Внешнее содержание физических упражнений это

Содержание
  1. Теория и методика физической культуры
  2. Физические упражнения как основное средство физического воспитания
  3. 1. Содержание и форма физического упражнения
  4. Структура физического упражнения
  5. Содержание
  6. Системно-структурные свойства спортивных упражнений [ править | править код ]
  7. Спортивное движение как биомеханическая система [ править | править код ]
  8. Структурно-параметрические отношения между движениями и их классифицирование [ править | править код ]
  9. Программность спортивных движений [ править | править код ]
  10. Физические упражнения как основное средство физического воспитания
  11. Описание
  12. Оглавление
  13. 1. Содержание и форма физического упражнения
  14. 2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
  15. 3. Понятие о технике физических упражнений
  16. 4. Техника как биодинамическая структура
  17. 4.1. Пространственная структура
  18. 4.2. Силовые характеристики
  19. 4.3. Ритмическая характеристика
  20. 5. Иллюстрация

Теория и методика физической культуры

Физические упражнения как основное средство физического воспитания

Здесь рассматривается широкий круг вопросов, поскольку физические упражнения — это основное специфическое средство физического воспитания.

1. Содержание и форма физического упражнения

Подобно всем явлениям физические упражнения имеют свои содержание и фор­му.

В общее СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ входит совокупность про­цессов (психологических, биологических, биомеханических, биохимических и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающихся.

Результатом этих процессов является способность человека к двигательной де­ятельности, выражающихся в частности, в физических и психических качествах.

ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ представляет собой их внешнюю и внут­реннюю организацию, согласованность, упорядочение.

К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении движений. Например, связь процессов (биологических и других) при беге будет иной, нежели при борьбе.

Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двига­тельного действия, совокупностью его частей, его техникой.

Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содер­жание играет при этом ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными будут и компоненты техники бега (длина шага, темп и т.д.). На проявление физического качества влияет техника двигатель­ного действия, поэтому, например выносливость в разных видах спорта имеет спе­цифический характер. С другой стороны, нецелесообразная техника ведет к нера­циональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств.

Читайте также:  Если обострение остеохондроза можно делать гимнастику

Педагогическое содержание физических упражнений составляет решаемая прак­тическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимаю­щихся. В качестве внутренней формы здесь необходимо назвать взаимосвязь, со­гласованность двигательных навыков и умений, входящих в данное двигательное действие, а внешней формы — результат решения поставленной задачи («освоение», «неосвоение» и др.). «Представителем» содержания являются физические качества, формы — техника упражнений. Но поскольку содержание всегда развивается быст­рее, чем форма, постоянно накапливающаяся «старая» техника физических упраж­нений, сдерживает проявление физических качеств. Учет этого обстоятельства име­ет важное педагогическое значение. Изучая и оценивая форму движений, педагог косвенно получает сведения о внутренних процессах организма, что позволяет ему осуществлять направленное воздействие на упражняющихся. Нахождение в каж­дый конкретный момент оптимального соотношения содержания и формы физи­ческих упражнений выступает одной из важных проблем теории и практики физи­ческого воспитания.

Источник

Структура физического упражнения

Содержание

Системно-структурные свойства спортивных упражнений [ править | править код ]

Внешняя структура упражнения — это его видимая часть, те движения, которые необходимо выполнить для решения двигательной задачи. Внутренняя структура содержит невидимую часть упражнения — те физиологические процессы, которые протекают в организме во время выполнения упражнения: повышение ЧСС и АД, изменение реакции крови, особенности газообмена и т.п. Внешняя и внутренняя структура составляют форму упражнения. Некоторые авторы понимают под внутренней структурой содержание упражнения. В более частом смысле содержание упражнения — это те спортивные или физические качества, которые тренируются с помощью данного упражнения.

Помимо собственно физических и биологических закономерностей, при изучении спортивных упражнений, рассматриваемых как предмет изучения, важную роль играют наиболее универсальные — системно-структурные закономерности построения спортивных движений, единые для множества упражнений независимо от существа двигательной задачи, принципиального механизма ее решения, координации действий, занятости мышечных групп, пространственной формы движения. Прежде всего это относится к упражнениям динамического, мощностного характера, одной из главных задач в которых является выполнение программного движения на возможно более высоком энергетическом уровне. Такие упражнения составляют ядро большинства видов спорта, требующих атлетизма. Существование инвариантной методики структурного анализа таких движений играет важную роль как в плане совершенствования их биомеханики, техники исполнения, так и при обучении упражнениям.

