- Можно ли православному человеку заниматься йогой?
- Православная церковь о йоге: отношение, мнение и ответы на частые вопросы
- Цель йоги как духовной практики
- Почему медитация — это негативное явление
- Православная церковь и йога
- Почему православным нельзя заниматься йогой
- Ответ священства
- Грешно ли заниматься йогой.
Можно ли православному человеку заниматься йогой?
Вопрос духовнику обители
Вопрос: Батюшка, помогите разобраться в жизненной ситуации, связанной с йогой как физической практикой. Занималась долгое время, вела группу, рассматривала очищение тела с помощью физических упражнений как уборку в квартире. После прихода в храм очень много читала, изучала мнения по поводу йоги как системы физических упражнений и всё же поняла, что это чуждо православному духу. Хотя прошло уже более четырех лет, как оставила занятия, люди, которые занималась у меня, периодически встречаются и спрашивают, не набираю ли я группу и хотят заниматься каким-нибудь видом деятельности с телом, направленным на оздоровление и развитие. Не могу понять — это искушение? Или всё же стоит попробовать заняться в этой области чем-то близким по духу с Православием?
Ответ: Человек, первоначально живущий душевной, внешней жизнью, хочет быть бодрым, энергичным и за счет телесных упражнений сохраняет форму, это помогает ему в жизни. Но со временем он открывает для себя, что в теле живет еще и душа, и как тело нуждается в движении, в каких-то нагрузках, так и душа нуждается в Боге, в молитве, в покаянии.
В корне йоги, несмотря на физически правильные, веками отработанные приемы, упражнения, которые стимулируют телесную бодрость и дают человеку внешнюю устойчивость, все-таки заложено учение, которое неприемлемо Православием. Это учение о том, что человек может всё, что он своими силами способен залезть на небо. Здесь принцип — «я сам могу», то есть человек раздувается в своем мнении о себе, он пытается использовать свой огромный потенциал, который есть в каждом из нас. Но это приводит к гордыне. Поэтому йогой Вам однозначно заниматься не надо. А вот какие-то физические упражнения…
Есть люди, которые страдают от того, что мало двигаются, потому что у них сидячая работа, от того, что они еще молоды, и телу нужна нагрузка. Человеку нужно, если он имеет возможность, сохранять какую-то форму, физическую в том числе. Я думаю, будет неплохо, если Вы организуете какую-то группу, найдете упражнения и будете сочетать это с Православием, с духовной бодростью. Это будет Ваша проповедь. Если Вы будете хорошим педагогом (Вас уважают, помнят), то можете принести очень много духовной пользы тем людям, которые будут заниматься в Вашей группе. Можно позаниматься и почитать Евангелие, например, помолиться друг за друга, пойти в храм на исповедь. И это будет служение Богу. Так что я бы Вам советовал сплотить вокруг себя людей. Может, со временем это будет какой-то центр. Люди нуждаются в этом, потому что все-таки тело тоже нужно поддерживать в здоровом состоянии. И если это будет на таком православном уровне, то будет очень даже здорово.
Источник
Православная церковь о йоге: отношение, мнение и ответы на частые вопросы
Здоровый образ жизни сегодня очень популярен. Его рекламируют по телевидению, в Сети и на улицах, открываются множество спортивных залов, многие получают образование тренеров и начинают вести людей к идеальному телу. Наравне с привычными физическими нагрузками, возникают множество альтернативных и зарубежных вариантов спорта: восточные единоборства, пилатес, и, конечно, йога.
Вот о последнем варианте и возникают разногласия, ведь йога — это не только спортивные нагрузки, это и определенное мировоззрение человека, и духовные практики. Каково отношение Православной Церкви к йоге и можно ли православному человеку ею заниматься?
Цель йоги как духовной практики
Данная восточная практика является неотъемлемой частью целой религии — буддизма, который и получил широкое распространение благодаря йоге. Изначально, этот вид спорта был популярен только в западных странах, в частности Америки, но со временем появился и на территории постсоветских стран. И вот возник вопрос, а можно ли православным заниматься йогой или это противоречит уставу Церкви? И вообще, какое отношение Православной Церкви к йоге?
Чтобы ответить на эти вопросы, следует изначально разобраться, что такое йога и почему занятия ею могут привести к каким-то духовным проблемам.
Йога — это учение, состоящие из системы физических упражнений, целью которых является осознанное управление психикой и психофизиологией человека. Это необходимо для достижения более высокого уровня духовного состояния. Так что, мысль о только физической составляющей в корне неверна. Её главной целью является изменение сознания и это уже заставляет задуматься о безобидности такого спорта.
Более точное определение йоги — это система духовных воззрений, так что упражнения в первую очередь нацелены на изменение сознания человека и его духа.
Православный иеромонах Серафим когда-то сказал, что «человек, который занимается йогой, автоматически подготавливает себя к духовным воззрениям и переживаниям, о которых он и не знал». И Серафим знал это точно, ведь он и сам до принятия пострига активно практиковал эту систему упражнений.
