Йога это япония или китай

Откуда пришла Йога? Основные методы, цели и отличия от других систем

Что такое Йога?

Йога — это практическая древняя система самопознания. В Индии (примерно 2500–1800 гг. до н.э.) находят первые изображения йогов. Примерно 500–100 г. до н.э. были записаны Веды (Гимны «знания»), из которых сформировались основные направления — Ригведа, Атхарваведа, Самаведа, Яджурведа. В этих разделах заключались знания о мироустройстве, науке, искусствах, медицине, семье и многие другие аспекты знаний. В дальнейшем были написаны шастры, непосредственно практически поясняющее тексты по Йоге.

Для понимания и расшифровки этих знаний необходимы ключи традиции и личный опыт практики, также знание праведического языка. Как вы понимаете, это не вполне выполнимая задача для начинающего. Но с течением времени появлялись и более поздние авторитетные более понятные тексты.

Основные более поздние тесты по Йоге — «Йога сутра Патанджали», «Хатха йога Прадипика», «Шивасамхита» и «Гхерандасамхита», которые появились в 11–17 вв. н.э.

Йога опирается в космологию, согласно которой, каждый поступок, каждое действие (карма) помимо своего естественного значения имеет ещё один смысл, который не зависимо от пространства и времени, но, только исходя из взаимосвязи обстоятельств, может естественным образом вызывать новые обстоятельства и оказывать на них влияние.

Поэтому в йоге необходимо правильное понимание причинно-следственных связей и правильный образ жизни. Из этих рекомендации стояться основные методы Йоги, в том числе и Хатха, Пранаяма, Мантра Йоги и другие.

Читайте также:  Мисс николь гимнастика дома челлендж

В основе йогических практик должно лежать гармоничное развитие физического тела, ментально-эмоционального уровня (тонкое тело), логического и интеллектуального ума. Это позволяет избавиться не только от физических и психических расстройств, но и так открывает неограниченный внутренний источник энергии и саморазвития, духовного самосовершенствования.

Перейдём непосредственно к практике.

Зачем заниматься Йогой, или что даёт Йога?

Йога ничего не даёт и не привносит. Йога помогает вам раскрыть, то, что и так в вас есть! С другой стороны, если в себя не особо верится, приходит осознание могущественности своего Я.

В Йоге считается, что наше естественное состояние — это гармония, здоровье, вдохновение.

Используя методы и упражнения йоги, мы раскрываем в себе это состояние, то что и так в нас заложено.

Почему мы всегда не ощущаем этого?

Мы проявляемся через наше физическое тело, мысли, эмоции, а тело часто болеет, мысли негативные, эмоции тоже. Почему? Потому что есть негативная карма, то есть в прошлом мы неправильно использовали свою свободу и в будущем её сократили.

Используя упражнения Йоги, мы получаем приток жизненных сил, энергии, Праны, избавляемся от негативной последствий. Так как Прана — это ресурс для сотворения того, чего вы хотите или искоренение нежелательного в вашей жизни, как им распорядиться, решаете вы.

Как она проявляется? Ощущение силы, творчества, желания делать, отличное настроение, самочувствие, сознание себя и своих возможностей, понимание, что настоящее сокровище — это и есть вы, ваша суть, а упражнения Йоги — это инструмент, последовательно приближающий вас к этому.

Теперь мы рассмотрим основные методы Йоги.

Существует 2 основных метода: метод Энергии и метод Сознания, эти методы нужны лишь для того, чтобы прийти к пониманию гармонии, умению находить свой ритм. Объединения того, где и когда надо себя заставить, и где, и когда можно себе позволить. Они универсальны, их применение распространяется на любую сферу жизни, на любую деятельность.

М. Энергии подразумевает, что мы набираем время, делаем без усилия, позволяем себе, находим наиболее приятный вариант выполнения.

М. Сознания — мы занимаем активную позицию, видим себя уже совершенным в позе, прикладываем усилия, берём ситуацию в свои руки.

Существует 3 метод, он скорее поясняет использование первых двух.

M. Масштабируемости. Какое упражнение вы бы не выполняли, делайте его в таком объёме, за такое количество подходов, которое вам гармонично.

Какой метод вы бы не использовали, вы должны испытывать радость. Насилие, дискомфорт не допустим в Йоге!

