Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями

Формирование личности ребёнка на занятиях физкультурой

Наталья Казанцева
Формирование личности ребёнка на занятиях физкультурой

В педагогической науке особое значение уделяется проблеме формирования личности ребенка. В годы дошкольного детства у ребёнка происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Именно потому период дошкольного детства – период фактического складывания психологических механизмов личности – так важен. Однако, чтобы ребёнок стал личностью, надо сформировать у него эту потребность. Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника (социальных, культурных, гигиенических и др., одно из важных мест занимает физическая культура. Роль её уникальна в плане комплексного развития всех аспектов целостной личности: психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного. Физическая культура постепенно подготавливает ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. А результативность достигается с помощью всей системы средств — упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов. Однако наибольший удельный вес приходится на долю физических упражнений. Именно поэтому движения рассматриваются как основной признак жизни, как стержень всей жизнедеятельности и поведения человека и в то же время как формирующее начало его развития.

В период дошкольного детства возникают и развиваются разнообразные группы физических упражнений. Их значение состоит в активном воздействии на функциональное состояние организма (обмен веществ, выработка адреналина – гормона, тонизирующего все жизненные процессы, а также на личность, их выполняющую. Суть в том, что объект воли и сознания ребёнка – его собственное тело, его моторика, так называемое физическое Я. Регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий, сопровождаются насыщенными эмоциональными переживаниями — борьбой за лучший результат. Ребенок знакомится с разнообразными двигательными умениями, навыками, познает свои «темные мышечные чувства», учится управлять своими «живыми движениями».

Читайте также:  Комплексы упражнений для малышей

Наряду с сохранением и укреплением здоровья, повышением уровня физической подготовки одной из задач физической культуры является воспитание морально-волевых качеств, привитие потребности физического и нравственного совершенствования.

На занятиях физкультуры происходит постоянное взаимодействие с партнерами и соперниками, в котором рождаются, проявляются и закрепляются черты личности ребенка. На занятиях физкультуры формируются положительные черты личности: лидерство, борьба со страхами, развитие соревновательных способностей, воспитание чувства коллективизма, моральная и физическая подготовка к переживанию различных стрессовых состояний. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий.

Постоянно преодолевая нагрузки, иногда заставляя себя действовать через напряжение, ребёнок борется со второй стороной своей личности — медлительной, слабой, ленивой, трусливой. В ходе занятий спортом ребенок учится мобилизовать свою волю, проявлять волевые качества, необходимые для достижения цели, учится рассчитывать силы. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения.

В это время начинает формироваться самооценка ребёнка. Факторами самооценки ребенка являются собственная активность, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. Формированиесамооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечение внимания ребенка к художественному образу окружающей его природы, к способности создавать собственный художественный образ — «образ красивого тела», красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат. Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

Читайте также:  Как топится жир при тренировках

Таким образом, в процессе занятий физической культурой у дошкольника формируются морально – волевые и психические личностные качества.

Из морально – волевых качеств, формирующимся в процессе занятия ребенком физкультурой можно выделить:

Целеустремлённость – это проявление воли, понимание ребенком целей и задач, его умение планировать свою деятельность и конкретные действия. Целеустремленность определяет содержание и уровень развития следующих волевых качеств.

Настойчивость — это качество личности, проявляющееся в умении ребенка мобилизовать свои силы для преодоления трудностей, преследуя поставленные перед собой цели.

Инициативность — это активная направленность ребенка для выполнения определенных действий. Инициативность тесно связана с самостоятельностью.

Самостоятельность — это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки, дисциплинированности и самоконтроля.

Выдержка- это сдержанность и проявление тормозной функции воли. Она позволяет «затормозить» ребенку те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия.

Дисциплинированность — это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам и установленному порядку.

Самоконтроль – это качество ребенка, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.

Понятие выносливость многозначно. Под выносливостью понимают

способность человека к продолжительному выполнению того или

иного вида умственной в нашем случае физической деятельности.

