Врачебно педагогический контроль тренировки
Лекция 4. Врачебный контроль. Педагогический контроль и самоконтроль
Врачебный контроль. В результате систематических физических упражнений происходят морфофункциональные изменения, как физиологических систем организма, так и отдельных систем организма, т.е. происходят количественные и качественные изменения физического развития. Степень адекватности физических упражнений можно определить с помощью антропометрических исследований и функциональных проб (дозированных физических нагрузок).
Основные признаки физического развития — это масса, плотность и форма тела, антропометрические показатели. К критериям физического развития относятся особенности телосложения и конституция или тип телосложения человека.
Антропометрические исследования являются объективным показателем физического развития. По степени выраженности антропометрических признаков выделяют:
1.Соматометрические – длина и масса тела, окружность грудной клетки, бедра, голени, предплечья и т. д.
2.Соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.
3.Физиометрические – мышечная сила рук, становая сила, ЖЕЛ и др.
При систематических занятиях физической культурой и спортом возникает необходимость оценки воздействия на организм физических упражнений. Основными видами диагностики в этом случае является врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.
Перед диагностикой стоят следующие задачи: 1. Регулярно проводить врачебный контроль за состоянием здоровья всех лиц, занимающихся физкультурой и спортом. 2. Оценивать эффективность применяемых средств и методов учебно-тренировочных занятий. 3. Выполнять план учебно-тренировочных занятий. 4. Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности спортсменов с точки зрения физической, технической и тактической, а также морально-волевой и теоретической. 5. Прогнозировать достижения отдельных спортсменов.
Под врачебным контролем понимается комплекс медицинских обследований физического развития и функциональной подготовленности спортсмена. Врачебному контролю предшествует первичный врачебный контроль, который является условием допуска к занятиям физкультурой и спортом. В последующем периодичность врачебного контроля зависит от квалификации спортсмена, а также от вида спорта. Повторные врачебные обследования позволяют выяснить, насколько соответствуют объем и интенсивность физической нагрузки на здоровье занимающегося, а также дает возможность корректировки учебно-тренировочного процесса.
После перенесенного спортсменом заболевания или травмы проводится дополнительное врачебное обследование, которое решает возможность возобновления спортсменом тренировочных занятий.
Спортсмены проходят врачебный контроль 2 раза в год, а студенты один раз в начале учебного года. Основное предназначение медицинского осмотра студентов — определить состояние здоровья и решить вопрос распределения их в учебные группы: основную или подготовительную, специальную. Часть студентов может быть направлена на лечебную физкультуру (ЛФК) или освобождаться от практических занятий на некоторое время. Распределение по группам проводится после осмотра специалистами (хирургом, невропатологом, стоматологом, окулистом, гинекологом, урологом). Затем терапевт определяет группу для занятий.
Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.
Основная цель педагогического контроля – это определение связи между физической нагрузкой, средствами и методами и изменениями, которые происходят в организме, и спортивного мастерства у спортсмена.
Данные, полученные в ходе педагогического контроля, позволяют тренеру скорректировать средства, методы и формы занятий в ходе учебно-тренировочного процесса.
В практике физического воспитания используют пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение:
1.Предварительный контроль проводят в начале учебного года. Он предназначен для изучения состава занимающихся и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям. Данные такого контроля позволяют уточнить задачи, средства и методы их решения.
2.Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия. Данные оперативного контроля позволяют адекватно регулировать динамику нагрузки.
3.Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятий. С его помощью определяют время восстановления работоспособности спортсмена после физических нагрузок.
4.Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном тренировочном эффекте, полученном на определенном этапе. Этапный контроль позволяет определить правильность подбора и применения различных средств, методов и дозирования физических нагрузок.
5.Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения выполнения годового плана учебно-тренировочного процесса, степени решения поставленных задач. Данные итогового контроля являются основой для последующего планирования учебно-тренировочного процесса.
Самоконтроль – это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменениями под влиянием занятий физической культурой и спортом. Самоконтроль не может заменить врачебного контроля, а лишь быть дополнением к нему.
Самоконтроль позволяет спортсмену оценивать эффективность занятий спортом, соблюдать правила личной гигиены, режим тренировок и т. п. Для оценки влияния физических нагрузок на организм необходимо систематически проводить самоконтроль, что даст возможность правильно планировать и проводить тренировочные занятия и избежать состояния перетренированности.
Самоконтроль включает в себе простые общедоступные наблюдения, учет субъективных показателей (сон, аппетит, настроение, потливость, желание тренироваться и др.) и данные объективных исследований (ЧСС, масса тела, ЧД, кистевая и становая динамометрия, ЖЕЛ) и т.д.
При проведении самоконтроля необходимо вести дневник, где можно также записывать объем тренировочных нагрузок (километры, килограммы, продолжительность и др.).
Характеристики показателей дневника самоконтроля.
