Йога аштанга что это за вид

Что такое аштанга виньяса йога?

Аштанга-виньяса йога – это динамичная практика йоги, представляющая собой определенную последовательность асан йоги (упражнений хатха-йоги), соединенных виньясами, сопровождаемая удержанием бандх и дришти.

Особенности и определения

В данном определении даны все отличительные черты данного метода:

Практика представляет собой строго определенную последовательность асан, объединенных в серии. Серии содержат в себе асаны по возрастающей сложности и имеют определенную направленность по воздействию на организм.

Переход от одной последовательности к другой возможен только после полного овладения предыдущей серией, в противном случае неподготовленный организм может быстро истощиться и вместо накопления энергии и здоровья вы получите травмы, плохое настроение и общее самочувствие.

Первая серия называется йога чикитса (йога исцеления от болезней), которая считается йогой для начинающих и содержит базовые позы, овладение которым позволит оздоровить тело и организм.

Практически все, кто начинают регулярно практиковать первую серию, отмечают постепенное снижение веса, улучшение общего самочувствия и настроения, бесперебойное функционирования органов ЖКТ. Многие асаны носят стимулирующий эффект, разгоняется кровь, что также ведет к избавлению от токсинов.

Вторая серия – нади шодхана (очищение энергетических каналов) предназначена для исцеления нервной системы, но также представляет собой последовательность асан.

Первые две серии считаются базовыми, и овладение ими дарует гармоничную жизнь, крепкое здоровье и нервы, устойчивое эмоциональное состояние.

Третья и последующие последовательности (всего их 5, по некоторым источникам – 6), считаются продвинутыми и их рассмотрение имеет смысл только после полного освоения первых двух серий (на усвоение которых уходят годы, и даже десятки лет).

Виньяса – это движение, синхронизированное с дыханием. Каждую асану удерживают, как правило, от 5 до 25 дыханий. Виньясы помогают распределить в организме энергию, сгенерированную во время выполнения определённой асаны, и обеспечивают поток – непрерывное и плавное перемещение тела из одной асаны в другую.

Считается, что приставка «виньяса» стала употребляться только на западе, для более явного различения и обозначения метода аштанга йоги (в узком смысле), распространявшегося гуру Ш.К. Паттабхи Джойсом.

Шри Кришна Паттабхи Джойс – ученик Ш.Т. Кришнамачарьи (также учеником Кришнамачарьи и автором отдельного авторского направления йоги был Б.К.С. Айенгар). В настоящее время традиция аштанга-йоги поддерживается сыном Паттабхи Джойса – Р. Шратом Джойсом, проживающих и преподающим йогу в Индии. Каждый год сотни студентов стремятся попасть на классы к Шарату Джойсу для получения или поддержания квалификации (права называться) преподавателя йоги.

Бандхи – это действие, связанное с давлением или напряжением определенных мышц, олицетворяющих энергетические замки в теле человека. Другими словами, удержание бандх означает направлять блокировку и перемещение праны в определенные области. Удержание бандх позволяет сохранять устойчивость асан и направлять движение праны (энергии) в нужном направлении.

Дришти – это техника концентрации внимания и взгляда в определенной точке.

Удержание бандх и дришти является залогом успеха выполнения не только сложных асан, но и начальных.

Основополагающей мыслью практики аштанга йоги для начинающих является необходимость доведения до совершенства начальных асан, после чего можно приступить к практике более сложных упражнений.

Такой метод воспитывает решимость практиковать и терпение. Известно, что многие продвинутые йоги в начале пути могли повторять начальную последовательность упражнений годами, прежде чем получили благословение гуру практиковать более сложные последовательности.

Шарат Джойс в своих трудах всегда уточняет, что главное встать на коврик и практиковать столько, сколько на сегодняшний день может организм, и нужно быть благодарными за то, что сегодня вы в принципе смогли практиковать.

Форматы для начинающих

Аштанга-виньяса йога практикуется в двух стилях: майсор-классы и led-классы.

