- Грудничковое плавание как средство физического развития детей до 1 года
- Вот некоторые физические свойства воды, имеющие значение при занятиях в условиях домашней ванны
- Со стороны сердечно — сосудистой системы
- Со стороны нервной системы
- Опорно-двигательный аппарат
- Обмен веществ
- Гидрокинезотерапия (грудничковое плавание) может быть рекомендована при
- Однако, противопоказаниями к грудничковому плаванию, являются
- Общими принципами при проведении занятий грудничковым плаванием являются
- Плавание для грудничков – практические навыки и теоретические наработки
- Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом
- Условия проведения, противопоказания
- Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
- Дыхательные упражнения
- Рефлекторные упражнения
- Рефлекторное ползание
- Рефлекторная опора и ходьба
- Пассивные упражнения
- Активные упражнения
- Гимнастика для детей 3-4 месяцев
- Дыхательные упражнения
- Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
- Упражнения на мяче
- Гимнастика для детей 4-6 месяцев
- Гимнастика для детей 6-9 месяцев
- Гимнастика для детей 9-12 месяцев
Грудничковое плавание как средство физического развития детей до 1 года
Очень важным для родителей и специалистов в области педиатрии является здоровье и физическое развитие ребенка. Одним из доступных и естественных средств физического развития малышей до 1 года является гидрокинезотерапия (грудничковое плавание). Гидрокинезотерапия — физические упражнения в воде характеризуется позитивным сочетанием релаксации, кинезотерапии и аквамассажа. Эффект от плавания и упражнений в воде обусловлен физическими свойствами воды.
Вот некоторые физические свойства воды, имеющие значение при занятиях в условиях домашней ванны
- Плотность воды превышает плотность воздуха более чем в 800 раз и является основной причиной высокого сопротивления движению тела ребенка в воде. Понимание данного факта важно, как при дозировке отдельного упражнения, так и при общем времени занятий с ребенком в условиях водной среды.
- Теплоnроводность и теплоемкость воды во много раз превышает теплоемкость и теплопроводность воздуха. Это активизируют биохимические процессы организма, связанные с выделением тепла, которые еще больше усиливаются благодаря мышечной деятельности. При одной и той температуре воздуха и воды организм теряет в воде почти в 30 раз больше тепла. Именно по этой причине вода рассматривается, как весьма сильное закаливающее природное средство. Очень важно при закаливании малыша подобрать индивидуальную температуру для грудничкового плавания, которые зависят от веса ребенка, его адаптацией, состоянием мышечного тонуса, этапом занятий плаванием, а так же индивидуальными предпочтениями ребенка.
- Плавучесть тела — это состояние тела в воде, на которое, согласно закону Архимеда, действует выталкивающая сила, равная массе вытесненной жидкости. Ребенок при погружении в воду теряет в массе столько, сколько весит вытесненная им вода, что снижает нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Данный факт имеет значение при ортопедических проблемах, так как при некоторых исходных положениях осевая нагрузка на опорно-двигательный аппарат в воде незначительная.
- Сопротивление воды при плавании, а конкретно сопротивление формы тела пропорционально квадрату скорости движения в воде на поперечное сечение тела. Даже при небольшом увеличении скорости тела при проводке ребенка в вертикальном или полувертикальном положении значительно увеличивается сопротивление воды, что заставляет прилагать максимум усилий, и вызывает быстрое утомление. Понимание этого позволяет варьировать нагрузку на ребенка, исходя из задач и этапа занятия.
