Йога при дцп ребенок

Йога помогает детям с ДЦП и синдромом Дауна

Виктория Занкина рассказала нам про особенность занятий йогой с детьми, и как йога может помочь детям с нестандартным развитием.

— Вика, с какими детскими проблемами тебе приходится сталкиваться?

— За пять лет преподавания йоги детям я имела возможность (и огромную радость!) познакомиться с ребятами с синдромом Дауна, детским церебральным параличом (ДЦП), разными формами аутизма и некоторыми другими особенностями. Главное, что становится очевидным, что любой ребёнок с любым диагнозом — это обычный ребёнок, со своей удивительной картиной мира, своими мечтами, своими талантами. Также мне абсолютно ясно, что практика йоги полезна любому ребёнку и есть масса интересных способов донести её до ребят.

— Как йога может помочь таким детишкам?

— У каждого ребёнка свои сложности, а значит и свои задачи, в решении которых им может помочь йога. Ребята с синдромом Дауна часто имеют слабые мышцы и сложности с координацией движений, поэтому им полезны силовые и балансовые асаны. Многие ребята с ДЦП живут в состоянии повышенного или, наоборот, сниженного мышечного тонуса, от чего сокращаются их возможности передвижения в пространстве вплоть до полной обездвиженности. Таким ребятам полезна укрепляющая и/или расслабляющая практика с использованием асан, мантр. Одно из проявлений аутизма — постоянный стресс из-за специфической работы органов чувств: многие дети гипер- или гипочувствительны к звукам, цветам, прикосновениям. Этим ребятам нужно учиться осознанному расслаблению. Всем детям без исключению необходимы дыхательные практики, многим они важнее, чем асаны.

Читайте также:  Плюсы тренировок по боксу

— Как меняются дети в процессе занятий?

— Девочка, с которой мы начали заниматься, когда ей было 4 года, с трудом могла оторвать ладошки от пола в бхуджангасане (позы кобры), не умела прыгать. После года индивидуальных занятий она еще два или три года занималась в группе. Сейчас танцует в одном из известных московских детских коллективов, в том числе и на крупнейших сценах Москвы. Девочка прекрасна как Солнце, у неё синдром Дауна. Мальчик, которому скоро 9 лет, сидит в падмасане с идеально прямой спиной, занимается в классе с обычными ребятами и очень старается, хотя и сложно ему. Два года назад он практически не принимал участие в занятии — лежал на полу и бегал по залу. У парня аутизм. Не так давно он начал произносить свои первые слова.

— Сколько времени нужно заниматься, чтобы появились значительные результаты?

— Как можно давать прогнозы, а, главное,и зачем? Многие родители особых детей ищут прогнозов и стремятся к определённости, но, если не видят результатов через обещанное время, бросают начатое и начинают искать новую панацею. В этой связи мне очень близок пример, который привела моя наставница по особой практике: посадив семечко в землю, нет смысла раскапывать её каждый день и смотреть, не появился ли росток. Гораздо полезнее его поливать, удобрять и всячески за ним ухаживать. Семечко обязательно прорастёт, когда будет готово. Займет это месяц, год, два, целую жизнь. или несколько? Это неизвестно, но известно то, что забота всегда даёт результаты. А насчёт «значительности» — каждый результат значителен, в процессе развития нет мелочей, каждый новый шаг есть база для следующего. Как в той песне у Flёr — «. и срослись по песчинкам камни. ».

— Как ты подбираешь упражнения для детей?

— Упражнения подбираются в результате наблюдения за ребёнком: что умеет делать, чему нужно/хочется научить? Йогический арсенал техник колоссален и на каждую задачу можно найти не один, а десятки способов её решения — ведь многие дети так любят разнообразие!

— Страдают ли «особые» дети от того, что они не такие, как все? Или больше страдают их родители?

— Родители, безусловно, очень обеспокоены и настоящим, и будущим своих особых детей. Особенно в условиях страны, где инфраструктура и отношение общества к «не таким» людям на грани фола. Ситуация меняется, но очень медленно. Будем надеяться, что и этот наш разговор, в том числе, поможет изменить ситуацию к лучшему! Ведь особым может стать любой ребёнок, даже тот, кто родился обычным. Знаю истории детей, у которых аутизм развился в результате прививки. Или детей, которые получили травмы в родах после абсолютно здоровой беременности, и оказались парализованы — ДЦП.
Страдают ли сами ребята? Кто-то да, кто-то нет — зависит от состояния ребёнка, отношения окружающих и получаемой помощи.

— Наверное нужно параллельно заниматься с родителями?

— Это наилучший вариант! В моём недавно открытом спецклассе для ребят с ДЦП я стараюсь уделять как минимум 30% занятия мамам. Ведь если мама или папа хорошо себя чувствуют, у них больше внутренних ресурсов помогать своим ребятам. На мой взгляд, наиболее актуальна для особых родителей мягкая практика, способная снять накопившееся мышечное и эмоциональное напряжение.

— Как помочь своему ребенку, если нет возможности заниматься йогой с хорошим преподавателем?

— Опыт особых родителей показывает, что, когда поблизости нет специалистов, родители либо сетуют на их отсутствие и тратят время на поиски, либо сами становятся специалистами! И если особый ребёнок станет стимулом для родителей начать практиковать йогу, то это здорово, так как польза будет двойной — родитель сможет не только помочь своему ребёнку, но и себе, и своим близким!

Источник

Реабилитационная аэро йога для детей с ДЦП

Термины и определения

Детская реабилитационная аэро йога – это система движений и поз, использующихся в аэройоге, в основе которой лежит принцип гравитации для облегчения выполнения упражнений и асан ребенком с индивидуальными особенностями движения. Основными инструментами реабилитации являются нейропсихологические и телесно-ориентированные методы и технологии. Особенность детской реабилитационной йоги – это обучение йоге детей с учетом их двигательных особенностей и приобщению ребенка к здоровому образу жизни.
Тьютор – сопровождающий ребенка родитель или опекун, в особых случаях – специалист реабилитации.
Поддержка – полная или частичная физическая страховка ребенка при выполнении упражнений и асан.
Помощь – установка ребенка в опорное положение, физические и речевые подсказки, укладка ребенка в гамаке, помощь при выполнении упражнений и асан.
Опорное положение – исходное положение для детей с двигательными нарушениями.
Организованные движения – движения, развивающие целенаправленность движений, так называемую осмысленность движений.
Нестабильная опора – гамак.

Программа тренировок состоит из первичной и динамической (промежуточной) диагностики и двух практических курсов:
— подготовительный – предназначен для освоения основных движений и асан и взаимодействия ребенка с нестабильной опорой и действиями тьютора;
— основной – направлен на освоение ребенком полноценной структуры занятий и формировании тренировочного алгоритма с учетом его индивидуальных особенностей.

Цель:

Развитие взаимодействия между частями тела ребенка с двигательными нарушениями.

Задачи:
1. Формирование/коррекция двигательных навыков взаимодействия ребенка с нестабильной опорой;
2. Формирование/коррекция центра тяжести и развитие координации у ребенка;
3. Растяжение мышечно-связочного аппарата и увеличение амплитуды движений в крупных суставах ребенка.

Тайминг
Диагностический этап проводится индивидуально ребенок и сопровождающий, включающий в себя 1 занятие 30 минут. Диагностируются особенности двигательных возможностей ребенка и инструктаж сопровождающего. Формируется группа из 5 детей примерно равных возможностей и составляется программа тренировок.
Подготовительный этап состоит из групповых занятий, направленных на освоение работы с нестабильной опорой тьюторами, сначала самостоятельно, затем с ребенком. В зависимости от состояния ребенка:
— осваиваются возможные ОП;
— формируется взаимодействие тьютора и ребенка в работе с гамаком;
— осваивается техника выполнения упражнений и полетов, их последовательность:
— инструктор знакомит с особенностями движений детей и мерами безопасности.

Тренировки проходят по 45 минут.

Основной этап состоит из групповых занятий полностью соответствующих структуре тренировки. Целью тренировок основного этапа является формирование индивидуальной системы упражнений и полетов, освоенных на подготовительном этапе. Тренировки проходят по 45 минут.

Cтруктура тренировки подготовительного этапа

Все упражнения проводятся в постоянном движении гамака. Амплитуда раскачки небольшая. Помощь тьютора.

Разминка — 15 минут

ОП лежа в гамаке
— расслабляющие массажные поглаживания передней и задней поверхностей тела;
— простые движения конечностей (сгибание/разгибание, отведение/приведение, подъем/опускание);
— движения головой (повороты влево/вправо, сгибание/разгибание);
— перевороты спина/живот/спина.

