Высшая школа художественной гимнастики

Художественная гимнастика, история российской школы гимнастики

Художественная гимнастика – вид спорта с музыкальным сопровождением, объединивший гимнастические и танцевальные упражнения. На Олимпийских играх разыгрывают два комплекта наград – в личном и групповом многоборье.

Бесспорными лидерами в этом виде спорта являются российские «художницы». За всю историю художественной гимнастики, Россию только дважды оставляли без золотых медалей, в 1996 и 2021 г.

История художественной гимнастики

Много столетий танец и гимнастика существовали независимо друг от друга. На рубеже веков они встретились, чтобы положить начало развитию одного из самых изысканных видов спорта. История художественной гимнастики началась, как стремление объединить искусство танца и физические упражнения.

Истоки (кон. XIX нач. XX века)

В конце XIX века произошло знаменательное событие. В 1896 г, в Афинах прошли первые Олимпийские игры современности. На Играх большим успехом пользовались соревнования по спортивной гимнастике. Мужчины состязались в физических упражнениях, демонстрируя мышечную силу.

Возрождение Олимпийских игр подхлестнуло интерес к античному наследию. Древние греки, как известно, ценили не только физическое совершенство. Искусство танца восхищало ахейцев наравне с подвигами Геракла. А соревнование музыкантов (трубачей) входило в программу античных Олимпиад.

Читайте также:  Тренировки для вас куда пойти

Понадобилось время, чтобы музыка, танцы и гимнастика слились воедино. Предпосылки для создания художественной гимнастики лежали в четырех направлениях:
эстетическая гимнастика,
танцевальная гимнастика,
ритмическая гимнастика,
свободный танец.

В начале XX века все четыре направления получили широкое распространение на территории России и повлияли на развитие балета. В свое время, школа русского балета создала основу для формирования нового спортивного искусства.

Эстетическая гимнастика

Эстетическая гимнастика – вид гимнастики, основанный на естественных, движениях тела. Выступление гимнаста содержит прыжки, подскоки, спиральные повороты, танцевальные шаги, волнообразные движения конечностей. Основоположником эстетической гимнастики (другое название «выразительная гимнастика») считают французского теоретика сценического искусства Франсуа Дельсарта (годы жизни: 1811-1871).

Изучая древнегреческое искусство и наблюдая за движениями детей, которые выражают свои эмоции мимикой и жестами, Дельсарт установил, что каждому эмоциональному состоянию человека соответствует определенная мимика и положение тела (рук, ног, головы).

Дельсарт и его последователи составили таблицы, в которых классифицировали жесты и эмоции. Так, например, только для рук предполагалось 243 разновидности движений. Несколько движений, выполненные в определенной последовательности, передают переживания, настроения и мысли человека.

Танцевальная гимнастика

Первые шаги для формирования художественной гимнастики, как самостоятельного вида спорта, сделал французский физиолог и педагог Жорж Демени (1850-1917). Родоначальник «танцевальной гимнастики» обосновал необходимость использования танцевальных движений для развития гибкости гимнаста.

Демени разработал собственную, новую для своего времени, систему физической подготовки. За основу взял динамические упражнения – упражнения на растягивание и расслабление мышц, танцевальные шаги, шпагаты, а также упражнения с предметами: булавами, палками, венками.

Ритмическая гимнастика

Значительный вклад в развитие музыкально-ритмических элементов гимнастики внес швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Основатель «ритмической гимнастики», для развития координационных способностей гимнаста, предложил соединить музыку, танцевальные движения и гимнастические упражнения.

Своих учеников Жак-Далькроз учил, в первую очередь, слушать «ритм музыки». «Не танцевать под музыку, а в танцах воплощать музыку», – неоднократно повторял швейцарский педагог.

Свободный танец

История зарождения художественной гимнастики неразрывна связана с именем американской танцовщицы Айседоры Дункан (жена поэта Сергея Есенина).

Танцовщица-новатор, опираясь на античные традиции, разработала свою систему танца, так называемый «свободный танец». Дункан вернула танцу его изначальную естественность. Танцевала босиком в лёгких полупрозрачных хитонах. Использовала простые движения ходьбы и бега. Танцы Айседоры напоминали рисунки древнегреческих фресок.

Свободные танцы Айседоры Дункан, ее импровизации, легкая пластика, естественные, раскрепощенные движения оказали большое влияние на развитие российской школы художественной гимнастики.

