Учение йоги об астральном и каузальном телах
Парамаханса Йогананда
Существует популярное заблуждение: мол, практика йоги годится лишь для адептов мистики, поскольку данное учение выше понимания обычного человека. Однако йога является наукой об общих закономерностях; человек, как и каждый атом Вселенной, есть результат их взаимодействия. Практика йоги представляет собой набор техник, позволяющих постичь упомянутые закономерности в непосредственном личном общении с Богом – Высшей Причиной.
Ученые-материалисты начинают с наблюдения за следствием (материей) и пытаются дойти до его причины. Подход йоги иной: она описывает Причину и характер проявления из неё материи и (что очень важно) показывает, как обратить этот процесс вспять, дабы познать истинную духовную природу Вселенной и человека.
На самом деле физический мир представляет собой всего лишь инертную материю. Все виды жизни и движения (от атомов до человека) берут начало в тонкоматериальных силах астрального мира, который, в свою очередь, является проявлением еще более тонких энергий каузального мира идей – созидательных эманаций мыслей, излучаемых Сознанием Бога. В человеке как в микрокосме отражены все аспекты макрокосма Вселенной. Наше физическое тело состоит из осязаемого вещества; жизнь и способность осознавать информацию, получаемую от органов чувств, зависит от тонкоматериальных центров и сил астрального и каузального тел – инструментов воплощенной души (индивидуализированного Сознания Бога)
Силы астрального тела создают физическое тело и поддерживают его существование. Астральное тело со своим потенциалом, в сущности, является потоком энергии жизни (праны). Этот поток представляет собой смесь сознания с электронами и состоит из частиц, названных мною жизнетронами. Они отличаются от электронов (механично движущихся в согласии с законами физики) своей разумностью. Электричество, благодаря которому светится электролампа, не способно вырастить из маленькой лампочки большую – происходит просто физическое взаимодействие лампы с проходящим через нее электротоком. Однако ток жизни в оплодотворенной яйцеклетке приводит к превращению ее в эмбрион, из которого развивается полноценное человеческое существо. Созидающая энергия астрального тела поступает в физическое тело через семь тонкоматериальных центров позвоночника и головного мозга; она аккумулируется в них и расходуется по мере необходимости. Уже через несколько дней после зачатия в эмбрионе можно обнаружить нервные канальцы, которые постепенно превращаются в зачатки спинного и головного мозга, а также периферическую нервную систему, способствующую формированию (под воздействием астральных сил) всего человеческого организма.
Подобно тому, как в физическом теле имеется головной и спинной мозг, 31 пара спинномозговых нервов (образующих шейное, грудное, поясничное, крестцовое и копчиковое нервные сплетения), а также разветвленная периферическая нервная система, так в астральном теле есть тысячелучевой астральный мозг (лотос с тысячью лепестками), астральная позвоночная ось с тонкоматериальными центрами жизни и энергии, а также астральная нервная система с мириадами светоносных каналов-нади. Все физиологические процессы в физическом теле осуществляются благодаря астральному телу, которое является источником энергии и поставщиком инструментов восприятия и действия. Астральная нервная система разделяет поток жизни (прану) на пять разновидностей, проявляющихся в таких функциях физического тела как кристаллизация, циркуляция, ассимиляция, метаболизм и выделение. Внутри светоносного астрального позвоночного столба (сушумны) находятся еще и два других канала. Сушумна (внешняя светоносная оболочка) контролирует грубые функции астральных жизнетронов, создающих физическое тело и поддерживающих его существование. Жизнетроны связаны со всеми функциями семи астральных центров позвоночника и их пятью строительными элементами: землей, водой, огнем, воздухом, эфиром. Сушумна тянется от муладхара-чакры (копчикового центра) до головного мозга. Слева и справа от сушумны проходят два других канала – ида и пингала. Эти две главные из 72000 нади представляют собой основные каналы астральной симпатической нервной системы, управляющей деятельностью симпатической нервной системы