В физическом воспитании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью.

Наряду с морально – волевыми качествами у ребенка в процессе занятий физической культурой формируются и психические качества личности.

В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.

При этом наиболее благоприятное влияние на активизацию процессов памяти и внимания оказали занятие физкультурой со средним объемом двигательной активности (подвижные игры, парные упражнения).

Внимание детей на занятие я привлекаю показом движений, интересным содержанием занятий, четкостью проведения упражнений, а также используя игровые приемы. В ходе занятий важно направить внимание детей на характер заданий, настроить на их выполнение. Для активизации мышления и внимания детей уже в водной части можно создать некоторую элементарно-поисковую ситуацию. Например, дети стоят в колонне, впереди самый высокий ребенок. Предлагаю перестроиться так, чтобы впереди был самый низкий ребенок. Детям предлагаю подумать и дать 2-3 варианта ответов (повернуться всей колонной, построиться вновь и т. д.). Для поддержания интереса к занятиям применяю нестандартные задания (кто быстрее пробежит дорожку; за сколько прыжков можно преодолеть расстояние от мяча до кубика и т. д.) Развитие внимания и активизация их мышления способствует различные задания,игры: «Повтори», «Слушай-запоминай»; различные варианты перестроений и построений и т. д. Устойчивость внимания во многом зависит от характера ведения занятия: монотонность, однообразие расстраивают внимание; бодрый, быстрый темп и особенно включение элементов соревнования поддерживают устойчивость произвольного внимания.

В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой, осмысленной моторики. Это специальные игровые задания, выполняя которые ребенок должен преодолеть стереотип движения с данным предметом. Для этого дети придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря. Например, если этим предметом является мяч, то они придумывают новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые контуры, раскручивать его на полу, словно волчок, или пронести его на голове вместо шляпы и т. д.

Другую группу аналогичных заданий составляет придумывание названий выполняемых движений («Мужская сила», «Улитка», «Силачи»). В игре ребенок не просто воспроизводит социальные отношения взрослых, но и экспериментирует с их воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение.

Итак, процесс регулярных целенаправленных занятий физической культурой или спортивной тренировкой предполагает воспитание не только определенных умений и навыков, физических качеств, но и психических качеств, черт и свойств личности человека.

Источник

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

14.1 Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств.

К числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие, в большой степени, выраженность у человека общественного со­знания, его отношение к духовным и материальным ценностям, к труду, к нравствен­ным нормам, к положениям государственного права, к культуре, к другим людям, к себе, как члену общества, имеющему широкие гражданские права, и в то же время, не менее важные обязанности.

К личностным качествам также относят некоторые психологические особеннос­ти, связанные с чертами характера, темперамента (глубина переживаний, склон­ность к сочувствию, коммуникативность, бережливость, расточительность, уровень притязаний, общительность, открытость, замкнутость, эмоциональность, взрывча­тость, уравновешенность, ригидность, мнительность, самообладание, устойчивость к стрессу и др.).

Физическая культура, как часть общей культуры, может оказывать существенное влияние на формирование личности. Речь идет не только о физическом развитии, укреплении здоровья в аспектах профилактической медицины, достижении высо­кого уровня силы, быстроты, выносливости, координации движений, хорошего фун­кционального состояния, физической готовности к труду и защите своего Отече­ства, но также о постижении смысла физического воспитания, эстетики физичес­ких упражнений, спортивной этики, знания основ спортивной гигиены, убежденно­сти в важности поддержания хорошего физического состояния для каждого человека, выработке устойчивых привычек к регулярным физическим упражнени­ям, соблюдении соответствующих гигиенических норм.

Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, безусловно гуманистическими функция­ми, возможностями развития целого ряда основ духовности человека. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонно­сти к сопереживанию, взаимопомощи при выполнении дружных коллективных дей­ствий, взаимной ответственности за достижение общих целей. Все это в существен­ной мере возрастает на фоне общественных потрясений, глубинных социально-эко­номических преобразований в нашем обществе, изменения его структуры. В ситу­ации идеологического вакуума, его частично заполнить могут средства физической культуры, определяющие здоровый образ жизни, достижение физического совер­шенства, развитие многих человеческих достоинств, органически связанных с по­нятиями общей культуры, общечеловеческих ценностей, духовности. Регулярность занятий физической культурой определяется добровольным желанием человека, личным отношением к данным занятиям, которые, укрепляясь в сознании и при­вычках, также становятся личностными чертами.

177 Теория и методика физической культуры

Физическая культура имеет отношение и к духовной, и материальной ее сторо­нам. Совершенствуя физические качества и двигательные навыки, она тем самым способствует производству материальных благ и преобразований физической, ма­териальной природы человека. Но на основе этого изменяется и многие ценност­ные ориентации. Так, достаточно выраженные показатели развития силы, ловкос­ти, выносливости, ряда функциональных реакций имеют высоко значимые корре­ляционные связи с результатами тестирования таких высоких личностных проявле­ний как чувство достоинства, смелость, благородство, снисходительность или напротив, лживость, хитрость, склонность к приспособленчеству, подхалимству. Ясно, что эти связи только опосредованные, вероятностные, но они безусловно в целом ряде случаев имеют место и свидетельствуют о том, что в ходе выполнения физических упражнений определяется достаточно выраженная тенденция в разви­тии тех или иных личностных качеств. В аспектах физической культуры так или ина­че осуществляется воспроизводство и совершенствование различных сторон че­ловека и на основе обеспечения оптимального развития физического состояния, укрепления здоровья, закаливания происходит позитивное совершенствование его природной сущности.

Как социальное явление физическая культура отражает определенный уровень развития сознания (четкость мыслительных операций, память, знания, убеждения, чувства, ценностные ориентации и др.), физических качеств, функциональных воз­можностей, эффективность работоспособности в различных видах деятельности. Духовная сторона физической культуры (в том числе, знание человеком своих фи­зических возможностей, наличие идеалов физического совершенства способов их достижения и многое другое) находится в тесном единстве с материальной ее сто­роной (фактический уровень достижения искомого физического состояния, мате­риальные средства физической культуры, использование природных факторов, ре­жим нагрузок и др.). В содержание физической культуры входят различные виды человеческой деятельности (двигательная, игровая, социально-политическая, тру­довая, научная, художественная, коммуникативная, информационная и др.) и все они в той или иной мере оказывают свое влияние на развитие личностных качеств человека.

Что же касается физической культуры личности, то она является воплощением в самом человеке результатов использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в ее широком смысле, т.е. в усвоении челове­ком потребных знаний, навыков, умений и соответствующих психических свойств, достигнутых на основе использования средств физического воспитания, спортив­ной тренировки, физической рекреации. Таким образом, речь идет о формирова­нии личностных качеств в самом широком их диапазоне. При этом происходит рас­ширение и укрепление ряда высоко значимых потребностей, мотивов, характери­зующих социальное лицо человека, как носителя сознания с проявлением нравствен­ных, правовых и эстетических чувств.

Духовным компонентом физической культуры личности является совокупность знаний в области всестороннего физического развития, представлений о взаимо­действии социального и биологического в реализации ценностей физической куль­туры, наличия соответствующих убеждений в виде идеалов физического совершен­ствования или спортивного мастерства, а также представлений о способах их дос­тижения без каких-либо нарушений спортивной этики. Духовные компоненты фи­зической культуры личности выступают в данном случае как способ реализации социальной программы разностороннего развития личности, включая ее психоло­гические, физические и социальные компоненты.

Лекция 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями

Важным элементом развития личностных качеств в процессе занятий физичес­кой культурой является усвоение определенной суммы знаний в данной области, а также формирование соответствующих убеждений, привычек поведения, развития физических и психических профессионально значимых качеств.

