Пропсы в йоге: что это такое и как их использовать
П ропсы. Это определение вошло в йогический лексикон совсем недавно. Использовать пропсы в йоге стали последователи Айенгара, и со временем они обрели широкую популярность. Пропсы — это вспомогательные инструменты для практики асан. Это могут быть как обычные подушки для медитации, наполненные гречишной шелухой, так и более сложные приспособления, такие как деревянные бруски, валики, подставки, ремни и так далее.
Для чего нужны пропсы? Как ни странно, но вопрос использования пропсов в практике йоги актуален как для новичков, так и для опытных практикующих. Когда человек только начинает знакомство с йогой, чаще всего тело его — будем реалистами, — мягко говоря, оставляет желать лучшего в плане гибкости и физических возможностей вообще. Здесь на помощь и могут прийти пропсы — асану можно упростить, облегчить и позволить даже несовершенному телу выполнить довольно сложную позу. В случае с опытными практикующими всё наоборот: асану можно усложнить, углубить и дать телу дополнительную нагрузку и аскезу.
Также пропсы позволяют избегать травматизма во время занятий йогой. Речь идёт об излишнем травматизме, так как определённый его уровень всё равно неизбежен, ведь во время практики асан мы путём аскез прорабатываем свои кармические ограничения, при этом через болевые ощущения происходит отработка негативной кармы. В этом вопросе главное избегать фанатизма, и от желания отработать карму тысяч перерождений за первую же тренировку всё-таки следует отказаться.
Использование пропсов может помочь начинающим освоить базовые йогические практики. К примеру, во время практики Уттанасаны для большинства будет невозможной конечная позиция асаны — касание руками пола. И чтобы даже в таком случае асана выполнялась правильно, рекомендуется использовать пропсы — два деревянных бруска. Поставив на них руки, мы можем наклониться настолько, насколько это возможно для нас; при этом спина будет прямая, что очень важно при выполнении этой асаны. Деревянные бруски можно аналогичным образом использовать при любых наклонах. Если растяжка не позволяет коснуться руками пола, под руки нужно подставить бруски, и это позволит без лишнего напряжения и — что немаловажно — с ровной спиной выполнять асану.
Также использование деревянных брусков актуально и для медитативных практик. К примеру, чтобы облегчить пребывание в такой медитативной позе, как Вирасана, можно под ягодицы положить деревянный брусок и тем самым ослабить напряжение в ногах и коленях. Во время выполнения Баддха Конасаны также можно положить деревянный брусок под ягодицы: это позволит без напряжения держать спину ровной, что актуально как во время выполнения этой асаны, так и при медитации в этой асане. Для опытных практикующих тоже возможно использование деревянного бруска: с помощью него эту же асану можно усложнить. Делается это путём помещения бруска под стопы практикующего, что позволяет сильнее раскрыть тазобедренные суставы и увеличить нагрузку.
С помощью деревянных брусков можно усложнить Пашчимотанасану. Для этого перед стопами нужно положить один или два бруска и совершить наклон, захватывая при этом не сами стопы, а лежащие перед ними бруски. Это позволит увеличить растяжение в спине и сделать наклон намного ниже.
Для медитативных асан наиболее востребованной будет подушка для медитации или плед. Не всегда растяжка позволяет сесть в медитативную асану, при этом сохраняя прямое положение спины, да ещё и просидеть в таком положении хотя бы 30–40 минут. Для этого и существует подушка для медитации (или в качестве альтернативы плед). Использование этих пропсов позволяет с лёгкостью держать спину прямой долгое время.
Следующим вспомогательным приспособлением является ремень для йоги. Это приспособление полезно при горизонтальных наклонах, таких как Пашчимотанасана и Джану Ширшасана. Захватив ремнём стопы (или одну стопу), можно плавно и мягко, без рывков растягивать позвоночник, опускаясь всё ниже и ниже. То же самое можно сделать и из положения лёжа: захватив стопу ремнём и притягивая её к себе, можно постепенно улучшить растяжку.
Использование ремня актуально при освоении Эка Пада Раджа Капотасаны. Захватив стопу ремнём сверху, мы постепенно притягиваем её к голове. Либо же наоборот: нога, захваченная ремнём, оттягивается назад – таким образом раскрепощается плечевой сустав.
Ещё одним вспомогательным приспособлением является болстер — особый валик. Для раскрепощения суставов болстер следует положить под спину, таз при этом упирается в его конец, ноги нужно сложить в положение бабочки. Руки нужно развести в стороны и остаться в таком положении на некоторое время.
Также болстер можно положить поперёк спины, в районе грудного отдела. Под голову при этом можно поместить кирпич, а руки постепенно уводить назад – будет происходить раскрепощение грудного отдела. С помощью болстера можно осваивать наклоны в Упавишта Конасане. Для этого нужно разместить болстер перед собой, положить на него руки и голову и в таком положении стремиться наклониться как можно ниже. Болстер используется и при освоении Пашчимотанасаны: для этого его помещают на голени и на него кладут голову. Пребывание в таком статичном положении улучшает растяжку.
