13.Пространственно-временные характеристики
Скорость и ускорение являются пространственно-временными характеристиками движения тела. Скорость движения определяется отношением величины (длины) пути, пройденного телом (или его частями), к затраченному на это времени. Если скорость постоянна во всех точках пути, то движение называют равномерным, если она изменяется, движение называют неравномерным. Изменение скорости в единицу времени называется ускорением. Оно может быть положительным (с увеличением скорости) и отрицательным (с уменьшением скорости). В процессе выполнения движений могут изменяться и скорость, и ускорение. Гели движения выполняются без резких изменений скорости (с малым ускорением), их называют плавными. Резкими называют движения, которые начинаются сразу с больших скоростей, движения неравномерно ускоренные и неравномерно замедленные или если движения мгновенно прекращаются. Движения с постоянной скоростью или постоянным ускорением встречаются редко. В хорошо выполненном физическом упражнении, как правило, не бывает внезапных, резких изменений скорости. При выполнении движений различают скорость движения всего тела и отдельных его частей. Скорость передвижения всего тела зависит не только от скорости движения отдельных частей, но и от других факторов (сопротивление внешней среды . и др.). Различают скорость оптимальную и максимальную. Чем скорость выше, тем выше результат. Однако для достижения наибольшего результата часто важна не максимальная, а оптимальная для каждого человека скорость движения. Скорость движения может быть свободной (при подъеме в гору) и вынужденной при спуске с горы). В практике физического воспитания необходимо учить управлять скоростью движений: выдерживать заданную скорость (развивать «чувство скорости»), увеличивать или уменьшать ее (ходьба с ускорением или замедлением темпа).
14. Характеристики физических упражнений (Временные, ритмические, качественные)
К временным характеристикам движений относятся длительность и темп движения.
Длительность движения – это время, затраченное на выполнение движения. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность отдельных его частей (старт, поворот, финиширование в плавании), фаз (замах, удар в волейболе), циклов (скользящих шагов в беге на коньках), элементов движений. Продолжительность каждой выше перечисленной составляющей упражнения, может изменить и определить результат.
Темп движений – это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений (циклов). При однократных движения (прыжке, метании) темп, естественно не наблюдается.
Темп движений находится в обратно пропорциональной зависимости от их длительности: чем длительность меньше, тем темп выше. Например, уменьшение длительности шага в беге на коньках на определенной дистанции ведет к повышению частоты шагов.
Не следует отождествлять понятие «темп» и «скорость» движений, хотя часто (но не всегда) скорость движения зависит от темпа и наоборот. Например, в беге, с увеличением темпа (при одной и той же длине шагов) неизбежно увеличивается скорость движений в каждом шаге, но если одновременно с увеличением темпа уменьшается длина шагов то скорость движений может оставаться неизменной.
Темп движения зависит от массы или моментов инерции движущего тела. Так, при движениях пальцев рук можно поддерживать более
высокий темп, чем при движения туловища. С изменение темпа нередко качественно изменяется вся структура движения. Так, если темп становится выше определенных пределов, нормальная ходьба переходит в
Скорость движения – Это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени.
При определении скорости в поступательном движении ее обычно измеряют в метрах в секунду (линейная скорость), а при вращательном в радианах в секунду (угловая скорость).
Если скорость движений постоянна, то такое движение называют равномерным, а если она изменяется – неравномерным.
Ускорение – изменение скорости в единицу времени. Оно может быть положительным (скорость возрастает) и отрицательным (скорость убывает).
Понятие «скорость движения» не следует отождествлять с понятием «скорость передвижения». Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствующих движений, но и от других факторов (частоты шагов в беге, сопротивления воздуха в беге на коньках).
При выполнении циклических упражнений (бег, плавание, гребля и др.) в соревновательных условиях большое значение имеет умение точно выдерживать заранее запланированную скорость. Это позволяет целесообразно распределить свои силы на дистанции и определять момент наступления утомления. Умение управлять скоростью движений называют «чувством скорости»
В практике для силовой характеристики движений пользуются понятием «сила движения».
Сила движения – Это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, прыжках и др.), какие-либо предметы (при поднимании, метании и др.).
Понятие «сила движения» является обобщенным, Хотя и сила зависит от прилагаемых мышечных усилий, ее не следует отождествлять с мышечной силой.
Сила движения человека представляет собой результат совокупного взаимодействия внутренних и внешних сил. Знание сил, действующих на человека, облегчает понимание техники физических упражнений и поиска ее эффективных вариантов.
Внутренними силами являются:
o активные силы опорно-двигательного аппарата — силы тяги мышц;
o пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластичные силы мышц, вязкость мышц и др.;
o реактивные силы – отраженные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движения.
Внешними силами являются:
o силы тяжести собственного тела;
o силы реакции опоры;
o силы сопротивления внешней среды.
При овладении техникой двигательных действий нужно стремиться к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьшении сил тормозящих.
