Йога ачарья что это

Йогачарья

Смотреть что такое «Йогачарья» в других словарях:

ЙОГАЧАРЬЯ — (Санскр.) (1) Мистическая школа. (2) Букв., учитель (ачарья) Йоги, тот, кто овладел доктринами и упражнениями экстатической медитации кульминацией которых являются Махасиддхи. Неверно смешивать эту школу с Тантрой, или школой Махатантры,… … Теософский словарь

Йогачарья — (Yogâcârya последователь Йога) индийская буддийская секта или школа, находящаяся в связи с философской школой Йога (см.) Основателем ее считается Арджасангха (VII в. по Р. Хр.), учивший, что самосознание вечно, но не отожествлявший его с Богом,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Арьясанга — (Санскр.) Основатель первой Школы Йогачарья. Этот Архат, непосредственный ученик Готамы Будды, в высшей степени необосновано спутан и смешан с личностью под тем же именем, будто бы жившей в Айодхье (Уде) около пятого или шестого века нашей… … Религиозные термины

АРЬЯСАНГА — (Санскр.) Основатель первой Школы Йогачарья. Этот Архат, непосредственный ученик Готамы Будды, в высшей степени необосновано спутан и смешан с личностью под тем же именем, будто бы жившей в Айодхье (Уде) около пятого или шестого века нашей эры, и … Теософский словарь

Триратна — Три жемчужины в джайнизме реализация учения Махавиры. Состоит из трех частей: Самьядаршана (Правильное видение) Самьягджняна (Правильное знание) Самьячаритра (Правильное поведение) Источник: Религиозный словарь ТРИРАТНА или Ратнатрайа.… … Религиозные термины

Читайте также:  Тренировка зрения одной линзой

Авалокитешвара — (Санскр.) Наблюдающий Владыка . В экзотерической интерпретации он Падмапани (носитель лотоса и лотосом рожденный) Тибета, первый божественный прародитель тибетцев, полная инкарнация или Аватар Авалокитешвары; но в эзотерической философии… … Религиозные термины

Ваджрапани — (Санскр.) или Манджушри, Дхиани Бодхисаттва (как духовное отражение или сын Дхиани Будд на земле), рожденный непосредственно из субъективной формы существования; божество, которому профаны поклоняются как богу, а Посвященные как субъективной… … Религиозные термины

Ваджрасаттва — (Санскр.) Имя шестого Дхиани Будды (которых в народном Северном Буддизме лишь пять) в школе Йогачарья, последняя насчитывает семь Дхиани Будд и столько же Бодхисаттв сынов разума первых. Поэтому востоковеды относятся к Ваджрасаттве как к… … Религиозные термины

Дхарани — (Санскр.) В Буддизме как Южном, так и Северном а также в Индуизме это означает просто мантра или мантры священные стихи из Риг Веды . В древние времена все такие мантры или дхарани считались мистическими и практически действенными при их… … Религиозные термины

Марга — (Санскр.) Путь , Аштханга марга, святой или священный путь, есть тот, который ведет к Нирване. Восьмиричный путь возник от семиричного, добавлением (теперь) первого из восьми Марг, что есть обладание ортодоксальными воззрениями , с чем… … Религиозные термины

Источник

Ачарья

Ача́рья (санскр. आचार्य , Ācārya IAST ) — важный религиозный учитель. Слово имеет разное значение в индуизме и джайнизме. Титул «ачарья» часто прибавляется к имени и указывает на уважительное отношение, как, например, в «Шанкарачарья».

Содержание

Этимология

Происходит от санскритского корня чар, который означает «последователь». С помощью приставки «а» (которая означает «совершенно или полностью») и именного суффикса, который означает «тот, кто», формируется значение термина «тот, кто полностью следует дхарме» и/или «тот, кто ведёт других следовать дхарме».

Таким образом, слово «ачарья» указывает на личность, которая гораздо больше, чем просто «учитель» и прежде всего означает «тот, кто следует тому, чему учит» или «тот, кто учит на своём собственном примере». То есть, основными двумя аспектами значения слова «ачарья» являются «тот, кто учит» и «тот, кто является примером того, чему он обучает».

В индуизме

В религиозной традиции индуизма, ачарья это «божественная личность» (санскр. महापुरुश ) которая появляется для того, чтобы установить или восстановить определённые религиозные или философские принципы.

Ачарья является уважаемым гуру, который, как правило, обладает совершенными знаниями санскрита и одной из философий индуизма, например веданты. Ачарьи часто были лидерами определённой сампрадаи — философской или богословской школы в индуизме. Ачарьи обучают руководствуясь принципом того, что если сам учитель не познал и не узрел истину, он не может сделать так, чтобы её познали другие.

