- Остановка мыслей в йоге
- Йога: остановка колебаний сознания
- 10 главных упражнений для тех, у кого нарушено кровообращение
- Запишитесь на прием бесплатно
- Запишитесь на прием бесплатно
- Признаки проблем с кровообращением
- Как улучшить кровообращение в ногах
- Как улучшить мозговое кровообращение
- Когда нужно немедленно идти к врачу
- Словарь йоги. Вритти
Остановка мыслей в йоге
Как обычно и бывает — противоречие здесь надуманное и поверхностное. Практика не разворачивается в одной плоскости, она строится из разных уровней и этапов, методы подбираются в соответствии с ситуацией — в зависимости от того кто практикует, какой у него опыт и состояние сознания в данный момент. Но если говорить о конечных целях — человек достигший определённых успехов в практике йоги представляется нам человеком самореализующимся, то есть живущим активной творческой жизнью, эффективно решающим любые возникающие перед ним задачи. Без точного и рационального мышления здесь никак не обойтись. 😉
Первые этапы в йоге, не важно буддийской или индуистской, всегда предполагают подготовительные очистительные практики. Очищение сознания для современного человека
становится, пожалуй, всё более актуальным и сложным этапом, так как количество информационных потоков постоянно растёт. Это может быть реализовано в ретрите — в условиях изоляции от обыденной жизнедеятельности, когда есть возможность длительного терпеливого наблюдения своего ума, в котором постепенно всплывают всё более глубокие слои идей, эмоций, образов и нейтрализуются спокойным наблюдением, принятием и отпусканием. Кроме того, умение контролировать свой ум, останавливая поток мыслей, уводящих нас от непосредственной реальности и возвращать себя к реальности здесь-и-сейчас — совершенно необходимый навык для йогина. Его мы и нарабатываем постоянно на каждом занятии хатха-йогой, выполняя сложные асаны и балансы.
Другая часть практики состоит в аналитической медитации — в размышлении над своим актуальным опытом, применяя йогические принципы, выявляя то, что нам полезно и необходимо, и отсеивая всё вредоносное, лишнее и вводящее в иллюзию. Чтение текстов, написанных мудрыми Учителями, может быть гармоничной частью этой практики.
Итак, йогический подход к мышлению таков: мышление должно быть управляемым, эффективным инструментом, аккумулирующим энергию, а не забирающим её у нас. Обучаясь контролю, мы начинаем с навыка остановки мышления и разгребания старых и инертных привычек ума, ассоциаций, эмоций — то есть с очистительной медитативной практики.
Источник
Йога: остановка колебаний сознания
У слова йога есть много определений. Одно из них мы можем найти в древнейшем тексте о йоге – Йога-сутрах, записанном мудрецом Патанджали примерно две тысячи лет назад. Это определение звучит так: «йога есть читта вритти ниродха». В переводе с санскрита означает «йога есть остановка колебаний ума». Читта – ум, вритти – колебания, ниродха – остановка, прекращение, отсутствие.
Наш ум – это непрерывный поток мыслей и образов, его можно сравнить с бушующим ветром или с волнами на поверхности океана. Эти волны и порывы ветра и есть колебания, которые йога должна прекратить или сделать хотя бы более спокойными. Останавливая колебания своего ума, йогин погружается в глубины себя и через эту практику познает Бога и соединяется с Ним. Бог в Йога-сутрах называется словом Ишвара, и это слово необязательно обозначает Бога. Для каждого йогина Ишвара может быть своим. У кого-то Ишвара ассоциируется с Высшей Душой, у кого-то с каким-нибудь Божеством (Шива, Кришна, Ганеша и другие), у кого-то с Безличным Абсолютом.
Практикующий йогу может прийти к состоянию читта вритти ниродха, используя тот метод, который ему больше подходит и больше нравится.
Йогин может выбрать Аштанга-йогу Патанджали из Йога-сутр. Аштанга переводится с санскрита как «восемь ступеней» или «восемь частей». Эту разновидность йоги еще называют Раджа-йогой (высшей йогой, на санскрите раджа – это «царь», владыка»). Эта йога описана раньше, чем другие виды йоги, она является для других видов йоги основой.