Рожденная в СССР

Родиной художественной гимнастики, как вида спорта, по праву называют СССР. Официальной датой рождения считают 1934 г. В этом году, в Ленинграде, при Институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта была открыта «Высшая школа художественного движения». Предмет специальной подготовки носил название – «художественная гимнастика».

Первые шаги

Преподавательский состав «Высшей школы художественного движения» состоял из преподавателей различных школ эстетической, ритмической и танцевальной гимнастики, а также ведущих мастеров Мариинского театра.

Например, классический танец преподавал Р.В. Захаров (балетмейстер Мариинского театра, будущий народный артист СССР). Характерный танец вел С.Г. Корень (балетмейстер-репетитор Большого театра СССР).

В 1936 году «Высшую школу художественного движения» преобразовали в кафедру гимнастики. Кафедра Института имени П.Ф. Лесгафта стала центром методической и исследовательской работы по художественной гимнастике. Ленинградские педагоги классифицировали упражнения, ввели общепринятые термины, разработали правила соревнований и систему их проведения.

Первые личные соревнования по художественной гимнастике прошли в 1939 г. Состязания носили показательный характер, в них участвовали студентки и преподаватели института.

Первое лично-командное первенство провели в 1941 г, на чемпионате Ленинграда по художественной гимнастике. Программа соревнований состояла из обязательного и произвольного упражнений. По итогам соревнований присвоили первые классификационные разряды в этом виде спорта, с III по I.

Послевоенные годы

В 1949 году, в Киеве провели первый официальный чемпионат СССР по художественной гимнастике. Соревнования прошли в личном первенстве. Первой чемпионкой СССР стала Любовь Денисова.

Новым видом спорта заинтересовались за рубежом. Советские гимнастки стали выезжать в другие страны с показательными выступлениями. Художественная гимнастика вышла на международный уровень. В середине 20-го века спортивные секции появились в Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии.

В 1960 году в Софии состоялись первая международная встреча гимнасток. Свое искусство продемонстрировали представительницы Болгарии, СССР, Чехословакии.

Спустя 3 года, в декабре 1963 г в Будапеште прошли первые официальные международные соревнования – Кубок Европы. Когда подвели итоги, обнаружили, что участие принимали не только европейки. Тогда, задним числом, приняли решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира. Победительницу – москвичку Людмилу Савинкову, объявили первой чемпионкой мира по художественной гимнастике, в личном первенстве.

В 1967 году в Копенгагене (Дания) сборные команды 11 стран разыграли первые медали чемпионатов мира в групповых соревнованиях. Золото выиграла команда СССР. Олимпийская история стартовала в 1984 году.

Художественная гимнастика на Олимпийских играх

Художественная гимнастика – единственный вид олимпийского спорта, рожденный в СССР. Тем не менее, первые олимпийские соревнования Советский Союз пропустил. Вмешалась политика.

Первые олимпийские чемпионы

Первый олимпийский турнир по художественной гимнастике состоялся в 1984 г. Олимпиада прошла в Лос-Анджелесе.

СССР бойкотировал Игры. Таким жестом советское руководство ответило на бойкот Олимпиады-80, прошедшей в Москве. Тогда более 60 стран, включая США, бойкотировали московскую Олимпиаду.

В 1984 году разыграли один комплект медалей. Гимнастки соревновались в индивидуальном многоборье. В отсутствие представителей большинства социалистических стран, победу одержала гимнастка из Канады – Лори Фанг. Малоизвестная спортсменка навсегда вошла в историю, как первая олимпийская чемпионка по художественной гимнастике. Через год, на чемпионате мира 1985 г, Лори Фанг заняла 9-е место.

Олимпийские игры 1988 года показали «кто в доме хозяин». Золото и бронзу забрали советские гимнастки – Марина Лобач и Александра Тимошенко.

1992 год подтвердил расклад сил в этом виде спорта. В этот раз Александра Тимошенко поднялась на первую ступень олимпийского пьедестала. Бронзовую медаль завоевала Оксана Скалдина.

Начиная с 1996 года, в художественной гимнастике разыгрывают два комплекта медалей – в индивидуальном и групповом многоборье. На Олимпиаде-1996 Россия впервые осталась без золотых медалей. В личных состязаниях Янина Батыршина выиграла серебро. Первые олимпийские соревнования групп принесли российской команде бронзу.

