Волейбол тренировка для маленьких

Обучение волейболу – 10 упражнений в игровой форме для малышей

Одной из главных задач тренера-преподавателя при обучении волейболу детей младшего школьного и дошкольного возраста является создание условий для того, чтобы ребенок получал от тренировки эмоциональное и эстетическое удовольствие.

Если на последующих этапах обучения эта задача решается непосредственно игрой в волейбол, то на начальном этапе это невозможно, так как дети еще не обладают необходимыми для игры умениями и навыками.

И здесь на помощь приходит игровой метод обучения, который позволяет не только отрабатывать определенные технические приемы волейбола, но и поддерживать тренировку на высоком эмоциональном уровне. В статье приводятся 10 наиболее доступных игр-упражнений, направленных на совершенствование передач в волейболе.

Названия игр-упражнений:

Блуждающий мяч

Инвентарь и место проведения. Спортивный зал или открытая площадка, волейбольный мяч.

Описание игры. Игроки располагаются по кругу произвольного диаметра, друг от друга на произвольном расстоянии. В руках одного из них мяч. Водящий находится внутри круга. Игроки выполняют верхние (нижние) передачи друг другу в любом направлении. Водящий старается коснуться мяча рукой, перемещаясь внутри круга. При касании водящим мяча, тот игрок, чью передачу водящий прервал касанием, становится водящим, а водящий занимает место того игрока. Игра идет на время. Выигрывает тот, кто меньше других был водящим.

  1. Участник может касаться мяча только один раз. Коснувшись мяча два раза подряд, игрок становится водящим.
  2. Если игрок совершил ошибку и, вследствие этой ошибки, мяч коснулся, то этот игрок становится водящим.
  1. В зависимости от подготовки занимающихся и задач тренировочного занятия, можно ввести ограничения:
Читайте также:  Трайбл одежда для тренировок

а) передавать мяч только верхней передачей;

б) передавать мяч только нижней передачей.

  1. Чем меньше играющих, тем становится сложнее выполнять передачи, кроме того, моторная плотность игры повышается. Поэтому, иногда, тренер может разбить занимающихся на несколько групп и организовать несколько кругов.

Мельница

Инвентарь и место проведения. Волейбольный мяч на шнуре (1,5 – 2,5 м), два волейбольных мяча, волейбольная площадка.

Подготовка к игре. Занимающиеся разбиваются на две равные команды и строятся за лицевой линией в колонну по одному (см. рисунок). Направляющие каждой колонны держат волейбольный мяч. Водящий находится на столе (на стуле, на гимнастическом козле или коне и т. д.) в центре средней линии. Он держит в руках мяч, привязанный к шнуру и вращает его во фронтальной плоскости. На полу, с двух сторон от водящего, рисуются 4 линии (два коридора, шириной 2-3 м, на рисунке – сплошные линии), таким образом, чтобы их полностью перекрывал вращающийся мяч.

Описание игры. По команде тренера, направляющие в колоннах начинают движение вперед (по прямой пунктирной линии), выполняя над собой верхние (нижние) передачи. Дойдя до коридора, они должны пройти в его пределах, между двух линий, таким образом, чтобы вращающийся мяч их не задел. Далее, продолжая выполнять передачи над собой, направляющие продвигаются до лицевой линии, берут мяч в руки и возвращаются назад бегом (по дугообразной пунктирной линии), где передают мяч следующим игрокам своей команды (бросать мяч партнеру запрещается). Следующие участники выполняют те же действия, что и предыдущие и т. д. Побеждает та команда, которая наберет меньше штрафных очков.

Штрафное очко присуждается в случае, если:

а) игрок заденет вращающийся мяч;

б) участник уронит мяч на пол (в любом случае);

в) следующие участники в колоннах стартуют раньше, чем возьмут мяч у предыдущего игрока.

Гонка мячей по коридору

Инвентарь и место проведения. Спортивный зал или открытая площадка, 2 волейбольных мяча.

Подготовка к игре. Занимающиеся разбиваются на две команды с четным количеством игроков в каждой команде. Игроки каждой команды строятся в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 4 метра или более. Команда от команды находится на расстоянии 4-8 шагов. У первых игроков каждой команды в руках волейбольный мяч.

