Внеурочная деятельность гимнастика для мозга

программа внеурочной деятельности «Гимнастика для ума»

Занятия по программе «Гимнастика для ума» направлены на развитие речи и мышления учащихся начальных классов.

Данная программа составлена в соответствии:

  • С требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования;
  • на основе методического пособия И.Л. Никольской, Л.И. Тиграновой «Гимнастика для ума», входящего в серию «Учебно – методический комплект» и рекомендованного Российской Академией Образования;
  • на основе развивающей программы для младших школьников Н.П. Локаловой «Уроки психологического развития».

Цели программы:

1.оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников через организацию внеурочной деятельности.

2. Формирование у младших школьников логической интуиции и элементов логической грамотности в единстве с развитием способности к непосредственному зрительному «схватыванию» объектов в их целостности, развитием подвижности и гибкости мышления, фантазии, воображения.

Скачать:

Вложение Размер
gimnastika_dlya_uma._1_kl.doc 127 КБ
gimnastika_dlya_uma_2_kl.doc 137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»

на заседании МО Директор МОУ «ЛСОШ № 1»

Протокол № 1 _________________/О.З. Попунов/

от« 5 » сентября 2012г.

«____» ________________2012 г.

Заместитель директора по УР

Программа внеурочной деятельности

Кружок «Гимнастика для ума»

1 класс (2012 -2013 уч.год)

Петифорова Светлана Викторовна,

Лотошино 2012 г.

  1. Пояснительная записка ………………………………………………3
  2. Планируемые результаты ……………………………………………4
  3. Основные направления содержания работы ……………………….5
  4. Форма проведения внеурочных занятий……………………………5
  5. Описание материально-технического обеспечения…………………5
  1. Тематическое планирование…………………………………………6 -9 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно многим периодизациям психического развития личности, младший школьный возраст определяется периодом жизни человека от 6-7 до 9-10 лет. Это одно из наиболее важных обстоятельств в жизни ребенка, связанное с поступлением в школу. Данный период связан и с адаптацией ребенка в школе, так как в первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определят успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности в школьной среде.

То, по какому пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадает в чужой, непонятный – а, следовательно, враждебный ему школьный мир, во многом зависит от правильно построенного психологического сопровождения детей.

Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требования, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Адаптированный ребенок – это ребенок, который может раскрыть свой интеллектуальный, личностный, творческий потенциал в новой для него ситуации развития.

Занятия по программе «Гимнастика для ума» направлены на развитие речи и мышления учащихся начальных классов.

Данная программа составлена в соответствии:

  1. С требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования;
  2. на основе методического пособия И.Л. Никольской, Л.И. Тиграновой «Гимнастика для ума», входящего в серию «Учебно – методический комплект» и рекомендованного Российской Академией Образования;
  3. на основе развивающей программы для младших школьников Н.П. Локаловой «Уроки психологического развития».

1.оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников через организацию внеурочной деятельности.

2. Формирование у младших школьников логической интуиции и элементов логической грамотности в единстве с развитием способности к непосредственному зрительному «схватыванию» объектов в их целостности, развитием подвижности и гибкости мышления, фантазии, воображения.

  1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения; а также социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции», устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
  3. Создание ситуации эмоционального приятия членов группы.
  4. Создание условий для эффективного взаимодействия членов группы и формирование коммуникативных умений.

Планируемые результаты внеурочной деятельности учащихся:

  1. Формирование первоначальных логических представлений и умений , логической интуиции учащихся (умение оперировать признаками предметов, видеть отношение рода и вида, части и целого, умение делать простейшие умозаключения, рассуждения)
  2. Формирование некоторых общих речевых (языковых) умений ( поэтому, верно, неверно, например и т.д)
  3. Формирование простейших эвристических (поисковых) умений ( поиск и выявление закономерностей, умение делать обобщения, действовать по алгоритму, словесное рисование)
  4. Формирование элементов творческого мышления. Развитие наблюдательности, воображения, сообразительности, чувства гармонии, визуального мышления.

Основные направления содержания работы, описание технологий и типологии развивающих задач.

Занятия ведутся на наглядно- действенной и наглядно- образной основе. Детям дается не готовая информация, а материал для манипулирования, наблюдений и размышлений.

Задания опираются на материал математики, родного языка, природоведения и других школьных предметов, а также на жизненном материале, знакомом учащимся.

Уровень абстрактности дидактического материала постепенно повышается. Обучаясь, дети должны получать полноценное интеллектуально- эстетическое удовольствие.

Работа на каждом занятии должна быть построена так, чтобы ее результатом было согласованное и гармоничное развитие наглядно- образного и словесно – логического мышления.

Форма организации внеурочных занятий

Форма организации внеурочных занятий кружка «Гимнастика для ума» — игровая. Однако «ассортимент» игр, фигурирующих в программе, принципиально отличается от обычных наборов дидактических игр. В качестве дидактического материала используется детский игровой фольклор. Это игры в «слова», шарады, анаграммы, акростихи, палиндромы и т.д.