Триумф российских гимнасток

Сидней, 2000 год – с этой Олимпиады началось триумфальное шествие российских «художниц». Со всех Олимпийских игр, обе золотые медали, неизменно отправлялись в копилку отечественного спорта. Более того, российские гимнастки взяли за правило, оставлять себе олимпийское серебро в личных соревнованиях.

2012 год – золото: Евгения Канаева; серебро: Дарья Дмитриева.
2016 год – золото: Маргарита Мамун; серебро: Яна Кудрявцева.

Судейство на Олимпийских играх в Токио навсегда вошло в историю художественной гимнастики. Теперь, ронять предметы в финале олимпийского турнира – можно.

В 2021 году первое место в личном многоборье, несмотря на потерю предмета, заняла Линой Ашрам (Израиль). Олимпийское серебро завоевала российская гимнастка Диана Аверина.

В групповом многоборье золото отдали команде Болгарии. Серебряную медаль выиграла команда российских «художниц»: Анастасия Близнюк, Анастасия Максимова, Анастасия Татарева, Алиса Тищенко, Ангелина Шкатова.

Олимпийская программа по художественной гимнастике (регламент)

Программа летних Олимпийских игр содержит два раздела художественной гимнастики:
личное многоборье,
групповое многоборье.

Личное многоборье

Личное многоборье состоит из 4 упражнений. Все упражнения выполняют с предметами. На олимпийском турнире «художницы» используют гимнастические предметы 4 видов:
лента,
мяч,
обруч,
булавы.

Соревнования проходят в два этапа: квалификация и финал. На этапе квалификации соревнуются 24 спортсменки. Гимнастки поочередно выполняют 4 упражнения с одним из предметов. За каждое упражнение начисляют заработанные очки. Затем все баллы суммируют и выявляют 10 лучших гимнасток. Они проходят в финал.

Финальная часть проходит аналогичным образом. Олимпийских призеров определяют по общей сумме баллов за 4 упражнения.

Командная художественная гимнастика

Групповое многоборье по художественной гимнастике – это соревнование команд из разных стран. На Олимпийских играх 2012 года соревновалось 12 команд. Начиная с 2016 года в соревнованиях групп принимают участие 14 стран.

Соревнование команд, как и личное первенство, состоит из двух этапов. По итогам квалификации 8 лучших команд пройдут в финал и разыграют олимпийские медали.

Групповое многоборье включает в себя два упражнения. В первом упражнении применяют предметы одного вида, во втором не менее двух видов.

Команда состоит из 5 человек. Все девушки выходят на ковер одновременно. Для первого упражнения гимнастки используют одинаковые предметы, например, ленты. На второе упражнение «художницы» выходят, вооружившись разными предметами. Например, две гимнастки берут обручи, остальные – булавы.

В групповых соревнованиях переброска предметов является обязательным элементом программы. Художницы «меняются» предметами подбрасывая их высоко вверх. Этот элемент считается технически очень сложным. Все действия должны быть синхронными, а падение предмета на пол, жестоко карается судьями.

Именно переброски делают соревнования необыкновенно зрелищными и яркими. В этом и заключается искрометная изюминка художественной гимнастики.

Резюмируем

Художественная гимнастика, как самостоятельный вид спорта, родилась в СССР. Колоссальное влияние на формирование и развитие отечественной школы художественной гимнастики оказал русский балет.

Выступления россиянок отличаются изяществом и утонченностью, особой постановкой рук и ног, и удивительной хореографией. Благодаря преемственности поколений, Россия десятки лет удерживает лидирующие позиции в этом виде спорта.

Источник

Familio.Media

Художественное движение: от танца к спорту высших достижений

Художественная гимнастика для России — один из самых успешных видов спорта: на протяжении последних 20 лет российские спортсменки становятся лидерами на всех международных соревнованиях. Примечательно, что своим существованием этот изящный вид спорта обязан стараниям российской и советской школ. С начала XX века и на протяжении шести десятилетий тренеры и спортсменки прикладывали немало усилий, чтобы вывести художественную гимнастику на мировой уровень. Сейчас российские гимнастки продолжают развивать традиции и с каждым годом повышать сложность программ. Рассказываем, как все начиналось и какой путь прошла художественная гимнастика от танцевальных классов петербургских училищ до залов олимпийских дворцов по всему миру.

