- XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020
- РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ
- Сборная команда по ритмической гимнастике
- Участие в соревнованиях:
- Контакты:
- Эффективность применения ритмической гимнастики в оздоровительной физической культуре у студентов высшего учебного заведения
XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Большинство молодых людей стремятся выглядеть подтянуто и спортивно, а для этого необходимо уделять время занятиям физической культурой. Применение ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре в университете направлено на то, чтобы поддерживать студентов в хорошей физической форме, повышать работоспособность и укреплять их здоровье.
Учебная деятельность студентов связана с недостаточной двигательной активностью. Решение данной проблемы заключается в поддержании здорового образа жизни и включении в него систематических занятий физическими упражнениями и спортом. Ритмическая гимнастика, как один из наиболее подходящих для студентов видов двигательной активности, способствует повышению физических и функциональных возможностей организма занимающихся и удовлетворяет потребность в здоровом образе жизни.
Цель работы: рассмотреть возможности использования ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре в вузе.
При выполнении данной работы мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Дать определение ритмической гимнастики и изучить данные научной литературы об оздоровительном влиянии занятий ритмической гимнастикой на организм занимающихся. 2. Рассмотреть возможности использования ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре в вузе со студентами базового и оздоровительного отделений. 3. Используя данные методической литературы, выявить методические особенности использования комплексов ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре студенток университета. 4. Провести анкетирование студенток САФУ об использовании ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре.
Материалы и методы исследования: изучение научной литературы, опрос, анонимное анкетирование.
Результаты исследования и их обсуждение.
Риски получения неинфекционных заболеваний (таких, как инсульт, диабет, ожирение и т.д.) увеличиваются, пока люди ведут неактивный образ жизни. Мотивация молодых людей к занятиям в спортивных секциях является одним из главных факторов борьбы против НИЗ (неинфекционных заболеваний). [2]
Любая физическая активность полезна для здоровья. Занятия физическими упражнениями не только снижают риски заболеваний, но и помогают в борьбе против депрессии, поддерживают организм в тонусе, укрепляют кости и улучшают обмен веществ в организме. [2] Ритмическая гимнастика положительно влияет на состояние опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистую, дыхательную и центральную нервную системы организма человека. [3]
Ритмическая гимнастика является частью оздоровительных видов гимнастики, основное значение которых заключается в том, чтобы повышать уровень здоровья студенческой молодежи, поддерживать на высоком уровне её физическую и умственную работоспособность.[3]
Упражнения ритмической гимнастики можно применять в качестве разминки, а так же, как средство общей физической подготовки в тренировочных занятиях. Доступность ритмической гимнастики состоит в том, что основа ее тренировки заключается в простых, развивающих физическую форму, упражнениях
Ритмическая гимнастика — это совокупность развивающих, гимнастических, танцевальных движений, бега, подскоков, прыжков, выполняемых без пауз на отдых, под определенное ритмическое музыкальное сопровождение.
Занятия проводятся под ритмичную музыку, которая несет не только фоновое значение, создающее эмоциональный настрой, но и формирует осознанность выполнения разнообразных движений под определенный ритм, динамику и характер произведения. Ритм должен быть четким и ярким.
Под медленный темп выполняются упражнения с большой амплитудой, силовые упражнения, проводится изучение новых упражнений. Быстрый темп музыки необходим для движений с небольшой амплитудой: бег, подскоки и другие. Средний темп подходит для сопровождения большинства развивающих, танцевальных, прикладных упражнений. [3]
Главной задачей ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре в университете является: повышение физической выносливости, скоростных и координационных способностей, сохранение и укрепление здоровья занимающихся. Для организации занятий используются гимнастический коврик, гантели, скакалка, что весьма удобно и незатратно для учебного заведения.