Йога Патанджали включает в себя такие ступени:
1. Яма. Правила морали. Ахимса – ненасилие, Сатья – правдивость, честность, Апариграха – непринятие даров, Астейя – неворовство, Брахмачарья – воздержание.
2. Нияма. Правила, обращенные на самого себя. Шауча – чистота, Сантоша – удовлетворенность, Тапас – энергия и страсть в практике, Свадхъяя – самообразование, Ишварапранидхана – упование на Ишвару и посвящение Ему плодов практики.
3. Асана. Устойчивая (стхирам) и удобная (сукхам) поза сидя.
4. Пранаяма. Дыхательные техники с задержками дыхания.
5. Пратьяхара. Отвлечение внимания от внешних объектов и обращение его вовнутрь. 6. Дхарана. Сосредоточение сознания на одном объекте.
7. Дхъяна. Более длительное сосредоточение, медитация.
8. Самадхи. Глубокое сосредоточение, глубокая медитация, при которой ум йогина растворяется в объекте, на котором он сосредоточился, и йогин перестает ощущать себя отдельным существом, сливается с Богом.
Известны и другие пути достижение йогического состояния сознания.
– Хатха-йога. «Хатха» переводится как «усилие», «напряжение» или как слияние ума (ха) и энергии (тха). Хатха-йога включает в себя шаткармы (процедуры очищение тела), асаны (устойчивые позы), пранаямы (работа с дыханием), бандхи (энергетические замки), мудры (позы с использованием бандх). Иногда Хатха-йогу считают подготовкой к медитации, потому что Хатха тренирует и очищает тело. Если тело натренировано, то медитировать гораздо легче.
Бхакти-йога. Подходит для эмоциональных людей. Бхакти-йога заключается в непрерывном памятовании о своем Божестве и отношении к нему, как к возлюбленному. Бхакти-йогины воспевают мантры во славу своих божеств, преподносят им специально приготовленную пищу. Например, современные бхакти-йогины – это кришнаиты.
Мантра-йога – воспевание мантр для различных божеств (Кришна, Шива, Ганеша, Сарасвати и т.д.) или повторение мантры «ом».
Карма-йога. Она описана в «Бхагавадгите». Карма переводится с санскрита как «действие». Этот вид йоги заключается в том, что человек совершает только те действия, которые должен совершить и которых нельзя избежать. Человек живет по своей дхарме (дхарма – долг).
Любой из вышеперечисленных путей ведет Практика к самому прекрасному, а именно – к воссоединению с Богом.
Источник
10 главных упражнений для тех, у кого нарушено кровообращение
Запишитесь на прием бесплатно
Номер телефона, который вы оставили:
Запишитесь на прием бесплатно
Номер телефона, который вы оставили:
Нормальное кровообращение важно для сердца, всех органов и систем без исключения. «Составляющие» организма не могут правильно работать без поступления с кровью полезных веществ и без своевременного удаления лишнего — продуктов обменных процессов, углекислого газа. Застойные явления могут привести к стойким нарушениям функций.
Причиной нарушенного кровообращения выступает изменение тонуса кровеносных сосудов. Их сужение может возникнуть из-за курения, малоподвижного образа жизни, лишнего веса, заболеваний щитовидной и поджелудочной желез, почек, сердца, развития атеросклероза, тромбоза. Недостаточное кровообращение в ногах связано с сидячей работой или долгим пребыванием на ногах.
Признаки проблем с кровообращением
Симптомы хронической недостаточности кровообращения в головном мозге могут не появляться до ситуации, требующей обильного кровоснабжения: стресса, непривычной физической нагрузки, нахождения в непроветриваемой комнате. Они появляются внезапно: головная боль, онемение части лица, нарушение координации движений, шум в ушах.
Хронически могут появляться такие симптомы: частые головокружения, снижение памяти и работоспособности, ухудшение концентрации внимания, сонливость или бессонница.
К признакам нарушения кровотока в конечностях относят перемежающуюся хромоту (боль при ходьбе и ее отсутствие в покое), холодные руки и ноги при любой погоде, образование сосудистых звездочек, тяжесть, усталость, отеки, судороги в мышцах ног.
Как улучшить кровообращение в ногах
Если не следить за кровообращением в ногах, можно упустить начало развития необратимых нарушений. Плохой кровоток приводит к варикозной болезни — стойкому расширению вен. Для того, чтобы обеспечить нормальный ток крови и тонус сосудов, откажитесь от лифтов и отдайте предпочтение ходьбе по ступенькам. Полезно также ходить пешком, кататься на велосипеде/велотренажере.