Сочетание этих 3 методов приводит к пониманию, умению находить гармонию или собственный ритм.

Как всё начинается?

Первые шаги в Йоге — это огромное количество вопросов и желание всё выверить и сделать правильно! Трудно поверить, что инструктор, преподаватель — это всего лишь указатель, куда идти, а не форма, которую нужно копировать. Тратиться огромное количество времени на то, чтобы выработать у себя независимость от внешних условий и самостоятельность в практике. Для того чтобы это происходило быстрее, нужно понять отличие Йоги от других физических культур.

В чём разница?

Разница между Йогой и физическими культурами.

Задача не копировать других людей, преподавателя, не достигать любой ценой наибольшего числа подходов или времени выполнения. Задача найти гармонию в самом себе, собственный ритм выполнения.

  1. Количество видов Йог огромно. Они не ограниченны только работой с физическим телом или дыханием.
  2. Методы Йоги универсальны, они применимы к любой сфере деятельности.

Таким образом, Йога — это универсальный метод, воплощённый во множестве упражнений, направленных на различные цели. Главное в практике — научиться работать со своими ощущениями и заниматься регулярно, тогда результат не заставит себя ждать.

Источник

Йога это япония или китай

Йо́га (дев. योग ) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. [1] В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. [2] [3] Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире.

Основные направления йоги — это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. [4] [5] [6] В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. [7] Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши. [1] За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.

Содержание

Этимология

Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: [8] «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т. п. [9] [10] Впервые встречается в «Риг-веде» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы. [11] [12]

История йоги

История йоги уходит своими корнями в древние времена. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.), изображены фигуры в медитативных или йогических позах. Эти археологические находки указывают на возможность того, что население Хараппской цивилизации практиковало одну из древних форм йоги или родственный ей ритуал. [13] Понятие йоги впервые упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы «Риг-веде». [11] Считается, что йога развилась из аскетических практик (тапаса) ведийской религии, которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам — Брахманах (датируемых периодом с X по VI века до н. э.). [14] В Брахманах, в частности, в «Шатапатха-брахмане», присутствуют идеи единения ума, тела и души с Абсолютом. В Упанишадах, наиболее раннее упоминание йоги и медитации можно обнаружить в «Брихадараньяка-упанишаде», [14] — одной из древнейших Упанишад, датируемой учёными X — IX веком до н. э. Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (датируемые VI веком до н. э.), «Махабхарата» и «Бхагавад-гита», а также «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.). В «Йога-сутрах» йога впервые была изложена как одна из школ («даршан») индуистской философии. Эта ранняя школа йоги ретроспективно получила известность под ретронимом раджа-йога с целью отличить её от других, более поздних школ.

Индская цивилизация

На нескольких печатях, обнаруженных при раскопках в долине реки Инд и датируемых периодом с 3300 по 1700 год до н. э., были найдены изображения людей в медитативных и йогических позах, занимающихся «одним из видов ритуальной практики, возможно древней формой йоги». [15] Из всех артефактов Хараппской культуры, археолог Грегори Поссель выделяет 16 специфических фигурок в йогических позах. [16] По мнению учёного, они свидетельствуют о том, что обитатели Хараппской цивилизации занимались ритуальными практиками йоги и медитации. При этом, были найдены изображения в йогических позах не только людей, но и божеств. [17] Исследователь и профессор Эгберт Рихтер Ушанас указывает на связь хараппских артефактов с Ведами, в частности с «Риг-ведой» и «Атхарва-ведой». [18] [19]

Наиболее известным из хараппских йогических изображений является «печать Пашупати» [20] обнаруженная британским археологом Джоном Маршаллом, который полагал, что на ней изображена одна из древних форм Шивы. [21] Некоторые учёные, однако, подвергают сомнению идею того, что изображённый на печати «Пашупати» («Господь животных») [22] представляет фигуру Шивы или Рудры. [23] [24] [25]

«Йога-сутры» Патанджали

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. [26] [27] Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. [28] Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. [29] [30] Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога….» [31] Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:

