки, ухудшающие здоровье опорно-двигательного аппарата

На Рис. 17-22 представлены некоторые примеры неправильного (слева) и правильного (справа) выполнения повседневных поз и движений детей и подростков.

✔ ❌ ✔ ❌
Рис. 17 Рис. 18
Рис. 19 Рис. 20
Рис. 21 Рис. 22

Тренировки стоп для подростка

На Рис.23-33 для подростков старшего возраста представлено:

Использование принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) для динамической стабилизации стопы с использованием тренирующих упражнений с фломастером (Рис.23) Рис. 23
Тренировка с использованием принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) с помощью латексных лент разной степени плотности мышц, участвующих в поддержании продольных сводов стоп (Рис.24) Рис. 24
Тренировка с помощью неустойчивой поверхности обеспечивает динамическую нагрузку не только на мышцы, участвующих в поддержании продольных сводов стоп, но и на всю постуру (Рис.25-26); Рекомендуется при гипермобильности связочного аппарата у детей. Задача – удержание баланса при положении стоп параллельно полу (на двух ногах, затем на одной) 1-5 минут. Рис. 25 Рис. 26
Тренировка связочно-сухожильного аппарата стопы и голени с помощью резинки (Рис.27) способствует проработке мелких мышц стопы, а также камбаловидной и икроножной мышц голени.
Тренировка с помощью массажного мячика мышц стопы и длинной малоберцовой мышцы, участвующей в поддержании продольных сводов стопы (Рис.28) Рис. 28
Тренировка на ступеньках лестницы (как пример) внутренней и наружной головок бицепса голени для достижения должной стабилизации пяточной кости на опоре, особенно при вальгусной установке стопы (Рис.29) Рис. 29
Тренировка системы постуральной устойчивости тела в пространстве на упругой и нестабильной опоре (Рис.30) Рис. 30
Тренировка длинного сгибателя и разгибателя большого пальца и разгибателя пальцев стопы (Рис.31); упражнение показано при всех видах плоскостопия. Прижать рукой большой палец к полу, пытаясь его приподнять, и наоборот разогнуть большой палец и, придерживая его рукой стараться согнуть. Затем прижать рукой 2 и 5 пальцы стопы к полу и оторвать от пола 3 и 4-й Рис. 31
Разминание связочно-сухожильного аппарата голеностопа при сидячей работе/учебе (Рис.32) Рис. 32
Пример очень важного упражнения для развития мышц стопы, особенно при комбинированном плоскостопии и при поперечном плоскостопии (Рис.33) Рис. 33

Текст и иллюстрации подготовил

Иванов Е.Г., врач общей (семейной) практики, специалист семейной ортопедической мануальной терапии, прикладной медицинской кинезиологии и подиатрии, сертифицированный специалист Медицинской системы FormThotiks; консультант Ортопедических центров «Поступь».

Источник

5 простых упражнений при плоскостопии

Плоскостопие — недуг неприятный и опасный последствиями. Оно может быть наследственным и приобретенным, быть вызвано ослаблением мышц голени после травм, или результатом длительного ношения высоких каблуков и обуви без супинатора.

Качественное лечение плоскостопия может провести только врач ортопед, но в некритичных случаях вы вполне можете облегчить неприятные ощущения и значительно улучшить состояние стоп с помощью нескольких простых физических упражнений, которые помогут сформировать правильный, арочный свод стопы.

Базовые упражнения при плоскостопии

ВАЖНО! Не следует делать упражнение, если оно причиняет боль! При появлении сильной боли рекомендуется немедленно прекратить занятия и обратиться к специалисту по лечению стоп.

Носите обувь с супинатором!

Это первое и одно из самых эффективных упражнений при плоскостопии, которое вы можете выполнять постоянно, непрерывно и незаметно для окружающих. Исключите из гардероба туфли на высоком каблуке, хотя бы временно. Если это по каким-то причинам невозможно, ограничьте ношение такой обуви до абсолютного минимума.

