Йога как танцевальное искусство

Йога в танце

Йога в танце — форма динамической медитации и релаксации, где движения сочетаются с дыханием. Йога в танце сродни искусству цигун и другим динамическим техникам, основанным на работе с внутренней энергией.

Движения йога-танца (также как и асаны хатха-йоги) строятся по линиям сакральной геометрии (науки о соотношении геометрических форм в мироздании). Истинный танец йогина рождается спонтанно, когда его ведет пробужденная сила Кундалини. Тогда движения тела следуют за направлением энергетических потоков. Часто так и рождаются новые виды йоги и танца.

Сегодня в йога-центрах и фитнес-клубах преподают совершенно разные «йога-танцы». Иногда это индийские ритуальные (храмовые) движения. Иногда — смесь йоги и пласт. Большую важность в танцевальной йоге имеют мудры и хасты — символические жесты, направляющие течение тонкой энергии. Иногда — авторские методики, основанные на глубоком понимании энергетической структуры человека и мироздания, как, например, Танец Шивы — разработка Андрея Лаппы, или танцевальная йога Владимира Негадаева. В некотором роде схожи с танцевальной йогой динамические комплексы Андрея Сидерского и Шандора Ремете.

Особенности метода

Традиционная статичная хатха-йога требует от практикующего значительной выдержки. Будучи неспособными задержать внимание на одном предмете даже на несколько секунд, многие люди испытывают психоз от маломальского статичного напряжения. Для таких людей йога в танце — просто спасение.

Смена движений занимает внимание, координация движения и дыхания упорядочивает работу мозга, успокаивает течение мыслей, приводя практикующего к гармонии. Достигая внутреннего баланса, люди удивляются тому, как просто как просто им становится жить!

Читайте также:  Славянская гимнастика для мужчин что такое

Большую важность в танцевальной йоге имеют мудры и хасты — символические жесты, направляющие течение энергии.

Эффект

Йога в танце как форма динамической медитации и релаксации, как искусство управления телом и дыханием, помогает избавиться от хронической усталости, агрессии, раздражительности и стресса (то, от чего люди привыкли избавляться при помощи медикаментов или алкоголя). Практикующий уравновешивает течение внутренних энергий и тем самым избавляется от недугов, рожденных эмоциональными и ментальными перегрузками. Регулярная практика укрепляет иммунитет, репродуктивные функции, развивает память и интуицию, наполняет энергией, восстанавливает полноту ощущений и приводит человека к блаженному ощущению единства со всей Вселенной. Постепенно практикующий учится превращать в танец каждое свое движение, и тогда каждый момент его жизни становится произведением искусства.

На определенной ступени освоения йоги в танце достигается состояние, когда движения основываются уже не на теоретическом знании и повторении, но на тонком чувствовании структуры танца. Тогда ученик сам становится учителем.

Кому подойдет

Йога в танце — бесценная практика для человека с бешеным темпом жизни. Она особенно подойдет людям, которым трудно усидеть на месте, которых беспокоит путаница в мыслях, раздражительность и усталость. Также она поможет тем, кто решил поправить свое здоровье методами йоги, но не в силах выдержать статических поз.

Кому не подойдет

Людям, ощущающим потребность в значительных физических нагрузках — например, для того чтобы побыстрее «выключить болтовню» в голове. Также йога в танце может не подойти людям с серьезными травмами ног и спины, тогда лучше обращаться к йога-терапии.

Рекомендуемая литература

  1. Лаппа А. Комментарии к Танцу Шивы.
  2. Тетерников Л. «Спонтанная йога — танец Кундалини».
  3. Статьи о йоге в танце

Dru Yoga Dance. Trailer for Dance of Shiva with Andrey Lappa Dance of Shiva with Andrey Lappa

Источник

Возможность использования йоги в хореографическом искусстве
статья на тему

На сегодняшний день многие исследователи рассматривают связь йоги с различными видами деятельности: психологией, медициной и д.р. Исследование системы йоги в области хореографического искусства редки. А ведь связь между ними бесспорно есть. Это, в первую очередь, осознание своего тела, раскрепощение, правильное дыхание, выносливость, растяжка. И поэтому, вопрос о том, каким образом система йоги может воздействовать на танцевальное творчество, наиболее актуален сегодня.

