Йога дхарана дхьяна самадхи

Дхарана, Дхьяна и Самадхи

0 Comments

Дхарана – шестая ступень в Восьмиступенчатой Йоге Патанджали, буквально означает «неподвижная концентрация ума». Основная идея состоит в том, чтобы держать концентрацию или центр внимания в одном направлении. Это не принудительная концентрация, например, в случае решения трудной задачи в математике; скорее дхарана — форма ближе к настроению, которое можно назвать восприимчивой концентрацией.

На практике дхарана — это создание определенных условий для ума, чтобы он смог сосредоточиться в одном направлении вместо того, чтобы метаться в разные стороны. Глубокая вовлеченность и рефлексия – вот главные условия дхараны. Когда ум направлен на объект концентрации, а внимательность не дает ему соскальзывать и увлекаться мыслями, луч сознания все больше «прилипает» к объекту и дхарана усиливается. Медитативные методы, использующие в основе сосредоточение на выбранном объекте, направляют ум практика в одно определенное русло, при этом он становится тихим, неподвижным и податливым.

Цель дхараны состоит в том, чтобы стабилизировать ум, сосредотачивая его внимание на определенном объекте, избегая отвлечений. В начале будет сложно игнорировать все мысли и эмоции, сопровождаемые ими. Начинающему практику рекомендуется осваивать концентрацию на простой форме (например, черная точка на белом листе бумаги).

После того, как ум немного натренирован и его способность сосредотачиваться увеличилась, можно перейти на более тонкие объекты и процессы (янтры, мантры, дыхание, визуализация и т. д.). Способность к хорошей дхаране зависит от превосходного психологического здоровья и способности интеграции, и не является побегом от реальности, а скорее движением к восприятию истинной природы «Я».

Читайте также:  Гимнастика с танцами для детей

Дхьяна – седьмая ступень Аштанга Йоги , означает поклонение, или глубокую и погруженную медитацию. Дхьяна вовлекает концентрацию в саму основу объекта, проникая в его суть. Во время дхьяны усиливается способность ума проникать в суть тонких различий между объектами и в глубинные слои подсознания, что в свою очередь приводит к объединению видящего и видимого.

Нас учат дифференцировать между умом (воспринимающим), средствами восприятия и воспринятыми объектами — между словами, их значениями и идеями, и даже между всеми уровнями естественного развития. Но интуитивно мы понимаем, что все они сплавлены в одном недифференцированном континууме. Нужно приложить большую ясность ума, наблюдая за объектом и предметом, чтобы обнаружить их общие черты. Таким образом, дхьяна это ощущение реальной идентичности среди очевидных различий.

Во время дхараны ум становится однонаправленным, а во время дхьяны частью того объекта, на котором фокусируется. Именно по этому, дхарана должна предшествовать дхьяне, поскольку для установления связи ум должен сначала сфокусироваться на объекте. Если дхарана – контакт, то дхьяна – связь. Понятно, что сосредоточение внимания на одном объекте не приведет к реализации. Чтобы достигнуть цели нужно «стать одним» с объектом медитации. В дхаране сознание медитирующего закреплено на предмете, а в дхьяне оно находится в одном потоке.

Заключительный шаг в Йоге Патанджали – достижение самадхи. Когда мы достигаем такого уровня, что становимся тотально поглощенными чем-то, когда ум полностью слился с объектом, мы в состоянии самадхи. Самадхи означает «примирять, сливаться». В самадхи полностью исчезают наши личные отождествления. В момент самадхи различий не существует, есть только всеобъемлющая недвойственность. Мы становимся одними с Божественным Существованием.

В состоянии самадхи мы осознаем идентичность без различий и наслаждаемся чистым восприятием недвойственности. Ум находится у своего источника, откуда он и возник. Яркая вспышка, душа освобождена… Абсолютная и вечная свобода ограниченной души за пределами состояний, отождествлений и вне времени и места. После того, как сознание освободилось, оно уже никогда не возвращается в неволю.

