Вокальная разминка для голоса

Как разогреть голос перед пением? Часть 1 из 3

Перед тренировкой всегда нужно разогревать мышцы, и голосовые связки — не исключение. Для долгосрочного здоровья ваших голосовых связок полезно будет перед пением или каким-либо выступлением делать распевку. Существует несколько упражнений, которые вам в этом помогут. Если у вас намечается выступление, то во избежание усталости и возможных повреждений голосовых связок, делайте 10-минутные распевки несколько раз на протяжении дня. Большинство вокальных разминок включают в себя исполнение разных звуков голосом, но также необходимо выполнять упражнения, которые разогревают легкие, губы, язык и тело, чтобы вы расслабились и были готовы петь.

ЧАСТЬ 1 из 3: Разогрев тела

✨ 1. Откройте горло. Один из первых и самых простых способов разогреть тело перед пением — открыть горло и диафрагму с помощью зевания. Для того чтобы заставить себя зевнуть, подумайте об этом или же просто посмотрите видео, как кто-то зевает.

* Повторите процедуру с зеванием 2–3 раза, чтобы полностью раскрыть горло и диафрагму.

Читайте также:  Физическая культура разминка тест

✨ 2. Задействуйте мышцы кора. Использование мышц живота и правильная подача звука телом очень важны, когда вы поете. Чтобы задействовать мышцы, которые вы должны использовать, издайте легкий кашель. Обратите внимание на то, какие именно мышцы участвуют в этом действии, поскольку это мышцы, которые вы должны использовать при пении.

* К мышцам кора среди прочих относятся также поясничные мышцы, мышцы тазового дна и диафрагма. Задействуйте эти мышцы во время пения, так вы сможете полностью раскрыть свой голос.

✨ 3. Расслабьте шею и плечи. Тело должно быть расслаблено во время пения, чтобы мышцы и тело не были напряжены, особенно во время исполнения высоких нот. Чтобы расслабить верхнюю часть тела, просто поднимите плечи к ушам, держите их в таком положении в течение пяти секунд, а затем расслабьте. Повторите упражнение 4–5 раз.

* Голос всегда должен исходить из диафрагмы, но иногда для того, чтобы взять высокие ноты, люди используют другие части тела вместо живота. Это неправильно.

* Чтобы избежать подобной ошибки, продолжайте расслаблять шею и плечи во время распевки, особенно перед тем, как брать высокие ноты.

✨ 4. Делайте дыхательные упражнения. Поскольку дыхание — это своего рода механизм, который создает голос, перед пением очень важно также сделать несколько дыхательных упражнений. Можете выполнить следующие два упражнения:

* Расслабьте плечи и грудь, сделайте глубокий вдох, при этом живот слегка поднимается. Затем медленно выдохните. Продолжайте дышать в таком ритме еще две минуты.

* Вдыхайте, как и раньше, но выдыхайте медленнее, создавая при этом шипящий звук. Повторяйте в течение одной минуты.

✨ 5. Ослабьте напряжение в челюсти. Напряжение в челюсти и ротовой полости может также повлиять на ваше пение, поэтому перед пением максимально расслабьте данную часть. Чтобы ослабить напряжение, сделайте следующее:

* Положите ладони на щеки, открыв при этом челюсть в естественном положении.

* В течение одной-двух минут легкими движениями массируйте челюсть и мышцы лица.

Источник

Правильно проводим распевку перед пением

Распевка для вокалистов — обязательный этап при подготовке к уроку вокала или выступлению. Как спортсмен, не совершивший разминку, может получить травму во время соревнования, так и вокалист без распевки подвергается риску повредить голосовые связки при исполнении сложных фрагментов музыкального произведения. Такая неосмотрительность может привести к полной потере голоса. Но и сами вокальные распевки нужно выполнять правильно и аккуратно, не стоит переусердствовать, иначе голос может устать, тогда сил на успешное исполнение не останется, да и голосовые связки можно повредить.

Подбирать распевки нужно учитывая специфику тембра, особенности вокалиста, исполнительского направления, а также задач, на решение которых направлены упражнения. Так распевки для взрослых мужчин или женщин будут полностью отличаться от детский. А распевки для баритонов будут будут проходить совершенно в другой тональности, нежели у сопрано.

Зачем нужна распевка для голоса?

Распевка нужна не только для того, чтобы подготовить голос для исполнения сложного музыкального произведения. Распевки являются зарядкой для голоса, помогают отрабатывать новые техники и сложные приемы. На начальных этапах вокалист учится на распевках правильно дышать, так как это основная составляющая исполнения. Без правильного дыхания никакие голосовые данные не помогут.

Распевки положительно сказываются на технике вокалиста, с каждым разом голос будет становиться всё более податливым, вокалист учится брать полный контроль над своим голосом. После распевки исполнять сложные элементы произведений, а также брать высокие и низкие ноты становится проще.

Составляющие распевки

  • Дыхательная гимнастика. Первое, чему учится вокалист — правильно дышать. Это нужно делать не грудью, а диафрагмой. Знаменитые исполнители нередко нарушают это правило, чем усложняют себе задачу. В качестве дыхательной гимнастики можно провести комплекс упражнений йоги, чтобы избавиться от зажимов в теле, которые возникают после длительных напряжений, поднятия тяжестей, а также длительное пребывание в одном положении.

На заметку: не нужно ограничивать себя временными рамками во время дыхательной гимнастики. Нужно потратить на неё столько времени, сколько необходимо для полного расслабления, чтобы голосовые связки могли работать на полную мощь.

  • Шумовые упражнения. Это ещё один вид упражнений на дыхание. Для выполнения необходимо взять один из гласных, набрать полные легкие воздуха и протянуть гласный звук так долго, как это возможно. Этому упражнению нужно уделить как минимум 5 минут, а после приступать к следующему этапу.

  • Голосовые упражнения. Это самая сложная и самая важная часть распевки. Здесь уже необходимо выполнять упражнения для разогрева на гласные буквы или вокализы. Но начать нужно с букв. Их можно тянуть, исполнять всё выше или ниже, отрабатывать стаккато, а также многое другое. Вокализы уже для исполнителей с опытом. Голосовые упражнения сложно выполнять без знания нот, поэтому для начала стоит изучить нотную грамоту, чтобы понимать о чём идёт речь.

Основные правила и нюансы для начинающих вокалистов

Распевки тоже нужно проводить правильно, иначе можно повредить голосовые связки и так и не приступить к исполнению произведению или уроку по вокалу, поэтому важно запомнить несколько простых правил:

  1. Для начала стоит распеться в комфортной тональности, чтобы разогреть связки. Только после этого можно приступать к пению на высоких нотах без риска надорвать связки.
  2. Распеваются обычно по хроматической гамме только в примарной зоне, то есть комфортной для исполнителя тональности, не задевая высоких и низких нот, который исполнитель не может вытянуть. После стоит пробовать брать по одной ноте сверху и снизу, чтобы натренироваться к резкой смене мелодии и уметь сразу попадать в ноты даже при резком перепаде.
  3. Разминка полностью зависит от умений и опыта исполнителя, но важно начинать распевку для разогрева голоса с одной ноты, постепенно переходя на терцию, потом квинту. Заканчивается разминка на диапазоне в октаву или даже больше. Начинающий вокалист не сможет справиться с упражнениями с диапазоном в октаву, поэтому стоит остановиться на квинте.
  4. Набор упражнений и их длительность определяется только за счёт опыта вокалиста. Начинающим исполнителям придётся тратить на разминку и оттачивание голосовых техник большую часть урока вокала для начинающих. Опытные вокалисты могут обойтись исполнением нескольких вокализов.

Главное — даже опытным исполнителям нельзя пренебрегать музыкальными распевками, так как никто не защищен от травм голосовых связок.

  1. Если при распевке появляется чувство, что голос звучит как-то иначе, чем обычно, то стоит провести разминку в щадящем режиме и отказаться от сложных и серьезных упражнений. Если голос не приходит в норму и это никак не связано с простудами, то стоит обратиться к специалисту, так как связки могут быть повреждены. Врач назначит выполнение определенных упражнений, но от вокала на некоторое время придется отказаться.
  2. Не стоит щадить себя во время распевки и петь тихо. Разминаться нужно в полный голос, но избегать при этом перехода на крик или форсирования, так как использовать такие приемы при выступлении нельзя. Также не стоит слишком сильно атаковать звук, так как можно сорваться. Если нет возможности распеваться в полный голос, то можно попробовать делать это с закрытым ртом.