физического тела. Анатомия физического тела, представляющего собой уплотнение более тонких астральных сил, в основном копирует структуру жизнетронного астрального тела. Физический спинной мозг и расположенные рядом с ним цепи спинномозговых узлов симпатической нервной системы соответствуют астральной сушумне с дополнительными каналами: левым (идой) и правым (пингалой). Подобно тому, как сушумна играет роль внешней оболочки двух более тонких астральных каналов позвоночника (ваджры и читры) и каузального позвоночника (брахманади), физический спинной мозг состоит из четырех защищенных позвонками концентрических слоев: (1) Внешний слой – узкое заполненное лимфой капиллярное пространство, ограниченное наружной твердой оболочкой (dura mater). (2) Слой заполненной спинномозговой жидкостью губчатой ткани, покрытой нежной паутинной оболочкой (arachnoidea). (3) Окруженное сосудистой мембраной (pia mater) белое и серое вещество с отростками чувствительных и двигательных нервных волокон, соединяющих через периферийные нервы мозг с мышцами, сенсорными рецепторами и внутренними органами. (4) Чрезвычайно тонкий центральный канал, состоящий из серого вещества. Два глаза физического тела, которыми мы видим мир двойственности, повторяют особенности астрального духовного ока. Золотистое кольцо, обрамляющее голубой круг, в центре которого находится белая пятиконечная звезда, в физических глазах представлены белком, радужной оболочкой и зрачком. Если поставить ноги на ширину плеч и поднять руки вверх, физическое тело станет похожим на пятиконечную звезду, символизирующую пять лучей, видимых духовным оком, и пять элементов (землю, воду, огонь, воздух, эфир), из которых создается физическое тело. (Голова символизирует самый тонкий элемент – эфир; руки – воздух и огонь; ноги являются олицетворением наиболее плотных элементов – воды и земли.) Таким образом, вся физическая Вселенная, внушающая человеческому уму трепет и вдохновляющая его на исследования и научный поиск, является не более чем дразнящим намеком на скрытое великолепие бытия. Это идеограмма Космического Автора, которую способны расшифровать просветленные существа.
Внутри сушумны находится другой астральный позвоночный канал – ваджра. Он обеспечивает растяжение, сокращение и остальные двигательные функции астрального тела. Ваджра идет вверх, начиная со свадхистана-чакры (крестцового центра) и содержит в себе канал читра, отвечающий за духовную (т. е. связанную с сознанием) деятельность. Функции этих трех астральных позвоночных каналов контролирует преимущественно астральный мозг – тысячелучевая сахасрара. Излучаемые тысячелепестковым светоносным лотосом лучи жизни и разума, отражаясь непосредственно в том или ином позвоночном центре, придают ему особые характеристики деятельности и сознания – точно так же различные области головного мозга связаны с конкретными нервами и нервными сплетениями физического позвоночного столба.
Структура астрального и каузального позвоночного столба
Как физическое тело состоит из плоти, а астральное – из праны (разумного света жизнетронов), так каузальное тело образовано из сознания, из идей, которые я называю мыслетронами. Именно силы каузального тела, формирующие и поддерживающие существование астрального и физического тел, делают человека чувствующим и сознающим существом. В каузальном теле имеется духовный мозг мудрости, а духовный позвоночный столб называется брахманади. В отличие от трехсоставного астрального спинного мозга брахманади не покрыта оболочкой света – это просто интенсивный поток сознания. Обычно говорят, что брахманади находится внутри астрального канала читра (или является его внутренней частью). Это так и в то же время не так. Брахманади – позвоночный столб состоящего из сознания (волн мысли) каузального тела – лишь условно можно описать как канал, находящийся внутри и покрытый тремя астральными каналами позвоночника. Когда речь идет о формах и позвоночных столбах трех тел, надо не забывать о различных степенях их плотности. Более грубая структура скрывает собой тонкую, но не препятствует ее функционированию. Благодаря взаимодействию разнообразных грубо- и тонкоматериальных сил физическое, астральное и каузальное орудия души сосуществуют и действуют как единое целое.
В каузальном цереброспинальном канале брахманади имеется семь духовных центров сознания, соответствующих тонкоматериальным центрам света и энергии астрального тела. Эти центры связывают воедино физическое, астральное и каузальное тело, позволяя им действовать совместно как питаемый астральной жизнью физический механизм, который каузальное сознание наделяет способностью сознавать, думать, желать и чувствовать.
Каузальный мозг является источником Космического Сознания и вечного вездесущего всеведущего и всегда нового блаженства Духа, а также Его индивидуализированного проявления (души). По мере прохождения этого Сознания через каузальные цереброспинальные центры оно проявляется как мудрость (в каузальном большом мозге), интуиция (в каузальном продолговатом мозге), покой (в каузальном горловом центре), осознание энергий жизни (в каузальном грудном центре), самообладание (в каузальном поясничном центре), верность обетам (в каузальном крестцовом центре) и сила сопротивления (в каузальном копчиковом центре). Данные проявления Космического Сознания души, протекающего через каузальные цереброспинальные центры, волевым актом посылают мудрость клеткам бесчисленных мыслей, из которых состоит каузальное тело.
Когда сознание, привлеченное магнетизмом привязанностей к объектам чувств, спускается из каузального тела в астральное и физическое, тонкие проявления изначального Космического Сознания, теряя истинную природу Духа, становятся более тусклыми и грубыми. Чистый блаженный разум (мудрость) превращается в проницательность, которая, подвергшись ограничениям ощущений, становится капризным умом. В дальнейшем ум инволюционирует до неразумных форм жизни, а жизнь огрубляется до инертной материи.
Коши: стадии эволюции мира и человека
Йога называет вышеперечисленные проявления кошами (оболочками). Весь мир находится внутри нескольких (от одной до пяти) кош – ширм иллюзии, которые, последовательно, все надежнее прячет истинную Причину и Сущность всего мироздания (Бога). Перечислим эти оболочки: анандамайя-коша (оболочка блаженства), джнянамайя-коша (интеллект, распознающий истину), маномайя-коша (оболочка ума-манаса), пранамайя-коша (оболочка праны – энергии жизни), аннамайя-коша (грубая материя). Оболочка блаженства порождает и покрывает собой каузальный мир и каузальное тело человека. Оболочки интеллекта, ума и энергии жизни окутывают астральную Вселенную и соответствующее тело человека. Вещественная оболочка проявляет себя как физическая Вселенная и грубоматериальное тело человека.
Инертные минералы обладают пятью оболочками. Когда приоткрывается аннамайя-коша (грубоматериальная оболочка), проявляется оболочка энергии жизни (пранамайя-коша); и возникают растения. Когда приоткрывается пранамайя-коша, проявляется маномайя-коша (оболочка ума) и мир животных. (Животные чувствуют и сознают, но не имеют интеллекта, отличающего дурное от хорошего.) После открытия маномайя-коши проявляется джнянамайя-коша (оболочка интеллекта). Эта возможность реализуется в человеке – разумном существе, способном думать, рассуждать и действовать, руководствуясь свободным выбором. У тех людей, которые правильно используют свою способность распознавать истину, джнянамайя-коша, в конце концов, тоже раскрывается, позволяя проявиться оболочке блаженства (анандамайя-коше). В таком состоянии находится божественный человек, которого от Бога отделяет лишь тонкий покров индивидуальности.