Таким образом, пропсы — это эффективный инструмент для продвижения или углубления практики хатха-йоги. Использование пропсов актуально как для новичков — чтобы избежать травматизма и получить возможность постепенно осваивать даже сложные асаны, — так и для опытных практикующих — чтобы усложнить практику, когда определённый уровень гибкости уже достигнут и многие асаны перестают быть аскезой.
Источник
Все пропсы для айенгар йоги
Профессиональные материалы для йоги YOGA PROPS
Преподаватели разных стилей и направлений йоги знают, что заниматься йогой по методу Айенгара может каждый, независимо от возраста и физической подготовки. За счет чего же достигается такая универсальность?
Все дело в том, что в йоге Айенгара используется не только индивидуальный подход к каждому ученику, но и разнообразные вспомогательные материалы, так называемые YOGA PROPS (болстеры, деревянные и пластиковые кирпичи, планки, специальные скамейки, одеяла, мешки с песком, коврики, стулья, ремни и веревки).
Гуруджи Айенгар первым стал использовать эти материалы в своей личной практике. Именно с помощью этих разных приспособлений преподаватель может помочь новичку правильно выполнить ту или иную асану, создавая твердую опору, точное усилие или глубокое расслабление и получая максимально глубокий эффект от выполнения поз и пранаям. Некоторые из вспомогательных материалов изготавливаются из дерева точно по чертежам, которые изобрел Айенгар. Эти материалы соответствуют высоким стандартам качества и функциональности.
Основные преимущества использования вспомогательных материалов для йоги:
- Материалы помогают ученику правильно выстроить тело в асане для детальной проработки и получения максимального оздоровительного эффекта от занятий.
- Они способствуют увеличению времени пребывания в позе.
- Yoga Props учитывают особенности строения тела практикующих и развитость их мышц. C ними любой ученик, независимо от уровня своей подготовки, может выполнить позу правильно.
- Материалы повышают уверенность учеников и способствуют их лучшей концентрации.
- Yoga Props увеличивают амплитуду движений.
Тем самым, вспомогательные материалы способствуют получению максимальной пользы от занятий!
Какие вспомогательные материалы бывают и как они используются:
Коврик – один из самых необходимых материалов для йоги. Хороший коврик помогает справиться со скольжением стоп и ладоней, на коврике удобнее выполнять позы лежа и использовать его как опору под голову, например, для Ширшасаны. Коврики различаются по толщине (0,2 см; 0,25 см; 0,45 см; 0,6 см), по длине (1,75м; 1,85м; 2м), по материалу и весу.
У нас Вы найдете немецкие коврики Spezial, на которых занимаются ученики в наших залах; тонкие коврики с противоскользящим покрытием Salamander, изготовленные из экологически чистого материала; легкие и экологичные коврики Shakti; Safran и другие.
Опорные блоки (пенки, кирпичи) используются при выполнении поз стоя, скручиваний, поз сидя, наклонов, перевернутых поз. Важной особенностью является возможность переворачивать кирпич на разные стороны и регулировать его высоту. Размеры стандартного кирпича для йоги — 23х12х8см. Блоки изготавливаются из дерева (могут быть лакированные или нелакированные), а также из пены и пробки (легкие блоки, подходят для выездных семинаров).
Болстер — это мягкий валик. Он создаст необходимую мягкость и плавность при выполнении прогибов, поз лежа, вытяжений из положения сидя. Болстеры делают с разным наполнением: шерсть, гречишная шелуха, синтепон. Лучшими для практики являются болстеры, набитые шерстью, диаметром 23 см и длинной 75 см, их используют на занятиях ученики наших центров. Снаружи болстер может быть сделан из разного материала: лен, синтетика, шелк, велюр.
Ремень станет «продолжением Ваших рук» в некоторых позах, поможет правильно выполнить наклоны, позы сидя, снимет нагрузку при выполнении абдоминальных поз, стабилизирует и поможет лучше почувствовать работу ног и рук в асанах. Наиболее распространенные размеры ремней — 2,5 м и 3 м, длина ремня зависит от роста человека.
Одеяла используются для раскрытия грудной клетки, для поддержки плеч в перевернутых позах, они помогают отрегулировать высоту при выполнении поз сидя. В некоторых асанах используется скрученное в рулон одеяло.
Мешки с песком (грузы) подходят для асан, направленных на снятие напряжения и поз раскрывающих тазобедренные суставы. Эти материалы также используются как утяжелители в позах на расслабление для достижения глубокого терапевтического эффекта.
Прикрепленные к стене верёвки помогают правильно выполнить прогибы, наклоны, скручивания и освоить перевернутые позы.
Лавка Двипада Випарита Дандасана (скамья для прогибов) нужна для выполнения глубоких прогибов, мягкого вытяжения позвоночника и расслабления мышц спины. Скамья используется в йогатерапии при проблемах с позвоночником, подходит как для пассивных перевернутых поз, так и для активных вытяжений вперед.
Симхасана бокс нужен для выполнения Симхасаны и Супта Вирасаны.
Халасана бокс используется в качестве дополнительной опоры при выполнении перевернутых поз.
Источник