Спортивное движение как биомеханическая система [ править | править код ]

Рационально построенные спортивные движения, технические приемы, упражнения, требующие атлетизма и максимальных энергетических проявлений (прыжки, броски, удары и др.), как правило, носят лавинообразный характер, характеризующийся пофазным нарастанием мощности действий, которая достигает максимума лишь на пике «лавины», когда и выполняются действия, определяющих успешность всего упражнения.

Лавинообразный характер спортивного движения имеет характерное параметрическое выражение. Существует типовая структура спортивного упражнения, отраженная в его кинематике, динамике, энергетических показателях. Кинематическая структура движения описывается в показателях линейных и угловых смещений, скоростей, ускорений, временных и темпо-ритмических характеристиках. Динамическая, энергетическая структура — в показателях конкретных силовых взаимодействий и энергетического обмена (силовое поле, кинетическая и потенциальная энергия, общая энергия системы и ее звеньев).

Структурный анализ спортивного упражнения, выполняемый на основе объективного физического исследования, необходим как средство описания движения, играющего важную роль в процессе практического освоения и совершенствования упражнения. Наиболее показателен системно-структурный анализ ациклических спортивных упражнений, к числу которых могут быть отнесены не только упражнения из собственно ациклических видов спорта (легкоатлетические и акробатические прыжки, броски в борьбе, гимнастические упражнения на снарядах и т.п.), но и ключевые компоненты циклических видов (шаговый, гребковый циклы и др.). Во всех случаях может быть выделена типовая структура, включающая в себя как инвариант ряд характерных стадий движения.

Подготовительные действия — исходная стадия упражнения, в которой решаются две основные задачи. Первая из них — предварительное энергонасыщение движения посредством действий типа выхода в рациональное исходное положение, разбега или разгона под действием силы тяготения и т.п. Вторая задача — подготовка ОДА и, в особенности, мышц, занятых в исполнении решающих действий упражнения, к наиболее эффективной работе. Такими элементами подготовительных действий являются действия типа замаха, подседа и т. п. Подготовительные действия — важнейший компонент техники спортивного упражнения. Без полноценной подготовки практически никакое упражнение не может быть освоено и выполнено эффективно, что зачастую равноценно его невыполнению. Проверка подготовительных действий на предмет полноценности и их коррекция — одна из первейших задач процедуры освоения и совершенствования спортивного упражнения.

Основные действия — стадия, включающая в себя действия, без которых спортивное упражнение неисполнимо в принципе. Это, прежде всего, энергообеспечивающие и управляющие двигательные действия, составляющие главный механизм данного движения. На данной стадии упражнения этот механизм должен «сработать», обеспечивая тем самым выполнение программного движения. Структура основных действий определяется физической природой двигательного действия и заданной программой последнего. В этом смысле преобладающая часть двигательных действий в спорте, которые можно было бы отнести к категории основных действий, имеет относительно несложную, как правило, двухфазную структуру, соответствующую динамике действий типа отталкиваний в прыжках и локомоциях, бросков и ударов, а также активных маховых движений в гимнастических упражнениях. Действия этого типа строятся, как правило, по схеме: ускорение периферических, неопорных звеньев системы (с перемещаемым снарядом или без него) и — целевое перераспределение накопленной энергии движения в системе с целью выполнения программного движения.

Действия реализации носят показательно-результирующий характер, по которому оценивается эффект исполнения упражнения — сила и точность удара, дальность полета снаряда, высота прыжка, качество выполнения гимнастического упражнения (особенно с полетной фазой движения) и др. В технико-эстетических видах спорта (гимнастика, акробатика, батут, фигурное катание, прыжки в воду, акробатика на лыжах и т.д.) действия реализации имеют «базовую» и «надстроечную» компоненты. Первая из них определяет физический потенциал движения — траекторию, фазовое время движения, интенсивность вращения тела и др., вторая — программу и качество выполнения усложняющих действий, «накладывающихся» на базовое движение — «сальтовых» вращений тела, изменений позы и др.

Завершающие действия — заключительная стадия упражнения, в которой решаются (по необходимости и возможности) задачи необходимой оперативной коррекции движения и рационального связующего перехода к последующим действиям.