Одной из интегральных характеристик техники движений является
РИТМ – соразмерность элементов движения по усилиям, во времени и в пространстве (Л.П. Матвеев, 1976).
РИТМ – соразмерность во времени сильных акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений.
Для двигательного ритма характерно различное временное соотношение сильных, акцентированных частей движения, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, пассивных фаз движения. Все эти моменты присутствуют в любом целостном двигательном акте.
Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим) так и
однократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно определяют путем измерения фаз, которые характерны для данного физического упражнения. Например, ритм в беге на коньках выражается ритмовым коэффициентом, который равен отношению времени отталкивания ко времени свободного скольжения, в беге – отношением времени опоры к времени полета.
На изменение ритма при выполнении физического упражнения влияют внешние условия, состояние занимающегося. Например, при передвижении на лыжах переменным двухшажным ходом в плохих условиях скольжения происходит некоторая перестройка в характере временных соотношений фаз движений в цикле – уменьшается длительность фаз отдыха и увеличивается длительность рабочих фаз. Подобна вариативность ритма движений обеспечивает поддержание скорости передвижения в плохих условиях скольжения.
Обобщенные (качественные) характеристики
Наряду с характеристиками, имеющими достаточно точную количественную меру, при анализе техники используют качественные характеристики. При выполнении двигательного действия качественные характеристики отражают не один какой-либо признак, а их комплекс.
Они придают движению определенное своеобразие, более яркую внешнюю выразительность. С определенной мерой условности можно выделить следующие обобщенные качественные характеристики техники:
плавность, точность, экономичность, волнообразность, пружинность, угловатость, напряженность, легкость, мягкость.
Эти качественные характеристики техники обычно оцениваются по их внешним проявлениям и могут контролироваться без применения сложных инструментальных устройств.
Источник
Техника физических упражнений (понятие техники), спортивная техника, основа и основное звено, детали техники
Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений (Ю.Ф. Курамшин, 2003).
Техника физических упражнений –наиболее эффективный способ выполнения физических упражнений (Л.Т. Ромашова, 1995).
Техника физических упражнений –способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью (Л.П. Матвеев, 1976; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).
Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.
Основа техники– это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений (движения, которые обязательны для выполнения техники).
Основное (ведущее) звено техники– это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи (решающая часть упражнения, влияющая на результат).
Детали техники– это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывал нарушений его основного механизма (второстепенная часть способа выполнения упражнения).
Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей. Правильное использование индивидуальных особенностей каждым занимающимся характеризует его индивидуальную технику.
Основные характеристики техники физических упражнений:
· пространственные характеристики (положение тела, траектория (путь) движения);
· временные характеристики (длительность и темп движения);
· пространственно-временные (скорость движения);
· силовые характеристики (сила движения);
· ритмическая характеристика (ритм).
Краткая характеристика методов физического воспитания
Метод —это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности (Ю.Ф. Курамшин, 2003).
Под методамифизического воспитания понимаются способы применения физических упражнений (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).
Под методическим приемом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.
Методика – это совокупность (система) средств и методов, направленных на достижение определенного конечного результата в процессе физического воспитания (В.П. Лукьяненко, 2003).
Методический подходпредставляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.
Методическое направление– это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.
В физическом воспитании различают следующие группы методов:
· организации занимающихся в процессе физического воспитания;
· обучения двигательным действиям;
· развития физических качеств;
· воспитания нравственных и морально – волевых качеств;
· научных исследований в физической культуре и спорте.
Характеристика методов организации учебной деятельности занимающихся в физическом воспитании
К методам организации занимающихся в процессе физического воспитания относятся следующие:
· фронтальный метод (всеучащиесяпод руководством учителя выполняют одно и то же задание в общем построении, в одном ритме);
· поточный метод (предусматривает выполнение заданий потоком – один за другим);
· посменный метод(посменное выполнениеупражнений понесколько человек);
· групповой метод(применяется при большом количествеучащихся основной части урока: учащиеся делятся на группы, и каждая группа выполняет свое определенное задание; по сигналу педагога происходит смена мест занятий);
· индивидуальный метод (каждый ученик получает индивидуальное задание и выполняет его самостоятельно, педагог осуществляет контроль его выполнения.Данный метод применяется при работе с учащимися с низким уровнем развития и подготовленности, в подготовительной медицинской группе, со спортсменами высокой квалификации);
· круговой метод (выполнение разных понаправленностиупражнений на «станциях», расположенных по кругу).
Характеристика методов обучения двигательному действию
Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как неспецифических(общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания,– это словесные и наглядные методы), так и специфических(характерных только для процесса физического воспитания).
Методы обучения двигательным действиям делятся на следующие группы:
Методы словесного воздействия по назначению можно условно объединить в следующие группы:
· методы рассказа, описания, объяснения, где слово используется как средство передачи знаний;
· методы команды, распоряжения, приказа (воздействия словом в целях управления деятельностью занимающихся);
· методы разбора, замечания, словесной оценки, где слово используется как средство анализа и оценки деятельности занимающихся.
Источник