Описание игры. По команде тренера, игроки, которые держат мяч выполняют верхнюю (нижнюю) передачу игроку, стоящему напротив него. Тот, тем же способом, — игроку, находящемуся рядом с первым. Когда мяч дойдет до последнего игрока команды, все повторяется, но в обратном направлении. Как только мяч возвратиться к первому игроку, он поднимает мяч вверх и кричит «Есть!», что означает, что команда закончила игру. Побеждает та команда, которая закончила передачи первой.

Игра, представленная в статье, может проводиться и на время (или на число раз); в этом случае, мяч будет передаваться «туда-обратно» несколько раз.

  1. Передаваться мяч может только способом, указанным тренером.
  2. Передача мяча через одного или нескольких игроков запрещается.

Кто дольше

Игра рекомендуется не только для начинающих волейболистов, но и для имеющих определенную подготовку.

Место проведения занятий и используемый инвентарь. Два волейбольных мяча, волейбольная или открытая площадка.

Подготовка к игре. Занимающиеся разбиваются на две равные команды, которые становятся за лицевой линией в колонну по одному. Между колоннами расстояние 5 – 9 метров. На расстоянии 4-9 м (в зависимости от подготовленности игроков), впереди каждой колонны, рисуется круг, диаметром 3-5 м. Первые в колонне берут волейбольные мячи и становятся в центр круга.

Описание игры. По команде тренера, игроки, стоящие в центре круга, делают передачу (или несколько передач) над собой, стараясь выполнить ее (или последнюю передачу) выше, но так, чтобы мяч не вылетел за пределы круга. После выполнения передачи (или последней передачи) эти игроки убегают в «хвост колонны». Пока мяч не коснулся пола, следующие в колонне игроки забегают в круг и вновь делают передачу (или несколько передач) над собой и т. д.

Во время игры запрещается:

  1. Упускать мяч на землю.
  2. Выполнять передачи вне круга.
  3. Переступать лицевую линию, прежде, чем партнер в круге выполнит передачу над собой.

Определение победителя можно проводить двумя способами:

а) проигрывает команда, которая первой нарушит правила;

б) выигрывает команда, которая наберет меньше штрафных очков за (штрафное очко команда получает за каждое нарушение правил).

Методическое указание. Необходимо обращать внимание на то, чтобы игроки, после быстрых перемещений, выполняли передачи в круге из стойки готовности волейболиста.

Кто дальше

Инвентарь и место занятий. Волейбольные мячи, зал или открытая площадка.

Описание игры. В игре участвуют две равные команды, которые располагаются в двух шеренгах на расстоянии 5–10 м лицом друг к другу. У каждого игрока одной команды в руках волейбольный мяч, который они, по сигналу тренера, предварительно подбросив над собой, посылают в сторону соответствующего игрока команды противника способом верхней передачи, стараясь направить мяч как можно дальше. Как только мяч коснется пола, соответствующие игроки противоположной команды ловят мяч и с места приземления мяча тем же способом выполняют передачу противоположному игроку и т. д. Таким образом, игра продолжается до тех пор, пока соответствующие противники противоположных команд не «загонят» друг друга за определенную отметку (начерченную на полу линию). Побеждает команда, «загнавшая» большее количество игроков.

  1. Игроки выполняют передачи в парах. Меняться парами запрещается.
  2. Передачу выполняют строго указанным способом, соблюдая технику (снизу, сверху, спиной вперед, лицом вперед, и т. д.).
  3. Мяч не разрешается ловить, пока он не коснется пола.

Представленная игра может применяться и как средство специальной физической подготовки для начинающих волейболистов, если вместо волейбольных мячей использовать набивные, а вместо передач выполнять всевозможные броски, строго по заданию тренера. Однако, необходимо заметить, что игра с использованием набивных мячей может практиковаться только тогда, когда размеры зала и количество занимающихся позволяют находиться играющим парам на безопасном друг от друга расстоянии (от пяти метров, и более), что позволяет свести к минимуму риск случайного попадания мячом в голову. Но и в этом случае, тренеру необходимо быть особенно внимательным.