Православие о других теориях и учениях:
В центре находится медитация, а физические упражнения являются лишь инструментом успокоения тела и достижения покоя физического, для последующих духовных практик. Серафим также пишет и об этом: «Цель ее — расслабить человека сделать его пассивным и восприимчивым к духовным впечатлениям». Любой, кто занимается этим спортом в течение 2-3 недель может подтвердить, что он стал более спокойный и мягкий — это результат регулярных практик.
В таком расслабленном состоянии человек крайне восприимчив ко всему, что ему будут говорить, и он так гораздо быстрее примет чуждую философию.
Почему медитация — это негативное явление
В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.
Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек — всего лишь Божий раб.
Важно! Йога обезличивает человека и стирает из его сознания Бога. Уже одно это, может дать православному четкий ответ, что этой практики лучше воздерживаться.
Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он — бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.
Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама — решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.
«Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир — это свобода от религий, где нет Бога, а главное — это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?
Итак, йога предполагает:
- важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
- отсутствие различий между добром и злом;
- концентрация на человеческом «Я»;
- отсутствие Бога;
- достижение лже-покоя;
- отрицание Господа.
Важно! Все то, что пропагандирует эта практика — покой, мир, спокойствие можно найти в Господе, в полном смирении и покорности. Православному христианину не следует искать это в йоге.
Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.
Православная церковь и йога
Йога как система упражнений (физических и психологических) существует уже более 1000 лет. Она является ветвью буддизма и направлена на привлечение новых адептов к этой религии. Отношение православной церкви к данной практике строго негативное. Несмотря на то, что некоторые воспринимают данную практику только лишь как систему упражнений, нельзя отделять их от психологической практики.
Патриарх Московский Кирилл, давая комментарий о йоге, подтвердил, что православным верующим стоит воздержаться от подобных практик и лучше заняться другим спортом, в котором нет психологического подтекста. Он уточнил, что практика является языческой и даже простое выполнение упражнений может открыть дорогу духовному миру, который крайне негативно скажется на христианине.
Важно! Любое соприкосновение с языческими практиками приводит к нарушению баланса в духовной жизни христианина и может привести к негативным последствиям.
Православная Церковь придерживается того мнения, что подобные занятия восточной практикой приводит христианина к серьезным заблуждениям. Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает. И вот отсюда уже будет трудно уйти.
Почему православным нельзя заниматься йогой
Православному христианину нельзя заниматься такой практикой по следующим причинам:
- йога является частью религиозного вероучения, которое категорически противоположно христианству;
- в ней нет Бога, нет стремления Его познать, нет осознания своей греховной натуры;
- йога не предполагает покаяние или раскаяние в своих поступках;
- это эгоистичная практика самопознания без Богопознания, а это категорически расходится с христианскими основами.
Регулярные занятия, медитации — все это приводит к тому, что человек начинает отворачиваться от Господа, обращаться в сторону своей эгоистичной натуры все более и более. Он впадает в различные заблуждения, перестает различать доброе и злое, что в итоге приводит к серьезному духовному падению. Никто не дает гарантий, сможет ли человек вернуться на путь истинный после этого падения или нет.
Совет! Во избежание подобных неприятностей, лучше всего воздерживаться от подобных спортивных занятий, тем более, что существует огромное количество самых разнообразных физических нагрузок без духовного подтекста.
Ответ священства
Как было сказано выше, патриарх Кирилл четко высказался по поводу восточной практики и отметил, что православные верующие не должны заниматься подобными вещами для своего же собственного блага. При этом он отметил, что в целом крайне положительно относиться к любому виду спорта.
Духовная жизнь православного христианина:
Спорт должен быть направлен на совершенствование нашего физического тела и не затрагивать духовную сущность, а йога работает в ином направлении — завлекает тело, чтобы поразить душу. Физические упражнения йоги отличные, они развивают выносливость и гибкость, но вот ее психологические приемы могут разрушить духовный мир человека, его сущность и культурную идентичность.
Иеромонах Серафим (Роуз) написал по поводу йоги целую книгу, в которой он объяснял разрушительное действие этой восточной практики и перечислял причины почему православным людям следует избегать ее. Его мнение особенно важно для православных поскольку он ранее сам занимался йогой и знает всю систему изнутри. В книге он приводит историческую справку, историю развития этой медитативной практики и разбирает корни ее в буддизме.
Серафим говорит, что на американском континенте распространение йоги привело к зарождению множества языческих культов. В частности, движение хиппи во многом опирается на внутренние самопознание, медитацию и энергию света. Иеромонах отмечает пагубное влияние восточной системы упражнений на духовную жизнь человека и его постепенное отдаление от Господа, с полным в дальнейшем отречением.
Архиепископ Албанский Анастасий также написал статью с одноименным названием, в которой раскрыл свою позицию относительно йоги. Он говорит в ней, что данные упражнения имеют непродолжительное положительное воздействие на людей, в частности такие же, как и любые другие занятия спортом.