Встаньте прямо и поднимитесь на носки. Для равновесия можно держаться за стену или спинку стула. Плавно опуститесь на наружную часть подошвы, задержитесь на несколько секунд и вернитесь в исходное положение. Повторите то же самое для внутреннего свода стопы.

Совет: эффект от упражнения усилится, если вы время от времени будете практиковать хождение на внутреннем и внешнем своде стопы и на цыпочках по квартире — это отлично укрепляет свод. Результат будет еще более заметным, если добавить хождение по наклонной поверхности, например — по специальной гимнастической доске.

Сядьте на пол или на стул. Вращайте стопы по часовой стрелке и обратно по 10-20 раз в каждую сторону.

Это упражнение улучшает кровообращение, питание тканей и отлично снимает излишнее напряжение в мышцах и суставах стоп, щиколоток и голени.

Встаньте прямо. «Перекатывайтесь» с пятки на носок и обратно по 20-30 раз.

Совет: при выполнении упражнения рекомендуем держаться за опору, чтобы не потерять равновесие.

Сгибайте и разгибайте поочередно пальцы ног, по 5-10 подходов с каждой стороны, рисуйте пальцами на полу или песке различные фигуры, перекладывайте небольшие предметы.

Развитие мелкой моторики пальцев ног — одно из самых эффективных упражнений при плоскостопии.

Этот простой комплекс рекомендуется выполнять ежедневно, как дома, так и в рабочей обстановке, выбрав по обстоятельствам те упражнения, которые вам подходят.

Источник

Гимнастика и лечение плоскостопия

Плоскостопие или по-другому плосковальгусная деформация стоп является одной из самых распространенных патологий людей. Ее степень выраженности может быть весьма различной – от небольшого отклонения оси пяточной кости и незначительного уплощения продольного свода до его полного отсутствия с деформацией всей стопы.

У ребенка формирование сводов стопы происходит в возрасте от 3 до 5 лет. В первые месяцы жизни подошвенная поверхность стопы у детей ровная. И только, когда они начинают вставать на ноги и ходить, постепенно появляются своды стопы. Они играют очень важную роль в формировании правильной опоры и ходьбы, в развитии суставов нижних конечностей и позвоночника.

Вероятность проявления плосковальгусных стоп у ребенка можно заранее предсказать, если у одного из родителей и, тем более, у обоих есть плоскостопие.

К заметным признакам плоскостопия у детей относятся:

— Изнашиваемость обуви — каблук больше стачивается с внутренней стороны.

— Чрезмерный лордоз (изгиб вперед) в поясничном отделе и компенсаторный кифоз (изгиб назад, «круглая спина») в грудном отделе;

— Неловкая походка, ребенок часто спотыкается, падает на ровном месте;

— Сложность правильной постановки ног и ходьбы по ровной линии;

— Жалобы на быструю утомляемость ног при незначительных физических нагрузках, нередко на болевые ощущения в стопах, голенях и иногда даже в тазобедренных суставах и спине.

Если у ребенка проявились признаки плоскостопия, то родителям нужно сразу обратиться к ортопеду. Важно помнить, чем раньше начато лечение и чем регулярнее оно проводится, тем лучше будет результат. Лечение плосковальгусной деформации стоп длительное, занимает несколько лет. Оно должно быть ежедневным, постоянным и систематическим. Однако полностью избавиться от плоскостопия очень сложно, но степень его проявления можно уменьшить.

Кроме того, плосковальгусная стопа — прогрессирующее заболевание. И даже изначально незначительная деформация без должного лечения может привести в дальнейшем к весьма тяжелым последствиям.

Плоскостопие, особенно его сильная выраженность, отражается на походке и осанке человека, приводит к искривлению позвоночника, болям в стопах, голеностопных, коленных и тазобедренных суставах.

При активном занятии спортом из-за плоскостопия нагрузка начинает неправильно распределяться на мышцы ног, спины. Таким образом происходит перегрузка отдельных групп мышц, отделов позвоночника, где могут появиться сильные боли, изменение осанки, иногда даже защемление нервов.