Рассматривая разностороннее влияние физической культуры на человека, на процесс развития у него личностных качеств, целесообразно ориентироваться на определенные критерии их сформированности. Это удобно в свете осмысления феномена физической культуры личности с учетом ее и биологической и социаль­ной сторон.

Выделяют четыре уровня физической культуры личности: / -и (высший) уровень — достаточно четкие теоретические знания и прочные убеж­дения в области физической культуры с элементами творчества, участие в ее актив­ной пропаганде, устойчивые привычки к регулярным занятиям физическими упраж­нениями, сознательное к ним отношение, широкий объем в развитии различных двигательных навыков, умений и состояние функциональных возможностей, обес­печивающие более успешное овладение многими видами профессиональной дея­тельности; сформированность достаточно прочных морально-патриотических, нрав­ственных, правовых, эстетических чувств в свете понятий физической культуры.

2-й (средний) уровень — знания в области физической культуры преимуществен­но описательного характера, без элементов творчества, осознанное позитивное от­ношение к физической культуре, но не всегда в форме достаточно прочных убежде­ний, устойчивые привычки к регулярным физическим упражнениям; объем различ­ных двигательных навыков, умений, функциональное состояние в общем способ­ствующее более успешному овладению многими видами профессиональной деятельности; сформированность ряда морально-патриотических, нравственных, правовых, эстетических чувств в свете понятий физической культуры, которые в сложных ситуациях не всегда оказываются достаточно прочными.

3-й (низкий) уровень — преимущественно обыденные знания в области физичес­кой культуры, формальное отношение к занятиям физическими упражнениями, ог­раниченный объем двигательных навыков и умений, мало способствующий овла­дению отдельными видами профессиональной деятельности; низкие показатели развития морально-патриотических, нравственных, правовых, эстетических кчеств в свете понятий физической культуры.

4-й (нулевой) уровень — отдельные бытовые знания в области физической куль­туры, безразличие к занятиям физическими упражнениями, низкие показатели дви­гательных навыков и умений, развитие морально-патриотических, нравственных, правовых, эстетических качеств не имеет какой-либо связи с ценностями физичес­кой культуры.

Понятно, что эти уровни, относящиеся к физической культуре личности, могут быть не в чистом виде, а в разных сложных сочетаниях составляющих их компонен­тов. Все они в различной степени взаимосвязаны с мировоззрением того или иного человека и могут изменяться в положительной или негативной динамике, в зависи­мости от успешности различных сторон воспитания, в том числе физического.

Известно, что влияние физической культуры на человека осуществляется в един­стве его социальных и биологических сторон. Он развивается как существо соци­ально-биологическое, при этом социальная сторона должна сыграть важную кор­ригирующую роль, поскольку ей присущи определенные управляющие функции, например, по удержанию бурной мышечной энергии от антиобщественных прояв­лений. Агрессивность, развивающаяся в спорте, должна в существенной мере ог­раничиваться в ходе усвоения спортивной этики, правовых норм, эстетических

179 Теория и методика физической культуры

чувств, например при понимании красоты благородных поступков, формирования правопослушности.

Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры.

Как отмечалось выше, в ходе выполнения различных физических упражнений решается широкий круг задач социальной значимости, в частности формирования ряда личностных качеств. Это во многом происходит естественным путем, опосре­дованно на фоне коллективных действий, в условиях высокой ответственности за порученное дело перед командой, тренерами, спортивным обществом, при требо­ваниях дисциплины и организованности. Физическая культура обеспечивает раз­витие природных, биологически обусловленных, предпосылок в духе высоких со­циальных потребностей. Однако, исходя из принципа воспитывающего обучения, задачи по формированию личностных качеств могут и должны ставиться наряду с учебными задачами и при достижении специфических целей физического воспи­тания, спортивной подготовки и физической рекреации.

Дата добавления: 2015-07-22 ; просмотров: 4464 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью