Утренняя гимнастика во всех возрастных группах ДОУ
Татьяна Ильина
Утренняя гимнастика во всех возрастных группах ДОУ
Физическое воспитание в детском саду осуществляется различными средствами: физические упражнения, использование природных факторах, соблюдение гигиенических требований. Основной задачей физического воспитания в дошкольных учреждениях является укрепление организма детей и своевременное развитие движений.
Развитие движений способствуют специально подобранные физические упражнения, которые совершенствуют работу мышц и внутренних органов.
Растущему организму необходимо много движений. Чем больше ребёнок двигается, бегает, играет, тем лучше он развивается.
Каждый новый день в детском саду начинается с утренней гимнастики. Гимнастика считается одним из режимных моментов. Она включает различные виды физических упражнений.Среди физических упражнений занимают основные виды движений: ходьба, бег, прыжки. Применяются строевые упражнения — различные построения, перестроения, ОРУ, которые укрепляют крупные группы мышц плечевого пояса, рук, туловища, ног, (в строгой последовательности: голова -> ноги) .
Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Ежедневное проведение утренней гимнастики доступно для проведения в любом возрасте, любым воспитателем. Некоторые воспитатели, к сожалению, затрудняются правильно составить комплекс утренней гимнастики, или вообще выпускают части гимнастики (гимнастика имеет вводную часть, основную, и заключительную часть)
В детском саду утренняя гимнастика проводятся одновременно со всеми детьми данной возрастной группы. Постепенно дети привыкают к определённому порядку, дисциплине трудовым навыкам (убирают предметы и пособия по местам).
Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается полезная привычка каждое утро выполнять различные упражнения. Со временем эта привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.
Утренняя гимнастика проводится в зале, в группе, на участке в тёплое время года. Температура воздуха в помещения должна быть в пределах +16 — +18 С. В старших группах моно проводить в спортивной форме. Детям в младших групп занимаются в обычной одежде. Воспитателю необходимо обратить внимание и на свой костюм (спортивные штаны, кроссовки) что бы детям было интересно утренняя гимнастика проводится с утренними пособиями (погремушки, флажки, мячи, г. палки, обручи, шнуры., так же улучшается качество движения, умение выполнять упражнение с физкультурными пособиями. В качестве физкультурных пособий для детей в младших и средних группах используется пластмассовые кубики. Ходьба — упражняются мышцы рук, ног.Ходьба различается по способу выполнения: на носках, на пятках,с высоким подниманием колен широким шагом, по темпу, по направлению движения (по прямой, змейкой по кругу, по диагонали, в правую и левую сторону, по построению (по одному, парами, ройками, четвёрками). Бег — в утренней гимнастики используется бег с различным способом выполнения, с различным темпом (т. б., т. м.) со сменой направления и построением (змейкой, по кругу, по одному, парами.). Подскоки — подскоки на утренней гимнастике так же различны: на месте, на двух ногах, на двух ногах с продвижение вперёд, поочерёдно на правой, левой ноге. Во время бегов и прыжков организм получает максимальную физическую нагрузку, которая снижается постепенно в процессе ходьбы.
Строевые упражнения (построений, перестроения, повороты, смыкание и размыкание) в комплекс утренней гимнастики всегда включаются строевые упражнения. Они содействую воспитанию у детей правильной осанки, развивают внимание, ориентировку в пространстве, согласованность коллективных действий. Строевые упражнения имеют вспомогательные значения и используются с целью рационального размещения детей для выполнения ОРУ.Используются построения: друг за другом, в колонну, в 1-2 шеренги, круг.). Так же рекомендуются повороты на право, на лево, кругом.
.ОРУ — большая часть времени отводится ОРУ, которые предназначены для тренировки крупных групп мышц. Они содействуют совершенствованию координации движений, умением владеть положением своего тела.
Продолжительность утренней гимнастики
1. мл. гр — 4 — 5 минут
Задачи — «разбудить» организм ребёнка, положительно настроить
ОРУ — 3-4 упражнения ходьба, бег(20,30сек) подскоки, построение в круг, выполнение ОРУ (в начале ода может быть в рассыпную, бег, весёлая подвижная игра (2 раза по 15-20сек) или спокойная ходьба. Комплекс упражнений меняется каждые 2 недели. На утренней гимнастики широко используется положение сидя (на полу, на скамейке, лёжа на спине и на животе.
Развитию координации движения и ритмичности способствует муз. сопровождение, Удары в бубен, ритмичное звучание погремушки, пение воспитателя или словесное сопровождение.
Ходьба — чередующаяся с бегом (20-30сек)
ОРУ — 4-5 упражнений (по 3-4, 5-6 повторений)
Бег – игра – 30-40 сек
Спокойная ходьба, дыхание – 1-2 мин
Близка к организации во 2 мл. гр. Продолжительность утренней гимнастики увеличивается 5-6 минут. Комплекс утренней гимнастики состоит из 4-5 упражнений. Обязательно ходьба, бег, подскоки. Ходьба может быть врассыпную, парами,держась за руки. Бег 30-40 сек в начале года,во 2 половине года 50-60 сек. ОРУ могут быть проведены в кругу. Сначала упражнения для плечевого пояса, рук, туловища, ног. Исходное положение стоя,сидя, лёжа. Упражнения повторяются 5-6 раз. После ОРУ следует бег подскоки на месте (2 раза по 10-15 сек) или подвижная игра, хорошая знакомая детям, с очень простыми правилами комплекс утренняя гимнастика без особых изменений повторяется 1-2 недели.
Время для утренней гимнастики предусмотрено режимом дня. Продолжительность гимнастики 6-8 мин, ходьба, бег (1-1,5 мин, подскоки, ходьба, перестроение, ОРУ. После ОРУ проводятся подскоки (прыжки). В ср. гр они разнообразнее, чем в мл.гр: ноги врозь — ноги вместе; с поворотом вокруг; перепрыгивание вперёд – назад через верёвочку (ленточку). Дозировка 15-20 подскоков (2-3 раза). Иногда вместо подскоков и бега можно организовать простую игру.
Объяснять упражнения нужно кратко и чётко. Для утренней гимнастики подбирают упражнения уже известные детям или очень простые, поэтому нету необходимости подробно объяснять все упражнения. Необходимы чёткие исходные положение и зафиксированные — промежуточные положения.
Бег и подскоки являются обязательной составной частью всех комплексов утренней гимнастики. Именно эти упражнения оказывают наибольшую функциональную, эмоциональную нагруку. Если дети сильно возбуждены после прыжком и бега, надо включить спокойную ходьбу на месте или дыхательные упражнения. Педагог старается привить детям интерес к утренней гимнастики, донести до понимания детей её значение в укреплении здоровья и закаливания
Дети достаточно хорошо владеют ОВдв, обращают внимания на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе. Постепенно дети стремятся к результативности своих действий. Ребёнок может оценивать, как свои так и действия товарищей. В старшей группе утренняя гимнастика становится привычнее. Её продолжительность 8-10 минут. Эффективность утренней гимнастики возрастает, если она сопровождается с водными процедурами – обтиранием, умыванием до пояса, обливанием… Упражнения в ходьбе должны быть разнообразны (со сменой темпа, направления, на носках, наружных сводов стопы, высоко поднимая колени). Бег длиться от 1,5-2 минуты, который завершается ходьбой с выполнением упражнений на восстановление дыхания.
В комплекс входит 5-6 ОРУ упражнений. Построение может быть в колонны, парами, тройками и т. д. Широко используются упражнения с гимнастическими палками, обручами, мячами. Каждое упражнение повторяется 5-6 раз. Прыжки повторяются 20-30 раз (30-40 раз) 2-3 раза с небольшим перерывом. Подскоки на месте могут быть заменены бегом или подвижной игрой. В каждый комплекс включаются упражнения для формирования осанки, формирования свода стопы, её укрепления.
Утренняя гимнастика должна оказывать бодрящее воздействие, проходить живо, без значительных перерывов между упражнениями, а лучше и вовсе без них.
К показу упражнений воспитатель привлекает детей, хорошо владеющих данными движениями.
Дети старшего возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Это даёт педагогу возможность ходить между рядами, оказывать индивидуальную помощь. Во время утренней гимнастики воспитатель постоянно следит за осанкой, дыханием детей, даёт рекомендации
ЧБдетям (подышать,не бегать-ходить. Не напрягаться в упражнениях, где нужно натуживание и усилие).Важно стремиться к осознанию ребёнком полезности регулярного выполнения утренней гимнастики, развивать осознанное желание участвовать в ней. Поэтому утренняя гимнастика должна проходить живо, весело, радовать дошкольников. Детям старшего дошкольного возраста интересны зарядки тематического характера. Цель такой зарядки заинтересовать детей. Утреннюю гимнастику тематического характера отличают содержание, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные эмоции и красивая образная речь взрослого. Всё это способствует активизации двигательной деятельности детей. Последовательность упражнений в комплексах утренней гимнастики тематического содержания классическая. («Герои сказок»,»Художники»,»Явления природы»)
Подготовительная к школе группа
Продолжительность утренней гимнастики 10-12мин.
Дети 6ти лет активны. Движения их достаточно координированы и точны. Многих детей привлекает результат движений. Комплексы утренней гимнастики существенно не отличаются от комплексов старших групп. Несколько увеличен темп и количество повторений. Увеличивается продолжительность бега-2-3мин. Вводятся разнообразные движения и положения рук при подскоках и выполнении упражнений.
Широко применяются упражнения с инвентарём (гимн. палки,мячи, обручи, ленточки, скамейки).Упражняясь дети действуют энергично, чётко, уверенно, выдерживая возрастающие физические нагрузки. Каждый комплекс, как и ранее, повторяется в течении 2недель.
Дети способны выполнять упражнения самостоятельно, под руководством воспитателя, самостоятельно воспроизводить последовательность в комплексе. Педагог может вызывать 1-го или 2-ух детей и ставит их впереди группы. От ребёнка 7-го года следует требовать хорошего качества движений на утренней гимнастике: он должен занимать чёткие исходные положения и промежуточные, с нужной амплитудой выполнять упражнения, совершать движения с определённым напряжением. Всё это благоприятно для укрепления разных мышечных групп и формирования осанки.
В зависимости от физической подготовленности каждой возрастной группы детей, условий, места проведения утренней гимнастики можно вносить в комплексы изменения и дополнения. Главное, чтобы дети были здоровы, бодры, веселы и занимались с удовольствием.
«Широкая Масленица!» Праздник для всех возрастных групп ДОУ на улице ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА. Все собираются на площадке детского сада. Звучит весёлая музыка. Выбегают Матрешки. 1 Матрешка: Внимание! Внимание.
Фотоотчет о празднике, посвященном Дню матери во всех возрастных группах В МБДОУ «Большеберезниковский детский сад Теремок» прошли праздники посвященные дню Матери во всех возрастных группах. Дети старшей и средней.
Динамическая пауза. Игровые упражнения проводятся во всех возрастных группах 1. Потягивание. И. П. – из позиции «лежа на спине». 1) На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука – вдоль туловища.
Фотоотчет о празднике «Госпожа Осень» во всех возрастных группах Осень — самое необыкновенное, яркое время года. Сколько приятных впечатлений дарит она человеку! Очаровывает своей красотой и таинственностью.
Методика обучения пересказу в разных возрастных группах ДОУ Пересказ — первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей. Пересказ – это воспроизведение прослушанного художественного.
Перспективное планирование индивидуальной работы по физической культуре во всех возрастных группах на прогулке Перспективное планирование индивидуальной работы по физической культуре с детьми второй младшей группы на прогулке Октябрь Игровые упражнения:.
Перспективный план культурно — досуговой деятельности во всех возрастных группах на 2017–2018 учебный год Пояснительная записка. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных, шумных праздников.
Проект «Руководство развитием игровой деятельностью во всех возрастных группах» Программа реализации проекта Актуальность: Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее.
Утренняя гимнастика в ДОУ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА В ДОУ Актуальность: Здоровье дошкольника — это приоритетная задача государства, а задача педагогов сохранить и укреплять.
Утренняя гимнастика в ДОУ. Консультация для воспитателей Утренняя гимнастика в ДОУ. Консультация для воспитателей. Оздоровительная гимнастика В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму.