Наряду с лингвистическими играми большое место уделяется играм типа зрительных тестов Г. Айзенка, матриц Дж. Равена, развивающим визуальное мышление, играм конструктивного характера (танграммы, оригами)

Методы и приемы:

  1. Игры — коммуникации.
  2. Игры – релаксации. Музыка.
  3. Сказки.
  4. Рисование.
  5. Рефлексия.

Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.

  1. библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  1. компьютерные средства
  2. технические средства (ТСО): магнитофон
  3. листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры.

Источник

Рабочая программа по внеурочной деятельности по теме «Гимнастика мозга»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16 г.Йошкар-Олы»

Зам.директора по ВР

Зам.директора по УВР

Директор МБОУ «СОШ№16г.Йошкар-Олы

Рабочая программа платного внеурочного кружка.

Рабочая программа “Гимнастика мозга » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности.

Направление программы: образовательная кинезиология

Название программы: “Гимнастика мозга «

Программа рассчитана на 1 ч в неделю, всего 30 часов

Возраст обучающихся: 1-5 классы

Составитель: педагог-психолог Конюхова Г.Ф.

Сегодня в России особо остро стоит проблема ухудшения состояния здоровья детей и молодежи. Поэтому одной из актуальных задач системы образования является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование ценности здоровья, здорового образа жизни. Этим определяется выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Образовательная кинезиология это современное интегративное направление оздоровления и восстановления ресурсов ребёнка, расширение его учебных возможностей за счет развития синхронной деятельности полушарий головного мозга. «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный», писал Мишель де Монтень. Современная образовательная технология « гимнастика мозга» создана для повышения учебных возможностей ребёнка, на основе выполнения специальных движений. Образовательная кинезиология широко применяется за рубежом и у нас в стране.

Под влиянием кинезиологических упражнений в организ­ ме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществ­ляется на более высоком уровне. Совершенствуется регули рующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности челове­ ка и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизи­ руют работу головного мозга.

Методологической основой программы являются современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (по А. Р. Лурия); учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении; исследования A.B. Семенович о возможностях «замещающего онтогенеза», а также кинезиологические упражнения, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий, а также телесно-ориентированные, арт-терапевтические, психотехники, упражнения разработанные П. Деннисонм, К. Ханнафорд, А.Л. Сиротюк и др.

Практическая значимость образовательной кинезиологии проявлена

В формировании позитивной самооценки и уверенности в различных ситуациях

В формировании коммуникативных навыков, эмоциональной стабильности

Помогает детям преодолеть сложности в обучение такие как: неусидчивость, трудности в чтении, письме, счете, а также проблемы с поведением и взаимоотношениями с учителями и сверстниками

Цель образовательной кинезиологии : развитие мыслительной деятельности, повышение успеваемости, оздоровление благодаря развитию межполушарного взаимодействия головного мозга, гармонизация личности, творческая реализация.

Развитие мелкой моторики

Развитие памяти, внимания, речи, мышления

Повышение уровня адаптивности ребёнка

Развитие навыков саморегуляции, ответственности

Развитие позитивного мировосприятия

Развивающая программа состоит из 27 занятий . При одном занятии в неделю цикл рассчитан на 6 месяцев. Время занятия 40 минут.

1. Группы 10-12 человек, малая группа 6 человек.

2 Индивидуальные занятия (ребёнок, ребёнок + родитель) Возможности компенсации когнитивных и поведенческих нарушений существенно повышаются при активном участии родителей в формирующей работе.

Рекомендуемый возраст от 6 до 10 лет, по желанию без ограничений

Методы: телесные, дыхательные, пальчиковые, арт-терапевтические с музыкальным сопровождением.

Преобладающие формы деятельности: телесные движения

Особенности и преимущества кинезиологии : уникальность, экологичность,

универсальность, индивидуальный подход.

Программа реализуется в течение учебного года (октябрь- апрель), в 3 этапа:

Диагностический этап (определение показателей межполушарного взаимодействия)

Занятия с детьми

Этап подведения итогов и рекомендаций

Структура программы состоит из трёх модулей:

Ознакомление с комплексами кинезиологических упражнений и наработка навыков и выполнения.

Развитие базовых учебных навыков на основе выполнения комплексов кинезиологических упражнений.

растяжка — 5/6 минут;

дыхательные упражнения — 4/5 минут;

глазодвигательные упражнения — 4/5 минут;

телесные упражнения — 10 минут;

упражнения для развития мелкой моторики рук — 5 минут;

упражнения для релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы — 5 минут.

повышение уровня осознанности своих движений

развитие координации движений, мелкой моторики

развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи, мышления

снижение последствий стрессов, повышение ресурсов организм

Технические средства: кабинет, коврики

Все упражнения разделены на 4 группы, применение которых направлено на развитие трех видов сенсомоторных навыков:

Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела, что является необходимым требованием для свободного чтения, письма и множества других навыков.

Вторая группа – это упражнения энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. На уровне работы мозга, эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.

Третья группа – растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы головного мозга, эти упражнения способствуют связи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.

Четвертая группа – упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому.

В качестве дополнительных упражнений используются дыхательные и пальчиковые упражнения.

Источник

Читайте также:  Дыхательная гимнастика курпатова всд
Оцените статью