У истоков: французская школа и Айседора Дункан

В середине XIX века основы базовых движений гимнастики заложил французский педагог и теоретик сценического искусства Франсуа Дельсарт. Он создал систему «выразительной гимнастики» для актеров и танцовщиков, в основу которой легло греческое искусство танца и выражения эмоций через жесты. В классификации Дельсарта только для рук насчитывалось почти 250 разновидностей движений, а главный принцип, которому мастер обучал артистов, — не просто исполнять танец, а наполнять каждое движение смыслом.

Свой вклад в формирование базовых движений гимнастики внес еще один французский педагог и физиолог Жорж Демени. Он разработал авторскую систему физического воспитания, направленную на развитие грации, гибкости и ловкости. На занятиях в классе Демени девушки под классическую музыку выполняли ритмические и танцевальные упражнения с булавами, палками, венками. Сейчас, кроме булав, спортсменки выступают с обручем, мячом и лентой, а сама гимнастическая система Демени также легла в основу художественной гимнастики.

Американская танцовщица и основоположница свободного танца Айседора Дункан оказала влияние на развитие не только русского балета, но и будущей художественной гимнастики. Ирина Винер-Усманова в книге «Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития» отмечает:

«Значительное влияние творчество Айседоры Дункан оказало и на развитие художественной гимнастики. От спортсменок требуется индивидуальная интерпретация музыки и полная ее взаимосвязь с движениями для создания запоминающегося образа. Базовыми движениями художественной гимнастики являются волны, пружинные движения и их сочетания, движения руками и туловищем, различные виды бега, ходьбы и прыжков».

Создание нового вида спорта в России и СССР

Идеи выразительной, ритмической и танцевальной гимнастики воплотились в создании студий пластического творчества и театрального искусства в Петербурге и Москве в конце XIX века. В 1910-е годы в Петербурге одна за другой открывались танцевальные школы, где преподавали в том числе и ученицы Айседоры Дункан Среди них Э.И. Рамбек, у которой в студии пластики обучалась Елена Горлова, в будущем ставшая одной из основательниц нового вида спорта.

Впоследствии многие из создательниц танцевальных студий наряду с ведущими балетмейстерами Мариинского театра стали преподавать общую и ритмическую гимнастику, пластику, акробатику и характерный танец в Государственной художественной школе Зинаиды Вербовой, открывшейся в 1923 году. Первыми педагогами Высшей школы были Елена Горлова, Роза Варшавская, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Вместе с ученицами первых потоков — Анной Ларионовой, Юлией Шишкаревой, Татьяной Варакиной, Татьяной Марковой, Лидией Кудряшовой, Ариадной Башниной, Софьей Нечаевой, Галиной Бобровой — они заложили основы нового вида спорта для женщин.

В 1920-е годы одна из первых преподавательниц Высшей школы гимнастики Елена Горлова использовала на занятиях с детской группой упражнения с обручем, мячом и скакалкой. Впоследствии эти предметы стали официальными видами художественной гимнастики.

А идея танца с лентой принадлежит танцовщику и педагогу классического танца, народному артисту СССР Асафу Мессереру. Он впервые использовал ленту в балете Рейнгольда Глиэра «Красный мак» в 1927 году. В книге «Танец. Мысль. Время» Мессерер вспоминал:

«Когда шли репетиции, я подал Курилко (художник спектакля М. И. Курилко. — Прим. ред.) идею — поставить изящный танец с лентой. В моей памяти жили те бродячие китайские фокусники, которые когда-то так поразили мое детское воображение. В Хореографическом техникуме имени А. В. Луначарского я поставил для одной их своих учениц стилизованный китайский танец, который она исполняла то с веером, то с зонтиком, потом доставала палочку с длинной шифоновой лентой и та плавно летела».

Важным шагом на пути гимнастики от танца к спорту стало включение в 1932 году этой дисциплины в программу Института физической культуры имени Лесгафта, который сейчас является главным спортивным вузом России. Символично, что институт находится рядом с Мариинским театром и консерваторией имени Римского-Корсакова. Как вид спорта художественная гимнастика сформировалась именно там. В 1934 году на базе института Лесгафта открылась Высшая школа художественного движения. Эта дата считается моментом официального рождения художественной гимнастики как вида спорта.