Субъективные показатели: 1.Самочувствие отражает состояние и деятельность всего организма. Самочувствие и настроение оценивается как хорошее, удовлетворительное и плохое. 2. Работоспособность оценивается как повышенная, обычная и пониженная. 3.Сон – важный показатель. Во время сна восстанавливаются силы и работоспособность. В норме бывает быстрое засыпание и достаточно крепкий сон. Плохой сон, долгое засыпание или частые просыпания, бессонница свидетельствует о сильном утомлении или переутомлении. 4. Аппетит также позволяет судить о состоянии организма. Перегрузки, недосыпания и пр. отражаются на аппетите. Он бывает нормальным, повышенным или пониженным. 5.Желание тренироваться характерно для здоровых людей. При отклонениях в состоянии здоровья, перетренированности желание тренироваться снижается или исчезает.
Объективные показатели: 1.Частота сердечных сокращений (ЧСС) – важный показатель работы сердечно-сосудистой системы. ЧСС в покое у тренированного человека ниже, чем у нетренированного. Пульс подчитывают за 10 с. и умножают на 6, но если имеется нарушение ритма, то подсчитывают за одну минуту. У спортсмена пульс приходит в норму быстрее после тренировки, чем у не тренированного человека. 2.Потоотделение зависит от индивидуальных особенностей и функционального состояния человека, температурного режима, а также от вида мышечной нагрузки. На первых тренировочных занятиях потоотделение может быть высоким, а по мере тренированности уменьшаться. Потоотделение оценивается как обильное, большое, умеренное и пониженное. Потоотделение зависит также от количества жидкости, потребляемой спортсменом в течение дня. 3. При занятиях физкультурой и спортом могут возникать боли в отдельных мышечных группах (наиболее нагружаемых мышцах), или после длительного перерыва в тренировках, а также при занятиях на жестком грунте. Необходимо обратить внимание на боли в области сердца и их характер; на головные боли, головокружения, на возникновение боли в правом подреберье, особенно при беге, потому что такие боли нередко свидетельствуют о хроническом холецистите и других заболеваниях печени. Все это должно быть отражено в дневнике самоконтроля. Нежелание тренироваться, повышенная потливость, бессонница, боли в мышцах могут свидетельствовать о перетренированности. 4. Изменения массы тела тесно связаны с величиной нагрузки и естественной потерей веса во время тренировки. Но иногда вес падает за счет потери белка. Это происходит при тренировках в горах, при недостаточном потреблении животных белков.
В дневнике самоконтроля следует также вносить описание характера тренировок, время их проведения, спортивные результаты. Женщины отмечают в дневнике периодичность и характер менструаций. Спортивный врач или тренер должен разъяснить спортсмену, как вести дневник, как оценивать тот или иной показатель своего самочувствия, его влияние на здоровье.
Источник
Врачебный и педагогический контроль на занятиях
План
1. Врачебный и педагогический контроль на занятиях
3. Методика самоконтроля физического развития
4. Самоконтроль за функциональным состоянием и физической подготовленностью организма
5. Дневник самоконтроля
Врачебный и педагогический контроль на занятиях
Эффективность воздействия физических упражнений на организм человека зависит в первую очередь от правильно организованных учебно-тренировочных занятий (УТЗ). Неправильная организация занятий, пренебрежение методическими принципами, планирование физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярных медицинских наблюдений не дадут желаемых результатов и могут навредить здоровью.
Знания основ врачебного и педагогического контроля помогут сделать объективные выводы о состоянии здоровья, уровне подготовленности и безопасно подобрать тренировочные нагрузки индивидуального двигательного режима.
Врачебный контроль – это комплексное медицинское исследование, проводимое совместно врачом и преподавателем физического воспитания с целью оценки на организм физической нагрузки, определения уровня функциональной готовности и на основании этого совершенствование учебно-тренировочного процесса.
Первичное медицинское обследование студенты должны проходить перед началом занятий, повторное – один раз в год.
При первичном медицинском обследовании, определяются и оцениваются состояние здоровья и уровень физического развития, выявляется тем самым уровень физической подготовленности студента и врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д.
Проводя повторные обследования, выявляются и анализируются изменениям здоровья, физического развития и подготовленности, делается вывод о соответствии объема и интенсивности нагрузки состоянию здоровья, о необходимости внесения корректив в учебно-тренировочный процесс (УТП).
Программа медицинского обследования предусматривает:
· общий и спортивный анамнез (опрос) для получения анкетных данных, сведений об особенностях физического развития, о перенесенных заболеваниях и травмах, жилищно-бытовых условий, режиме питания вредных привычках, образе жизни, занятиях формами физической культуры, режиме тренировок и т. д;
· обследование нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.
· проведение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой и исследованием изменения ЧСС, дыхания (частоты и объема), давления крови в исходном состоянии, на пике физической нагрузки и в восстановительном периоде после выполнения упражнений.
На основании этих показателей происходит распределение студентов в одно из учебных отделений (основное, подготовительное, специальное, лечебное, спортивного совершенствования) для прохождения обязательного курса физического воспитания.