Дыхательные упражнения — 10 минут

Проводятся в ОП лежа в гамаке
— дыхательные упражнения, направленные на увеличение жизненного объема легких (ЖОЛ), стремимся к формированию полного йоговского дыхания.

Основная часть 20 минут

ОП лежа на спине/животе в гамаке
— формирование усложненных двигательных навыков конечностей (поочередное, одновременное, в двух/трех плоскостях);
— формирование усложненных движений (диагональное движение конечностей левая рука/правая нога, синхронное движение, поочередное движение).

ОП сидя в гамаке
— формирование навыка сидеть в гамаке;
— работа с руками вперед/назад, влево/вправо, по кругу;
— движения с ногами поочередно сгибание вперед/назад, отведение/приведение.

Расслабление
— ОП полеты лежа на спине в гамаке;
— ОП полеты лежа на животе в гамаке.

Тренировочные режимы
Статический и статодинамический

Принцип компенсации нагрузки присутствует в чередовании движений и пауз между упражнениями.

Примечание: компенсировать нагрузку расслаблением других частей тела не представляется возможным по причине сильных мышечных спазмов, тугоподвижностью суставов и недостаточно свободным управлением частями тела.

Построение тренировки
Позы или упражнения – компенсация

Инструменты — упражнения, полеты

Структура тренировки основного этапа

Все упражнения проводятся в постоянном движении гамака. Амплитуда раскачки небольшая. Помощь тьютора.

Разминка 15 минут

ОП лежа на спине в гамаке
— простые движения конечностей (сгибание/разгибание, отведение/приведение, подъем/опускание);
— движения головой (повороты влево/вправо, сгибание/разгибание вперед/назад);
— перевороты спина/живот/спина.

Дыхание 10 минут

Проводятся в ОП лежа в гамаке
— дыхательные упражнения, направленные на увеличение жизненного объема легких (ЖОЛ), при возможности стремимся к формированию полного йоговского дыхания.

Основная часть 20 минут
ОП лежа на спине/животе в гамаке
— формирование усложненных двигательных навыков конечностей (поочередное, одновременное, в двух/трех плоскостях);
— формирование усложненных движений (диагональное движение конечностей левая рука/правая нога, синхронное движение, поочередное движение).

ОП сидя в гамаке
— полеты в гамаке вперед/назад, влево/вправо с согнутыми ногами, с выпрямленными ногами;

ОП стоя
— качание стоя с опорой на гамак под руки (подмышки) вперед/назад, влево/вправо, по кругу.

Расслабление
— ОП лежа на спине в гамаке полеты;
— ОП лежа на животе в гамаке полеты.

Тренировочные режимы
Статический и статодинамический

Принцип компенсации нагрузки присутствует в чередовании движений и пауз между упражнениями и асанами.

Построение тренировки
Блоки – упражнения в ОП.

Инструменты — упражнения и полеты.

Автор статьи Эдуард Тен

  • Профессиональный массажист, специальный психолог, психолог-консультант по телесно-ориентированной психотерапии
  • Специалист нейродинамики и массажа Республиканского реабилитационого центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Якутск
  • Практикует antigravity yoga с 2018 г.
  • Прошел обучение по методике aeroyogafit Александра Арабаджи
  • Стал профессиональным инструктором в 2019 г.
  • Состоит в Международной ассоциации фитйоги
  • На базе методики aeroyogafit Александра Арабаджи разработал технологию йоги в гамаках для детей с особенностями движения (синдром двигательных нарушений, ДЦП, миотонический синдром, посттравматические и постинсультные нарушения)
  • В настоящее время занимается открытием студии аэройоги и аэрофитнеса для детей с особенностями развития в г. Якутске

Коллеги!
Приглашаю к дискуссии и обмену опытом!

