- Вы используете устаревший браузер. Пожалуйста обновите свой браузер.
- Лечебная гимнастика
- Профилактические гимнастики методическая разработка по логопедии
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Лечебная физическая культура
- Разница между физической культурой, спортом и ЛФК
- Роль физических упражнений в восстановлении
- При каких заболеваниях необходима лечебная физическая культура?
- Комплекс упражнений ЛФК
- ЛФК для шейного отдела позвоночника
- УПРАЖНЕНИЕ №1
- УПРАЖНЕНИЕ №2
- УПРАЖНЕНИЕ №3
- ЛФК для грудного отдела позвоночника
- УПРАЖНЕНИЕ №1
- УПРАЖНЕНИЕ №2
- УПРАЖНЕНИЕ №3
- ЛФК для поясничного отдела позвоночника
- УПРАЖНЕНИЕ №1
- УПРАЖНЕНИЕ №2
- УПРАЖНЕНИЕ №3
Вы используете устаревший браузер. Пожалуйста обновите свой браузер.
Лечебная гимнастика
Лечебная гимнастика является мощным лечебным средством медицинской реабилитации в травматологии, ревматологии, кардиологии и неврологии. К лечебной гимнастике также прибегают с восстановительными и профилактическими целями. Основное отличие лечебной гимнастики от других видов занятий состоит в ее задачах. Она развивает выносливость, силу, координацию движений, закаливает организм и прививает навыки гигиены. Лечебная гимнастика – это не просто упражнения для спины, брюшного пресса, рук и ног, а это целый комплекс общеукрепляющих упражнений, который направлен на оздоровление всего организма и учитывающий все имеющиеся проблемы конкретно для каждого случая.
Показания назначения лечебной гимнастики:
— нарушение осанки, сколиозы, остеохондроз позвоночника;
— состояние после дискэктомии, протрузии, грыжи позвоночника;
— заболевания опорно-двигательной системы;
— парезы и параличи вследствие заболеваний и травм нервной системы;
— восстановление организма после хирургического вмешательства;
— болезни внутренних органов;
Все физические упражнения лечебного комплекса подбираются в соответствии с состояниями больных, задачами лечения и особенностями болезненного процесса. Каждая тренировка тщательно продумана и методически аргументирована. Занятия лечебной гимнастикой могут быть групповыми, индивидуальными и малогрупповыми.
Групповые занятия (для 10 человек и более) проводятся в специальных помещениях.
Индивидуальные занятия проводят инструкторы-методисты лечебной гимнастики индивидуально с каждым пациентом.
Малогрупповые занятия проводятся для объединенных в небольшие группы пациентов (по 3—6 человек) по принципу единой стадии или характера заболевания или локализации повреждений и т. д.
Каждое занятие гимнастикой строится по установленному плану, который включает в себя три раздела: вступительный, главный и заключительный.
Продолжительность занятия может варьироваться в зависимости от поставленных задач и состояния пациента. В начале курса занятие рекомендуется выполнять в течение 10— 15 минут, затем — в среднем 25—35 минут, а для достижения максимального эффекта иногда продолжительность может быть доведена до 40-60 минут.
Источник
Профилактические гимнастики
методическая разработка по логопедии
Профилактические гимнастики:
-массаж волшебных точек ушек,
-упражнения для глаз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profil.gimnastiki.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика №1
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
· «найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
· «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.
На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
· «Носик нюхает приятный запах»
Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.
· «Носик поёт песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».
Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом делается как бы растирание.
· «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Хорошо гулять в саду
И поёт нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Дыхательная гимнастика №2
Лёжа в постели одновременно приподнять и вытянуть правую руку и ногу, затем, расслабившись, уронить их. То же проделать левой ногой. Затем напрячь обе руки и ноги, и уронить их. Повторить 3-5 раз
Лёжа, опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике, помогая себе руками.
«Кошечка спит». Лёжа, повернуться на бок, согнуть ноги и поднять их к животу, руки согнуть. Сложить ладошки вместе под голову. То же проделать в другую сторону.
Лёжа на животе. Ноги сомкнуты, руки согнуты под подбородком. Приподнять голову и плечи, руки отвести назад и прогнуться. Лечь в исходное положение и расслабиться.
