Здоровье и йога
Современная психология при изучении состояний сознания человека чаще всего оперирует тремя понятиями: сознательный уровень, подсознание и бессознательное.
В традиции йоги сознательному уровню соответствует термин «джаграт», подсознанию — «свапна», а бессознательному — «сушупти».
Однако помимо этих трех уровней сознания человека в йоге также описана подробная технология достижения четвертого состояния сознания, в котором ум человека лишен сковывающих его ограничений и находится в состоянии кристальной ясности, чистоты и свободы — «турии».
Современные синонимичные название данного уровня сознания: сверхсознание, трансперсональное сознание и др.
Уровни сознания в йоге
Когда человек воспринимает окружающий его мир из состояния бодрствования (джаграт), то активное участие в данном процессе принимает на себя физическое тело (стхула шарира).
Посредством пяти органов чувств (индрий): глаз, ушей, обоняния, осязания и вкуса информация, поступающая из «внешнего» и «внутреннего» пространства, переносится в место ее обработки — ум (манас), затем транспортируется в буддхи (тело интеллекта), где соотносится с уже имеющимся опытом, структурируется и оформляется в определенные выводы, идеи и концепции, которыми начинает оперировать эго (ахамкара), помещая их в область памяти (смрити).
Обратный путь взаимодействия: ахмкара — буддхи — манас заканчивается контактом органов действий (кармендрий): рук, ног, речи, репродуктивных и выделительных органов с объектами окружающего мира.
В некоторых йогических традициях, например в бихарской школе йоги, считается, что данный уровень сознания очень тесно интегрирован с деятельностью пингала нади — энергетического канала, идущего в тонком теле, проецируемого в физическом пространстве справа от позвоночного столба.
Подсознательный уровень (свапна) характеризуется встречей сознания с собственным субъективным опытом, представленным в форме фантазий и снов.
Реализация работы данного уровня сознания связана с деятельностью ида нади — «левым» энергетическим каналом.
В данном процессе ведущую роль занимает «тонкое» астральное тело «сукшма шарира», которое обрабатывает впечатления, полученные в бодрствующем состоянии сознания (джагат), снова переживая их, порою даже более ярко и интенсивно, чем в «сознательном» состоянии.
«Третий» уровень сознания — бессознательное (сушупти) характеризуется погружением потока внимания в причинное тело (карана шарира).
Здесь полностью отсутствует деятельность и «грубого», и «тонкого» ума, которые поглотились истинным «Я». В таком состоянии нет восприятия идеи времени и пространства, однако оставшиеся глубинные отпечатки самскар все еще мешают наладить «максимально объективный» характер взаимодействия с Абсолютом.
Мандукья упанишада описывает это расширенное состояние сознания как «сон без сновидений, без желаний в царстве интуиции»
Сушупти обладает тесной связью с функционирование центрального энергетического канала (сушумны).
Лишь только после окончательного пробуждения сознания и его выхода за пределы ограниченной дуальности «сон-бодрствование», оно попадает в «четвертое» состояние.
Этот «уровень» получил название «турия». Сознание, пребывающее здесь, полностью лишено какого-либо омрачающего влияния субъективного или объективного опыта.
Достигнув данного этапа, индивидуальное самосознание, обретя полное освобождение, сливается с безупречным Абсолютом.
Турия, как особый уровень сознания, приводит к осознанию единства, цельности и безграничности индивидуальной души в процессе ее взаимодействия с безграничным Мирозданием.
Человек, достигший практикой йоги либо любой другой технологией интегрального тренинга этой путевой точки своего индивидуального развития, возвращает свое «созревшее» индивидуальное сознание и всю имеющуюся в его распоряжении прану в космическое тело, прочно укореняясь в нем.
Это состояние сознания полностью свободно от оперирования любыми даже самыми «расширяющими» концепциями и потому не поддается адекватному описанию посредством вербальных шаблонов человеческого языка.
Все данные уровни могут быть испытаны одновременно, и целью практики йоги является собирание «расщепленных» частей индивидуального самосознания в единое целое с постепенным выходом из-под влияния полярной деятельности иды и пингалы.
Сосредоточив свое сознание в центральном канале (сушумне), йог постепенно наблюдает за его кристальным очищением и созреванием, а в должный момент покидает и эти границы…
Фотографии любезно предоставлены Ольгой Звягинцевой
Источник
Йога. Что нужно знать о йоге. Йога и медитация.