Найдите инструктора по йоге в своем городе:

Источник

ХАТХА-ЙОГА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

ХАТХА-ЙОГА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Маклаков В.А.*

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно, Республика Беларусь

* Корреспондирующий автор (ma1407[at]mail.ru)

Аннотация

Лидирующей формой детского церебрального паралича в Республике Беларусь является спастическая диплегия (3/4 всех спастических форм), сопровождающаяся двусторонним поражением преимущественно нижних конечностей. Преодоление спастичности – основная задача большинства реабилитационных методик при данном недуге. В статье рассматривается возможность использования в комплексной реабилитации детей-инвалидов нетрадиционных форм в виде занятий по системе хатха-йога, в основе которой лежат специальные упражнения (асаны), направленные на работу разных групп мышц и весь спектр подвижности суставов. Статистическое сравнение результатов педагогического эксперимента в опытных группах позволило подтвердить эффективность применяемых средств.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, спастическая диплегия, статические асаны, хатха-йога.

HATHA YOGA AS AN EFFECTIVE MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE
FOR CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

Maklakov V.A.*

Yanka Kupala State University of Grodno, Grodno, Republic of Belarus

* Corresponding author (ma1407[at]mail.ru)

Abstract

The leading form of infantile cerebral palsy in the Republic of Belarus is spastic diplegia (3/4 of all spastic forms) accompanied by a bilateral lesion, mainly of the lower extremities. Overcoming spasticity is the main task of most rehabilitation methods for this disease. The current article examines the possibility of using non-traditional forms in the complex rehabilitation of disabled children in the form of classes in the hatha yoga system, which is based on special exercises (asanas) aimed at the work of different muscle groups as well as the entire range of joint mobility. Statistical comparison of the results of the pedagogical experiment in the experimental groups allowed for confirming the effectiveness of the tools used.

Keywords: cerebral palsy, spastic diplegia, static asanas, hatha yoga.

Введение

Детский церебральный паралич (далее ДЦП) – актуальная проблема детской неврологии во всем мире. ДЦП относится к заболеваниям, которое практически невозможно вылечить полностью [2,4]. Однако это еще не означает, что церебральный паралич – это приговор. Многие больные ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры были приняты в детском возрасте по минимизации ущерба для здоровья от данной болезни.

Как отечественные (А.Н. Белова, 1998; В.И. Козявкин, 1999; С.П. Евсеев, 2003; В.И. Дубровский, 2004; С.Н. Попов, 2008; О.В. Козырева, 2010; О.Н. Марченко, 2012; В.Т. Кожевникова, 2013; Е.В. Семенова, 2017; О.В. Никифорова, 2018 и др.), так и зарубежные авторы (B. Susan, 1981; S. Gregory, 2004; M. Freeman, 2007; M. Rahlin, 2016; H. Michelle, 2017 и др.) указывают на ведущую роль физической реабилитации в лечении детей, страдающих ДЦП.

Физическая реабилитация при ДЦП – это комплекс мероприятий, направленных на нормализацию патологического мышечного тонуса и снижение риска образования контрактур [1], [5].

На сегодняшний день в Республике Беларусь разработаны и активно функционируют множество программ, методик и систем физической реабилитации детей с церебральным параличом, но все же интегральные показатели эффективности реабилитационного процесса не достигают необходимого уровня, что, в свою очередь, требует разработки новых подходов, методик и алгоритмов физической реабилитации [2].

Лидирующей формой ДЦП в Республике Беларусь по состоянию на 2020 год является спастическая диплегия (3/4 всех спастических форм), также известная под названием «болезнь Литтла». Для данной формы характерна двустороннее поражение конечностей (в большей степени ног, чем рук), раннее формирование деформаций и контрактур. Поэтому актуальной является задача по восстановлению всевозможных церебральных нарушений путем снижения повышенного мышечного тонуса, увеличение подвижности суставов, устранение патологических синкинезий и т.п.

На наш взгляд, решению поставленных задач в значительной мере будет способствовать использование в комплексной реабилитации нетрадиционных форм в виде занятий по системе хатха-йога, в основе которой лежат специальные упражнения (асаны), направленные на работу разных групп мышц и весь спектр подвижности суставов.

На данный момент накоплено немало экспериментальных и клинических данных: А.Ф. Григорян, 2003; С.П. Рябин, 2005; А.А. Приймаков, 2009; П.А. Шишкин, 2011; Ж.А. Беликова, 2012; Е.В. Мудриевская, 2014 и др. свидетельствующих о значительном потенциале хатха-йоги как метода, способного улучшать здоровье человека.