«Кошечка радуется». Стоя на кистях рук и коленях. Поднять голову, потянуться и прогнуться в поясничном отделе. Сделать глубокий вдох.
«Кошечка сердится». Стоя на кистях рук и коленях, опустить голову и прижать подбородок к груди. Спину выгнуть. Повторить 5-6 раз
«Ёжик». Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз
Губы «трубкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.
Пускаем мыльные пузыри. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая носоглотку. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы. Выдох спокойный, через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз
«Насос». Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнить наклоны вперёд — вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи – дышать как «насос». Выдох произвольный. Повторить 5-7 наклонов.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
Дети растирают ладони до приятного тепла.
Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегки трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами.
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент.
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.
2. Основная часть.
Упражнения с ушками.
· «Найдём и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому
Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.
Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.
Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это сотавляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Точечный массаж + пальчиковая гимнастика
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть
Упражнения для глаз
Глаза крепко зажмурить на 3-5 сек. Повторить 5-6 раз.
Быстро моргать в течение 15 сек. Повторить 3-4 раза.
Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты
Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца. Повторить 5-6 раз.
Круговые движения глаз – вращение ими влево, вверх, вправо, вниз, а затем – вправо, вверх, влево, вниз. Повторить 3-4 раза в каждую сторону
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная гимнастика, массаж рук, массаж волшебных точек ушек, точечный массаж.
Оздоровительно-профилактическая гимнастика в детском саду.
Комплекс оздоровительно –профилактических гимнастик«Мой мишка». (После сна ).
. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей. Федеральные государственные требования к структуре основной об.
Гимнастика для глаз способствует повышению тонуса глазных мышц, уменьшает утомляемость глаз, действует как профилактика сохранения зрения.
Комплексы упражнений для детей дошкольного возраста.
Материал предназначен для родителей, воспитателей ДОУ.
Источник
Лечебная физическая культура
Ни для кого не секрет, что отсутствие физической активности или полное обездвиживание ведет к медленному разрушению всех систем организма. Парадоксально, но если человек не задействует свои силы, он их теряет, а вместе с тем здоровье и красоту.
В Древнем Китае тюремных заключенных держали в таких тесных камерах, что те не могли выполнить элементарных движений.
Спустя какое-то время они настолько ослабевали, что не могли ни то, чтобы сбежать из тюрьмы, но и просто нормально передвигаться.
И в противовес, в культуре и медицине разных стран процветали направленности физической культуры, которые вели к укреплению здоровья, повышению сил, энергии, развитию выносливости, гибкости.
К таким направленностям можно отнести восточные боевые искусства, шведскую гимнастику, соревнования и, в конце концов, Олимпийский игры.
В культуре и медицине разных стран процветали направленности физической культуры, которые вели к укреплению здоровья, повышению сил, энергии, развитию выносливости, гибкости
Лечебная физическая культура строится на том, что ни одно лекарство не заменит движение — главный двигатель ЛФК, тогда как движение может заменить многие лекарства.
В России термин «лечебная физкультура» появился лишь после Великой Октябрьской Социалистической революции и заменил устоявшуюся «врачебную гимнастику» .
Появлению такой активности способствовало желание привить обществу выносливость, физическое воспитание на основе упражнений, которые развивали Боткин С.П., Лесгафт П.Ф., Захарьин Г.А., Остроумов А.А. и другие.
Укрепление ЛФК в СССР прошло четыре этапа:
- 1923—1930 гг. — внедрение лечебной физической культуры в систему курортного лечения;
- 1931—1941 гг. — признание ЛФК в лечебных учреждениях, появление в поликлиниках, стационарах;
- 1941—1945 гг. — широкое распространение во время Великой Отечественной войны в госпиталях;
- с 1945 г. по настоящее время — развитие ЛФК, внедрение новых систем и подходов, распространение в лечебных учреждениях по всей стране.
Разница между физической культурой, спортом и ЛФК
Физическая культура направлена на оздоровление организма, повышение работоспособности, энергии, формирование здорового образа жизни.
Целью физкультуры является сочетание оздоровительных упражнений с правильным образом жизни, который прививается человеку с самого детства.
Первостепенной целью спорта является достижение максимальных результатов, получение кубков и наград, призовые места.
