Все формы занятий физическими упражнениями

Все формы занятий физическими упражнениями

Формы занятий физическими упражнениями

Список использованной литературы

В современном мире здоровье и здоровый образ жизни имеет большое значение для каждого человека. Каждый из нас старается следовать определенным правилам, которые помогут поддержать здоровье, тем самым улучшив жизнь любого человека.

Физическая нагрузка положительно влияет на организм человека. В ее основе лежит представление о генетических и функциональных резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.

Виды и формы физических занятий могут быть разными.

Так же большое значение имеет оптимизация физической нагрузки. Это зависит от общей и моторной плотности занятия.

Целью данной работы является изучение форм занятий физическими упражнениями.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд определенных задач:

изучить учебные формы занятий физическими упражнениями;

изучить внеучебные формы занятий физическими упражнениями.

Структура работы: данная работа состоит из содержания, введения, основной части, заключения и писка использованной литературы.

Формы занятий физическими упражнениями

В настоящее время выделяют урочные и неурочные формы занятий физическими упражнениями. К урочным формам относятся учебные занятия.

Учебные занятия — основная форма физического воспитания. Учебные занятия могут быть:

теоретические, практические, контрольные;

элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;

индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);

самостоятельные занятия по заданию и под контролем учителя.

Теоретический материал дается учащимся в форме лекций. Практические занятия могут быть двух видов:

Практический раздел изучается на учебных занятиях разного направления.

Индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия проводятся по расписанию, с учащимися, которые отстают по тем или иным аспектам и для желающих углубить свои знания и практические навыки.

Самостоятельные занятия проводятся под контролем учителя и по его заданию. Такая форма занятий может проводиться как в учебное, так и внеучебное время.

Занятия по контролю проводятся для обеспечения оперативной, текущей и итоговой информации о степени усвоения учебного материала.

Контрольные занятия проводятся в течение учебной четверти или семестра после прохождения отдельных разделов программы.

В конце семестра и учебного года учащиеся сдают зачеты по физической культуре, а по завершению всего курса — экзамен.

Рассмотрим внеурочные занятия физическими упражнениями.

Внеучебные занятия организуются в форме:

Во-первых, физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки);

Во- вторых, занятий в секциях, организованных профсоюзом, спортивным клубом или другими организациями;

В-третьих, самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом. Самодеятельные занятия проводятся самими занимающимися сугубо по их желанию, в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями.

Практически, независимо от избранного гимнастического вида оздоровления, такие занятия могут проходить индивидуально или в группе, самостоятельно (со знанием дела или без должных представлений о предмете) или с использованием чьей-то помощи.

Это не значит, что самодеятельные занятия не имеют никакой организованности; они проводятся в установленное время, при должной готовности занимающегося (настрою, экипированности и т.п.), взаимной договоренности людей при групповой форме занятий, соблюдении правил поведения и межличностных отношений и др.

Все это — элементы организованности. Больше того, нормальные самодеятельные занятия имеют свою программность — и это тоже элемент организованности.

Однако по отношению к педагогически организованным самодеятельные занятия отличаются большей свободностъю. Она отнюдь не сводится к выбору вида упражнения (хотя и в этом тоже есть отличие); свободность выражается в определении для занятия места в общем режиме жизнедеятельности, базы для занятий — по вкусу, выборе конкретных упражнений («хочу прыгать на батуте»), нагрузки и продолжительности их выполнения в одном занятии и на протяжении каких-то календарных периодов; постоянстве, регулярности, наконец — попросту в возможности прекратить их или перейти на другие упражнения, сменить место занятия и т.п. учебный занятие физический упражнение

В самодеятельных занятиях оздоровительной гимнастикой, как правило, не придерживаются четкой разделенное их на части и строгого варьирования нагрузки — здесь больше полагаются на самочувствие и удовлетворенность.

Хотя при разумном отношении к оздоровлению все основные методические принципы и правила должны соблюдаться вне зависимости от используемых форм занятий и от того, сам ли человек стремится к совершенству или его к этому ведут и направляют.

Главное — осознанность полезности оздоровления и стремления к нему с помощью доступных средств и форм организации;

В-четвертых, массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий — спортивные соревнования, физкультурные праздники.

Соревнование — серьезное испытание физических и волевых качеств человека, поэтому форма занятий может быть эффективно использована для решения задач физического и нравственного воспитания (развитие физических и волевых качеств, формирование сознательного поведения и др.).