Однако ни в одной из источников не представлена методика занятий по системе хатха-йога с детьми, страдающими ДЦП в форме спастической диплегии, что составляет актуальный аспект проблемы реабилитации детей с данным недугом. Ко всему прочему уместным будет отметить, что арсенал хатха-йога содержит множество специфических приемов – техник висцеральной и вегетативной стимуляции, всестороннего воздействия на опорно-двигательный аппарат, методы глубокой мышечной и ментальной релаксации. Многие подобные приемы отсутствуют в других телесно-ориентированных системах. Это позволяет рассматривать хатха-йогу как перспективную систему физической реабилитации.

Основная часть

С целью определения эффективности применения статических асан хатха-йоги на функциональное состояние суставов верхних и нижних конечностей детей со спастической диплегией был проведен педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент проводился на базе ГУЗ «Гродненский областной центр медицинской реабилитации детей-инвалидов и больных психоневрологического профиля» на протяжении трех месяцев. В эксперименте приняли участие дети 4-6 лет со спастической диплегией в количестве 18 человек, которые регулярно проходят реабилитационное лечение в данном учреждении.

Все участники исследования были разделены на две равнозначные группы: контрольную (КГ, n=9) и экспериментальную (ЭГ, n=9). В КГ дети занимались по традиционной программе реабилитационного центра, предлагающую лечебный массаж, лечебную физическую культуру и физиотерапию. В ЭГ дети также занимались по традиционной программе, однако дополнительно в конце основной части занятия по лечебной физкультуре отводилось 20 минут от его общего времени на выполнение растягивающих статические асан хатха-йоги. Асаны предлагались комплексно: 1 комплекс выполнялся 1 месяц, 2 комплекс – 2 месяц, 3 комплекс – 3 месяц исследования. Структуру каждого комплекса составляли 10 асан: 3 асаны на растягивание мышц рук и плечевого пояса, 3 йогических асаны на осанку, 3 асаны на раскрытие тазобедренных суставов и растягивания мышц ног, 1 асана – расслабляющая (поза отдыха). Каждая асана предполагала статическое растягивание, т е. медленное увеличение длинны мышцы (либо мышц) до возникновения ощущения легкого дискомфорта. После достижения этого момента положение удерживалось в течение 30 секунд. Удержание непривычных для детского тела поз вовлекало в работу незадействованные мышечные волокна, которые в свою очередь, стимулируют нейромышечные связи, оказывающие благотворное влияние на внутримышечную и межмышечную координацию. Примерные комплексы асан хатха-йоги представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Примерные комплексы растягивающих статических асан хатха-йоги для детей
со спастической формой ДЦП

КОМПЛЕКС №1
Асаны на растягивание мышц рук и плечевого пояса Поза приветствия с руками назад Пасчимонамаскарасана
Поза стрекозы Бхуджа Свастикасана
Поза благополучия на плече Эка Бхуджа Свастикасана ⅠⅠ
Йогические асаны н осанку Поза сфинкса Ардха Бхуджангасана
Поза полумоста Ардха Чахрасана
Поза скрутки лежа Супта Матсиендрасана
Асаны на раскрытие тазобедренных суставов и растягивания мышц ног Поза лягушки Бхекасана
Поза полулука Ардха Дханурасана
Поза гирлянды Маласана
Расслабляющая асана Поза ребенка Баласана
КОМПЛЕКС №2
Асаны на растягивание мышц рук и плечевого пояса Поза школьного ушка Сусирандрасана
Поза вытянутых рук сидя Хаста Уттанасана
Поза головы коровы (облегченная версия) Гомукхасана
Йогические асаны н осанку Поза щенка Уттана Шишасана
Поза верблюда Уштрасана
Поза счастливого ребенка Ананда Баласана
Асаны на раскрытие тазобедренных суставов и растягивания мышц ног Поза бабочки Баддха Конасана
Поза гирлянды Маласана
Поза ящерицы Уттхан Приштхасана
Расслабляющая асана Поза согнутой свечи Випарититакарани
КОМПЛЕКС №3
Асаны на растягивание мышц рук и плечевого пояса Поза печати йога сидя Мудрасана
Поза дыбы Дандасана
Поза краба Катуспадапитхам
Йогические асаны н осанку Поза кобры Бхуджангасана
Поза оленя Мригасана Ⅰ
Поза полумоста Кандхарасана
Асаны на раскрытие тазобедренных суставов и растягивания мышц ног Поза наклон к ногам сидя Пашчимоттанасана
Поза наездника Ашва Санчаласана
Поза лягушки Бхекасана
Расслабляющая асана Поза трупа Шавасана