Скачать:

Вложение Размер
Возможность использования йоги в хореографическом искусстве 57 КБ

Предварительный просмотр:

Возможность использования йоги в хореографическом

На сегодняшний день многие исследователи рассматривают связь йоги с различными видами деятельности: психологией, медициной и д.р. Исследование системы йоги в области хореографического искусства редки. А ведь связь между ними бесспорно есть. Это, в первую очередь, осознание своего тела, раскрепощение, правильное дыхание, выносливость, растяжка. И поэтому, вопрос о том, каким образом система йоги может воздействовать на танцевальное творчество, наиболее актуален сегодня.

Предметом настоящего исследования является: Хатха – йога и её влияние на хореографическое воспитание танцовщика.

Цель работы: определить методы воздействия системы йоги на хореографическое искусство.

Задачи: 1. Проанализировать научную литературу по данной теме.

2. Рассмотреть происхождение и историю йоги.

3. Выявить общие черты и различия системы йоги и хореографического творчества

Йога повышает производительность труда, помогает концентрации внимания, сосредоточенности, вырабатывает гибкость и пластичность тела.

Правильно спланированные тренировки йоги могут подготовить как к повседневным делам, так и к хореографическим занятиям. С другой стороны, для занятий йогой характерно полностью расслабленное состояние мышц, что противоречит законам хореографии. Хотя в джаз — танце этот принцип применяется, но на качественно иной основе. Практической значимостью ра- боты является нахождение решения проблемы взаимопроникновения систе — мы йоги в хореографическое искусство, а также возможность и необходи — мость использования йоги в хореографии.

Нет точного определения понятию «йога», в различных источниках оно рассматривается по-разному:

  1. «Йога – это экспериментальная система воздействия на физическую основу человека и развития, таким образом, некоторых восприятий и способности контролировать ум.» (Джавахарлар Неру)
  2. «Йога – это своего рода алхимическая трансформация, или полная превращение связанной души в освобожденное «Я», с которым заканчиваются циклы рождения и смерти.» (Муни Свами Раджарши)
  3. «Йога означает дисциплину ума и тела. Она не предназначена для какого – то замкнутого круга. Практические занятия йогой не означают, что человек должен стать отшельником и жить в уединение.» (Директор Бомбейского Научно – исследовательского института в Дели Дхиренда Брахмагари)

Традиционно систему йоги связывают с появлением объёмного труда «йога – сутры» Патонджали. И относят по времени «не позднее III века нашей эры» Слово «йога» происходит от санскритского корня «юдж», который означает «соединяться». Йога – это процесс, по средствам которого человеческий дух может вступать в близкий, сознательный контакт с Духом Божественным. Как и все другие науки, она базируется на реальных фактах, и в этом смысле ничем не отличается от математики, химии, физики, психологии, результатами которых пользуются многие люди, даже не задумываясь, откуда эти науки произошли, и какая их философия их породила. Можно сказать, что «йога – метод познания, соединения с реальными законами Вселенной, которые могут быть выражены как математической формулой, так и гениальным стихом поэта или мелодией композитора, картиной художника, религиозным внутренним переживанием верующего и т.д.» (Левшинов А.А. «Тайна управления судьбой.» — СПб.:прайм Еврознак, 2003. – 384с.)

С.Н. Лебедев в своей книге «Хатха – йога. Чудеса без чудес» пишет о том, что «истоки практики йогов восходит к магии и изотеризму ведического периода в жизни племен, населявших Древнюю Индию. Они верили в таинственную жизненную энергию (кундалини), которая, подобна свёрнутой в комок змее, дремлет в нижней части позвоночника человека, где, согласно традиционной индийской медицине, расположен один из самых важных нервных центров. При выполнение определённого комплекса упражнений жизненная сила может пробудиться, подняться в верхние части человечес- кого тела и соединиться с каждым абсолютом».