Вместе с тем особенности соревнований заключаются в максимальных физических нагрузках и могут быть рекомендованы только практически здоровым, физически подготовленным людям. Одной из форм занятий могут считаться массовые самостоятельные игры. Они характеризуются широкой самодеятельностью и яркой эмоциональностью. В связи с этим типовая структура занятия в игре выражена слабо, и нет возможности строго регулировать нагрузку.

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности, необходимой для нормального функционирования организма молодого человека.

Любое физкультурное занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной.

Во вводной части педагог создает рабочую обстановку, ставит перед учащимися цель и задачи, рассказывает то, чем они будут заниматься на занятии. Данная часть длятся 5 минут.

Подготовительная часть занятия включает общую и специальную разминку. Задача общей разминки — активизировать мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 минут.

Основная часть занятий бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной деятельностью. В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки.

Основная трудность при проведении сложной основной части занятий заключается в том, чтобы определить порядок выполнения разнородных упражнений. Рекомендуется в самом начале основной части разучивать технику физических упражнений большей координационной сложности. Тренировочные нагрузки для развития физических качеств целесообразно планировать в следующем порядке: упражнения на быстроту движений, затем на силу и в конце занятия на выносливость. Основная часть занимает в среднем 70% времени.

В заключительной части постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное, состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление.

При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки.

Таким образом, польза физкультуры, особенно выбор индивидуально подходящих занятий, поможет развитию выносливости, увеличению объема легких, укреплению сердечной мышцы, повышению содержания липопротеинов высокой плотности. Содержание количества холестерина при этом снижается, что значительно предотвращает риск заболевания атеросклерозом.

При регулярных занятиях физкультурой эффективно укрепляется костная система человека. Люди, занятия физической культурой для которых стало неотъемлемой частью жизни, способны с легкостью справиться с физическими, эмоциональными, стрессовыми ситуациями. Сильно повышается работоспособность, человек довольно быстро избавляется от излишнего веса.

Совершенно необязательно, чтобы получить максимальную пользу физкультуры, тратить время и большие средства для посещения тренажерных залов. Простая ходьба, включенная в режим дня, при регулярных занятиях, способна избавить человека от множества проблем, связанных со здоровьем.

Систематические занятия бегом, особенно при стрессовых ситуациях, дадут исключительно положительные результаты. При этом важно отметить высокое эмоциональное состояние, улучшение зрения, слуха при занятиях ходьбой или бегом. Замечено значительное улучшение общего состояния, исчезают головные боли, сон становится более крепким, спокойным. Из циклических упражнений прекрасным оздоровительным видом считается езда на велосипеде, которая благотворно сказывается на состоянии мышц рук, ног, развивает силу, выносливость, ловкость.

Таким образом, изучив литературу по проблеме, мы пришли к выводу, что физкультура как направление имеет собственную цель и ряд определенных задач, так же она имеет собственный объект и предмет работы.

Физическая культура как определенное направление оказывает большое влияние на здоровье человека, его жизнь и деятельность, стимулирует его на осуществление и принятие определенных мер по отношению к самому себе и к окружающим его людям.

Изучение основ физкультуры и является важным аспектов в любом образовательном процессе и в любой деятельности человека.

Следует сказать о том, что важное значение имеет общая и моторная плотность занятия. Именно от этого зависит эффективность всех физических нагрузок.

Список использованной литературы

1.Антипов В.А., Разумахина Е.Г. Реализация функций физической культуры и спорта в государственной молодежной политике./ ТиПФК.- 2009. — № 3.- С.12.

2. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. — 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 528 с.

.Визитей Н.Н, Курс лекций по социологии спорта: учеб.пособие. — М: Физическая культура, 2008. — 328 с.

.Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте /Юрий Дмитриевич Железняк, Павел Карпович Петров. — Москва: Академия, 2009. — 264с.

.Жолдак В.И., Камалетдинов В.Г. Очерки социологии физической культуры и спорта. — Челябинск: УралГАФК, 2010. — 340 с.

Теги: Формы занятий физическими упражнениями Реферат Туризм

Источник

Формы занятий физическими упражнениями

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы орга­низации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, су­дьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий. По осо­бенностям организации занимающихся и способами руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы — урочные и неурочные.

Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с по­стоянным составом занимающихся. К ним относятся:

1.Уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государ­ственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессио­нального образования, вуз и т.п.).