Ачарья должен полностью осознать то, чему он учит. В руках истинного ачарьи, священные писания (шастры) являются инструментом, с помощью которого он приводит своих последователей к познанию истины. Как шастра, так и ачарья играют ключевую роль. Ачарья, благодаря ясности своего видения и духовной и философской реализации, даёт правильное понимание изложенного в шастрах. Поэтому, как к шастрам, так и к ачарье, относятся с одинаковым уважением. Ачарья является живым воплощением священных писаний и обладает способностью сделать так, чтобы его последователи сами узрели истину.

Некоторые ачарьи в индуизме

  • Шанкарачарья — известный поборник адвайта-веданты.
  • Рамануджачарья — распространил культ Вишну-бхакти[1]
  • Мадхвачарья — его философия называлась двайта. Основной сутью его учения было «основной целью дживы является беззаветная и полная любовь и преданность Богу» [2]
  • Нимбаркачарья — в своём учении он объявил, что Радха и Кришна являются самыми возвышенными формами Бога.
  • Валлабхачарья — Пуштимарга
  • Чайтанья Махапрабху — философия ачинтья-бхеда-абхеда
  • Бхактиведанта Свами Прабхупада — ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны

В джайнизме

В джайнизме, ачарья это монах, один из пяти почитаемых панча-паремешти достойных поклонения. Слово «сури» имеет то же самое значение, что и «ачарья».

Ачарья — это также главный лидер в монашеской иерархии джайнов. Он обладает властью посвящать новых монахов или монахинь, устанавливать новые мурти и т. д. Часто он передаёт свои полномочия специально назначенным им же ставленникам.

Некоторые известные ачарьи в джайнизме в хронологическом порядке:

  • Гаутам Ганадхара
  • Ганахар Судхарма Свами
  • Джамбу Свами
  • Бхадрабаху — его учеником был Чандрагупта Маурья
  • Стхулабхадра — традиция Шветамбара
  • Кундакунда — традиция Дигамбара
  • Самантабхадра — традиция Дигамбара
  • Сиддхасена Дивакар
  • Манатунга — автор Бхактамар-стотры
  • Харибхадра — традиция Шветамбара
  • Акаланка — традиция Дигамбара
  • Вирасена — традиция Дигамбара
  • Джинасена — традиция Дигамбара, был наставником правителей династии Раштракутов (800—880)
  • Немичандра — традиция Дигамбара
  • Хемачандра — традиция Шветамбара, был наставником Кумарапала (1089—1172)
  • Хира Виджая Сури — традиция Шветамбара, был приглашён Акбаром.
  • Ачарья Раджендрасури — традиция Шветамбара (1827—1906)
  • Шантисагар — традиция Дигамбара (1872—1955)

В некоторых сектах джайнизма, как например в Терапантхи, есть только один ачарья, тогда как в других существуют много ачарьев.

Ачарья, также как и любой другой монах-джайн, должен всё время странствовать, за исключением четырёх месяцев муссона.

Ошо родился в семье джайнов и до 1971 года был известен как Ачарья Раджниш.

В буддизме

В буддизме ачарья (палийский вариант acariya) — один из двух наставников нового монаха (другой называется upādhyāya). В махаянских традициях почётный эпитет прилагался к известным учёным и был несколько более общим, чем схожий эпитет paṇḍita; на тибетский его переводили как slob dpon лобпёнь. В японской школе Сингон титул адзяри присваивался квалифицированным священникам, прошедшим обучение на горе Коя.

Источник

Подготовка преподавателей хатха йоги. Курс

Что такое Хатха Йога? Фитнес или духовная практика?

Сейчас многие думают, что хатха йога — это модный вид фитнеса, но так ли это? Наблюдая за тем, как люди занимаются хатха йогой, кажется, что именно так. Однако человек, занимающийся этими практиками полгода-год, думает несколько иначе.

Йога, как ее описывает Патанджали, — это духовная практика по осознанию своей истинной сущности. Обычно человек ассоциирует себя со своим телом и психикой, погружаясь в различные состояния сознания, связанные либо со стремлением к приятному и интересному, либо с отвращением того, что огорчает и вызывает страдания. Однако, не смотря на то, что все эти стремления и состояния исходят из нашей истинной сущности, они ей совсем не являются. Практика Йоги это практика познания себя настоящего, поэтому она связана с ограничением своих желаний, а так же со стремлением направлять внимание не вовне, а вовнутрь.

Казалось бы при чём здесь хатха йога? Ведь в этой системе мы просто принимаем различные позы, иногда добавляем динамику и не редко всё это сопровождается музыкой. Разве это не фитнес? Где здесь духовная практика? Для того, чтобы преодолеть эту дилемму, многие инструктора йоги говорят, что настоящая хатха йога — это, когда во время практики асан внимание человека всё время погружено вовнутрь, а если нет, то это просто гимнастика.