Майсор-классы

Майсор-классы – это самостоятельная практика каждого ученика, учитель выступает наблюдателем и может корректировать асаны во время практики; такая практика возможно не только в йога-студиях и школах, но и самостоятельно дома – без учителя. Это уникальный формат практики, характерный только для аштанга йоги.

Преимущества и особенности практики в стиле «майсор-класса»:

личное внимание со стороны учителя (если практика проходит не самостоятельно): индивидуальная помощь учитывает персональные потребности и особенности студентов, что практически невозможно в классах, где все занимаются под общие инструкции. Учитель уделяет вам столько времени, сколько нужно.

движение в своем ритме: вы можете тратите больше времени на асаны, которые даются сложнее, у вас есть возможность углубить практику тех асан, которые требуют больше времени с учетом текущего состояния организма;

повышенная концентрация на собственной практике, а не пассивное слушание учителя и автоматическое выполнение асан;

каждый практикует в своем темпе и свою последовательность асан (например, в рамках одного класса могут практиковать и начинающие, и продвинутые йоги – ограничений нет), поэтому, психологически новичкам может быть комфортнее в таком классе — меньше сравнения «с соседом» и никакой «спортивной конкуренции»;

групповая динамика: есть что-то особенное в практике в классе, полном людей. В таких классах есть ощущение «энергии»: дыхание практикующих, движение их тел дает ощущение тепла. Эта волшебная «энергия» проходит через всю практику и заряжает всех присутствующих.

мобильность: можно практиковать в любом месте, в любое время. Вам не нужен специальный инвентарь (ремни, блоки и т.п.) или даже коврик. Вам нужно только пространство. Это символичное напоминание о том, что йога не связана материальным миром. Вы не зависите ни от чего и ни от кого, кроме себя — вашего тела и дыхания.

Кому подходят занятия в стиле майсор-класса?

Новичкам, а также продвинутым практикам – то есть всем, кто занимается йогой.

Led-классы

Led-классы – это практика последовательности под руководством учителя, который ведет счет виньяс и задает ритм дыхания.

Особенности практики в стиле «led-класса».

практика ведется под счет учителя (как правило, счет ведется на санскрите, для динамики может также использоваться метроном);

учитель может напоминать во время практики о точках дришти и какие нужно удерживать бандхи, но никаких инструкций по вхождению или удержанию позы не следует;

такой стиль практики представляет собой своеобразный эталон – если вы можете выполнять последовательность в заданном ритме, то считается, что вы можете осваивать дальнейшие последовательности.

Кому подходят занятия в стиле led-класса?

Студентам, имеющим навыки выполнения асан практикуемой последовательности, а также продвинутым практикам.

Общая структура асан

обычно практика начинается с мантры – благодарности учителям йоги. Мантры в начале и в конце практики позволяют настроиться на практику, поблагодарить учителей и весь мир; произносятся на санскрите самостоятельно либо повторением после учителя.

любая из серий начинается с последовательности Сурья Намаскар А (5 повторений) и Сурья Намаскар Б (три-пять повторений);

после второго шага практикующий начинает одну из серий, которая всегда включает:

a. асаны стоя – основа любой последовательности, пропускать которую нельзя;

b. асаны сидя – меняются в зависимости от последовательности;

c. перевернутые асаны (заключительная последовательность).

заканчивается практика мантрой, закрывающей практику;

в конце практики обязательно выполняется Шавасана (поза мертвеца).

Подытожим: аштанга йога – это философская система йоги, включающая в себя помимо физических упражнений и дыхания, также регуляторы других сфер жизнедеятельности человека. Аштанга-виньяса йога – метод (совокупность инструментов и правил их применения) практики аштанга йоги, которые мы применяем непосредственно встав на коврик.

Источник

Что такое аштанга йога?

По сути, все виды йоги можно обозначить общим термином – хатха йога, совокупность физических упражнений. Отдельные виды/школы йоги отличаются тем, что внимание уделяется отдельным акцентам во время практики и авторством методики.

Аштанга йога – одна из самых известных систем йоги, которая была впервые описана мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах» и вошла в традиционную индийскую философию.

