Йога как духовное учение

Йога как духовное учение

Проблемы человеческого существования и его личности имеют огромное количество разнообразных аспектов, главный среди которых — это связь природного, социального, духовного и биологического. Человек фактически является совокупностью его духовной и материальной деятельности. Духовные ценности человека способны материализоваться в идеи, убеждения, идеалы или образ жизни. Они способны определить жизнедеятельность человека, его положение и отношения в обществе. Ценности, которые обеспечивают жизнь человека — духовная и физическая культура.

Физическая культура — это часть культуры, которая включает в себя самый большой потенциал воспроизведения личности как целое телесно-духовное единство. Телесная и культурная деятельности способствуют проявлению полезной общественной значимости, так как ее результирующей является развитие самого человека.

Йога является неотъемлемой частью индийской культуры, развивавшейся на протяжении тысячелетия. Йога – это религиозно-философское учение, отголоски которого встречаются во многих религиях. Это вид спорта, практикующий слияние души и тела человека.

Учение йогов гласит, что тело человека живёт благодаря “положительным” и “отрицательным” токам, когда они уравновешивают друг друга — человек обладает хорошим здоровьем.

Создание условий для успешного формирования личности, гармонично сочетающей в себе духовное благополучие, моральное и физическое совершенство, является главной актуальной проблемой в современном обществе.

Цель работы: рассмотреть йогу как современный альтернативный способ укрепления духа и тела.

Цель обусловила постановку следующих задач:

  • рассмотреть, что вызывает интерес в занятиях йогой;
  • значение прохождения медицинского осмотра перед началом занятий йогой;
  • узнать, как йога влияет на функции организма человека;
  • рассмотреть какие помещения допустимы для проведения занятий йогой;

На данный момент согласно тематическому планированию по государственному стандарту в программах по физической культуре не планируются занятия по йоге в школах и вузах РФ.

Читайте также:  Тренировки для похудения ночью

Подрастающее поколение, хочет посещать секционные занятия по йоге, как в учебных учреждениях, так и в физкультурно-оздровительных комплексах для приобретения дополнительных навыков и умений.[4] Однако, в РФ йогу не практикуют в школах и в вузах, поэтому молодое поколение при желании посещает дополнительные занятия по йоге.

Йога осуществляет духовное развитие людей через философские учения, которые помогают им обрести душевное равновесие и сбалансировать деятельность своего организма. Также йога способна заинтересовать людей своей мобильностью.

Йога является прекрасной альтернативой традиционным видам спорта. Люди не всегда могут добраться до специализированных мест проведения спортивных тренировок. Занятия йогой не требуют хорошо оборудованных помещений, для их проведения может подойти любое тихое и уединённое место, например – свой дом. Поэтому большинству людей нравится этот способ укрепления физического здоровья и духа.

Актуальность одной из рассматриваемых проблем связана с тем, что для проведения тренировочных занятий требуется определённый расход сил и времени на дорогу к стадиону, спортивной площадке или бассейну, тогда как для самостоятельных занятий по йоге не требуется ни каких дополнительных затрат времени и сил.

Прежде чем заняться йогой необходимо пройти специальный медицинский осмотр, который определит, можно ли человеку практиковать йогу. Врачи не рекомендуют заниматься йогой тем людям, которые не прошли специальных курсов по ознакомлению с йогой, а так же людям, страдающим артериальным давлением, тяжёлыми болезнями сердца, беременным, перенесшим в недавнем времени операции, при межпозвонковых грыжах и т.д.

Перед тем, как приступить к самостоятельным занятиям, необходимо посетить дополнительные занятия под руководством наставника.

Различные положения тела человека способствуют внутреннему механическому массажу мышц, после чего возникает местный дренаж. На занятиях йогой всегда должны выполняться пусть и небольшие, но всё же сверхусилия, которые вызывают полезный микростресс тела. Сверхусилие достигается длительным пребыванием в одной позе или при натяжении мышц, что сказывается на системах и органах, а также на мышечном корсете человека. Допущенные до занятий йогой отметили положительное влияние на разнообразные системы и органы, повышение ловкости тела, умственной и физической работоспособности. При постоянных занятиях йогой хорошее самочувствие может сохраняться в течение всей жизни.

Известно, что большинство функций нашего организма реагирует на сознание, то есть человек сам способен оказывать влияние на состояние своего здоровья с помощью мысли.

Йога уделяет больше внимания расслаблению человека, нежели физической нагрузке, так как мышечное развитие не всегда пропорционально хорошему здоровью. Все упражнения выполняются плавно, без резких движений – это стимулирует циркуляцию крови и прилив кислорода ко всем частям тела человека (в том числе и в головной мозг, который является главным потребителем кислорода, что в итоге отражается на умственной работоспособности и настроении). Самое важное в йоге — дыхание, которое контролируется сознанием. Стеснённые положения тела, так же могут натренировать и укрепить дыхательную систему человека, так как диафрагма смещается на 7- 12см. В целом, йога положительно влияет на здоровье человека, приводя в тонус жизненные силы.