А эти упражнения можно делать дома ежедневно:
- Встаньте на колени, локти — на полу перед собой. На выдохе выпрямите ноги так, чтобы тело образовало букву «Л» , задержитесь на 10 секунд, вернитесь в исходное положение.
- Лежа на спине имитируйте езду на велосипеде — руки за головой, ноги поднять перпендикулярно туловищу. 30 вращений, количество подходов может варьироваться в зависимости от натренированности мышц.
- В положении сидя прижмите пятки к полу, поднимите носки, затем — наоборот. Повторить 20-30 раз. Идеально подходит в вечернее время тем, кто страдает от судорог икроножных мышц.
- Лежа на спине поднимите одну ногу. Вращайте ей по часовой стрелке 20 раз. Повторите с другой ногой против часовой стрелки.
- Сидя развести прямые ноги в стороны настолько, насколько позволяет растяжка. Наклоняйтесь поочередно в обе стороны по 10 раз.
Как улучшить мозговое кровообращение
Хроническое нарушение мозгового кровообращения — прямой путь к инсульту. Оно чревато и другими неприятными последствиями: нарушениями памяти, ухудшением работоспособности, головокружениями и обмороками, онемением лица.
Вот 5 упражнений для улучшения мозгового кровообращения:
- Березка. Универсальная поза для улучшения кровотока во всем теле, в том числе — в голове. Начинать нужно с минуты, постепенно увеличивая время.
- Наклоны во все стороны и вращения головой. Движения должны быть плавными. Не усердствуйте, если потемнело в глазах или закружилась голова — снизьте амплитуду движений после 5-минутного перерыва.
- Встаньте спиной к стене, сделайте вдох и сильно прижмитесь к ней, напрягая мышцы шеи. Задержитесь на 5 секунд, расслабьтесь.
- Сидя надавите на лоб ладонью и напрягите мышцы шеи, не давая измениться положению головы. Зафиксируйте положение на задержке дыхания на 5-10 секунд, выдохните, расслабьтесь. Достаточно 4-7 повторов.
- Сидя за столом упритесь в него локтем. Ладонь прижмите к виску. Наклоняйте голову в сторону руки, сопротивляйтесь ладонью. Держите мышцы в напряжении 5-10 секунд, после повторить с другой стороной.
Когда нужно немедленно идти к врачу
Симптомы острого нарушения мозгового кровообращения — повод вызвать скорую:
- асимметрия лица, языка;
- онемение, слабость, паралич конечности;
- нарушения речи;
- двоение в глазах, потеря фокусировки зрения;
- рвота;
- сильное нарушение координации движений ( «пьяная» походка);
- спутанность сознания;
- нетипично сильная головная боль.
Медицинская помощь нужна и тогда, когда симптомы хронического нарушения кровообращения не проходят долгое время, а упражнения не помогают вернуть тонус сосудам. Если в течение нескольких дней сохраняется сильное головокружение, головная боль, сонливость, нарушение концентрации внимания, утомляемость, обратитесь к терапевту или неврологу.
Некоторые признаки нарушенного кровообращения в ногах также требуют врачебной помощи. Сосудистые звездочки, выпячивания вен, длительно сохраняющиеся синяки, непроходящие судороги икроножных мышц — повод посетить флеболога.
Рефлексотерапия — один из самых эффективных методов безмедикаментозного лечения. Её история насчитывает…
Мануальная терапия — это выполняемый руками комплекс биомеханических приёмов, направленных на устранение…
Почему у одних людей остеохондроз начинается ещё в раннем возрасте, а у других его нет и после 50?
Источник
Словарь йоги. Вритти
В сё, что происходит вокруг человека, имеет совершенно нейтральную природу, и лишь беспокойный ум начинает накладывать проекции на объективную реальность, давая ей какие-либо оценки. Более того, чаще всего ум находится либо в состоянии переживания прошлого опыта, либо в состоянии планирования будущего. Это вынуждает человека по многу раз испытывать вновь страдания, уже пережитые в прошлом, либо же беспокоиться относительно своего будущего. Все эти действия ума происходят по причине его колебания. В «Йога-сутрах Патанджали» рассматривается такое понятие, как «вритти».