Таким образом, исходя из выше перечисленного, физические свойства водной среды резко отличаются от свойств воздушной среды, обычной для человека, и предъявляют организму иные требования. Движение ребенка в воде вызывают изменения в деятельности его органов и систем организма, а именно:
Со стороны сердечно — сосудистой системы
- в горизонтальном положении тела в воде сердцу не приходится преодолевать гидростатическое давление крови, поэтому оно выполняет меньший объем работы;
- пребывая в состоянии гидростатической невесомости, воздействие массы тела на выполнение движений ослаблено;
- ритмичное сокращение больших групп мышц (в сочетании с быстрыми и глубокими вдохами и активными выдохами) приводит к улучшению кровообращения и дыхания;
- усиленное присасывающее действие грудной клетки (форсированное дыхание), давление воды на венозные сосуды, отсутствие статического напряжения способствуют уменьшению кровенаполнения периферических сосудистых областей, увеличению кровенаполнения сосудов органов грудной клетки, облегчая приток венозной крови к сердцу.
Так, благодаря занятиям плаванием происходит укрепление сердечной мышцы.
Со стороны нервной системы
Гидростатическое давление воды воздействует на точки акупунктуры и зоны, которые связаны с внутренними органами нервными окончаниями и стимулируют их работу. Это повышает обмен веществ, облегчает кровоток, укрепляет нервную систему.
Опорно-двигательный аппарат
В воде ребенок находится в состоянии гидростатической невесомости. Это разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела, создает условия для коррегирования нарушений осанки в следствии мышечной ассиметрии, способствует восстановлению двигательных функций.
Обмен веществ
Из-за высокого сопротивления воды на метр проплыва расходуется в 4 раза больше энергии, чем при движении на суше.
При плавании температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело отдает на 50 — 80 % тепла больше, чем на воздухе (теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха).
Грудничковое плавание повышает сопротивляемость организма к воздействию температурных колебаний воздуха, закаливает ребенка, развивая стойкость организма к простудным заболеваниям.
Гидрокинезотерапия (грудничковое плавание) может быть рекомендована при
- Задержке и отставании в психомоторном развитии различного происхождения.
- При синдроме повышенной возбудимости и мышечной гипертонии.
- При синдроме угнетения ЦНС и мышечной гипотонии.
- При снижении и отсутствии безусловных рефлексов.
- При синдроме повышенного внутричерепного давления (без упражнения на погружение).
- Как метод закаливания организма ребенка.
- Как средство способствующее разработки и формированию тазобедренных суставов.
Однако, противопоказаниями к грудничковому плаванию, являются
- Заболевания кожи.
- ОРЗ, вирусные и другие инфекции в активной фазе.
- Судороги.
- Нарастание внутричерепной гипертензии.
- Ограничениях со стороны лечащих врачей — педиатра, невролога, кардиолога, ортопеда и др.
Общими принципами при проведении занятий грудничковым плаванием являются
- Учет индивидуальных особенностей ребенка (возраст, вес, неврологический статус, реакцию на занятие). Перед началом закаливаний грудничковым плаванием и закаливанием лучше проконсультироваться с врачом.
- Необходимо соблюдать принцип постепенности, который заключатся в постепенном наращивании нагрузки и внесения новых упражнений, а также постепенном снижении температуры воды.
- Систематичность проведения занятий (не менее раз в неделю).
- Занятие проводиться тогда, когда у ребенок сыт и не хочет спать.
- Работать с ребенком нужно в спокойном, уверенном состоянии, так как ребенок чувствует страх и настроение взрослого. Важно не вызвать у малыша переутомление и недоверие к воде.
Исходя из всего выше сказанного, обращаем Ваше внимание, что в занятиях грудничковым плаванием с малышом недопустимо делитантство, так как дозировка, направленность упражнений, температурный режим очень индивидуальны для каждого ребенка и требуют консультации и сопровождения специалиста в данной области.
Помимо всего сказанного, наша позиция в данном вопросе обусловлена тем, что вместе с решением профилактических и реабилитационных задач, благодаря тесному общению с ребенком посредством воды, открывая перед ним «водный» мир, мы способствуем лучшему пониманию родителями своего ребенка. В результате чего более ярче и насыщеннее проявляется материнство и отцовство, и в свою очередь, устанавливается доверительное отношение ребенка к родителям.
