Высшая степень медитации это

Добро пожаловать в Великий Путь от Блаженства к Пустоте

Медитация – основная практика, приводящая человека к состоянию Будды. Данная статья посвящена краткому изложению буддийского учения «Вишуддхи магга», повествующего о восьми стадиях медитации. Краткое пояснение этих стадий в статье сделано на основе текста замечательной книги Дэниэла Гоулмена — «Многообразие медитативного опыта».

Сат-чит-ананда (природа Будды) означает в переводе с санскрита «бытие, сознание, блаженство». На санскрите обычно используются все три слова именно в такой связке, как символ высшей, исконной реальности, чистого сознания, присущего каждому человеку. Индийские Свами (мастера медитации) используют духовные имена в связке с термином ананда. Например. Йогананда можно дословно перевести как «восторгающийся йогой». Муктананда — освобождением. Брахмананда — Брахманом и т.д.

Что касается такого аспекта медитации, как блаженство (ананда), классические тексты иногда намеренно умалчивают о том, что абсолютно просветленному человеку, по сути, до него нет никакого дела, т.к. он свободен от всего. Умалчивают, как я полагаю, чтобы люди двигались хотя бы ради попутных целей. Ведь настоящая цель — это избавление от страданий. Некоторые тексты говорят о том, что на вершине медитации — в нирване присутствует тончайшее блаженство, но это может быть уровень причинного плана (высочайший уровень на тонком плане), но никак не нирвана. Парадокс и в том, что даже на начальных уровнях самадхи (медитативный «транс») пропадает ощущение «я». В самадхи (состоянии тотального внимания) присутствует блаженство, но при этом практику как бы все равно есть оно или нет, т.к. если начинаешь им увлекаться, то это уже не медитация, а блуждание ума, и блаженство ослабевает.

Читайте также:  Йога поможет убрать живот

Любовь может привести Бхакти-йогина к недвойственности, когда он, не разделяя, видит во всем Бога и готов отдать Ему всего себя, но это еще не предел, и блаженство может стать искушением. Учение «Вишуддхи Мага» («Путь очищения» — один из основных буддийских текстов по медитации) разделяет медитацию на восемь ступеней (восемь дхьян). Это классические переживания, почти всегда соответствующие пути практика в той последовательности, в какой они будут перечислены ниже.

Во время концентрации преодолевается цепляние за мысли, но сами мысли, как общий фон, еще остаются. Остается переживание тела и других объектов, доступных нашим органам восприятия, хотя они уже не увлекают внимание практика полностью. Доминируют мысли о главном объекте, на который вы медитируете и мысли о самой медитации. Вы словно скачете от одной ментальной формы этого объекта к последующим формам до тех пор, пока не привыкаете к интуитивному созерцанию самого объекта. Из переживаний на этом уровне уже могут появляться ощущения восторга, счастья и невозмутимости.

На первой ступени медитации, (уровень савикальпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и блаженство, по переживанию схожее с оргазмом, но более тонкое, ровное и глубокое состояние. С вхождением в первую дхьяну импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли еще появляются, но уже не мешают. Однако еще может происходить отвлечение внимания на них и после — повторное возвращение к дхьяне.

Вторая стадия медитации отличается от первой тем, что исчезает отвлечение на мысли и повторный возврат к «дхьяне» (медитации).

На третьей стадии медитации
, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания.

Читайте также:  Комплекс домашних упражнений за неделю

На четвертой стадии медитации практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однонаправленностью на объект медитации.

Четвертая стадия медитации характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до ощущения его полного прекращения. Когда мы дышим, мы вбираем в себя необходимую для тела энергию из пространства. И чем чище наши каналы, тем меньше воздуха нам нужно, и тем более спокойным становится наше дыхание.

На пятой стадии медитации происходит прорыв. Если на первых четырех стадиях для практики был необходим объект, то с началом пятой «дхьяны» восприятие углубляется настолько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность нирвикальпа самадхи, в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Медитация к этому времени достигает совершенства и нерушимости. Уровень пятой дхьяны — это уровень настоящего мастера.

Шестая стадия медитации характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осуществляется переключением внимания с осознания бесконечного пространства на само бесконечное осознавание.

Седьмая стадия медитации соответствует уровню чистого бытия буддийской нирваны. Во время седьмой дхьяны сознание хоть и не исчезает, но уже прекращает свою деятельность, что происходит, когда фактор осознавания различается, как несуществующий (см. статью «Реальности не существует»). На этом этапе медитации практикующий может ощутить, что факт восприятия (пустоты) сам по себе является препятствием. И отсутствие восприятия как такового будет еще более глубоким уровнем умиротворения.