Йога в переводе с санскрита означает «связь», «единение», «единство».
Йога стала привычным элементом современной жизни, хотя в обиходе значение слова «йога» как правило сводится к комплексу оздоровительных упражнений для тела и дыхания, которые можно освоить в любом фитнес клубе. Эта статья призвана помочь вам разобраться, чем же на самом деле является йога, каков ее истинный диапазон и почему мы можем считать ее величайшим достоянием человечества.
Йога – как философия.
Йога в широком смысле слова традиционно понимается как восточное духовно-философское учение, целью которого является достижение человеком единства со своим истинным «Я», которое, в отличие от «я» обыденного, относительного и смертного, есть «чистое сознание» – вечная, ничем не обусловленная реальность, лежащая в основе всего бесконечного многообразия феноменального (материального) мира.
В узком смысле Йога — это одна из шести систем древнеиндийской философии, основоположником которой считается Патанджали, автор «Йога-Сутр», предположительно живший во II веке до н.э.
В действительности йога гораздо старше. Маха Риши Патанджали систематизировал Знание столь же древнее, как вся Веда, которая, по словам Махариши Махеш Йоги, вечна – в том смысле, что представляет собой окончательное описание Реальности, обретенное через ее непосредственное восприятие древними видящими – Риши.
В соответствии с этим описанием, «феноменальный мир – это просто проявленная фаза вечного непроявленного Бытия»***
(*** Здесь и далее цитаты Махариши Махеш Йоги из Книги «Махариши Махеш Йоги о Бхагават-Гите» (перевод и комментарии)) — безграничного континуума Сознания. Подтверждение этого факта человек способен получить в своем собственном сознании, через практику йоги. С помощью йоги ищущий человек в состоянии найти ответы на вопросы: «Кто Я?» и «В чем смысл моей жизни?».
Обретение этого Знания через непосредственный опыт навсегда освобождает человека от пут невежества, страданий и проблем. Поэтому достижение единства со своим «Я» также описывается в древних текстах как Освобождение («мокша»).
«Цель Йоги — получить знание путем непосредственного восприятия. Йога — это практическая наука жизни, которая открывает непосредственному опыту не только поле абсолютного Бытия, но также все различные уровни относительного творения». ***
«Йога – это путь единения, — это прямой путь к опыту сущностной природы Реальности». ***
Йога – как состояние сознания.
Йогой также называется состояние сознания человека, в котором человек познает Бытие как свое собственное «Я». В состоянии йоги жизнь человека в действиях и в мыслях совершенно гармонична, поскольку содержит в себе сам источник, или корень его существа – абсолютное Бытие.
Состояние йоги иначе называется «Самадхи». Практическим способом достижения Самадхи является медитация.
Во время медитации ум при помощи специальной умственной техники выходит за пределы своей активности и достигает абсолютно спокойного, но полностью сознательного состояния. Это полностью спокойное состояние, когда ум не направлен ни на что внешнее, а воспринимает только сам себя, и есть прямой опыт того, что значит «просто быть» – опыт Бытия, опыт «Я». Его называют также «чистым сознанием».
Состояние Бытия – чистого сознания, – полностью вне поля активности. Нет триединства субъекта, объекта и процесса восприятия. Это состояние Единства познающего, познаваемого и процесса познания – йога, Самоосознание. Говорят, что в этом состоянии трансцендентального сознания, человек «взошел к йоге».
А вот как описывают это состояние современные источники:
«Самадхи — озарение, состояние сознавания, или постижения Истины. Это состояние не поддается описанию, поскольку в поле сознания нет ничего, к чему могли бы относиться слова. В данном случае можно говорить о высвобождении реликтовых форм дологического мышления, которое непосредственно связано с континуальным (глубинным) потоком сознания. Этот вид сознания присутствует в нас, но остается скрытым логико-структурированным мышлением. Таким образом, просветление наступает тогда, когда человек освобождается от привязанности к слову и знаку… Необходимо «опустошить сознание» до полного отсутствия мыслей или образов для управления континуальным потоком сознания — такого сознания, которое открывается после снятия вербализации. Этим методом и является медитация (Абаев Н. В., 1989). В самадхи человек полностью владеет своими физическими и психическими способностями. Достигший самадхи может произвольно регулировать жизненные процессы, обмен веществ, понижать и повышать температуру, давление.» (Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000).