В переводе с санскрита «вритти» означает ‘волнение’, ‘колебание’. Можно привести сравнение с прудом, вода которого находится в полном покое. И в таком случае в нём отражается Луна. Под Луной можно понимать объективную реальность, которая, при условии спокойствия ума, отражается в нём без искажений. Когда же на воду начинает воздействовать ветер, она начинает колебаться, и отражение Луны становится искажённым. Вода в пруду — это ум живого существа, а под ветром можно подразумевать как раз вритти — его колебания. И под воздействием вритти ум начинает искажать объективную реальность. Именно в этом опасность такого явления, как вритти. В своём трактате Патанджали описывал избавление от него как цель йоги. Об этом сказано в сутре 2 главы 1. В переводе Свенссона эта сутра звучит так: «Йога есть обуздание волнений, присущих уму».
По какой причине возникает вритти? Разнообразие вритти неизмеримо, потому что обусловлено кармой конкретного человека, поэтому у каждого — свой набор вритти. Возникновение этих колебаний происходит по причине самскар — кармических «отпечатков», созданных прошлыми действиями, и васан — привычек, склонностей к определённым моделям поведения. Самскары и васаны хранятся в уме живого существа и при созревании той или иной кармы начинают воздействовать на ум, и таким образом возникают вритти — колебания ума.
О том, как устранить вритти, Патанджали пишет в сутре 12 этой же главы. В переводе А. Бейли сутра звучит так: «Управление этими видоизменениями внутреннего органа, ума, должно быть достигнуто неустанными усилиями и непривязанностью». Помимо воздействия самскар и васан, вритти возникают также по причине реакции на какие-то внешние объекты. Восприятие, искажённое васанами и самскарами, вынуждает ум воспринимать внешние объекты как раздражающие в приятном или неприятном ключе. И непривязанность позволяет достичь отрешённости от внешних объектов, что уже смягчает интенсивность вритти. Второй же аспект согласно Патанджали (неустанные усилия) подразумевает под собой практику дхьяны, которая и устраняет саму первопричину возникновения вритти — самскары (кармические «отпечатки», созданные прошлыми действиями). Подробно о неустанных усилиях сказано в следующей сутре этой главы. В переводе А. Ригина сутра звучит так: «Практика — это устойчивая концентрация на этой отрешённости». Таким образом, оба инструмента для устранения вритти — практика и непривязанность — неразрывно связаны между собой. В версии перевода А. Ригина 21 сутры этой же главы Патанджали даёт обнадёживающее наставление: «При строгой суровой практике успех приходит быстро».
В сутре 6 главы 1 Патанджали разделяет все вритти на пять видов. Он разделяет их на правильные идеи, ложные идеи, фантазии, сновидения и воспоминания. В сутрах 7–11 данной главы даётся более полное пояснение того, что подразумевается под этими пятью видами вритти. В переводе А. Бейли сутры 7–11 выглядят так: «Основа правильного знания — правильное восприятие, правильное размышление и правильное наблюдение. Неправильное знание основывается на восприятии формы, а не на состоянии бытия. Фантазия основывается на образах, не имеющих реального существования. Пассивность основывается на состоянии бездействия вритти. Память есть удержание узнанного». Таким образом, все пять вритти в той или иной мере в основании своём имеют реальные объекты, но степень искажения их восприятия разная. Если в случае с первым типом вритти основой является объективное восприятие реальности, то в случае со вторым типом и последующими основой является искажённое восприятие. Способность ума на глубинном интуитивном уровне мгновенно различать эти пять типов вритти является признаком психического здоровья. В случае, если человек не может отличить объективную реальность, к примеру, от фантазий и сновидений, наступает психическое заболевание, которое не позволяет человеку осознавать объективную реальность, отдавать себе отчёт в своих действиях и осознавать фактический характер своих действий и действий окружающих людей.
Итак, вритти — это колебания ума, или читты, которые порождают его беспокойство. Восприятие объективной реальности через призму самскар (накопленных кармических «отпечатков», которые являются последствиями прошлых действий или пережитых впечатлений) порождает вритти, колебание ума. Устраняется колебание ума с помощью непривязанности и усиленной практики дхьяны.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.
Источник