«Аштанга» в переводе с санскрита означает «восьмиступенчатая», то есть система состоит из 8 ступеней. Первые четыре ступени этой системы условно называют «йогой начального раздела», и предназначены они для развития способности человека управлять своим телом и чувствами. Для «обычного человека», не стремящегося к самадхи – высшей цели, следование первым 4-м ступеням достаточно и необходимо для гармоничной жизни и понимания себя и окружающего мира.

Аштанга йога: восемь ступеней

1. Яма

Яма – основные регулирующие принципы жизнедеятельности каждого человека.

В Йога-Сутрах Патанджали выделяется 5 основных принципов ямы:

Ненасилие (ахимса) – по отношению к себе и другим людям, а также окружающему живому миру. Подразумевается не только физическое ненасилие, но и ментальное (мысленное и словесное). Данный принцип зачастую воспринимают радикально (полный отказ от животной пищи, отказ от выполнения обязанностей, связанных с причинением вреда живому и так далее).

Но во всем должна быть мера – если по состоянию здоровья вы действительно нуждаетесь в продуктах животного происхождения, то нужно слушать свой организм. Первоначально, возможно, не удастся наблюдать полную ахимсу. Тем не менее, нужно просто постоянно держать в уме определение ахимсы и пытаться следовать ему.

Правдивость (сатья) – в отношении не только других людей, но и себя. Речь также идет о корректном и однозначном выражением собственных мыслей (не допускать двусмыслия).

Честность (астея) – запрет воровства или желания присвоить чужое. Практикуя данный принцип, человек достигнет спокойствия ума, когда знает, что ему принадлежит лишь то, что ему положено.

Половое воздержание (брахмачарья) – контроль похоти, сохранение целомудрия до брака и нераспущенность в брачных отношениях. Принцип предполагает отсутствие даже мысленного вожделения в отношении лиц противоположного пола, кроме как своего спутника (мужа, жены).

Человек должен контролировать желания, а не находиться в их власти. Как только желания начинают править разумом, человек теряет свободу.

Нестяжательство (апариграха) – непривязанность к материальным благам, ненакопительство (хранение вещей, которые нам не требуются).

Данный принцип также касается пищи: мы должны есть, чтобы удовлетворить голод и жить полноценной жизнью. Но даже когда голод удовлетворен, иногда мы склонны есть больше, только потому, что нам нравится вкус. Когда мы потребляем избыток пищи, это вредно воздействует на организм. Пища не переваривается хорошо, что ведет к возникновению заболеваний.

В других источниках, в частности, в Хатха-йоге-прадипике (текст о хатха-йоге, предположительная дата 15 век н.э.) добавляются дополнительные, но не менее важные принципы:

прощение, милосердие (кшама);

стойкость, мужество (дхрити);

сострадание (дайя) – это не реакция на ситуацию, а действие: физическая помощь либо словесное утешение;

смирение (аарьяв) – работа с собственным эго;

умеренный аппетит (мтахара) – ограничение пищи и соблюдение необходимой организму диеты в надлежащее время.

2. Нияма

Нияма — предписанные обязанности человека, правила образа жизни отдельного индивидуума.

В Йога-Сутрах Патанджали выделяется 5 правил:

Чистота (шауча)- подобно ахимсе, эта чистота также является физической, словесной и умственной.

Физическая чистота предполагает внутренние очистительные процедуры (шуддхи-крийя, будут рассмотрены в отдельной статье), а также внешнюю чистоту – опрятность внешнего вида тела и одежды.

Словесная чистота предполагает ограничение болтливости, говорить тогда, когда это действительно нужно.

Умственная чистота достигается избавлением от ненужных мыслей и блужданий ума.

Удовлетворенность настоящим (сантоша). Это состояние ума, а не реакция на любое внешнее событие, инцидент. Следовательно, состояние удовлетворённости может контролироваться умом и оно независимо от внешних обстоятельств.

На самом деле источник счастья находится в этом состоянии ума. И главная причина страданий — в Тришне (жажда). Тот, кто постоянно учится довольствоваться настоящим, освобождается от жажды и обретает счастье.

Выносливость, самодисциплина (тапас). Преодолевать трудности с достоинством – это тапас. Изучая йогу или практикуя её, вы можете столкнуться с физическими трудностями в асанах или пранаямах либо со сложностями следования принципам.