Занятия по йоге рекомендуется проводить в специально оборудованных помещениях.

В основном, расположение и обустройство помещений для проведения занятий йогой не учитывают специфику данного вида спорта.

Помещения, в которых проводятся занятия по йоге, должны располагаться в удобном месте с транспортной развязкой. Это будет способствовать увеличению притока желающих заняться йогой.

Обязательным условием при обустройстве помещения для йоги является тёплые полы, так как большинство упражнений выполняется в лёгкой одежде на полу, человек должен чувствовать себя комфортно и не мёрзнуть. Желательно, чтобы окон было как можно больше в помещении — это придаст студии хорошую и естественную освещаемость.

Если помещение находится в шумном месте, то стены нужно прошить звукоизоляционными материалами, так как тишина — одна из составляющих йоги. Студия должна быть выполнена в светлых тонах — это так же способствует расслаблению.

Рядом со студией для проведения занятий по йоге следует размещать мужские и женские санузлы и раздевалки, а так же буфет с наличием воды и натуральных продуктов.[7]

Прежде чем заняться йогой, нужно проконсультироваться у врачей и сделать необходимые обследования.

Йога должна приносить пользу здоровью и душевному состоянию человека. Поэтому не рекомендуется её практиковать людям с заболеваниями сердца, после тяжёлых операций, при беременности и т.д.

Помещения для занятий йогой должны находиться в тихих местах. Необходимо, чтобы они хорошо отапливались и освещались, тем самым, помогая людям сконцентрироваться и расслабиться.

Желательно, чтобы местная администрация и спортивный комитет уделяли внимание удобству расположения помещений для проведения всесторонних занятий. А также создавались условия для практики этих занятий.

В заключение следует отметить, что правильная социально-экономическая государственная политика способствует формированию здорового, гармоничного образа жизни и возможности оздоровления нации в целом.

Источник

Йога, как учение о духовном самосовершенствовании человека

Йога, как учение о духовном самосовершенствовании человека

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации Ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии. В данной статье речь пойдет об основных философских понятиях и концепциях этого учения, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Йога – это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед) философских школ Индии. Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде этой школы, «Йога-сутре», и комментариях на этот труд. Об авторе «Йога-сутры», Патанджали, нам практически ничего не известно. В Индии он издревле считается великим учителем, йогом и философом, жившим во II в. до н.э. Однако сегодня большинство ученых сходятся на том, что по содержанию и терминологии «Йога-сутру» следует отнести ко II в.н.э.

Патанджали не был человеком, придумавшим учение йоги. Истоки изложенной им йоги мы находим еще в древнейшем памятнике мировой культуры – Ведах (

II тыс. до н.э.), священных текстах Индии. Учение об основных элементах йогической практики – концентрации, созерцании, управлении сознанием и сам термин «йога» – присутствует в ранних упанишадах (

VI – III вв. до н.э.), комментариях к Ведам. Особое место в протойоге занимают древние эпические произведения Индии: Рамаяна и Махабхарата (

I тыс. до н.э.). В наибольшей степени здесь выделяется часть Махабхараты, которая называется Бхагавадгита. В ней присутствуют многие важные части учения йоги, нет лишь необходимой для философии систематизации и классификации категорий – основных философских понятий. Таким систематизатором и выступил Патанджали, обобщив и кратко сформулировав древнее духовное знание. Теория и практика «Йога-сутры» в полной мере выдержала испытание временем и заслужила право называться классической йогой.

Труд Патанджали, как и многие трактаты того времени в Индии, представляет собой совокупность коротких предложений (сутр). Для учеников они, возможно, служили, как бы памяткой для восстановления хода сложных устных рассуждений. Однако для потомков, не имеющих возможности лично общаться с учителем, кратких сутр часто недостаточно. Поэтому существующее сегодня учение классической йоги формировалось, помимо изначального трактата Патанджали, обширной комментаторской литературой. В настоящей статье мы ориентируемся на «Йогу-сутру» и наиболее авторитетный комментарий, принадлежащий философу Вьясе, «Йога-бхашья» ( V в.н.э.).

Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Пракрити (материя) – это все, что мы видим, слышим, осязаем или способны почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии Пракрити заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.

Под Пурушей понимается вечный Дух , духовное начало. Он трансцендентен Пракрити, то есть находится за пределами всей Природы . Пуруша – это высшая часть бытия. В Нем нет форм, характерных для Пракрити, поэтому его невозможно себе представить. Он обладает сознанием, тогда как материя бессознательна. Не стоит, однако отождествлять Пурушу с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Бог классической йоги – Ишвара – проявление Пуруши, но Он не творит мир и не управляет им. Кроме Него, в Духе существуют и другие боги, но Ишвара является высшим среди всех духовных существ. Он также обладает важнейшим для философии йоги свойством соединять и разъединять Пурушу и Пракрити.