Совершенство этого состояния охватывает и прославляет все аспекты существования, изливая на них свет высшего понимания. Человек, достигший самадхи, сохраняет свою индивидуальность, но он уже не связан ей. Он знает, что он не тело, не ум и не личность, он есть ТО…

Источник

Дхарана, Дхьяна и Самадхи

Дхарана – шестая ступень в Восьмиступенчатой Йоге Патанджали, буквально означает «неподвижная концентрация ума». Основная идея состоит в том, чтобы держать концентрацию или центр внимания в одном направлении. Это не принудительная концентрация, например, в случае решения трудной задачи в математике; скорее дхарана — форма ближе к настроению, которое можно назвать восприимчивой концентрацией. Источник — Эзотерика. Живое Знание

На практике дхарана — это создание определенных условий для ума, чтобы он смог сосредоточиться в одном направлении вместо того, чтобы метаться в разные стороны. Глубокая вовлеченность и рефлексия – вот главные условия дхараны. Когда ум направлен на объект концентрации, а внимательность не дает ему соскальзывать и увлекаться мыслями, луч сознания все больше «прилипает» к объекту и дхарана усиливается. Медитативные методы, использующие в основе сосредоточение на выбранном объекте, направляют ум практика в одно определенное русло, при этом он становится тихим, неподвижным и податливым.

Цель дхараны состоит в том, чтобы стабилизировать ум, сосредотачивая его внимание на определенном объекте, избегая отвлечений. В начале будет сложно игнорировать все мысли и эмоции, сопровождаемые ими. Начинающему практику рекомендуется осваивать концентрацию на простой форме (например, черная точка на белом листе бумаги).

После того, как ум немного натренирован и его способность сосредотачиваться увеличилась, можно перейти на более тонкие объекты и процессы (янтры, мантры, дыхание, визуализация и т. д.). Способность к хорошей дхаране зависит от превосходного психологического здоровья и способности интеграции, и не является побегом от реальности, а скорее движением к восприятию истинной природы «Я».

Аштанга Йога

Дхьяна – седьмая ступень Аштанга Йоги, означает поклонение, или глубокую и погруженную медитацию. Дхьяна вовлекает концентрацию в саму основу объекта, проникая в его суть. Во время дхьяны усиливается способность ума проникать в суть тонких различий между объектами и в глубинные слои подсознания, что в свою очередь приводит к объединению видящего и видимого. Нас учат дифференцировать между умом (воспринимающим), средствами восприятия и воспринятыми объектами — между словами, их значениями и идеями, и даже между всеми уровнями естественного развития. Но интуитивно мы понимаем, что все они сплавлены в одном недифференцированном континууме. Нужно приложить большую ясность ума, наблюдая за объектом и предметом, чтобы обнаружить их общие черты. Таким образом, дхьяна это ощущение реальной идентичности среди очевидных различий.

Во время дхараны ум становится однонаправленным, а во время дхьяны частью того объекта, на котором фокусируется. Именно по этому, дхарана должна предшествовать дхьяне, поскольку для установления связи ум должен сначала сфокусироваться на объекте. Если дхарана – контакт, то дхьяна – связь.

Понятно, что сосредоточение внимания на одном объекте не приведет к реализации. Чтобы достигнуть цели нужно «стать одним» с объектом медитации. В дхаране сознание медитирующего закреплено на предмете, а в дхьяне оно находится в одном потоке.

Заключительный шаг в Йоге Патанджали – достижение самадхи. Когда мы достигаем такого уровня, что становимся тотально поглощенными чем-то, когда ум полностью слился с объектом, мы в состоянии самадхи. Самадхи означает «примирять, сливаться». В самадхи полностью исчезают наши личные отождествления. В момент самадхи различий не существует, есть только всеобъемлющая недвойственность. Мы становимся одними с Божественным Существованием.

Самадхи

В состоянии самадхи мы осознаем идентичность без различий и наслаждаемся чистым восприятием недвойственности. Ум находится у своего источника, откуда он и возник. Яркая вспышка, душа освобождена… Абсолютная и вечная свобода ограниченной души за пределами состояний, отождествлений и вне времени и места. После того, как сознание освободилось, оно уже никогда не возвращается в неволю.

Совершенство этого состояния охватывает и прославляет все аспекты существования, изливая на них свет высшего понимания. Человек, достигший самадхи, сохраняет свою индивидуальность, но он уже не связан ей. Он знает, что он не тело, не ум и не личность, он есть ТО…

Источник

Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи

Что вам первое приходит в голову, когда вы слышите слово йога?

Скорее всего, вы представляете красивую девушку в модных лосинах и замысловатой позе на ярком коврике… Но йога это не про неудобные позы на занятия. Йога – это наша ежедневная жизнь, выраженная в соблюдении принципов Восьмиричного пути.

Примерно за 200-400 лет до нашей эры индийский мудрец Патанджали по крупицам собрал древние йогические знания и опыт предыдущих поколений и написал труд, в котором смешались религия, наука и философия.