Так ли это? Конечно, хатха йогу необходимо практиковать концентрируясь на тех участках тела, которые ощущают воздействие асан и это есть йога. А если не получается? Тогда это лишь фитнес? И да и нет. Фитнес это тоже Йога, если смотреть на это глобально. Впрочем, как и всё, что мы делаем в жизни. Но хатха йога оказывает влияние на человека, даже если он не может совершать её с полным погружением.

Я лично испытал это на себе и знаю очень многих людей, получивших этот опыт. Дело в том, что асаны (особые положения тела), оказывают воздействие на энергетическую систему человека и автоматически приводят человека к особым состояниям сознания. Конечно, для этого у практикующего от природы должно быть достаточно тонкое восприятие. Иначе без интенсивного усилия по погружению внутрь ничего не получится. Кроме того, хатха йога в отличие от фитнеса увеличивает энергию в теле, что приводит изменению качества жизни в лучшую сторону. С этим также связано изменение в питании. Тяжёлые продукты мясо и т.п. перестают быть насущным источником энергии. Многие отказываются от такой пищи без всяких моральных принципов — просто не хочется это есть.

Учитывая эти воздействия хатха йоги на человека, обучающий этой практике инструктор должен хорошо понимать философию йоги и применять это знание в своей жизни. Для преподавателя йоги не достаточно хорошо разбираться в анатомии и физиологии тела. Эти дисциплины безусловно важны. Для того, чтобы практиковать асаны хатха йоги, необходимо понимать, как работает опорно-двигательная система человека. Но, кроме вопроса «как?», есть и вопрос — «для чего?» Конечно, многих устраивает ответ: для здоровья, для продления жизни и т.д. Но вопрос «для чего?» можно поставить и к здоровью, и к продолжительности жизни. Ответ на это можно отыскать только в философии йоги.

В чем состоит эта философия? В нескольких словах это можно объяснить так — наше тело и психика лишь инструмент познания окружающей нас реальности. Познающий пользуется ими, как водитель автомобилем. Но ввиду полного слияния с этими инструментами познания он, Познающий, отождествляет Себя с ними. Из этого возникает страсть к получению наслаждения и отвращение к страданию, а так же страх смерти. Йога — практика по осознанию не тождественности Себя с телом и психикой.

Но можно ли осуществить эту йогу посредством практики последовательности асан? Нет, с психикой необходимо работать более конкретно, эту практику обычно называют раджа йога. В ней, сохраняя тело неподвижно, адепт работает со своей психикой, пытаясь различными средствами осознать свою истинную сущность.

Да, да скажут некоторые, вот это и есть Йога! А хатха — просто физкультура. Но это не совсем так или даже совсем не так. Хатха йога поддерживает раджа йогу. Для практики работы с психикой при сохранении неподвижности тела, человеку необходимо иметь большой запас прочности. Эта практика не полезна для здоровья и, если тело не поддерживается хатха йогой, раджа йога может оказаться разрушительной. Хатха йога без раджа йоги бессмысленна, ввиду того, что сама по себе не приводит полному осознанию Себя. Но и раджа-йога без хатха-йоге неполноценна. Энергии и прочности тела, а также продолжительности жизни может не хватить для полной Самореализации.

Базой понимания всего этого является философия йоги. И её должен хорошо понимать каждый, кто преподаёт эту практику людям. Даже если это происходит исключительно на физическом уровне.

Источник

Подготовка преподавателей хатха йоги. Курс

Советы начинающим преподавателям йоги

Время

Чтобы стать хорошим преподавателем йоги нужно время. Конечно, курсы подготовки инструкторов дают необходимые знания. Но надо научиться использовать их на практике.

Йога — это особый эгрегор, который не каждого принимает. Сначала многим бывает сложно. Начинающий инструктор должен выдержать проверку временем.

Прежде всего, советую не бросаться в преподавание с головой. Самое разумное – не менять резко свою жизнь и, не увольняясь с обычной работы, проводить 1-2 занятия в неделю.

Нужны ли вы в новом качестве?

Это позволит понять, нужны ли вы людям в новом качестве. Если люди будут приходить на занятия, значит вы здесь нужны.

Если понимаете, что преподаванием получается себя обеспечить, тогда можно уходить в это полностью. Если достаточного заработка нет, то лучше заниматься йогой в свое удовольствие без преподавания.

Сейчас в сфере преподавания йоги предложение превышает спрос. Поэтому надо действительно уметь что-то лучше, чем другие. Курсы подготовки инструкторов йоги в этом, конечно, помогают.

Те, кто получили профессиональную подготовку более конкурентно способны. Они легче находят место в клубах и быстрее набирают группы.

Важность личной практики

Однако надо понимать, что преподаватель йоги это не только замечательная профессия, но и непростой физический труд. Прежде всего надо постоянно быть в хорошей форме, что подразумевает регулярную личную практику.