Для определения используемых средств в комплексной реабилитации детей-инвалидов до и после исследования было проведена гониометрия суставов верхних и нижних конечностей (лучезапястного, локтевого, плечевого, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов). С помощью специального инструмента – гониометра, оценивалась величина максимально достигаемого угла в сагиттальной плоскости: при сгибании и разгибании сустава (флексия и экстензия); во фронтальной плоскости: при отведении и приведении (абдукция и аддукция); ротационные движения: вокруг продольной оси (наружная – супинация; внутренняя – пронация).

Анатомическая позиция 0º являлась исходной для проведения всех измерений, за исключением ротации в плечевом и тазобедренном суставах и пронации/супинации лучелоктевого сустава. При невозможности установить сустав в анатомическую позицию, определялся угол отклонения, что учитывалось при исследовании объема движений в этом суставе.

Результаты исследования и их обсуждение.

Сравнение исходных данных, отражающих межгрупповые различия величины объема движений в суставах верхних и нижних конечностей у пациентов опытных групп показало, что в начале исследования группы были однородны по всем показателям (p≥0,05) (таблица 2, 3).

Таблица 2 – Показатели величины объема движений у пациентов КГ в начале исследования (M±m)

Сустав Движение M±m, градусы T P
Плечевой с плечевым поясом Сгибание 92,3±3,4 0,33 ≥0,05
Разгибание 17,1±2,7 0,21 ≥0,05
Отведение 94,2±2,8 0,24 ≥0,05
Локтевой Сгибание 91,2±3,1 0,19 ≥0,05
Разгибание 124,4±4,2 0,21 ≥0,05
Пронация 67,3±2,9 0,24 ≥0,05
Супинация 69,1±3,1 0,30 ≥0,05
Лучезапястный Сгибание 16,5±2,4 0,29 ≥0,05
Разгибание 17,3±2,6 0,38 ≥0,05
Тазобедренный Сгибание 130,1±4,5 0,32 ≥0,05
Разгибание 141,4±4,6 0,27 ≥0,05
Отведение 12,3±3,1 0,23 ≥0,05
Коленный Сгибание 117,1±3,7 0,25 ≥0,05
Разгибание 151,2±3,8 0,27 ≥0,05
Голеностопный Подошвенное сгибание 89,3±4,1 0,17 ≥0,05
Тыльное сгибание (разгибание) 92,4±4,3 0,22 ≥0,05

Таблица 3 – Показатели величины объема движений у пациентов ЭГ в начале исследования (M±m)

Сустав Движение M±m, градусы T P
Плечевой с плечевым поясом Сгибание 93,1±3,2 0,31 ≥0,05
Разгибание 18,0±2,5 0,24 ≥0,05
Отведение 96,1±2,9 0,22 ≥0,05
Локтевой Сгибание 92,4±3,3 0,19 ≥0,05
Разгибание 122,1±3,9 0,26 ≥0,05
Пронация 68,2±2,6 0,29 ≥0,05
Супинация 68,6±2,9 0,32 ≥0,05
Лучезапястный Сгибание 17,1±2,7 0,31 ≥0,05
Разгибание 18,5±2,8 0,33 ≥0,05
Тазобедренный Сгибание 131,1±4,7 0,37 ≥0,05
Разгибание 140,5±4,5 0,32 ≥0,05
Отведение 13,2±3,5 0,20 ≥0,05
Коленный Сгибание 119,2±3,8 0,28 ≥0,05
Разгибание 151,8±3,9 0,29 ≥0,05
Голеностопный Подошвенное сгибание 88,6±4,4 0,19 ≥0,05
Тыльное сгибание (разгибание) 93,2±4,5 0,23 ≥0,05

Как следует из таблицы 2 и 3, у детей опытных групп, страдающих ДЦП в форме спастической диплегии, до начала педагогического эксперимента наблюдается умеренное ограничение движений в суставах верхних конечностей и плечевого пояса. Средние значения:

а) плечевой сустав:

– сгибание: ЭГ – (93,1±3,2); КГ – (92,3±3,4) при норме 180º;

– разгибание: ЭГ – (18,0±2,5); КГ – (17,1±2,7) при норме 40º;

– отведение: ЭГ – (96,1±2,9); КГ – (94,2±2,8) при норме 180º.