Поэтому опытные врачи и массажисты при выявлении причины болей в суставах и мышцах ног, спины в первую очередь оценивают состояние стоп и наличие плоскостопия. В зависимости от этого они могут выявить последовательную цепочку перегрузки мышц и суставов, которая приводит, например, к болям в спине. После этого назначается эффективное лечение.

Но занятия спортом при плоскостопии не запрещены. Наоборот, специальные физические упражнения являются хорошим средством для лечения плоскостопия.

Лечение плоскостопия состоит из 5 основных моментов:

— Формирование правильного навыка стояния и ходьбы;

Стопа состоит из многих костей и суставов. Они поддерживаются целой группой мышц и связок. Для их гармоничного развития необходима физическая нагрузка. Но, пока маленькие дети не начнут сами вставать на ноги и делать первые шаги, принуждать их нельзя, поскольку их суставы и мышцы к этому еще не готовы.

Но, когда ребенок начинает уверенно ходить, для профилактики и лечения плоскостопия рекомендуется заниматься развивающей гимнастикой. Стопы должны работать, испытывать нагрузки, сгибаться и разгибаться, чувствовать рельеф поверхности, на которую они опираются.

Гимнастические упражнения, в том числе на снарядах, гармонично развивают мышцы ног, учат правильной ходьбе, осанке, имеют различные рельефы, которые массируют своды стопы.

Польза гимнастических снарядов для лечения плоскостопия:

— Лазание на шведской стенке, приседания массируют своды стопы, укрепляют мышцы стоп, голени.

— Упражнения на бревне учат правильной постановке стоп. Неустойчивая опора придает мышцам ног дополнительную нагрузку. Форма бревна оказывает массирующее воздействие на стопы при выполнении различных упражнений.

— Упражнения на брусьях, где есть опора на ноги, укрепляют мышцы стоп и массируют их.

— Лазание по полосе препятствий состоит из ходьбы по различным формам и рельефам модулей, которые укрепляют мышцы ног.

— Прыжки на батуте – любимое занятие детей и один из самых эффективных способов для укрепления всех мышц и суставов ног. Особенно активно во время прыжков на батуте работают мышцы стоп. А сетка батута их массирует.

— Ходьба, прыжки на тактильных (массажных) кругах с различным рельефом имеют прямое предназначение для профилактики и лечения плоскостопия.

— Различные силовые упражнения и прыжки на полу, на акробатической надувной дорожке также отлично укрепляют стопы, голени.

— Во время прыжков через скакалку активно работают мышцы стоп и голени.

Некоторые гимнастические упражнения для укрепления сводов стопы можно регулярно выполнять в домашних условиях:

1) В положении стоя ноги вместе, поднимать большие пальцы ног, не отрывая от опоры другие. Повторять по 15-20 раз по 3 раз в день.

2) В положении стоя ноги вместе перекатываться с пятки на носок и обратно. Повторять по 15-20 раз по 3 раз в день.

3) В положении стоя ноги вместе, поднимать и опускать все пальцы. Повторять по 15-20 раз по 3 раз в день.

4) В положении стоя ноги вместе, передвигаться на стопе вперед с помощью сгибания всех пальцев ног.

5) В положении стоя ноги вместе, передвигаться вперед, рисуя стопами треугольник (сначала развести носки и соединить пятки, затем соединить носки и развести пятки, и т.д).

6) Ходьба на носках/на пятках.

7) Удержание равновесия на носках – 10 секунд по 2 подхода.

8) Поднимание на носки в положении стоя у опоры ноги вместе — 20 раз по 2 подхода.

9) В положении сидя ноги вытянуты вперед, носки натянуть на себя, затем вытянуть вперед – 10 раз по 2 подхода.

10) В положении стоя у опоры на носках, ноги на ширине плеч, сделать приседания на корточки – 10 раз.