Человек, будучи микрокосмическим отражением Вселенной, содержит в себе все пять оболочек: грубую материю, энергию жизни, ум, интеллект и блаженство. Из всех живых существ только он имеет возможность сбросить с себя все покровы – чтобы свободная душа слилась с Богом. Описанная в Бхагавадгите йога является методом, ведущим к такому освобождению. Благодаря правильной медитации совершенный йог посредством пранаямы (власти над энергией жизни) вскрывает (пранамайя-кошу) и обнаруживает, что энергия жизни является связующим звеном между материей и Духом. Подчинив себе энергию жизни, йог осознаёт, что материя (аннамайя-коша) в действительности является иллюзорной объективацией Духа. А когда направленный внутрь поток энергии жизни разрывает отождествление сознания с ограниченным низшим умом (маномайя-кошей), тогда в жизни и медитации йога начинает доминировать проницательный интеллект (буддхи, джнянамайя-коша). Развивая (посредством правильных духовных поступков и медитации) свою способность распознавать истину, йог в конечном итоге получает возможность раскрыть оболочку интеллекта, чтобы обнаружилась тонкая пелена блаженства (анандамайя-коша, каузальное тело), окутывающая душу и ее чистую всеведущую интуицию и мудрость. Раскрыв в глубочайшей медитации оболочку блаженства, йог погружается в блаженное единение с Богом.
Источник
Йога — астральный выход
Я прошу прощения, что приходится прибегать к такому термину, как «астральный». После бульварных книжек этот термин приобрел неверное значение. Но я не знаю, как перевести слова Патанджали, не прибегнув к этому избитому термину…
В сутре разговор идет о «реальной деятельности сознания вне тела». По-другому — Реальной Бестелесной. Вивекананда называет астральный выход «Великой Бестелесностью».
43. Реальная деятельность сознания вне тела называется Великой Бестелесной. Благодаря ей устраняется препятствие для света.
Подобная формулировка была в сутре о пранаяме. «Вследствие применения пранаямы устраняются препятствия для света». Нужно сделать акцент на этом. Патанджали передает знание в зашифрованном виде, вкладывая смысл внутри смысла. В этом особенность сутр… Что Учитель хочет сказать выражением «устраняются препятствия для света»? Почему эта фраза повторяется дважды, при разговоре о пранаяме и тут, в 43-й сутре?
Этим Учитель подчеркивает то, что в принципе йог ничего не познает НОВОГО, йога — это лишь очищение. Сознание светозарно по своей природе. Саттва — это проливающая свет способность нашего ума. Но энергия страстей (раджас) и инерция (тамас), или процессы возбуждения и торможения, захлестывают саттву, ясность сознания… Все, что нужно, — очистить ум от возбуждения, очистить сознание от страстей и тупости, от раджаса и тамаса, урегулировать процессы возбуждения и торможения. Это и есть истинная цель всей йоги. Вот что подразумевает Учитель под «устранением препятствий для света».
Хочу обратить ваше внимание, что Патанджали все время возвращается к Главной Задаче йоги. Говоря о магических силах, он вновь подчеркивает, что и эти силы нужно использовать для приобретения Видьи — Правильного Воззрения, Знания. Поэтому, описывая Астральное Путешествие, Учитель подчеркивает истинную ВЫГОДУ от этого вида опыта — благодаря ей устраняются препятствия для света.
Вы можете дни напролет читать сакральную литературу, размышлять, есть ли у вас бессмертная душа. Но вербальное знание, размышления, теории — все это не сравнится с ОПЫТОМ, непосредственным познанием, тем, что Шанкара называет Анубхавой. Только познав вашу душу, «подобно плоду манго в собственной руке», вы станете бесстрашны и безмятежны. Только тогда страх смерти будет побежден… Именно в этом Патанджали видит ценность Астрального Выхода из физического тела. Благодаря ему отождествление «Я» с физическим телом исчезает, покровы исчезают, душа познает себя, вернее, вспоминает свое естество.
Но хватит морализировать, а то разговор теряет интерес. Перейдем к практической части. КАК ВЫЙТИ В АСТРАЛ?