б) локтевой сустав:

– сгибание: ЭГ (92,4±3,3); КГ (91,2±3,1) при норме 40º;

– разгибание: ЭГ (122,1±3,9); КГ (124,4±4,2) при норме 180º;

– пронация: ЭГ (68,2±2,6); КГ (67,3±2,9) при норме 180º;

– супинация: ЭГ (68,6±2,9); КГ (69,1±3,1) при норме 180º.

в) лучезапястный сустав:

– сгибание: ЭГ (17,1±2,7); КГ (16,5±2,4) при норме 75º;

– разгибание: ЭГ (18,5±2,8); КГ (17,3±2,6) при норме 60º.

В суставах нижних конечностей детей опытных групп наблюдалось значительное ограничение движений. Среднее значение и норма были следующие:

а) тазобедренный сустав:

– сгибание: ЭГ – (131,1±4,7); КГ – (130,1±4,5) при норме 75º;

– разгибание: ЭГ – (140,5±4,5); КГ – (141,4±4,6) при норме 180º;

– отведение: ЭГ – (13,2±3,5); КГ – (12,3±3,1) при норме 50º.

б) коленный сустав:

– сгибание: ЭГ (119,2±3,8); КГ (117,1±3,7) при норме 40º;

– разгибание: ЭГ (151,8±3,9); КГ (151,2±3,8) при норме 180º.

в) голеностопный сустав:

– сгибание: ЭГ (88,6±4,4); КГ (89,3±4,1) при норме 130º;

– разгибание: ЭГ (93,2±4,5); КГ (92,4±4,3) при норме 70º.

Внедрение в реабилитационную программу комплексов статических асан хатха-йоги на растягивание мышц детей со спастической диплегией привело к значительному преимуществу между занимающимся ЭГ и КГ.

Таблица 4 – Показатели величины объема движений у пациентов КГ в конце исследования (M±m)

Сустав Движение M±m, градусы T P
Плечевой с плечевым поясом Сгибание 93,5±3,6 0,36 ≥0,05
Разгибание 18,2±2,5 0,23 ≥0,05
Отведение 95,4±2,7 0,25 ≥0,05
Локтевой Сгибание 90,4±3,2 0,20 ≥0,05
Разгибание 126,1±4,4 0,23 ≥0,05
Пронация 67,7±3,1 0,26 ≥0,05
Супинация 68,2±3,3 0,31 ≥0,05
Лучезапястный Сгибание 17,1±2,6 0,28 ≥0,05
Разгибание 17,2±2,4 0,35 ≥0,05
Тазобедренный Сгибание 131,2±4,2 0,31 ≥0,05
Разгибание 143,1±4,4 0,29 ≥0,05
Отведение 12,5±3,4 0,24 ≥0,05
Коленный Сгибание 118,1±3,5 0,28 ≥0,05
Разгибание 150,7±3,5 0,28 ≥0,05
Голеностопный Подошвенное сгибание 89,9±4,2 0,21 ≥0,05
Тыльное сгибание (разгибание) 93,2±4,6 0,25 ≥0,05

Таблица 5 – Показатели величины объема движений у пациентов ЭГ в конце исследования (M±m)

Сустав Движение M±m, градусы T P
Плечевой с плечевым поясом Сгибание 99,3±3,9 1,12 ≥0,05
Разгибание 22,1±2,8 1,05 ≥0,05
Отведение 98,8±3,7 1,16 ≥0,05
Локтевой Сгибание 89,2±3,5 1,11 ≥0,05
Разгибание 138,6±4,5 1,23 ≥0,05
Пронация 81,9±4,3 1,59 ≥0,05
Супинация 82,7±4,5 1,31 ≥0,05
Лучезапястный Сгибание 21,2±3,4 1,29 ≥0,05
Разгибание 22,3±3,5 1,23 ≥0,05
Тазобедренный Сгибание 111,5±4,4 2,42 ≤0,05
Разгибание 161,2±4,7 2,31 ≤0,05
Отведение 23,1±4,6 2,27 ≤0,05
Коленный Сгибание 92,5±4,1 2,32 ≤0,05
Разгибание 175,9±4,2 2,37 ≤0,05