Для достижения освобождения ,посредством проникновения в реальность Я как чистого бессмертного духа ,йога дает 8 средств ,или так называемых 8ступеней ,которые называются восьмеричным путем и составляют классическую систему йоги. Среди них: Яма ,Нияма ,Асана ,Пранаяма, Пратьяхара, дхарана, Дхьяна, Самадхи. Рассматривая 3 ступени :Асана , Пранаяма , Дхарна, можно проследить сходство йоги и хореографии.

Асана – это дисциплина тела ,которая состоит в умении занимать прочные и удобные положения . Имеются различные виды асан : позы для созерцания и медитации , перевернутые позы, позы равновесия и т. д. Их можно изучать только под руководством специалиста. Дисциплина тела столь же необходима для сосредоточения, как и дисциплина ума. Если тело не свободно от болезней и других вредных влияний, то достигнуть сосредоточения очень трудно. Исходя из этого, йога устанавливает разработанные правила для поддержания здоровья тела и подготовки его в качестве вместилища для сосредоточенной мысли. Асаны – положения тела, рекомендованные в системе йоги, являются эффективными методами, с помощью которых тело может быть частично предохранено от болезней и все члены его, в особенности нервная система, могут контролироваться , что предотвратит нарушения ума. Согласно легенде, бог Шива открыл и дал человеку позы тела, предназначенные для сохранения здоровья и достижения высшего уровня сознания. Чем характеризуются асаны?

— Это упражнения, связанные с медленными, умеренными движениями и состоянием покоя тела в сочетании с правильным дыханием и расслаблением.

— Это преимущественно статистические позы тела, когда напряжение мышц или раздражение мышечных нервов в этих позах оказывает воздействие на центральную нервную систему, а через нее- на работу сердца, органов кровообращения и дыхания.

— Предусматривают концентрацию внимания на определенных участках тела, при этом умственное усилие согласовывается с мышечной активностью.

— Требуют особого рода дыхания: полного, ритмического, контролируемого и замедленного.

— Дают профилактический, терапевтический и психотерапевтический эффекты.

Пранаяма- система дыхательных упражнений, связанных с набором энергии, состоит в глубоком дыхании, задержании дыхания и выдыхании в течение определенного промежутка времени. Йога предписывает контроль дыхания для сосредоточения ума, потому что это способствует устойчивости тела и души. Когда дыхание приостанавливается, ум приходит в состояние сосредоточения. С помощью упражнения в контроле над дыханием можно приостанавливать дыхание на долгое время и тем самым продлить состояние сосредоточения.

Дхарана- концентрация мысли, внимание. Это дисциплина ума, состоящая в сосредоточении, фиксации ума- читты на желаемом объекте.

Короче говоря, дисциплина тела(асана), правильное дыхание(пранаяма), внимание(дхарана) одинаково важны как при занятиях хореографией, так и при занятиях йогой.

Йогу следует рассматривать как гармонию трех начал человека: физического, умственно – эмоционального (психического) и духовного. Целью йоги является достижение и поддержание такой гармонии. Распространение йоги в нашей цивилизации было связано с выделением из единой некогда системы отдельных направлений, акцентирующих внимание на каком- либо частном звене этого учения. При этом ученик мог выбирать то или иное направление в зависимости от своих индивидуальных особенностей и склонностей. Среди таких направлений можно отметить следующие: Раджа – йога, Бхакти – йога, Карма – йога, Хатха – йога, Джнани – йога, Тантра – йога, Крия – йога, Лая –йога, Мантра – йога, Прана – йога, Кундалини –йога и т.д.