Источник
Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ
Марина Илларионова
Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ
Основная задача утренней зарядки (УГ) — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности.
Задачи:
укрепление и сохранение здоровья человека создание бодрого жизнерадостного настроения повышение работоспособности.
систематическое проведение УГ воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, прививает любовь к занятиям физической культурой
приучает организованно начать день, учит согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным,внимательным, выдержанным,
вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Организация утренней гимнастики
Требования к проведению утренней гимнастики:
Гигиенические: выполнять утреннюю гимнастику следует в предварительно проветренной комнате или на открытом воздухе. Температура в помещении оптимальна 16-18градусов. В теплое время года зарядка проводится на открытом воздухе. Если в комплекс гимнастики включены упражнения, выполняемые на полу, необходимо использовать гимнастический коврик.
Педагогические: упражнения утренней гимнастики необходимо выполнять в определённой последовательности: в начале выполняются упражнения на потягивание, затем следует спокойная ходьба, переходящая в медленный бег. Дозировка нагрузки во время утренней гимнастики должна быть такой, чтобы дети испытывали чувство бодрости, а не усталости. В конце зарядки можно использовать специальные дыхательные упражнения с медленным продолжительным выдохом в виде чтения четверостишия на одном двух вдохах или игровые упражнения («Каша сварилась», «Снежинки» и др.). Гимнастика может быть проведена в виде игр и игровых упражнений (например, в дни праздников или утренников).
Организационные: для проведения утренней гимнастики необходимо предварительно разобрать комплексы физических упражнений, определить последовательность выполнения, дозировку и предварительно опробовать их. Предпочтение отдаётся динамическим упражнениям. Статические и натуживающие усилия нежелательны.
Требования к одежде: одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких, гигроскопичных материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.
Музыкальное сопровождение: утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением в детском саду следует начинать со второй младшей группы (именно в это время формируются музыкально-ритмические умения и навыки).
Структура утренней гимнастики
Утренняя гимнастика начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями.
Утренняя гимнастика состоит из 3 частей:
Каждая часть имеет свои задачи и содержание.
Вводная часть утренней гимнастики
Зад ачи: организация внимания детей, нацеливающая на выполнение согласованных действий; формирование правильной осанки; подготовка организма к выполнению более сложных упражнений)
Построения (в круг, шеренгу, колонну)
Строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом)
Перестроения (из одной колонны в две, из двух колонн в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в стороны)
Непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими укреплению ОДА и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук,с высоким подниманием коленей, перекрестным шагом)
Бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.
Основная часть утренней гимнастики
Задачи: укрепление основных мышечных групп; формирование правильной осанки)
Выполнение комплекса ОРУ.
Комплекс утренней зарядки включает в себя три группы упражнений:
направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук;
на повышение гибкости позвоночника и укрепление мышц спины;
на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы.
Заключительная часть утренней гимнастики
Задачи: восстановить пульс и дыхание
Дети младшего возраста выполняют прыжки или бег,переходящие в заключительную ходьбу.
Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом,затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий.
После заключительной ходьбы проводится малоподвижная игра.
Формы проведения утренней гимнаст
Традиционная с использованием ОРУ
Обыгрывание сюжета( «Путешествие в лес», «Мореплаватели», «Жучки» и т. д)
Игрового характера (из 3-4 подвижных игр)
С использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов
Оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени)
С использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей)
Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики
Методика проведения утренней гимнастики
Младший дошкольный возраст
Построение :группа или пары, держась за руки
Вводная и заключительная части: спокойная ходьба врассыпную или друг за другом
Основная часть :в кругу или свободное расположение в пространстве.
ОРУ: имитационный характер; игровая форма.
Исходные положения :сидя, лежа на спине и на животе
Комплекс УГ для детей до 3лет:
длительность: до 5мин
Комплекс УГ для детей от 3 до 4 лет:
Длительность: до 5-6мин.
Бег-подскоки(2 подхода-10-15сек) или подвижная игра
Средний возраст
Построения :друг за другом, парами,врассыпную и т. д.
Ходьба: разнообразная (широким-мелким шагом,полуприседе,вперед спиной и т. д.)