На более конкретные и индивидуальные вопросы мы готовы ответить при обращении в Педиатрический центр.
Источник
Плавание для грудничков – практические навыки и теоретические наработки
Начиная с 70-80-х годов прошлого века активно пропагандировалась водная гимнастика для грудничков. В наши дни это явление не только не утратило популярности, но и завоевало статус высокоэффективного метода оздоровления малышей. В современной практике такую гимнастику принято называть грудничковым плаванием.
Эта методика разработана специально для самых маленьких деток в возрасте нескольких месяцев и до трех лет. Однако у многих родителей остается масса вопросов в отношении этой полезной дисциплины. В том числе не все понимают, почему нужно приобщать детишек к водной гимнастике с такого раннего возраста. Сегодня мы рассмотрим этот и некоторые другие вопросы, связанные с темой грудничкового плавания.
Зачем малышу осваивать грудничковое плавание? Чем оно полезно?
Во-первых, речь идет о всестороннем, правильном и полноценном физическом развитии. Кроме интенсивных упражнений ребеночек будет постепенно привыкать к нахождению в воде, что подарит ему массу впечатлений и будет способствовать закаливанию психики. Эмоциональная и психическая стабильность считаются важнейшей стороной развития человека с самых пеленок. Именно по этой причине данному аспекту мы уделяем особое внимание.
Водная гимнастика для детей позволяет нормализовать мышечный тонус, способствуя снятию перенапряженности в мышцах, укреплению опорно-двигательного аппарата. Помимо прочего это прекрасный способ начать закаляться и развивать вестибулярный аппарат. Таким образом, эта активность способствует стимуляции физического и умственного развития малыша.
Какой возраст можно считать лучшим для начала занятий?
Наиболее приемлемое время – первые месяцы жизни – 1,5 годика. В принципе, чем раньше вы начнете, тем лучше. Это важно еще и потому, что у детишек после первых трех месяцев жизни еще достаточно активны плавательные рефлексы, включая задержку дыхания под водой.
Это обусловлено нахождением плода в утробе матери, однако после рождения необходимость в таких рефлексах, как правило отпадает, и они начинают постепенно стираться из мышечной памяти. Если начать уроки грудничкового плавания в ранние месяцы жизни, ребенку будет намного легче осваивать новые водные пространства.
Если речь идет о первом годике жизни, то все обучение сводится к поддержанию естественных рефлексов малыша с развитием устойчивых навыков и полезных привычек.
Источник
Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом
В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.
Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.
Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.
Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.
Условия проведения, противопоказания
Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.
Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.
Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни
Дыхательные упражнения
Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.
Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.
Рефлекторные упражнения
У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.
Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.
Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).
Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.
Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.
Упражнение основано на рефлексе Бабинского.
Исходное положение: ребенок лежит на животике.
Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).
Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.
Рефлекторное ползание
Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.
Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).
Рефлекторная опора и ходьба
Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.
Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.
Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.
Пассивные упражнения
Скользящие шаги – «топотушки»
Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.
Катание в позе «эмбриона».
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.
Активные упражнения
Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.
Гимнастика для детей 3-4 месяцев
Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.
Дыхательные упражнения
Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.
Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно
Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.
Упражнения на мяче
Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.
Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.
Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.
Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.
Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.
Гимнастика для детей 4-6 месяцев
Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.
Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.
Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.
Одновременное сгибание – разгибание ног.
Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.
Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.
Расширяется спектр упражнений на мяче.
В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.
На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.
С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.
Гимнастика для детей 6-9 месяцев
К уже описанным упражнениям добавляются:
Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.
Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.
Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.
Вводится новое упражнение: велосипед.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.
В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.
Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.
Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.
Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.
В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.
Гимнастика для детей 9-12 месяцев
Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.
В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».
Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.
Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.
В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.
В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!
Источник