Восьмая стадия медитации
— состояние «ниродхи» — ни существования, ни отсутствия существования.

В буддизме нирвана считается глубочайшим из возможных состояний. Разделение же на седьмую и восьмую стадии медитации в учении «Вишуддхи Магга» произошло по той причине, что в нирване, еще присутствует некое сознание, переживающее пустоту, в восьмой же дхьяне исчезает даже это сверхтонкое сознание.

Некоторые тексты утверждают, что седьмая стадия медитации не является уровнем нирваны, так как полный уход сознания в нирвану осуществляется единожды и навсегда, ибо на этом уровне теряется связь с психикой. Однако есть мнение, что даже из нирваны возможен «выход» и возвращение к форме.

На самом деле, мы должны всегда помнить, что теоретическая сторона не столь важна, как практическая, ибо она может быть какой угодно в зависимости от традиции, восприятия и других факторов. Путаница в терминологии не должна вызывать никаких волнений. В практике разных людей, в зависимости от их кармы, могут проявляться разные аспекты углубления медитации. То, что вследствие коллективной кармы является типичным для одной школы, может оказаться необыкновенным для другой. Например, развитие и переход по стадиям медитации может происходить нелинейно (одна дхьяна за другой вплоть до переживания бесконечности), а тотально, когда ваша практика начинается с еле ощутимого переживания бесконечной скорости, которая по мере углубления медитации будет разворачиваться как переживание бесконечности. То есть вы сразу же сталкиваетесь с результатом, в его пока еще «семенной» форме, и вся дальнейшая практика медитации является своеобразным пестованием этого семени.

Высший пилотаж практики медитации — это «сахаджа самадхи», пребывание в чистом сознании всегда, независимо от сидячей медитации, даже в любых проявлениях повседневной деятельности.

Насколько мне известно, идеалом хинаяны (южного буддизма) считается Архат – просветленное существо ушедшее в нирвану. В северном буддизме (Махаяна) идеалом считается просветленный Бодхисаттва, продолжающий перерождаться из сострадания к людям.

Практика медитации очень важна. Читая книги мастеров можно увидеть, как осторожно они относятся к словам, пытаются привести логические, иногда совсем неубедительные доказательства различных состояний, и тогда это действительно похоже на обычную философию. Но все эти переживания существуют, а словесные доказательства — все равно, что «гуманитарная помощь» западным умам. Настоящий практик может и должен убедиться в реальности этих переживаний на собственном опыте.

Источник

Стадии углубления медитации

Путь очищения

Сат-чит-ананда (природа Будды) означает в переводе с санскрита «бытие-сознание-блаженство». На санскрите обычно используются все три слова именно в такой связке – как символ высшей исконной реальности чистого сознания, присущего каждому человеку. Индийские Свами используют духовные имена в связке с термином «ананда». Например, Йогананда можно дословно перевести как «восторгающийся йогой», Муктананда — освобождением, Брахмананда — Брахманом и т.д.

Что касается такого аспекта медитации, как блаженство (ананда), классические тексты иногда намеренно умалчивают о том, что абсолютно просветленному человеку, по сути, до него нет никакого дела, т.к. у него нет привязанностей и соответственно — нет цепляний за конкретные состояния. Умалчивают, как я полагаю, чтобы искатели двигались хотя бы ради попутных временных целей. Ведь настоящая цель — это избавление от страданий.

Некоторые тексты говорят о том, что на вершине медитации – в нирване присутствует тончайшее блаженство. Вряд ли это так, потому что мастера о нирване говорят, как о явлении за пределами всех возможных переживаний и характеристик. Даже на начальных уровнях самадхи (медитативный «транс») пропадает ощущение «я». В самадхи (состоянии тотального внимания) присутствует блаженство, но при этом практику как бы все равно – есть оно или нет, потому что как только начинаешь им увлекаться, медитация обращается в блуждания ума, и блаженство уходит.

Стадии медитации

Во время концентрации преодолевается цепляние за мысли, но мысли как общий фон еще остаются. Остается переживание тела и других объектов, доступных органам восприятия, но они не увлекают внимание практика полностью. Доминируют мысли о главном объекте, на котором сосредоточено внимание и мысли о самой медитации. Практик словно скачет от одной ментальной формы этого объекта к последующим до тех пор, пока не войдет в медитацию. На этом уровне уже могут мелькать ощущения восторга, счастья и невозмутимости.