2.Спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами с направлен­ностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами (организо­ванно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отды­ха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения рабо­тоспособности, развития и совершенствования физических качеств, совершен­ствования двигательных навыков. К ним относятся:

1.Малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативно­го (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратков­ременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера.

2.Крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно и многопредметные (занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атле­тической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера.

3.Соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п.

УРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени, в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания в относительно постоянной по составу учебной группе занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педаго­гических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдают­ся частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учеб­ных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготови­тельную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимаю­щихся, психической и функциональной подготовки организма, а также опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигатель­ных действий, воспитание физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного конца занятия.

По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки, уроки профессионально-прикладной физической подготовки, спортив­но-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их ос­новная направленность — всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность -формирование ведущих для конкретных профессий двигательных умений и на­выков, а также развитие физических качеств.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.

Методико-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность — операци­онное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности Для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:

1. Уроки освоения нового материала. Для них характерно широкое использо­вание словесных методов, невысокая «моторная» плотность.

2. Уроки закрепления и совершенствования учебного материала..

3. Контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовлен­ности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков.

4. Смешанные (комплексные) уроки направлены на совместное решение за­дач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контро­ля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плава­ния и т.д. Они имеют свое специфическое содержание, структурное построение и т.д.

НЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортивной практике при­меняются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа. Для малых форм занятий характерны:

1.Относительно узкая направленность деятельности занимающихся по срав­нению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решают­ся лишь отдельные частные задачи:

а)умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем орга­низма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гимнастика, гимнастика, вводная производная гим­настика);

б)текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во вре­мя работы и профилактика действия неблагоприятных условий на орга­низм (формы: физкультпауза, физкультминутка, микропаузы активного отдыха);

в) поддержание отдельных сторон приобретенной тренированности и со­здание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по курсу физического воспитания, спортивного со­вершенствования).

2.Незначительная продолжительность занятий (от 2-3 до 15-20 мин.).

3.Отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т.е. под­готовительной части, например, оздоровительный бег, гигиеническая гим­настика, физкультурные минутки и т.д.

4.Невысокий уровень физкультурных нагрузок.

Следует отметить, что малые формы занятий играют дополнительную роль в общей системе занятий физического воспитания.

К крупным формам занятий неурочного типа относятся:

а)самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия. Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, коррект­ного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля;

б)занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры

и т.п. Основные характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки без утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирова­ние поведения.

К соревновательным формам организации занятий относятся:

а)собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реа­лизацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламен­тация предмета, способов и условий состязаний, наличие судейства и др.;

б)соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично от­сутствуют либо менее выражены.

В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражне­ниями различают индивидуальные и групповые формы занятий. Занятия неуроч­ного типа, в отличие от урочного, осуществляются на основе полной доброволь­ности. Выбор конкретной неурочной формы занятий в значительной степени оп­ределяется интересами и склонностями занимающихся.

Формы организации физического воспитания студентов

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего обучения сту­дентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время.

Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осуществляется в следующих формах:

1.Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза (по 4 ч. в неделю). Это основная форма занятий по физическому воспитанию.

2.Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учеб-

ным занятиям. Они включаются в учебное расписание учебным управле­нием (частью) вуза по согласованию с кафедрой физического воспитания, чтобы обеспечить студентам возможность их посещения. На факультатив­ных занятиях (по 2-4 ч. в неделю) совершенствуется физическая подготов­ка студентов в объеме требований программных форм, углубляется про­фессиональная подготовка, расширяются знания по теории и методике физического воспитания, продолжается подготовка студентов к обществен­ной физкультурно-спортивной деятельности.

Физическое воспитание студентов во внеурочное время (т.е. вне обязатель­ных занятий) проводится в следующих формах:

1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, ввод­ная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия и др. Физкультпаузы проводятся после первых 4 ч. аудиторных или практических занятий. Их продолжительность 8-10 мин. Дополнительные занятия (ин­дивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подго­товки слабо подготовленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию. Физические упраж­нения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха.

2.Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др. под руководством педаго­га по физической культуре и спорту.

3.Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свобод­ное от учебы время:

а)на основе полной добровольности и инициативы;

б)по заданию преподавателя (домашние задания).

4.Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выход­ные дни в течение учебного года и в каникулярное время. В их содержание входят спортивные вечера, спартакиады с участием сборных команд фа­культетов, массовые кроссы и эстафеты, праздники физической культуры, соревнования различного уровня, туристические походы и др.