Йога Сутры Патанджали – это древний трактат о том, что на пути к просветлению лежит 8 ступеней йоги.

Восемь ступеней йоги

Концепция Патанджали заключается в том, что конечный путь – достижение состояния Самадхи, просветления. Но что бы достигнуть Самадхи нужно пройти предыдущие 7 ступеней. Для гармоничного развития личности, все этапы стоит осваивать постепенно.

Что такое яма и нияма?

Яма и Нияма – это основа для осознанной практики йоги, это первые две ступени йоги, сформулированные в Йога Сутрах Патанджали.

Яма и Нияма это предписания от Патанджали практикующим для контроля над своими действиями, которые затрагивают как внешний, так и внутренний мир человека. Поскольку всё, что с нами происходит, происходит как на внешнем физическом уровне, так и на более тонком энергетическом плане.

Яма и Нияма это своего рода нравственно-этическая основа, формирующая осознанное состояние сознания. Это фундамент, без которого дальнейший духовный путь практически невозможен.

Без лишних слов, перейдём непосредственно к правилам.

Яма – первая ступень на пути к просветлению. На этом этапе задача обрести здоровое тело и разум, найти внутренний баланс, с помощью соблюдения определённых правил.

  1. Ахимса – ненасилие. Самое первое и самое важное правило йоги. Речь идёт не только о физическом ненасилии к другим живым существам, но и о ненасилии по отношению к самому себе, к планете и естественному порядку в мире.
  2. Сатья – отказ от лжи, в первую очередь от самообмана. На пути духовного развития самообман тормозит движение и человек вводит в заблуждение, прежде всего, самого себя. Чем честнее взгляд на самого себя, тем проще подобрать правильный инструмент для решения существующих проблем.

Человек не способный быть честным с самим собой, не способен быть честным с другими. И наоборот! Чем честнее вы будете с самим собой, тем больше вы будете самим собой рядом с другими!

На энергетическом уровне ложь создаёт такую энергию вокруг человека, которая искажает видение окружающей реальности. Человек может постоянно ошибаться и обманываться.

  1. Астейя – отказ от стремления обладать тем, что принадлежит кому-то другому; неворовство.
  2. Апариграха – ненакопительство.

В эпоху потребления это правило, как никогда актуально. В наше время у нас слишком много бесполезных вещей, вещей, которые мы зачем-то храним, в надежде, что когда-нибудь они нам пригодятся. Они годами занимают место в нашем доме, но чаще всего так и не пригождаются, но при этом отнимают у нас колоссальное количество жизненной энергии. Чем меньше лишних вещей в вашем пространстве, тем больше воздуха, пространства и энергии. Чем меньше у нас вещей, тем меньше энергии мы тратим на их хранение и содержание.

  1. Брахмачарья – чувственная сдержанность, отказ от потакания своим сексуальным желаниям и страстям, которые отбирают много жизненной энергии.

И здесь речь идёт не только о сексуальных наслаждениях, но и о любых привязанностях, приносящих удовольствие, например, вкус пищи. Йоги считают, чем больше человек привязан ко вкусу, тем больше энергии он расходует во время получения удовольствия от этого вкуса.
Как правило, привязанность ко вкусу и сексуальным наслаждениям связаны с дисбалансом в Свадхистана чакре.

Освоить первую ступень не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. Принципы Ямы соответствуют основным принципам морали во многих других учениях и культурах.

Нияма

Когда практикующий научился жить в ладу с внешним миром, он готов к освоению второй ступени Восьмеричного пути.

Нияма – ступень, на которой практикующий стремится к гармоничному взаимодействию со своим внутренним миром.

  1. Шауча – чистота сознания и тела.
    Чистота в окружающем пространстве, чистота тела и одежды, чистота сознания и внутреннего мира.
    Практикующий должен прикладывать усилия, что бы поддерживать чистоту на всех уровнях своей жизни – физическом, духовном и энергетическом.
  2. Тапас – универсальная энергия, которую практикующий накапливает с помощью регулярных тренировок аскетизма и самодисциплины.
    Тапас работает как щит от внешнего мира. Чем больше накоплено тапаса, тем больше шансов у практикующего перевоплотиться в более совершенном мире. Йоги считают, что накопленный тапас – это единственное, что мы забираем с собой, уходя из этого мира. Этот багаж – средство к дальнейшему духовному развитию.
  3. Сантоша – удовлетворённость тем, что у тебя есть на данный момент.