Эстафеты при обучении волейболу

  1. Занимающиеся расположены в 2-х колоннах, лицом к стене. По команде, направляющие в колоннах выполняют верхнюю передачу в стену и уходят в конец колонны.

Можно использовать разные варианты определения победителя:

а) побеждает команда, которая дольше не уронит мяч на пол;

б) побеждает команда, которая за определенный промежуток времени выполнит большее количество передач (при падении мяча на пол, игрок, допустивший ошибку, должен подобрать мяч, вернуться в колонну и выполнить передачу снова);

в) побеждает команда, которая за определенный промежуток времени выполнит меньшее количество передач (при падении мяча на пол, игрок, допустивший ошибку, должен подобрать мяч, вернуться в колонну и выполнить передачу снова).

  1. На расстоянии 2-4 м от стены, три-четыре команды стоят в колоннах, лицом к стене. По команде, направляющие в колоннах делают 3-5 передач в стену и уходят в конец колонны. Пока мяч не коснулся пола, следующий в колонне игрок выполняет передачу и т. д. Победитель определяется аналогично предыдущей эстафете. В вариантах б) и в), при падении мяча на пол, игрок, допустивший ошибку, должен подобрать мяч, вернуться в колонну и выполнить 3-5 передач снова.
  1. Исходное положение занимающихся – у стены, в две колонны по одному. По команде, первые игроки в колоннах делают передачу над собой, а затем в стену и уходят в конец колонны, в игру вступают следующие и т. д. Победитель определяется аналогично предыдущим эстафетам. В вариантах б) и в), при падении мяча на пол, игрок, допустивший ошибку, должен подобрать мяч, вернуться в колонну и выполнить передачи снова.
  1. Каждая команда-участница делится пополам и строится в две встречных колонны по одному на расстоянии 3-6 м между направляющими. Между командами расстояние 4-6 метров. По сигналу, команды начинают выполнять встречные передачи. После совершения передачи, игрок уходит:

а) в «хвост» своей колонны;

б) в «хвост» противоположной колонны.

Определение победителя и действия игроков, допустивших ошибки — аналогично предыдущим эстафетам.

Эту эстафету можно проводить таким образом, чтобы игроки сначала выполняли передачу над собой, а затем — во встречную колонну. Кроме того, эстафету можно проводить через сетку.

  1. В эстафете участвуют 2-3 команды, располагающиеся в колонну по одному перед сеткой (расстояние до сетки можно менять). Расстояние между колоннами 3-4 м. Перед каждой командой на противоположной стороне площадки кладется по мату. По команде, направляющие в колоннах, способом верхней передачи, стараются попасть в мат. После передачи, игроки, пробегая под сеткой, подбирают мяч и передают очередному игроку в свою колонну. Побеждает команда, у которой количество попаданий в мат наибольшее.

Использование при обучении волейболу представленных в статье игр и упражнений предполагает творческий подход тренера, который, в зависимости от задач тренировочного занятия и уровня подготовки занимающихся, может менять содержание и условия проведения упражнений по своему усмотрению. Например, при недостаточной подготовке игроков, в первой эстафете передачу в стену можно выполнять после отскока от пола.

Также хочу отметить, что практически все представленные упражнения можно использовать для совершенствования как верхних, так и нижних передач. И кроме того, все эти упражнения, проходя на высоком эмоциональном уровне, способствуют развитию у детей внимания, периферического зрения и чувства коллективизма, так необходимых при игре в волейбол.

Вы можете оценить статью по пятибалльной системе. Спасибо!

Источник

План занятия по волейболу для малышей

Волейбол, младшие отряды

Данный пример тренировочного занятия поможет Вам при разработке аналогичных мероприятий: интересных, динамичных, увлекательных. Продолжительность предлагаемых упражнений может варьироваться в зависимости от уровня подготовки группы.

1. Подготовка предметных точек: обруч, скакалка, игровой и набивной (1 кг) мячи, гимнастические палки для парных прыжков. Точки готовят сами дети по периметру зала, на правильном расстоянии друг от друга.