От первых турниров до Олимпиады

Первое в мире соревнование по художественной гимнастике, состоявшееся в 1939 году в Ленинграде, было приурочено к Международному женскому дню. Спортсменки выступали только в личном первенстве по произвольной программе. Спустя два года, 8 марта 1941 года, прошел второй турнир в личном и командном первенстве для взрослых и юниорок. Гимнастки выступали с обязательным и произвольным упражнениями. Тогда же были заложены критерии оценок: в обязательном упражнении судьи обращали внимание на технику исполнения, музыкальность и выразительность движения, а в произвольном, кроме техники, — на композицию упражнения, разнообразие элементов и качество интерпретации произведения.

В послевоенные годы соревнования стали ежегодными и более массовыми. В 1946 году в них участвовало 80 гимнасток, и это число ежегодно росло. Распространение художественной гимнастики по миру началось со стран соцлагеря: Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии и Польши. Представители этих стран стали приезжать на соревнования в Ленинград и посещать занятия в Институте Лесгафта. Уже в 1947 году СССР провел первую матчевую встречу с командами этих стран.

На мировую арену художественная гимнастика вышла лишь спустя 10 лет, когда в 1957 году на III Всемирном конгрессе по вопросам физического воспитания де­вушек и женщин в Лондоне заслуженный тренер СССР Юлия Шишкарева сделала доклад о новом виде спорта. Спустя год на конгрессе

Federation Internationale de Gymnastique была основана в 1881 году как федерация спортивной гимнастики. Сейчас помимо спортивной и художественной гимнастики в ФИЖ включены спортивная аэробика, спортивная акробатика и прыжки на батуте.

в Москве лучшие советские спортсменки провели показательный урок. Впоследствии представители ФИЖ посетили чемпио­нат СССР и тренировки, а на фестивале гимнастики Гимнастрада в Штутгарте в 1961 году советские спортсменки вновь вышли с показательными выступлениями.

За почти 90-летнюю историю гимнастики предметы, которые используют спортсменки, менялись не раз. Изначально гимнастки выступали с шалью или шелковой тканью, затем ткань стали крепить на палку — получился эдакий прототип вымпела. Виды упражнений в художественной гимнастике — обруч, мяч, лента и скакалка — на международном уровне были утверждены в 1960-х годах.

Булавы существовали в советской гимнастике с 1950 года, но затем их заменили вымпелами. К этому виду вновь вернулись в 70-е годы — уже на международном уровне. Булавы и обручи до сих пор считаются самыми травмоопасными предметами: в советское время их изготавливали из дерева и алюминия, сейчас — из каучука и пластика, что все же не исключает получение травмы. Скакалка сейчас сохранилась только у юниорок — в 2000-е годы этот вид убрали по просьбе телекомпании NBC из-за того, что предмет плохо видно на телеэкране.

Первые официальные соревнования по художественной гимнастике под эгидой ФИЖ состоялись в 1963 году в Будапеште. Первоначально турнир должен был называться Кубком Европы, но заявки на участие подали представительницы не только европейских стран. Так неожиданно состоялся первый чемпионат мира, который проводился по правилам, разработанным в СССР. В чемпионате участвовали 28 спортсменок из десяти стран, а победительницей стала советская гимнастка Людмила Савинкова.

Мировое первенство по командным соревнованиям в художественной гимнастике, когда с общим номером выступают пять спортсменок, прошло в 1967 году в Копенгагене, откуда советские девушки уехали с золотыми медалями. В последующие годы число участниц в личном и командном видах росло и спорт набирал популярность во все большем количестве стран. Чемпионаты Европы и мира проводились раз в два года — по четным и нечетным

Ежегодными чемпионаты мира и Европы стали с 1992 года.

До середины 80-х годов музыкальным сопровождением для выступлений в художественной гимнастике служила живая фортепианная музыка. С появлением магнитофонов стали использовать фонограмму. С 2012 года гимнасткам разрешили использовать для программ музыку со словами, но не более чем в двух видах из четырех.

Для молодого вида спорта оставался еще один важный непокоренный рубеж — включение в олимпийскую программу. Это произошло спустя 50 лет после зарождения в Ленинграде художественной гимнастики — в 1984 году на Летних Олимпийских играх в Лос-Анджелесе.

Художественную гимнастику признали олимпийским видом спорта лишь спустя полвека после ее зарождения в Ленинграде.

Источник

Оцените статью