11) Прыжки на носках на двух ногах, затем на одной. Руки держать на поясе. Выполняем 10 раз 2 подхода.

12) Катать каждой ногой круглую палочку или бутылку – по 2 минуты 3 раза в день и более.

Выбор правильной обуви и ортопедических стелек

Совет дает детский ортопед-травматолог высшей категории Алексей Валерьевич Виноградов:

«В этом вопросе важно соблюдать меру. У здоровых детей нельзя держать стопы ребенка постоянно в обуви. Дома позволяйте ему как можно больше ходить босиком или в вязаных из грубых ниток носочках. Допускается так же мягкая обувь с мягкой подошвой и небольшим каблучком.

Летом на природе так же позволяйте ребенку бегать босиком или в обуви с мягкой подошвой. Стопы должны работать, испытывать нагрузки, сгибаться и разгибаться, чувствовать рельеф поверхности, на которую они опираются. Стимулируйте ребенка к подвижным играм, бегу, прыжкам.

Уличная обувь должна быть удобной, ни в коем случае не узкой и не на высоком каблуке. Обувь должна плотно, но в то же время мягко облегать стопу. Нога в обуви не должна болтаться или напротив быть сдавленной. Каблучок допускается в зависимости от возраста ребенка размером от 1 до 3 см., не больше. Нога ребенка растет очень быстро (особенно в периоды физиологически бурного роста — от 4 до 6 лет и от 11 до 15 лет), поэтому необходимо не реже 1 раза в 3-4 месяца измерять стопы, чтобы вовремя менять обувь.

Вид ортопедических стелек, как и обуви, и режим их ношения определяет только ортопед. Они должны быть удобны ребенку, не вызывать дискомфорта при стоянии и ходьбе. Стельки надо вкладывать только в ту обувь, которая хорошо фиксирует стопу. Их применение вместе с домашними тапочками, кедами, сандалиями без жесткого задника никакого эффекта не даст.

Стельки надо менять один раз в 6 месяцев или даже чаще в периоды бурного роста ребенка».

Формирование правильного навыка ходьбы

Рекомендации детского ортопеда-травматолога высшей категории Алексея Валерьевича Виноградова:

«Очень важно научить ребенка правильно стоять и ходить. Без правильно сформированного стереотипа ходьбы лечение плосковальгусных стоп не даст должных результатов. При ходьбе стопы должны ставиться параллельно, ноги не должны разводиться в стороны более чем на 5-6 см.

Навык правильной ходьбы вырабатывается многие месяцы. Если ребенку трудно выполнять ваши команды и самостоятельно контролировать положение стоп при ходьбе, то можно нарисовать полосу, вдоль которой он будет ходить».

Для лечения плосковальгусной стопы детям назначается несколько курсов лечебного массажа. Также родителям рекомендуется освоить приемы классического массажа для систематического и постоянного лечения плоскостопия у ребенка.

Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие.

143914, Балашиха, Носовихинское шоссе, вл. 4, ТЦ «Никольский парк»

117216, Москва, ул. Поляны, д. 8

125167, Москва, Ленинградский проспект 37Б

125130, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских 23

125466, Москва, ул. Воротынская 18

127572, Москва, ул. Угличская, д. 12

107553, Москва, Большая Черкизовская, 125, стр.4

119048, Москва, ул. Лужники, дом 24, стр.4

140002, Люберцы, Октябрьский проспект, 112

109469, Москва, ул. Поречная, 10

119530, Москва, Аминьевское шоссе, д.6.

127224, Москва, ул. Широкая, 30

119602, Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, 4к1, ТД Люкс

141008, Мытищи, улица Мира, строение № 32/2

115563, Москва, Каширское шоссе, д.61Г

142100, Подольск, ул. Комсомольская, д. 24.

121596, Москва, ул. Толбухина, д. 10, корп. 1

123592, Москва, ул. Кулакова, 20к1

108841, Троицк, улица Полковника Милиции Курочкина, д. 8

Источник

Оцените статью