Л.Б. Андрюшенко и И.В. Лосева разработали методику занятий в университете, которая заключается в том, что занятия по ритмической гимнастике разделены на определенные комплексы, различающиеся по видам сложности. Первая группа комплексов включает в себя не более тридцати упражнений с низким уровнем сложности, упражнения дыхательной тренировки по Ю.Б. Буланову, упражнения под спокойную музыку. Вторая группа включает более сорока упражнений со средним уровнем сложности, облегченные варианты дыхания йоги или трехфазное дыхание Кофлера, дыхательные упражнения для снятия стресса. В комплексы третьей группы входят более пятидесяти упражнений, дыхательная гимнастика йоги, китайская дыхательная гимнастика, тренинг для снижения напряженности под музыку. [1]
Занятия ритмической гимнастикой специалисты рекомендуют проводить два — три раза в неделю. В процессе часа занятия ритмической гимнастикой расходуется приблизительно шестьсот ккал. Подобные регулярные занятия вызывают уменьшение массы жировой ткани и увеличению мышечной. Для успеха потребуется приложить усилия и время. Так же занятия способствуют развитию гибкости, выносливости, силы. [4]
Ритмическая гимнастика прочно вошла в практику физического воспитания в вузе. В исследовании 1984 года в Гродненском медицинском институте провели сравнение данных о результатах оценки уровня физического здоровья за два года участия в занятиях по ритмической гимнастике. В группу набрали более тридцати девушек и сделали экспресс-оценку на первых занятиях, а спустя два года интенсивных занятий была сделана точно такая же оценка. По данным исследований было установлено, что в результате регулярных и интенсивных занятий были отмечены положительные изменения со стороны показателей физического развития и функционального состояния кардио-респираторной системы: уменьшения массы тела на 8,1%, увеличение жизненной емкости легких на 21,9% и увеличение резервных возможностей сердечно-сосудистой системы на 9,3%. В итоге у студенток второго курса, которые занимались ритмической гимнастикой, показатели работоспособности и физического состояния возросли к концу второго курса на 18,6%. [5]
Молодым людям, в возрасте от 18 до 30 лет, рекомендуется заниматься умеренной физической нагрузкой не меньше ста пятидесяти минут в неделю или занятия более высокой активности не менее семидесяти минут в неделю. Так же рекомендуется заниматься как минимум по десять минут три раза в неделю. Людям, ведущим неактивный образ жизни, следует начинать занятия с низкого уровня физической нагрузки и со временем увеличивать время, частоту, а так же интенсивность занятий. [2]
Мы провели опрос среди студентов САФУ для определения секций, которые они посещают во время занятий по прикладной физической культуре в вузе. Возраст респондентов: 18-21 год. Далее, мы отобрали студенток, занимающихся общей физической подготовкой и провели среди них анонимное анкетирование. В анкетировании принимали участие 66,7 % из числа опрошенных.
Студентам был задан вопрос: « Какую секцию вы посещаете?». (Рисунок 1)
Опрос показал, что большинство (67%) студентов занимается в группах общей физической подготовки, 8% занимаются в бассейене, волейбол выбрали так же 8% и 17% посещают другие занятия.
Мы определили студенток, занимающихся общей физической подготовкой, так как на тренировочных занятиях в этой секции используется ритмическая гимнастика. Анонимное анкетирование проводилось у тех студентов, которые посещали занятия по ритмической гимнастике, для определения мотивации посещения данных занятий.
Мы получили следующие результаты: 77,3 % из числа принимавших участие в анкетировании указазли, что занятия по ритмической гимнастике проводятся в секциях по общей физической подготовке эпизодически, постоянно занимаются ритмической гимнастикой на занятиях по прикладной физической подготовке 22,7% студенток. При этом 48% из числа принимавших участие в анкетировании посещают занятия для получения зачёта, 12% занимаются ритмической гимнастикой на занятиях по прикладной физической культуре для укрепления здоровья и 40% выбрали оба варианта (Рисунок 2).
Ссылка на опрос:
Ритмическая гимнастика на занятиях по общей физической подготовке в университете является доступным и эффективным средством оздоровления студентов. Проанализирована методика применения ритмической гимнастики и определены особенности использования ее комплексов для студентов. Проведено анонимное анкетирование об использовании ритмической гимнастики на занятиях по прикладной физической культуре в университете и определены основные мотивы занятий ритмической гимнастикой.
Занятия ритмической гимнастикой в университете ярко выраженную оздоровительную направленность. Они доступны, так как не требуют большое количество оборудования и дорогостоящего инвентаря.
Андрющенко Л.Б., Лосева И.В. Ритмическая гимнастика в процессе физического воспитания студентов // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sportlib.info/Press/TPFK/2004N5/p22-25.htm
Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/features/factfiles/physical_activity/ru/
Данилова И.В. Ульяновск: УлГТУ, 2012. Ритмическая гимнастика в вузе: методика составления комплексов упражнений: методические указания к практическим занятиям для студентов 1–3 курсов — 18 с.
Меркулова З.Я. Влияние занятий ритмической гимнастикой на ваш организм/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zanyatiy-ritmicheskoy-gimnastikoy-na-vash-organizm/viewer
Чесновская Г.Ч., Пирогова Л.А. Гродно: журнал ГГМУ, 2004, №1. Ритмическая гимнастика, как средство оздаровления студенток Гродненского Государственного медецинского института. С 77-79.