На первой стадии медитации (уровень савикальпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и блаженство схожее с оргазмическим, но – более тонкое, ровное и глубокое. С вхождением в первую дхьяну, импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли появляются, но не увлекают. Если происходит увлечение мыслями, практик повторно возвращается к дхьяне (медитации).

Вторая стадия медитации отличается от первой тем, что исчезает отвлечение на мысли с повторным возвратом к «дхьяне». Практика становится устойчивой.

На третьей стадии медитации, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания.

На четвертой стадии медитации практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однонаправленностью на объект медитации. Говорят, что эта стадия характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до его полного прекращения, т.к. необходимая для жизнедеятельности энергия черпается из практики.

На пятой стадии медитации происходит прорыв. Если на первых четырех стадиях для практики однонаправленного созерцания был необходим объект, то с началом пятой «дхьяны» восприятие углубляется настолько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность (нирвикальпа самадхи), в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Медитация к этому времени достигает совершенства и нерушимости. Уровень пятой дхьяны — это уровень настоящего мастера.

Шестая стадия медитации характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осуществляется переключением внимания с осознавания бесконечного пространства на само бесконечное осознавание.

Седьмая стадия медитации соответствует уровню чистого бытия буддийской нирваны. Во время седьмой дхьяны сознание не исчезает, но прекращает свою деятельность. На этом этапе медитации практикующий может ощутить, что факт восприятия (пустоты) сам по себе является препятствием. И отсутствие восприятия как такового будет еще более глубоким уровнем умиротворения
.
Восьмая стадия медитации — состояние «ниродхи» — ни существования, ни отсутствия существования.

Разночтения

В буддизме нирвана считается глубочайшим из возможных состояний. Разделение же на седьмую и восьмую стадии медитации в учении «Вишуддхи Магга» произошло по той причине, что в нирване, еще присутствует некое сознание, переживающее пустоту, в восьмой же дхьяне исчезает даже это сверхтонкое сознание. Некоторые тексты утверждают, что седьмая стадия медитации не является уровнем нирваны, т.к. полный уход сознания в нирвану осуществляется единожды и навсегда, т.к. на этом уровне теряется связь с психикой. Однако есть мнение, что даже из нирваны возможен «выход» и возвращение к форме.

Теоретическая сторона не столь важна, как практическая, она может быть какой угодно в зависимости от традиции, восприятия и других факторов. Путаница в терминологии не должна вызывать волнений. В практике разных людей в зависимости от данных подсознания могут проявляться разные аспекты углубления медитации. То, что вследствие коллективной кармы является типичным для одной школы, может оказаться необыкновенным для другой
.

Источник

Стадии углубления медитации

Медитация – основная духовная практика, ведущая к состоянию Будды. В этой статье я кратко изложу основы буддийского учения «Вишуддхи магга» – о восьми стадиях медитации. Краткое пояснение этих стадий в статье сделано на основе текста замечательной книги Дэниэла Гоулмена – «Многообразие медитативного опыта».

Путь очищения

Сат-чит-ананда (природа Будды) означает в переводе с санскрита «бытие-сознание-блаженство». На санскрите обычно используются все три слова именно в такой связке – как символ высшей исконной реальности чистого сознания, присущего каждому человеку. Индийские Свами используют духовные имена в связке с термином «ананда». Например, Йогананда можно дословно перевести как «восторгающийся йогой», Муктананда — освобождением, Брахмананда — Брахманом и т.д.

Что касается такого аспекта медитации, как блаженство (ананда), классические тексты иногда намеренно умалчивают о том, что абсолютно просветленному человеку, по сути, до него нет никакого дела, т.к. у него нет привязанностей и соответственно — нет цепляний за конкретные состояния. Умалчивают, как я полагаю, чтобы искатели двигались хотя бы ради попутных временных целей. Ведь настоящая цель — это избавление от страданий.

Некоторые тексты говорят о том, что на вершине медитации – в нирване присутствует тончайшее блаженство. Вряд ли это так, потому что мастера о нирване говорят, как о явлении за пределами всех возможных переживаний и характеристик. Даже на начальных уровнях самадхи (медитативный «транс») пропадает ощущение «я». В самадхи (состоянии тотального внимания) присутствует блаженство, но при этом практику как бы все равно – есть оно или нет, потому что как только начинаешь им увлекаться, медитация обращается в блуждания ума, и блаженство уходит.