1) свободный бег без предметов до 1 мин.;

2) индивидуальная работа с предметами (очередность объявляет тренер):

а) с игровыми мячами – бег по малому кругу, поочередно каждой рукой подкидывая мяч, чередуя обычный бег с бегом приставными шагами и сменой направления после каждого круга;

б) с обручами – все входят в площадку и вращают обруч по 20 раз, а затем, продолжая вращать обруч, пробегают по малому кругу;

в) со скакалкой – прыжки на месте, все стоят свободно друг от друга. Подскоки проводить в ритме вращения скакалки одним толчком. Ноги прямые, прыгать невысоко на носках. После 20 прыжков все переходят на приставные движения.

3. Работа в парах

1) С набивным мячом в 2 м друг от друга (пары составляют игроки соседних точек). Наброс снизу прямыми руками, ловить мяч – так же внизу. В движении парами продвигаться приставными шагами (друг напротив друга), набрасывая мяч в сторону от игрока. Расстояние – от сетки до лицевой линии и обратно.

2) Прыжки через гимнастические палки. Один партнер держит палку на произвольной высоте, второй с расстояния 2 м выполняет разбег, толчок одной ногой и прыжок с приземлением на одну ногу. После приземления – разворот и вновь прыжок. Смена – через 4 прыжка (по 2 с каждой стороны).

3) Партнеры стоят спиной друг другу в пределах 1 м. Передача мяча партнеру прямыми руками через стороны, не отрывая пятки от пола, только с поворотом корпуса.

4) Игроки стоят в той же позиции, но в широкой стойке. Один передает мяч между ногами, другой принимает за головой, прогнувшись назад.

5) Упражнение «мостик» – на три счета: 1 – все пары сидят; 2 – первые номера опускаются на спину, разворачивают руки за голову и сгибают ноги; 3 – встают на «мостик» и держат его до счета «три». В это время их партнеры проползают под «мостиком». Затем первые опускаются спиной на мат и возвращаются в и.п. Через 3–4 подъема «мостика» – смена.

6) Один игрок лежит на спине, руки вытянуты за голову. В 2–3 м напротив него стоит второй игрок с мячом. Бросок выполняется точно в руки за голову. Обратная передача – без отрыва корпуса от пола.

7) Две колонны в зонах 5 и 2. Тот, кто начинает, стоит внутри обруча. Тренер в центре держит на вытянутых руках по мячу. Игроки из каждой колонны одновременно бегут к тренеру, берут свои мячи и бросают первым стоящим в своих колоннах, занявшим место в обруче. Получив мяч, игроки, ударяя мяч о пол, добегают до тренера, кладут мяч на его руку, быстро забирают обратно и делают бросок следующему игроку своей колонны. Все движения – с правой стороны.

8) Один партнер стоит у сетки на полу (или на скамейке) и крутит обруч, второй – с мячом в поле, в 3–4 м напротив него около стула или легкой стойки. Сделав пас партнеру с обручем, обегает стул, с другой стороны принимает мяч от партнера у сетки, крутящего обруч, и возвращает обратно. Затем – рывок вокруг стула в другую сторону, вновь прием и бросок. Главное – точность передач.

9) На пару игроков – один мяч. Партнеры находятся по обе стороны сетки. Игрок с одной стороны перебрасывает мяч двумя руками через сетку сверху. Игрок на другой стороне, поймав мяч, делает наклон и быстро двумя руками катит мяч под сетку, возвращая его партнеру. Смена – через 5 повторений.

10) То же упражнение, но с двумя мячами. Главное – быстрота переключений и качество исполнения.

4. Работа в тройках

1) Один игрок на лицевой линии – со скакалкой, двое других с обручами – у боковой линии. По сигналу тренера первый игрок начинает прыжки, второй и третий – крутят обручи. По второму сигналу первый игрок оставляет скакалку и бежит, обегая каждого из партнеров, не касаясь обручей. Как только он обошел ближнего к нему игрока, этот игрок бежит к лицевой линии, берет скакалку и начинает прыгать. Второй игрок на боковой линии переходит в первый обруч и начинает его крутить. Как только первый партнер, обегавший обручи, занял место третьего во втором обруче и начал вращения, второй оставляет скакалку и повторяет движения первого партнера.