Обе философии считаются в Индии близнецами, разными аспектами одной дисциплины. Санкхья обеспечивает основное теоретическое объяснение человеческой природы, перечисляя и давая определение её элементам, анализируя способы их взаимодействия в обусловленном состоянии (бандха), и описывая их состояние в освобождённом состоянии мокши, в то время как йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения этого освобождения. [32]

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. [33] Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. [34] Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, [35] которая является ключевой сутрой всего текста:

Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога — это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)». [36] Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)». [37]

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:

  1. Яма — принципы взаимодействия с внешней средой
  2. Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой
  3. Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности
  4. Пранаяма — контроль над праной («жизненной энергией») посредством особых дыхательных практик
  5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
  6. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума
  7. Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
  8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

«Бхагавад-гита»

Термин «йога» часто используется в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности Верховного Господа (Бхагавана). Кришна учит, корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.

В добавок к 6-й главе, целиком посвящённой традиционным практикам йоги, включая медитацию, [1] «Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги: [38]

Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же — осознать, что Бог в Своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Сверхдуша (Параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) через осознание Бога и своих отношений с Ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели. [39]

Известный комментатор «Бхагавад-гиты» Мадхусудана Сарасвати в конце XV века разделил её по содержанию на три основные части: первые шесть глав в основном посвящены карма-йоге, средние шесть глав — бхакти-йоге, и последние шесть — джнана-йоге. [40] Другие комментаторы предложили свой вариант деления, приписав определённую йогу каждой из глав и выделив 18 видов йоги. [41] Подобное деление впоследствии было принято многими комментаторами «Бхагавад-гиты».

Хатха-йога

Хатха-йога — это одна из систем йоги, описанная Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», (составленном в Индии в XV веке), а также в ряде других текстов, включая «Гхеранда-самхиту» и «Шива-самхиту». Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), и праны, или жизненной энергии (тха). [42] [43] Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, [44] добавляя к ним гимнастические йогические элементы. [45] В настоящее время хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога». [46]

История йоги на Западе

В Европе впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр, одним из основных источников философских взглядов которого были Упанишады. После выступления Вивекананды на Чикагском конгрессе религий в Нью-Йорке и прочтения цикла лекций по йоге в конце XIX века, интерес к ней на Западе не ослабевал. Следующий всплеск интереса пришёлся на первую половину-середину XX в.

История йоги в России

Йогой в России интересовались ещё до революции 1917 года. В основном, творческая и мыслящая интеллигенция, большая часть которой покинула страну после перемен. В советское время йогой заниматься было опасно, поскольку идеологически она была запрещена, но энтузиасты были и занимались они, в основном, по уцелевшим книгам и самиздату.

Первым сертифицированным преподавателем йоги в СССР стал Анатолий Николаевич Зубков. Будучи в долгосрочной командировке в Индии, он познакомился с Шри Рам Кумар Шармой (учеником Свами Шивананды), под руководством которого и начал практиковать упражнения йоги. По окончании обучения Шри Рам Кумар выписал Зубкову сертификат, дающий право преподавать йогу и лечить с помощью йоги. Вернувшись на родину, Зубков стал настоящим миссионером и проделал огромную работу по популяризации йоги в СССР. В 1970-е годы Зубков написал сценарий первого советского документального фильма о йоге. Лента называлась «Индийские йоги — кто они?». После её выхода на экраны в СССР появилась своеобразная «мода на йогу». Интерес к йоге в 1970-е годы существовал и со стороны советского правительства, которое пригласило в страну Дхирендру Брахмачарьи для внедрения техник йоги в подготовку космонавтов.

В конце 1980-х годов в Москве появилась лаборатория по изучению нетрадиционных методов оздоровления, по инициативе которой в 1989 году на первую Конференцию по йоге был приглашен Б. К. С. Айенгар. В том же 1989 году в СССР впервые приехал гуру кундалини Йоги Бхаджан. Позже он дал инициацию Якову Маршаку, который начал с помощью техник кундалини-йоги помогать наркозависимым подросткам. [47]

Йога в других традициях

Буддизм

Йога тесно связана с верованиями и практиками индийских религий. [48] В частности, влияние йоги присутствует в буддизме, для которого характерны аскетические практики, духовные упражнения и состояния транса. [49] [50] В буддизме йогачара (в переводе с санскрита: «практика йоги» [51] ), философской школе буддизма махаяны появившейся в Индии в V веке, йога является основой практики, ведущей на путь бодхисаттвы. [52] В этой школе йога практикуется ради достижения просветления. [53]