Итак, ученик освоил медитацию и способен концентрироваться (дхарана), созерцать (дхьяна) и впадать в экстаз (самадхи). Все это вместе называется САНЪЯМОЙ. Подобная деятельность открывает невероятные возможности… Например, он может ОБЪЯТЬ сознанием некий предмет, как бы ПРЕВРАТИТЬСЯ в него, произвести магическую ассимиляцию.
С самого начала, с первых ступеней медитации, Йога-сутры различают два вида санъям. В одном случае остановка сознания делается на том, что находится в непосредственной связи с сознанием. Это точка на теле, нервный центр (чакрам), сплетение и т. п. В этом случае, как утверждает текст, сознание (читта) входит в непосредственный контакт с ОПОРОЙ, на которой делается санъяма.
В других случаях предметом для медитации служит нечто, что не входит в непосредственный контакт с читтой, например, звезда, луна и т. п.
Теперь, в сутре 43 Учитель смотрит на ту же проблему с другой точки зрения. Можно ли направить деятельность сознания вовне? Можно ли действовать читтой на расстоянии? Как мы уже знаем из предыдущих сутр, ум может выходить за пределы тела. Патанджали такой опыт называет Сверхъестественным (Божественный Слух, Вкус и т. д.).
Нужно особо подчеркнуть, что здесь разговор о качественно новом опыте. То, что Учитель называет Божественным Слухом и т. п., — это деятельность ума (манаса) без органов чувств. Следующая ступень — выход ума за пределы тела, функционирование читты без телесных ограничений, без власти грубой материи… Эту способность, описанную в 43 сутре, я и перевел Астральным Выходом, за неимением других определений. Согласно комментатору Вьясе, для овладения этой способностью нужна некая промежуточная ступень — йогин должен овладеть Проективной (Воображаемой — Кальпита) концентрацией. Это «направленная вовне деятельность ума (манаса), пребывающего внутри тела». После совершенствования подобной Проективной концентрации ученик переходит к Реальной Деятельности сознания вне тела. Ее называют Великой Бестелесной (Маха Видеха). Видеха — Бестелесный, этим термином в брахманическом психокосме называют существ, находящихся намного выше человеческого плана существования — богов (Дэва), совершенных (Сиддхи), Погруженных в Субстанцию (Пракритилая)…
Эта способность — выходить за пределы физического тела (Стхула шарира) и функционировать своим энергетическим и ментальным телом (Сукшма шарира) — возводит йогина до богов (Дэвов). Вьяса подчеркивает, что подобная способность развивается вследствие проективной (кальпита) концентрации:
«Посредством проективной концентрации йогины реализуют непроективную концентрацию, называемую Великой Бестелесной (Маха Видеха), с помощью которой они входят в чужие тела».
Я удивляюсь, почему способность «вхождения в чужие тела» упоминается до этого, в сутре 38. Логично было бы переместить сутру 38 сюда, после сутры 43.
Например, в Йогашастре Хемачандры (4, 1) искусству вхождения в чужое тело (парапуракаяправеша) предшествует овладение Искусством Отделения Души От Тела (Ведхавиддхи).
Единственным объяснением этого, по моему мнению, является то, как низко Учитель ценит эти силы. Патанджали перечисляет их, подчиняясь необходимости, ведь йога способствует проявлению парапсихологических способностей, но предупреждает об их вреде для достижения Предельного Знания, об их ценности лишь в относительном плане, на уровне Майи. Эти силы перечисляются Учителем, ибо он не может обойти молчанием столь обширный пласт йоги, но делает он это неохотно… Наверное, этим и объясняется нелогическое расположение перечисленного, в противном случае 38 строфа должна была следовать за 43…
Наконец, вернемся к последней фразе 43 сутры — «благодаря ей устраняются препятствия для света». Вот что является главным для Патанджали, что имеет Ценность. Ценность магических сил лишь относительная, «в пробужденном состоянии», в Майе, на профаническом уровне существования. Но эти силы могут увеличить настойчивость ученика, дать ему силы двигаться дальше… Выйдя из оков физического тела, ученик больше не является обычным человеком. Его самоотождествление с физическим телом исчезает. Это Почти Предел знания. Остается лишь чуть-чуть, он должен понять, что его «Я» гетерогенно не только к физическому телу, но и к читте — сознанию, псевдо «Я»-концепции.