Упражнения для распевки

Во время распевки можно сделать массу упражнений, всё зависит от желания и возможностей вокалиста. Начинающим исполнителям можно выполнить следующие виды распевок.

Пение с закрытым ртом

Преподаватели вокала советуют начинать разминку с пения с закрытым ртом. Зубы должны быть разжаты, а звуковые вибрации направлены на губы. Звук нужно повышать на полтона с каждым извлечением.

«Ми, мэ, ма, мо, му»

После упражнений для разогрева с закрытым ртом можно плавно перейти на извлечение звуков «ми, мэ, ма, мо, му». Следует начать с самых низких нот и дойти до собственного предела, после возвратившись к исходной точке.

Извлечение звука губами

Данное упражнение для распевки голоса помогает правильно направлять звук и тренировать дыхание. Выполнение напоминает имитацию звуков автомобиля ребёнком. Губы нужно расслабить, а рот закрыть, чтобы пропускать звук через губы.

Глиссандо

Это упражнение называют также скольжением. При этом исполняются не отдельные звуки, один звук плавно переходит в другой. Нужно дойти до максимально возможной ноты, чтобы потом вернуться обратно.

Распевка в нос

Данное упражнение лучше начать с нот второй октавы, с ми или ре. Каждый следующий звук должен быть ниже предыдущего. Особенность в том, что звук нужно выводить не через рот, а через нос.

Вьени

В итальянском языке есть слово «вьени», которое нужно произносить с разными гласными посередине, то есть «вьени, вьини, вьяни». Упражнение для разогрева голоса рассчитано на развитие артикуляции. Каждый звук ниже предыдущего. Звук должен распространяться в вертикальной плоскости.

Стаккато

Здесь совершенно неважно, на каком звуке воспроизводится упражнение, главное — звуки должны быть отрывистыми. Можно использовать слог «ля», упражнение выполняется на понижении звуков. Нужно следить за отрывистостью.

Диапазон

Для начала стоит брать звуки в диапазоне терции, резко переключаясь с одного на другой. После диапазон нужно постепенно увеличивать. Через несколько занятий нужно добраться до октавы, чтобы смело выполнять перепады звуков без «въезжания».

«Бри-брэ-бра-бро-бру»

Это упражнение выполняется на одной ноте. Чем быстрее получается разборчиво произнести все звуки, тем лучше. Желательно выполнять его на удобной ноте, так как здесь прорабатывается не диапазон, а дикция.

Скороговорки

Это уже не совсем распевка, но проговорить скороговорки очень важно, так как это хорошо развивает дикцию и артикуляцию, которые очень важны в пении и обязательно изучаются на курсе вокала.

Завершающий совет

Важно приложить усилия на распевке, но не выкладываться на полную и приберечь силы для предстоящего выступления или урока. Если переусердствовать, то можно лишиться сил, необходимых для пения.

Источник

Вокальные упражнения и разминка: хоровые упражнения, для голоса, на дыхание, для начинающих

  • Позвонить
  • Забронировать
  • telegram-бот
  • Написать

Вокальные упражнения и разминки

Любой человек, «работающий голосом», твердо знает – начинать петь без специальной подготовки нельзя. И неважно, то ли это выступление в большом зале, то ли запись, то ли просто репетиция. Перед любым пением требуется выполнить разминку – вокальные упражнения, которые помогут связкам настроиться на «нужный лад» во всех смыслах этого слова.

Вокальные упражнения нужны и начинающим, и опытным певцам, и солистам, и артистам хора. Они позволяют выработать правильное дыхание, улучшить дикцию, задействовать все возможности голосового аппарата — и получить на выходе роскошное звучание. Ежедневные распевки на долгое время сохранят ваш голос красивым и сочным.

Как формируется голос?

Любой человек, «работающий голосом», твердо знает – начинать петь без специальной подготовки нельзя. И неважно, то ли это выступление в большом зале, то ли запись, то ли просто репетиция. Перед любым пением требуется выполнить разминку – вокальные упражнения, которые помогут связкам настроиться на «нужный лад» во всех смыслах этого слова.

В процессе формирования голоса участвуют:

  • верхние резонаторы — полости рта и носа, а также глотка;
  • гортань и голосовые связки;
  • нижний резонатор — трахея и крупные бронхи;
  • грудная клетка и ее дыхательные мышцы;
  • диафрагма — мембрана между грудной и брюшной полостями;
  • брюшная полость и мышцы передней стенки живота (пресс).