2) Один игрок стоит у сетки, второй – в поле в центре, между ними на стуле стоит тренер (или третий игрок) и держит высоко на вытянутой руке обруч. Передачи идут через обруч.

3) По одному игроку – на противоположных боковых линиях, спиной к одной лицевой. По центру лицом к ним, в 3–4 м, – колонна игроков. Каждый поочередно выходит на прием-передачу от одного игрока и сразу – от другого.

5. Упражнения для всей группы одновременно

1) Тренер стоит в центре площадки и держит скакалку. Вдоль боковых линий игроки выполняют любые упражнения с разными предметами (мячи, гимнастические палки, обручи и т.д.). По сигналу оставляют предметы, вбегают в круг и прыгают через скакалку, которую по кругу вращает тренер. После каждого повторения участники берут другой предмет.

2) Наклоны вниз, стоя на полу, и вперед – лежа на спине (по возможности достать колени) по 7–10 раз.

3) Упражнение на расслабление, лежа на полу по кругу. В центре круга – тренер, к которому направлены стопы ног, как радиусы, а руки вытянуты за головой по направлению из круга.

План-конспект первой тренировки

1) сделать занятие разнообразным, максимально насыщенным, с частой сменяемостью упражнений; 2) показать детям возможности использования спортивного инвентаря в различных играх и упражнениях.

Подготовка игровых точек: игровые мячи, обручи, скакалки, малые набивные мячи весом до 1 кг. Количество точек соответствует числу участников. На каждой точке – весь набор предметов.

1. Индивидуальная работа с предметами

1) Свободный бег:

а) по большому кругу без предметов, в среднем темпе в течение 1 мин.; б) без предметов с частой сменой направления в течение 1 мин.

2) Ведение волейбольного или резинового мяча по большому кругу: по боковым линиям – со сменой рук, по лицевым линиям – двигаясь приставными шагами с мячом в руках или толкая его одной рукой перед собой по ходу движения.

3) Мячи сменяются на обручи: по сигналу тренера, не мешая друг другу, вращение обруча на месте 20 раз (считается только вращение на корпусе).

4) Прыжки через скакалку в движении по малому кругу. Высоту (длину) скакалки определять так: игрок берет скакалку за ручки, встает пятками на середину скакалки, натягивает ее, поднимая руки вверх. Если руки выше середины корпуса, лишний отрезок наматывается на кисть.

5) Бег по малому кругу с набивным мячом весом до 1 кг, а это совершенно другая нагрузка на пальцы и кисти. Поэтому первые броски себе на ход надо делать широкими кистями снизу. Руки прямые. Расстояние между игроками – не менее 2 м. Мяч ловить обязательно.

6) Перебросы мяча через сетку. Игрок развернут к сетке вполоборота. Прямыми руками перебрасывает мяч высокой передачей через сетку на 2 м вперед; быстро согнувшись, пробегает под сеткой и ловит мяч на другой стороне. Поймав мяч, выполняет бросок на другую сторону. Количество повторов – по усмотрению тренера (пока упражнение интересно учащимся).

7) Каждый игрок стоит в центре своего обруча в прямой стойке с мячом в руках. Как определить центр тяжести? Если игрок в обруче, сделав несколько движений пятками невысоко вверх (руки строго вытянуты вверх, кисти держат мяч, а взгляд направлен в потолок), не сошел с места, – значит, положение корпуса правильное. Из такого положения движением пяток, контролируя прямые ноги и руки, игроки выполняют:

а) только движение вверх, не выпуская мяч; б) броски мяча не выше 1 м с ловлей его кистью. Правильный бросок – когда мяч (если не ловить его руками) опускается на лоб при взгляде в потолок.

Через несколько тренировок это движение будет для детей не только привычным, но и самым удобным. Если к тому же у вас волейбольная секция, то к упражнению на движение пятками прямых ног вверх придется возвращаться постоянно, потому что оно очень важно для тренировки волейболиста.