Если человек настойчив в практике йоги, то его Самоосознание становится непрерывным и утверждается в природе ума до такой степени, что даже когда ум находится в поле внешнего опыта, он никогда не теряет осознания истинной природы своего «Я». Это состояние космического сознания – состояние человека, «утвердившегося в йоге» («нитья-самадхи», или «дживан-мукти»), также называемое Просветлением.
Утвердившись в йоге, человек утверждается в конечной Реальности жизни, являющейся источником бесконечной энергии и созидательности.
Практическое значение Просветления для жизни человека огромно – это единственный и окончательный способ разрешения всех человеческих проблем.
Поэтому йога – это не отвлеченная философия, Йога имеет самый что ни на есть практический смысл для достижения каждым человеком здоровой и счастливой жизни.
Йога дает наиболее целостный и структурированный практический путь реализации истинного человеческого потенциала.
«Йога – это основа целостной жизни, средство привести в гармонию внутреннюю созидательную тишину и внешнюю активность жизни, а также способ действовать с точностью и успехом»***.
Йога – как практика.
Йога – это практический аспект всех шести систем индийской философии. Йога, и в этом важнейшее значение йоги, представляет собой практическую систему тренировки тела и ума для достижения человеком здоровой и счастливой жизни. Причем эффект от занятий йогой становится заметен буквально с первых дней и недель занятий и усиливается по мере практики с течением времени.
«Йога-сутры» Патанджали описывают так называемые «ступени» йоги – которые следует понимать скорее как сферы (направления) самосовершенствования в йоге. Так называемая аштанга-йога («восьмеричная йога») включает в себя следующие сферы:
- Яма — принципы взаимодействия с внешней средой.
- Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой.
- Асана — специфические позы, способствующие интеграции ума и тела и поддерживающие сбалансированное состояние здоровья.
- Пранаяма — дыхательные упражнения.
- Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
- Дхарана — сосредоточенность ума, отвлечение ума от контакта с органами чувств
- Дхьяна — медитация (отвлечение ума из области всякой ментальной активности вплоть до достижения им состояния чистого сознания — самадхи).
- Самадхи — состояние Самоосознания.
Принято считать, что первые четыре сферы — это как бы «низшая», подготовительная йога, а последние четыре – собственно йога, или «высшая» йога.
Система упражнений — асаны и пранаяма, — известна как Хатха-Йога. Именно Хатха-Йога наиболее популярна сегодня и часто отождествляется с йогой вообще.
«Бхагавад-гита» (составная часть Веды и Ведической литературы) описывает три наиболее важные вида йоги:
- Гьяна-йога — «йога знания», предназначенная для отшельников,
- Карма-йога — «йога деятельности», предназначенная для людей ведущих обычную социальную жизнь,
- Бхакти-йога — «йога преданности», или «йога преданного служения», предназначенная для верующих.
Большинство других «Йог» с терминологической точки зрения появились значительно позднее и характеризуют разнообразные школы йоги, различающиеся с точки зрения используемых методов медитации и различного сочетания восьми сфер самосовершенствования в йоге.
Основным заблуждением многих интерпретаторов йоги на протяжении тысячелетий было то, что они относились к этим сферам, как к последовательным ступеням самосовершенствования, тогда как в действительности они описывают принципы самосовершенствования, относящиеся к разным областям деятельности, которые человек может практиковать одновременно.
Более того, реализация йоги ни в одной из сфер невозможна в полной мере без прямого опыта «Самадхи» — чистого сознания, достигаемого при помощи медитации. Поэтому медитация («дхяьна») является подлинным сердцем йоги, как это описывается в шестой главе «Бхагават-Гиты».