Структурно-параметрические отношения между движениями и их классифицирование [ править | править код ]

Обучение спортивным упражнениям базируется на эффектах переноса двигательного навыка. Это особенно важно для полимоторных видов спорта типа многоборий (технико-эстетические виды, легкоатлетические многоборья и т.п.), в которых спортивное совершенствование идет по пути освоения многочисленных структурно разнообразных, прогрессивно усложняющихся движений. Успех освоения каждого упражнения и технической оснащенности спортсмена в этом случае существенно зависит от верного понимания существа структурно-параметрических отношений между упражнениями-предшественниками и целевым упражнением. Возникающие при этом методические задачи решаются посредством научного классифицирования упражнений, прежде всего — по признаку биомеханической идентификации действий-движений. С формально-логической точки зрения, существуют классификации спортивных упражнений разных аналитических уровней. Наиболее примитивны искусственные классификации, для которых используется второстепенный признак, не отражающий коренных свойств упражнений, как, например, их группировка по формальному терминологическому признаку. Более продуктивны вспомогательные классификации, выполняемые на основе выбора отдельных необходимых структурно-технических признаков, например, технических элементов, нуждающихся в совершенствовании, специальных двигательных качеств и др. Такие классификации нередко используются в учебно-методических разработках по спорту. Наиболее совершенны естественные классификации гимнастических упражнений, в основе которых лежит биомеханически обоснованная система структурно-технических признаков, в совокупности определяющая все наиболее существенные свойства классифицируемых упражнений, взятые в их соотношении. Это позволяет на объективной научной основе строить методические цепочки обучающих упражнений, а также выявлять ранее неизвестные формы движений и с высокой вероятностью предсказывать технику их исполнения.

Программность спортивных движений [ править | править код ]

В сравнении с естественными бытовыми движениями, локомоциями, трудовыми действиями и т.п., спортивные упражнения носят искусственно культивированный характер, позволяющий реализовать богатые резервные возможности моторики человека, не занятые в повседневности. В зависимости от двигательной специфики данного вида спорта, движения тела спортсмена носят некоторый программный характер, а реализация заданной программы обеспечивается системой технических действий, носящих строгий причинно-следственный характер. Программность спортивных движений наиболее ярко выражена в технико-эстетических видах спорта, где исходная двигательная задача всегда связана с воспроизведением внешней (кинематической) формы заранее заданного движения. Но в том же смысле практически всякое спортивное упражнение может быть описано посредством совокупности кинематических программ движения, которые могут, в принципе, не только с исчерпывающей полнотой отобразить существо двигательной задачи, подлежащей решению при обучении и исполнении упражнения, но и стать основой для точного аналитического описания движения в терминах механики. Любое спортивное движение может быть представлено в виде трех независимых кинематических программ. Программа места представляет собой программу перемещения о.ц.т. тела спортсмена по заданной траектории. Программа ориентации задает необходимое вращение тела вокруг главной центральной оси тела. Программа позы обусловливает характер одновременных и последовательных изменений суставных углов, что является решающим причинным компонентом действий-движений в упражнении, и без чего в принципе невозможно выполнение последнего. Наконец, совокупность названных программ представляет собой общую программу движения, дающую полную его кинематическую картину. Описанный подход к анализу движения не только дает возможность детального его описания, имеющего педагогическое значение, но и может быть использовано для строгих биомеханических, расчетно-аналитических, в том числе компьютерных, исследований.

Источник

Физические упражнения как основное средство физического воспитания

Сайт: Платформа онлайн-обучения БФУ им. И. Канта
Курс: Теория и методика физической культуры
Книга: Физические упражнения как основное средство физического воспитания
Напечатано:: Гость
Дата: Friday, 1 October 2021, 19:46

Описание

Здесь рассматривается широкий круг вопросов, поскольку физические упражнения — это основное специфическое средство физического воспитания.

Оглавление

1. Содержание и форма физического упражнения

Подобно всем явлениям физические упражнения имеют свои содержание и фор­му.

В общее СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ входит совокупность про­цессов (психологических, биологических, биомеханических, биохимических и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающихся.

Результатом этих процессов является способность человека к двигательной де­ятельности, выражающихся в частности, в физических и психических качествах.

ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ представляет собой их внешнюю и внут­реннюю организацию, согласованность, упорядочение.

К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении движений. Например, связь процессов (биологических и других) при беге будет иной, нежели при борьбе.

Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двига­тельного действия, совокупностью его частей, его техникой.

Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содер­жание играет при этом ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными будут и компоненты техники бега (длина шага, темп и т.д.). На проявление физического качества влияет техника двигатель­ного действия, поэтому, например выносливость в разных видах спорта имеет спе­цифический характер. С другой стороны, нецелесообразная техника ведет к нера­циональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств.

Педагогическое содержание физических упражнений составляет решаемая прак­тическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимаю­щихся. В качестве внутренней формы здесь необходимо назвать взаимосвязь, со­гласованность двигательных навыков и умений, входящих в данное двигательное действие, а внешней формы — результат решения поставленной задачи («освоение», «неосвоение» и др.). «Представителем» содержания являются физические качества, формы — техника упражнений. Но поскольку содержание всегда развивается быст­рее, чем форма, постоянно накапливающаяся «старая» техника физических упраж­нений, сдерживает проявление физических качеств. Учет этого обстоятельства име­ет важное педагогическое значение. Изучая и оценивая форму движений, педагог косвенно получает сведения о внутренних процессах организма, что позволяет ему осуществлять направленное воздействие на упражняющихся. Нахождение в каж­дый конкретный момент оптимального соотношения содержания и формы физи­ческих упражнений выступает одной из важных проблем теории и практики физи­ческого воспитания.

2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений

Физические упражнения влияют не только на мышцы человека, которые участвуют в выполнении движений. Они оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических уп­ражнений в организме занимающегося совершается целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают соответству­ющие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Систематичес­кое применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физические упражнения являются важнейшим средством предупреж­дения заболеваний и борьбы с ними.

Но физические упражнения, если они применяются без учета закономерностей физического воспитания, могут дать отрицательный результат, принести вред. По­этому педагог должен знать и учитывать влияние физических упражнений в конк­ретных условиях, имея в виду, что организм человека — это единое целое и что лю­бое движение вызывает деятельность многих его органов и систем и оказывает на него общее и специфическое воздействие.

Наиболее общим фактором, обуславливающим рациональное воздействие фи­зических упражнений, является педагогически правильное руководство занятием, целесообразность методики обучения и воспитания. Кроме того, большую роль иг­рают следующие факторы.

Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, состояние здоровья и физического развития, уровень умственной, нравственной, физической и эмоциональной подготовленности, режим труда, учебы, отдыха, быта). Одно и то же физическое упражнение (бег, прыжки, метания и т.п.) в зависимости от индиви­дуальных особенностей производит различный эффект. Так, физическая подготов­ка (общая и специальная) у спортсменов различной квалификации не одинакова, поэтому нагрузка, средняя для мастера спорта, будет максимальной для спортсме­нов более низких разрядов.

Особенности самих физических упражнений, то есть их сложность, новизна, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.д. Упражнения, выполненные неохотно, небрежно, без усилия, не могут оказать такого же влияния на занимающихся, как упражнения, выполненные сознательно и активно.

Особенности внешних условий (метеорологических, местности, качества обо­рудования, гигиенического состояния мест занятий и др.). Педагог обязан знать основные научные положения о работоспособности человека (врабатываемости, влиянии на организм нагрузки и отдыха). Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражнений, дает педагогу возможность мето­дически рационально организовывать и проводить занятия, успешно решая задачи физического воспитания.

3. Понятие о технике физических упражнений

Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, преодолеть в прыжке опреде­ленную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по футболь­ному мячу можно выполнить внешней или внутренней частью стопы, носком или подъемом. Таким образом, речь идет о технике движения.

Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений.

В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокуп­ность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой об­щей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения называют опе­рациями.

Если двигательная задача сложна и ее выполнение состоит из некоторого числа более мелких двигательных задач, то и способ ее решения имеет сложную структу­ру, включает соответствующее число операций, каждая из которых должна явиться объектом изучения в процессе овладения техникой физических упражнений. Опредение операционального состава физического упражнения является одним из важных условий изучения его техники в педагогическом аспекте. Это подразумева­ет выделение смысла двигательной задачи и операций, составляющих данный спо­соб выполнения действия, и описание пространственных, временных, скоростных, силовых, ритмических признаков движений, характеризующих выполнение опера­ций.

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движе­ния в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.

ОСНОВА ТЕХНИКИ — это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.

Например, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники бу­дут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через план­ку, приземление.

ОСНОВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ) ЗВЕНО ТЕХНИКИ — это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравни­тельно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.

ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ — это второстепенные особенности движения, не нарушаю­щие его основного механизма (основы техники).

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей.

Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающе­гося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия на­чинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ве­дущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:

возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;

поиском более совершенных способов выполнения движений;

повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;

совершенствованием методики обучения;

появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (например, синтети­ческих покрытий беговых дорожек, фиберглассовый шест — в прыжках с шестом) и другими факторами.

4. Техника как биодинамическая структура

4.1. Пространственная структура

Включают: положение тела, траекторию (путь) движения.

Положение тела. Какое бы двигательное действие не совершал человек, он должен придать своему телу определенное положение в пространстве. Сохранение неподвижного положения тела и отдельных его частей осуществляется благодаря статическому напряжению мышц. Необходимость выделения положения тела объяс­няется его большим значением в технике физических упражнений. Различают ис­ходные, промежуточные, конечные положения тела.

Исходные положения принимают с целью создания наиболее выгодных условий для начала последующих движений, лучшей ориентировки в окружающей обстанов­ке, сохранения устойчивости, обеспечения свободы движений, соответствующего воздействия на определенные органы и системы организма. Так, низкий старт в беге на короткие дистанции дает возможность легкоатлету быстрее развить макси­мальную скорость; выжидательная поза волейболиста или вратаря в хоккее обес­печивает эффективную подготовку к выполнению действий, соответствующих пред­стоящей игровой ситуации; стойка боксера гарантирует удобное наблюдение за про­тивником и быстроту передвижения в любом направлении, а также защиту наибо­лее уязвимых участков тела от ударов противника и возможность быстро нанести ответные удары. Исходные позы в этом случае характеризуют готовность занимаю­щихся к решению предстоящей двигательной задачи. Их можно отнести к тем со­стояниям, которые академик А. А. Ухтомский назвал «оперативным покоем». Хотя в них нет внешних движений, но нигде так ярко не проявляется единство концентри­рованной целеустремленности организма, как в этих вступительных к движению позах.

Промежуточные положения. Эффективность многих физических упражнений зависит не только от исходного положения, предшествующего началу движений, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-либо его частей в процессе выполнения самого движения. Например, удержание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне является одной из наиболее важных характеристик техни­ки, влияющих непосредственно на результативность стрельбы. Низкая посадка конь­кобежца, горнолыжника, горизонтальное положение пловца уменьшает сопротив­ление внешней среды и тем самым влечет за собой повышение скорости передви­жения.

Конечные положения в отдельных физических упражнениях также играют важ­ную роль. К примеру, приземление после соскока со снаряда в гимнастике или в прыжках на лыжах с трамплина. Правильное положение тела в них позволяет сохра­нить устойчивость при приземлении и избежать получения травмы. Есть виды дви­гательных действий, в которых конечное положение тела не влияет на результат. Скажем, поза игрока после передачи мяча в футболе.

В некоторых видах физических упражнений, связанных с оценкой результатов соревнований на точность и выразительность движений при заданной программе, к общей позе и положениям отдельных частей тела, в первую очередь, предъявля­ются требования эстетического характера (спортивная гимнастика, фигурное ката­ние на коньках, прыжки в воду и др.). Это связано с тем, что техника в них приобретает самостоятельную роль, становясь предметом оценки спортивных достижений.

Траектория движения — это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется формой, направлени­ем и амплитудой.

Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко. Объясняется это тем, что движения в отдельных суставах (рук, ног и др.) имеют вращательный характер. Поэтому криволинейные траектории движений наиболее естественны для человека. По форме траектории можно судить об эффективности техники физичес­кого упражнения.

Отклонение от наиболее правильной кривой, характеризующей лучшую технику в конкретном действии, может служить мерой технического мастерства. Например, у высококвалифицированных тяжелоатлетов при подъеме штанги в рывке и толчке рациональной траекторией является дугообразная линия.

Направление движения — это изменение положения тела и его частей в простран­стве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонталь­ной) или какого-либо внешнего ориентира (собственного тела занимающихся, парт­нера, спортивного снаряда и др.). Различают направления: основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные (вперед-кверху, вперед-книзу и т.п.).

Данными направлениями пользуются для характеристики как поступательных, так и вращательных движений. Направление движений играет важную роль для обес­печения высокой точности выполняемых действий, экономии сил, выигрыша вре­мени, включения в работу (или выключение из нее) необходимых групп мышц, со­здания более благоприятных или неблагоприятных условий в деятельности орга­нов дыхания и кровообращения.