5.Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период летних и зимних студенческих каникул, обеспечивающие восстановительно-оздоровитель­ный, закаливающий и развивающий эффекты. В условиях лагеря реализу­ются многие формы физической активности студентов: утренняя гимнас­тика, обучение плаванию, тренировочные занятия по различным видам спорта, занятия со студентами с ослабленным здоровьем (по лечебным программам), туристические походы, физкультурно-спортивные развлече­ния и игры, внутри- и межлагерные спортивные соревнования и др.

Таким образом, помимо решения воспитательных и образовательных задач физическое воспитание во внеучебное время призвано повысить двигательную активность студентов; улучшить профессионально-прикладную готовность и оп­тимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционально­го напряжения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.

Лекция 6

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

ПЛАН

1.Планирование и управление самостоятельными занятиями.

2.Формы и содержание самостоятельных занятий.

3.Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями раз­личной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста.

4.Особенности самостоятельных занятий для женщин.

5.Границы интенсивности нагрузок в условиях занятий у лиц разного возра­ста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности.

6.Гигиена самостоятельных занятий.

7.Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1.Алексеев А. В. Сам себетренер.-М.:ФиС, 1969.

2.Белов В.И. Энциклопедия здоровья. — М.: Химия, 1993.

3.Белов Р. А. и др. Самостоятельные занятия студентов физической культурой.-Киев: Высшая школа, 1988.

4.Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А. В. Физическая культура студентов вузов.-Воронеж: Изд. ВГУ, 1991.

5.Массовая физическая культура в вузе /Под ред. В.А.Маслякова, В.С.Мотятова.-М.:ФиС, 1994.

6.Рейзин В.М., Шушко А.С. Физическая культура в жизни студента. — М.: Высшая школа, 1986.

7.Физическое воспитание: Учебник /Под ред. В.А. Маслякова, В.А.Коробко-ва. — М.: Высшая школа, 1983.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом должны быть обязательной составляющей частью здорового образа жизни студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников высших учебных заведений. Они являются неотъемлемой частью научной организации труда, восполняют дефицит двигательной активности, способствуют более эффектному восстановлению организма после утомления, повышению физической и умственной работоспособности.

Самостоятельные занятия могут проводиться в любых условиях, в разноевремя и включать задания преподавателя или по самостоятельно составленной программе. Эта форма занятий с каждым годом получает большее распростране­ние. Она необходима для повышения спортивных результатов спортсменов, а. также способствует привлечению все более широкого круга членов коллектива вуза к занятиям, внедрению здорового образа жизни.

1. Планирование и управление самостоятельными занятиями

Планирование самостоятельных занятий осуществляется студентами под ру­ководством преподавателей.

Перспективные планы самостоятельных занятий целесообразно разрабаты­вать на весь период обучения, т.е. на 4-6 лет. В зависимости от состояния здоро­вья, медицинской группы, исходного уровня физической и спортивно-техничес­кой подготовленности студенты могут планировать достижение различных ре­зультатов по годам обучения в вузе и выполнение требований и норм учебного плана по физической культуре. Эти планы отражают различные задачи, которые стоят перед студентами, зачисленными в разные медицинские группы.

Главная задача самостоятельных тренировочных занятий студентов, отнесен­ных к специальной медицинской группе, -ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболеваний и устранение функциональных отклонений и недо­статков физического развития. Студенты специальной медицинской группы при проведении самостоятельных тренировочных занятий должны консультировать­ся и поддерживать постоянную связь с преподавателем физического воспитания и лечащим врачом.

Студентам, которые отнесены к подготовительной медицинской группе, ре­комендуются самостоятельные тренировочные занятия с задачей овладения все­ми требованиями, нормами учебной программы. Одновременно с этим для дан­ной категории студентов доступны занятия отдельными видами спорта.

Студенты основной медицинской группы подразделяются на две категории: занимавшиеся и не занимавшиеся ранее спортом. Все студенты этой группы должны начинать с многоборной подготовки. Студентам, ранее не занимавшимся спортом и не имеющим к нему интереса, рекомендуется заниматься по програм­ме разносторонней подготовки. Студенты, поступившие на 1 курс с определен­ной спортивно-технической подготовкой, должны стремиться постоянно совершенствовать свое спортивное мастерство.

В то же время планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом направлено на достижение единой цели, которая стоит перд студентами всех медицинских групп, — сохранение хорошего здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.