Источник
Сборная команда по ритмической гимнастике
Участие в соревнованиях:
— МСИ по художественной, ритмической, эстетической гимнастике; чемпионат Москвы, чемпионат и Кубок РССС по эстетической гимнастике
Сборная университета по эстетической гимнастике. Первенство ВУЗов по эстетической гимнастике 17 марта 2017 года в Олимпийской деревне.
Сборная команда университета по ритмической гимнастике на первенстве вузов 19 апреля 2017 года в МИИТе.
Контакты:
г. Москва, ул. Ленинский пр., д. 65
Телефон: +7 (916) 107 77 28
E-mail: vortek91@mail.ru
119991, Москва, Ленинский пр-т., д.65
схема проезда
График работы:
пн — сб: 8:00 — 22:00
Единый многоканальный номер:
Телефон приемной комиссии для поступающих:
По вопросам размещения информации на сайте:
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Источник
Эффективность применения ритмической гимнастики в оздоровительной физической культуре у студентов высшего учебного заведения
Бурсова Алефтина Павловна,старший преподаватель кафедры физкультурноспортивного образования филиала ФГБОУ ВПО «КарачаевоЧеркесский госуниверситет им. У.Д. Алиева», г. Кропоткинaleftina.bursova@yandex.ru
Эффективность применения ритмической гимнастики в оздоровительной физической культуре у студентов высшегоучебного заведения
Аннотация.В статье рассмотрены вопросы применения средств оздоровительной физической культуры,содействующие восстановлению функций организма. Ритмическая гимнастика является одной из физкультурнооздоровительных систем, которая позволяет дифференцированно повлиять на физическое состояние и работоспособность организма, на психоэмоциональный статус,величину стрессоустойчивости и способность воспринять своё новое общественное положение студента высшего учебного заведения.Ключевые слова:фитнестехнологии, ритмическая гимнастика,физкультурнооздоровительные системы, оздоровительная физическая культура, студенты высшего учебного заведения.
В современном обществе широко стали использоваться фитнестехнологии для оздоровления организма, широко разрекламированные в средствах массовой информации [4,6]. Применение средств оздоровительной физической культуры содействует восстановлению функций организма.Ритмическая гимнастика является одной из физкультурнооздоровительных систем, которая позволяет дифференцированно повлиять на физическое состояние и работоспособность организма, на психоэмоциональный статус, величину стрессоустойчивости и способность воспринять своё новое общественное положение студента высшего учебного заведения.Наблюдая телеуроки ритмической гимнастики, мы уже свыклисьс тем, что юноши принимают участие в демонстрационных занятияхв качестве фона для прекрасно владеющих своим телом девушек. Конечно, этот фон выгоднопредставлен женскомусоставу занимающихся ритмической гимнастикой. Но спорно то, что юноши, часто исполняют те же упражнения, что и девушки, несмотря на явную женственность многих движений.В лучшем случае эти упражнения исполняются юношами с небольшими отягощениями в руках. Не оспаривая целесообразность коллективных занятий юношей и девушек, надлежит отметить, вопервых, вероятность подбора для юношей упражнений «более мужественного и атлетического характера», а вовторых, применить организационную форму занятий раздельно для юношей и девушек.