Такие трудности и сложности (от слов «труд» и «ложь», обратите внимание) нужно спокойно или с радостью принимать и продолжить учебу. Это тапас.

Самообучение (свадхьяя), изучение духовной и светской литературы. Также включает в себя джапу (повторение святых имён Господа).

Принятие Бога и вера в божественную силу, которая находится вне нашего воображения (ишвара-пранидхана).

В других источниках добавляются следующие правила:

твердая вера (астикья);

благотворительность (дана). Пожертвование должно происходить от сердца, самостоятельно, с любовью и уважением.

постоянное изучение священных текстов (сиддханта-шравана);

развитие духовного «интеллекта» (мати);

контроль стыда (лайджа). Уметь различать и стыдиться плохих и не стыдиться нормальных вещей.

Практически все, кто начинает практиковать упражнения аштанга йоги без глубокого осознания цели, задаются вопросом, обязательно ли соблюдать яму и нияму? Разве нельзя практиковать только асаны и/или пранаяму? Ответ прост – если не практиковать яму и нияму, то вы не достигнете тех же результатов, каких можете достичь практикуя все 4 ступени в совокупности.

Кроме того, указанные принципы на самом деле являются не ограничениями, а свободой от ограничений. Йога начинается со свободы от ограничений.

Яма прямо говорит о том, как человек должен вести себя в обществе, а Нияма дает руководство по отношению к индивидууму. В ступенях Яма-принципы идут первыми, это указывает на то, что йога сначала рассматривает общество, а затем человека.

В первоисточниках описания ямы и ниямы сделаны очень тщательно, чтобы привести путника к самадхи. Однако для нас, простых людей, цель занятий йогой — не самадхи, а жить счастливо и с удовлетворенностью. И, если мы попытаемся следовать, например, принципу ахимсы, как это понимается в текстах, то это может оказаться невозможным для нас в современном мире.

Поэтому мы должны попытаться следовать описанным принципам и правилам, гибко подстраивая их под себя, главное – идти по данному пути, иметь намерение. Опыт показывает, что по мере продолжения изучения йоги возрастает тенденция следовать Яме и Нияме. В любом путешествии необходимо знать о пункте назначения и следовать в этом направлении. Время, затраченное на путь, может быть разным для всех, но, как известно, путь осилит идущий.

3. Асана

Асана – это поза йоги, предполагающая определенное положение тела.

В Хатха-йоге Прадипике говорится, что «Асаной можно достичь здорового здоровья, стабильности, легкости тела и разума».

Выделяют четыре уровня прогрессии в практике той или иной асаны. По достижении четвертого уровня считается, что вы овладели асаной.

уровень. Асана предполагает устойчивое положение, тело удерживает определенную позу в течение длительного времени, одновременно обеспечивая устойчивость всех мышц, растянутых или расслабленных. На этом этапе для стабилизации тела в практикуемой позе вам требуется приложить усилия.

уровень. Как только стабильность асаны будет достигнута в течение определенного периода времени, на следующем уровне будет чувствоваться комфорт в занятом положении. Нужно уметь поддерживать асану и чувствовать себя легко.

уровень. Теперь нужно стараться постепенно расслаблять мышцы в занятой позе, с практикой расслабления можно добиться большей стабильности и комфорта в положении. Когда тело расслаблено, ум также становится спокойным и расслабленным, и вы сможете фокусироваться, а не отвлекаться на физические ощущения.

уровень. Ум может легко фокусироваться на предмете медитации, это говорит о более высоком уровне опыта практики асаны.

В идеале, считается, что если вы можете удерживать асану в течение трех часов без дискомфорта, то это говорит о мастерстве на физическом уровне. Если вы можете сосредоточить ум на одном объекте во время указанной продолжительности практики, тогда вы владеете также ментальным (или умственным) уровнем.

Естественное состояние тела и ума — это расслабленное состояние. Регулярной практикой асан такое расслабленное состояние достигается без усилий. Эффект от такой практики асан вы сможете увидеть и в повседневной жизни: тело и ум станут более эффективными, выносливыми, повысится иммунитет, вы сможете легко и осознанно контролировать эмоции.