Близость к йоге является отличительной чертой дзэн-буддизма, который представляет собой одну из форм буддизма махаяны [50] [54] . На Западе дзэн существует параллельно йоге и между двумя школами очевидно существует большое сходство [55] . Это феномен заслуживает особого внимания по причине того, что школа медитации дзэн-буддизма уходит своими корнями в йогические практики [56] . Некоторые основные элементы йоги играют большую роль как для буддизма в целом, так и для дзэна в частности [57] . Тем не менее профессор философии Д. Т. Судзуки отстаивал позицию противоположности йоги и дзэн по той причине, что видел склонность западных исследователей «сваливать все азиатские способы медитации в один котёл» [58] . Профессор философии и истории религии Г. Дюмулен также указывал, что хотя существуют «внешние параллели» между двумя традициями и их «внутреннее родство», но существуют и отличия в целях и способах практики [59] .

Йога также занимает важное место в тибетском буддизме. В традиции ньингма практикующие йогу постепенно прогрессируют до всё более и более высоких уровней, начиная с маха-йоги, продолжая с ану-йогой и в конце концов достигая наивысшей стадии ати-йоги. В других традициях эквивалентом этой стадии выступает ануттара-йога. К другим тантрическим йогическим практикам принадлежит система 108 поз, практикуемых с контролем дыхания и ритма сердца. Темп йогических упражнений называется трул-кхором или единением энергий луны и солнца праджня. Йогические позы древнетибетских йогов изображены на стенах летнего храма Далай Ламы в Лакханге.

Тантра

Предполагается, что практика тантризма способна изменить отношение индивидуума к социальной, религиозной и логической реальности, в которой он обитает. Посредством тантрической практики индивидуум осознаёт иллюзорную природу реальности, освобождается из оков майи и достигает мокши. [60] Именно этот путь к мокше, среди ряда других путей предлагаемых различными традициями индуизма, связывает тантризм с такими практиками индийских религий как медитация и социальное отречение, которые основаны на временном или постоянном удалении от социальных отношений. [60] В ходе обучения тантрическим практикам индивидууму даются наставления в медитационных техниках, в особенности в техниках медитации на чакры. Это считается одним из видов кундалини-йоги, целью которой является помещение Богини в сердечную чакру с целью медитации и поклонения. [61]

Согласно Джону Вудроффу, [62] йога разделяется на хатха-йогу (гхатастха-йогу) и самадхи-йогу. Последняя в свою очередь согласно «Гхеранде-самхите» бывает шести видов: дхьяна-йога-самадхи, нада-йога, расананда-йога, лайя-сиддхи-йога, бхакти-йога и раджа-йога.

Ислам

Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма. [63] Древнеиндийский текст по йоге, «Амритакунда», («Озеро нектара») ещё в XI веке был переведён на арабский и персидский языки. [64]

В 2008 году лидеры исламского духовенства в Малайзии издали фетву против мусульман, занимающихся йогой. В ней утверждалось, что в йоге содержатся элементы индуистского религиозного учения и, следовательно, практика йоги для мусульман является богохульной и харамной. Мусульманские учителя йоги Малайзии подвергли это решение критике, расценив его как оскорбительное. [65] В фетве разрешается практика йоги как физических упражнений, но запрещаются такие практики, как повторение мантр. [66]

Цель йоги

Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья йогатерапией и до достижения мокши. [1] В монистических школах адвайта-веданты и шиваизме, конечной целью практики йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (сансары) и всех страданий материального существования посредством осознания своего единства как атмана с Верховным Брахманом. В школах бхакти вайшнавизма, сама бхакти, или «любовное преданное служение Богу», является конечной целью практики йоги. В гаудия-вайшнавизме, одном из основных направлений вайшнавизма, высшей формой бхакти выступает према-бхакти или «чистая любовь к Богу». В вайшнавизме, достигнув совершенства в бхакти-йоге, вайшнав отправляется в духовный мир (Вайкунтху или Голоку) и наслаждается там блаженным служением Вишну в одной из его ипостасей. [67]

Источник

Оцените статью