Вот как описывает значение медитации и опыта самадхи Махариши Махеш Йоги в своих знаменитых «Комментариях к «Бхагават-Гите»:
«На протяжении сотен лет эти различные части Йоги ошибочно рассматривались как различные ступени в развитии состояния Йоги, тогда как на самом деле каждая часть предназначена создавать состояние Йоги в сфере жизни, с которой она соотносится. С непрерывной практикой всех этих частей, или средств, одновременно, состояние Йоги растет одновременно во всех восьми сферах жизни, чтобы в конце концов стать постоянным…
Необходимо указать здесь, что даже самадхи, уже являясь состоянием Йоги в смысле трансцендентального сознания, служит средством достижения конечного состояния Йоги, космического сознания. В состоянии космического сознания трансцендентальное сознание обретает постоянную основу в природе ума, или, в индийских терминах, кшаника (преходящая) самадхи становится нитья (вечной) самадхи. Именно в этом смысле Махариши Патанджали поставил самадхи рядом с другими семью частями, или средствами, Йоги.
Чтобы связать принцип дхьяны с практикой, можно заметить, что самой ценной практикой в сфере дхьяны является простая система Трансцендентальной Медитации. Трансцендентальная Медитация принадлежит к сфере дхьяны и в то же время выходит за пределы этой сферы и дает начало состоянию трансцендентального сознания, самадхи. После того как это состояние было достигнуто, внимание возвращается в сферу дхьяны, которая является областью активности. Это регулярное переключение внимания с одной сферы на другую позволяет поддерживать трансцендентальное сознание даже во время деятельности, сначала на очень тонком уровне, и позднее — в грубой деятельности повседневной жизни, так что в конце концов оно становится постоянным. Таким образом простая система, известная как Трансцендентальная Медитация, которая является особым видом практики, образует наиболее действенный рабочий инструмент этих двух сфер жизни, дхьяны и самадхи.»***
Йога – не религия.
Существует глубокое духовное единство йоги с религиозными и духовными учениями Запада и Востока, но при этом йога сама по себе не является религией.
Йога не имеет никакого отношения к индуизму, христианству, исламу, равно как и ко всем остальным религиям. Но все, кто познали истину, будь то Будда, Иисус, Мохаммед или Заратустра, постигали ее с помощью йоги. Только одним путем жизнь может достичь состояния внутренней целостности, и этот путь — йога во всех своих проявлениях.
Йога, в отличие от религий, — это не система верований. Она представляет собой системный метод научного исследования, нацеленного на поиск истины жизни.
Конечно, это исследование отличается от методов современной науки, потому что йога не использует традиционные объективные методы исследования. Область исследования и методы исследования в йоге полностью субъективны. Но это исследование содержит все признаки науки, а не веры. Йога не призывает что-либо принимать на веру. Атеист может заниматься этим с тем же успехом, что и верующий в Бога.
Наука не зависит от верований. Наука не предполагает наличия каких-либо сформировавшихся убеждений или догматов. Наука говорит: «Делай и смотри!».
Наука начинается не с допущений, она начинается с исследования. То же можно сказать и о йоге: йога начинается не с теорий, а с поиска, изучения, исследования внутри собственного сознания, в котором сокрыто все Знание мира, когда бы то ни было доступное объективному познанию.
Йога и медитация
Эта статья для множества людей, которые занимаются йогой, для тех, кто вновь открыл для себя этот древний, но до сих пор актуальный поход к физическим упражнениям. Десятки миллионов людей начали заниматься йогой, потому что она оказывает мягкое и сбалансированное воздействие на тело, а также дает заряд бодрости, что в результате обеспечивает хорошую физическую форму в целом.
Йога также высоко ценится людьми за тот умиротворяющий эффект, который она оказывает на ум. Неспешный стиль практики йоги, фокусирование внимания на конкретных моментах растяжения и дыхания помогают людям оставить в стороне заботы повседневной жизни и насладиться настоящим моментом.
Хотя нахождение в позах йоги («йога асанах«) может быть чрезвычайно приятным, практикующие йогу полагают, что смогли бы поднять свою практику на более высокий уровень, научившись в большей степени интегрировать тело, ум и духовное начало через опыт глубокой медитации. И это дает нам повод отметить, что медитация может сделать йогу, которая уже хороша сама по себе, еще лучше. Более того, почти каждая система или школа йоги рекомендует медитацию (по крайней мере теоретически).
Но люди, обучающиеся йоге, часто откладывают занятия медитацией, боясь, возможно, что они утратят свою твердую дисциплину и умение полностью на чем-то фокусироваться, что, как считается, является неотъемлемой частью достижения успеха.