Виды и полное пошаговое руководство практики асан аштанга йоги подробно описаны в соответствующем разделе нашего сайта (позы йоги).

4. Пранаяма

Пранаяма – это контролируемое дыхательное упражнение.

Практикуя пранаяму регулярно, можно научиться управлять ритмами пранической энергии и достигать здорового тела и разума. Патанджали в «Йога-сутрах» упоминает о пранаяме как о достижении высших состояний осознания, и уточняет, что дыхание является важной практикой достижения Самадхи.

5. Пратьяхара

Пратьяхара – это сознательное отвлечение чувств от объекта мысли.

Целью данной ступени является повышение силы разума путем психической подготовки. Практическим примером пратьяхары условно можно назвать состояние, требуемое для успешной практики Шавасаны (поза мертвеца).

Первый этап Шавасаны предполагает физическую релаксацию. На этом этапе тело сначала занимает комфортное положение, мышцы постепенно расслабляются, замедляется дыхание и, наконец, тело полностью обмякает.

На втором этапе Шавасаны вы «выходите» из внешнего мира, не теряя при этом полного контакта с ним. Это опыт пратьяхары. Большинству из нас может быть знакомо это состояние: когда вы в нем, можете почувствовать, что находитесь на дне колодца. Вы осознаете звуки вокруг, но они не создают никаких помех телу и разуму. Это состояние нереагирования.

Патанджали в «Йога-Сутрах» писал, что последние три ступени аштанга-йоги, которые описаны ниже, в совокупности называются «Саньям» (контроль) и их следует рассматривать вместе. Кроме того, между указанными ступенями нет четкой границы. По достижении определенного прогресса на одной из ступеней, вы автоматически продвигаетесь и на следующих ступенях. Три этапа смешиваются друг с другом так же легко, как цвета смешиваются на холсте художника.

6. Дхарана

Дхарана – концентрация ума в определенных границах.

Подразумевается фиксация ума на сущности определенного объекта либо мысли. Интересно отметить, что самая высокая ступень психической концентрации, зафиксированная и описываемая современными психологами, более или менее похожа на описание Дхараны, то есть первичной стадии концентрации, по описанию Патанджали.

Регулярная практика дхараны усиливает практику йоги, улучшая способность практикующего оставаться сосредоточенным, сохранять спокойствие.

Прогрессивная практика дхараны ведет к дхьяне.

7. Дхьяна

Дхьяна – это состояние полной, глубокой концентрации, или медитация.

Это достижение полного контроля над разумом. Медитация воспринимает сознание вне сознательных, подсознательных и бессознательных состояний и ведет к сверхсознанию.

Дхьяна опирается на практику асаны, пранаямы, пратьяхары и дхараны. И все эти ступени в совокупности приводят к полному отчуждению ума от мирских привязанностей и более глубокому пониманию предмета медитации. На заключительном этапе йог больше не рассматривает это как практику медитации, поскольку он настолько погружен в медитативный акт, что больше не может отделять себя от него.

8. Самадхи

Самадхи – итоговая цель практики йоги и конечное состояние бытия ума, это просветление и предварительное состояние нирваны.

Причем этот результат можно представить скорее как ряд этапов, которые разворачиваются в прогрессии. Самадхи могут испытать не только йоги-отшельники, проживающие в пещерах Индии. Большинство медитирующих, которые практикуют регулярно в течение часа или двух каждый день, могут достичь первого этапа самадхи (углубленная практика дхьяны) в течение нескольких лет, если им дается надлежащее обучение.

Таким образом, дхарана (концентрация разума на объекте медитации во время медитативной практики) в конечном итоге превращается в дхьяну (сравнительно легкий поток сознания от ума к объекту), а дхьяна развивается в самадхи. Самадхи начинается тогда, когда отношения между умом и объектом углубляются до такой степени, что сознание концентрируется, а осознание объекта доминирует над умом.

Источник

Читайте также:  Как называется система физических упражнений с отягощениями
Оцените статью