Окончание таблицы 5 – Показатели величины объема движений у пациентов ЭГ в конце исследования (M±m)

Сустав Движение M±m, градусы T P
Голеностопный Подошвенное сгибание 109,3±4,8 2,18 ≤0,05
Тыльное сгибание (разгибание) 80,1±4,6 2,25 ≤0,05

Показатели гониометрии (таблица 4, 5) имели более четкую динамику в ЭГ при определении объема движений в нижних конечностях: в тазобедренных суставах угол при сгибании уменьшился с 131,1±4,7 до 111,5±4,4 (≤0,05), при разгибании увеличился с 140,5±4,5 до 161,2±4,7 (≤0,05), угол отведения увеличился с 13,2±3,5 до 23,1±4,6 (≤0,05); в коленных суставах угол при сгибании и разгибании также претерпел изменения (с 119,2±3,8 до 92,5±4,1 и с 151,8±3,9 до 175,9±4,2, соответственно) (≤0,05); в голеностопных суставах угол при сгибании был 88,6±4,4 стал 109,3±4,8 (≤0,05), при разгибании в начале 93,2±4,5, в конце исследования 80,1±4,6 (≤0,05).

Показатели гониометрии верхних конечностей не имели достоверных различий в опытных группах (≥0,05). Однако они имели положительную динамику в ЭГ. В КГ исследуемые показатели не претерпели изменений и остались на прежнем уровне (≥0,05).

Стоит отметить, что в конце исследования в суставах нижних конечностей детей со спастической диплегией, составляющих ЭГ наблюдалось умеренное ограничение движений. У детей КГ ограничение движений осталось значительным.

Объем движений суставов верхних конечностей на момент окончания эксперимента у детей КГ – умеренный; у детей ЭГ – умеренное ближе к незначительному.

Таким образом, реабилитационная программа с использованием статических асан хатха-йоги на растягивание оказывает более выраженный эффект, характеризующийся увеличением амплитуды движений конечностей (в большей степени нижних конечностей), чем реабилитация по традиционной модели.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. Бруйков, А.А. Применение немедикаментозных методов в лечении детского церебрального паралича / А.А. Бруйков, А.В. Гулин, Ю.А. Бруйков // Вестник российских университетов. – 2017. – №6. – С. 11-12.
  2. Девятловская, М.Г. Последствия пре и перинатального поражения головного мозга у детей: диагностика, ранний прогноз, реабилитация : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / М.Г. Девятловская ; Ин-т физиологии НАН Беларуси. – Минск, 2017. – 49 с.
  3. Добрынина, Е.А. Физическая реабилитация детей с детским церебральным параличом / Е.А. Добрынина // Вестник науки и образования. – 2018 – №4. – С. 6-8.
  4. Долгих, В.В. Опыт применения высоких технологий в реабилитации детей со спастическими формами детского церебрального паралича / В.В. Долгих, А.В. Власенко, Н. П. Ледяева и др. // Вестник Росздравнадзора, 2014. – № 3. – С. 24-26.
  5. Кадыкова, А.С. Тесты и шкалы в неврологии: учебное пособие / А.С. Кадыкова, Л.С. Манвелова. – М.: МЕДпресс – информ, 2015. – 224 с.
  6. Коблев, С.Ю. Современные методы физической реабилитации детей с детским церебральным параличом / С.Ю. Коблев // Вестник луганского национального университета имени Тараса Шевченко. – 2018. – №1 (18). – С. 105–109.
  7. Крик, М. Хатха-йога для гибкости, силы и концентрации / М. Крик, Б. Брук. – М. : Диля, 2016. – 240 с.
  8. Налобина, А.Н. Влияние занятий лечебной гимнастикой на коррекцию нарушений психомоторного развития и формирование адаптационных процессов детей первого года жизни с перинатальным поражением центральной нервной системы / А.Н. Налобина, А.Г. Патюков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2013. – №. 3 (97) – С. 138-144.
  9. Немкова, С.А. Ранняя диагностика и комплексное лечение детского церебрального паралича / С.А. Немкова. // Практика педиатра, 2014. – №. 4 – С. 5-9.
  10. Фролов, А.С. Йоготерапия. Практическое руководство / А.С. Фролов. – М.: Ориенталия, 2016. – 375 с.

Список литературы на английском языке / References in English

Источник

Оцените статью