Основная часть: круг, звенья (со второго полугодия)
ОРУ: используются всевозможные исходные положения (стоя,сидя,лежа и т. д.)
Пособия: флажки,платочки,мячи,обручи,мешочки и т. д.
Комплекс УГ для детей от 4 до 5лет:
Подскоки: разнообразные(15-20 поскоков 1-2раза)
ИЛИ бег на месте ИЛИ подвижная игра
Краткость и четкость.
Качество показа воспитателем
Четкие исходные положения
Старший возраст
Возрастает ответственность детей при выполнении упражнений, значение УГ, её роль в физическом развитии и т. д.
Построения :разные построения (шеренга,колонна, две-три колонны, круг)
Ходьба: разнообразная (смена темпа, направления, на носках, высоко поднимая колени и т. д)
Основная часть: в звеньях (шеренгах)
Пособия: гимнастические палки, обручи, скакалки.
Подскоки :с разнообразными движениями рук, с продвижениями, перепрыгиванием препятствий(20-30раз 1-2 раза)
Комплекс УГ для детей от 5 до 6лет:
Комплекс УГ для детей от 6 до 7лет:
Комплекс рассчитан на 1-2 недели, при необходимости вносятся уточнения и изменения.
Контроль за точностью положений и направлений движений частей тела, темпом, счётом.
Качество выполнения ОРУ высокое!
Объяснение: четкое и краткое, уточнение исходных положений, вида движения.
Показ: в первые дни разучивания комплекса, привлечение других детей.
Дыхание, осанка детей!
Особенности проведения УГ на воздухе
Весной и летом,как правило, УГ проводится на участке. Поздней осенью и зимой УГ может проводиться на участке, но только с детьми шестого года жизни, причем с детьми наиболее физически подготовленными и закаленными. Упражнения подбираются с учетом одежды и выполняются в более энергичном темпе. Особенно тщательно нужно следить за тем, чтобы дети не охлаждались.
Используемая литература:
Голицина, Н. С., Бухарова, Е. Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М. : Изд-во «Скрипторий 2003», 2006.
Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет). – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Сочеванова, Е. А. Комплексы утренней гимнастики для детей 3 – 4 лет: Методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
Харченко, Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3 – 5 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Останко, Л. В. Развивающая гимнастика для дошкольников. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2006.
Шорыгина, Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
Куприянов, Н. Как делать физкультурную зарядку. – М. – Л. : Детгиз, 1952.
Картотека проведения утренней гимнастики в средней группе Сентябрь Комплекс утренней гимнастики № 1 Средняя группа Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, руки на поясе. Легкий бег. Упражнение.
Планирование проведения комплексов утренней гимнастики в младшей группе КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ И ИГР №1 (сентябрь) Комплекс ОРУ «Дружная семья» 1. И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину; хлопки перед лицом.
Методическая разработка проведения бодрящей гимнастики с элементами дыхательной гимнастики Пояснительная записка. Дыхательная гимнастика — это составная часть лечебной физкультуры, которая ставит своей целью тренировку дыхательного.
Конспект проведения утренней гимнастики в младшей группе Конспект проведения утренней гимнастики в младшей группе. Содержание Дозировка Организационно-методические указания. 1. Вводная часть Ходьба.
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24 «Спутник» Консультация для педагогов на тему: «Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики».
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Методика проведения утренней гимнастики» Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Методика проведения утренней гимнастики» Актуальность: В свете решения приоритетной задачей государства.
Методика проведения утренней гимнастики для дошкольников • Методика проведения утренней гимнастики для детей. В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую.
Семинар для воспитателей «Методика проведения утренней гимнастики для детей всех возрастных групп» Семинар для воспитателей Тема: «Методика проведения утренней гимнастики для детей всех возрастных групп» Форма проведения: Семинар-практикум.
Конспект проведения утренней гимнастики в подготовительной группе Конспект проведения утренней гимнастики в подготовительной группе Задачи: Формировать правильную осанку, предупреждение плоскостопия. Охранять.
Значение и особенности проведения утренней гимнастики в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС до Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека, период наиболее быстрого развития, строения и функций организма ребенка. Крепкий.
Источник