Даже небольшие отклонения в направлении движений, например, у фехтоваль­щиков, боксеров, баскетболистов, ведут к тому, что они не достигают конечной цели в своих действиях.

Ошибки в углах вылета снаряда всего на плюс или минус пять градусов при мета­нии копья на растояние свыше 80 м приводят к снижению результата приблизительно на один метр. Неточное направление движений в общеразвивающих упражнениях снижают эффективность их влияния на мышечно-связочный аппарат.

Так, отведение согнутых перед грудью рук — с целью растягивания больших груд­ных мышц — окажутся совершенно бесполезными, если они будут выполняться в сто­роны — книзу, а не в стороны или в стороны кверху. В контроле за направлением движений особое значение имеет зрение. Поэтому для определения оптимального направления движений при изучении и совершенствовании техники физических уп­ражнений пользуются либо внешними ориентирами (например, толкают ядро в на­правлении протянутой на стойках веревки), либо соотносят выполняемое движе­ние с основными плоскостями собственного тела.

Амплитуда движения — это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси спортивного снаряда. Амплитуда движений из­меряется в угловых градусах, либо в линейных мерах. Часто ее определяют относи­тельно положения других частей тела или относительно каких-либо внешних ориен­тиров. Для определения суммарной амплитуды движений нескольких частей тела используют условные обозначения (например, полное приседание, полуприседа­ние).

Амплитуда движений отдельных звеньев человеческого тела зависит от строе­ния суставов и эластичности связочного аппарата и мышц. Величина амплитуды значение имеет умение точно выдерживать заранее запланированную скорость, т.е. проходить отдельные отрезки дистанции со скоростью по заранее составленному графику. Это позволяет целесообразно распределять свои силы на дистанции и отдалять момент наступления утомления, умение произвольно управлять скорос­тью движений называют «чувством скорости». Педагог, устанавливая определенную скорость движений для занимающихся, при овладении техникой двигательных дей­ствий должен учитывать: решаемую двигательную задачу, особенности изучаемого упражнения, внешние условия, возраст, пол и степень физической подготовленности занимающихся, состояние организма в данный момент времени и т.д.

4.2. Силовые характеристики

В практике для силовой характеристики движений пользуются понятием сила движения.

Сила движения это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, прыжках и т.д.), какие-либо предметы (при поднимании, метании и т.п.) и проч. Имен­но такую меру физического воздействия необходимо иметь ввиду, когда говорят о силе отталкивания в прыжках, силе удара в боксе, силе рывка в метаниях и т.д.

Понятие силы движения является обобщенным. Хотя она и зависит от прилагае­мых мышечных усилий (напряжения), ее не следует отождествлять с мышечной си­лой.

Сила движения человека представляет собой результат совокупного взаимодей­ствия внутренних и внешних сил. Знание сил, действующих на человека, облегчает понимание техники физических упражнений и поиска ее эффективных вариантов.

Внутренними силами являются:

активные силы двигательного аппарата — силы тяги мышц;

пассивные силы опорно-двигательного аппарата — эластичные силы мышц, вяз­кость мышц и пр.;

реактивные силы — отраженные силы, возникающие при взаимодействии звень­ев тела в процессе движения.

Внутренние силы, в частности, сила мышечной тяги, обеспечивают сохранение и направление изменение взаимного расположения звеньев человеческого тела. Посредством мышечных тяг человек управляет движениями, используя внешние и остальные внутренние силы.

Внешние силы складываются из:

силы тяжести собственного тела:

силы реакции опоры:

. силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягоще­ния, инерционных сил перемещаемых человеком тел.

Сила тяжести действует постоянно и всегда направлена вертикально вниз. Она является: движущей силой — при перемещении тела вниз (при падении и спуске с гор); тормозящей — при перемещении тела вверх.

Сила реакции опоры равна по величине силе, действующей на опору и направ­лена в противоположную сторону. Она зависит от веса тела, скорости движения, от степени трения и других причин. Эта сила особенно проявляется при катании на коньках, ходьбе на лыжах и т.п.

Сила сопротивления внешней среды (воздуха и воды) в одних случаях положи­тельно, а в других — отрицательно сказывается на решении двигательных задач. На­пример, конькобежцы показывают более высокие результаты на высокогорных катках, где воздух имеет меньшую плотность. В тоже время результаты в метании дис­ка и копья с падением плотности воздуха значительно ухудшаются. Это вызвано тем, что уменьшение плотности, хотя и снижает лобовое сопротивление данных снаря­дов, но одновременно и уменьшает подъемную силу.