Дополнительные медицинские обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к УТЗ после перенесённых заболеваний и травм.
Контроль за состоянием организма студентов – высококвалифицированных спортсменов (1 разряд и выше) значительно строже и чаще (не менее 3-4 раз в год). Проводится во врачебно-физкультурном диспансере, где студенты состоят на учете.
Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) – наблюдение врача совместно с преподавателем за занимающимся в процессе физической культуры. ВПН проводятся до, во время проведения и после занятий. С помощью общепризнанных методов определяется реакция организма на выполняемые тренировочные нагрузки. Эти наблюдения строятся на данных учета динамики наиболее доступных для исследования индивидуальных признаков и показателей у отдельных занимающихся (подсчет пульса, дыхания, измерение кровяного давления, динамометрия, характеристика внешних признаков утомления и т.д.).
При правильно организованном и проведенном УТЗ наблюдаются признаки благоприятной реакции организма занимающегося на физическую нагрузку. Частота пульса, дыхания и давление постепенно повышаются к основной части занятия, затем в заключительной части снижаются. ЧСС и величина мах КД во время выполнения упражнений повышаются, при этом минимальное давление не изменяется или несколько снижается. В состоянии хорошей тренированности показатели пульса и КД изменяются параллельно друг другу. ; наблюдается укороченный восстановительный период, т. е после окончания мышечной работы физиологические показатели быстрее возвращаются к исходному уровню, чем у нетренированного. ЖЕЛ остается неизменной или повышается на протяжении всего УТЗ.
Педагогический контроль –процесс получения педагогической информации о влиянии занятий ФУ на результативность и работоспособность занимающегося с целью повышения эффективности УТП.
Данный контроль осуществляется преподавателем кафедры ФК и подразумевает проведение мониторинга – системы мероприятий по наблюдения, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся.
Критерии оценки – результаты тестирования двигательной подготовленности и физического состояния, которые включают измерения и оценку результатов деятельности для характеристики уровня развития двигательных качеств, двигательных навыков и технического совершенства. Использование одних и тех же тестов позволяет выявлять динамику физической подготовленности в процессе занятий.
Самоконтроль
Самоконтроль –форма контроля человека за собственным физическим состоянием. При самоконтроле используют простые легкодоступные приемы наблюдения. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы – субъективные и объективные.
К субъективным показателям можно отнести оценку своего самочувствия, сна, аппетита, настроения. Самочувствие после правильно организованных и методически грамотно выполненных оздоровительных физических нагрузоксамочувствие должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При ощущениях психологического и физического дискомфорта в процессе или после окончания занятийследует обратиться за консультацией к специалистам.
Как правило, систематические умеренные физические нагрузкидают человеку заряд положительной энергии, дневной и ночной сон характеризуется быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после пробуждения.
Что касается аппетита, то непосредственно после окончания физической нагрузки чувство голода может быть угнетено благодаря выделению в крови эндорфинов (гормонов гипофиза), повышенная концентрация которых сохраняется еще некоторое время после завершения нагрузки. Поэтому не рекомендуетсяесть сразу после занятий, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить небольшое количество жидкости 1-2 стакана маленькими глотками (воды, минеральной воды или чая).
При ухудшении самочувствия, сна, аппетита рекомендуется снизить нагрузки, а при повторных нарушениях – обратиться к врачу.
Незначительные болевые ощущения в мышцах, особенно на первых стадиях занятий, после выполнения новых видов физических упражнений или длительных перерывах вполне естественны и неизбежны. Обычно они являются следствием физических травм и после 7-10 дней регулярных занятий проходят. В случае появления болей в суставах необходимо сразу обратить на это внимание, так как они могут явиться следствием травм и перегрузок опорно-двигательного аппарата.
Объективные показатели – доступные в домашних условиях функциональные показатели ССС (ЧСС, артериальное давление, частота дыхания), возможные антропометрические измерения (вес, объем разных частей тела), результаты самостоятельного проведения контрольных тестов и результатов.
Методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки можно определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки – за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после – 20 ударов. После простых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.
Артериальное давление измеряют до и после нагрузки. В начале нагрузок систолическое давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Диастолическое же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.
Известно, что величины пульса и диастолического артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле ИК=Д/П, где Д –диастолическое давление, а П – пульс.
У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.
О величине физической нагрузки можно судить по частоте дыхания и показателей ЖЕЛ (объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха). В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин – 2,5-4 литра.
3. Методика самоконтроля физического развития
В процессе занятий физическими упражнениями занимающимся рекомендуется периодически оценивать уровень своего физического развития. Оценка физического развития проводится с помощью антропометрических измерений. Антропометрические измерения дают возможность определить уровень и особенности физического развития, степень соответствия полу и возрасту.
Антропометрические измерения следуют проводить периодически и в одно и тоже время суток, следуя общепринятой методики с использованием стандартных проверенных инструментов.
Источник