Одной из причин, по которой многие считают медитацию чем-то сложным, является распространенное неверное понимание 8 частей в йоге («Аштанги-йоги«), изложенных в почитаемых Йога-Сутрах Патанджали.
В тексте Йога-сутр восемь частей йоги перечисляются в следующем порядке:
1) пять «ям», или личных добродетелей, таких как, «ахимса», отказ от насилия, или «сатья», праведность;
2) пять «ниям», или правил жизни, включая «шаучу», очищение, и «свадхьяю», обучение;
3) «пранаяма» — дыхательные упражнения;
4) «асаны» — йогические позы;
5, 6, 7) три стадии умственной практики: «пратьяхара», «дхарана» и «дхьяна» (медитация);
8) «самадхи», единение занятого мыслительным процессом ума с его глубочайшим, наиболее безмолвным уровнем, единым полем сознания, Самостью. Мысль индивидуума успокаивается и переживается безграничный океан сознания.
Однако, не смотря на то, что «Аштанга» переводится как восемь частей, а не восемь шагов или ступеней, многие полагают, что Патанджали имел в виду, что его восьмеричную систему следует практиковать шаг за шагом в последовательном порядке, начиная с личных добродетелей и завершая медитацией, чтобы войти в состояние самадхи.
Махариши Махеш Йоги вызвал смятение в мире йоги где-то 40 лет назад, когда путешествовал по миру, обучая людей программе Трансцендентальной Медитации, простой и легкой для изучения технике, позволяющей дать прямой опыт самадхи. Махариши обучал всех желающих, даже если они до этого были совершенно далеки от йоги. В Германии целая делегация йогов пришла распросить его об этой технике.
Махариши поприветствовал делегацию и начал с того, что их объединяло — признания авторитета Патанджали. Затем, однако, он объяснил свой мнение по поводу того, что Патанджали из-за того, что прошло много времени с момента написания Йога-Сутр, начали неверно интерпретировать. Порядок известной восьмеричной системы йоги Патанджали поменялся на противоположный по сравнению с тем, что Патанджали имел ввиду. «Практика йоги была понята так, что началом йоги стали считать яму, нияму (мирские добродетели) и так далее, — сказал Махариши, — в то время как на самом деле следует начинать с самадхи». Иными словами, ошибочно думать, что твердая мораль и правильное поведение необходимы для достижения самадхи, напротив, сказал Махариши, правильное поведение и соблюдение норм морали являются результатом опыта переживания наиболее целостного и полного блаженства уровня жизни…
Сознание-блаженство — это тот более высокий уровень развития сознания, к которому йога должна нас приобщить. Йога означает «единство». Одним из определений йоги является «единство тела, ума и дыхания». Хотя и это может принести хорошие результаты, но есть более высокий уровень понимания йоги: единство думающего ума, или маленького «я», с большим «Я», космическим разумом. Результатом этого, согласно Йога-Сутрам, является наивысшее блаженство.
Комментируя опыт единения с космическим «Я», получаемый посредством медитации, Махариши говорит: «Степень этого счастья невозможно описать никакими превосходными степенями. Блаженство этого состояния устраняет любое горе, большое или малое. В ярком свете солнца нет места темноте, ни печаль не может проникнуть в сознание-блаженство, ни сознание-блаженство не может познать еще большее счастье, чем оно само. Это состояние самодостаточности оставляет человека установленным в самом себе, в состоянии вечной удовлетворенности» (*** Здесь и далее цитаты Махариши Махеш Йоги из Книги «Махариши Махеш Йоги о Бхагават-Гите» (перевод и комментарии)).
Возвращаясь к тому, почему люди могут думать, что этот естественный и приятный процесс медитации может быть трудным, нужно отметить, что, к сожалению, применительно к той медитации, которой обычно обучают, это более чем верно. Патанджали определяет йогу как «совершенное успокоение ума» (Йога Сутры, 1.2). Однако, потому что большинство видов медитации, доступных сегодня, включают некоторую степень концентрации, усилия, контроля, они мешают уму прийти в полностью успокоенное состояние. Напротив, техника Трансцендентальной Медитации — это техника «неделания», в ней нет усилия ни в каком виде, и она, таким образом, позволяет медитирующему легко «нырнуть внутрь себя».
Источник