Силы трения при выполнении физических упражнений также проявляют себя двояко: они полезны и вредны. Например, сила трения лыж о снег тормозит сколь­жение лыжника вперед. В этом случае сила трения направлена назад. При отталки­вании же лыж от снега сила трения удерживает лыжу на снегу, не дает ей просколь­знуть назад. В этом случае сила трения направлена вперед.

Сила инерции или сила отдачи — это реакция, испытываемая какой-либо частью тела со стороны ускоряемого звена тела, В одних случаях инерционные силы вы­годны, например, когда легкоатлет использует при толкании ядра инерцию движе­ния всего тела. В других — они затрудняют выполнение действия. С этим нередко сталкиваются, например, гимнасты, при маховых упражнениях на снарядах. Чаще всего инерционные силы полезны только до некоторых своих величин. От умения занимающихся правильно использовать возникающие инерционные силы, зависит эффективность выполнения двигательного действия. Наиболее полное использо­вание инерционных сил в качестве «добавок» к активным силам, — один из важней­ших показателей технического мастерства.

При овладении техникой двигательных действий нужно стремиться к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьше­нии сил тормозящих.

4.3. Ритмическая характеристика

Определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движе­ний, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, от­носительно пассивных движений.

Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определенное соот­ношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-либо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве.

Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и однократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно определяют путем измере­ния соотношения длительности каких-либо фаз, которые характерны для данного физического упражнения. Например, ритм в беге на коньках выражается ритмовым коэффициентом, который равен отношению времени отталкивания ко времени сво­бодного скольжения. Для коротких дистанций это отношение равно 3,39, для сред­них — 3,0, а для длинных — 2,57. Отсюда видно, что бег на короткие дистанции отли­чается по ритмовому показателю от бега на средние и длинные дистанции. Ритм движений может быть рациональным, правильным, способствующим высокому ре­зультату и нерациональным, снижающим результаты. Так, рывок и подъем штанги на грудь могут выполняться в двухтактном (рациональном) и одноактном (нерацио­нальном) ритме. В первом случае движение начинается со старта энергично, за­тем, на уровне коленей, усилие резко снижается и в подрыве вновь увеличивается; во втором — без акцентирования в фазе подъема штанги со старта и подрыва. Раци­ональный ритм, в технически совершенно выполненном кем-либо действии, нельзя рассматривать как некий абстрактный идеальный ритм, одинаково пригодный для всех. У каждого занимающегося в силу его индивидуальных особенностей должен быть свой ритм выполнения движения. Однако индивидуализация ритма не должна выходить за известные границы, определяемые основной объективно рациональной структурой данного действия. Различают также постоянный (стабильный) и пе­ременный (вариативный) ритмы. На изменение ритма при выполнении физическо­го упражнения влияют решаемая двигательная задача, внешние условия, состоя­ние занимающихся. К примеру, ритм передвижения на лыжах в плохих условиях скольжения будет иным, чем ритм при хорошем скольжении. Например, при пере­движении попеременным двухшажным ходом происходит некоторая перестройка в характере временных соотношений фаз движений в цикле — уменьшается длитель­ность фаз отдыха и увеличивается длительность рабочих фаз. Подобная вариатив­ность ритма движений обеспечивает достижение и поддержание, хотя пониженной, но оптимальной для данных условий скорости передвижения.

В циклических упражнениях (в беге, плавании, передвижении на лыжах и т.д.(пра­вильно выбранный, целесообразный при данных условиях ритм обеспечивает про­явление необходимой скорости и достаточно длительное сохранение соответству­ющей работоспособности организма. В ациклических действиях (прыжках, мета­ниях и др.) рациональный ритм содействует наилучшей концентрации усилий и мак­симальному использованию двигательных возможностей человека в наиболее решающий момент выполнения упражнения. При овладении техникой физических упражнений ритм движений можно выражать музыкой, с помощью счета, или его «выстукивать».

5. Иллюстрация

За пять минут Вы увидите интересную и простую иллюстрацию структуры техники гандбольного броска (определите, из чего состоит основа техники, то есть попробуйте разобраться: без чего бросок теряет эффективность, а без чего совсем не может быть выполнен?).

Источник

Оцените статью