Выше, быстрее сильнее — это то, что относится исключительно к спорту.
Спорт подразумевает высокую травмоопасность, работу до изнеможения, на пределе своих возможностей, что, конечно, приводит к ухудшению состояния здоровья.
Выше, быстрее сильнее — это то, что относится исключительно к спорту.
Помимо общеукрепляющих свойств, упражнения физической культуры оказывают лечебное, восстановительное действие после полученных травм и тяжело перенесенных заболеваний. Это отдельное направление физической культуры, которое получило название лечебной.
Несмотря на то, что физкультура «лечебная», она направлена не только на людей с травмами и ограниченными возможностями.
Занятия лечебной физической культурой для здорового человека носят профилактический характер — предупреждают развитие болезней, препятствуют возникновению осложнений после различных травм.
Лечебные упражнения особенно результативны для людей с малоподвижным образом жизни.
Для достижения максимального эффекта ЛФК сочетают с массажем, физиотерапией, плаванием.
Врач или тренер ЛФК выступает не только в роли наставника по правильному выполнению упражнений, он также подбирает для каждого пациента именно ту нагрузку, которая принесет максимум пользы.
Например, может быть сделан акцент на суставную гимнастику, если для пациента это будет наиболее полезно по оценке врача.
Специалист по ЛФК — это обязательно человек с высшим медицинским образованием, окончивший лечебный или педиатрический факультет, проходящий ежегодное повышение квалификации.
Именно такие специалисты работают в клинике «Инфинити» в Санкт-Петербурге.
Роль физических упражнений в восстановлении
Когда человек получает какую-либо травму, организм развивает защитную реакцию и ограничивает подвижность травмированного места.
Человек на подсознательном уровне принимает вынужденное положение: сгибается при болях в животе, не разгибает больную спину, полностью не наступает на больную ногу.
Это отражается на повседневном образе жизни: человеку сложно сидеть, ходить, и даже принимать пищу.
Когда человек получает какую-либо травму, организм развивает защитную реакцию и ограничивает подвижность травмированного места
В нашем сознании всю жизнь пребывает правило: если хочешь вылечиться, то меньше двигайся, соблюдай постельный режим.
При переломах накладывают гипс, после операций носят бандаж, после растяжения позвоночника носят полужесткий корсет и в особенно тяжелых случаях запрещают вставать с постели.
Что может быть проще лечения «не двигайся и выздоравливай»? Но почему тогда после такого лечения, когда затягиваются раны и срастаются переломы, полного выздоровления так и не наступает?
После снятия гипса, корсета, бандажа человек не может полноценно двигаться. Мышцы слабеют и даже простые нагрузки даются с большим трудом.
При долгом бездействии развивается атрофия — мышцы сужаются, становятся менее функциональными и далее полностью угасают. Именно поэтому здоровая рука и рука после гипса разительно отличаются, мышечный тонус падает, травмированная рука становится слабее и тоньше. А человек, пролежавший долгое время и вовсе может учиться ходить заново.
Чтобы избежать подобных последствий, необходимо дозированно внедрять в свою жизнь двигательную активность — заниматься лечебной гимнастикой.
Важно делать это правильно — без лишних нагрузок на поврежденные части тела или органы, избегать болевые ощущения и не доводить себя до изнеможения.
Смысл лечебной физической культуры — гармония и баланс между покоем и движением.
Необходимо понимать, кому, когда и какие упражнения будут полезны, а кому действительно стоит воздержаться от активности. Определить это может только специалист по ЛФК.
Как сказал знаменитый древнекитайский медик, основатель китайской гимнастики Хуа То (второй век н. э.):
«Тело требует движения, но не до изнеможения, ибо движение дано для избавления от дурного духа, увеличения потока крови к недугам и исцеления».
При каких заболеваниях необходима лечебная физическая культура?
Лечебная физкультура полезна при следующих нарушениях:
- заболевания опорно-двигательной системы (проблемы с осанкой, при остеохондрозе, сколиозе, коксартрозе);
- заболевания сердечно-сосудистой системы;
- заболевания дыхательной системы;
- заболевания ЖКТ;
- при травмах, операциях на грудной клетке;
- восстановление потерянных способностей, например, обучение ходить.