Самостоятельные тренировочные занятия проводятся на всех годах обучения студентов. Там, где на старших курсах предусмотрены учебные занятия по физи­ческому воспитанию с преподавателями по учебному расписанию, самостоятель­ные занятия проводятся дополнительно к этим учебным занятиям с учетом лич­ных стремлений и интересов студентов.

Управление самостоятельными занятиями заключается в определении со­стояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимаю­щихся на каждом отрезке времени занятий и в соответствии с результатами этого определения — в корректировке различных сторон занятий с целью достижения их наибольшей эффективности.

Для осуществления управления процессом самостоятельной тренировки не­обходимо проведение ряда мероприятий.

Определение индивидуальных особенностей занимающегося — состояние его здоровья, физической и спортивной подготовленности, спортивных интересов, условий питания, учебы т быта и т.п. В соответствии с индивидуальными особен­ностями определяется реально достижимая цель занятий. Например, если сту­дент имеет отклонения в состоянии здоровья и ему определена специальная ме­дицинская группа, то целью его занятий будет укрепление его здоровья и закали­вание организма. Для студентов практически здоровых, но не занимающихся ра­нее спортом, целью занятий на первом этапе будет повышение уровня физичес­кой подготовленности с переходом в дальнейшем на занятия избранным видом спорта с целью спортивного совершенствования. Для студентов, имеющих дос­таточную физическую подготовку, занимавшихся ранее избранным видом спорта, цель — достижение высоких спортивных результатов.

Разработка и корректировка планов: перспективного и годичного, а также на период, этап и микроциклы тренировочных занятий производится с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и динамики показателей состоя­ния здоровья, физической и спортивной подготовленности, полученных в про­цессе занятий.

Определение и изменение содержания, организации, методики и условий за­нятий, применяемых средств тренировки необходимо для достижения наиболь­шей эффективности занятий. В зависимости от результатов самоконтроля и учета тренировочных занятий, анализа хода тренировочного процесса, вносится кор­рективы в планы тренировок. Рекомендуется проводить предварительный, теку­щий и итоговый учет с записью данных в личный дневник самоконтроля.

Цель предварительного учета — зафиксировать данные исходного уровня под­готовленности тренированности занимающегося. Эти данные должен иметь каж­дый приступающий к занятиям для составления плана тренировочных занятий с Учетом индивидуального уровня физической подготовленности.

Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе занятий анализируются: количество проведенных тренировок в неделю, месяц, год; выполненный объем и интенсивность выполненной тренировочной работы, результаты участия в соревнованиях и выполнения норм разрядной классификации. Анализ показателей текущего учета позволяет поверять правильность хода тренировочного процесса и вносить поправки в планы.

Объективную оценку состояния занимающихся дает применение разнообраз­ных тестов.

Итоговый учет осуществляется в конце периода занятий или в конце годич­ного цикла тренировочных занятий. Этот учет предполагает сопоставление дан­ных состояния здоровья и тренированности, а также данных об объеме работы, выраженной во времени, затраченном на выполнение упражнений, и в количест­ве километров легкоатлетического бега, бега на лыжах и плавании различной ин­тенсивности, с результатами, показанными на соревнованиях. На основании это­го сопоставления и анализа корректируются планы тренировочных занятий на следующий годичный цикл.

Результаты многих видов самоконтроля и учета при проведении самостоя­тельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде количествен­ных показателей: ЧСС, вес тела, тренировочные нагрузки, результаты выполне­ния тестов, спортивные результаты и другие.

Количественные данные самоконтроля и учета полезно представлять в виде графика, тогда анализ показателей дневника самоконтроля, предварительного, текущего и итогового учета будет более наглядно отображен на графике, показы­вающем динамику состояния здоровья, уровня физической и спортивной подго­товленности занимающихся, что облегчит повседневное управление процессом самостоятельной тренировки.

2. Содержание и формы самостоятельных занятий

Содержание и формы самостоятельных занятий физическими занятиями и спортом определяются их целью и задачами.

Существуют три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировоч­ные занятия.

В содержание самостоятельных занятий рекомендуется включать бег 100 метров, прыжки в длину и высоту с разбега, метание гранаты, толкание ядра, лыжные гонки, марш-бросок, велосипедный кросс, плаванье, подтягиванье на перекладине (для мужчин), толчок штанги от груди (для мужчин), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для женщин), поднимание и опускание туловища в положении лежа руки за голову, ноги закреплены (для женщин), туристический поход.

Источник

Читайте также:  Жиросжигающая тренировка для детей
Оцените статью