Профессионал задействует весь голосовой аппарат и добивается богатого, сочного, разнообразного вокала. Его голос не устает, он звучит одинаково хорошо в течение длительного времени. Неопытный вокалист, напротив, поет только гортанью. Голосовые связки не могут выдерживать больших нагрузок, амплитуда их движений уменьшается, и это сразу отражается на звучании. Поэтому начинающим в первую очередь необходимо освоить вокальные упражнения на дыхание.

Как дышим? ↑

Окраска и сила нашего голоса зависят от правильного чередования вдохов и выдохов. Опытные вокалисты хорошо знают: как взял дыхание, так и споешь.

Различают 4 типа дыхания:

  • Грудное. Основную работу на вдохе-выдохе выполняет грудная клетка, а диафрагма только следует за ней.
  • Промежуточное (грудобрюшное). К мышцам груди частично присоединяется диафрагма.
  • Брюшное (диафрагмальное). Основная нагрузка при дыхании ложится на мышцы диафрагмы, а грудная клетка не двигается. Для певца или оратора такой тип дыхания — наилучший.

Есть счастливчики, которые с рождения дышат диафрагмой. Это наследственная особенность, как цвет волос или тип телосложения. Но если вы к их числу не относитесь — не беда. Вокальные упражнения для начинающих позволяют за 2-3 недели освоить этот навык.

Тренируем диафрагму ↑

Вокальные упражнения для тренировки дыхания нужно выполнять ежедневно, по 10 раз каждое. Простейший комплекс состоит из 7 упражнений.

  1. Выберите удобное положение тела. Опустите одну руку на живот, вторую — на нижнюю часть груди сбоку. Сделайте глубокий вдох. Следите, чтобы при этом выпячивалась брюшная стенка и расширялась нижняя часть грудной клетки (ваши руки хорошо это почувствуют). Сразу же сделайте выдох — плавный, медленный. Почувствуйте, как живот и нижние ребра вернутся в исходную позицию.
  2. Положение тела и рук прежнее. Коротко вдохните через нос, задержите дыхание на 2-4 секунды — и плавно, свободно выдохните ртом. В этом и во всех последующих упражнениях следите за движениями живота и нижней части грудной клетки.
  3. Коротко вдохните ртом и на выдохе протяжно произнесите один из гласных звуков.
  4. Произнесите на выдохе несколько гласных звуков.
  5. Считайте вслух на выдохе, стараясь довести счет до 15. Следите за тем, чтобы выдох был свободным и плавным.
  6. Считайте на выдохе в обратном порядке (от 10 до 1).
  7. Прочтите на выдохе пословицу или скороговорку.

Речевой способ пения ↑

Долгие и упорные дыхательные тренировки нужны в том случае, если вокалист выступает в академических жанрах — например, поет в опере. Эстрадные исполнители подходят к пению с других позиций. Они применяют так называемый речевой способ — когда вокалист поет гортанью, добиваясь ее полного расслабления и неподвижности. Звук в этом случае изливается более свободно, а голосовые связки не испытывают излишнего напряжения. Для пения в речевой позиции вокальные упражнения «на дыхание» действительно не особенно актуальны. Куда важнее умение контролировать мышцы гортани.

Тренируем артикуляцию ↑

Дикция — это способность ясно и четко произносить звуки, слова и предложения. Она невозможна без правильной артикуляции, то есть свободных и слаженных движений челюстей, нёба, губ, языка. Вокальные упражнения для дикции улучшают подвижность этих органов. Чтобы отработать навык, педагоги предлагают произносить отдельные звуки, слоги, слова и скороговорки, читать вслух небольшие рассказы. Все это необходимо делать, утрируя артикуляцию: например, произнося звук «у», требуется сложить губы трубочкой и вытянуть их как можно сильнее, словно стараясь кого-то поцеловать, а на звуке «и» — улыбнуться, как чеширский кот. Упражнения выполняют ежедневно в течение 20-30 минут.

Тренировка дикции, разработка резонаторов и укрепление мышц, принимающих участие в образовании красивого и мощного звука, составляют единый комплекс, который называется вокально-интонационные упражнения.