Оздоровительную гимнастику подразделяют на лечебную, оздоровительную и прикладную, учитывая особенности воздействия на организм. Хотя такое разделение весьма условно, поскольку она сама по себе служит оздоровительным целям.Так как стержневым компонентом ритмической гимнастики выявляются положительные эмоции, то их сила, окраска, методы создания условий эмоционального фона являются основополагающими. Ритмическая гимнастика имеет характер игрового, танцевального, атлетического и психорегулирующего направления.Ритмическую гимнастику, как вид моторной деятельности, подразделяют и в зависимости от возрастного аспекта. Отличают ритмическую гимнастику детскую для дошкольников иучащихся начальных классов; для подростков и юношей, для людей зрелого возраста; для пожилых. Такое деление бесспорно, так же как и естественно устремление человека в любом возрасте к радости жизни в любых её проявлениях.В процессе педагогического эксперимента нами сформированы две группы студентов. В исследовании приняли участие 32 студента, которые были отобраны в соответствии с критерием однородностифизического состояния Контрольная группа студентов занималась по типовой программе физического воспитания для высших учебных заведений. Для экспериментальной группы были подобраны упражняющие воздействия и методы, сосредоточенные на приумножении функциональных и физиологических кондиций студентов. Проведя анкетирование в начале эксперимента, нами определены виды оздоровительной физической культуры, которым отдали предпочтение испытуемые студенты. Проведённое анкетирование первокурсников выявило, что основной причиной снижения мотивации к занятиям физической культурой студенты называют низкую плотность занятий, непомерную нагрузку для девушек, малоэмоциональность занятий, плохая организация. Разработанная анкета содержала вопросы, которые позволяли обнаружить: аргументы посещаемости уроков физвоспитания; вероятные пути увеличения интереса и удовлетворение от занятий физической культурой, позитивное отношение к новым фитнестехнологиям в оздоровительной физической культуре.Возраст студентовпервокурсников высших учебных заведений, занятых в эксперименте охватывал 1719 лет. В этот возрастной период происходит преобразование деятельности всех систем организма, особенно это актуально для девушек. У них изменяется психика, поведенческие реакции, социальнобытовая ориентация. Забота о своём физическом состоянии у первокурсниц оказалась в значительном большинстве студенток опытных групп. У большинства студентов не были выработаны физкультурнооздоровительные интересы и природная надобность в энергичной двигательной деятельности. Контрольную группу составили первокурсники факультета «Государственное муниципальное управление», в экспериментальную группу вошли первокурсники факультета «Экономика». Все студенты по результатам медицинского освидетельствования отнесены к подготовительной группе по физическому воспитанию, потому что имели отклонения в состоянии здоровья. В экспериментальной группе для повышения работоспособности мы проводили по 1 часу два раза в неделю внеурочные занятия ритмической гимнастикой. На физкультурных занятиях при прохождении разделов программы мы использовали разученные элементы ритмической гимнастики в разных частях занятий и круговую тренировку продолжительностью 2030 минут, в комплексы которой включали соответствующие виды физической активности: бег, элементы атлетической гимнастики, элементы спортивных игр, гимнастические упражнения. Применённые нами комплексы круговой тренировки составлены в соответствии с этапом тренирующего воздействия.Для установления уровня физической работоспособности мы использовали тесты: определение величины PWC 170 с помощью стептеста, тест Новакки, тест Купера. Основу педагогического эксперимента составила методика, содержащая средства физического воспитания, направленные на повышение выносливости сердечнососудистой системы, на повышение работоспособности студентов. Оптимизация нагрузок и отдыха студентов экспериментальной группы осуществлялась посредством следующих организационнометодических условий: режим (тип), частота, продолжительность и интенсивность занятий. Оптимальная частота занятий составляла 2 занятия в неделю по 2 часа в соответствии с программой по ФК для высших учебных заведений. Дополнительно студенты ЭГ посещали занятия по ритмической гимнастике по 1 часу два раза в неделю.Наибольшую информативность и простоту в изучении показателя ответной реакции организма на выполняемую в эксперименте физическую нагрузку показывала ЧСС. Эти показатели у студентов в эксперименте не должны были превышать следующие значения: ЧСС во время занятий 110130 уд/мин, ЧСС максимальная 140160 уд/мин. В процессе эксперимента главным основанием для снижения объемов и напряженности тренировочных нагрузок, для показания к рекомендации соответственного тренировочного режима служили повышение ЧСС в покое, увеличение ЧСС после стандартной нагрузки, повышение артериального давления в покое, то есть утром после сна, повышение артериального давления после физической нагрузки. Применённая нами в эксперименте комплексная методика оздоровительной ритмической гимнастики представляла трехэтапную систему:•на щадящем этапе, что длился с 1 по 4 неделю эксперимента мы развивали физические качества и психоэмоциональную адаптацию студентов к начавшемуся учебному процессу; •на тонизирующем этапе с 5 по 12 неделю мы проводили стимуляцию функциональных возможностей организма первокурсников, их адаптацию к новому социальному статусу, обучали их оценивать свое психофизиологическое состояние; •