Йога является неотъемлемой частью индуизма и начальным этапом общего духовного восхождения. Цель ее не просто хорошее физическое состояние, но полное погружение в исконно языческие индуистские верования.
А православный религиовед Михаил Плотников, который также много лет изучал индуизм и буддизм в Индии, в одном интервью говорит о том, что «йога является изначально практикой индуистских монахов, которая помогает им отказаться от порочных желаний, затем от естественных человеческих (желание иметь семью, достаток, здоровье), а затем и вовсе ото всех желаний».
Вначале человек должен приобрести полный контроль над своим телом, затем над своим психологическим телом, что достигается с помощью медитаций. После многочисленных сеансов транса в разум человека должен войти свет его собственной божественности.
Важно! Йога — это не просто безобидная практика интересной физкультуры. Это начало серьёзной языческой религии, которая рано или поздно захватит ум человека, если вовремя от нее не отвернуться.
В современном мире так много возможностей, что найти альтернативные спортивные занятия человеку будет вовсе не трудно.
Источник
Грешно ли заниматься йогой.
Еще совсем недавно никто из нас не мог подумать, что наша жизнь кардинально изменится. Что все будем сидеть дома на самоизоляции. Что не сможем прийти даже на богослужение в храм. Но в основном у всех возникает вопрос: «А что дальше? Как жить после снятия ограничений, когда многие потеряли работу, и средств не осталось от слова совсем?» Чувство тревоги все больше овладевает людьми.
На фоне всего этого в интернете появляются советы всевозможных «наставников» и «психологов». В частности, они настоятельно рекомендуют заниматься йогой, чтобы снять чувство тревоги и освободиться от навязчивых мыслей. Более того, этот совет исходит от людей называющих себя православными. Они утверждают, что йога это всего лишь дыхательная гимнастика, не имеющая ничего общего с религией. Что греха в этом нет, и православие относиться к йоге нейтрально. Конечно, это или заблуждение, или сознательная неправда.
Прежде всего, надо понимать что йога – это не просто физические упражнения. Для поддержки тела в тонусе можно выполнять комплекс из утренней зарядки. Упражнения из йоги ставят перед собой определенную цель. Асаны (позы в йоге) – это средство для изменения и управления своим сознанием и психическим состоянием.
Достигается это состояние посредством медитации, а точнее растворения своего «Я» во вселенной. Нужно понимать, что йога – это часть религии индуизма. А индуизм – это религия пантеизма, (всебожия) которая не признает личностного Бога. И медитация – это уже вид поклонения божеству. Немного в необычной, для нас, европейцев форме, но это все-таки уже религиозное поклонение. Но так как по учению индуизма не существует личностного Бога, а Бог это все вокруг, то целью медитации является растворение своей личности в этом безликой вселенной.
Конечно, защитники могут возразить, что медитация и молитва суть одно то же. Только названия разные. И все духовные практики, в конечном счете, ведут к Богу. И естественно, это в корне не верно.
Если внимательно рассмотреть конечные цели христианской молитвы и медитации, то мы увидим коренное отличие. В индуизме медитация это способ уйти от реальности, растворить свои мысли, чувства самого себя, свою личность в окружающем мире. Мысли чувства, эмоции не контролируются. Все пускается на самотек. Все вокруг Бог, и я как часть этого мироздания также являюсь частью божества. (Невольно вспоминается обещание змия в раю что «будете как боги») Нет нужды в работе над собой, Нет нужды в покаянии и исправлении своей души. Просто необходимо раствориться в этом мире. Мысли, чувства, образы — все пускается на самотек. Это похоже на страуса, зарывающего голову в песок.
И как это учение не согласуется с православием, которое учит, что человек – духовно больной. Что для исцеления души необходим колоссальный труд. Что для спасения необходимо увидеть свою греховность, и через покаяние, обращаясь к личному Богу, Христу потихоньку начать исцелять свою душу. И молитва здесь играет первостепенную роль.
Святые отцы церкви учили, что главное условие молитвы – это внимание, или сосредоточенность. Древние подвижники-монахи, и современные старцы в один голос предостерегали от искании чувственных образов на молитве. История церкви знает немало примеров, когда великие старцы пренебрегши этим условием впадали в тяжкий грех, или сходили с ума.
Православный монах Серафим (Роуз) до принятия православия увлекался йогой, и, по его признанию, это учение оставляет человека беззащитным перед духовным миром, и заметим, не всегда безобидным. Также православие (в основном кто практикует Иисусову молитву) строго настрого запрещает при молитве соглашаться и вступать в мысленный разговор с мыслями (помыслами). До сих пор в некоторых монастырях практикуется ежедневное исповедание докучающих помыслов. Потому, что грех зарождается с мысли. И как это не согласуется с учением йоги через медитацию раствориться мыслями во вселенной.
Предвидя возражения занимающихся йогой, что это всего лишь вид гимнастики, хочется спросить: «А что мешает заниматься другими видами упражнений, Ходить в спортивный или в тренажерный зал? Если это просто гимнастика? Или это все таки не только гимнастика?
Источник