2. Упражнения в парах

8) Игроки стоят на линии нападения с обеих сторон, у каждого мяч. Одновременно: слева – бросок мяча через сетку, справа – передача мяча под сеткой по полу партнеру. Правильный ритм – когда один ловит сверху прямыми руками, другой, согнув корпус, быстро поднимает его вверх. Количество повторов – по указанию тренера, начиная с пяти.

9) Один сидит у лицевой линии, ноги вытянуты до линии, второй лежит на спине в центре площадки. По сигналу тренера игрок в центре делает «мост», игрок у линии быстро встает, бежит к товарищу, пролезает под «мостиком», добегает до средней линии, касается ее и возвращается рывком обратно. Количество повторов – по усмотрению тренера.

10) На лицевой линии игрок держит скакалку, второй в центре площадки, согнувшись, держит гимнастическую палку (высоту определяет тренер для каждого игрока). Следует команда «Начали!», и игроки выполняют по 8–10 прыжков. По сигналу «Оп!» бросают скакалки, бегут, выполняют прыжок, добегают до средней линии и, коснувшись ее, возвращаются обратно.

Усложнить упражнение можно, например, выполняя после касания повторный прыжок и рывок. Прыжки можно также выполнять с приземлением на одну ногу, а бег – с высоким подъемом бедра. Можно более конкретно определить касание средней линии, например, правой или левой рукой.

11) В 1 м от сетки стоят игроки с обручами. В центре лицом к ним, в 1–1,5 м, – игроки с мячами. По сигналу тренера первые начинают вращать обруч, вторые – набрасывают им мяч (первые ловят мяч, не останавливая вращение) и бегут к лицевой линии, касаются ее одной рукой и возвращаются в центр. Принимают мяч от партнера в обруче, возвращают обратно и повторяют рывок к лицевой линии. Количество повторов определяет тренер.

12) Один игрок лежит на спине, руки вытянуты за голову, ноги вместе. Второй – стоит в 2–3 м от него, держит мяч в прямых опущенных руках и низко аккуратно набрасывает мяч в кисти партнеру. Смысл движения – поймать мяч не перед лицом на согнутые руки, а обязательно вытянутыми за голову руками. Задачу можно усложнить, бросая мяч прямыми руками, не отрывая корпус от пола. После нескольких занятий, когда игроки закрепляют это движение, можно переходить на броски набивного мяча весом до 1 кг. Упражнение укрепляет мышцы рук и плечи, не причиняя боли.

Однако при работе, особенно с набивным мячом, дети должны быть предельно аккуратными и внимательными по отношению к партнеру. Лучше, если игроки будут лежать в 0,5 м от стены: непойманный мяч далеко не укатится, и его можно будет быстрее ввести в игру. Начинать надо с пяти бросков, довести до десяти, а затем выполнять их сериями: 2ґ5, 4ґ5, 2ґ10, 4ґ10 и т.д. в зависимости от индивидуальной подготовки занимающихся.

3. Упражнения в тройках

13) Два предыдущих упражнения можно соединить в одно. В тройке – два мяча: один игрок лежит с мячом, второй – стоит с мячом, третий – крутит обруч. Все игроки находятся на одной прямой линии. Второй, бросив мяч третьему, быстро разворачивается и ловит мяч от лежащего игрока. Поймав мяч, возвращает его обратно, разворачивается и вновь принимает мяч от игрока с обручем. Смена – через 10 бросков. Упражнение на качество бросков.

14) Один игрок лежит, напротив него в трех-четырех шагах – игрок с набивным мячом. Третий стоит с игровым мячом под углом 45°, в 5–6 м от лежащего игрока. Идет наброс набивного мяча лежащему игроку. Как только лежащий игрок вернул набивной мяч, следует бросок ему игрового мяча. Поймав и вернув игровой мяч другому партнеру, лежащий игрок вновь переключается на партнера с набивным мячом. В это время партнер с игровым мячом обегает лежащего по дуге и с другой стороны выполняет наброс. Смена – после четырех ускорений игрока с игровым мячом.

В заключительной части тренировки выполните несколько упражнений на расслабление, лежа на полу.

Источник

Оцените статью