на тренирующем этапе с 13 по 24 неделю происходило повышение работоспособности первокурсников, улучшение умения распоряжаться своим психическим состоянием. На определенном этапе тренировки реализованы разные комплексы круговой тренировки, в режиме оздоровительной физической культуры. Физическую нагрузку на каждом этапе изменяли в соответствии с функциональными показателями и уровнем физического здоровья первокурсников в эксперименте. На щадящем этапе в группе первокурсников экспериментальной группы значительную часть физкультурных занятий составили упражнения дыхательной гимнастики до 20%, упражнения для мускулов живота и тазового дна до 20%, для мышц верхнего плечевого пояса около 30%, для мускулов спины 20%, упражнения релаксационной гимнастики до 10%.На тонизирующем этапе в группе первокурсников экспериментальной группы до 70% нагрузки пришлись на упражнения дыхательной гимнастики и упражнения для мускулов верхнего плечевого пояса, 30% нагрузки приходилось на физические упражнения для мускулов спины, а также упражнения силовой направленности.Тренирующий этап был ориентирован на целеустремленное развитие мышц живота и спины, при этом использовался весь набор упражнений ритмической гимнастики.Проведя анализ результатов анкетирования первокурсников, изучив данные научнометодической литературы [1,3], мы сделали вывод, что оздоровительная физическая культура в виде фитнестехнологий порождает увеличенный интерес, поэтому её использование на занятиях со студентами может мотивировать заинтересованность в занятиях физической культурой, значительно повысить их работоспособность.В результате опроса мы выяснили, что 42% респондентов пожелали использования на занятиях разных направлений фитнестехнологий. Так 50% первокурсниц выразили пожелания заниматься с музыкальным сопровождением. В ходе занятий под музыку можно изменять темп и интенсивность упражнений.На вопрос анкеты мотивации студенток кзанятиям физической культурой, в конце эксперимента 51,2% респондентов ответили, что основное в жизни это здоровье и для этого нужны занятия физкультурой. Формировать хорошую фигуру решили 25,8% опрошенных, а 20% первокурсников отметили улучшение работоспособности, что позволило лучше действовать на следующих занятиях, а вот 3% студентов приходили на занятия, чтобы пообщаться. Из ответов анкеты стало очевидно, для студентокпервокурсниц опытных групп важным стало состояние здоровье и визуальная сторона вопроса –хорошая фигура. Показатели работоспособности в начале эксперимента оказались низкими для данной возрастной группы, потому что все студенты по результатам медицинского освидетельствования были отнесены к подготовительной группе, имели низкую физическую подготовленность. Применённые в занятиях физические упражнения являлись, главным образом, стандартными и соответствовали существующей программе вуза по физическому воспитанию. Но характер, число исполняемых упражнений, их длительность и напряженность варьировали в широких пределах.Наше исследование показало, что в занятиях со студентами ритмической гимнастикой интервалы отдыха между тренирующими нагрузками дозированы эмпирически. Пульсометрия служила нам мерилом определения наилучшего режима чередования работы и отдыха в тренировочном занятии. При выполнении физической нагрузки частота 140 ударов в минуту.Тем студентам, у которых ЧСС в конце нагрузки возросла до 10 ударов сверх допустимой величины, рекомендован щадящий тренировочный режим. Это приносило вероятность вовремя привносить коррективы в планирование тренировочного процесса, а в случае нужды –сбавлять нагрузку. Обобщив результаты проведенного исследования и проанализировав научную литературу, мы установили, что на современном этапе увеличенные требования к значительным достижениям в учебном процессе студентов обусловливаются интегральным воздействием нескольких факторов, что должны учитываться в ходе многолетней подготовки [3,4].Научные исследования показали, что на основе применения только модных оздоровительных фитнестехнологий не достигается повышения работоспособности и функциональной готовности испытуемых к умственным и физическим нагрузкам. Поэтому в нашем эксперименте мы использовали наряду с ритмической гимнастикой круговую тренировку, включающую комплексы различной направленности при прохождении соответствующих разделов программы по физической культуре, которая хорошо зарекомендовала себя во многих видах спорта [5]. Применённая нами экспериментальная методика содержала разученные комплексы движений ритмической гимнастики и в разных частях занятий физической культурой.В процессе исследования мы выявили исходный уровень работоспособности и физической подготовленности студентовпервокурсников высшего учебного заведения. Показатели работоспособности в начале эксперимента оказались низкими для данной возрастной группы, потому что все студенты по результатам медицинского освидетельствования были отнесены к подготовительной группе, имели низкую физическую подготовленность. Поэтому в планировании физической нагрузки у студентов мы выделили три этапа: щадящий, тонизирующий и тренирующий, разных по продолжительности.Исследовав виды оздоровительной физической культуры, которые могутприменяться в физическом воспитании студентов, мы учли результаты анкетирования и половозрастной состав опытных групп, применив ритмическую гимнастику в экспериментальной группе.В ходе эксперимента мы разработали и применили экспериментальную методику физического воспитания студентов на основе ритмической гимнастики как вида оздоровительной физической культуры с целью повышения работоспособности.Эффективность применённой методики обоснована нами с помощью методов математической статистики –критерия достоверности Стъюдента.
Источник