Но и то, что ученик перестает отождествлять себя с физическим телом (стхула шарира), является значительным шагом. «Вследствие такой концентрации пелена, которая закрывает саттву разума (буддхи), чья сущность – свет… полностью рассеивается».
Вспомним, что буддхи является саттвичным (проливающим свет, светозарным), но этот свет затуманивают процессы возбуждения (раджас) и торможения (тамас). Выход в астрал очищает буддхи, освобождает от власти грубой материи, и саттва высвобождается от загрязнения раджасом и тамасом. В этом Учитель и видит действительную ценность Астрального Выхода.
На протяжении тысячелетий непосвященные путали магические силы (сиддхи) с предназначением йоги. Йог всегда считался МАХАСИДДХОЙ, великим магом, обладателем оккультных сил. На востоке люди никогда не признавали состояние страдания, бессилия и неуверенности подлинным состоянием человека. При определенных обстоятельствах, вследствие аскетизма, самоуглубления, руководства учителя и прозрения, человек может превзойти обычное состояние, стать «богочеловеком». Но непосвященные не могли вникнуть в глубины йогической философии, так что для них йога — это путь магии, путь к могуществу. Это касается не только непосвященных. Часть учеников, изучающих йогу, не могут преодолеть этот соблазн — остаться Маха Видехами, существами без физических тел, обладающими властью над материей, божественными органами чувств и наслаждений.
Этот соблазн станет преградой на пути каждого из нас. Путь йоги — путь соблазна, почти непреодолимого с точки зрения обычного человека. Как можно отречься от сиддх, как можно отказаться стать одним из Дэва? Жить тысячелетия в астральном теле, наслаждаться божественными удовольствиями… Что может быть ценнее этого? Как я могу возразить?! Кто я такой, чтобы морализировать?! Но сон остается сном, видим ли мы себя волшебником или обычным человеком… Запомните это. Стоит проснуться, стоит познать самого себя… Спящий должен проснуться!
Напоследок скажу пару слов о силе отречения. Быть может, отказаться от прагматичного применения этих сил вам предстоит не в отдаленном будущем, а через месяц или два. Может оказаться, что у вас больше прежнего опыта (адришты), чем вы думаете, и вы станете совершенствоваться по пути йоги «не по дням, а по часам». И вот, скоро, вы заметите, что можете влиять на людей, если не на всех, то на сенситивных, чувствительных к мысленному воздействию.
И вот, перед вами будут легионы соблазнов — власть и богатство, секс и величие… Что можно противопоставить этому легиону соблазнов? Сила отречения — странная закономерность, согласно которой отрекающийся чувствует себя не обедневшим, а, наоборот, обогатившимся. Способности, которые он обретает благодаря отказу от удовольствия, намного превосходят те удовольствия, от которых он отрекся. При помощи отречения, Тапаса (аскетизма) люди могут превзойти богов… В мифологии есть рассказы, где демонические натуры этим путем достигали такого могущества, что становились угрозой Всему Мирозданию. Боги подвергают аскета соблазнам. Если он уступит, то путь к дальнейшему прогрессу, к увеличению могущества будет закрыт.
Об этом мы еще поговорим. Патанджали тоже упоминает соблазны, которыми небожители пытаются сбить йогина с правильного пути. Но это уже 51-я сутра, и до нее мы должны изучить 44-50 сутры, где описан механизм Полного Контроля над субстанцией (Пракрити), или полное господство над вселенной, внешней и внутренней, ибо нет границы между той и другой, это лишь разные названия единой Пракрити…
Источник