Комплекс упражнений ЛФК
ЛФК для шейного отдела позвоночника
Упражнения для шейного отдела направлены прежде всего на укрепление мышц шеи. На первом этапе выполняются упражнения для активации кровоснабжения, на втором этапе — лечебные и на третьем — происходит закрепление результатов.
УПРАЖНЕНИЕ №1
- Исходное положение — лежа на спине на полу с прямыми руками и ногами.
- Поднимаем голову на 10-15 см и фиксируем на 10 секунд и плавно опускаем.
- Повторяем три раза.
УПРАЖНЕНИЕ №2
- Исходное положение — лежа на спине на полу с поднятыми к потолку руками.
- Отрываем лопатки от пола. Вы должны почувствовать напряжение в мышцах шеи.
- Повторяем 8 раз.
УПРАЖНЕНИЕ №3
- Исходное положение — лежа на спине на полу с прямыми руками.
- На вдохе сгибаем ноги в коленях и прижимаем к груди, руки вытягиваем вверх.
- На выдохе возвращаемся в исходное положение.
- Голова должна быть все время прижата к полу.
- Повторяем 6 раз, давим затылком на пол и задерживаем положение на 5 секунд.
ЛФК для грудного отдела позвоночника
УПРАЖНЕНИЕ №1
- Исходное положение: в положении стоя расставляем ноги на ширину плеч и выпрямляем руки над головой.
- Далее тянемся каждой рукой по очереди к потолку.
- Все необходимо делать медленно и плавно.
- Повторяем три раза.
- Вы почувствуете напряжение мышц грудного отдела.
ЛФК для грудного отдела позвоночника (упражнение № 1)
УПРАЖНЕНИЕ №2
- Исходное положение — лежа на животе с разведенными в стороны руками.
- Поднимаем голову так, чтобы почувствовать напряжение мышц спины и замираем на 5 секунд.
- Плавно опускаем руки и повторяем упражнение 4 раза.
ЛФК для грудного отдела позвоночника (упражнение № 3)
УПРАЖНЕНИЕ №3
- Исходное положение — лежа на спине на полу, руки вдоль туловища.
- Сводим лопатки и стараемся их сомкнуть, замираем на 5 секунд.
- Расслабляемся и прижимаем спину к полу, повторяем 5 раз.
ЛФК для поясничного отдела позвоночника
Поясничный отдел наиболее уязвим перед различными патологиями, поскольку он подвержен большому давлению и ежедневным нагрузкам. ЛФК устраняет боль, спазмы в мышцах спины, отодвигает наступление отклонений. При уже имеющихся проблемах, занятия ЛФК проводят в состоянии ремиссии.
УПРАЖНЕНИЕ №1
- Исходное положение — лежа на правом боку.
- Сгибаем ноги в коленях и поднимаем правую ногу максимально высоко, фиксируем на 5 секунд.
- Повторяем тоже самое с левой ногой.
- На каждую ногу делаем по 4 подхода.
УПРАЖНЕНИЕ №2
- Исходное положение — лежа на спине на полу.
- Сгибаем руками ноги в коленях и прижимаем к груди.
- Поясница чуть оторвана от пола, Вы чувствуете напряжение мышц передней брюшной стенки, замираем на 5 секунд.
- Расслабляемся и далее делаем 2 подхода.
УПРАЖНЕНИЕ №3
- Исходное положение — лежа на спине, руки отводим назад и тянемся.
- Плавно поднимаем ноги и стараемся опустить их на голову.
- Держим ноги в максимально приближенном положении к полу 3 секунды.
- Расслабляемся и затем повторяем 3 раза.
ЛФК для поясничного отдела позвоночника (упражнение №3)
Закончим выражением уже знакомого нам Хуа То:
«Если ручка двери часто движется, то она никогда не заржавеет. Так и с человеком, если он будет двигаться, то никогда не заболеет».
Со времен жизни доктора прошло уже два века, но принципы китайской культуры здоровья все еще живы. Здоровье и долгую жизнь нужно искать в активности от утренней зарядки до восточного боевого искусства.
Поддержать здоровье и восстановиться после травм и болезней Вам помогут высококвалифицированные специалисты по ЛФК клиники Инфинити в Санкт-Петербурге.
Источник