«Вишуддхи Мага» можно перевести как «путь очищения». Это учение – один из главных буддийских текстов по медитации. Практика в нем разделяется на восемь ступеней (восемь дхьян). Это классические переживания, которые сопутствуют медитации практикующих в той последовательности, в какой они перечислены ниже.

Стадии медитации

Во время концентрации преодолевается цепляние за мысли, но мысли как общий фон еще остаются. Остается переживание тела и других объектов, доступных органам восприятия, но они не увлекают внимание практика полностью. Доминируют мысли о главном объекте, на котором сосредоточено внимание и мысли о самой медитации. Практик словно скачет от одной ментальной формы этого объекта к последующим до тех пор, пока не войдет в медитацию. На этом уровне уже могут мелькать ощущения восторга, счастья и невозмутимости.

На первой стадии медитации (уровень савикальпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и блаженство схожее с оргазмическим, но – более тонкое, ровное и глубокое. С вхождением в первую дхьяну, импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли появляются, но не увлекают. Если происходит увлечение мыслями, практик повторно возвращается к дхьяне (медитации).

Вторая стадия медитации отличается от первой тем, что исчезает отвлечение на мысли с повторным возвратом к «дхьяне». Практика становится устойчивой.

На третьей стадии медитации
, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания.

На четвертой стадии медитации практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однонаправленностью на объект медитации. Говорят, что эта стадия характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до его полного прекращения, т.к. необходимая для жизнедеятельности энергия черпается из практики.

На пятой стадии медитации происходит прорыв. Если на первых четырех стадиях для практики однонаправленного созерцания был необходим объект, то с началом пятой «дхьяны» восприятие углубляется настолько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность (нирвикальпа самадхи), в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Медитация к этому времени достигает совершенства и нерушимости. Уровень пятой дхьяны — это уровень настоящего мастера.

Шестая стадия медитации характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осуществляется переключением внимания с осознавания бесконечного пространства на само бесконечное осознавание.

Седьмая стадия медитации соответствует уровню чистого бытия буддийской нирваны. Во время седьмой дхьяны сознание не исчезает, но прекращает свою деятельность. На этом этапе медитации практикующий может ощутить, что факт восприятия (пустоты) сам по себе является препятствием. И отсутствие восприятия как такового будет еще более глубоким уровнем умиротворения (см статью «реальности не существует»).

Восьмая стадия медитации — состояние «ниродхи» — ни существования, ни отсутствия существования.

Разночтения

В буддизме нирвана считается глубочайшим из возможных состояний. Разделение же на седьмую и восьмую стадии медитации в учении «Вишуддхи Магга» произошло по той причине, что в нирване, еще присутствует некое сознание, переживающее пустоту, в восьмой же дхьяне исчезает даже это сверхтонкое сознание.

Некоторые тексты утверждают, что седьмая стадия медитации не является уровнем нирваны, т.к. полный уход сознания в нирвану осуществляется единожды и навсегда, т.к. на этом уровне теряется связь с психикой. Однако есть мнение, что даже из нирваны возможен «выход» и возвращение к форме.

Одно можно сказать наверняка — теоретическая сторона не столь важна, как практическая — она может быть какой угодно в зависимости от традиции, восприятия и других факторов. Этой теме на progressman.ru посвящена статья о мировоззрении. Путаница в терминологии не должна вызывать волнений. В практике разных людей в зависимости от данных подсознания могут проявляться разные аспекты углубления медитации. То, что вследствие коллективной кармы является типичным для одной школы, может оказаться необыкновенным для другой.

Говорят, что высший пилотаж осознанности и медитации – это «сахаджа самадхи» — пребывание в чистом сознании всегда, независимо от сидячей медитации – даже в любых проявлениях повседневной деятельности.

Насколько мне известно, идеалом хинаяны (южного буддизма) считается Архат – просветленное существо ушедшее в нирвану. В северном буддизме (Махаяна) идеалом считается просветленный Бодхисаттва, продолжающий перерождаться из сострадания к простым смертным.

Читая книги мастеров можно увидеть, как осторожно они относятся к словам, пытаются привести логические, иногда совсем неубедительные доказательства различных состояний, и тогда это действительно похоже на обычную философию. Но все эти переживания существуют, а словесные доказательства — все равно, что «гуманитарная помощь» западным умам. Настоящий практик может и должен убедиться в реальности этих переживаний на собственном опыте.

Источник

Оцените статью