В своей работе мы считаем необходимым более подробно остановиться на Хатха – йоге. «Термин “Хатха” символический и несёт глубокий философский смысл. “Ха” – солнце, “Тха” – Луна. Это символ единства противоположных начал. Во Вселенной противоположные начала существуют во всём (тепло-холод, положительное — отрицательное, свет-тьма, электрон-протон, мужчина-женщина и тд.). Единство и гармония создают равновесие. Хатха – йога – это учение физической гармонии или гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, гидротерапевтические процедуры и тд.). Хатха – йога ведёт к физическому совершенству и благополучию, что имеет важное значение для тела, ума и духа человека. Она учит, как добиться долгой, здоровой и счастливой жизни путём совершенствования здоровья. Здоровье – это всеобщее богатство. Не случайно многие авторитетные йоги считают Хатха – йогу начальным звеном в достижении физического совершенства, так как “в здоровом теле – здоровый дух”. Кстати, это изречение встречается в санскритских источниках которые датируются ещё 7-6 веками до н.э.». (Зубков А.Н., Очаповский А.П. “ Хатха – йога для начинающих”.- М.: Медицина, 1991.- 192с. )

В исторической литературе есть сведения, что учение йоги на территории Индии принесли народы севера. Но, если раньше считалось, что эти события относятся к седой древности, то сегодня исследования Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко, изложенные в “Новой хронологии и концепции древней истории Руси, Англии и Рима”, позволяют сделать вывод, что знания о теле и психике человека принесли в Индию общины староверов, спасающихся от реформ патриарха Никона во второй половине 17 века. Разумеется, в последствии переведённые на санскрит, они приобрели восточную окраску. Однако, это не лишает их ни истинности, ни родственности русской духовной традиции.

Несмотря на выше сказанное, в России очень мало различных центров и школ йоги. Это связано с тем, что, во-первых , кто-то, возможно, отрицательно относится к йоге, так как считает её учением чужеродным, не имеющим ничего общего с русским менталитетом. Учением, которое, возможно и вписывается гармонично в культурные традиции жаркой Индии, но в холодной России напоминает райскую птичку с ярким оперением – максимум экзотики, минимум жизненных способностей.

Во-вторых , кто-то, должно быть, отрицательно относится к йоге, считая её частью чужой веры и не желая следовать любым нехристианским учениям.

В-третьих , у некоторых людей сформировалось к йоге негативное отношение, которое, возможно, связано с обилием книг, пропагандирующих сложные, невыполнимые без многолетней подготовки упражнения и практически не уделяющих внимания истории и философии этого учения. Однако на самом деле, йога гораздо шире и глубже, чем одни только физические упражнения. Главным побудительным мотивом к занятиям служит осознание человеком собственного несовершенства физического, эмоционального и духовного. Хореография также совершенствует тело человека, и поэтому йога может принести несомненную пользу танцевальному творчеству.

Недостатком же известного решения проблемы является:

Во-первых , существование недоверия йоги как к оздоровительной системе. М.Дмитрук, в своей статье “Не в свою тарелку: Попав в неё, человек неизбежно заболевает”, пишет о деформации костей при занятиях йогой.

Во-вторых , в области хореографического искусства эта проблема теоретически не исследована.

В-третьих , йога требует грамотной, осмысленной методики преподавания. Хоря на практике многие балетмейстеры используют отдельные упражнения йоги для физического воспитания танцовщиков, необходимо разработать грамотную методику её преподавания.

Йога в хореографическом творчестве необходима по ряду причин:

— развитие природных физических данных шаг, выворотность, растяжка, гибкость, осанка, выносливость)

— развитие памяти, воли, внимания как психологических процессов личности, а также сосредоточенности и навыков расслабления.

— влияние на мировоззрение человека (нравственность, этика и др.)

Благотворное влияние системы йоги на хореографическое творчество в физическом, психологическом, философско-мировоззренческом несомненно и очевидно. Эта тема требует дальнейшего исследования и разработки методики применения на практике.

Источник

Оцените статью