«Проснись и пой» ↑

Следующий этап — вокальная разминка. Оговоримся сразу: рекомендация старой советской песенки для начинающих (да, впрочем, и для профессиональных) вокалистов абсолютно не применима. Петь с утра пораньше будет только человек, которому и дела до звучания голоса особого нет. Помурлыкать под нос в душе вы, конечно, можете, но не более того. Полноценно нагружать связки рекомендуют не ранее, чем через пару часов после подъема. Касается это правило не только пения как такового, но и выполняемых вами вокальных упражнений.

Начинать вокальные упражнения для голоса нужно с зарядки: сделать несколько энергичных наклонов, поворотов, приседаний, махов руками и ногами. Небольшая физическая нагрузка ускоряет течение крови, разогревает организм, повышает его готовность к работе. Затем подышите: выполните глубокие вдохи и выдохи, не забывая контролировать движение диафрагмы. И только потом можно приниматься за вокальные упражнения как таковые: выпевать звуки, гаммы и тому подобное.

Повторение – мать . чего? ↑

Пожалуй, распевка (как иногда называют разминку голоса) является одним из не самых любимых дел для начинающих вокалистов. Но как-то изменить ситуацию, отказавшись от подобной подготовки связок, значит поставить под удар собственный голос. Именно поэтому распеваться необходимо, всегда, везде и перед каждым выступлением (репетицией, записью – нужное подчеркнуть). Что приятно – делать это можно дома, но – заблаговременно.

Так, если вам попадается аренда студии звукозаписи недорого на час-другой – смело выполняйте упражнения, которые «будят» голос дома, за полчаса-час до записи. Таким образом, вы приедете в студию уже в своей лучшей форме и сможете спеть наиболее качественно.

Как разминаться? ↑

Итак, если важность распевки вы уяснили, а понимание, что это не бесполезное сотрясание воздуха – пришло, то приступайте! Как правило, вокальная разминка состоит из нескольких довольно типичных упражнений:

  1. «Мычите». То есть – издавайте согласный «м» в течение пары-тройки минут.
  2. Приплюсуйте к «мычанию» звук «и». При этом он не должен отличаться от вашего обычного, разговорного «иканья». Пропеть эту парочку тоже несколько минут.
  3. Добавьте гласных: а, э, о, у. Все они, «пристроившись в хвост» за слогом «ми», должны исполняться на одном дыхании, без пауз.
  4. Вспомните о других согласных – звуках «в» и «ф». Чередуя их, потренируйте связки (достаточно «раскачивать» голос в диапазоне одной-двух нот).
  5. А теперь – порычите! Но это должен быть не просто звук «р», а слог – «ро». Не забывайте, что при этом напрягать губы и язык не нужно, постарайтесь их расслабить.
  6. Наконец, пропойте небольшие слоги, открытые и закрытые, например, «мам», «но», «вав», «сам».

После такой разминки, когда вы почувствуете, что полностью владеете голосом, и любая песня зазвучит!

Вокально-хоровые упражнения ↑

Распевка необходима не только солистам, но и певческим коллективам, особенно таким большим как хор. Вокальные упражнения позволяют взять правильное дыхание, сосредоточиться на образовании звука, разогреть голосовой аппарат. Разминка занимает 15-20 минут от общего времени репетиции и затрагивает в основном средний звуковой диапазон. Причина проста: певческий голос разогревается не быстро и достигает полного звучания только через 35-40 минут с начала разминки.

У каждого руководителя хора есть свои методы и секреты распевок. Например, один из корифеев этого искусства, П.И. Муравский, распевал артистов до 40 минут. При этом он не использовал рояль (только камертон). Музыкант добивался удивительной гладкости длинных аккордов, поразительно чистого унисона и великолепного интонирования.

Стандартные вокально хоровые упражнения включают в себя:

  • дыхательную разминку;
  • упражнения для разогрева резонаторов;
  • гаммы;
  • упражнения на длинных звуках;
  • арпеджио
  • упражнения для выравнивания гласных;
  • простые попевки-каноны;
  • упражнения на полифонию.

В младших хорах разминку дополняют вокальные упражнения для артикуляции, а также распевки, направленные на развитие гармонического слуха. Они помогают детям уверенно вести свою партию и точно попадать в заданный тон.

Источник

Оцените статью