Необходимо выкраивать время на это. Раньше вставать или заниматься в дневное время. Думать, что только занятия с группой будут поддерживать вашу физическую форму, не совсем верно.

Как правило, на группе выполняются простые базовые асаны, а в йоге необходимо постоянное развитие. Надо осваивать новые более сложные для себя варианты асан. На группе, особенно начального уровня, это делать невозможно.

Энергия учителя

Кроме того, во время проведения занятий мы делимся со своими учениками не только знаниями, но и энергией. Получаем мы её во время личной практики. Это тоже одна из причин заниматься либо дома, либо в какой-нибудь группе более сложного уровня. Иначе будет энергетическое опустошение.

Ученики интуитивно чувствуют энергию учителя. Когда появляется это опустошения, то снижается количество учеников на занятиях. Это наводит инструктора на грустные мысли. Эти мысли формируют негативное поле и начинается кризис.

Лучший способ выхода из кризиса — личная практика. Если кризис стал совсем глубоким, то лучше всего прекратить на время преподавание и поехать на какой-нибудь семинар по йоге. Не обязательно в Индию.

Йога в Индии

Помните, что несмотря на то, что йога зародилась в Индии, на русской почве она развивается немного не так, как на своей Родине. Индийский подход может показаться бессистемным и травмоопасным.

Дело здесь не в том, что индусы неквалифицированные преподаватели. Нет, многие из них прекрасные Учителя, которые имеют обширные знания. Дело в том, что западный и восточный взгляды на мир в целом отличаются друг от друга.

Наш ум больше подвержен анализу, то есть раскладыванию все на составные части. Индийский — синтезу, то есть объединению всего. Нам кажется, что они мешают все в кучу, но на самом деле, они дают полную и глубокую информацию. Только мы не можем уловить ее суть, потому что нам хочется все разбить на составные элементы.

Так что, отправляясь в Индию не питайте иллюзий, что найдете идеального Гуру. Учителя вы, конечно, найдете. Но отношения с ним могу складываться по-разному в силу разного восприятия мира.

Не мечтайте жить в Индии все время. Там и без нас проживает очень много людей. Мы нужны прежде всего там, где родились. Так что после того, как силы восстановятся, возвращайтесь на Родину.

Сколько проводить тренировок?

Не будьте жадными. Не проводите много занятий. По-моему мнению, лучше проводить максимум две тренировки в день с обязательным одним выходным днем в неделю.

5 классов в день провести на «отлично» нереально. Это и ученики чувствуют. Лучше одну тренировку провести, но качественно. Людей на одно занятие тогда может больше прийти, или примерно так же, как на все пять. Меньше времени будет потрачено, а отдача одинаковая получится.

Будьте лидером своей группы

Чувствуйте свою группу. Представляйте, что группа — это ваше тело. Кто-то руки, кто-то ноги. Проводя занятие, управляйте этим телом. Чтобы чем-то управлять надо прежде всего это знать. Значит, вы должны понимать способности и потребности своих учеников и учитывать их, проводя занятия.

Однако, надо понимать, что инструктор йоги ведущий, а не ведомый. То есть не надо потакать слабостям учеников. Если им что-то сложно, упрощать надо, но отказываться вовсе от каких-то элементов из-за того, что ученикам кажется это сложным, не стоит.

Все время совершенствуйтесь

Учитесь чему-то новому. Это могут быть профильные семинары, другие курсы инструкторов либо самостоятельное самосовершенствование: чтение книг по йоге, написание тематических статей, издание собственной книги.

Взгляд со стороны

Очень полезно фотографироваться в асанах. Тогда вы сможете увидеть себя со стороны.

Еще полезней создавать и распространять в Сети видео по йоге. С одной стороны это поможет людям осваивать азы йоги, с другой стороны поможет вам увидеть себя со стороны и внести корректировки в свою практику.

Интересно, кратко, вдумчиво. Наводит на интересные мысли. Вопрос, как выбрать преподавателя йоги в своем городе, чтобы попасть не к хорошо растянуто у человеку? Спасибо.

Хотелось бы уточнить вопрос. Вы хотите чтобы инструктор не имел хорошую растяжку? Или вы хотите, чтобы преподаватель не только был растянутым, но и он умел преподавать йогу?

Ольга, большое спасибо за статью. Кратко, емко и доходчиво. Для меня личная практика была открытием себя самой и стала постоянной. Через нее пришли и мантры , и медитации, и желание слушать и понимать философию йоги и ведические сказания, пришла астрология, нумерология и это, я точно знаю, только начало! Те знания, которые даете вы своим ученикам поистине бесценны. Вы даете направление, делитесь опытом и всегда готовы поддержать нас, учеников)

Источник

Оцените статью