Это правило созвучно с ненакопительством, поскольку чем больше у нас вещей, тем больше мы тратим времени и энергии на их проявление и поддержание.

Современные потребительские концепции вынуждают человека постоянно думать, что ему чего-то не хватает и вместо того, чтобы тратить свою энергию на развитие, мы тратим её на получение материальных благ. Но на самом деле для счастья и комфортной жизни много не нужно.

  1. Свадхьяя – постоянное самообразование.
    Но это не о том, что бы каждый день читать великие книги и сакральные писания, ничего в них не понимая. Это о том, чтобы вдохновляться великими трудами на пути самопознания. Самообразование это в первую очередь о познании себя и своего внутреннего мира. Это познание окружающего мира на собственном опыте.
  2. Ишвара Пранидхана – посвящение заслуг Всевышнему.
    Практикующему предписано делиться с миром всем самым лучшим и ценным в плане опыта и знаний и посвящать свои поступки и заслуги во благо всему мирозданию. Речь идёт об опыте и знаниях, которые помогают другим развиваться. Ведь, когда мы помогаем расти и развиваться другим, то, по сути, мы помогаем сами себе.

В течение дня сохраняйте чистыми не только вашу одежду, но и ваши мысли. Научитесь благодарить за всё, что у вас есть. Направьте внимание внутрь себя. Куда направлено ваше внимание, туда течёт ваша энергия. Направьте вашу энергию на тренировку дисциплины и познание разницы между смирением и отчаянием. Практикуйте смирение.

Асана

Именно асана первым делом ассоциируется у многих с йогой, хотя это только третья ступень. По-хорошему, в древние времена вас бы даже в зал не пустили до тех пор, пока вы не освоите Яму и Нияму. Но в 21 веке свои правила и многие приходят в йогу начиная именно с третьей ступени. Так что, если вы один из них, не переживайте. Главное, что вы вообще пришли!

Физическая нагрузка помогает снимать ментальные блоки и запускать энергетические процессы, а также укрепляет наше наши тело и дух.

Но поскольку асаны – это всего лишь ступень, то надо понимать, что они не являются целью. Асаны – это средство достижения духовного развития и просветления. Асаны — это лишь подготовка тела к длительной статической медитации.

Именно поэтому 10-минутное стояние на голове не делает человека йогом. Йогом его делает соблюдение всех правил Ямы и Ниямы.

Пранаяма

Пранаяма – четвёртая ступень йоги.

Согласно Йога Сутрам в нашем теле около 72000 энергетических каналов Нади. Для того что бы наша жизненная энергия циркулировала без перебоя необходимо поддерживать эти каналы в здоровом состоянии и правильно дышать. Для этого йоги используют в своей практике пранаямы.

По сути пранаяма – это контроль жизненной энергии с помощью дыхания.

Вся наша жизнь – это череда вдохов и выдохов, поэтому четвёртая ступень йоги одна из ключевых на всём пути и её обязательно надо пройти.

Пратьяхара

Пятая ступень йоги – Пратьяхара.

Это состояние осознанного пребывания в своём внутреннем мире, безусловный контроль ума.

Если вы когда-нибудь были на занятии по йоге, то скорее всего обратили внимание, что инструктор время от времени напоминал вам о необходимости сконцентрироваться на своих ощущениях, а не сравнительно смотреть на соседа. Вот это нахождение в собственных ощущениях и есть Пратьяхара.

Пратьяхара – это способность медитировать в агрессивном внешнем пространстве. Когда вы овладеете Пратьяхарой у вас отпадёт необходимость внешней тишины во время медитации. Вам будет достаточно вашей внутренней тишины.

Дхарна

Когда вы приручите ум, вы будете готовы идти дальше, на шестую ступень.

Дхарна – это стадия абсолютной концентрации. Здесь вы сможете собрать все свои навыки контроля ума и направить их на конкретное направление своей жизни, которое позволит вам приблизится к своей истинной природе.

Дхьяна

Дхьяна – шестая ступень Восьмиричного пути йоги. Это более высокая степень Дхарны. В этом состоянии человек ощущает только то, что является предметом его медитации.

Самадхи

Верхняя ступень йоги, на которой практикующий постигает состояние сверхсознания, временные и пространственные рамки стираются и в глубокой медитации он постигает Божественное.

Из свода этих правил становится понятно, что практика йоги совсем не заканчивается за пределами коврика. За пределами коврика начинается всё самое интересное. Суть йоги не в сложных асанах, а в служении во благо всех живых существ и в достижении состояния блаженства.

Источник

Оцените статью