До соединения Духа и материи, последняя находится в не проявленном состоянии. Это означает, что вселенной не существует, а три основных свойства или силы (гуны) Пракрити находятся в равновесии.

Гуна саттва отвечает за принцип ясности, раджас – за принцип движения, активности, тамас – за принцип покоя, инертности. При соединении Духа и материи, Пуруша, как сознательное начало начинает в определенном смысле управлять Пракрити, вызывать в ней изменения. Гуны начинают взаимодействовать друг с другом во множестве комбинаций и, проходя определенные стадии, образуют объективный мир во всех его формах. При этом первым продуктом взаимодействия гун становится Буддхи-Махат. Это важное понятие философии йоги обозначает идеальную основу всей будущей вселенной. В ходе дальнейшей эволюции через ряд стадий образуются пять первоэлементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля, из которых и состоят все объекты.

Взаимодействие гун – это непрерывное изменение, следствия которого мы наблюдаем в нашем постоянно меняющемся мире. Эти видоизменения обуславливают для нас ощущение времени . То есть, мы можем сказать, что секунда – это не маленький временной отрезок, а некоторое наблюдаемое нами изменение, например, переход стрелки часов в следующее положение. В соответствии с классической йогой, времени, как такового, не существует, есть лишь момент (сейчас) изменения. Любые изменения возможны в каком-то пространстве, поэтому для объективного мира характерна также категория пространства .

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Теперь рассмотрим учение классической йоги о человеке. Здесь необходимо понять необычную для сознания современного западного человека мысль. В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я – физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. – относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Итак, рассмотрев основные философские категории классической йоги, мы переходим к теории освобождения, центральному учению о смысле существования человека, ради которого была написана и «Йога-сутра», и комментарии к ней. Освобождение – это разделение в человеке Духа и материи, Пуруши и Пракрити. Зачем нужно такое разделение? Дело в том, что человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити. Как мы уже знаем любые проявления Пракрити – это лишь следствия взаимодействия гун. Они изменчивы и ни одна форма не является вечной. Мы же отождествляя себя со своей психикой, привязываемся к ее проявлениям и к формам объективного мира. От этой привязанности происходят все наши страдания. Привязанности рождают желания и ожидания по отношению к миру вокруг нас и к нам самим. Но мир изменяется – близкие нам люди стареют и умирают, совершаемые дела не приносят былого удовлетворения, отрицательные эмоции сменяют положительные, любые удовольствия всегда заканчиваются. Нам хочется постоянного чувства удовлетворения, но это не достижимо, и, как правило, чем больше удовольствие от чего-либо мы получаем, тем сильнее разочарование впоследствии. Философия йоги

Кроме того, стремление к формам Пракрити дает существование нашей карме. Карма – это причинно-следственная зависимость, порождаемая человеком и другими существами. Своим влечением к той или иной форме Пракрити мы обусловливаем то, какими мы будем в будущем. Например, если мы склонны быть добрыми и честными, то хотим быть оцененными в соответствии с этими добродетелями, что в свою очередь порождает наше желание быть такими же и в будущем. Стремления оставляют, образно говоря отпечатки (васаны) в нашем индивидуальном буддхи. Каждое мгновение мы что-либо делаем, чувствуем, мыслим, добавляя все новые отпечатки. После физической смерти наша духовная сущность воплощается в другом теле (реинкарнация), а васаны сохраняются, определяя нашу будущую жизнь. Пока сохраняется наша приверженность формам Пракрити, в буддхи добавляются все новые отпечатки, что и обеспечивает следующие рождения. Таким образом, мы находимся в череде перерождений (колесе сансары), вечно страдая в изменчивом мире Пракрити.

Освобождение от страданий возможно, и стремление к нему – есть наивысшая из возможных целей существования.

Через практику йоги и философские размышления человек постепенно, все лучше и лучше осознает свое высшее бытие, Пурушу, достигает полного духовного бесстрастия, перестает внутренне стремиться к чему-либо в материальном мире. Тогда его карма более не создается, и он приходит к обособленности Духа от материи, выходит из круга сансары и достигает абсолютного освобождения. Такой человек больше не будет рождаться, но он, возможно, еще будет продолжать жить в своей настоящей жизни, находясь в непрекращающемся осознании себя вечным и неподверженным изменениям Духом. Это состояние бога по своей сути равного Ишваре. Это бытие невозможно описать словами, но трудно представить бытие лучше того, в котором отсутствует даже сама потенциальная возможность страдания или какой-либо неудовлетворенности, и в то же время присутствует полное осознание.

Источник

Оцените статью